Научная статья на тему 'Особенности применения нотных архивов, обучающих электронных игр, программ микширования аудио-файлов, нотных редакторов и программ flash-анимации при изучении музыкально-теоретических дисциплин'

Особенности применения нотных архивов, обучающих электронных игр, программ микширования аудио-файлов, нотных редакторов и программ flash-анимации при изучении музыкально-теоретических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ / АНИМАЦИЯ НОТНОГО ТЕКСТА / MASHUP-ПРИЛОЖЕНИЯ / FLASH-РЕДАКТОРЫ / НОТНЫЕ РЕДАКТОРЫ / ПЕДАГОГИКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ НОТНЫЕ АРХИВЫ / МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова С.С., Фигловская О.А., Морозова О.П.

Данная работа посвящена рассмотрению особенностей использования электронных нотных архивов, мобильных приложений и электронных игр обучающей направленности, Mashup-приложений, flash-редакторов, нотных редакторов, в художественном образовании. Представлена возможная классификация видов мобильных приложений и редакторов для визуализации микшированной анимационной нотной партитуры. Проанализирован ряд электронных нотных архивов, ряд мобильных приложений и электронных игр, Mashup-приложений, flash-редакторов, нотных редакторов. Приведены особенности применения данных ресурсов и технологий в рамках музыкально-теоретических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова С.С., Фигловская О.А., Морозова О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения нотных архивов, обучающих электронных игр, программ микширования аудио-файлов, нотных редакторов и программ flash-анимации при изучении музыкально-теоретических дисциплин»

Особенности применения нотных архивов, обучающих электронных игр, программ микширования аудио-файлов, нотных редакторов и программ АаэИ-анимации при изучении музыкально-теоретических дисциплин

Титова Светлана Сергеевна

аспирант ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», titova.svetlanasergeevna@yandex.ru

Фигловская Ольга Андреевна

студент ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», olga.andreevna1995@gmail.com

Морозова Олеся Петровна

педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Детский юношеский центр», sintai05@mail.ru

Данная работа посвящена рассмотрению особенностей использования электронных нотных архивов, мобильных приложений и электронных игр обучающей направленности, М^Иир-приложений, (^И-редакторов, нотных редакторов, в художественном образовании. Представлена возможная классификация видов мобильных приложений и редакторов для визуализации микшированной анимационной нотной партитуры. Проанализирован ряд электронных нотных архивов, ряд мобильных приложений и электронных игр, М^Иир-приложений, (^И-редакторов, нотных редакторов. Приведены особенности применения данных ресурсов и технологий в рамках музыкально-теоретических дисциплин.

Ключевые слова: электронные обучающие игры, анимация нотного текста, М^Иир-приложения, (^И-редакторы, нотные редакторы, педагогика, электронные нотные архивы, музыкально-теоретические дисциплины, художественное образование.

Музыкально-теоретические дисциплины предполагают освоение и изучение обучающимися специфичексого теоретического и практического материала. Применение, на наш взгляд, различных визуальных и электронных интерактивных материалов, в том числе, обучающих игровых приложений, электронных нотных архивов с их широким функционалом (прослушивание, просмотр нотного материала), мастеринг и редактирование собственных flash-анимаций нотного и методического материала способствует лучшему запоминанию информации благодаря воздействия одновременно на несколько каналов восприятия (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные), более быстрому изучению для отработки навыков по работе с ритмом, мелодией, основами музыкальной теории, отработкой элементарных навыков игре на инструментах в отношении расположения нот, более быстрому разучиванию нотной партитуры и пр. Именно музыканты, посредством воспринятых образов и собственного уровня знаний транслируют в исполняемых произведениях музыкальные представления, именно в результате прослушивания музыки формируются музыкально-образные представления. Максимально конкретизировать и направить восприятие обучающихся-музыкантов, на нащ взгляд, можно именно посредством применения средств визуализации, методических материалов, представленных на основе мульти-медиа технологий.

В настоящей статье мы последовательно рассмотрим следующие мульти-медиа технологии и ресурсы: I) электронные нотные архивы; II) мобильные приложения и обучающие электронные игры; III) программы микширования аудио-файлов, нотные редакторы и программы flash-анимации нотного текста

Перейдем к особенностям применения I) электронных нотных архивов в рамках дисциплин художественного образования (дополнительного и профессионального). Печатная продукция - учебники, рабочие тетради, нотные сборники неотъемлемые в методическом отношении и проверенные дидактически средства обучения. При ряде достоинств печатная учебная продукция имеет ряд су-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

в)

01 Z

щественных недостатков в своем применении -громоздкость, тяжелый вес (если таких учебных материалов необходимо с собой обучающемуся не для одного урока на день) и, к сожалению, не все учебные материалы всегда доступны для приобретения в своем печатном виде. Актуально становится обращение к мульти-медиа ресурсам [3; 7]. Острой является проблема подбора исполняемого музыкального репертуара, если нотные партитуры вообще существуют в ограниченном количестве, не переиздавались и не закупались библиотеками в печатном варианте.

