сийские и глобальные воспроизводственные циклы кластеров. Формирование в ряде российских регионов отдельных предприятий среднего бизнеса - наиболее выигрышной для организации и структурирования кластеров «платформы», является первой основой формирования кластеров. Это подразумевает активность такой «базовой» фирмы в нескольких направлениях:
- инновационные преобразования высокой интенсивности по максимально широкому спектру деятельности,
- инвестиционная состоятельность, в том числе за счет привлечения инвестиционных ресурсов из-за рубежа,
- интеграция и вовлечение в деятельность фирмы иных непроизводственных субъектов возможного кластера - образовательных учреждений, консалтинговых структур,
- порождение партнерских связей с предприятиями, локализованными в том же сравнительно узком пространственном ареале,
- вовлечение в инновационную траекторию фирм, не инкорпорированных в структуру «базовой» фирмы, но использующих преимущества общей инфраструктуры, общих вспомогательных услуг, разделяющих взгляды на организацию деятельности, выход на рынки и т.д.
Потенциал активизации тенденций кластеризации в мезоэкономическом аспекте обусловлен возможностью с наибольшей выгодой для региона ответить таким вызовам как глобализация и регионализация. Относительно глобализации можно сказать, что становление на базе фирмы-инновационно активного субъекта региональной экономики регионального кластера дает возможность использовать такие плюсы глобализации как привлечение иностранного капитала и кадров, привлечение иностранных технологий (это может сочетаться с заинтересованным участием региона в виде госгарантий и иных инструментов). В то же время это позволяет избежать для региона таких негативных следствий глобализации как вымывание товаров региона иностранной продукцией, уход бизнеса в регионы более выгодных условий ведения бизнеса (в том числе за рубеж), создание платформы внедрения создаваемых в регионе инноваций и стимулирование креативного потенциала.
В контексте регионализации озвученный подход к становлению региональных кластеров позволяет усилить позиции региона за счет формирования четкого конкурентного преимущества в одном (или нескольких) (тд кластерах. Кроме того, факт наличия кластеров способствует повышению имиджа региона на международ- а ном уровне и влечет мультипликативный эффект привлечения рыночных субъектов. Наконец, сам процесс аналитического выявления потенциала кластеризации способствует пониманию реально существующих взаимосвязей на региональном уровне, возможностей и потребностей рационализации межсубъектных взаимо- о действий, и позволяет региональным и федеральным органам власти формулировать четкую политику под- Ь держки «точек роста» на базе инновационно ориентированных фирм с высоким экспортным потенциалом. 00 Таким образом, кластеризация региональной экономики призвана в наиболее оптимальной форме заложить д основу устойчивого развития мезоэкономической системы в стратегической перспективе. ш
0
ЛИТЕРАТУРА о
1. Барышева Г., Скрыльникова Н. Инновационная модель развития региона (на примере Томской облас- ш ти)// Экономист, 2002, №11. ^
2. Дружинин А.Г. Юг России конца XX - начала XXI вв. (экономико-географические аспекты). Ростов-на-Дону: Из-во РГУ. 2005. |
3. ПисьмакВ. Новые формы организации инновационного процесса// Экономист, 2003, №9. ^
4. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Международные отно- о шения, 1993. о
1
£
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ о ПРОЦЕССОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ о
I_
_ о
Журавель В.Ф., Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт (Сев Кав ГТИ), доцент кафедры О
«Экономика и управление на предприятии», к.т.н., О
355029, Ставрополь, пр-т Кулакова, 2 О
Приводятся результаты разработок методологии и принципов использования адаптивно-ландшафт- ;=
ной системы земледелия, а также ресурсосберегающие технологические комплексы для возделыва- £
ЖУРАВЕЛЬ В.Ф.
