Научная статья на тему 'Условия формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов средствами профессионально-ориентированной технологии обучения'

Условия формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов средствами профессионально-ориентированной технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов средствами профессионально-ориентированной технологии обучения»

Образовательные технологии

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В.И. Козачок, А.И. Козачок. A.B. Козачок

Ko/aehok V.I.. Kozachok A.I.. Kozachok A.V. The conditions of forming professional competence of future military experts by means of professionally-aimed educational technologies. I he structure and the functions of the didactic complex of an educational discipline's supply with information are revealed on the basis of realization of supply of the educational process with information and technologies. The authors consider the peculiarities of planning and applying by the teacher the professionally aimed technology of experts training in the field of informational security.

Современный этап общественного развития России характеризуется возрастанием совокупности внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации. Приоритетным направлением политики. проводимой руководством страны в информационной сфере, является защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Сложный и динамичный характер современной служебно-боевой деятельности, использование в ней новейших информационных технологий, зависимость хода и исхода информационного противоборства от содержания и качества заблаговременно проведенной работы, обусловливают объективную потребность в совершенствовании системы профессиональной подготовки военных специалистов по защите информации (ЗИ). Вместе с тем. практика повседневной деятельности Федеральных органов, а также результаты государственной итоговой аттестации выпускников военных вузов показывают устойчивую тенденцию снижения уровня профессиональной компетентности военных специалистов. Результаты проведенного эксперимента (372 респондента) свидетельствуют о том. что только у 21,9 % курсантов и слушателей военных вузов профессиональная компе-тентность сформирована на высоком уровне.

Таким образом, в настоящее время существует потребность разрешения объективно сложившегося противоречия между необхо-

димостью формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов по ЗИ в вузе и ограниченными возможностями ее удовлетворения путем использования традиционных дидактических средств и моделей обучения курсантов. Разрешение обозначенного противоречия может быть достигнуто в результате создания в вузе организационно-педагогических условий, способствующих формированию профессиональной компетентности у будущих военных специалистов средствами профессиональноориентированной технологии обучения при изучении специальных дисциплин.

Ряд исследований, проведенных в Академии ФСС) России, свидетельствуют о том. что формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов по ЗИ обеспечивается за счет усиления их мотивации в профессиональной подготовке и перевода профессиональной компетентности в субъективную потребность и цель будущей деятельности [3]. Эффективность данного процесса может быть значительно повышена при реализации в учебном процессе вуза следующих организационно-педагогических условий:

- дидактическое проектирование, конструирование и применение профессиональноориентированной технологии обучения, реализованные на основе моделирования профессиональной деятельности военного специалиста по ЗИ:

- использование своевременной и качественной диагностики и контроля сложившегося уровня профессиональной компетентности у курсантов и слушателей;

целенаправленное управление познавательной деятельноегью обучающихся как на этапе проведения плановых учебных заня-тий, так и в период их самостоятельной работы с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения:

- подготовка преподавателей и обучающихся к практическому применению профессионально-ориентированной технологии обучения, формирование у них для этого положительной мотивации;

- создание в вузе инфраструктуры и учебно-материальной базы для применения в процессе обучения информационных средств и информационной продукции учебного назначения.

Для обоснования приведенных выше положений. необходимо определиться с основными терминами, используемыми в настоящей работе. Более подробно остановимся на трех из них: профессиональная компетентность специалиста по ЗИ. профессиональноориентированная технология обучения и информационно-технологическое обеспечение учебного процесса.

Феномен профессиональной компетентности специалиста по 31/ в военном вузе обусловлен действием общих и частных закономерностей военной службы, а его сущность выражается в сформированности комплекса профессионально значимых качеств (Г13К). отвечающих требованиям воинского груда. Содержание профессиональной компетентности будущего специалиста по ЗИ применительно к процессу ее формирования в условиях вуза определяется целями, задачами, характером деятельности офицера по безопасности и включает в себя профессиональную теоретическую и практическую подготовленность, а также способность к решению исполнительских и творческих задач, выполнению обязанностей по прямому должностному предназначению, иными словами - систему профессионально значимых качеств, профессиональных позиций, акмео-логических инвариантов и психологических особенностей, необходимых выпускнику военного вуза для успешной реализации профессиональных функций по ЗИ.

I7/юфессионачъно-ориентированную технологию обучении (ПОТО) в системе высшего военного образования целесообразно оп-

ределять как систему психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и курсантов с учетом их способностей и склонностей, направленную на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей деятельности и возможности формирования ПЗК военных специалистов по ЗИ.

В основе разработки ПОТО лежит проектирование высокоэффективной деятельности курсантов и управленческой деятельности преподавателей, а исходными данными для их проектирования выступают образовательные и профессиональные стандарты с учетом целей и содержания обучения. Позитивный потенциал и творческие возможности личности, которые могут получить свое развитие только в условиях комфортности обучения, также должны быть учтены педагог ом.

