Формирование навыка комплексного восприятия музыкального текста на начальном этапе обучения в концертмейстерском классе с применением мультимедиа технологий
Титова Светлана Сергеевна,
преподаватель кафедры «Истории, теории музыки и композиции», преподаватель кафедры «Социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин», аспирант ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского»; педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай» E-mail: [email protected]
Бутова Ирина Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Специального фортепиано и камерно-концертмейстерского искусства», проректор по учебно-методической работе ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского» E-mail: [email protected]
В настоящей статье предпринята попытка описания возможности использования мультимедиа технологий при работе в концертмейстерском классе, применению функционала нотных редакторов, нотных архивов для визуализации нотного текста музыкальных произведений и работы с партиями для способствования формирования комплексного восприятия музыкального текста. Рассмотрены особенности работы с форматами и транспонированием, поиск необходимого нотного материала по его составляющим элементам посредством функционала ряда нотных архивов. Представлены возможности использования видео-трансляции, видео-конференции для обеспечения коммуникативного компонента в деятельности музыканта-концертмейстера.
Ключевые слова: применение мультимедиа-технологий в педагогической деятельности, методика преподавания, концертмейстерский класс, видео-трансляция, видео-конференция, комплексное восприятие музыкального текста, нотные редакторы, нотные архивы, озвучивание и визуализация нотного текста, работа с партитурой нотного текста.
о с
U
см л
Основная часть
Формирование комплексного восприятия музыкального текста напрямую является связанным с явлением комплексного развития личности музыканта-концертмейстера для его продуктивной и успешной профессиональной деятельности. Качественное формирование комплексного развития личности важно выстраивать с начального этапа обучения. Формирование профессиональной мобильности музыканта - концертмейстера в этом отношении выступает важной характеристикой. Достижение данного интегративного показателя видится возможным и при использовании ряда мульти-медиа технологий.
Одними из основополагающих работ по вопросам применения мульти-медиа в образовательном процессе для нас выступают труды Остань-кович Д.В. [1] (2012), Старикова Д.А. [2] (2011), Гребенникова А.Н. (2015), Карташова С.А. (2014), Апасова А.А. (2015), Маркова А.И. (2004), Рома-ненко Л.Ю. (2015), Селиванова Н.Л. (2008), Сидорова Л.В. (2006), Филатова С.А, (2013), Шлыковой И.В. (2008) и др.
В качестве комплексной интегративной характеристики личности, по диссертации автора настоящей работы (Бутова И.А., 2011 «Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже» [3]) выступает «профессиональная мобильность музыканта-концертмейстера, которая базируется на когнитивно-деятельностном фундаменте музыкальных знаний, исполнительских умений и навыков, предполагает эмоционально-артистическую реактивность, социально-творческую адаптивность, репетиционно-сценическую поведенческую вариативность и обеспечивает эффективное выполнение полифункциональной и многопрофильной деятельности концертмейстера» [3, с. 9].
Помимо владения профессиональными знаниями и умениями, музыканту-концертмейстеру необходимо обладать «гибкостью, подвижностью, способностью к быстрой адаптации, умением реагировать на происходящие изменения, то есть быть профессионально мобильным» [3, с. 3]. Отличительным чертами деятельности музыканта-концертмейстера выступают многопрофильность и полифункциональность, которые выражаются «в многообразии видов и составов исполнительских коллективов, с которыми работает концертмейстер (солисты-вокалисты и инструменталисты,
хоровые, театральные и танцевальные коллективы), в разнообразии выполняемых функций (исполнитель, репетитор и старший наставник, организатор и руководитель репетиционного процесса и пр.)» [3, с. 3]
В диссертационном исследовании (Бутова И.А. 2011) отражена структура и содержание профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера [3, с. 13], автором (Бутова И.А.) написан ряд работ по данному вопросу, например «Содержание и структура профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера» [4] (2011), «Результаты опытно-поисковой работы по формированию профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера» [5] (2011), «Некоторые аспекты формирования концертмейстерского комплекса у пианистов» [6] (2011), «Некоторые аспекты подготовки пианистов к концертмейстерской деятельности» 72] (2011), «Комплексный подход к обучению будущих концертмейстеров» [8] (2009), «Педагогические условия формирования профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера» [9] (2011), «Формирование навыка быстрой ориентации в нотном тексте в процессе обучения в концертмейстерском классе» [10] (2011). При этом, видится возможным представить данную структуру с включением описания мульти-медиа технологий и ресурсов, которые являются на наш взгляд соответствующими ее компонентам. Данные описания компонентов структуры профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера и связанные мульти-медиа-технологии и ресурсы представим в нижеследующей таблице 1. Мульти-медиа ресурсы по своему функционалу могут быть полезными для работы не только на музыкально-теоретических дисциплинах и изучении истории и теории музыки, но и на дисциплинах подготовки специалистов-исполнителей, в том числе в рамках концертмейстерского класса.