В настоящее время не создана полноценная классификация электронных нотных архивов, учитывающая бы все характеристики таких архивов в настоящее время. Попытка разобраться в функционировании электронных нотных архивов предпринята в настоящей работе

Наличие дополнительных функций помимо просмотра изображения нотной партитуры отличают многие современные электронные нотные архивы (аналогично электронным учебникам в отличие от простых статичных изображений сканированного первоисточника печатного учебника или нотной партитуры) - прослушивание, визуализация на инструменте в процессе звучания, транспонирование, сохранение в форматах для последующей работы в нотных редакторах, звучание под метроном, выгрузка партий - все, что оказывается востребовано у исполнителей для работы с нотным материалом. По функционированию электронные нотные архивы становятся актуальным продуктом как для обучения так и для практической деятельности музыканта.

Основные проблемы в поиске материала в обращении с печатными нотными материалами, по мнению авторов настоящей работы: - 1) некоторые ноты изданы ограниченным тиражом и трудно найти в печатном варианте (ноты ранних изданий, ноты непереиздаваемые, зарубежные коллекционные издания и пр.), 2) большая трудоемкость работы с каталогами печатных изданий, и большая доступность работы с электронными каталогами и электронными нотными архивами; 3) ограничение по числу копирования страниц с печатного издания в библиотеках по законодательству (запрет на полное копирование издания целиком за одно посещение) и в противовес этому - возможность скачивания для ознакомления полные партитуры в электронных нотных архивах;

Мобильность, навигация, поиск и удобство выбора ключевые достоинства электронных нотных архивов перед печатными нотными изданиями. Обратившись к рассмотрению ряда архивов мы пришли к некоторым выводам. Современные технологии позволяют не просто оцифровывать нотный текст в формате, например, pdf. Большинство нотных материалов переводится через нотные редакторы с последующей возможностью выбора партий из конкретного произведения, возможностью транспонирования в удобную для исполнителя тональность (последние функции, в большинстве случаев, встречаются в платных

версиях электронных нотных архивов). Кроме того, в платных версиях архивов есть не только нотный материал, но и звуковые файлы данных произведений, которые можно пред прослушать перед исполнением и ознакомиться со звучанием выбираемого произведения. Такие звуковые файлы можно конвертировать через программы-конверторы в нотные редакторы и просматривать партитуру, выгружать и экспортировать и нотных редакторов видео звучащего произведения. Структура электронных нотных архивов оснащена удобной навигацией по разным категориям: по инструментам, по жанрам, по стилям, по композиторам, по исполнителям.

Некоторые электронные нотные архивы унифицированы («Нотный архив России», «Нотный Архив РФ», «Mutopia Project», «Musica Neo», «IMSLP», «Musedata», «Нотная библиотека Украины», «MuseScores», «Free-scores», «Sheet Music Archive»), некоторые представляют ноты только узконаправленной специфики. Например, - для гитаристов («Golden Guitar Studio», «Archive Jean-François Delcamp», «Statens musikbibliotek» ), для хоровиков («Хорист.ру», «Хоровая публичная доменная библиотека »), для пианистов («Фортепиано в России»), для народников («Нотный архив Сергея Пикулина»), для духовиков («Мир тромбона», «Trumpet Club», «Partita»), для скрипачей («Akuratnov.ru»).

Возможность редактирования нот и наличие формата MIDI - в таких электронных нотных архивах, как: «Mutopia Project» - музыкальных произве-дения-бесплатные для загрузки, изменения, печати, копирования, распространения, исполнения и записи - все в общедоступном домене или под лицензиями «Creative Commons», В форматах PDF, MIDI и редактируемых файлов «LilyPond» (бесплатно доступно для скачивание MIDI файлы, LY файлы). Некоторые электронные нотные архивы предоставляют непосредственный доступ к файлам в формате finale («Музыкальный раздел проекта Гутенберга»), в некоторых есть полнобазовый поиск музыкальных тем по жанрам, по первой ноте, по интервалу, по направлению мелодии (функция «Theme finder» в «Werner Icking» и «IMSLP», по первым нотам и по словам (функция «TUNEdb» в «Werner Icking») удобно, если вы забыли точное название произведения, которое нужно найти или выбираете произведения для микширования друг с другом по мелодии, по жанру и пр.

В некоторых электронных нотных архивах присутствует встроенный аудио-проигрыватель файлов, есть визуализатор на фортепианной клавиатуре, есть функция распечатать онлайн и поделиться в соц-сетях («Musescore»), что позволяет не использовать дополнительные редакторы для поиска по прослушиванию файла для его визуализации и прочее - все в одном окне онлайн (базовые функции бесплатно, при настройке отображения по инструментам платно - версия «Pro»), есть функция поиска по теме с набором на клавиатуре онлайн «ISMLP», есть функция прослушиваний

онлайн (бесплатно), при этом, выгрузка партий будет платной.

Функция транспонирования существует в таких электронных архивах, как например (в большинстве случаев платный функционал): «Нотный архив России» (на заказ, на данный момент с оплатой стоимости, заказ нот в форматах нотных редакторов «Finale» и «Sibelius»), «Нотный архив Сергея Пикулина» (на заказ для любых составов, транспонирование в удобную тональность, переложение для необходимых составов инструментов

- стоимость договорная, написание минусовок, написание нот по аудиозаписи), «Musescore» (доступно в мобильной версии для в «GooglePlay» и «AppStore» онлайн сразу же без предварительного заказа, тональность отображается при этом в диалоговом окне буквенно над партитурой).

