Научная статья на тему 'Регион как объект анализа и управления'

Регион как объект анализа и управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНТАқАШУНОСЛИК / ИННОВАЦИЯЛАР / қАЙТА ТИКЛАШ-СОғЛОМЛАШТИРИШ / ИЛМИЙТЕХНИКАВИЙ ТАРАққИЁТ / РЕСУРСЛАР / РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / РЕКРЕАЦИЯ / НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апатова Наталья Владимировна

Мақолада тадқиқот олиб боришнинг ўз методикасини ишлаб чиқиш учун минтақашуносликка турли назарий ёндашувлар таҳлил қилинган. Минтақанинг тизимли таҳлил қилиниши мақсадга мувофиқлиги асосланган. Минтақа ривожланиш имкониятларининг кучли ва кучсиз томонларини баҳолаш методикаларини қўллаш таклиф қилинган.В статье анализируются различные теоретические подходы регионоведения для определения собственной методики проведения исследования. Приводит к выводу о целесообразности системного анализа региона. Предлагается применение методики оценки сильных и слабых сторон, а также потенциальных возможностей развития региона.There is discussed in the article the different scientific approaches to definition of region science, to develop own methodology investigation of the subject. As conclusion the author lead to necessity of region analysis on system basis. There is suggested the implementation of SWOT analyses of region development opportunities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Апатова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регион как объект анализа и управления»

Апатова Н.В.,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ

АПАТОВА Н.В. МИНТАЦА ТАЦЛИЛ ВА БОШЦАРУВ ОБЪЕКТИ СИФАТИДА

Мак,олада тадк,ик,от олиб боришнинг уз методикасини ишлаб чик,иш учун минта-к,ашуносликка турли назарий ёндашувлар тах,лил к,илинган. Минтак,анинг тизимли тах,лил килиниши мак,садга мувофик,лиги асосланган. Минтак,а ривожланиш имкониятларининг кучли ва кучсиз томонларини бах,олаш методикаларини куллаш таклиф килинган.

Таянч иборалар: минтак,ашунослик, инновациялар, к,айта тиклаш-соFломлаштириш, илмий-техникавий тарак,к,иёт, ресурслар.

АПАТОВА Н.В. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ

В статье анализируются различные теоретические подходы регионоведения для определения собственной методики проведения исследования. Приводит к выводу о целесообразности системного анализа региона. Предлагается применение методики оценки сильных и слабых сторон, а также потенциальных возможностей развития региона.

Ключевые слова: регионоведение, инновации, рекреация, научно технический прогресс, ресурсы.

APATOVA N.V. REGION AS ANALYSES AND MANAGEMENT OBJECT

There is discussed in the article the different scientific approaches to definition of region science, to develop own methodology investigation of the subject. As conclusion the author lead to necessity of region analysis on system basis. There is suggested the implementation of SWOT analyses of region development opportunities.

Keywords: regional science, innovations, recreation, scientific-technical progress, resources.

Экономическая теория 20 века, изучая обобщенные закономерности функционирования, организации и развития, абстрагировалась от многих конкретных факторов.

Формирование региональной науки началось после Второй мировой войны одновременно во многих странах как развитие теорий размещения, обобщенных американским ученым У.Айзардом (W. Izard — в первых переводах У.Изард1). В своих трудах он подчеркивал междисциплинарность новой науки, использующей знания экономики, географии, экологии, социологии, политологии, психологии, юриспруденции. Процесс формирования региональной экономики как нового научного направления завершился к 1966 году, и его основатели, У. Айзард и его ученик Т.Райнер (T.Reiner) дали ей следующее определение: «Региональная наука — это новая область общественных наук, которая использует теории и открытия других общественных дисциплин. Она делает упор на изучение пространственного аспекта человеческой деятельности и его значения для понимания общественного поведения и общественных форм. Цель этого изучения — выявление пространственных взаимосвязей не только между людьми и их деятельностью, но и между людьми или естественной, или преобразованной географической средой.В своих теоретических построениях региональная наука широко использует математические модели. Использование слова «региональная» предполагает системный подход к пространству, рассматриваемому как обиталище человека, а слово «наука» выражает намерение применять к анализу критерии точных методов исследования и развивать теоретические схемы и идеи общего характера»2.

В регионоведении появилось такое понятие, как «узловой регион»: «Узловые регионы представляют собой ареалы, характеризующиеся сходящимися или расходящимися из одной точки потоками вещества, энергии или

1 Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. - М.: «Прогресс», 1966. -С. 659.

2 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е узд. - М.: ГУ ВШЭ, 2001.

-С. 67.

информации»3. В социально-экономической географии узловыми регионами являются административные области, сферы влияния поселений, зоны сбыта и сырьевые зоны промышленных предприятий, участки почтовых отделений, поликлиник, школы т.д. В социально-экономической географии зона представляет собой территорию, в пределах которой имеет место однозначность показателей по их интенсивности.

