ответственности у обучающихся в ВУЗах ГПС МЧС России состоит в следующем:
- выделение социальной ответственности в качестве одной из важнейших общекультурных компетенций и в целом компонента профессиональной компетентности сотрудника ГПС МЧС России;
- ориентация процесса воспитания в ВУЗах ГПС МЧС России на развитие самостоятельности личности обучающихся, их субъектной активности, личностной позиции, способности к саморегуляции, принятию решений и ответственности за них;
- проведение педагогической диагностики уровня развития социальной ответственности в системе личностных качеств обучающихся;
- осуществление психолого-педагогической поддержки будущих сотрудников ГПС МЧС России.
Список использованной литературы
1. Артамонов B.C., Моторин В.Б., Ткачев П.А. и [др.] Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы МЧС России. СПб., 2002.
2. Артамонов В.С., Алексеик Е.Б. История пожарной охраны России. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т ГПС МЧС России, 2007.
3. Баженов О.В. Социальное воспитание личного состава МЧС России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.
4. Баскин Ю.Г. Формирование социально-психологических отношений в коллективе сотрудников ГПС МЧС России. СПб.: Санкт-Петербургский ин-т ГПС МЧС России, 2004.
5. Баскин Ю.Г. Состояние проблемы управления и оценки социально -психологического становления учебных коллективов в высших учебных заведениях МЧС России: монография. СПб.: Санкт-Петербургский ин-т ГПС МЧС России, 2003. - 116 с.
6. Баскин Ю.Г. Социально-психологическое обеспечение руководства учебными коллективами высших военно-учебных заведений: монография. СПб.: Санкт-Петербургский
КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
С.В. Берлев, преподаватель Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
В соответствии с государственными образовательными стандартами по
417
специальностям, по которым проводится обучение курсантов и слушателей вузов МВД России выпускники которых, должны преимущественно выполнять производственно-технологические и сервисно-эксплуатационные виды деятельности. При этом, решаются следующие основные задачи с ярко выраженной практической направленностью: наладка, испытания и сдача в эксплуатацию опытных образцов радиотехнических устройств и систем; разработка и внедрение технологических процессов настройки, испытаний и контроля качества изделий; технологическая подготовка производства; эксплуатация и техническое обслуживание радиотехнических систем и комплексов; ремонт и настройка радиоэлектронных средств различного назначения.
Таким образом, к выпускникам технического вуза МВД России предъявляются повышенные требования как к инженерам эксплуатационной направленности, поскольку область их профессиональной деятельности ориентирована на эксплуатацию технических комплексов и средств, а значительная часть необходимых практических навыков должна быть сформирована в процессе обучения в ВУЗе. Поэтому, профессиональная подготовка курсантов и слушателей должна осуществляться с максимально полным учетом особенностей реальной профессии. Наиболее естественно и удачно такой подход может быть реализован при формировании содержания и структуры таких форм обучения как практические занятия, лабораторные практикумы и курсовые проекты (работы), которые обеспечивают передачу и усвоение информации моделирующей целостные фрагменты профессиональной деятельности, что придает процессу обучения целостность, системность и обеспечивает мотивирование и более полное усвоение знаний. Следует также принять во внимание хронический дефицит времени характерный для учащихся ведомственного вуза связанный с выполнением стандартных служебных обязанностей, что заставляет искать такие формы организации учебного процесса, которые обеспечивают наиболее рациональное использование времени отведенного учебным планом на соответствующую дисциплину.
Поскольку, курсовой проект (работа), как правило, завершает изучение технической дисциплины или соответствующего учебного модуля, логично подчинить тематически и содержательно другие формы практических занятий, упомянутых выше, соответствующим этапам выполнения курсовой работы при обеспечении следующей последовательности проведения занятий - лекция, практическое занятие, лабораторная работа, этап курсового проекта. Тем самым, системно и организационно обеспечивается как выполнение курсового проекта, так и выполнение соответствующих пунктов учебной программы.