Ключевые слова: инновационная система управления; агроэкономическая система; моделирование процессов
Коды классификатора JEL: О 16, Q 18
ния зерновых и пропашных культур в Ставропольском крае. О
О Ф т
О
Современное сельскохозяйственное производство, как и другие отрасли народного хозяйства, испыты- § вает на себе воздействие процессов глобализации, усиленной конкуренции, страдает от ограниченности ^
ресурсов, и важным условием обеспечения его стабильности и устойчивого развития на данном этапе является инновационный характер процесса его воспроизводства. Инновационость означает переход на новый тип производства, в основе которого лежат научно-технический прогресс и инновационная деятельность. Это, прежде всего, разработка и внедрение систем земледелия, основанных на принципиально новых способах природопользования, ресурсосбережения, биологических приемах повышения плодородия почв.
В Ставропольском крае в последние годы активно разрабатываются методология и принципы использования адаптивно-ландшафтной системы земледелия, а также ресурсосберегающие технологические комплексы для возделывания зерновых и пропашных культур. Однако внедрение и использование этих технологий требует разработки и новой экономической системы, позволяющей планировать и оптимизировать товарное сельскохозяйственное производство с учетом допустимой антропогенной нагрузки, новых организационно-экономических принципов управления механизированными процессами.
В этих условиях, чтобы рационально выстроить инновационную систему управления агроэкономичес-кой системой Ставропольского края, необходимо использовать, например, принципы адаптивного управления распределенными производственными системами. Основу такого методического подхода составляет виртуальная производственная система (ВПС), в рамках которой производится моделирование процессов, технологическое проектирование и формирование управленческого решения.
При организации и управлении таким производством решающая роль отводится информационному обеспечению. Оно позволит при организации современной агроэкономической системы на агроландшаф-тной основе, эффективно адаптировать технологии производства сельскохозяйственной продукции к существующему для данной территории агробиоценозу. Для этого в практику планирования и управления П производством необходимо разрабатывать и внедрять современные математические и программные инс-Л) трументальные средства, обеспечивающие как разработку инновационных проектов, так и их оценку на О стадии реализации.
® Последние десятилетия двадцатого века окончательно утвердили научно-технический прогресс в качестве важнейшего фактора экономического развития, основы конкурентоспособности фирм, отраслей, а национальных экономик. Более того, отчетливо сформировалось понимание, что будущее процветание и Й даже выживание в глобальной экономике определяется центральной ролью нововведений, повышающих Ш производительность труда и отдачу вложенного капитала [1].
2 Наиболее полно объектно-процессное определение инноваций было представлено в постановлении ° Правительства РФ от 24. 07. 1998 № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации
□ на 1998-2000 г.г.». Оно сформулировано в следующем виде: «инновация (нововведение) - конечный ре-
□ зультат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, ^ нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте». ф Аналогично трактуется и понятие «инновационная деятельность» - как процесс реализации законченных
0 результатов НИОКР в новом или усовершенствованном проекте или технологии, а также связанные с ним ф дополнительные исследования и разработки. Более того, инновационная деятельность рассматривается ё как универсальный метод, набор инструментов обеспечения оптимального технологического процесса пу-о. тем планируемого воздействия на хозяйственную структуру предприятия.
® Таким образом, к инновациям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на предпри-
1 ятии и приносят ему конкретную экономическую, экологическую или социальную пользу. Причем, под инно-о вацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
о - новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
- новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
со - новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические о новации);
о - измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);
- новые или улучшенные экологические условия (экологические инновации); о - новые или улучшенные производственные системы.
о Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой и в производственных про-о цессах вообще неотделимы друг от друга.
о Для лучшего понимания инноваций разграничим понятия «новшество» и «инновация». Новшеством о является оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспери-
0 ментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут ^ быть оформлены в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских пред-
1 ложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или ^ производственный процесс, результатов маркетинговых исследований и т.д. [2].
ю В понятие «инновация» следует включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию, т.е. рассматривать инновацию как процесс на всех этапах ее создания. Причем, если открытие не пресле-^ дует цель получения выгоды, то инновация же всегда ставит своей целью получить больший приток денег, си большую сумму прибыли, повысить производительность труда и снизить себестоимость производства за ц счет применения какого-либо нововведения в технике и технологии.
о В общем плане «инновация» это обновление основного капитала или производимой продукции на ос-о нове внедрения достижений науки, техники, технологии. Это закономерный и объективный процесс совер-(Т) шенствования общественного производства.
