Реализация инклюзивного образования средствами мультимедиа технологий в процессе обучения музыканта-исполнителя
Титова Светлана Сергеевна,
преподаватель кафедры «Истории, теории музыки и композиции», преподаватель кафедры «Социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин» ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай» E-mail: [email protected]
Бутова Ирина Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Специального фортепиано и камерно-концертмейстерского искусства», проректор по учебно-методической работе ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению возможности и продуктивности использования мультимедиа технологий при реализации инклюзивного образования в процессе обучения музыканта-исполнителя. В статье обозначены специфические особенности подготовки музыканта-исполнителя к профессиональной деятельности, обозначены задачи по поиску методов и средств обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях сферы культуры и искусства. Проведен анализ нозологических групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», рассмотрены ожидаемые проблемы реализации образовательного процесса в институте и пути их решения посредством использования мультимедиа средств: электронных нотных архивов, электронных нотных редакторов, флеш-плееров, электронных нотных тренажеров, электронных студий звукозаписи. В работе представлены функциональные возможности обозначенных мультимедиа средств и технологий.
Ключевые слова: инклюзивное образование, мультимедиа технологии, профессиональное образование в сфере культуры и искусства, электронные нотные архивы, электронные нотные редакторы, флеш-плееры, электронные нотные тренажеры, электронные студии звукозаписи.
о с
U
Наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей лиц с ОВЗ и инвалидов в области образования является, в настоящее время, одной из приоритетных задач социальной политики государства. Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В соответствии с п. 10 статьи 79 профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей в образовательных организациях культуры и искусства имеет ряд специфических особенностей, в значительной степени отличающих ее от других сфер профессиональной деятельности. Адекватная передача авторского замысла от композитора к слушателям, процесс преобразования, воспроизведения и коммуникации музыкальной информации составляет основу и сущность деятельности музыканта-исполнителя. Музыкально-исполнительская деятельность предполагает наличие обширных знаний в области музыкального искусства, исполнительских умений и навыков, технического совершенства, без которых она не осуществима. Помимо сказанного, музыканту-исполнителю необходима высокая духовная культура, образованность, эрудиция, развитая эмоционально-волевая сфера, наличие художественно-образного и рационально-логического мышления, владение средствами невербальной коммуникации, мотивация исполнительской деятельности.
Подготовка музыкантов - исполнителей с ограниченными возможностями здоровья ставит ряд дополнительных новых задач по поиску методов и средств обучения данной категории лиц.
В статье мы попытаемся рассмотреть возможность и продуктивность использования мультимедиа технологий при реализации инклюзивного образования в процессе обучения музыканта-исполнителя.
Вопросы применения мультимедиа ресурсов и технологий в реализации инклюзивного образования рассмотрены в работах Говорова А.А., Во-
ронов А.М. [4], Карасёва А.А. [5], Минитаева А. [6], Останькович Д.В. [7], Стариков А.Д. [8], Федор-ко Н.С. [15], Шлыкова И.В. [16], Якубжанова Д.Б. [17] и др. Однако, в них не отражена специфика образовательной сферы культуры и искусства, чем и продиктовано обращение к изучению данного вопроса.
Проведенный анализ нозологических групп обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» показал, что в институте обучается незначительное число студентов с инвалидностью. Для данной категории лиц разработаны универсальные адаптированные образовательные программы, обеспечен безбарьерный доступ в здание и в аудитории. Занятия для них организованы в общих группах с другими обучающимися, т.к. степень и особенности инвалидности данных студентов не требуют создания специальных условий. Эти обучающиеся не нуждаются в разного рода сопровождении образовательного процесса. Заявлений о необходимости создания специальных условий от данной категории обучающихся не поступало.
Кроме того, диагностика образовательных потребностей студентов с инвалидностью после прохождения промежуточной аттестации показала, что обучающиеся в институте лица с ОВЗ и инвалидностью могут осваивать образовательную программу наравне с остальными студентами.