Визуализация партитуры для изучения музыкальных произведений [ 8; 13], создание музыкальных мозаик для проведения теоретических заданий на знание музыкального произведения («Сольфеджио» (для диктантов в т.ч. тембровых), «Музыкальная литература», «Слушание музыки» -в дополнительном образовании, «История музыки» - в профессиональном образовании), работы с аудиофайлами партитур (онлайн например, в «MuseScore» и посредством отдельных нотных редакторов) в формате mp3, MIDI, LY, finale, транспонирование для изучения в необходимой тональности нотного текста, микширование из оригинальных MIDI файлов произведений через MUSHUP-приложения, создание видео-материала для видео-викторин на основе партитур и их визуализации через нотные редакторы, переложение произведений для необходимых составов исполнителей по голосам и инструментам, - широкий спектр возможностей нотных архивов. Полезным окажется работа с электронными нотными архивами и в рамках дисциплин «Гармония», «Теория современной композиции», «Анализ музыкальных произведений» в профессиональном образовании

- когда можно качественно поработать с нотным текстом, сделать, при необходимости визуализацию партитуры (с выстраиванием гармонической сетки, с визуализацией созвучий, ведения голосов и пр., например через инвертирование файла MIDI из нотного архива в программу «MAMPlayer», «Able MIDI Editor», «Orion», «Cubase» и пр.

Обратимся к рассмотрению следующих мультимедиа технологий и ресурсов, с точки зрения педагогического аспекта применения на музыкально-теоретических дисциплинах - II) мобильные приложения и обучающие электронные игры. Данные электронные интерактивные материалы значительно помогают в педагогическом процессе в игровой форме повторять теоретический и практический материал индивидуально каждому обучающемуся (в том числе в свободное время), так как их функционал строго запрограммирован на определенный шаблон действий, интуитивно в большинстве случаев понятный и оформленный в образно-красочный и запоминающейся интерфейс. Данные приложения способствуют лучшему запо-

минанию информации путем воздействия на различные каналы восприятия (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные), более быстрому изучению для отработки навыков по работе с ритмом, мелодией, основами музыкальной теории, отработкой элементарных навыков игре на инструментах. Широкое разнообразие интерактивных электронных игр и игр-приложений, целых порталов и сайтов с играми весьма доступны (преобладающая их часть предоставляется в бесплатной основе, за редким исключением) и переполняют информационное пространство сети Интернет. Во всем этом калейдоскопе весьма непросто разобраться, особенно преподавателю, не изучающему данный вид музыкальных электронных игр-приложений специально. Какие основные виды, какая целевая аудитория у данных игр-приложений и какой круг тем музыкальной теории они призваны осветить посредством освоение их игрового контента? Столь большое проблемное поле может быть решено путем классификации существующих электронных обучающих продуктов по теории музыки. К сожалению, на данное время, авторам не известны научные труды, которые бы в полной мере освещали бы данную проблему. Таким образом, была предпринята попытка выстраивания классификации электронных обучающих продуктов по теории музыки.

Рассмотрев и изучив ряд электронных обучающих продуктов по теории музыки, мы пришли к следующему выводу. Классификация электронных обучающих продуктов по теории музыки, по-нашему мнению, может быть следующей: 1) по необходимости доступа к сети интернет во время игры-обучения: а) on-line игры («Music Crab - Notes de musique», «Музыкальные онлайн flash-игры», синтетический проект «Детям о музыке» (раздел «Игры»), «game-game. Музыкальные игры онлайн»и др.), б) доступные в виде off-line продукта (игры из проекта-комплекса И. Бурского «Музыка» и «Обучалки»); 2) по воспроизводящему устройству а) приложения для PC (Windows), б) приложения-программы для смартфонов (Android); 3) по количеству отрабатываемых навыков а) односложные моно-игры (высота нот или ритм и др.), б) комплексные игры или ряд игр на одной платформе (одном сайте, например «game-game. Музыкальные игры онлайн»; «Музыка», «Обучалки» из проекта И. Бурского; «Вирар-тек» А. Устинова, проект «Детям о музыке») (мелодия, ритмические фигуры, игра на инструменте, динамика, музыкальные символы, интервалы, нотный стан и пр.); 4) по возрастной категории обучающихся. Приложения-Игры дифференцированы по уровню сложности: а) для обучающихся младших классов вполне доступы к освоению ресурсы программ электронных игр: «PianistHD» -игра по цветовым подсказкам на фортепианной клавиатуре для младших классов и любителей музыки (не подходит для профессионалов - т.к. отсутствует работа по анализу нотного текста), «Букашка» (сайт для самых маленьких мальчиков и девочек), «Музыкальные онлайн flash-игры»,

о о и и m S m

О m э m й А

S £ m О

х О m

О DI и А ы о m А X

s m

0

в)

