РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
А.А. Покровский, доцент, к.т.н.
П.В. Пучков, старший преподаватель, к.т.н.
И.А. Легкова, доцент, к.т.н., доцент Ивановский институт ГПС МЧС России, г.Иваново
Одним из актуальных направлений реформирования системы высшего образования является интеграция информационных технологий в образовательный процесс высшего учебного заведения. Реформирование профессиональной подготовки, создание новых моделей процесса обучения обусловлены серьезными изменениями во взглядах преподавателей, руководителей вузов и практических подразделений государственной противопожарной службы на требования к профессиональным качествам будущего специалиста. Сегодня высоко ценятся не столько знания, приобретенные в вузе, сколько развитие способности быстро ориентироваться в информационной среде, умения перестраиваться для удовлетворения насущных потребностей производства и изменяющихся экономических условий и рынка труда [2]. В этой связи конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, активизация инновационной деятельности и применение новых подходов в преподавании профессиональных дисциплин являются необходимым условием для решения задач повышения эффективности использования научно-технического потенциала и повышения качества профессионального образования. Инновации наряду с повышением качества образования предполагают внедрение новых информационно -коммуникационных технологий, профильного и дистанционного обучения [2,3].
Процесс технологии обучения есть последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающегося. Результатом технологии обучения является научный проект, описание, или модель дидактического процесса, воспроизведение которого гарантирует успех педагогических действий [1].
В связи с появлением в вузах компьютерной и мультимедийной техники информационные технологии выделились в самостоятельное направление технологизации учебного процесса. Основным критерием, по которому можно отнести ту или иную технологию к информационной, является совокупность используемых преподавателем средств обучения.
В настоящее время принято выделять два явно выраженных подхода к трактовке термина «Информационные технологии» [1]. В рамках первого подхода информационную технологию рассматривают как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в систему обучения принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение знаний и идей с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучающихся. Второй подход предусматривает создание определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные средства. Таким образом, в первом случае говорится о технологии как процессе обучения, а во втором - об использовании в учебном процессе специфических программно-технических средств, обеспечивающих информатизацию учебного процесса [1]. При этом под информатизацией учебного процесса понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, внедрения информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.
Информационные технологии неразрывно связаны с так называемой профессионально-ориентированной технологией обучения в рамках которой следует понимать технологию, обеспечивающую формирование у курсантов и слушателей значимых для их будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей по предназначению. В данном случае основной задачей преподавателя является формирование технологического видения процесса обучения, его особенностей и специфики в соответствии с предметным содержанием преподаваемой учебной дисциплины. Преподаватель становится автором проекта учебного процесса, реализация которого позволяет сформировать у обучающихся значимые профессиональные качества личности, подготовить их к трудовой деятельности по предназначению.
Выше перечисленные технологии реализуются в преподавании дисциплин профессионального цикла в Ивановском институте ГПС МЧС России, таких как «Начертательная геометрия», «Инженерная графика», «Механика», «Прикладная механика», «Детали машин», «Материаловедение и технология материалов». Основными формами учебных занятий по данным дисциплинам являются лекции, практические занятия и лабораторные работы. Эффективность усвоения материала происходит за счет применения информационных и профессионально ориентированных технологий.
Реализация информационных технологий осуществляется в первую очередь при чтении лекций, так как для активизации одновременно нескольких каналов восприятия информации необходима наглядность материала, которая демонстрируется с помощью компьютерных средств. Это позволяет преподносить материал крупным планом и в динамике. Презентационный материал должен соответствовать основному замыслу лекции. Объем материала, выносимого на один слайд, не должен быть большим, так как простота и доходчивость важнейшее качество презентации.
Практические занятия, занимающие большую часть времени являются дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивают развитие творческой активности обучающихся, их научного мышления. Поэтому практические занятия должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и необходимость овладения опытом профессиональной деятельности. Поэтому в большинстве практических занятий приоритетной является профессионально-ориентированная технология обучения.
Связующим звеном между теоретической работой обучающихся на лекциях и решением задач на практических занятиях является лабораторный практикум. При выполнении лабораторных работ, курсанты и студенты решают не только задачи предусмотренные рабочими программами конкретной кафедры, но и учебные задачи специальных кафедр. Преемственность в осуществлении экспериментальной подготовки между кафедрами достигается, прежде всего, строгой согласованностью учебных программ, и в частности программ лабораторных занятий. Таким образом, само построение лабораторного практикума должно способствовать установлению логических связей профилирующего курса с другими учебными дисциплинами с тем, чтобы курсанты и слушатели усвоили его как целостную систему со всей структурой, отражающей изучаемую дисциплину. Именно в лабораторном практикуме в полном объеме реализуются как информационные, так и профессионально-ориентированные технологии обучения.
Рассматривая современные технологии обучения на примере аудиторных занятий нельзя забывать о самостоятельной работе курсантов и слушателей, которая предусматривает разработку рефератов, выполнение расчетно-графических работ, курсовых работ (проектов) в соответствии с рабочей программой дисциплины. Данный вид работы обучающихся под руководством преподавателя является одним из видов учебных занятий. Следовательно, самостоятельная работа курсантов и слушателей под руководством преподавателя - это логическая связь с другими видами учебных занятий.
Примером реализации информационных и профессионально-ориентированных технологий является выполнение обучающимися курсовых проектов по дисциплинам «Механика» и «Детали машин», где от обучающихся требуется комплекс знаний по всем дисциплинам, изученным на кафедре. Выполнение графической части курсовых проектов базируется на знании смежных, ранее пройденных дисциплин: «Начертательная геометрия», «Инженерная графика». Порядка 8-10 лет назад графическая часть курсовых проектов выполнялась исключительно вручную. При этом в настоящее время доля данных работ составляет менее 2% от общего числа. Это стало возможным благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, основанных на использовании средств информатизации образования. К данным средствам относятся аппаратное и программное обеспечение, образующие аппаратно-программный базис, который является первым компонентом при реализации компьютерных технологий в учебном процессе.
Вторым компонентом качественной реализации компьютерных технологий в учебном процессе выступает непосредственно преподаватель. Именно преподаватель, ведущий дисциплину должен обладать достаточными знаниями в области специальных дисциплин для установления междисциплинарных связей с целью реализации профессионально-ориентированной технологии подготовки специалистов в области пожарной безопасности.
Применение различных форм, средств и методов обучения с использованием информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса, а прежде всего, развивать у обучающихся личностные качества, активизировать познавательную деятельность. Эти требования воплощаются в принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса на приоритет личностно-развивающих и профессионально-ориентированных технологий обучения.
Список использованной литературы
1. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы. Учебное пособие. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. -317 с.
2. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии / О.Н. Вершинская. М.: Наука, 2007.
3. Гузеев В.В. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В. Гузеев. М.: Педагогический поиск, 2004.