Технология профессионально-ориентированного обучения курсантов высшей военной школы предполагает: учег межпредметных связей; ориентацию на индивидуальные возможности; тесную взаимосвязь теории и практики, контроль и коррекцию аудиторной и самостоятельной работы: возможность видоизменять, варьировать соотношение объема и последовательности выполнения заданий; опору на достижения дидактики, отражающие взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося.

Одним из условий высококачественной профессиональной подготовки специалистов по ЗИ в Академии ФСО России является, по нашему мнению, вовлечение в активную познавательную деятельность каждого курсанта. применение ими на практике полученных знаний и четкого осознания, где. каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Пути совершенствования учебной и творческой деятельности курсантов видятся через вовлечение их в активную деятельность. требующую знаний, инициативы, опыта при проведении всех видов учебных занятий.

Считаем, что в преподавании любой учебной дисциплины, особенно специальной. курсантам необходимо давать ясное понимание структуры курса, его теоретического и практического значения, составных частей. Чтобы результат обучения был плодо-

творным, его следует построить так. чтобы результат, достигнутый на одной ступени, помогал на следующих ступенях, был полезен в будущей профессиональной деятельности. Преемственность обучения зависит как раз от овладения обучающимися структурой учебного предмета.

ПОТО предполагает широкое использование следующих принципов и научных подходов: равноправное учебно-партнерское сотрудничество, направленное на решение коммуникативно-познавательных задач, учет психологических особенностей учебной деятельности курсанта, формирование его личности: максимальное развитие каждого курсанта как личности с предоставлением ему права определять уровень сложности обучения и его темп; использование активных форм ведения занятий, разнообразие средств и приемов работы на занятии.

Стратегической целью реализации указанных принципов является развитие у обучающихся способности к творческому применению полученных знаний в профессиональной деятельности на основе активизации и развития познавательных потребностей в условиях широкомасштабной информатизации учебного процесса в военном вузе. Основная задача - повышение эффективности обучения за счет внедрения информационных ЛОГО в процесс преподавания специальных дисциплин.

Посредством ПОТО реализуются основные функции должностных лиц - организаторов и участников педагогического процесса, нормированные уставными и другими нормативными требованиями к организации и качеству обучения, к у ровню подготовленности военных специалистов. г)то находит выражение в функциях ПОТО:

- методологической, заключающейся в научной конкретизации цели подготовки и содержания образования специалиста по ЗИ, обосновании логики процесса обучения на основе современных форм, методов, средств и процеду р преподавания и обучения;

организационно-правовой, реализующейся в целенаправленной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава по планированию и организации учебной, воспитательной и методической работы факультетов, кафедр, препода-

вателей; по оптимизации структурно-логических схем подготовки специалистов каждого профиля, специальности (специализации) и квалификации; по формированию и обеспечению функционирования конкретных педагогических систем:

- психолого-педагог ической. которая осуществляется преподавательским составом непосредственно на учебных занятиях. При этом заранее спроектированный процесс обучения превращается в процесс глубоких межличностных отношений обучающего и обучающихся, основанный на тесном взаимодействии и сотрудничестве субъектов педагогической системы;

- программно-технологической, предоставляющей возможность управлять учебнопознавательным процессом, оптимизировать междисциплинарные связи учебных ДИСЦИПЛИН, занятий в рамках учебной дисциплины, связи ПОТО с другими технологиями (информационными. производственными), что в итоге позволяет комплексно использовать в обучении достижения смежных наук, опыт боевых действий и боевой подготовки, эксплуатации вооружения и военной техники, а также контролировать и объективно оценивать результаты подготовки обучающихся.

Рассмотренные функции ПОТО взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга и могут быть реализованы в организаторской и учебной деятельности, только если для подготовки специалистов по ЗИ созданы необходимые организационно-недаго! ические условия. Это возможно за счет реализации в вузе информационно-технологического обеспечения учебного процесса (ИТОУ11). под которым понимается дидактическая система, представляющая собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационною и технологического компонентов, подчиненных единым целям всестороннего обеспечения учебного процесса (2]. Первый из компонентов реализуется в учебном процессе в рамках дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины, а второй - через спроектированную и осуществляемую преподавателем ПОТО, которая в материализованной форме может быть представлена в виде соответствующей технологической кар-

ты. Ниже обоснуем сущность каждой из составляющих названного вида обеспечения.

Информационный компонент (содержательный аспект обучения), на наш взгляд, целесообразно рассматривать в контексте решения задачи полного и адекватного предоставления обучающимся и педагогу учебной и другого рода вспомогательной информации. способствующей достижению поставленных дидактических целей и обеспечивающей I арантированный педагогический результат. С учетом того, что сегодня в ведущих вузах России характерной особенностью процесса обучения является переход от этапа частичной, фрагментарной, мелкосерийной информатизации к индустриальной и широкомасштабной, от информационных технологий, основанных на слабо интегрированном программном обеспечении, к технологиям. ориентированным на графические рабочие станции, локальные, распределенные и глобальные информационно-вычислительные сети и системы, предлагается в рамках реализации информационного компонента ИТОУП рассматривать применение дидактических комплексов информационного обеспечения (далее но тексту ДКИО) учебной дисциплины.