В нашем исследовании мы понимаем территорию как узловой регион, а как основной интегрированный показатель рассматриваем инновационность его состояния и развития. Универсальность такого подхода заключается в том, что в качестве рассматриваемой территорией можно выбирать любую географическую часть административной единицы или объединенные части нескольких административных единиц, включая районы, области и государства. Выделенные территории могут служить инновационными зонами, включать некоторый центр, генерирующий идеи, проекты и технологии, а также зоны влияния данного центра, способствующие усилению показателя инновационности. В рамках административной единицы центр не обязательно может совпадать с административным центром: это может быть технопарк, академгородок, крупное научно-производственное объединение, решающее задачи одной предметной области и имеющее узкую специализацию.

Современные экономисты применяют различные подходы к анализу регионов, используя доминирующую для целей концепцию или парадигму. В трудах классиков региональной экономики регион рассматривался с точки зрения существующих природных ресурсов, населения, производства и потребления товаров и услуг, но не изучался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. А.Г.Гранберг отмечает четыре наиболее распространенных концеп-

3 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. — М.: «Гардарики», 2002. —С. 23.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 12

ции региона; регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок, регион-социум1.

Регион как квазигосударство самостоятельно регулирует свою экономику, аккумулирует большую часть финансовых ресурсов и выступает как достаточно самостоятельный субъект национальной экономики, регулируя свои взаимоотношения с другими регионами и центром. Использование данной концепции приводит к применению к региону законов макроэкономики, определение его как «мезо уровень», и, как следствие, к доминированию в исследованиях производственных факторов, занятости, доходов.

Регион как квазикорпорация сосредотачивает крупную собственность, выступает как агент рынка и конкурент другим регионам, на экономическое положение региона большое влияние оказывают размещенные на его территории филиалы и штаб-квартиры корпораций, их ценовая и кадровая политики, а также системы доходов. Данный подход фактически осуществляется в региональной налоговой политике государства, когда перенос штаб-квартиры корпорации, а фактически — смена юридического адреса — приводит к уходу из регионов крупного налогоплательщика, перераспределению доходов (центром или другим регионом) при сохранении непосредственно производства.

Регион как рынок с определенными границами уделяет большее внимание предпринимательскому климату, специфическим для данного региона сегментам рынка и позволяет применять маркетинговые методы анализа к деятельности региона в целом.

Подход к региону как социуму позволяет исследовать институциональные факторы, такие как систему власти, культурные традиции, местную законодательную базу, а также воспроизводство и размещение трудовых ресурсов, здравоохранение и образование.

На мировое развитие, в том числе, региональное, оказывает влияние научно-технический прогресс, данное влияние рассматри-

1 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е узд. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. -С. 83.

вает А.А.Пшунетлев2. Он показал, что имеется шесть важных аспектов влияния, к числу которых относятся: 1) продукция региональной экономика на внешних рынках является обеспечивает, в зависимости от ее доли, либо устойчивое равновесие в регионе, либо его нарушение; 2) изменяется структура населения, его численность, увеличивается доля пожилых людей, возросла трудовая миграция; 3) относительно медленная реакция капитала, чем трудового фактора, требует осторожности в формировании инвестиционной политики, что может привести к замедлению экономического роста; 4) изменяется структура занятости; 5) отмечается более быстрый рост доходов относительно снижения численности населения; 6) существуют регионы, на которые научно-технический прогресс оказал негативное влияние, например, лишив традиционных рабочих мест.

А.Г.Гранберг пишет: «Эволюция теории региона отражает повышение роли «нематериальных» целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода региона на модель устойчивого (эколого-социо-экономического) развития»3. При этом он отмечает, что «регион как подсистема информационного общества или регион как участник интернационализации и глобализации экономики» также может быть объектом исследования, при этом на первый план выходят такие его характеристики, как инновации, телекоммуникации и компьютерные сети, развитие промышленно-технологических комплексов. Информационная парадигма региональных исследований развивает теорию диффузии инноваций, которая, согласно ее основателю, Т.Хегерстранду (T.Hagerstrand), бывает трех типов: диффузия расширения (равномерное распространение по всем направлениям от точки возникновения), диффузия перемещения (распространение в определенном направлении) и диффу-

2 Пшунетлев А.А. Региональные аспекты влияния научно-технического прогресса. / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2014, № 99. -С. 1454-1463.

3 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е узд. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. -С. 84.

зия смешанного типа. С данной теорией тесно связана теория регионального жизненного цикла, в соответствии с которой региональная экономическая политика должна создавать благоприятные условия для развития инноваций в менее развитых регионах, размещая там научно-производственные и образовательные объединения.