Среди трудов автора настоящей работы (Титова С.С.) в отношении мульти-медиа технологий и ресурсов на музыкально-теоретических дисциплинах и в работе с фортепианным ансамблем являются: о «Программе формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» [11] и [12] (2019-2020), о программе «Медиа-контент и мульти-медиа технологии» [13] (2019), об особенностях педагогической работы на музыкально-теоретических дисциплинах с фортепианным ансамблем с применением мульти-медиа технологий и ресурсов [14] (2019), об особенностях применения нотных архивов, обучающих электронных игр, программ микширования аудио-файлов, нотных редакторов и программ flash-анимации при изучении музыкально-теоретических дисциплин отражены в ряде работ [15], [16] (2019), о методах развития музыкального восприятия и музыкально-образных представлений учащихся средствами мульти-медиа [17] (2017), о визуализации музыкального произведе-
ния: образовательных возможностях и программных продуктах [18] (2017).
Нижеследующая таблица 1 отражает функционал мульти-медиа- технологий и ресурсов, формируемые навыки и умения, связанные компетенции по ФГОС ВО 53.05.01 Искусство концертного исполнительства. Фортепиано. Зарегистрирован в Минюсте России от 23.09.2016 № 43795 [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvospec/530501.pdf (дата обращения 18.04.2020) и на основе Перечня универсальных компетенций и индикаторов их достижения Уровень высшего образования - специали-тетhttps://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/ fumo/uk_spec.pdf (дата обращения 18.04.2020). Аналогичным образом возможно построить структуру профессиональной мобильности и для программ СПО, отличие будет заключатся в требованиях по ФГОС 53.02.03 Инструментальное исполнительство. Фортепиано, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1390, зарегистрированный Минюстом России 27 ноября 2014 г. N34957 [Электронный ресурс] URL: https://base. garant.ru/70812422/ (Дата обращения: 18.04.2020).
Мульти-медиа технологии и ресурсы, педагогические задачи по применению мульти-медиа технологий и ресурсов описаны в таблице 1. Перейдем к рассмотрению самих мультимедиа технологий и ресурсов, посредством которых данные задачи и возможности выполняются.
Рассмотрим электронные нотные архивы применительно задачам концертмейстерского класса. Ряд нотных архивов унифицированы («Нотный архив России», «Нотный Архив РФ», «Mutopia Project», «Musica Neo», «IMSlP», «Musedata», «MuseScores», «Free-scores», «Sheet Music Archive»), некоторые представляют ноты только узконаправленной специфики по инструментам, по специальностям, по композиторам и прочее. Возможность редактирования нот и наличие формата MIDI: «Mutopia Project». В форматах PDF, MiDi и редактируемых файлов «LilyPond» (бесплатно доступно для скачивания MIDI файлы, LY файлы). Самостоятельно обучающийся может импортировать MIDI файлы в нотные редакторы для работы с партитурой. Ряд электронных нотных архивов предоставляет доступ к файлам в формате finale («Музыкальный раздел проекта Гутенберга»), в некоторых представлен полнобазовый поиск музыкальных тем по жанрам, по первой ноте, по интервалу, по направлению мелодии (режим «Theme finder» в «Werner Icking» и «IMSLP»), по вводу начальных нот или слов (функция «TUNEdb» в «Werner Icking») удобно, если вы ищете точное название произведения. В ряд электронных нотных архивах включены встроенный аудио-проигрыватель файлов, визуализатор на фортепианной клавиатуре, функция распечатать онлайн и поделиться в социальных сетях («Musescore»), что позволяет не использовать дополнительные редакторы для прослушивания файла и для его
сз о со -а
I=i А —i о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
визуализации и прочее - все в одном окне онлайн, онлайн «ISMLP>\ есть там же функция прослуши-функция поиска по теме с набором на клавиатуре ваний (бесплатно), выгрузка партий платная.
