Научная статья на тему 'Реализация идей П. Ф. Лесгафта в проектировании здоровьесберегающего пространства современной школы'

Реализация идей П. Ф. Лесгафта в проектировании здоровьесберегающего пространства современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация идей П. Ф. Лесгафта в проектировании здоровьесберегающего пространства современной школы»

Новосёлова Г.А.

Аспирант, кафедра педагогики, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ П.Ф. ЛЕСГАФТА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

На современном этапе развития российского образования ведется активный поиск форм, методов и технологий здоровьесберегающей деятельности. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что реализация образовательных, профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников, их духовно-нравственное развитие [5]. В формировании здорового образа жизни школьников важным условием является насыщенная и увлекательная школьная жизнь. При этом образовательное пространство современной школы приобретает характер здоровьесберегающего пространства.

Анализ работ, раскрывающих сущность здоровьесберегающего пространства современной школы (Н.Л. Волошина, О.Е. Подгорная, И.П. Золотухина, Л.С. Елькова, и др.), показал, что исследователи представляют его как:

- пространство, имеющее содержательные компоненты (образовательный, социальный, креативно-деятельностный, реабилитационный), обеспечивающие повышение продуктивной активности всех его субъектов и духовно-нравственное совершенствование каждого;

- пространство совместного бытия, совместного проживания всех событий детьми и взрослыми;

- пространство, в котором созданы условия поддержки ребенка, обеспечивающие его успешность;

- пространство, формирующее здоровый образ жизни всех субъектов образовательного процесса посредством интеграции потенциалов современной школы, социальной сферы, семьи, ребенка.

Проблема формирования здорового образа жизни значима не только для современной российской школы, ее значимость подчеркивали в своих трудах ученые-гуманисты конца XVIII начала XIX в. (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский и др.). По нашему мнению, в проектировании здоровьесберегающего пространства современной школы важное значение имеют идеи П.Ф. Лесгафта: идея о гармоническом развитии человека, идея о единстве физического и духовного развития организма, идея нравственного воспитания личности ребенка, идея сознательного развития ребенка, идея понимания ребенка, идея о системе подготовки учителя в области физического воспитания и образования и др.

Целью данной статьи является осмысление педагогического наследия П.Ф. Лесгафта для проектирования здоровьесберегающего пространства современной школы.

Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909) вошел в историю отечественной науки как разносторонний ученый, известный анатом и врач, крупнейший педагог, выступавший за подлинно научное просвещение и воспитание широких народных масс. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, П.Ф. Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания, педагогики, анатомии, биологии и других наук.

Фундаментальные труды П.Ф. Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья «О физическом образовании в профессиональной школе» и др. сохранили свою научную значимость и актуальность для проектирования здоровьесберегающего пространства

современной школы. Являясь основоположником отечественной науки о физическом воспитании, П.Ф. Лесгафт создал оригинальную, стойкую и развернутую систему физического образования (воспитания), направленную на формирование здорового образа жизни школьника. В этой системе одно из центральных мест занимает воспитание детей школьного возраста. Анализ работ П.Ф. Лесгафта показал, что исследователь, выявляя задачи физического образования, раскрывает сущность терминов «воспитание», «обучение» и «образование» с позиции сохранения здоровья ребенка.

Под «воспитанием» ученый понимает «совокупность условий, необходимых для правильного питания и роста ребенка, в силу которых у него является известный запас энергии, необходимый вообще для деятельности» [3, с. 298], при этом, различая в человеке две стороны - физическую и духовную, П.Ф. Лесгафт воспитание разделяет на духовное и нравственное. По его мнению, нравственное «состоит главным образом в выяснении понятий о правде, а так же об уважении личности другого» [там же]. Сегодня, духовно-нравственное развитие личности понимается как «расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу и т.д.» [1, с. 9]. В проектировании здоровьесберегающего пространства современной школы, по нашему мнению, важным является процесс усвоения и принятия национальных ценностей обучающимися, его уважение к обществу и самому себе.

Раскрывая сущность понятия образования, П.Ф. Лесгафт, отмечает, что «образование - это выработка в человеке сознательного отношения к своим действиям, ограничение произвола и развитие стремления к самосовершенствованию путем постепенного приближения к идеалу. Развитие состоит в сознательном разъединении впечатлений и действий и сравнение их между собой» [3, с. 22, 298]. Идея сознательного развития ребенка, его отношения к своим действиям, развития стремления к самосовершенствованию должна иметь свое отражение в проектировании здоровьесберегающего пространства современной школы.

Одной из ведущих идей трудов П.Ф. Лесгафта является гармоническое, всестороннее развитие организма. Ученый отмечает, что «тесная связь, существующая между физическими и душевными проявлениями, ясно показывает необходимость гармонического, физического и умственного развития в школе. Развитая умственная деятельность с весьма слабым телом - нарушение гармонии, только при гармоническом развитии всех органов организм человека в состоянии совершенствоваться» [3, с. 24, 26]. Опираясь на учение Г.У.А. Фита, П.Ф. Лесгафт говорит, что «движения служат для усовершенствования организма», которые называет «телесными». А образование, говорит он, «невозможно без последовательного усовершенствования органов, при посредстве которых человек воспринимает действующие на него извне возбудители. Поэтому насколько развиты палец (осязание), глаз, ухо, настолько же развит и ум человека» [3, с.164]. По нашему мнению, в проектировании здоровьесберегающего пространства современной школы имеют особое значение идеи психофизиологического единства человеческой природы и роли физического образования в гармоническом, всестороннем развитии ребенка, утверждаемые П.Ф. Лесгафтом.

