следующих общих компетенций: работать в коллективе, команде, эффективно общаться с однокурсниками).
Таким образом, цели урока по общеобразовательным дисциплинам в условиях ПОО должны отражать требования к результатам
Библиографический список
освоения программы, с одной стороны, предусмотренные ФГОС СПО в виде общих и профессиональных компетенций, с другой — примерными программами по ООД 2015 г. в виде предметных, метапредметных и личностных результатов.
1. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Хуторской. — 2-е изд., перераб. — М. : Высш. шк., 2015. — 639 с.
2. Целеполагание на уроке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mc-krkam. edusite.ru.
3. Формирование навыка целеполагания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.gimnazyl61.ru.
4. Хуторской, А. В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. — Режим доступа: www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm.
УДК 378 В. А. Малахова, преподаватель филиала
Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассмотрены современные технологи обучения (понятие, структура, классификация, основные характеристики и требования к ним) и приведены рекомендации по их применению в высшей военной школе. Перечислены активные инновационные технологии обучения.
Ключевые слова: педагогические технологии, современные технологии обучения, активные инновационные технологии обучения, высшая военная школа.
Военно-профессиональное образование стоит рассматривать как сферу, объединяющую в себе обучение, воспитание, развитие и психологическую подготовку курсантов, поэтому правильный выбор и реализация современных технологий обучения существенным образом повлияет на качество профессиональной подготовки будущего военного специалиста.
Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина, Ю. Г. Татур, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов и др. Из зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера и др. [1].
С одной стороны, педагогическая технология — это совокупность методов и средств
обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогические технологии обуславливают содержание, методы и средства обучения, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии (по О. В. Долженко) [2].
Согласно В. П. Беспалько, педагогическая технология — это систематическое, последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса [3].
По мнению Ф. А. Фрадкина, педагогическая технология — это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя
и ученика, направленное на достижение образовательной цели [4].
Следует подчеркнуть, что технология обучения может рассматриваться не только как дидактический процесс, но и как результат деятельности военного педагога по его проектированию.
Технология обучения (как результат) — научный проект (описание, модель) дидактического процесса, воспроизведение которого гарантирует успех педагогических действий [1].
Структурными составляющими педагогической технологии являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; обучающиеся, преподаватель; результат деятельности [5].
Термин «образовательные технологии» более емкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
Исходя из анализа подходов, существующих в современной дидактике высшей военной школы, в качестве основных характеристик технологии обучения исследователи выделяют:
1) диагностическое целеполагание и результативность (предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения);
2) экономичность (выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени);
3) алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость (отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий);
4) корректируемость (предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели);
5) визуализация (затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий) [4].
Требования к технологиям обучения в высшей военной школе заключаются в учете личностных качеств курсантов и слушателей, оптимальности, непротиворечии дидактическим принципам, направленности на активизацию познавательной деятельности обучающихся [1].
Были рассмотрены классификации современных педагогических технологий различных
авторов, таких как Д. А. Данилов, Ф. Д. Товари-щева, А. М. Николаев и др. На основе анализа и обобщения классификаций современных педагогических технологий вышеперечисленных авторов была сформирована общая классификация (рис. 1).
Кроме того, технологии обучения разделяют на четыре группы:
- информационно-развивающие;
- деятельностные;
- развивающие проблемно-поисковые;
- личностно ориентированные.
Первая группа объединяет технологии, имеющие главной целью формирование стройной системы знаний и дающие значительный запас информации (когнитивные цели), это информационно-развивающие технологии.
К ним относятся технологии первого поколения (рейтинговая интенсивная технология модульного обучения — РИТМ), второго поколения (модульно-блочные), третьего (цельно-блочные), четвертого (интегральные) [6].
Вторая группа — деятельностные технологии. Они ориентированы на овладение способами профессиональной и учебной деятельности.
Технологии второй группы включают в себя анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, моделирование производственной деятельности и т. д. Как правило, деятельностные технологии применяют на дисциплинах специального цикла, в период практики и подготовки к итоговой государственной аттестации [7].
Третья группа — развивающие проблемно-поисковые технологии.
В технологиях третьей группы (развивающего проблемного обучения) ведущей целью является формирование умения видеть проблему и предложить методы ее решения, развитие мыслительной активности обучаемых.