Однако можно утверждать, что в институте существуют так называемые ожидаемые проблемы. Связаны они с возможностью поступления в институт лиц с ОВЗ и инвалидностью, требующих создание специальных условий.
Для обучения лиц с ОВЗ и инвалидов потребуются специальные технические средства и использование ассистивных информационных технологий. Полагаем, что в числе мультимедиа средств для реализации инклюзивного образования могут быть успешно применены электронные нотные архивы, электронные нотные редакторы, флеш-пле-еры, электронные нотные тренажеры (например, тренажеры-клавиатуры), электронные студии звукозаписи.
Вопросы использования мультимедиа ресурсов и технологий в образовательной среде образовательной организации сферы культуры и искусства [9], [10], [11], [12], вопросы обучения исполнителей музыкантов и подготовки к будущей профессиональной деятельности [1], [2], [3], [14] отражены в ряде научных трудов авторов настоящей работы.
Электронные нотные архивы в большинстве случаев имеют функцию работы с поиском внутри базы хранимых произведений, они позволяют найти необходимый музыкальный материал по интонации, интервалу, по словам (вокальное сочинение). Кроме того, электронные нотные архивы позволяют транспонировать музыкальные произведения в нужную тональность, вычленять необходимые партии из партитуры. Этот функционал окажется наиболее полезным для слабовидящих музыкантов-исполнителей. Например, ког-
да с партитурой работают слабовидящие обучающиеся, нагрузка на зрительный канал восприятия должна быть распределена и компенсирована среди других модальностей восприятия и нивелирована всеми возможными техническими средствами. Мелкий нотный текст, необходимый ручной поиск партитуры и вывод партий в ручном режиме представляет собой нежелательную излишнюю нагрузку. С этими проблемами справляются функционально программные продукты, осуществляющие:
- увеличение шрифта нотного текста при отображение его на экране и при выводе на печать;
- автоматизированный поиск партии, партитуры, клавира;
- вывод партий из партитуры на печать в удобном формате индивидуально;
- функцию озвучивания электронной партитуры для удобного ознакомления и подбора репертуара.
Для лиц с ОВЗ и инвалидов требуется гораздо большее время на репетиционную работу с концертмейстером, увеличение количества репетиций с партнером по ансамблевым дисциплинам. Частично решить данную проблему, сократить количество необходимых репетиций позволят, на наш взгляд, электронные нотные редакторы. Они позволят организовать предварительный просмотр и прослушивание музыкального произведения, прослушивание партитуры в целом и отдельных ее компонентов (партий), разучивание музыкальной партии в нужной тональности и нужном темпе. Процесс работы над ансамблевыми сочинениями достаточно кропотливый и трудоемкий, требующий для лиц с инвалидностью многочисленных репетиций с партнером. Нотный редактор позволяет совмещать звучание изучаемой партии в реальном времени с звучанием других партий нотной партитуры. Однако следует отметить, что занятия с использованием мультимедиа функционала позволяют отрабатывать лишь техническую сторону исполнения (темп, ритм, ансамблевую вертикаль), сократив время на изучение сочинения, поэтому могут быть использованы только на начальном этапе изучения музыкального произведения. В основе ансамблевого исполнительства лежит единение художественных интересов и вкусов партнеров, то, что принято называть чувством ансамбля. Поэтому использование нотных редакторов не может в полной мере заменить «живой» творческий ансамблевый процесс, совместное эмоциональное воплощение художественного образа.
Программы флеш-плеер - еще один программный продукт, использование которого позволяет ускорить процесс и сократить время на изучение нотного текста. Данные программы дают возможность воспроизводить файлы при загрузке в программу как нотного, так и звукового материала с функцией визуализации. Исполнение музыкальных фрагментов или музыкальных композиций с использованием микрофона позволяет визуализировать нотный текст в виде звуковой дорожки,
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
либо воспроизвести его на клавиатуре. Программа содержит внутренний конвертер, позволяющий перевести исполненный фрагмент в нотный эквивалент, а нотный вариант в звуковой, без необходимости установки специальных программ нотного редактора. Программа дает возможность отслеживать неверное исполнение отдельных фрагментов музыкального произведения, что, в свою очередь, значительно сокращает время первоначального этапа работы над произведением - разбор нотного текста.