01 Z

«Игры обучение музыки»; это красочные и увлекательные визуализации со вспомогательными анимационным персонажами (в проекте «Музыка»: семь гномов «Белосежка и семь гномов», Барби -«Музыка с Барби», Смешарики «Танцевальная школа смешариков», Микки Маус в игре «Музыкальна машина из множества инструментов»; Том и Джерри в проекте «Музыка» И. Бурского, крабы в «NoteWorks», кошки в «Music Notes», рыбки в «Music Crab - Notes de musique» и в проекте «Музыка» (рыбки Freddi), ящерицы в «Jungle Music», птички - в игре «Играем по нотам на виртуальном пианино» с ресурса «Букашки», попугаи в игре «Фразы попугаев» с портала «Theta Music Trainern пр.); б) для обучающихся старших классов и обучающихся-студентов вполне доступны к освоению ресурсы более строгие по интерфейсу: «AprenderNotes», «Теория музыки» К. Сидорова (приложение-справочник по теории музыки, без игрового наполнения), «Вирартек» (проект А. Устинов), «Музыка» и «Обучалки» (проект И. Бурский, русскоязычный отечественный ресурс); 5) по направленности отрабатываемых знаний и навыков : а) игры-тренажеры исполнения нот на инструменте (на фортепиано, на струнных, на духовых и пр. (например, «PianistHD» -тренажер игры на клавиатуре (без нот), «Mussila» - тренажер игре на фортепиано и разучиванию нот для фортепиано с листа; игра на музыкальных инструменты: фортепиано, электрогитара, ксилофон, саксофон, ударные барабан и флейта - на портале «Пианино-дети - музыка и песни»; «Музыкальные онлайн flash игры» С. Михайлова - тренажеры игры на фортепиано, на гитаре, на барабанах; игра на дудочках, на ксилофоне «Детям о музыке», игра на гитаре, барабанах, фортепиано - на портале «game-game. Музыкальные игры онлайн»; «Учимся играть на Пианино», ««NotesDeMusique»; «% учиться читать ноты - репетитор», «MusicalMonster: Учим ноты на фортепиано, гитаре»; «The Ear Gym - Ear Trainer»; «LearnMusic Notes»); б) отработка музыкально-теоретических навыков (динамика, знаки альтерации, ритмические фигуры, написание диктанта - например, проект «Музыка» И.В. Бурского, «Вирартек» А. Устинов; «SolfaRead»; «Ноты: чтение нот. Учить сольфеджио»; «Абсолютный слух»; «Interval Cards Theory»; «Musical Dictation»; «Тренажер ритма»; «Карточки изучаем ноты»; Ноты, аккорды, интервалы, музыкальная память (повтор фраз) в играх на портале «Theta Music Trainer»); в) смешанные (комплексная отработка исполнительских навыков чтения с листа и теоретических навыков - игра на фортепиано, дудочках, на ксилофоне, отработка нотного стана, сочиняем музыку, одинаковые звуки и пр. в проекте, повтори по памяти, музыкальный слух «Детям о музыке»; Игра на разных инструментах, запись нотами по памяти и на слух в проекте «Онлайн игры» (раздел «Обучение музыке»)).

Авторы настоящей статьи не исключают возможности использования других оснований для классификации электронных обучающих продуктов по теории музыки.

В обращении к данным играм видится больше положительных преимуществ, чем недостатков. Из немногочисленных ограничений по работе с такими электронными интерактивными играми: ограничения по времени пребывания перед экранами PC и мобильных персональных устройств (нагрузка на глаза, особенно в младшем школьном возрасте, что регламентировано требованиями к организации образовательного процесса. Так, для учащихся - в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Электронные обучающие игры по музыкальной теории в большей степени предполагают персональную индивидуальную игру, и для использования группы учащихся потребуется дополнительное оборудование, как, например, интерактивная доска, использование более одного компьютера в аудитории или планшета у каждого обучающегося.

Обратимся к рассмотрению особенностей применения в педагогическом процессе на музыкально-теоретических дисциплинах: III) программам микширования аудио-файлов, нотные редакторы и программы flash-анимации нотного текста. Рассмотрим последовательно и применительно к музыкально-теоретическим дисциплинам (дополнительного и профессионального образования): 1) приложения и редакторы микширования информации аудио-файлов, 2) нотные редакторы; 3) программы flash анимации.

Программы с функциями микширования («Acid Music Studio», «Adobe Audition», «Audacity», «Audio Editor», «Djay 2», «FL Studio», «Linux MultiMedia Studio», «MAGIX Music Maker», «MAGIX Samplitude», «Mixcraft», «Pro Tools») в большинстве случаев предоставляют возможность визуализации графической схемы произведения (отображения звуковых дорожек, особенностей ритма и движения мелодий в каждом голосе; при этом ритмическое отображение будет эквивалентно протяженности прямоугольных фигур), некоторые программы предоставляют возможность сохранения файла в нотном отображении с последующей функцией сохранения в PDF формате («Cakewalk-Sonar», «Logic Pro», «Steinberg Cubase»). Данные программы и приложения по микшированию содержат функцию сохранение в форматах MIDI, mp3. Кроме того, существуют специализированные приложения по микшированию - пример тому «Mashup 2». Назначение использования продуктов микширования, на наш взгляд может быть довольно широким: возможно выбрать понравившиеся аудио-файлы, назначать их микширование между собой, вручную или автоматически. Полученный сводный файл может послужить основой для материалов по викторине, диктанта. Можно добавить видео ряд и сконструировать видео с целью определения жанров, композиторов, произведений; викторина может быть посвящена творчеству отдельного композитора или отдельному направлению в музыке (барокко, классицизм, романтизм, зарубежная музыка ХХ века, русская и советская

музыка), музыкальных произведений определённой страны (Франция, Австрия, Польша и др.). При возникновении сложностей в подборе материала по микшированию можно обратиться к автоматическому подбору мелодий в электронных нотных архивах («Музыкальный раздел проекта Гутенберга»), полнобазовый поиск музыкальных тем по жанрам, по первой ноте, по интервалу, по направлению мелодии (функция «Theme finder» в «Werner Icking» и «IMSLP»), по первым нотам и по словам (функция «TUNEdb» в «Werner Icking»).