По технологическим параметрам инновации подразделяют:
- на продуктовые: использование новых материалов, полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций;
- процессные: новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства.
На основе этого складываются два вида инноваций:
- инновация-продукт это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме за пределы предприятия. Такой тип инноваций может потребовать значительных или не больших инвестиций в зависимости от радикальности новизны;
- инновация-процесс это техническое, технологическое, производственное и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового бизнес-процесса, снижающее стоимость, повышающее эффективность и качество нового или существующего продукта.
Инновации-продукты и инновации-процессы тесно связаны и могут переходить друг в друга. Так, для производства радикально нового продукта может возникнуть необходимость в разработке новой технологии и, наоборот, для новой пионерной технологии производства может потребоваться разработка сразу нескольких новых продуктов.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации, ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается уже как инновационный процесс, который представляет собой совокупность последовательных преобразований научного знания в инновацию, в ходе которых инновация вы-
П
зревает от научной идей до конкретных новых продуктов, технологий или услуг и распространяется при ^ практическом использовании [3]. Ь
Для инновационного процесса характерны следующие признаки: щ
- системность;
- цикличность; ^
□
- вероятность; И
- социальная значимость. Ш Системность инновационного процесса обуславливается его целенаправленностью, поэтому все орга- ]>
низационные единицы инновационного процесса строятся на принципе баланса интересов, определяющих
общий вектор развития. щ
Цикличность инновационного процесса характеризуется многократной обратной связью, поскольку □
инновация включает такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы О
исследований и разработок непосредственно вызывает технические, организационные, экономические и .
экологические изменения, что оказывает обратное воздействие на деятельность этой сферы. ^
Вероятностный характер инновационного процесса проявляется в том, что не всякая начатая програм- £
ма исследований и разработок предполагает шансы на общий успех и успех и на рынке, на определенные ^ перспективы их распространения.
Социальная значимость инновационного процесса заключается в том, что инновационные изменения $
происходят в социальной среде, вызывает к жизни социальные потребности и сопровождается социаль- х
ными преобразованиями. Прикладные научно-исследовательские работы направлены на определение ко- ^ личественных характеристик новых методов, подходов, нестандартных конструкторско-технологических решений. Они чаще всего проводятся для исследования возможностей новых продуктов и технологий в
конкретных условиях. $
Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с конкретной разработкой о
нового продукта. Он включает эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской до- о
кументации, изготовление и испытание новых образцов техники, материалов, технологий. ^
Однако простое накопление научных результатов не означает автоматическую активизацию иннова- ^
ционной деятельности. Должны быть созданы условия, обеспечивающие широкое распространение новых ¡5
знаний или коммерциализации новации. При организации производства и реализации любой новый про- о
дукт проходит стадии внедрения на рынок, роста продаж, замедление роста и стабилизации объема продаж, о
снижения темпов продаж и ухода продукта с рынка. о
Обычно материальное производство включает пять этапов создания нового продукта: о
- научно-исследовательский этап или разработка концепции нового продукта; съ
- экологическое обоснование нововведения; Ц
- планирование создания продукта, проектирование продукта, проведение опытно-конструкторских Е работ; ф
- экспериментальное и серийное производство нового продукта с использованием новейших технологических процессов. §
При организации материального производства большое значение имеют меры, непосредственно на- ф
правленные на снижение себестоимости и повышения качества новой или уже изготовляемой продукции: ^
функцианально-стоимостной анализ, механизация и автоматизация производства, переход на новые более о
дешевые и доступные виды ресурсов и оборудования. При этом приоритетное значение имеет автомати- §
зация производственных процессов на основе высоких информационных технологий, которая ведет не ^
только к прямому сокращению себестоимости продукции, но и позволяет проводить гибкую организационно-хозяйственную политику, повышает инновационный потенциал предприятия. Комплексная автоматизация, включающая компьютерные технологии, программные продукты, промышленные роботы, обрабатывающие центры позволяет добиться высокой эффективности производства, приемлемого уровня затрат при высоком качестве работ, услуг и продукции. Усовершенствованные информационные технологии могут широко использоваться и при выборе варианта высокотехнологичного производственно-технологического процесса. При этом для определения наиболее экономичного варианта просчитываются затраты на производство нового продукта, для чего нет необходимости выполнять расчет всех статей себестоимости, достаточно сравнить сумму затрат, меняющихся при изменении технологического процесса или технологическую себестоимость. Информационные технологии и автоматизированное производство позволяют легко перегруппировать и перепрограммировать производство в соответствии с меняющейся конъектурой рыночного спроса, а также осваивать производство принципиально новой продукции, выпуск которой был технически невозможен при использовании обычных технологий производства.