Другим весьма полезным, на наш взгляд, средством обучения выступают электронные нотные тренажеры, представляющие собой визуальный образ клавиатуры фортепиано, либо грифа струнных инструментов. В программу можно загрузить звуковой файл, либо файл нотной партитуры. В процессе исполнения музыкального произведения происходит визуализация последовательности действий клавиатуры или грифа инструмента. Данная программа дает возможность транспонирования произведения в любую необходимую тональность, что особенно актуально для солистов -вокалистов и концертмейстеров. Помимо этого, подобные программы включают функцию верификации. При неверном исполнении музыкантом отдельных фраз, фрагментов программа распознает ошибку и реагирует на нее изменением цвета, указывая на то, какие отрывки музыкального произведения нужно проучивать дополнительно.
Электронные студии отличаются от программ флеш-плееров возможностью осуществлять запись исполняемых произведений с использованием тембров различных инструментов или голосов, а также сводить звуковые дорожки в ансамблях различных по составу голосов или инструментов. Лицам с ОВЗ и инвалидностью это позволит, например, сократить время выучивания хоровой, ансамблевой партии, услышать свою партию в неразрывном единстве всей звуковой партитуры.
При использовании вышеперечисленных мультимедийных продуктов могут возникнуть проблемы, связанные с отсутствием практического опыта их применения как преподавателями, так и обучающимися. Для решения данной проблемы была разработана и апробирована «Программа формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» для студентов, обучающихся по программам высшего образования в ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» (автор Титова С.С.) [13].
Авторы настоящей статьи не исключают возможности использования и иных мультимедиа технологий при реализации инклюзивного образования, а лишь предприняли попытку представить ряд возможностей использования таких средств при 5 реализации обучения студентов с инвалидностью о в образовательной организации сферы культуры ^ и искусства.
еЗ По нашему мнению, использование в образо-Ü вательном процессе вышеперечисленных мульти-
медиа технологий способно актуализировать следующие ожидаемые результаты:
1. Создание условий для реализации творческого потенциала одаренных лиц с инвалидностью, их профессиональной творческой реабилитации средствами искусства и художественной деятельности.
2. Как следствие - повышение уровня трудоустройства одаренных лиц с ОВЗ и инвалидностью.
3. Создание материально-технической базы, необходимой для обучения одаренных лиц с инвалидностью в сфере культуры и искусства и использование мультимедиа средств и технологий обучения.
4. Гуманизация социальной среды института, формирование толерантности обучающихся института, включение лиц с ОВЗ и инвалидностью в качестве равноправных, активно действующих граждан во всех сферах деятельности института.
5. Повышение профессиональной компетенции преподавателей, владеющих методиками инклюзивного обучения, в том числе с активным практическим применением мультимедиа средств и технологий обучения. Актуальность и новизна данного исследования
заключатся в предпринятой попытке обобщить материал по использованию мультимедиа технологий в процессе обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в образовательных организациях сферы культуры и искусства, опираясь на специфику подготовки к профессиональной деятельности музыкантов-исполнителей.
Литература
1. Бутова, И.А. Некоторые аспекты подготовки пианистов к концертмейстерской деятельности [Текст] / И.А. Бутова // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски: материалы IV Всероссийской науч. -практ. конф. аспирантов, соискателей и студентов, Екатеринбург, 21-22 апреля 2011 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - С. 13-17.
2. Бутова, И.А. Пути совершенствования практической подготовки музыканта-концертмейстера в многоуровневом вузе-комплексе [Текст] / И.А. Бутова // Мир культуры: искусство, наука, образование: сборник научных статей / сост. А.С. Макурина. - Вып. 9. - Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2020. -С. 208-211.