Разберем функционал программ нотных-редакторов применительно музыкально-теоретических дисциплин. С целью получения нотного отображения звукового файла, если этой функции нет в описанных ранее программах по работе со звуком, возможно, использовать файлы MIDI, которые импортируем в нотный редактор, это позволяет работать не с абстрактными звуковыми геометрическими дорожками, а в привычном отображении в виде нотного текста. Для большего визуального эффекта в педагогических целях отображение нот можно выбрать в виде изображений музыкальных инструментах или фотографий композиторов или других графических объектов вместо нот. При этом можно выключить отображение штилей (ритмическая организация будет показана разным количеством объектов в такте). Таким образом, может достигаться подсказка на тембр инструмента, на определенного композитора, например при конструировании видеовикторины.

Пример тому видео «70 классических произведений в одной пьесе» (2019), «57 классических произведений 33 композиторов в одной пьесе» (2016), размещенных на канале в «YouTube» у «Grantwoolard» (вместо нот в видео отображались фотографии композиторов, что облегчало восприятие и узнавание музыкальных произведений).

Файл в нотном редакторе, например в «Overture» (версия 4.0) возможно сохранить в «YouTube», в результате получается видео-файл из нотного редактора с функцией просмотра партитуры с одновременным звучанием произведения. Функция весьма хорошая, когда необходимо поработать с партитурой, программы нотного редактора на компьютере не предустановлена. Кроме того музыкальные партитуры можно воспроизводить и публиковать на популярных ресурсах («YouTube», «SoundCloud», «Facebook») через программу нотного редактора «Sibelius». Данное видео можно использовать в качестве иллюстрации на уроках «слушания музыки», «музыкальной литературы» и «сольфеджио», когда возникает необходимость одновременной работы со звучание произведения и работой с партитурой (что упрощает процесс контролирования за движением мелодии по нотному тексту).

Рассмотрим применение программ flash-анимации. Материалом для создания методического продукта по изучению музыкальных произведений могут служить не только ноты. Так, например, возможно использовать графические

изображения, обработав их в flash-редакторах. Ключевая идея будет заключаться в том, что изображения должны указывать на движение мелодии и помогать воспринимать музыкальные произведения через образный ряд. Например, возможно использовать приложение «Line Driver», в котором назначается движение музыкального произведения посредством графических линий, обозначения динамики, темповых ремарок, направления голосов, порой и нумерации тактов нотного произведения, контрапункта голосов путем включения нескольких направлений движения. Полученный материал можно сохранить в видеоформате и посредством видео-редакторов наложить с аудио-треками определенного музыкального произведения. Пример тому - «В пещере горного короля» Э. Грига (2017), симфония №5 (c moll) Л. Бетховена (2018) опубликованных на канале «YouTube» у «DoodleChaos».

Также возможно использовать анимацию статических изображений («Gimp», «KoolMoves», «Line Rider», «Vectorian Giotto», «Xara Designer»). Пример тому - «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакого опубликованных на канале «YouTube» у «Concert Choir of Saint-Petersburg». Данное видео можно использовать как для изучения произведения, так и для биографических тем.

Помимо применения методических материалов, сконструированных в редакторах и приложениях самостоятельно, для изучения нотной грамоты, расположения их на клавиатуре фортепиано или ином другом инструменте (гитары, флейты и др.) возможно в рамках дисциплин «Общее фортепиано», «Специальный инструмент», «Сольфеджио», «Основы музыкальной грамоты» в дополнительном образовании, «Элементарная теория музыки» в профессиональном образовании использовать возможно приложения-игры [14; 15] «NoteWorks», «Mussila», «Jungle Music», «AprenderNotes», «Music Notes», «PianistHD», «Теория музыки» и пр.

Полезным окажется работа с программами микширования звука, Mushup-приложениями, нотными редакторами и программами по Flash-анимации [4; 6; 18] и в рамках дисциплин «Слушание музыки», «Музыкальная литература», «Сольфеджио», в дополнительном образовании, в рамках дисциплин «История музыки», «Методика преподавания теоретических дисциплин», «Анализ музыкальных произведений», в профессиональном образовании - когда можно качественно поработать с нотным текстом, сделать, при необходимости визуализацию партитуры (с выстраиванием движения голосов, с визуализацией созвучий, и пр.), конструировать видео-викторины, видеоматериал для диктантов, в том числе многоголосных (где каждый голос отображен своим цветом или графическим объектом) и тембровых (где вместо нот будут использованы изображения музыкальных инструментов).