ДКИО представляет собой систему, в которую. с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимися, интегрируются прикладные педагогические программные продукгы, базы данных и знаний в соответствующей предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов. всесторонне обеспечивающих и поддерживающих технологию обучения.

Обоснуем структуру и состав ДКИО изучаемой в Академии ФСО России специальной дисциплины «Основы проектирования защищенных телекоммуникационных систем» (ОПЗТКС). В данном случае речь будет идти только о той части комплекса, которая в рамках реализации соответствующей ПОТО предоставляется обучающимся. Исходя из анализа целей подготовки профессионально компетентных военных специалистов но ЗИ, мы пришли к выводу, что в состав ДКИО целесообразно включить следующие основные элементы: рабочую про-

грамму. компьютеризированный учебник, типовой комплект средств информационной поддержки учебной дисциплины, систему контроля и опенки знаний обучающихся. 11е-речисленные программные продукты позволяют осуществлять обучение не только на уровне знаний, но и в области приобретения обучающимися соответствующих навыков и умений, решения определенного круга учебных и профессиональных задач по проектированию. реализации алгоритмов деятельности и т. п.

На примере ДКИО обозначенной учебной дисциплины раскроем цели, задачи и дидактические функции, реализуемые каждым элементом, входящим в его состав.

Рабочая программа учебной дисциплины представляет собой нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмега в системе подготовки военного специалиста, научное содержание и организационно-структурное построение учебной дисциплины, наименование и основные вопросы разделов и тем. распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий, а также перечень рекомендованной основной и дополнительной литературы. Она состоит из пяти разделов: целевая установка, организационно-методические указания, содержание, плановая таблица распределения учебного времени, литература. Данный педагогический профаммный продукт (ПИП) позволяет в рамках ДКИО реализовать информационную, ориентирующую. систематизирующую и стимулирующую функции обучения.

Следующим элементом ДКИО является компьютеризированный учебник (КУ). Он является основным носителем научного содержания учебной дисциплины и структурно представлен в виде дидактически взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей: текстовой и компьютерной, которые в комплексе обеспечивают единство активного самостоятельного процесса по овладению курсантами и слушателями знаниями в соответствии с целями обучения по данной специальной дисциплине. В рамках ДКИО учебной дисциплины ОПЗТКС нами была реализована следующая структура КУ:

- текстовая часть КУ представляет собой специально написанный курс лекций

(учебное пособие), в котором для обучающихся. наряду с раскрытием основного научною содержания дисциплины, приводятся методические рекомендации по самостоятельному использованию ими других элементов ДКИО. Таким образом, текстовая часть КУ является не только источником теоретических знаний, но и своеобразным путеводителем по курсу, даюшим рекомендации обучающимся по выбору наиболее рациональной «траектории» учения, путем использования на каждом этапе обучения разнообразных элементов ДКИО;

- компьютерная часть КУ представляет собой электронные конспекты лекций и вопросно-разъяснительные модули. Данные ПГ111 реализованы на основе №т 1-доку ментов, а гак же с применением средств математического моделирования.

Основными дидактическими функциями, которые реализуются с помощью КУ, являются: информационная, мотивационная, обучающая. развивающая, систематизирующая, стимулирующая, трансформационная, координирующая и самообразовательная.

Одним из важных составных элементов ДКИО является типовой комплект средств информационной поддержки учебной дисциплины. Ею состав зависит от содержания у чебной дисциплины и возможности его реализации с помощью ПГ1П и соответствующих баз данных. В составе ДКИО учебной дисциплины ОПЗТКС представлены инфор-мационно-справочная система, система автоматизированного проектирования и электронный практикум. Основными реализуемыми при этом дидактическими функциями являются информационная, систематизирующая, стимулирующая, координирующая и самообразовательная.

Среди задач, возлагаемых на ДКИО специальной дисциплины, одной из основных является оценка и контроль знаний обучающихся. Дня ее решения в составе комплекса предусмотрена специальная автоматизированная система, в состав которой входят программные продукты, реализующие контрольно-оценочные функции. В ДКИО дисциплины ОПЗТКС таких прог раммных продукта два. Первый из них - это контрольнообучающая программа, второй - автоматизи-

рованная система оценки и контроля знаний обучающихся.

Электронно» контрольно-обучающая программа представляет собой программу, позволяющую обучающемуся самостоятельно осуществлять оценку усвоения им знаний, приобретенных при изучении специальной дисциплины. Прог рамма позволяет осуществлять работу пользователя в двух режимах -обучения и контроля. При работе в первом режиме обучающемуся при неправильном ответе на поставленный вопрос предоставляется возможность ознакомиться с правильным ответом. При работе во втором режиме ему только указывается на то, что ответ был правильный или же нет. Контрольно-обучающая программа позволяет пользователю проверить свои знания либо по одной из предложенных учебных тем, либо оценить себя в целом за весь курс с выставлением соответствующей оценки. Выбор преподавателем критерия оценки по тесту, а также выполнение контрольного теста в рамках отведенного промежутка времени (с демонстрацией оставшегося времени на выполнение) позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся и реализовать самообразовательную, мотивационную и обучающую дидактические функции.