Таблица 1. Структура профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера и связанные мульти-медиа-технологии и ресурсы
Наименование компонента структуры [8, с. 13] Описание компонента структуры [8, с. 13] Связанные возможные мульти-медиа технологии и ресурсы Педагогические задачи по применению мульти-медиа технологий и ресурсов Компетенции по ФГОС 3++ 53.05.01 Искусство концертного исполнительства. Фортепиано
Когнитивно -деятель-ностный Состоит из системы знаний в различных об -ластях искусства и ху дожественного творчества (инструментальное и вокальное исполнительство, сольное и ансамблевое творчество, музыкальное, театраль ное, хореографическое, искусство); комплекс исполнительских умений работы с музыкаль -ным текстом (чтение с листа, транспониро -вание, аранжировка, импровизация, подбор по слуху); навыки ан самблевого музициро -вания Нотные архивы с функцией поиска по композиторам, по направлениям, по стилям, по инструментам, по партиям. Нотные редакторы и архивы с функцией визуализации нотного текста (подсвечи -вание партии, прослушивание нотного текста, перевод в нужную тональность, авто -транспонирование на нужный интервал вверх и вниз и вывод нужного нотного текста на печать в короткие сроки, удобно для текстов большого масштаба), работа с автоаранжировщиками для изучения фактурного звучания и создания своей собственной аранжировки в короткие сроки. Работа с нотными архивами, знание творчества компо -зиторов для верного поиска произведений и сортировки в нотных архивах по филь -трам. Умение работать с выводом партий в нотном редакторе, умение настраивать автотран спонирование и выбирать нужный интервал для работы в нотном редакторе и нотном архиве, уметь конвертировать и сохранять и распечатывать нотный текст в короткие сроки. Знание и создание аранжиро -вок любого стиля, гармонической сетки, сбивок, уверенная работа с автостилями и ис пользование это в активной концертмейстерской деятель ности. ОК -1,2,3,4.10; ОПК-1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10,11,12; ПК -1,2,3,4,8,9,10,11,12, 13, 14; ПСК -1.1,1.2,1.3. УК -1,2,4 Входит во все три компонента структуры ОПК -12 «способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельно сти с применением информационно коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безо пасности»
Личностно -психологический Представляет собой мотивацию концертмейстерской деятельности и ценностное отноше -нии к ней; включает психологическую подвижность, выражен ную в эмоциональной отзывчивости, быстроте реакции, переключае мости внимания, опера ций, действий. Нотные архивы, вывод партий, преобразование форматов нотного текста, поиск нотного материала по его фрагменту, инто нации, словам и прочее (свободное ориентирование в существующей мировой нотной литературе). Пред-просмотр, ознакомление с нотным текстом в нотном архиве и нотном редакторе, посредством визуализации, прослушивания. Быстрый и уверенный поиск нужного нотного текста в нотном архиве, выбор его нужного отображения (клавир, партитура, партия и прочее), способность быстрого озна комления с нотным текстом. Способность игры с любого места в нотном тексте после его изучения (ускорение дан ного процесса по времени за счет применения функционала нотных редакторов и нотных архивов), уверенное знание нотного текста. ОК -1,2,3,4,5,7, ОПК -8,12; ПК -2,3,4,5,7,8,10,11,12, 13,14,15; ПСК-1.1. УК -1,2,3,4,6,7
Социально-коммуникативный Содержит социально-артистическую направ ленность, музыкально -коммуникативную инициативность, профессионально творческую адаптив-ность, ролевую ва риантность моделей поведения и готовность к быстрой смене выполняемой функции. Нотные редакторы и архи вы с функцией визуализации и аудио проигрыванием партий нотного текста. Видео-звонки и трансляции и конференции (перечень ресурсов приведен в табли це 2). Выучивание партий по визу ализированной медиа партитуре (свой голос играет вжи -вую, другие голоса партии прослушивает и просматри -вает в нотном редакторе или видео плеере, возможность функции просмотра записи, выбор удобного темпа испол -нения для комфортного проу чивания партий), работа с ресурсам видео коммуникации (трансляции, видео звонки в живом времени и в записи по вопросам исполняемых произведений, сыгрываний в реальном времени). ОК -1,2,3,4,6,8,9; ОПК -11,12; ПК -3,4,7,10,11,12,13, 14,15. УК -1,2,3,4,5,8
Функция транспонирования включена в функционал, например «Musescore» (тональность отображается в диалоговом окне буквенно над партитурой). Возможность ознакомиться более подробно с электронными нотными архивами представлена посредством сводной синхронистической таблицы, включающей 26 наименований. Таблица представлена в работах автора [16] (Титова С.С, 2019). Визуализация партитуры, работа с аудиофайлами партитур (онлайн например, в «MuseScore» и нотных редакторах) в форматах mp3, MIDI, LY, finale, переложение произведений для нужных составов исполнителей по голосам и инструментам еще не весь спектр возможностей ряда электронных нотных архивов.