Авторы обращались к разнообразным примерам: а) «Электронные нотные архивы», б) «Нотные редакторы», в) «Программы с функ-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

сч

в)

01 Z

цией flash анимации», г) «Программы с функцией микширования аудио-файлов, Mushup-приложения», д) «Обучающие электронные игры по музыкальной теории», е) «Мобильные приложения - игры для смартфонов по изучению теории музыки». Весь этот неисчерпаемый многочисленный материал был систематизирован в сводные синхронистические таблицы (а) - Титова С.С., Морозова О.П., б),в),г),д),е) - Титова С.С., Фигловская О.А.), основными параметрами для данной систематизации служили указания на (указание наименования и режима доступа, указание разработчика, отражение особенностей применения, особенностей функционала и пр.). По причине объёмности итогом синхронистических таблиц в данном материале мы не имеем возможности целиком их привести. При желании ознакомиться с материалами синхронистических таблиц возможно обратиться к работам авторов настоящей статьи [17], [12], [14]. Авторы не исключают наличия других программных продуктов и ресурсов, в обозначенные синхронистические таблицы включены изученные образцы на данный момент авторами данной работы.

Заключение. Актуальность и новизна результата заключается в обобщении и сравнении данных о функционировании и возможностях электронных нотных архивов, с программами микширования звука, Mushup-приложениями, нотными редакторами и программами по Flash-анимации, обучающих электронных игр по музыкальной теории, мобильных приложений - игр для смартфонов по изучению теории музыки в предложениях по практическому использованию в обеспечении музыкально-теоретических дисциплин художественного дополнительного и профессионального образования. Перспективность и значимость проведенного исследования заключается в практических рекомендациях и обобщении информации по вопросам применения электронных нотных архивов, программам микширования звука, Mushup-приложений, нотных редакторов, программам по Flash-анимации, обучающих электронных игр по музыкальной теории, мобильных приложений - игр для смартфонов по изучению теории музыки для музыкально-теоретических дисциплин художественного дополнительного и профессионального образования и возможном интересе к исследованию со стороны преподавателей художественного образования, ведущих музыкально-теоретические дисциплины.

Литература

1. Альхрейсат, Х.М. Исследование и разработка цифровых методов микширования информации в аудиосигнал: формат МРЗ [Электронный ресурс] // Х.М. Альхрейсат - 2008, Санкт-Петербург. Режим доступа: URL: https://www.dissercat.com/content/issledovanie-i-razrabotka-tsifrovykh-metodov-mikshirovaniya-informatsii-v-audiosignal-format (дата обращения: 08.09.19.)

2. Бекенова Д.У., Информационные технологии в музыкальном образовании [Текст] / Д.У. Бекено-

ва, Ж.А. Мухатаева // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - URL

https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/ (дата обращения: 12.09.2019).

3. Губанова, А.Ю. Медиаконтент для детей как элемент образовательного процесса [Электронный ресурс] // А.Ю. Губанова. Медиаобразование -2017. №2. Режим доступа: URL: https://cyberleninka/ru/article/n/mediakontent-dlya-detey-kak-element-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 08.09.19.)

4. Лихачев, А. Ю. Способы создания графической информации средствами компьютерных технологий [Электронный ресурс] // А. Ю. Лихачев -2007, Москва. Режим доступа: URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-sposoby-sozdaniya-graficheskoy-informatsii-sredstvami-kompyuternyh-tehnologiy (дата обращения: 08.09.19.)

5. Останькович, Д.В. Музыкальное образование и информационно-компьютерные технологии [Электронный ресурс] / Д.В. Останькович. - 2012. Режим доступа: URL: https://dostankovich. musicaneo.com/ru/ blog/articles/view/973.html (дата обращения: 12.09.19.)

6. Попов, Е. А. Анимационное произведение: типология и эволюция образных средств [Электронный ресурс] // Е. А. Попов - 2011, Санкт-Петербург. Режим доступа: URL: https://www.dissercat.com/ content/animatsionnoe-proizvedenie-tipologiya-i-evolyutsiya-obraznykh-sredstv (дата обращения: 08.09.19.)

7. Стариков, Д.А. Понятие о мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Д.А. Стариков // Научные исследования в образовании. - 2011. -№ 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-multimedia-tehnologii-i-ih-ispolzovaniiv-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 07.09.2019).

8. Титова, С.С. Визуализация музыкального произведения: образовательные возможности и программные продукты [Текст] / С.С. Титова // Международный научно-практический журнал «Теория и практика современной науки». - Саратов, 2017. - №8 (26). - С. 318-326. Режим доступа: URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/sborniki_ (дата обращения: 08.09.2019).

9. Титова, С.С. Музыка. Медиа-контент и мультимедиа технологии [Программа] / С.С. Титова - Челябинск: МБУ ДО «ДЮЦ» ДцР «Синтай», 2019. - 85 с.

10.Титова, С.С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий [Электронный ресурс] / С.С. Титова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (Уфа, июль 2012 г.). - С. 105-116. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2518/ (дата обращения: 07.09.2019).

11.Титова, С.С. Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ: к вопросу об источни-

ковой и правовой базах в соответствии с основными формами работы дисциплины [Текст] / С.С. Титова, Г. Я. Гревцева // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - VI,- С. 207210.