Автоматизированная система оценки и контроля знаний позволяет реализовать ряд дидактических функций, основными из которых являются контрольно-оценочная, стимулирующая, обучающая, информационная, развивающая, систематизирующая.

С учетом специфики подготовки специалистов в области информационной безопасности телекоммуникационных систем, представляется важным решение проблемы зашиты программных продуктов ДКИО от деструктивных воздействий обучающихся. В связи с этим при разработке программных продуктов были реализованы: идентификация обучаемых при входе в систему; защита целостности базы знаний комплекса и файлов с результатами тестирования; возможность варьирования фиксированною отрезка времени на выполнение задания.

С учетом вышеизложенного, использование дидактического комплекса информационного обеспечения специальной дисциплины в учебном процессе способствует эф-

фективному управлению самостоятельной работой курсантов и слушателей, росту квалификации преподавателей и повышению качества преподавания.

Технологический компонент ИТОУП (процессуальный аспект обучения) объективно связан с идущей в вузах страны техно-логизацией учебного процесса. Обоснуем и раскроем особенности проектирования и разработки ПО ГО в условиях информационно-технологического обеспечения учебного процесса. Во-первых, ПОТО в рамках названного вида обеспечения выполняет связующую функцию, то есть является как бы стержнем, вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающихся. Во-вторых, при проектировании ПОТО педагогом изначально, в соответствии с целями и содержанием обучения, решаемыми задачами и используемыми методами, определяются структура и содержание ДКИО. В этом случае последний выступает в качестве ключевого элемента IЮТО и служит по существу ее основой. Результатом проектирования и конструирования педагогом ПОТО является технологическая карта, представляющая собой своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса, в котором целостно и емко представлены главные его параметры, обеспечивающие успех обучения: целеполага-ние, диагностика, логическая структура проекта, дотирование материала и контрольных шдании. описание дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога с ука-шнием очередности применения соответствующих элементов ДКИО. система контроля. оценки и коррекции.

Рассмотрим основные этапы создания ПОЧТ) специальной дисциплины «Основы проектирования защищенных телекоммуникационных систем». Первым и наиболее важным этапом разработки ПОТО, от которого зависит результативность всего дальнейшего процесса обучения, является этап целеполагания. При этом цели обучения подготовки специалистов по ЗИ соответствуют таким требованиям как жизненная необходимость. реальная достижимость, точность определения, проверяемость, систематизиро-

ванность, простота и подразделяются на системные. предметные, модульные и цели конкретного занятия.

После определения дидактических целей необходимо для их достижения отобрать соответствующее содержание. Наиболее перспективным. на наш взгляд, представляется использование графо-матемагической модели учебной информации, с помощью которой можно получить численные характеристики, отражающие объем содержания учебной дисциплины с учетом ее сложности, а также провести анализ достаточности и неизбыточ-ности учебных элементов модуля.

Результаты отбора содержания находят, как правило, свое отражение в учебной программе и тематическом плане. Однако их наличие не исключает дальнейшей творческой работы преподавателя над совершенствованием структуры дисциплины.

Сущность структурирования состоит в том. чтобы выявить систему смысловых связей между элементами содержания крупной дидактической единицы (учебной дисциплины. раздела, модуля, темы) и расположить у чебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей. Форматами наглядного представления содержания и структуры учебного материала курса ОПЗТКС являются матрицы связей, графы учебной информации, структурно-логические схемы. Они позволяют педагогу выделить наиболее существенные элементы модуля, выявить системообразующие связи, определяющие эффективность функционирования дидактической системы в целом.

Следующим этапом создания ПОТО выступает этап задания требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обу ченности слушателей. Нами использовались четыре последовательных уровня усвоения по В.П. Беспалько: узнавание - (знания-знакомства), репродуктивное действие - (знания-копии), продуктивное действие - (знания-умения), творческое действие - (знания-трансформация). Наиболее целесообразной формой реализации обозначенного положения является построение матрицы внутрипредметных и межпредметных связей, на пересечении строк и столбцов которой ставится требуемый и исходный для каждой темы уровень подготовки. Онределе-

ние требуемых уровней усвоения изучаемого материала и их правильное задание позволяет преподавателю обеспечить подготовку военного специалиста-профессионала с гарантированным качест вом обучения.

Далее следует этап разработки процессуальной стороны обучения - представление опыта, подлежащего усвоению в виде системы познавательных и практических задач: поиск специальных дидактических процедур его усвоения (выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности, имитационных моделей изучаемых процессов, учебно-деловых игр и т. п.). В военной дидактике данный этап обучения связывается, в первую очередь, с выбором организационных форм, методов и средств проведения учебных занятий с курсантами и слушателями с целью вооружения их знаниями, навыками и умениями.