Необходимость системного подхода при исследовании региона отмечает В.Василенко. Системный подход при этом осуществляется при построении цепочки «структура — свойства — признаки — черты — мера (средство измерения)». Он определяет регион и его структуру следующим образом: «Отталкиваясь от региона как территории, в качестве его структуры можно использовать совокупность участков земной и водной поверхностей (площадей) в определенных границах. В качестве основных свойств региона могут быть определены освоенность и насыщенность территории». Под «освоенностью» понимается насыщенность территории инфраструктурными и экономическими элементами, при этом учитываются связи между экономическими объектами, а под «насыщенностью — множество экономических объектов (предприятий, организаций, и элементов социальной сферы), на которых сосредоточена или на которые направлена экономическая деятельность. При этом В. Василенко подчеркивает, что «Через насыщение территории обеспечивается ее экономическое развитие»1. В рассматриваемой им методологии экономической диагностики региона определяющим является ресурсный подход, поскольку «Развитие территории непосредственно обусловлено системной организацией воспроизводства ресурсов — трудовых, природных, материальных (капитальных), организационных (предпринимательских), информационных, научно-технических и других»2.

В качестве основных элементов социально-экономического развития региона можно рассматривать следующие два основных вида ресурсов: материальные (включающие тру-

1 Василенко В. Методология экономической диагностики регионов. // «Экономика Украины», 2008, № 9. -С. 7.

2 Там же.

довые и природные ресурсы, а также средства производства и бюджетные ресурсы — инвестиции и финансы) и нематериальные (ресурс времени, интеллектуальные и информационные ресурсы)3. Для каждого из указанных ресурсов необходимо создавать региональный мониторинг, позволяющий принимать решения при реализации региональной политики. Хозяйственная система региона в данном случае представлена схемой движения потоков энергетических и природных ресурсов и сопровождающих их потоков информации. Ресурсный подход к экономике в целом характерен для западноевропейских экономистов, считающих, что главная роль экономической системы — это распределение ресурсов между конфликтующими спро-сами. Данный подход позволяет осуществлять реальное социальное и экономическое планирование на региональном уровне, поскольку позволяет согласовывать поставленные задачи с имеющимся ресурсным потенциалам и, тем самым, ставить перед регионом более достижимые цели развития. Однако эффективность использования региональных ресурсов и планирование их использования возможны только принадлежащем контроле. Механизмы управления ресурсами могут эффективно работать только в условиях строгого контроля ресурсного потребления, предшествующего ему мониторинга потребностей субъектов потребления каждого ресурса, а также нормативной базы потребления для конкретного вида экономической деятельности. Особенно это касается топливно-энергетических ресурсов и пресной воды.

Рассмотренные концептуальные основы анализа региона позволяют сделать вывод, что наиболее результативным будет комплексный подход, включающий принципы и методы перечисленных концепций. О необходимости изучения региона в динамике его развития пишут многие исследователи, в том

3 Ободець Р.В. Теоретичш аспекти ресурсного забезпечення господарськоТ системи репону. // Зб. наук. праць ДонДуУ: „Сощальний менеджмент i управлшня шформацшними процесами»: серiя „Державне управлшня», т.УП, вип.61. Донецьк: Дон-ДУУ, 2006. С. 122-129.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 12

числе, Г.П.Пидгрушный1 и другие. При этом подчеркивается, что регион, являясь с одной стороны, территориальным элементом государства, с другой представляет собой сложную синергетическую систему, которая постоянно эволюционирует и достаточно неустойчива в своем развитии. Регион имеет сложную структуру, состоящую из ряда базовых подструктур, главная из которых содержит социальную, экономическую, природно-ресурсную и управленческую компоненты. Развитие связано со структурной трансформацией региона, приводящей к качественным изменениям и, следовательно, количественным изменениям показателей. Трансформации присущи периодам неустойчивости и могут следовать различным сценариям развития, как позитивным, так и негативным. Среди них следует отметить три возможных варианта эволюционного развития: 1) усложнение структуры и организации общественно-территориальной системы региона, приводящее к переходу на более высокую стадию развития (ароморфоз); 2) изменения, не способствующие улучшению качества (адаптация); 3) деструктивные изменения, упрощение структуры путем уничтожения отдельных элементов и связей (деградация). Таким образом, чтобы регион развивался прогрессивно, необходимо осуществлять инновационный, структурно-трансформационный процесс, охватывающий все элементы структуры региона и гармонизирующий связи между элементами.

Для достижения устойчивого инновационного развития необходимо формировать как внутренние региональные, так и межрегиональные инновационные структуры. Региональная инновационная структура представляет собой системное целое, она должна определяться единством законодательной базы страны и ее бюджетной политикой, а гибкость и реактивность этой системы, необходимые для своевременной адаптации к динамичным внутренним и внешним условиям и вызовам, должны обеспечиваться

1 Пщгрушний Г.П. Особливост стадшно-ево-люцшного розвитку репошв Украши у контекст загальносвкових тенденцш. // «Украшський географiчний журнал», 2006, №2. -С. 19-28.