В соответствии с этим после освоения соответствующих теоретических разделов представленных в форме лекций, проводятся практические занятия, на которых синтезируются структурная и функциональная схемы устройства, разрабатываемого в курсовой работе, решаются вопросы согласования
параметров блоков входящих в функциональную схему, составляются схемы электрические принципиальные блоков и проводится их расчет. Полученные параметры и характеристики блоков могут проводиться в процессе выполнения лабораторных работ путем их моделирования, а также путем экспериментального определения их параметров с использованием лабораторных стендов, применяя различные системы автоматизированного проектирования, с помощью которых осуществляется разработка чертежей, выполняется трехмерное моделирование [1].
Результаты поэтапного выполнения практических занятий и лабораторных работ, позволяют практически проходить последовательно практически все этапы разработки радиоэлектронных устройств от технического задания до методов и результатов измерения параметров и характеристик устройств.
Таким образом, оптимально решается задача формирования практических профессионально значимых навыков в процессе обучения.
При этом наибольшую эффективность обеспечивает применение принципов проблемно-ориентированного подхода к формированию заданий лабораторных практикумов и постоянное использование принципа вариативности их выполнения. Указанный подход создает необходимые условия для развития познавательной мотивации, кроме того, обеспечивается устойчивое стремление к познавательно-ориентированному процессу получения знаний и одновременно решается задача формирования у курсантов элементов инновационной деятельности существенно важной для эффективной профессиональной деятельности.
Можно выделить следующие основные этапы реализации этих принципов:
1) восприятие и осмысление курсантом созданной в лабораторном задании проблемной ситуации;
2) создание и обоснование курсантом модели своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации (попытка решить возникшую проблему на основе имеющихся знаний, после чего следует поиск новых решений);
3) действия в соответствии с созданной моделью (в том числе и корректировка принятого решения);
4) анализ выбранного действия и проверка правильности решения проблемы;
5) анализ мышления в ходе указанного действия (в том числе с помощью преподавателя), способствующий развитию интеллектуальных способностей обучаемых, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности. Данная технология позволяет не только приобретать новые знания, вырабатывать новые навыки и умения, но и накапливать опыт творческого решения разнообразных профессиональных задач.
Выполнение курсового проектирования обеспечивает синтез
теоретической и практической подготовки курсантов и слушателей и является показателем определенной готовности их к профессиональной деятельности с использованием набора знаний, умений и навыков полученных при освоении учебной дисциплины, поэтому курсовая работа, выполняемая в рамках дисциплины, является одним из способов овладения практическими навыками.
Список использованной литературы
1. Черткова А.С. Новые возможности в области проектирования радиотехнических устройств. В сборнике: Охрана, безопасность, связь - 2013 Материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2014. - С. 298-299.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАУЧНОГО КРУЖКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СИСТЕМ
БЕЗОПАСНОСТИ
С.В. Берлев, преподаватель Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
В учебно-воспитательном процессе деятельность научного кружка занимает далеко не последнее место. А возможности по творческой реализации обучающихся делают кружок важным звеном в практической подготовке специалистов.
Перед началом работы необходимо провести комплектование кружка, но зачастую курсанты не знают о существовании того или иного научного кружка и не имеют информации о характере проводимых в них работ. Для привлечения курсантов в кружок еще до начала набора рекомендуется провести с ними предварительную работу. В конце предыдущего и в начале текущего учебного года, необходимо организовать выставки работ кружка. Все экспонаты, лабораторные установки и учебные модели, должны быть снабжены кратким описанием и дополнены информацией о содержании работы кружка. Чтобы привлечь курсантов в творческий коллектив, руководителю можно посетить собрания курсов и рассказать о работе кружка в предшествующих научных мероприятиях и конкурсах, а также научно-исследовательских работ проводимых в рамках работы кружка. В любом случае окончательное решение о приеме в кружок принимается только руководителем кружка на основании проведенного собеседования и личной заинтересованности самих кандидатов.
В связи с тем, что некоторый отсев участников кружка неизбежен, руководителю необходимо иметь резерв курсантов, из которого пополнялся бы творческий коллектив. Некоторый отсев в начале занятий кружка можно считать естественным, тем не менее, в каждом случае следует изучать причины