Требования дидактических принципов реализуются в учебном процессе с помощью различных методов и организационных форм обучения. Исходя из этого, важным элементом проектирования и конструирования ПОТО является выбор и обоснование наиболее оптимальных, с точки зрения решаемых педагогических задач, дидактических методов. В условиях высшей военной школы методы обучения определяются как способы и приемы упорядоченной взаимосвязанной

деятельности преподавателей и обучающихся, направленные на усвоение последними знаний, навыков и умений, развитие их познавательных сил и способностей, формирование высоких моральных и значимых профессиональных качеств. Их применение позволяет преподавателю представлять курсантам и слушателям учебный материал и организовать управление познавательной деятельностью обучаемых (УИДО).

Выбор методов обучения определяется: общими целями подготовки специалиста; особенностями преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидакгических методов; целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия; временем, отведенным на изучение то или иного материала; уровнем подготовленности обучающихся, их психическими и психофизиологическими

показателями и т. д. При этом наиболее продуктивными, для решения дидактических задач в рамках разрабатываемой ПОТО. с нашей точки зрения, являются схемы УПДО, характеризующиеся следующим сочетанием элементов: 3-Р-Р («автоматизированный

класс»); 3-Н-Р («хороший репетитор»); 3-Р-А («малая группа»); 3-Н-А («адаптивное управление»).

Важнейшим этапом проектирования и конструирования ПОТО является выбор и обоснование организационных форм проведения учебных занятий. Анализ учебной и учебно-мегодической литературы показывает, что целесообразно различать понятия «форма обучения» и «форма организации обучения». Под первой понимают коллективную, фронтальную и индивидуальную работу обучающихся на занятии, а под второй - конкретный вид этог о занятия.

11ри проектировании IЮТО учебной дисциплины ОПЗТКС. осуществляя выбор форм организации учебных занятий, мы исходили, прежде всего, из применяемых методов обучения; целей, задач и содержания материала конкретного занятия; времени, отводимого на изучение учебных тем и вопросов; уровня подготовленности обучающихся, а также наличия в вузе соответствующей материально-технической базы.

С учетом названных параметров в качестве организационных форм обучения были выбраны: лекция, практическое и групповое занятие, самостоятельная работа; в качестве форм контроля и оценки качества усвоения учебного материала - выполнение курсового проекта и зачет.

Следующим важным этапом проектирования ПОТО является выявление и обоснование преподавателем логики организации педагогического взаимодействия с обучающимися на уровне «субъекг-субъектных» отношений (коммуникативный уровень). Сущностной характеристикой данного этапа является последовательное моделирование всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и инновационных), предметного и социального содержания усваиваемой курсантами и слушателями профессиональной деятельности с помощью трех типов взаимосвязанных моделей: семиотической, имитационной и социальной. В своей

совокупности они представляют собой динамическую основу перехода обучающихся от учебной к профессиональной деятельности.

Активизации учебного процесса способствуют фронтальные коллективные, групповые и диадические коммуникативные ситуации. которые в рамках IЮТ О целесообразно реализовывать в зависимости от конкретных педагогических задач, решаемых преподавателем на том или ином этапе профессиональной подготовки обучающихся, и выбранных им методов и организационных форм обучения.

Одним из наиболее значимых и в го же время наиболее трудоемким при проектировании и конструировании ПОТО следует признать этап оценки и контроля результатов обучения, его коррекции. Методы контроля это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности обучающихся и педагогической работы преподавателя. Нами в рамках ПОТО в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного). машинного контроля и самоконтроля обучающихся. Следует отметить, что при подготовке специалистов по ЗИ все более широкое применение для оценки и контроля знаний, умений и навыков обучающихся находят средства вычислительной техники. Их использование позволяет: унифицировать

требования ко всем ку рсантам и слушателям: снизить влияние субъективных качеств преподавателя; автоматизировать отдельные операции контроля, что освобождает проверяющего от нетворческой части работы; повысить интенсивность обучения и заинтересованность обучающихся в тщательной проработке учебного материала.

С целью обеспечения основных требований, предъявляемых к контролю и оценке как функциям УПДО, основные усилия при проектировании и конструировании данной IIOTO были направлены на реализацию в ее рамках метода педагогического тестирования. Педагогические тесты целесообразно рассматривать не как обычную совокупность или набор заданий, а как систему, обладающую двумя главными системными факторами: содержательным составом тестовых заданий, образующих наилучшую целостность.

и нарастанием трудност и ог задания к заданию. При этом наилучший эффект в рамках разработанной технологии обучения дало сочетание педагогических тестов с традиционными методами контроля.

