РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
А.А. Покровский, доцент, к.т.н., В.Е. Иванов, старший преподаватель, к.т.н., Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,
г. Иваново
Курсовой проект по дисциплине «Детали машин» является одной из первых самостоятельных работ обучающихся, который связан с проектированием и конструированием. Объектами проектирования являются механические приводы машин и механизмов, применяемые в пожарной технике. Выполнение курсового проекта по дисциплине «Детали машин» курсантами, студентами и слушателями Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России затрагивает решение ряда задач:
- выявление и оценка знаний, умений и навыков обучающихся по различным смежным дисциплинам;
- ознакомление курсантов, студентов и слушателей с методикой выполнения различных частей курсового проекта на базе полученных ими знаний;
- развитие навыков и умений самостоятельной инженерной деятельности, используя литературные, справочные и патентные материалы;
- выработку навыков творческого мышления и умения применять обоснованные решения инженерных задач;
- формирование профессиональных компетенций, связанных с будущей деятельностью, развитие практических навыков проектирования и расчетов механических передач.
Решая данные задачи, курсанты, студенты и слушатели последовательно проходят путь от выбора схемы привода через многовариантность проектных решений до его воплощения в рабочих чертежах, применяя компьютерные технологии, которые в настоящее время занимают одну из ключевых позиций в учебном процессе, а именно при подготовке обучающихся по дисциплинам профессионального цикла. Проектирование с использованием компьютерной техники уменьшает трудозатраты, позволяя в результате получать конструкции оптимальные по габаритам и размерам. Это стало возможным в связи с большим внедрением в пожарную технику стандартных узлов и деталей и развитием модульного принципа конструирования. Но при этом следует отметить, что использование компьютеров не должно исключать творческого подхода к решению инженерных задач.
Выполнение курсового проекта, как на стадии расчета, так и на этапе выполнения чертежа общего вида привода требует от обучающихся комплекса знаний по всем ранее пройденным дисциплинам: Начертательная геометрия», «Инженерная графика», «Прикладная механика», «Материаловедение и технология материалов». И если при изучении данных дисциплин на лекциях,
практических занятиях и лабораторных работах компьютерные технологии чаще выступали в роли повышения наглядности и информативности, то при проведении практических занятий по дисциплине «Детали машин» они являются инструментом для отработки умений и навыков проектирования деталей машин общего назначения. Но при этом использование в образовательном процессе современных информационных технологий требует уже от обучающихся умений пользоваться графическими редакторами, что в свою очередь значительно повышает эффективность профессиональной подготовки будущего специалиста пожарной безопасности. Поэтому работа в области компьютерной графики при изучении дисциплины «Детали машин» в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России является одним из наиболее быстро развивающихся направлений информационных технологий.
Применение компьютерных технологий позволяет не только получать оптимальные решения при расчете и конструировании, затрачивая при этом минимум времени, но и выполнять графическую часть курсового проекта -чертеж общего вида привода в системах автоматизированного проектирования. Для качественной реализации данного направления в учебном процессе необходимо наличие трех компонентов: аппаратно-программный базис, подготовленный преподаватель, электронные учебные материалы.
В настоящее время графическая часть курсовых проектов по дисциплине «Детали машин» выполняется с использованием программы «AutoCAD». Это стало возможным благодаря внедрению в учебный процесс аппаратного и программного обеспечения, образующего аппаратно-программный базис, который является первым компонентом при реализации компьютерных технологий в учебном процессе. В процессе информатизации образования необходимо иметь в виду, что главный принцип использования компьютера -это ориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей учащихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения, в частности курсового проектирования, должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на технологии работы с различной информацией: аудио- и видео-, графической, текстовой, табличной.
В качестве второго компонента качественной реализации компьютерных технологий в учебном процессе выступает непосредственно «подготовленный преподаватель». Данный термин означает, что преподаватель, ведущий дисциплину «Детали машин» должен обладать достаточными знаниями в области смежных дисциплин кафедры, а также разрабатывать и реализовывать рабочие программы в четком соответствии с материалом курсовых проектов. Проводя практическое занятие, преподаватель должен следить за ходом и степенью овладения курсантами и слушателями соответствующими умениями. Это позволяет определять оптимальный объем учебного материала для последующего занятия, уточнять нормативные требования, уделять больше
внимания тому, что трудно усваивается обучающимися, применять на практике более эффективные методы, способы и приемы обучения для достижения поставленных дидактических и воспитательных целей.
Заключительным компонентом качественной реализации компьютерных технологий в учебном процессе является наличие электронных учебных материалов. Особенно это актуально для слушателей факультета заочного обучения, работа которых над курсовым проектированием в большей степени осуществляется самостоятельно. Поэтому наличие электронных учебных материалов по дисциплинам позволяет осуществлять дистанционное консультирование, являясь связующим звеном между преподавателем и обучающимся, органично впитывая в себя компьютерные и интернет-технологии обучения. Одновременно с дистанционным обучением и консультированием слушателей факультета заочного обучения электронные материалы, включающие в себя комплекс систематизированной учебной и справочной информации по инженерной графике, компьютерной графике, деталям машин, позволяет заметно облегчить работу и сократить время обучающихся на выполнение чертежей с использованием систем автоматизированного проектирования.
Таким образом, выполнение графической части курсового проекта по дисциплине «Детали машин» с использованием систем автоматизированного проектирования направлено на оптимизацию учебного процесса и решение творческих задач. Успешное применение информационных программ требует, чтобы подготовка к их применению начиналась задолго до изучения дисциплины «Детали машин» и данную работу следует начинать с установления междисциплинарных связей, что возможно только при комплексной разработке рабочих учебных программ по этим дисциплинам.
Список использованной литературы
1. Покровский А.А. Реализация компьютерных технологий при выполнении графической части курсового проекта по дисциплине «Механика» / А.А. Покровский, С.А. Никитина, Д.А. Ульев // Сб. матер. IV Междунар. науч.-метод. конф. «Современные проблемы профессионального образования». - Курск, 2012. - С. 17-19.
2. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы. Учеб. пособ. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. - 317 с.