путем децентрализации управления, организации множества центров анализа и реагирования2. Будучи по сути региональной, данная система позволит: повысить эффективность инноваций по всей стране, активизируя местные органы самоуправления и усиливая их сотрудничество с крупным и средним бизнесом; подключить к процессам создания, внедрения и диффузии инноваций негосударственные организации; развернуть малый высокотехнологичный бизнес; развивать инновационную инфраструктуру, включающую информационную, консалтинговую и финансовую подсистемы.

Межрегиональная инновационная система должна служить эффективным механизмом перевода региональных экономик на инновационный путь развития, она создается на основе сетевой интеграции всех участников3. Одним из вариантов может стать создание межрегиональных распределенных кластеров и технопарков в сфере высоких технологий.

Для управления региональным развитием необходимо осуществить оценки всех элементов его структуры, выделить те из них, которые имеют стратегическое значение для позитивных трансформаций. Академик Н.Г.Чума-ченко, изучая опыт и проблемы регионального экономического анализа, пишет: «Региональный экономический анализ можно определить как комплексное исследование экономико-социального развития региона за определенный период с целью ... выявления резервов повышения эффективности деятельности региона и ускорения решения социальных проблем»4.

Региональный экономический анализ состоит из четырех блоков:

1) анализ производительных сил (их состояние, динамика и использование);

2) анализ производственной сферы;

2 Бубенко П., Гусев В. Ключевые моменты формирования региональных инновационных систем в Украине. // «Экономика Украины», 2007, № 8. -С. 33-39.

3 Савзиханова С.Э. Межрегиональная инновационная система - эффективный механизм перевода региональных экономик на инновационный путь развития. // «Креативная экономика», 2014, № 11 (95). -С. 46-52.

4 Чумаченко Н.Г. Очерки по экономике региона. — К.: «Наукова думка», 1995. —С. 69.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 12

3) анализ развития социальной сферы;

4) анализ экономической эффективности региона.

В первом блоке рассматриваются изменения в производительных силах региона, анализируются капиталовложения и основные фонды, в том числе по отраслям, изучаются трудовые и материальные ресурсы, их состояние. В этот же блок входит анализ природопользования в регионе, который включает: анализ использования природных ресурсов, к которым относятся водные, земные, горные, минерально-сырьевые ресурсы и атмосфера; анализ выполнения мероприятий по охране окружающей среды; анализ использования отходов производства и вторичных ресурсов.

Второй блок регионального экономического анализа включает анализ динамики производственной деятельности в промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве, транспорте и коммуникациях, а также ускорения научно-технического прогресса в отраслях, изменения межотраслевых пропорций, баланс межотраслевых связей. Также анализируются мероприятия, направленные на концентрацию, специализацию и координацию производства, их результаты, и деятельность территориально-производственного комплекса в целом.

Третий блок анализа охватывает различные проблемы как непосредственно населения, так и его социального обслуживания. Изучается половой и возрастной состав населения региона, продолжительность жизни, браки и разводы, использование свободного времени, жизненный уровень и доходы различных групп населения, условия труда по отраслям производства. В сфере социального обслуживания изучается состояние и динамика в народном образовании, здравоохранении, культуре, жилищно-коммунальном обслуживании, бытовом обслуживании, торговле, общественном питании, рекреации.

Оценка экономической эффективности региона включает пять основных оценок: общей эффективности экономико-социального развития; динамики производительности труда и средней заработной платы; осуществления в регионе политики ресурсосбережения

по наиболее важным ресурсам и отраслям; себестоимости продукции и рентабельности производства; финансового состояния региона.

Осуществляя региональный экономический анализ необходимо, во-первых, определять как наиболее узкие места, так и достижения, осуществлять сравнения с другими регионами и рассматривать показатели в динамике, отбирая наиболее важные в соответствии с целями экономического анализа; во-вторых, учитывать влияние происходящих структурных изменений; в-третьих, определить степень выполнения научно-технических и социально-экономических программ региона; в-четвертых, использовать как официальные статистические данные, так и достоверные сведения других источников; в-пятых, управлять аналитической информацией путем применения различных математических методов ее обработки1.

С учетом развития рыночной экономики, а также используемых в мировой практике методов регионального анализа, показатели, характеризующие социальное развитие регионов (третий блок), делятся на четыре группы: 1) семь показателей уровня жизни (денежные доходы на 1 жителя, среднемесячная заработная плата, соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума, соотношение доходов и расходов, децильный коэффициент дифференциации денежных доходов (расходов) населения, уровень бедности и коэффициент Джини); 2) характеристики социальной обеспеченности(обеспечен-ность жильем на 1 жителя, обеспеченность врачами и больничными койками на 1 жителя, розничный товарооборот и платные услуги на 1 жителя, коэффициент преступности); 3) характеристики демографической ситуации (естественный прирост населения, коэффициенты рождаемости и смертности, средняя продолжительность жизни населения, коэффициент детской смертности и миграционное сальдо); 4) характеристики состояния трудовых ресурсов (уровень занятости населения, уровень безработицы, демографическая

1 Чумаченко Н.Г. Очерки по экономике региона.— К.: «Наукова думка», 1995. —С. 72-73.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 12

нагрузка и нагрузка на 1 свободное рабочее место).