В состав развивающих проблемно-поисковых технологий входят: организация экспериментально-творческих работ, организационно-деятельностные игры, проектирование и разбор профессиональных ситуационных задач, организация коллективной мыслительной деятельности в малых и больших группах, проблемные лекции, проблемные семинары, исследовательские работы [4].
Четвертая группа — личностно ориентированные технологии.
Личностно ориентированные технологии — это формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно строить
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технологии
развития
личности
Технология проблемного обучения личности
Развивающее обучение Л. В. Занкова
Технология проблемно-развивающего обучения
Игровая технология
ТРИЗ-технология
Эвристическое обучение
Проектное обучение
Технология группового обучения
Технология
педагогических
мастерских
Технология опережающего обучения
Индивидуально-дифференцированное обучение
Личностно ориентированные технологии
Кейс-
технология
Технология «Портфолио»
Технологии,
использующие
технические
средства
обучения
Информационные и компьютерные технологии
Программированное обучение
Дистанционное обучение
Демонстрация
Предметно ориентированные технологии
Модульное обучение
Технология полного усвоения знаний
Разноуровневое обучение
Технология постановки цели
Концентрированное обучение
Технология педагогического процесса
Интерактивные технологии
Технология «Дебаты»
Технология проведения дискуссий
Тренинговая технология
Рис. 1. Обобщенная классификация с
и корректировать свою учебно-познавательную деятельность, собственный образовательный процесс [6].
К личностно ориентированным технологиям относятся: проективное обучение, самообучение под наблюдением, дипломное (курсовое) проектирование на основе эксперимента, опережающая самостоятельная работа, индивидуализация обучения, индивидуализированные формы контроля знаний и умений, научно-исследовательская работа, использование ИКТ, любых форм самообразования. Здесь формируются стремление и умение воспринимать новые знания, творческая активность, системное мышление, профессиональная мобильность и конкурентоспособность, самооценка, общественная коммуникативность. Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого [8].
Применение современных технологий обучения следует рассматривать в качестве оче-
ременных педагогических технологий
редного шага в развитии дидактического процесса в высшей военной школе.
Активные инновационные технологии, используемые в профессиональном обучении, основанном на компетенциях, включают в себя следующие методы:
1) неимитационные (проблемная лекция, лекция с ошибками, лекция-визуализация, дискуссия);
2) неигровые имитационные (кейс-метод, контекстное обучение, тренинг, конкурс профессионального мастерства, метод группового решения творческих задач, метод Дельфи);
3) игровые имитационные (стажировка с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловая игра) [9].
Информационная технология обучения — дидактический процесс с применением целостного комплекса компьютерных и других средств обработки информации, позволяющий на сис-
темной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и обучающимися с целью достижения гарантированного педагогического результата [1].
С точки зрения дидактики можно вести речь об информационной технологии обучения только в том случае, если:
1) она удовлетворяет основным признакам технологизации обучения (предварительное проектирование, диагностическое целеобразо-вание, системная целостность, воспроизводимость и т. п.);
2) решает задачи, которые ранее в учебном процессе не были теоретически или практически решены;
3) в качестве средства сбора, обработки, хранения и представления учебной информации обучающемуся выступает целостный комплекс компьютерных и других информационных средств, выбор или разработка которых обусловлены целями и дидактическими задачами, решаемыми военным педагогом [1].
Как, когда и какую технологию выбрать? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов объективного и субъективного свойства. Обобщенное решение может выглядеть следующим образом. Условно все дисциплины учебного процесса можно разделить на три группы:
- базовые, фундаментальные;
- прикладные;
- дисциплины развивающего характера.
Дисциплины базовые, фундаментальные,
являются основой для дисциплин общепрофессионального или специального цикла. Для них главная цель — когнитивная. Дисциплины этой группы преподаются как самостоятельная наука. Это требует и значительного по объему содержания, и строгой логики изложения его. Необходимость использования знаний базовых (фундаментальных) дисциплин при изучении дисциплин других уровней и групп предъявляет особые требования к устойчивости знаний и умений. Следовательно, преимущество следует отдать технологиям первой группы — информационно-развивающим [4].