Рыночный успех нового продукта существенно зависит не только от его потребительских параметров и их восприятия, но и от инновационного потенциала производителя и потребителя. Значительное число прогрессивных технологий и перспективных продуктов, а это принципиально новые и технически сложные новации, не находят своего сбыта из-за неадекватного восприятия нового и общего технического и технологического отставания самого сельскохозяйственного производства. В этом случае, существенной составляющей обеспечения коммерческого успеха нового продукта является предварительное размещение его на рынке и проведение рекламной компании, подготовка и переподготовка кадров . П К инновационным мероприятиям предприятия, облегчающим процесс вхождения нового продукта на Л) рынок и завоевания его сегмента, относятся и действия, направленные на организацию и совершенствова-0 ние системы сбыта продукции, организация адекватной системы которой предполагает выбор следующих ® альтернатив:
- сбыт непосредственно потребителям нового товара по прямым договорам с ними или через собствен-а ную розничную торговлю;
Й - продажи оптово-торговым предприятиям; Ш - сбыт в независимую рознично-торговую сеть;
2 - приобретение франшизой лицензии на сбыт под зарекомендовавшим себя товарным знаком с полу° чением от франшизодателя освоенных и закрепленных им сбытовых и закупочных линий, клиенту-
□ ры, а также технологий;
□ - любой из перечисленных выше вариантов, но с привлечением посредников (брокеров, торговых ^ агентов, дилеров, комиссионеров).
ф По мере развития инновационный процесс распадается на отдельные, отличающиеся друг от друга
g участки, и вследствие разделения труда формируется в виде функциональных организационных блоков.
ф Эффективность функционирования такой системы будет зависеть от уровня ее управления.
s В зависимости от целей, масштабов и уровня управление инновационной деятельностью основывается
о. на менеджменте организационном, стратегическом, тактическом и оперативном.
m Организационный процесс управления агроэкономическими системами органично основывается на
i рациональном использовании теории управления социально-экономическими системами и включает:
0 - теорию активных систем;
о - управление активными системами в условиях неопределенности;
- прикладные модели и методы управления активными системами;
со - игровое моделирование;
о - экспертные технологии и прогнозирование;
о - управление собственностью;
^ - анализ и проектирование организационных систем управления;
о - управление проектами.
о Теория активных систем (ТАС) - раздел теории управления социально-экономическими системами,
о изучающий свойства механизмов их функционирования, обусловленные проявлениями активности участ-
о ников системы.. Основным методом исследования является математическое (теоретико-игровое) и имита-
о ционное моделирование, которое находит применение при решении широкого круга задач в экономике и
о обществе - от управления технологическими процессами до принятия решения на уровне региона.
^ В последние годы наибольшее развитее в теории ТАС получил принцип согласованного планирования,
s суть которого в назначении элементам только таких качественных свойств, которые им выгодно выпол-
£ нять.
ю Оптимизация и внедрение новых систем производственно-информационного направления должны
>s включать:
g - создание основы описания механизмов функционирования многоуровневых активных производс-
ф твенных систем и способов их совершенствования - синтез оптимальных механизмов на основе ис-
g пользования принципов согласованного планирования;
о - разработку математических моделей и методов оптимального согласованного планирования основой
о производственной деятельности широкого класса сложных производственных систем, обеспечения
(Т) достоверности информации в условиях неопределенности в активных производственных системах;