Для исследования региона как экономической системы могут использоваться показатели: устойчивости (равновесия), экономического потенциала (целостности региональной экономической системы), производственного потенциала, природного ресурсного потенциала, человеческого потенциала, научно-технического потенциала, организационного потенциала, информационного потенциала, жизнеспособности (режима воспроизводства) региона.

Наиболее весомыми показателями, по которым одна группа отличается от другой, являются: финансовые результаты деятельности экономики региона до налогообложения, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, чистая прибыль предприятий, кредиторская задолженность субъектов хозяйственной деятельности перед бюджетом, балансовая прибыль и стоимость основных фондов, введенных в действие.

К макро показателям, предложенным У.Айзардом для анализа региона, относятся следующие десять: рождаемость, смертность, чистая иммиграция, предпочтения и ценности, национальное население, трудовые ресурсы, средняя производительность труда, валовой продукт системы, валовой доход системы, выпуск по отраслям. На основе имеющихся данных А.Г.Гранберг предлагает определять показатели экономического развития (ВРП на душу населения), уровень потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровень производительности труда (ВРП на одного занятого), а также сопоставить конечное потребление на душу населения с величинами прожиточного минимума для региона и в целом по стране1.

Различные индикаторы используют, как правило, для сравнительного анализа, определения рейтинга региона или его места в той или иной системе. Так, В. Василенко предлагает использовать целую цепочку показателей, «что позволяет соизмерять различные индикаторы с целью получения необходимого

1 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е узд. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. -С. 109.

ответа на вызовы о глубине и характере процессов, происходящих на данной территории. К основным группам таких показателей можно отнести: 1) показатели, отражающие масштабы экономики региона; 2) показатели, отражающие результативность экономики региона; 3) показатели, отражающие режим воспроизводства населения в регионе;

4) показатели, отражающие состояние и воспроизводство основных средств в регионе;

5) показатели общей оценки освоенности территории региона; 6) показатели, отражающие самообеспеченность региона; 7) показатели, отражающие уровень кооперационных связей врегионе; 8) показатели, отражающие финансовые потоки в регионе; 9) показатели, отражающие уровень жизни населения региона; 10) показатели общей оценки насыщенности территории региона элементами производительных сил»2.

Для определения места региона в мировой экономической системе, характерной для развитых стран, предлагают различные модели количественных оценок. Так, модель постиндустриальной стадии регионального развития, включает индикативные показатели преимущественно экономического характера, на основе которых рассчитывается комплексный показатель стадийно-эволюционного развития. Данную модель можно использовать для приблизительной оценки степени «иннова-ционности» региона, поскольку в нее входят такие показатели, как валовая добавленная стоимость высокотехнологических производств, число занятых в научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах, но не учтены факторы информатизации и интеллектуализации (число лиц с высшим образованием, занятых в производстве и сервисе, число лиц, имеющих ученую степень и число студентов вузов всех форм собственности).

В основе способности региональной системы к развитию лежит инновационный потенциал. Носителями инновационного потенциала, как отмечают П.Бубенко и В.Гусев, являются собственники интеллектуальной

2 Василенко В. Методология экономической диагностики регионов. // «Экономика Украины», 2008, № 9. -С. 8.

продукции, к которым относятся специализированные научно-технические фирмы, «уставный капитал которых образуется преимущественно за счет объектов этой собственности в форме нематериальных активов»1, а также физические лица и организации-создатели знания. Важным регулятором инновационной деятельности должен стать рынок интеллектуальных продуктов, в том числе, научно-технической информации. Авторы отмечают, что в мировой практике всего около 15% новых товаров, появляющихся на рынке, ведут свое происхождение прямо из лабораторий и исследовательских центров, а подавляющее большинство инноваций возникает на основе не научных разработок, а солидного маркетинга, анализа и оценок рыночной ситуации, использования эффекта дисбаланса спроса и предложения.

Для получения качественной картины состояния региона целесообразно применять маркетинговые методы анализа, при этом «Являясь инструментом регулирования рыночных отношений и отражая специфику и особенности региона, региональный маркетинг призван реализовывать идею позиционирования и последующего продвижения региона на межрегиональном уровне»2. Региональный маркетинг позволяет создать позитивный имидж региона, более рационально использовать внутри региональный потенциал, обеспечить его инвестиционную привлекательность для зарубежных и отечественных инвесторов.

Процесс осуществления стратегического маркетинга включает три этапа: ситуационный анализ, определение целей по видам продуктов и рынков и разработка маркетинговой программы. На первом этапе изучаются тенденции развития, производится анализ конкурентов и оценка собственного положения, а также исследуются потребители продукции.

1 Бубенко П., Гусев В. Ключевые моменты формирования региональных инновационных систем в Украине. // «Экономика Украины», 2007, № 8. -С. 38.