Рассмотрим функционал нотных редакторов для задач концертмейстерского класса. Файлы ноты редакторов возможно конвертировать Файл формата MIDI из нотного редактора, например в «Overture» возможно конвертировать в видео-файл для просмотра партитуры с одновременным звучанием произведения. Музыкальные партитуры можно воспроизводить и публиковать на популярных ресурсах («YouTube», «SoundCloud», «Facebook») через программу «Sibelius». Видео вид намного привычнее в отображение нот, чем просмотр аудиодорожек того же произведения. В нотном редакторе возможно настроить транспонирование текста на нужную высоту или осуществить транспонирование в нотных архивах, перед скачиванием самих нот. Применение в работе над нотным текстом партитур произведений в используя файлы нотных редакторов - новое направление в педагогической работе. Преимущества в работе над нотным текстом в таком варианте довольно широкие - обучающиеся непосредственно имеют возможность предпрослушивать музыкальное произведение по голосам, просматривать отображение нотного текста в редакторе, видя визуальное направление каждого музыкального пласта фактуры. Практическая значимость данного дидактического обеспечения педагогической работы предстает в более точной манере исполнения, максимально приближенной к задумке композитора при изучении звуковых файлов, работы с партитурой, более точной проработке нотного текста при использовании визуальных источников информации, активизации интереса к работе над партитурой, возможности многократного
обращения к конкретным музыкальным фразам, фрагментам нотного текста в редакторе и медиа-проигрывателе. Возможность ознакомиться более подробно с нотными редакторами представлена посредством сводной синхронистической таблицы, включающей 13 наименований. Таблица представлена в работах автора [15] (Титова С.С, 2019). Среди программ: «Capella», «Denemo», «Finale», «Graphire Music Press», «Igor Engraver Programm», «LilyPond», «Maestro», «MuseScore» «MusiXTeX», «NotateMe», «Overture», «Sibelius», «TuxGuitar».
Рассмотрим дистанционную коммуникацию для музыканта-концертмейстера, для преподавателя концертмейстерского класса. Осуществление дистанционной коммуникации между исполнителями и концертмейстером, концертмейстером и преподавателем довольно специфическая задача профессионального уровня. Возможность в реальном времени сыгрываться (хоть и в разных точках географически, но одновременно по времени!) будь то с музыкантами, с хореографами, театральными деятелями, актерами и прочее, получать указания к исполнению перед выступлением, порой ограничивается временными рамками и географической дистанцией в пространстве. Проводить обучение и принимать экзамены и зачеты, возможно в реальном времени без потери возможности давать комментарии вживую, видеть и слышать каждого участника. Таким образом, важным становится освоение технических возможностей и технологий видео-общения, видео-звонков, видеоконференций, общения в реальном времени онлайн. Представим синхронистическую таблицу ресурсов для видео общения в нижеследующей таблице 2. Авторы не исключают наличия других ресурсов видео трансляции, в данную таблицу включены изученные на данный момент авторами ресурсы. Таблица составлена на основе следующих ресурсов: «5 бесплатных сервисов для видеосвязи: работаем и учимся» [Электронный ресурс] URL: https://ichip. ru/podborki/programmy-prilozheniya/5-besplatnyh-servisov-dlya-videosvyazi-rabotaem-i-uchimsya-na-udalenke-720772 (дата обращения: 18.04.2020); «Топ-5 программ для видео-звонков на замену Skype» [Электронный ресурс] URL: https://zen. yandex.ru/media/id/5d682af7998ed600ad1bc7d4/ top5-programm-dlia-videozvonkov - na-zamenu-skype (дата обращения: 18.04.2020).