3. Бутова, И.А. Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже: автореф. на соиск. уч. ст. кан. пед. наук [Электронный ресурс] / И.А. Бутова. - Екатеринбург, 2011. - 24 с. URL: https://search.rsl. ru/ru/record/01005007657 (дата обращения: 07.01.2021 г.).
4. Говорова, А.А. Инклюзивное музыкальное образование: роль музыкально-компьютерных технологий в организации процесса обучения музыке людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению [Электронный ресурс] / А.А. Говорова, А.М. Воронов // МНКО. -2017. - № 4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/inklyuzivnoe-muzykalnoe-obrazovanie-rol-muzykalnokompyuternyh-tehnologiy-v-organizatsii-protsessa-obucheniya-muzyke-lyudey-s (дата обращения: 07.01.2021).
5. Карасёва, А.А. Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А.А. Косарева // Вестник науки и образования. - 2017. -№ 11 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-individualnom-obuchenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 07.01.2021).
6. Минитаева, А. Применение технологии «1С: Электронное обучение» для организации обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / А. Минитаева URL: https://educonf.1c. ru/conf2018/thesis/2573/(дата обращения: 07.01.2021 г.).
7. Останькович, Д.В. Музыкальное образование и информационно-компьютерные технологии [Электронный ресурс] / Д.В. Останькович. -2012. URL: https://dostankovich. musicaneo.com/ ru/ blog/articles/view/973.html (дата обращения: 07.01.2021 г.).
8. Стариков, Д.А. Понятие о мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Д.А. Стариков // Научные исследования в образовании. - 2011. - № 2. - URL: http://cyberleninka. ru/article/n/o-ponyatii-multimedia-tehnologii-i-ih-ispolzovaniiv-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 07.01.2021 г.).
9. Титова, С.С. Визуализация музыкального произведения: образовательные возможности и программные продукты [Текст] / С.С. Титова // Теория и практика современной науки. -Саратов, 2017. - № 8 (26). - С. 318-326. URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/sborniki_ (дата обращения: 07.01.2021 г.).
10. Титова, С.С. Особенности педагогической работы на музыкально-теоретических дисциплинах с фортепианным ансамблем: на примере фортепианного трио «Акцент» МБУ ДО ДЮЦ ДЦР «Синтай» [Электронный ресурс] / С.С. Титова, О.П. Морозова // Теория и практика современной науки. - 2019. - № 6 (48). - С. 479-485. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=39505631 (дата обращения: 07.01.2021 г.)
11. Титова, С.С. Особенности применения нотных архивов, обучающих электронных игр, программ микширования аудио-файлов, нотных
редакторов и программ flash-анимации при изучении музыкально-теоретических дисциплин [Текст] / С.С. Титова, О.А. Фигловская, О.П. Морозова // Современное педагогическое образование. - 2019 г. - № 9. - С. 187-194.
12. Титова С.С., Практические аспекты преподавания теоретических дисциплин на примере курса «Музыка. Фортепиано» по программам дополнительного образования: применение медиаконтента по методикам преподавания фортепиано [Текст] / С.С. Титова, О.П. Морозова // Мир культуры: искусство, наука, образование: сборник научных статей / сост. А.С. Макурина. - Вып. 9. - Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2020. - С. 297-302.
13. Титова, С.С. Проект «Программа формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» / С.С. Титова // Искусствознание: теория, история, практика. -Челябинск: - № 1 (27), апрель 2020. - С. 51-58.
14. Титова, С.С. Формирование навыка комплексного восприятия музыкального текста на начальном этапе обучения в концертмейстерском классе с применением мультимедиа технологий [Текст]/ к.п.н. И.А. Бутова, С.С. Титова // Современное педагогическое образование. - июнь 2020 г. - № 5. - C. 150-156.
15. Федорко, Н.С. Специфика интеграции мультимедийных технологий в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (на материале уроков рисования в коррекционной школе) [Электронный ресурс] / Н.С. Федорен-ко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2011. - № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-integratsii-multimediynyh-tehnologiy-v-obuchenie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-materiale-urokov (дата обращения: 07.01.2021).