2 Сазонов С.П., Вайсбейн К.Д., Гагошидзе Т.Д. Теоретические основы и методы совершенствования механизма маркетинга территорий и инновационное развитие региона. // «Фундаментальные исследования», 2015, № 6-1. -С. 189.

На втором этапе осуществляется выбор целевых рынков, поиск отличительных качеств и позиционирование продукта. Данный этап заканчивается маркетинговым планом, включающим ресурсное обеспечение, маркетинговые решения разработку графика внедрения и реализации программ маркетинга. Стратегические направления маркетингового плана включают определение миссии региона, целей его развития, основные внутренние резервы, сформулированные как ведущая компетентность (доля вида хозяйственной деятельности в ВРП, или желаемая доля вида сервиса, или нематериального сектора) и конкурентные преимущества. Миссия определяет «лицо региона», его бренд, чаще всего визуализированный на гербе области или города. Она, с одной стороны, констатирует достижения и основное направление возможностей, ас другой, может изменить вектор регионального развития. Например, для Крыма, такой миссией является духовное и физическое оздоровление граждан, хотя в ВРП Республики доминирует химическая промышленность, что явно несовместимо с общепризнанной миссией. Цели маркетингового плана группируются по трем видам: ресурсное и энергетическое обеспечение, утилизация отходов и нематериальные цели, относящиеся к качеству жизни населения. Для каждой группы производится дифференциация целей с соответствующей экономической и финансовой оценкой. Результаты маркетингового плана контролируются путем сравнения с ожидаемыми показателями, а контроль предусматривает коррекцию плана, действия и мероприятия по преодолению негативных отклонений и учет позитивных изменений. На третьем этапе создаваемая маркетинговая программа предусматривает также разработку бюджета с учетом анализа доходов, затрат и прибыли. Аппарат стратегического маркетинга становится актуальным при реализации концепции региона как рынка, в данном случае уместно использовать макро показатели региона и взаимодействие его с другими регионами и государством в целом.

Элементы стратегического анализа использовал в своих работах А.В.Коломиец, рассматривая управление регионом по «слабым сиг-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 12

налам», предполагающее постоянный мониторинг внешней и внутренней среды региона для обнаружения возможностей прогрессивного развития и своевременного устранения возникающих угроз1.

Для мониторинга внешней и внутренней среды региона наиболее удобным и разработанным инструментом является SWOT — анализ, позволяющий систематизировать сильные и слабые стороны состояния эколого-социально-экономического развития региона, а также практически в онлайновом режиме («on-line» — в реальном времени, в данный момент) оценивать потенциальные возможности региона и его потенциальные угрозы (рисунок 1).

К сильным сторонам относятся: материальные и нематериальные ресурсы, положительный энергетический баланс, наличие инновационных предприятий, превышение рождаемости над смертностью, рост иммиграции населения, образовательная сеть, лидерство в определенных видах деятельности, самообеспеченность продовольствием, экспорт продукции в другие регионы и за рубеж. К слабым сторонам регионального развития можно отнести много факторов, прежде всего: нулевой или отрицательный прирост валового регионального продукта; загрязнения природной окружающей среды (особенно для тех регионов, где развиты рекреация и туризм), распространение характерных для данного региона заболеваний людей и животных (птиц), разведение которых влияет на качество питания населения и экспорт; низкие инновационные показатели.

Потенциальные возможности региона требуют постоянного исследования и инициативы со стороны всех агентов регионального рынка, и в данном вопросе ведущая роль отводится органам местного самоуправления. Для выявления потенциальных возможностей необходимо изучать опыт регионов Европы, особенно схожих по природным условиям с Республикой Крым. Существует много примеров полезных инициатив, особенно отно-

1 Поважный А., Коломиец А. Формирование регионального ситуационного центра: обеспечение необходимыми видами ресурсов. // «Экономика Украины», 2003, № 3. -С. 41-45.

сящихся к сфере туризма и развлечений, позволяющих привлекать средства граждан данной страны и иностранцев для укрепления и развития региональной материальной базы. К ним относятся организация культурно-массовых мероприятий, пропаганда и реклама природных ресурсов региона, преимуществ сервиса и другие.

Оценка потенциальных угроз и наличие плана действий по их профилактике и преодолению реализуется, как правило, в виде сценариев оптимистического и пессимистического развития, хотя на практике руководители региона ограничиваются программой или, в лучшем случае, общим перспективным планом. К прогнозируемым угрозам следует отнести критическое накопление различного вида отходов производства и потребления, неконтролируемую добычу не возобновляемых природных ресурсов, нарушение экологического баланса и ухудшение качества водных объектов, воздуха, земельных ресурсов, а также энергетический кризис. Данные угрозы вполне можно предусмотреть, рассчитав потенциальный экономический ущерб и составив план профилактических мер.