сз о со -а
Таблица 2. Ресурсы для видео общения и трансляции
Название ресурса Наличие мобильной и PC версии Функционал для видео-общения (приведен на состояние апрель 2020, в последующее время возможно обновление функционала).
Skype Обе версии Видео -трансляция, видео -конференция, вебинары, групповой видео - чат до 50 человек бесплатно (кнопка «Собрание»), хранение пакетов документов до 30 дней в собственном облаке Skype. Программа бесплатная, но предлагает подписки и модели предоплаты для звонков на мобильные и стационарные телефоны. Требование - учётная запись Skype или аккаунт в Microsoft. Чат заранее запланировать нельзя
Microsoft Teams Обе версии Массовый видео - чат до 10 000 участников. Требуется регистрация аккаунтов. Приложение входит в пакет Office365, годовая подписка платная.
I=i А —i о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
Окончание
Название ресурса Наличие мобильной и PC версии Функционал для видео-общения (приведен на состояние апрель 2020, в последующее время возможно обновление функционала).
Zoom Обе версии Видео -трансляция, видео -конференция, вебинары, групповой видео - чат. Чат можно запланировать заранее в необходимое время. Учетная запись и подтверждение смс не требуется. Работает без установки, сразу в браузере. Подключение по ссылке. Возможен пароль от конференц -комнаты (если необходимо). Бесплатная версия конференций на 100 участни -ков (ограничение снято временно на период пандемии короновируса в 2020) и проведение видео -чатов длительностью до 40 минут. В безопасности Zoom есть ряд уязвимостей, кото -рые помогают получать доступ к личным данным пользователей, в отличие от Skype.
Viber Обе версии Видео -звонок, групповой видео звонок. Требование - привязка к номеру мобильного телефона
WhatsApp Только мобильная Видео -звонок, групповой видео звонок до 4 человек. Требование - привязка к номеру мо -бильного телефона Видео возможно в настоящее время в мобильной версии. В настоящее время пока нет версии для PC
Instagram Обе версии Видео -звонок, групповой видео звонок до 6 человек. Требование - привязка к номеру мо -бильного телефона Видео возможно в настоящее время в мобильной версии.
Facebook Обе версии Видео -звонок, групповой видео звонок до 50 человек. Требование - привязка к номеру мо -бильного телефона Видео возможно в настоящее время в мобильной версии.
VKontakte Обе версии Видео - звонок, групповой видео звонок до 15 человек. Требование - привязка к номеру мо -бильного телефона
Webinar Обе версии Вебинары, видео - чаты до 5 человек бесплатно. Больше участников возможно в платной подписке. Бесплатно 0,5 Гбайт в облачном хранилище для презентаций и прочих файлов. Про -должительность вебинаров не ограничена.
TrueConf Обе версии Видео -конференции бесплатно для 10 участников. Больше участников - в платной подписке. На период пандемии 2020 до конца учебного года сервера TrueConf бесплатно для всех образовательных организаций. Доступно для всех платформ: Windows, Linux, macOS, iOS, Android и даже Android TV. Сервис можно запустить через браузер. Участники и спикеры могут вести запись видео чата, возможность транслировать запись с камер наружного на блюдения.
Discord Обе версии Те же функции, как и в Skype, площадка предназначена для геймеров (голосовая связь во время игр на компьютере). Требуется регистрация. Шаблоны групп, международные чаты по интересам.. Видео - беседа до 50 человек (в 2020 году, было до 10 человек). В браузерной версии режим push-to -talk работает если в браузере активна вкладка с приложением.
Google Hangout Обе версии Видео - чат. Требование - привязка к Google аккаунту. Основа для мобильных устройств -Android. Находится по умолчанию в папке google. Работает в браузере. Документы видеоконференции, можно сохранить в облако google. Видео-чат бесплатно до 150 человек, по виде -освязи до 10. Платная версия «G Suite для бизнеса и учебных заведений», до 25 человек.