16. Шлыкова, И.В. Использование технических средств обучения (аудио и видео) в процессе преподавания музыки: на материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / И.В. Шлыкова. - Тамбов, 2008. - 160 с.
17. Якубжанова, Д.Б. Использование мультимедийной технологии в специальном и инклюзивном образовании [Электронный ресурс] / Д.Б. Якубжанова // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 6-2 (41). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ispolzovanie-multimediynoy-tehnologii-v-spetsialnom-i-inklyuzivnom-obrazovanii (дата обращения: 07.01.2021).
18. Titova, S.S. Ways of increasing the efficiency of ways of satisfying artistic and aesthetic demands of special social categories of citizens: on the example of the activities of cultural institutions subordinated to the Ministry of Culture of the Chelyabinsk Region [Text] / S.S. Titova, G.V. Zuckerman // Topical areas of fundamental and applied research XVI Vol.2 spc Academic. 31.07.2018. - p. 27-43.
СЭ
о
CO
-a
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
CONDUCTING INCLUSIVE EDUCATION BY MEANS OF MULTI-MEDIA TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TRAINING A MUSICIAN PEFORMING MUSIC COMPOSITION
Titova S.S., Butova I.A.
South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky
The article is devoted to the consideration of the possibility and productivity of the use of multimedia technologies in the implementation of inclusive education in the process of teaching a musician-performer. The article outlines the specific features of training a musician-performer for professional activity, outlines the tasks of finding methods and means of teaching people with disabilities and disabilities in educational institutions in the field of culture and art. The analysis of nosological groups of students with disabilities and disabilities the State Budgetary Educational Institution of the «Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky», considered the expected problems of the implementation of the educational process at the institute and ways to solve them through the use of multimedia tools: electronic music archives, electronic music editors, flash players, electronic music trainers, electronic recording studios. The paper presents the functionality of the designated multimedia tools and technologies.
Keywords: inclusive education, multimedia technologies, professional education in the field of culture and art, electronic music archives, electronic music editors, flash players, electronic music trainers, electronic recording studios.
References
1. Butova, I.A. Some Aspects of Pianists' Training for Accompaniment Activity [Text] / I.A. Butova // Musical and artistic education of children and youth: problems and searches: materials of the IV All-Russian scientific-practical. conf. graduate students, applicants and students, Yekaterinburg, April 21-22, 2011 / Ural. state ped. un-t. - Yekaterinburg, 2011. -p. 13-17.
2. Butova, I.A. Ways of improving the practical training of a musician-accompanist in a multilevel university complex [Text] / I.A. Butova // World of culture: art, science, education: collection of scientific articles / comp. A.S. Makurina. - Issue. 9. - Chelyabinsk: South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky, 2020. - p. 208-211.
3. Butova, I.A. Formation of professional mobility of a musician-accompanist in the learning process at a music college: author. for a job. uch. Art. can. ped. Sciences [Electronic resource] / I.A. Butova. - Yekaterinburg, 2011. - 24 p. URL: https://search. rsl.ru/ru/record/01005007657 (date of access: 07.01.2021).
4. Govorova, A.A. Inclusive musical education: the role of music and computer technologies in organizing the process of teaching music to people with visual disabilities [Electronic resource] / A.A. Govorova, A.M. Voronov // MNCO. - 2017. - No. 4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/iVinklyuzivnoe-muzykalnoe-obrazovanie-rol-muzykalnokompyuternyh-tehnologiy-v-organizatsii-protsessa-obucheniya-muzyke-lyudey-s (date of access: 07.01.2021).
5. Karaseva, A.A. Information and communication technologies in individual education of children with disabilities [Electronic resource] / A.A. Kosareva // Bulletin of Science and Education. -2017. - No. 11 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-individualnom-obuchenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (date of access: 07.01.2021).
6. Minitaeva, A. Application of technology «1C: E-learning» for the organization of training for students with disabilities and people with disabilities [Electronic resource] / A. Minitaeva URL: https://educonf.1c.ru/conf2018/thesis/ 2573 / (date of access: 07.01.2021).