Прикладные дисциплины тесно связаны с дисциплинами специального цикла, взаимно дополняют и расширяют друг друга. Дисциплины прикладного характера не преподаются как самостоятельная наука в отличие от базовых, фундаментальных. В основу дисциплин прикладного характера положено изучение объектов, тесно связанных с профессиональной деятельностью (машины, аппараты, устройства...) или процессами профессиональной деятель-
ности, последовательностью этапов профессиональной деятельности (технологические процессы, технологические планы, лабораторные анализы, технохимический контроль.). Следовательно, технологии обучения надо выбирать такие, которые обеспечат достижение и когнитивных целей, и таких личностных качеств, как умение анализировать, обобщать, синтезировать, соотносить и применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности, и наоборот — профессиональные знания и умения использовать в изучаемой дисциплине. Очевидно, здесь требуется комбинация первых трех групп технологий. Преимущество же следует отдать первой группе (информационно-развивающие технологии) и третьей (развивающие проблемно-поисковые технологии) [9].
Дисциплины развивающего характера — это дисциплины, призванные формировать мировоззрение и мироощущение будущего военного специалиста, понимание значимости выбранной профессии, своего места в ней, воинском коллективе и обществе в целом, а также другие профессионально и личностно важные качества. В этом случае могут быть применены любые технологии обучения, но предпочтение следует отдать четвертой группе — личностно ориентированным технологиям [4].
В качестве критериев того, что деятельность военного преподавателя организована на технологическом уровне, могут быть выделены следующие:
1) наличие четко и диагностично заданной цели, т. е. корректно измеримого представления понятий, операций, деятельности курсантов и слушателей как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели;
2) представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения;
3) наличие достаточно жесткой последовательности, логики, определенных этапов усвоения темы (материала, набора профессиональных функций);
4) указание способов взаимодействия субъектов учебного процесса на каждом этапе (преподавателя и обучающихся, обучающихся друг с другом);
5) использование военным преподавателем наиболее оптимальных (с точки зрения результативности учебного процесса) средств обучения;
6) мотивационное обеспечение деятельности преподавателя, курсантов и слушателей, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
7) указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности военного преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил [1].
Стратегию современного высшего военного образования составляют развитие и саморазвитие личности будущего офицера, способного не только обслуживать имеющиеся социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле. Эта стратегия воплощается в принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса высшей военной
Библиографический список
школы на приоритет личностно развивающих и профессионально ориентированных технологий обучения [1].
В основе разработки технологий обучения лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности курсантов и управленческой деятельности военного преподавателя:
1) постановка общих целей и их максимальное уточнение в соответствии с требуемым содержанием;
2) формулирование частных дидактических целей с ориентацией на достижение прогнозируемых и планируемых результатов;
3) выбор оптимальных методов, форм и средств обучения;
4) организация хода учебного процесса;
5) оценка текущих результатов и, при необходимости, поправка, коррекция учебного процесса с целью гарантированного достижения поставленных целей [1].
1. Образцов, П. И. Дидактика высшей военной школы [Текст] : учеб. пособие / П. И. Образцов, В. М. Косухин. — Орел : Академия спецсвязи России, 2004. — 317 с.
2. Долженко, О. В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе [Текст] : метод. пособие / О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский. — М. : Высш. шк., 2007. — 191 с.
3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 2006. — 270 с.
4. Гузеев, В. В. Основы образовательной технологии : Дидактический инструментарий [Текст] / В. А. Гузеев. — М. : Сентябрь, 2010.
5. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст] / Н. Е. Щуркова. — М. : Педагогическое общество России, 2009. — 235 с.
6. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — 3-е изд. — М. : Академия, 2007. — 192 с.
7. Новые образовательные технологии в вузе [Текст] : сб. материалов VI Междунар. науч.-метод. конф., 2-5 февр. 2009 г. В 2 ч. Ч. 1. — Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «УГТУ — УПИ», 2009. — 416 с.
8. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И. С. Якиманская. — М. : Сентябрь, 2009.
9. Седых, В. И. Инновационные технологии как основа повышения качества образования [Текст] / В. И. Седых. — М. : Нар. образование, 2013. — 185 с.
10. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / Н. Ф. Талызина. — М., 2003. — 205 с.
УДК 377+61 Д. В. Нечепуренко, зав. лабораторией
Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. филол. наук, г. Челябинск, e-mail: labnew.chirpo@mail.ru
КУРС ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (ВАЛЕОЛОГИИ) КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО
В статье обосновывается польза курса профилактической медицины (валеологии) как здоро-вьесберегающей технологии в контексте модернизации российского образования с целью оп-