Jitsi Обе версии Беседа по ссылке. Регистрации не требуется. Видео - чат. Можно использовать пароль для каждого участника. Не ограничивает количество людей видео -конференц-комнате одновре -менно
ooVoo Обе версии Видео -конференция до 6 участников
Актуальность и новизна результата заключается в обобщении материала об использовании мультимедиа технологий и ресурсов применительно к обучению по концертмейстерскому классу, для подготовки музыкантов-концертмейстеров, в предложении ряда наиболее функциональных, по мнению авторов, мультимедиа технологий и ресурсов для практического использования в обеспечении профессионального образования, на примере электронных нотных архивов, нотных редакторов, ресурсов видео-чатов и видео-конференций.
Литература
1. Останькович, Д.В. Музыкальное образование и информационно-компьютерные технологии [Электронный ресурс] / Д.В. Останькович. -2012. URL: https://dostankovich. musicaneo.com/
ru/ blog/articles/view/973.html (дата обращения: 18.04.2020.)
2. Стариков, Д.А. Понятие о мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Д.А. Стариков // Научные исследования в образовании. - 2011. - № 2. - URL: http://cyberleninka. ru/article/n/o-ponyatii-multimedia-tehnologii-i-ih-ispolzovaniiv-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 18.04.2020).
3. Бутова, И.А. Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже: автореф. на соиск. уч. ст. кан. пед. наук [Электронный ресурс] / И.А. Бутова. - Екатеринбург, 2011. - 24 с. URL: https://search.rsl. ru/ru/record/01005007657 (дата обращения: 18.04.2020 г.),
4. Бутова, И.А. Содержание и структура профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера [Электронный ресурс] / И.А. Бутова //Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 3 (28). - С. 125-127. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-professionalnoy-mobilnosti-muzykanta-kontsertmeystera (дата обращения: 18.04.2020).
5. Бутова, И.А. Результаты опытно-поисковой работы по формированию профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера [Электронный ресурс] / И.А. Бутова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. -№ 5. - С. 9-11. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rezultaty-opytno-poiskovoy-raboty-po-formirovaniyu-professionalnoy-mobilnosti-muzykanta-kontsertmeystera (дата обращения: 18.04.2020).
6. Бутова, И.А. Некоторые аспекты формирования концертмейстерского комплекса у пианистов [Текст] / И.А. Бутова // Фортепианное образование: проблемы и перспективы: Материалы докладов междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 12 февр. 2008 года / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2008. - С. 23-28.
7. Бутова, И.А. Некоторые аспекты подготовки пианистов к концертмейстерской деятельности [Текст] / И.А. Бутова // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски: материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. аспирантов, соискателей и студентов, Екатеринбург, 21-22 апреля 2011 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011.- С. 13-17.
8. Бутова, И.А. Комплексный подход к обучению будущих концертмейстеров [Текст] / И.А. Бутова // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: материалы III Всероссийской науч. -практ. конф., г. Волгоград, 3-5 июня 2009 г. -Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. - С. 243-247.
9. Бутова, И.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера [Электронный ресурс] / И.А. Бутова // Сиб. пед. журн.: Научно-практическое издание. - 2011. -№ 9. - С. 105-111. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-professionalnoy-mobilnosti-muzykanta-kontsertmeystera (дата обращения: 18.04.2020).
10. Бутова, И.А. Формирование навыка быстрой ориентации в нотном тексте в процессе обучения в концертмейстерском классе [Текст] / И.А. Бутова // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: теоретические и практические аспекты. Межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. К.П. Матвеева; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 23-28.
11. Титова, С.С. Проект «Программа формирования готовности студентов к педагогической
деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий» / С.С. Титова // Искусствознание: теория, история, практика.— Челябинск: - № 1 (27), апрель 2020. - С. 51-58.
12. Титова, С.С. Программа формирования готовности студентов к педагогической деятельности с применением медиа-контента и мультимедиа-технологий [Программа] / С.С. Титова - Челябинск: ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского», 25.09.2019. - 98 с. (протокол № 2 от 25.09.2019 г. Кафедра «Истории, теории музыки и композиции»).
13. Титова, С.С. Музыка. Медиа-контент и мультимедиа технологии [Программа] / С.С. Титова -Челябинск: МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай», 16.09. 2019. - 85 с. (протокол № 1 от 16.09.2019 заседания Педагогического совета).