7. Ostankovich, D.V. Musical education and information and computer technologies [Electronic resource] / D.V. Ostankovich. -
o
d
u
CM
o
CM
2012. URL: https: // dostankovich. musicaneo.com/ru/ blog / articles / view / 973.html (date accessed: 07/01/2021).
8. Starikov, D.A. The concept of multimedia technology and their use in the educational process [Electronic resource] / D.A. Starikov // Scientific research in education. - 2011. - No. 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-multimedia-tehnologii-i-ih-ispolzovaniiv-obrazovatelnom (date of access: 07.01.2021).
9. Titova, S.S. Visualization of a musical piece: educational opportunities and software products [Text] / S.S. Titova // Theory and practice of modern science. - Saratov, 2017. - No. 8 (26). - p. 318-326. URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/sborniki_ (date of access: 07.01.2021).
10. Titova, S.S. Features of pedagogical work in musical theoretical disciplines with a piano ensemble: on the example of the piano trio «Accent» Municipal budgetary educational institution «Children's Youth Center» Children's Development Center «Xingtai» [Electronic resource] / S.S. Titova, O. P. Morozova // Theory and practice of modern science. - 2019. - No. 6 (48). - p. 479-485. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39505631 (date of access: 07.01.2021).
11. Titova, S.S. Features of the use of music archives, educational electronic games, programs for mixing audio files, music editors and flash-animation programs in the study of musical theoretical disciplines [Text] / S.S. Titova, O.A. Figlovskaya, O.P. Morozova // Modern pedagogical education. - 2019 - No. 9. - S. 187194.
12. Titova S.S., Practical aspects of teaching theoretical disciplines on the example of the course «Music. Piano» under the programs of additional education: the use of media content according to the methods of teaching piano [Text] / S.S. Titova, O.P. Morozova // World of culture: art, science, education: collection of scientific articles / comp. A.S. Makurina. - Issue. 9. - Chelyabinsk: South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky, 2020. - S. 297-302.
13. Titova, S.S. The project «Program for the formation of students' readiness for pedagogical activity using media content and multimedia technologies» / S.S. Titova // Art: theory, history, practice. - -Chelyabinsk: - No. 1 (27), April 2020. - p. 51-58.
14. Titova, S.S. Formation of the skill of complex perception of a musical text at the initial stage of training in an accompanist class using multimedia technologies [Text] / Ph.D. I.A. Butova, S.S. Titova // Modern pedagogical education. - June 2020 - No. 5. - C. 150-156.
15. Fedorko, N.S. The specifics of the integration of multimedia technologies into teaching children with disabilities (based on drawing lessons in a correctional school) [Electronic resource] / N.S. Fedorenko // Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. - 2011. - No. 2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/spetsifika-integratsii-multimediynyh-tehnologiy-v-obuchenie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-na-materiale-urokov (date of access: 07.01.2021).
16. Shlykova, I.V. Use of technical teaching aids (audio and video) in the process of teaching music: on the material of educational work in musical performance classes [Text]: dis. Cand. ped. Sciences: 13.00.02 / I.V. Shlykova. - Tambov, 2008. - 160 p.
17. Yakubzhanova, D.B. The use of multimedia technology in special and inclusive education [Electronic resource] / D.B. Yakubzhanova // Science and education today. - 2019. - No. 6-2 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ispolzovanie-multimediynoy-tehnologii-v-spetsialnom-i-inklyuzivnom-obrazovanii (date accessed: 01.07.2021).
18. Titova, S.S. Ways of increasing the efficiency of ways of satisfying artistic and aesthetic demands of special social categories of citizens: on the example of the activities of cultural institutions subordinated to the Ministry of Culture of the Chelyabinsk Region [Text] / S.S. Titova, G.V. Zuckerman // Topical areas of fundamental and applied research XVI Vol.2 spc Academic. 07/31/2018. - p. 27-43.