12.Титова, С.С. Особенности использования мобильных приложений и обучающих электронных игр по теории музыки в художественном образовании (дополнительном и профессиональном): педагогический аспект / С.С. Титова, О.А. Фигловская // Международная научно-практическая конференция «Международные студенческие исследования». - Франция, Лион. - сентябрь 2019 г.

13.Титова, С.С. Особенности педагогической работы на музыкально-теоретических дисциплинах с фортепианным ансамблем: на примере фортепианного трио «Акцент» МБУ ДО ДЮЦ ДЦР «Синтай» [Электронный ресурс] / С.С. Титова, О.П. Морозова // Теория и практика современной науки. Международный научно-практический журнал. -2019. - №6 (48). Режим доступа: https://modern-].ги^отатз_ data/files/48/Titova,%20Morozova.pdf Дата обращения: 07.09.2019.

14.Титова, С.С. Приложения и редакторы микширования аудио-файлов, нотного редактировния, 1^^анимации нотного текста: виды, принципы работы, педагогический аспект на музыкально-теоретических дисциплинах художественном образовании (дополнительном и профессиональном): педагогический аспект / С.С. Титова, О.А. Фигловская Международная конференция «Научные исследования стран ШОС: взаимодействие и интеграция». - Пекин, Китай, - 14 сентября 2019 г.

15.Титова, С.С. Программы музыкальной направленности и их реализация на базе МБУ ДО «ДЮЦ» ДЦР «Синтай»: положение среди реализуемых программ, состав программ, особенности реализации («Эклектика», «Музыка»: «Сольфеджио», «Фортепиано», «Медиа-контент и муль-ти-медиа технологии») / С.С. Титова, О.П. Морозова, Т.Ю. Шубина // Международная научно-практическая конференция «Международные студенческие исследования». - Франция, Лион. - сентябрь 2019 г.

16.Титова, С.С. Ретрансляция материала шедевров мировой музыкальной классики в образцах медиа-контента (видео-реклама, кинофильмы, мультипликационные фильмы): педагогический аспект / С.С. Титова, О.А. Фигловская // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. - 2019. - №7 (июль). - С. 80-89.

17.Титова, С.С. Электронные нотные архивы и применение их функционала в художественном образовании (дополнительном и профессиональном): педагогический аспект / С.С. Титова, О.П. Морозова // Международная конференция «Научные исследования стран ШОС: взаимодействие и интеграция». - Пекин, Китай, - 14 сентября 2019 г.

18.Уатт, С. Mashup-приложения - эволюция БОА [Электронный ресурс] // Стивен Уатт - 2009. Режим доступа: У^: https://www.ibm.com/

developerworks/ru/library/ws-soa-mashups/index.html (дата обращения: 08.09.19.)

19.Фигловская, О.А. Музыкальные компьютерные технологии [Программа] / О.А. Фигловская. -Челябинск: МБУ ДО «ДШИ №9», 2019. - 57 с.

20.Шваркова, Г.Г. Модель организации и доставки контента в виртуальном образовательном пространстве / Г.Г. Шваркова, Ю.В. Позняк, В.М. Галынский Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ.- Минск. - 2012. Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/ 123456789/27785 Дата обращения: 08.09.2019.

Peculiarities the use of music archives, educational electronic games, audio file mixing programs, music editors and flash-animation programs in the study of music-theoretical disciplines

Titova S.S., Figlovskaya O.A., Morozova O.P.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

South-Ural state Institute of arts named after P. I. Tchaikovsky,

Children's Development Center «Xingtai» This work is devoted to the consideration of the features of using electronic music archives, mobile applications and electronic games of educational orientation, Mashup-applications, flasheditors, music editors, in art education. A possible classification of the types of mobile applications and editors for visualizing a mixed animated musical score is presented. A number of electronic music archives are analyzed, a number of mobile applications and electronic games, Mashup applications, flash editors, and music editors. The features of the application of these resources and technologies within the framework of musical-theoretical disciplines are given. Key words: electronic educational games, animation of musical text, Mashup-applications, flash-editors, music editors, pedagogy, electronic music archives, music-theoretical disciplines, art education. References

1. Alhreisat, H.M. Research and development of digital methods for

mixing information into an audio signal: MP3 format [Electronic resource] // Kh.M. Alhreisat - 2008, St. Petersburg. Access mode: URL: https://www.dissercat.com/content/issledovanie-i-razrabotka-tsifrovykh-metodov-mikshirovaniya-informatsii-v-audiosignal-format (accessed September 8, 19.)

2. Bekenova D.U., Information technology in music education [Text]

/ D.U. Bekenova, J.A. Mukhataeva // Actual tasks of pedagogy: materials of the III Intern. scientific conf. (Chita, February 2013).

- Chita: Publisher Young Scientist, 2013. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/ (accessed: 09/12/2019).

3. Gubanova, A.Yu. Media content for children as an element of the

educational process [Electronic resource] // A.Yu. Gubanova. Media Education - 2017. No. 2. Access mode: URL: https: // cyberleninka / ru / article / n / mediakontent-dlya-detey-kak-element-obrazovatelnogo-protsessa (accessed September 8, 19.)

