Научная статья на тему 'Реализация государственной миграционной политики противодействия незаконной трудовой миграции: основные проблемы и перспективы'

Реализация государственной миграционной политики противодействия незаконной трудовой миграции: основные проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
внешняя трудовая миграция / трудовая деятельность / трудовой мигрант / незаконная миграция / нелегальная миграция / нарушения / законодательная / реестровая модель / миграционное законодательство / external labor migration / labor activity / labor migrant / illegal migration / illegal migration / violation / register model / migration legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павел Олегович Дутов

В статье проведен анализ реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в контексте противодействия незаконной трудовой миграции. Рассмотрены основные проблемы в обозначенной сфере, а также выработаны предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере внешней трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the state migration policy of counteracting illegal labor migration: main problems and prospects

The article analyzes the implementation of the state migration policy in the context of countering the illegal policy of the policy. The main problems in this area, proposals for improving the regulatory framework in the field of external labor migration are considered.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной миграционной политики противодействия незаконной трудовой миграции: основные проблемы и перспективы»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 93 — 95. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):93 — 95.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342.7 NIION: 2007-0062-4/21-018

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-93-95 MOSURED: 77/27-004-2021-04-218

Реализация государственной миграционной политики противодействия незаконной трудовой миграции: основные проблемы и перспективы

Павел Олегович Дутов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, po.dutov@mail.ru

Аннотация. В статье проведен анализ реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в контексте противодействия незаконной трудовой миграции. Рассмотрены основные проблемы в обозначенной сфере, а также выработаны предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере внешней трудовой миграции.

Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, трудовая деятельность, трудовой мигрант, незаконная миграция, нелегальная миграция, нарушения, законодательная, реестровая модель, миграционное законодательство

Для цитирования: Дутов П.О. Реализация государственной миграционной политики противодействия незаконной трудовой миграции: основные проблемы и перспективы // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 93 — 95. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-93-95.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Implementation of the state migration policy of counteracting illegal labor migration: main problems and prospects

Pavel O. Dutov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, po.dutov@mail.ru

Abstract. The article analyzes the implementation of the state migration policy in the context of countering the illegal policy of the policy. The main problems in this area, proposals for improving the regulatory framework in the field of external labor migration are considered.

Keywords: external labor migration, labor activity, labor migrant, illegal migration, illegal migration, violation, register model, migration legislation

For citation: Dutov P.O. Implementation of the state migration policy of counteracting illegal labor migration: main problems and prospects // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4): 93-95. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-93-95.

Российская Федерация занимает устойчивое место в группе мировых лидеров по количеству принимаемых иностранных граждан. Особенно привлекательны для иностранцев крупные города России, такие как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др.

Только за 2020 г. на миграционный учет поставлено 9 млн 802 тыс. иностранных граждан. В 2019 г. этот показатель был существенно выше

© Дутов П.О., 2021.

и достиг отметки в 19,5 млн человек. За девять месяцев 2021 г. зарегистрировано 9 млн 209 тыс. фактов постановки иностранцев на миграционный учет.

Зарубежные гости едут в нашу страну с различными целями — туризм, учеба, частные поездки. Большую часть въехавших занимают трудовые мигранты.

При этом согласно данным за девять месяцев 2021 г. более 83% всей иностранной рабочей силы в России составляют выходцы из Респуб-

Юридические науки

лики Узбекистан — 946,7 тыс. (45%), Республики Таджикистан — 542,3 тыс. (25,8%) и Киргизской Республики — 259,4 тыс. (12,3%).

В соответствии с законодательством [3] для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации в общем порядке иностранному гражданину надлежит оформить и получить разрешение на работу (в случае въезда в визовом порядке) либо патент (в случае въезда в безвизовом порядке).

Работодателю, чтобы привлечь на работу иностранцев из визовой страны, необходимо, в свою очередь, оформить квоты на выдачу им приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу, получить соответствующее разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы. На желающих привлечь иностранного гражданина из ближнего зарубежья данные правила не распространяются.

Кроме того, существует ряд категорий иностранных работников и привлекающих их работодателей, на которых указанные требования законодательства также не распространяются: постоянно и временно проживающие иностранные граждане, сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений, аккредитованные в Российской Федерации журналисты, студенты, обучающиеся по очной форме, научные и педагогические работники, беженцы, творческие работники, прибывшие для гастрольной деятельности не более чем на 30 суток, и др.

В общей сложности в настоящее время действует порядка 30 механизмов осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.

С одной стороны, это можно расценить как положительный момент — для различных категорий иностранцев имеется широкий спектр возможностей законно работать на территории России. С другой стороны, отсутствие единообразных и простых правил порождает вероятность того, что доля приезжающих в Российскую Федерацию в целях работы людей стремится обойти требования, связанные с трудовой деятельностью, путем приобретения статуса временно или постоянно проживающих, а также гражданства Российской Федерации либо вовсе работать незаконно.

Это негативным образом отражается на криминогенной обстановке, рынке труда, прогнозировании миграционной ситуации, а также приводит к искажению статистических показателей, потерям бюджета в виде неуплаченных государственных пошлин, налогов, авансовых и иных платежей.