Контроль подготовленности к занятиям по специальным дисциплинам должен проводиться как можно чаще. При использовании традиционной технологии обучения у вузовских преподавателей не хватает времени ни для подготовки индивидуальных контрольных заданий, ни тем более для их проверки. Между тем. изучаемые в специальных дисциплинах понятия имеют высокую степень абстрактности и образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, а переход к новому внутридисциплинарному уровню абстракции возможен только после полного усвоения понятий предшествующего уровня абстракции. Необходимо доведение усвоения каждого понятия до уровня, достаточного для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности. Это можно стимулировать регулярным и частым осуществлением систематического фронтального контроля знаний обучающихся.

Организация регулярного контроля существенно упрощается при применении всевозможных педагогических тес тов, а также и при использовании ДКИО в режиме контроля знаний. Для ужесточения режима контроля в комплексе можно исключить вывод сообщений обратной связи.

Представляется интересной идея организации «интегрированного» контроля, посредством включения в контролирующую компьютерную программу списка контрольных вопросов нескольких смежных дисциплин, что способствует целостному восприятию учебного материала. Обилие вариантов затрудняет использование шпаргалок, а интегрированный контроль повышает интерес учащихся, вызывает дискуссии, обсуждения, обучающиеся еше больше погружаются в учебную среду.

Завершающим этапом работы преподавателя при проектировании и конструировании ПОТО является разработка им соответствующей технологической карты. Она представляет собой своего рода паспорт проекта будущего у чебного процесса, в котором целостно и емко представлены главные его

параметры, обеспечивающие успех обучения. Следовательно, ее можно рассматривать как своеобразный ннструменгарий. который мог бы быть востребован fie только авгором-разработчиком. но и любым другим преподавателем для организации им дидактического процесса в рамках соответствующей учебной дисциплины. Исходя из сказанного, в технологической карте важно отразить основные отправные моменты, позволяющие преподавателю представить всю целостность спроектированной НО ГО. А это значит, что в технологической карте целесообразно указать: целевые установки дисциплины (дидактические цели, сформулированные в диагностическом виде); содержание учебного материала, представленное как в модульной (количество учебных модулей), так и в структурной форме (матрицы связей, графы учебной информации, структурно-логические схемы, планы проведения конкретных учебных занятий); схемы УПДО: формы, методы и средства обучения, позволяющие их реализовывать; особенности использования на различных этапах обучения элементов дидактического комплекса информационного обеспечения; совокупность педагогических задач и коммуникативных ситуаций, предусмотренных автором; систему оценки, контроля и коррекции учебного процесса (методы. виды и формы контроля, педагогические тесты или тестовые задания); особенности организации рейтинговой технологии (весовые коэффициенты каждого вида контроля, форму представления рейтинг-листов и т. п.).

Представленная в данном виде технологическая карта позволяет преподавателю военного вуза организовать учебный процесс в точном соответствии с разработанной ПО ГО, обеспечить гарантированное достижение поставленных дидактических целей и реализовать, таким образом, технологическую составляющую информационной технологии обучения. С овладения технологией разработки и конструирования технологической карты начинается новое педагогическое мышление преподавателя: четкость, структурность. ясность методического языка, появление обоснованных норм в педагогической деятельности. Эта работа предполагает формирование у педагога технологического

видения всего учебного процесса по преподаваемой им у чебной дисциплине.

Одним из важных условий эффективного применения в военном вузе ПОТО для подготовки специалистов но ЗИ является готовность преподавателей и обучающихся к ее использованию. Несмотря на определенные факторы, тормозящие широкое внедрение информационных технологий в вузовский учебный процесс, проблема подготовки педагогических кадров может быть решена организационными методами. Необходимо создание многоуровневой системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведении. В связи с этим целесообразно выделить две категории педагогов: преподаватели-пользователи готовых информационных ПОТО и преподаватели-разработчики таковых. Первая категория должна быть ориентирована на подготовку до уровня конечного пользователя, а вторая категория, к которой относятся преподавате-ли-разработчики информационных ПОТО, должна приближаться к уровню квалифицированных пользователей или даже программистов. Эго крайне необходимо для понимания и рациональною проектирования технологии обучения.

Задача подготовки педагогических кадров к разработке и внедрению новых информационных технологий невозможна без административной поддержки. Необходима административная политика, направленная на создание организационной инфраструктуры современной образовательной системы, в том числе и региональных образовательных систем со следующими особенностями:

- разработка стратегии и тактики в области технических средств и в области программного обеспечения с большим заделом по программно-методическим разработкам:

- создание электронных библиотек, где курсант может получить материал на дом, скопировать его. или ознакомиться с учебным материалом в читальном зале на ПЭВМ:

- освоение молодыми преподавателями новых информационных технологий и дидактического опыта, имеющеюся на кафедрах вузов (несмотря на то, что. к сожалению, дидактический и методический опыт не поддается формализации и потому передать его молодым преподавателям достаточно трудно);

обучение преподавателей и сотрудников на факультете повышения квалификации по программе, предусматривающей обу чение применению в учебном процессе ПОТО и состоящей »в независимых модулей (преподаватели имеют возможность выбрат ь любой модуль или их группу) с применением медиатехнологий у скоренною обучения.