14. Титова, С.С. Особенности педагогической работы на музыкально-теоретических дисциплинах с фортепианным ансамблем: на примере фортепианного трио «Акцент» МБУ ДО ДЮЦ ДЦР «Синтай» [Электронный ресурс] / С.С. Титова, О.П. Морозова // Теория и практика современной науки. - 2019. - № 6 (48). - С. 479-485. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=39505631 (дата обращения: 18.04.2020). (дата обращения: 18.04.2020).
15. Титова, С.С. Приложения и редакторы микширования аудио-файлов, нотного редакти-ровния, flash-анимации нотного текста: виды, принципы работы, педагогический аспект на музыкально-теоретических дисциплинах художественном образовании (дополнительном и профессиональном): педагогический аспект / С.С. Титова, О.А. Фигловская Международная конференция «Научные исследования стран ШОС: взаимодействие и интеграция». - Пекин, Китай,- 14 сентября 2019 г. - С. 67-75.
16. Титова, С.С. Электронные нотные архивы и применение их функционала в художественном образовании (дополнительном и профессиональном): педагогический аспект / С.С. Титова, О.П. Морозова // Международная конференция «Научные исследования стран ШОС: взаимодействие и интеграция». - Пекин, Китай,- 14 сентября 2019 г. - С. 54-62.
17. Титова, С.С. Методы развития музыкального восприятия и музыкально-образных представлений учащихся [Текст]/ С.С. Титова // Образование: традиции и инновации: Материалы XV международной научно-практической конференции (12 октября 2017 года). - Отв. редактор Уварина Н.В. - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2017. - С. 234237.
18. Титова, С.С. Визуализация музыкального произведения: образовательные возможности и программные продукты [Текст] / С.С. Титова // Теория и практика современной науки. -Саратов, 2017. - № 8 (26). - С. 318-326. URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/sborniki_ (дата обращения: 18.04.2020).
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
CREATION OF THE COMPLEX PERCEPTION PERFORMANCE OF MUSIC TEXT AT THE INITIAL STAGE OF LEARNING IN THE CONCERTMASTER CLASS WITH APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES
Titova S.S., Butova I.A.
South Ural State Institute of Arts named after P.I. Tchaikovsky
This article attempts to describe the possibility of using multimedia technologies when working in a concertmaster class, using the functionality of music editors, music archives to visualize musical text of musical works and working with parts to facilitate the formation of a comprehensive perception of musical text. The features of working with formats and transposition, the search for the necessary musical material by its constituent elements through the functionality of a number of musical archives are considered. The possibilities of using video broadcasting, video conference to provide a communicative component in the activities of a musician-accompanist are presented.
Keywords: the use of multimedia technologies in pedagogical activity, teaching methods, accompanist class, video broadcasting, video conference, integrated perception of musical text, music editors, music archives, scoring and visualization of musical text, working with musical score.
References
1. Ostankovich, D.V. Musical education and information and computer technologies [Electronic resource] / D.V. Ostankovich. -2012. URL: https: // dostankovich. musicaneo.com/ru/ blog / articles / view / 973.html (accessed: 04/18/2020.)
2. Starikov, D.A. The concept of multimedia technology and their use in the educational process [Electronic resource] / D.A. Starikov // Scientific research in education. - 2011. - No. 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-multimedia-tehnologii-i-ih-ispolzovaniiv-obrazovatelnom-protsesse (accessed: 04/18/2020).
3. Butova, I.A. The formation of professional mobility of a musician-accompanist in the process of training at a music college: author. for a job. student Art. can ped Sciences [Electronic resource] / I.A. Butova. - Yekaterinburg, 2011. - 24 p. URL: https://search. rsl.ru/ru/record/01005007657 (accessed: 04/18/2020),
4. Butova, I.A. The content and structure of professional mobility of the musician-accompanist [Electronic resource] / I.A. Butova // World of science, culture, education. - 2011. - No. 3 (28). - S. 125-127. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ soderzhanie-i-struktura-professionalnoy-mobilnosti-muzykanta-kontsertmeystera (accessed: 04/18/2020).
5. Butova, I.A. The results of experimental research work on the formation of professional mobility of a musician-accompanist [Electronic resource] / I.A. Butova // World of science, culture, education. - 2011. - No. 5. - P. 9-11. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rezultaty-opytno-poiskovoy-raboty-po-formirovaniyu-professionalnoy-mobilnosti-muzykanta-kontsertmeystera (date of treatment: 04/18/2020).