В ходе правоприменительной практики выявляются проблемные вопросы, требующие комплексного решения в целях в том числе сниже-

ния административных барьеров, затрудняющих движение рабочей силы, при безусловном сохранении первоочередного права трудоустройства граждан Российской Федерации.

Так, квоты, ограничивающие количество выдаваемых разрешений на работу посредством бюрократических процедур, искусственно затрудняют получение документов, дающих право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность. Работодатели, сталкиваясь с продолжительностью и трудоемкостью процедур оформления квот, вынуждены прибегать к льготному порядку привлечения рядовых иностранных работников как высококвалифицированных и квалифицированных специалистов, дискредитируя указанные категории трудовых мигрантов, искажая реальную ситуацию и потребности рынка труда. Изначально высококвалифицированных специалистов планировалось привлекать как имеющих колоссальный опыт работы, навыки, достижения в конкретных областях деятельности в целях удовлетворения потребностей национального рынка труда и развития российской экономики.

Вместе с тем упрощенный порядок трудоустройства, въезда и пребывания, а также единственное требование, предъявляемое к таким специалистам, — уровень заработной платы, который трудно поддается внешнему контролю, способствуют легализации на территории Российской Федерации неквалифицированной рабочей силы.

Другой проблемный вопрос касается «самозанятых» иностранных граждан. Часть иностранных граждан — выходцев из стран ЕАЭС, не являясь индивидуальными предпринимателями, осуществляют трудовую деятельность у физических лиц, пользуясь медицинским и социальным обеспечением, предусмотренным законодательством Российской Федерации, но не производя отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Помимо этого, активное развитие электронных (цифровых) технологий и связанное с этим изменение характеристик труда как общественного явления привели к появлению и распространению так называемых нетипичных форм трудоустройства иностранных граждан (например, дистанционный и заемный труд). Эта тенденция характерна как для зарубежных стран, так и для Российской Федерации.

Отсутствие должного правового регулирования нетипичных форм трудоустройства иностранных граждан способствует возникновению различных проблем правоприменительного свойства, например, невозможность осуществления государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью со стороны МВД России и проведения мониторинга ситуации на рынке труда.

94

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 4

Целью миграционной политики согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы [1] является формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации.

Вместе с тем существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы, имеется ряд проблемных вопросов, решение которых не терпит отлагательств. В связи с этим в марте 2020 г. Президентом РФ был утвержден Перечень поручений по вопросам реализации Концепции, исходя из которого миграционные режимы подлежат реформированию. Соответствующие предложения (приложение к поручению) предполагают закрепление единого порядка осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, основанного на уплате ими авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.

Такой порядок может быть сформирован на основе двух электронных реестров — работников и привлекающих их работодателей. Иностранные граждане, независимо от порядка въезда, смогут работать в России на основании ежемесячно уплачиваемых авансовых платежей и при этом состоять в реестре работников. Работодатели, в свою очередь, для привлечения иностранной рабочей силы будут состоять в реестре работодателей.

В качестве положительных аспектов, безусловно, стоит отметить, что указанный механизм позволит решить такие задачи, как защита прав и интересов самих иностранных граждан, пополнение доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации в виде налоговых отчислений и иных обязательных платежей.

Отказ от выдачи разрешительных документов на бумажных носителях позволит существенно экономить на бланочной продукции, юридически значимый документооборот станет электронным и, соответственно, менее затратным.

Реестровая модель сделает удобным взаимодействие заявителей с МВД России, позволит сформировать механизмы эффективной обратной связи, сведет к нулю коррупционные риски.

Одновременно с этим ведение указанных реестров позволит более эффективно осуществлять государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на тер-

ритории Российской Федерации, оперативно формировать государственную миграционную статистику, повысить качество анализа и прогнозирования миграционной ситуации.

Помимо этого, взаимосвязи работников и работодателей, которые легко отследить в данных реестрах, будут способствовать раскрытию и расследованию преступлений как экономической, так и террористической и экстремистской направленности.

В комплексе все данные нововведения направлены на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности, защиту национального рынка труда, снижение административных барьеров при предоставлении государственных услуг и ликвидации теневого сектора экономики.

Список источников

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019— 2025 годы (утв. Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019—2025 годы (утв. Президентом РФ 6 марта 2020 г. № Пр-469) // СПС «Кон-сультантПлюс».

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» / / СПС «Кон-сультантПлюс».

References

1. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for 2019—2025 (approved by the Decree of the President of the Russian Federation No. 622 dated October 31, 2018) // SPS "ConsultantPlus".

2. The list of instructions on the implementation of the Concept of State Migration Policy for 2019—2025 (approved by the President of the Russian Federation on March 6, 2020 No. Pr-469) // SPS "ConsultantPlus".

3. Federal Law of July 25, 2002 No. 115-FZ "On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus".

Информация об авторе

П.О. Дутов — заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, соискатель кафедры конституционного и муниципального права.

Information about the author P.O. Dutov — deputy head of the Department of external labor migration of the Main directorate for migration issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, aspirant of the Chair of constitutional and municipal law. Статья поступила в редакцию 12.11.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2021; принята к публикации 08.12.2021.

The article was submitted 12.11.2021; approved after reviewing 30.11.2021; accepted for publication 08.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.