В качестве практических рекомендаций по подготовке обучающихся к применению ПОТО целесообразно сформулировать следующие: во-первых, проведение в рамках курса «Введение в специальность» учебных занятий по основам применения в военном вузе информационных технологий обу чения; во-вторых, введение в курс «Основы информатики и вычислительной техники» темы, непосредственно раскрывающей особенности применения в учебном процессе компьютерных и других информационных средств, іде дать курсантам методику самостоятельной работы с ними: в-третьих, обязательная предварительная психологическая работа с обучающимися перед использованием в обучении новых ППП. Названные меры могут в некоторой степени снять острогу проблемы и повысить уровень подготовленности обучающихся к использованию в вузе ПОТО.

Одним из важных психолого-педагоги-ческих условий, оказывающих непосредственное влияние на повышение эффективности ПОТО, является необходимость формирования у преподавателей и обучающихся положительной мотивации. В военной пси-холого-педагогической науке принято выделять три уровня мотивации - начальный, основной и высший. Результаты экспериментального обучения в Академии ФСО России свидетельствуют о том, что использование в военном вузе ПОТО позволяет в определенной мере выводить обучающегося как на основной, так и на высший уровень мотивации. Так. например, применение ДКИО при изучении дисциплины ОПЗТКС, по мнению курсантов и слушателей, позволяет формировать у них такие способности как: анализировать (49 % респондентов), систематизировать (28 %). обобщать изученное и делать выводы (45 %), самостоятельно мыслить (26 %) и др. Об этом говорит и тот факт, что работа с ДКИО потребовала от обучающихся принятия нестандартных творческих реше-

ний (у 28 % респондентов в полной мере и у 29 % - до некоторой степени). Следовательно. условия обучения, создаваемые информационной средой, в определенной степени способствуют развитию у курсантов и слушателей творческою мышления, ориентируют их на поиск неочевидных связей и закономерностей. на решение проблем, возникающих в процессе изучения учебного материала. А это значит, что применение ПОТО способствует достижению обучающимися наиболее значимых, с точки зрения их учебно-познавательной деятельности, уровней мотивации.

Резюмируя сказанное, правомерно сделать вывод о том, что применение в военном вузе ПОТО может стать основой для становления принципиально новой формы образования. опирающейся на детальную самооценку и мотивированную самообразовательную активность личности обучающегося, поддерживаемую современными техническими средствами. Побудительными мотивами его реализации на данном этапе информатизации обучения в военных вузах выступают: более высокая интенсивность работы, ее организованность, активность, качество усвоения, самостоятельность, объективность оценки, дисциплинированность, предметная новизна, необычность занятий и другие.

Создание необходимой инфраструктуры и учебно-материальной базы является одним из основных условий эффективного функционирования любой дидактической системы, независимо от того, подготовка каких специалистов осуществляется в вузе и какая технология обу чения при этом используется. Однако с реализацией в военном вузе информационной ПОТО по подготовке специалистов в области ИБ, достижение заданных уровней обученности немыслимо без наличия соответствующего парка вычислительной техники и программного обеспечения. Более того, по нашему мнению, на современном этапе информатизации высшего военною образования назрела необходимость не только в развитии инфраструктуры и информационной среды вузов системы обеспечения государственной безопасности, но и в выработке технической политики по их оснащению необходимыми аппаратными и программными средствами с целью даль-

нейшего развития компьютерного обучения и его эффективного использования.

В период с 2002 по 2003 гг. в Академии ФСО России был организован и проведен сравнительный педагогический эксперимент с целью апробации в учебном процессе разработанной профессионально-ориентированной технологии обучения специальной дисциплины «Основы проектирования защищенных телекоммуникационных систем», в котором приняли участие 107 курсантов и слушателей выпускных курсов и 8 преподавателей.

Экспериментальное исследование проходило в несколько этапов, первый из которых включал в себя выбор и выравнивание контрольных и экспериментальных групп на основе проведения входного педагогического тестирования, а также определение варьируемых и не варьируемых условий проведения эксперимента. Второй этап заключался в проведении педагогического эксперимента, в ходе которого занятия в экспериментальной группе проводились с использованием ПОТО. Третьим этапом являлось выходное тестирование. которое проводилось на итоговых занятиях с целью определения достигнутого уровня обученности курсантов, который должен соответствовать изначально заданным дидактическим целям. Выходное анкетирование (четвертый этап) проводилось в экспериментальной группе с целью выявления субъективной оценки обучающихся качества проведения с ними учебных занятий с использованием ПОТО. Здесь особое внимание уделялось определению мотивации обучения с применением ДКИО. а также оценке психологической и психофизиологической нагрузки, испытываемой респондентами в период экспериментального обучения. Проведение отсроченного тестирования (пятый этап) через месячный интервал с целью определения остаточных знаний, навыков и умений, приобретенных курсантами и слушателями за период экспериментального обучения, подтвердили сохраняемость знаний. навыков и у мений.

Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о том, что применение в у чебном процессе военного вуза ПОТО способствует формированию у ку рсантов и слушателей профессиональной компетентности на заданном уровне, мотивирует учебную

деятельность, обеспечивает повышение качества усвоения учебного материала.

В частности, использование критерия качества усвоения специальных знаний свидетельствует о том. что у большинства курсантов и слушателей экспериментальной гру ппы (87,5 %) уровень усвоения специальных знаний выше среднего. Результативность обу чения в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, увеличилась в среднем на 0.16 балла, а сформированное тъ у курсантов и слушателей профессионально значимых качеств и проектировочных умений. характеризующих их профессиональную компетентность, оценена соответственно на 7,71 и 8,23 балла по десятибалльной шкале, что обеспечивает выполнение квалификационных требований.

Критерий оценки прочности усвоения специальных знаний применялся в ходе сравнительного педагогического эксперимента путем проведения отсроченного контроля, организованного для определения наличия остаточных знаний, навыков и у мений у курсантов и слушателей через месячный интервал. Средний оценочный показатель по результатам итогового контроля в экспериментальной группе составил 4,34 балла, а по результатам отсроченного контроля - 4,26. В целом, прочность усвоения специальных знаний в экспериментальной группе оказалась на 2,23 % выше, чем в контрольной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий - выполнение творческих заданий и работ при решении профессионально-ориентированных задач в рамках сравнительного педагогического эксперимента -применялся по итогам оценки результатов курсового проектирования по дисциплине ОПЗТКС. Средний оценочный показатель в контрольной группе оказался на 0.03 балла ниже средней оценки, полученной курсантами и слушателями по итогам защиты курсового проекта, а такой же показатель у обучающихся в экспериментальной группе оказался выше. чем средний за защиту на 0.23 балла.

Мотивация и активность обучающихся как критерий сформированности у ку рсантов и слушателей профессиональной компетентности использовался с применением методики самооценки мотивов (A.A. Вербицкий) [1]. Значимое возрастание выраженности как познавательных мотивов - на 0,8 балла (16 %),

так и профессиональных - на 0.12 балла (24 %) позволяет сделать вывод о том. что применение профессионально-ориентированной технологии обучения обеспечивает создание необходимых организационно-педагогических условий для формирования в вузе положительной мотивации у будущих военных специалистов.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное. важно подчеркнуть, что только полное и своевременное выполнение всех обоснованных выше организационно-ггедагоги-ческих у словий способствует формированию профессиональной компетентности у будущих военных специалистов в вузе средствами профессионально-ориентированной технологии обучения. Вместе с этим предложенные условия позволяют целенаправленно формировать социальные качества будущего руководителя подразделения обеспечения информационной безопасности [4|.

1. Вербицкий A.A.. Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М.. 2000.

2. Виленский В.И., Образцов H.H.. Уинн А Н. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе под ред.

B.А. Сластснина. М., 2004.

3. Комчик Л И Профессионально-ориентиро-

ванная технология обучения как средство формирования компетентности у будущих военных специалистов в вузе (на материале изучения специальных дисциплин): автореф.

дис.... канд. пел. наук. Курск. 2004.

4. Казачок В.И Формирование социального ядра личности в процессе подготовки специалистов в области обеспечения информационной безопасности / Проблемы образования в области информационной безопасности. М.. 2004.

C. N1 146.

Поступила в редакцию 15.01.2005.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ

A.I I. Лосев

l.osev A.N I he contents of technology of formation of students’ military-professional orientation. The article uncovers the problem of formation of military-professional orientation of students of Military Academies. On the grounds of practical experience the expediency and the efficiency of introduction of the given technology to the work practice of military educational establishments is substantiated.

Потребности теории и практики военного образования в деле воспитания и обучения курсантов в настоящее время делают актуальной задачу по разработке технологии формирования военно-профессиональной направленности. 13 настоящее время ряд ученых считает, что состав и последовательность процедур, составляющих технологию, один и тог же для всех самоуправляемых и целеустремленных систем. Недооценка же или пропуск любого из функционатьных элементов ведет к деформации всего процесса формирования требуемого качества, снижению его эффективности. Функциональные звенья технологии рассматриваются как особые, относительно самостоятельные виды деятельности, последовательные и взаимосвязанные друг с другом стадии или этапы, полный состав которых образует единый

цикл. Завершение одного цикла является началом нового, и таким образом обеспечивается «перманентность» процесса формирования, происходит реальное движение от низших к высшим качественным состояниям формируемой системы.

При построении технологии мы исходили из того, чго процесс формирования военно-профессиональной направленности (ВИН) курсантов должен отражать ее структуру. Основной целью в нашей технологии формирования ВПН является создание педагогических условий, при которых происходит повышение когнитивною уровня личности, ее ценностного отношения к своей будущей деятельности. В качестве относительно самостоятельных, но взаимосвязанных этапов технологии формирования выделяют следующие: определение целей, информацион-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.