Используя инструментарий стратегического маркетинга для анализа региона, полезно построить «Ромб конкурентных преимуществ» Майкла Портера. Данный «Ромб» был предложен для иллюстрации национальных конкурентных преимуществ, он состоит из четырех взаимосвязанных блоков: 1) факторные условия; 2) условия спроса; 3) родственные и вспомогательные отрасли; 4) стратегии компаний, структура и конкуренции2. Первый блок показывает способность региона превращать свои природные условия, уровень образования и инфраструктуру в конкурентные преимущества. Второй блок — условия спроса — учитывает количество и возможности потребителей продукции определенной отрасли. Так, возможности потребителей связаны не только с уровнем их достатка, но и восприимчивостью к нововведениям, традициям употребления напитков и пищи, образованностью, потребностью в духовном раз-

2 Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. — М.: «Международные отношения», 1993. -С. 324.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 12

Сильные стороны региона Слабые стороны региона

- материальные ресурсы - нематериальные ресурсы - инновационные предприятия - рост населения - образовательная сеть - экспорт продукции - лидерство в отрасли - отсутствие роста ВРП - загрязнение природной окружающей среды - низкое качество жизни населения - отсутствие собственных энергетических ресурсов - отсутствие инновационных продуктов

Потенциальные возможности развития Потенциальные угрозы развитию и стабильности

- активизация малого бизнеса - инициатива органов местного самоуправления - привлечение средств граждан к развитию региона - использование исторических, природных и культурологических ресурсов - привлечение инвестиций крупного и среднего бизнеса - развитие международных связей в социальной сфере - критическое накопление отходов производства и потребления - неконтролируемая добыча не возобновляемых природных ресурсов - ухудшение качества питьевой воды, воздуха и земельных ресурсов - энергетический кризис, отсутствие альтернативных источников энергии - политическая нестабильность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

витии. Третий блок отражает участие региона в глобализационных процессах, наличие филиалов крупных компаний, которые являются инициаторами разработок инноваций в малом и среднем бизнесе, поскольку размещают в регионе свои заказы и позволяют ознакомиться с образцами нововведений мирового уровня. Четвертый блок ромба конкурентных преимуществ отражает интенсивность конкуренции на внутреннем рынке для определенных товаров и услуг, что способствует повышению их качества и выходу на международный (межрегиональный) рынок.

Наряду с ромбом Майкл Портер предложил строить матрицу конкурентных преимуществ (табл. 1), позволяющую выявить источник конкурентного преимущества и оценить масштаб конкуренции1. Четыре элемента матрицы группируются по два в соответствии с целями уменьшения затрат, дифференциации, сокращения или расширения масштаба рынка. Каждый элемент матрицы представляет собой бизнес-стратегию: 1) стратегия лидерства по затратам; 2) стратегия дифференциации; 3) стратегия концентрации на затратах; 4) стратегия концентрации на дифференциации. Для региона затратами являются расходы бюджета, а дифференциацией — его ресурсные преимущества, включая

1 Портер М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. пос. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. —С. 495.

Рисунок 1. Матрица SWOT — анализа региона

искусственно созданные ресурсы, например, исторические.

Стратегия лидерства по затратам требует от руководства региона постоянного контроля за расходной частью бюджета, сокращения расходной части и недопущение дефицита бюджета. Один из путей — использование собственных продовольственных и энергетических ресурсов, альтернативной энергетики, строительных материалов и др. Иногда для снижения затрат требуются предварительные инвестиции в основные фонды для совершенствования производства и сбыта. Для региона здесь возникает проблема четкого размежевания собственности государственной и региональной, региональной и частной. Законодательная база Украины часто допускает нечеткое или двойственное толкование использования и принадлежности таких ресурсов, как земля, вода, прибрежная зона, лес и других природных объектов. К издержкам законодательства также относится смена собственников объектов хозяйствования по необоснованным причинам или даже по подложным документам, что негативно отражается на региональном развитии.

Стратегия дифференциации требует использования инноваций и поддержку имиджа эксклюзивной продукции высокого качества, что позволяет обоснованно повышать цены на производимые товары и услуги

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 12

Таблица 1. Матрица конкурентных преимуществ М. Портера

Масштаб конкуренции Уменьшение затрат (расходов) Дифференциация

Внешний рынок Стратегия лидерства по затратам Стратегия дифференциации

Внутренний рынок Стратегия концентрации на затратах Стратегия концентрации на дифференциации

и получать соответствующие доходы. Данная стратегия направлена также на расширении ассортимента товаров и услуг, выработки характерных только для данного региона продуктов, например, народных промыслов или стилизованных под этнические признаки инновационных продуктов.

Стратегия концентрации на затратах основана на детальной проработке альтернативных вариантов различных направлений развития региона. Альтернативные проекты позволяют оценить текущие и будущие затраты, например, на восстановление природного объекта в случае его утраты или частичного повреждения. Сравнение ожидаемой прибыли в краткосрочном периоде с будущими затратами позволяет сделать правильный выбор из нескольких вариантов, найти пути наполнения бюджета региона, сохранить его ресурсы.