По мнению П.Ф. Лесгафта, «гармоническое, всестороннее развитие человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых отличаются между собою: воспитание захватывает нравственные качества человека, способствует выработке нравственного характера лица, а образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие. Цель воспитания -содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью» [2, с. 235]. На наш взгляд, для воспитания здоровой, всесторонне развитой личности ребенка необходимо содействовать

развитию таких качеств, как мудрость, любовь, самостоятельность, художественная самодеятельность и т.д.

Для достижения цели воспитания П.Ф. Лесгафт определяет задачи школы, которые должны решаться в каждом общеобразовательном учреждении. Ученый считает, что «методы преподавания и отношение к учащимся должны вполне согласоваться с воспитательными целями. Для успеха школьного дела важно точное и резкое определение задач школы» [3, с.24,25]:

- содействие выяснению значения личности человека и «ограничение произвола» его действий; [3, с. 298];

- выработка в человеке сознательного отношения к своим действиям [там же];

- гармонически развивать и учить управлять всеми движениями [там же];

- научить наименьшим трудом в известный промежуток времени производить наибольшую работу [там же];

- развивать умственные и физические способности организма, которые должны исходить из одинаковых оснований [там же];

Определяя пути решения задач школы, П.Ф. Лесгафт выделяет условия, которые должны быть созданы, на наш взгляд, и в современной школе для достижения цели воспитания. Среди выделенных условий наиболее значимыми являются:

- количество и качество пищи, питья, и вдыхаемого воздуха [2, с. 209];

- чистота; [там же];

- отсутствие произвола в действиях [там же];

- признание личности ребенка, дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому [там же];

- последовательность в отношении слова к делу [3, с. 314];

- развитый и образованный преподаватель [там же];

- организация процедур закаливания [3, с. 321];

- постепенное увеличение требований, возбуждающих организм к большей деятельности [там же];

- развитие высших чувств человека и умение пользоваться ими как условие умственного развития [3, с. 303].

На наш взгляд, учет этих условий является значимым в проектировании здоровьесберегающего пространства современной школы. Такое пространство будет содействовать развитию гармонической, всесторонне развитой, успешной личности ребенка.

Для проектирования здоровьесберегающего пространства современной школы важной является идея успешности ребенка в образовательном процессе, обусловленная состоянием его здоровья, о которой говорил П.Ф. Лесгафт. Раскрывая условия успешности ребенка в образовательном процессе, П.Ф. Лесгафт рассуждал: «...возможно ли надеяться на хороший успех умственного развития бледного, вялого молодого человека, который страдает всеми возможными болезнями, составляющими непременное следствие неблагоприятных условий, при которых он рос?...» [3, с. 320]. Школьное образование сегодня является одним из решающих факторов индивидуального успеха ребенка, и от того, как будет устроена школьная действительность, будет зависеть успешность в получении образования [5, с. 2]. По нашему мнению, проектирование здоровьесберегающего пространства современной школы, обеспечивающего здоровый образ жизни школьника, создает ему ситуацию успеха.

Особое значение в проектировании здоровьесберегающего пространства современной школы приобретает школьное образование по физической культуре, целью которого является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного

сохранения собственного здоровья [6, с.3]. В стандарте второго поколения по физической культуре говорится, что «учебный процесс должен быть направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни» [6, с.3]. П.Ф. Лесгафт, в своих трудах «Значение физического образования в семье и школе» говорит, что «вопрос о физическом образовании настолько важен, что требует самого тщательного изучения и разбора. При правильном ведении физического образования ребенка следует избегать всяких отступлений, так как всякая погрешность в этом отношении будет непременно приводить к болезни» [3, с.311]. «Самое существенное требование, какое необходимо предъявлять воспитателю и учителю, - это, чтобы он понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства. Не зная условий психического развития ребенка, не сумеет найти основной причины и упустит тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с обстановкой» [4, с.3]. Такое отношение к школьному образованию по физической культуре требует подготовки нового учителя, способного содействовать школьнику в формировании здорового образа жизни. Ученый считает, что - «всего плодотворнее будет деятельность того педагога, которому доступны всестороннее понимание ребенка и связь наблюдаемых у него проявлений» [3, с.24]. Идея понимания ребенка, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, учет его возрастных особенностей является актуальной в подготовке нового учителя для новой школы.

Таким образом, исследование работ П.Ф. Лесгафта позволило выявить следующие

идеи:

- идея о гармоническом развитии человека;

- идея о единстве физического и духовного развития организма;

- идея нравственного воспитания личности ребенка;

- идея сознательного развития ребенка;

- идея понимания ребенка;

- идея о системе подготовки учителя в области физического воспитания и образования и др.

Реализация идей П.Ф. Лесгафта в современных условиях развития российского образования будет способствовать проектированию здоровьесберегающего пространства школы, содействующего успешности всех субъектов образовательного процесса.

Литература

1. ГОСТ - 2009. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М . ,2006. 23 с.

2. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с. - (Педагогическая б-ка).

3. Лесгафт П.Ф. Избранные труды./Сост. И.Н. Решетень - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 359 с.

4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991 . 176 с. - (Б-ка учителя и воспитателя: Страницы истории педагогической мысли).

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Проект. [Электронный ресурс] http://mon.gov.ru/fils/materials/5233/09.03.16-nns (дата обращения: 10.02.2010г.).

6. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. - М. : Просвещение, 2010. - 64 с. - (Стандарты второго поколения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.