4. Likhachev, A. Yu. Methods of creating graphic information using

computer technology [Electronic resource] // A. Yu. Likhachev -2007, Moscow. Access mode: URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-sposoby-sozdaniya-graficheskoy-informatsii-sredstvami-kompyuternyh-tehnologiy (accessed 09.09.19.)

5. Ostankovich, D.V. Musical education and information and computer technologies [Electronic resource] / D.V. Ostankovich.

- 2012. Access mode: URL: https: // dostankovich. musicaneo.com/ru/ blog / articles / view / 973.html (accessed September 12, 19.)

6. Popov, E. A. Animated work: typology and evolution of imaginative means [Electronic resource] // E. A. Popov - 2011, St. Petersburg. Access mode: URL: https://www.dissercat.com/ content / animatsionnoe-proizvedenie-tipologiya-i-evolyutsiya-obraznykh-sredstv (accessed September 8, 19.)

7. Starikov, D.A. The concept of multimedia technology and their

use in the educational process [Electronic resource] / D.A. Starikov // Scientific research in education. - 2011. - No. 2. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-multimedia-

o о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X X m

tehnologii-i-ih-ispolzovaniiv-obrazovatelnom-protsesse (accessed: 09/07/2019).

8. Titova, S.S. Visualization of a musical work: educational opportunities and software products [Text] / S.S. Titova // International Scientific and Practical Journal "Theory and Practice of Modern Science". - Saratov, 2017. - No. 8 (26). - S. 318-326. Access mode: URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/sborniki_ (accessed date: 09/08/2019).

9. Titova, S.S. Music. Media content and multi-media technologies

[Program] / S.S. Titova - Chelyabinsk: MBU DO "DYUTS" of the Center "Sintai", 2019. - 85 p.

10. Titova, S.S. Musical literature in music school using modern information resources and technologies [Electronic resource] / S.S. Titova // Actual problems of modern pedagogy: materials of the II Intern. scientific conf. (Ufa, July 2012). - S. 105-116. -Access mode: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2518/ (accessed: 09/07/2019).

11. Titova, S.S. Multimedia resources at solfeggio lessons at the Children's Art School: on the issue of source and legal bases in accordance with the main forms of discipline work [Text] / S.S. Titova, G. Ya. Grevtseva // Pedagogical excellence: materials of the VI International. scientific conf. (Moscow, June 2015). - M.: Buki-Vedi, 2015 .-- vi, - S. 207-210.

12. Titova, S.S. Features of the use of mobile applications and educational electronic games on the theory of music in art education (additional and professional): pedagogical aspect / S.S. Titova, O.A. Figlovskaya // International scientific-practical conference "International student research." - France, Lyon. -September 2019

13. Titova, S.S. Features of pedagogical work in musical and theoretical disciplines with a piano ensemble: on the example of the piano trio "Accent" MBU DO DYUTS DTSR "Sintay" [Electronic resource] / S.S. Titova, O.P. Morozova // Theory and practice of modern science. International scientific and practical journal. - 2019 .-- No. 6 (48). Access mode: https://modern-j.ru/domains_ data / files / 48 / Titova,% 20Morozova.pdf Date of access: 09/07/2019.

14. Titova, S.S. Applications and editors for mixing audio files, music editing, flash-animation of music text: types, principles of work, pedagogical aspect in the music-theoretical disciplines of art education (additional and professional): pedagogical aspect / S.S. Titova, O.A. Figlovskaya International Conference "Scientific Research of the SCO Countries: Interaction and Integration". - Beijing, China - September 14, 2019

15. Titova, S.S. Programs of musical orientation and their implementation on the basis of MBU DO "DYUTS" of the Center "Xingtai": the position among the programs being implemented, the composition of the programs, features of the implementation ("Eclecticism", "Music": "Solfeggio", "Piano", "Media content and multi-media technologies ") / S.S. Titova, O.P. Morozova, T.Yu. Shubina // International scientific-practical conference "International student research." - France, Lyon. - September 2019

16. Titova, S.S. Relaying the material of masterpieces of world musical classics in media content samples (video advertising, films, animated films): pedagogical aspect / S.S. Titova, O.A. Figlovskaya // Modern science. Actual problems of theory and practice. Series Humanities. - 2019. - No. 7 (July). - S. 80-89.

17. Titova, S.S. Electronic music archives and the use of their functionality in art education (additional and professional): pedagogical aspect / S.S. Titova, O.P. Morozova // International Conference "Scientific Research of the SCO Countries: Interaction and Integration". - Beijing, China - September 14, 2019

18. Watt, S. Mashup-applications - the evolution of SOA [Electronic resource] // Stephen Watt - 2009. Access mode: URL: https://www.ibm.com/ developerworks / ru / library / ws-soa-mashups / index.html (accessed September 8, 19.)

19. Figlovskaya, O.A. Musical computer technology [Program] / O.A. Figlovskaya. - Chelyabinsk: MBU DO "DSHI №9", 2019. - 57 p.

20. Shvarkova, G.G. The model of organization and delivery of content in the virtual educational space / G.G. Shvarkova, Yu.V. Poznyak, V.M. Galynsky Information and technological support of the educational process of the CIS member states. - Minsk. -2012. Access mode: http://elib.bsu.by/handle/ 123456789/27785 Date of access: 08.09.2019.

o w

o ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.