Стратегия концентрации на дифференциации предусматривает использование отличительных характеристик региона по ряду направлений, что позволяет осуществлять гармоничное устойчивое развитие. Так, санаторно-курортный комплекс, существовавший в Крыму до 90-х годов, главной целью считал оздоровление трудящихся, а Крым назывался «Всесоюзной здравницей». Становление рыночных отношений привело к значительному расширению рекреационных услуг, появлению новых гостиниц и пансионатов, а также новых форм туристического обслуживания. Развитие рекреационной сферы происходит и территориально, малый бизнес осваивает новые районы, стимулируя производство сельскохозяйственной продукции, создание инфраструктуры. Потенциальной возможностью Крыма является научный туризм, позволяющий привлечь не просто ученых-туристов, но и получить в результате обмена знаниями новые ресурсы для инноваций. Подобная дифференциация применима для различных сфер региональной дея-

тельности: для строительства и транспорта, обеспечения населения чистой питьевой водой и экологически чистыми продуктами, производства высококачественной промышленной продукции или цветов (как для розничной продажи, как тюльпаны в Голландии или промышленного производства розового, лавандового и других масел), овощей и фруктов.

Рассмотренные стратегии позволяют осуществить комплексное управление региональным развитием, предусмотреть на основе различных количественных и качественных оценок веер вариантов сценариев развития, от крайне пессимистичного до очень оптимистичного, и, выбрав оптимальный на стартовом этапе вариант, корректировать траекторию регионального развития в зависимости от складывающихся внешних и внутренних ситуаций.

В России для поддержки развития инноваций были приняты Федеральный закон от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»», в данном центре предусмотрены следующие особенности: 1) на его территории для инвесторов предусмотрено формирование более гибкой системы государственного администрирования через создание специализированных служб; 2) определен особый статус управляющей компании проектом «Сколково», что направлено, прежде всего, на упрощение сложных «разрешительных» процедур, связанных с деятельностью инвесторов. Для финансирования инноваций необходимо использовать механизмы частно-государственного партнерства, создавать прозрачные условия приватизации государственных активов и обеспечивать равные условия доступа к объектам естественных монополий1.

1 Коваленко В.В. Регионы России - стратегия и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития. // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2011, № 2. -С. 13-22.

Литература:

1. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. - М.: «Прогресс», 1966. -С. 659.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е узд. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. -С. 495.

3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. — М.: «Гардарики», 2002. —С. 384.

4. Пшунетлев А.А. Региональные аспекты влияния научно-технического прогресса. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2014, № 99. -С. 1454-1463.

5. Василенко В. Методология экономической диагностики регионов. // «Экономика Украины», 2008, № 9. -С. 4-17.

6. Ободець Р.В. Теоретичш аспекти ресурсного забезпечення господарськоТ системи репону. // Зб. наук. праць ДонДУУ: „Соц1альний менеджмент I управлшня шформацмними процесами»: серiя „Державне управлшня», т^П, вип.61. Донецьк: ДонДУУ, 2006. -С. 122-129.

7. Ободець Р.В. Формування концептуальних засад ресурсного забезпечення соц1ально-економ1чного розвитку репону. // Зб. наук. праць ДонДУУ: „Соц1альний менеджмент i управлшня шформацтними процесами»: серiя „Державне управлшня». Донецьк: ДонДУУ, 2006. т.УП, вип.72. С. 188-196.

8. П^грушний Г.П. Особливост стадшно-еволюцшного розвитку репошв УкраТни у контекст! загальносв1тових тенденц1й. // «УкраТнський географ1чний журнал», 2006, №2. -С. 19-28.

9. Бубенко П., Гусев В. Ключевые моменты формирования региональных инновационных систем в Украине. // «Экономика Украины», 2007, № 8. -С. 33-39.

10. Савзиханова С.Э. Межрегиональная инновационная система - эффективный механизм перевода региональных экономик на инновационный путь развития. // «Креативная экономика», 2014, № 11 (95). -С. 46-52.

11. Чумаченко Н.Г. Очерки по экономике региона.— К.: «Наукова думка», 1995. —С. 338.

12. Сазонов С.П., Вайсбейн К.Д., Гагошидзе Т.Д. Теоретические основы и методы совершенствования механизма маркетинга территорий и инновационное развитие региона. // «Фундаментальные исследования», 2015, № 6-1. -С. 189-193.

13. Поважный А., Коломиец А. Формирование регионального ситуационного центра: обеспечение необходимыми видами ресурсов. // «Экономика Украины», 2003, № 3. -С. 41-45.

14. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. — М.: «Международные отношения», 1993. -С. 324.

15. Портер М.Э. Конкуренция. / Пер. с англ.; уч. пос.— М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. —С. 495.

16. Коваленко В.В. Регионы России - стратегия и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития. / Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2011. № 2. -С. 13-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.