6. Butova, I.A. Some aspects of the formation of the concertmaster complex among pianists [Text] / I.A. Butova // Piano education: problems and prospects: Materials of reports of int. scientific-practical conf., Yekaterinburg, February 12. 2008 / Ural. state Conservatory named after M.P. Mussorgsky. - Yekaterinburg, 2008. - S. 23-28.
7. Butova, I.A. Some aspects of the preparation of pianists for accompaniment [Text] / I.A. Butova // Music and art education of children and youth: problems and searches: materials of the IV All-Russian scientific-practical. conf. graduate students, ap-
plicants and students, Yekaterinburg, April 21-22, 2011 / Ural. state ped un-t - Yekaterinburg, 2011. - S. 13-17.
8. Butova, I.A. An integrated approach to the training of future accompanists [Text] / I.A. Butova // Art education in Russia: current state, problems, development directions: materials of the III All-Russian scientific. - prakt. Conf., Volgograd, June 3-5, 2009 -Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House, 2009. - S. 243-247.
9. Butova, I.A. Pedagogical conditions for the formation of professional mobility of a musician-accompanist [Electronic resource] / I.A. Butova // Sib. ped Zh.: Scientific and practical publication. - 2011. - No. 9. - P. 105-111. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-professionalnoy-mobilnosti-muzykanta-kontsertmeystera (accessed: 04/18/2020).
10. Butova, I.A. The formation of the skill of quick orientation in the musical text in the process of training in the accompanist class [Text] / I.A. Butova // Musical and artistic education of children and youth: theoretical and practical aspects. Interuniversity. Sat scientific tr / holes ed. K.P. Matveeva; Ural. state ped un-t -Yekaterinburg, 2009. - S. 23-28.
11. Titova, S.S. Project "Program for the formation of students' readiness for pedagogical activity using media content and multimedia technologies" / S.S. Titova // Art studies: theory, history, practice.- - Chelyabinsk: - No. 1 (27), April 2020. - S. 51-58.
12. Titova, S.S. The program for the formation of students' readiness for pedagogical activities using media content and multimedia technologies [Program] / S. S. Titova - Chelyabinsk: SBEI HE "SUSY named after P.I. Tchaikovsky, 09/25/2019. - 98 p. (Minutes No. 2 dated 09/25/2019, Department of History, Theory of Music and Composition).
13. Titova, S.S. Music. Media content and multimedia technologies [Program] / S.S. Titova - Chelyabinsk: MBU DO "DYUTS" DTSR "Sintai", September 16. 2019. - 85 p. (Minutes No. 1 dated 09.16.2019 of the meeting of the Pedagogical Council).
14. Titova, S.S. Features of pedagogical work in musical and theoretical disciplines with a piano ensemble: on the example of the piano trio "Accent" MBU DO DYUTS DTSR "Sintay" [Electronic resource] / S.S. Titova, O.P. Morozova // Theory and practice of modern science. - 2019. - No. 6 (48). - S. 479-485. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39505631 (accessed: 04/18/2020). (Date of treatment: 04/18/2020).
15. Titova, S.S. Applications and editors for mixing audio files, music editing, flash-animation of music text: types, principles of work, pedagogical aspect in the music-theoretical disciplines of art education (additional and professional): pedagogical aspect / S.S. Titova, O.A. Figlovskaya International Conference "Scientific Research of the SCO Countries: Interaction and Integration". - Beijing, China, - September 14, 2019 - S. 67-75.
16. Titova, S.S. Electronic music archives and the use of their functionality in art education (additional and professional): pedagogical aspect / S.S. Titova, O.P. Morozova // International Conference "Scientific Research of the SCO Countries: Interaction and Integration". - Beijing, China, - September 14, 2019 - S. 54-62.
17. Titova, S.S. Methods of developing musical perception and musical-figurative representations of students [Text] / S.S. Ti-tova // Education: Traditions and Innovations: Materials of the XV International Scientific and Practical Conference (October 12, 2017). - Ans. Editor Uvarina N.V. - Prague, Czech Republic: Publishing house WORLD PRESS s r.o., 2017. - S. 234237.
18. Titova, S.S. Visualization of a musical work: educational opportunities and software products [Text] / S.S. Titova // Theory and practice of modern science. - Saratov, 2017. - No. 8 (26). - S. 318-326. URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/sborniki_ (accessed: 04/18/2020).
o d
u
CM
m