Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ТРУДОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапенкова Ирина Викторовна, Ярмонова Елена Николаевна

Основные особенности регулирования трудовой миграции в Российской Федерации заключаются в особенностях социально-экономических отношений, устоявшихся в связи с историческим развитием нашего общества в постсоветский период, а также внешнем влиянием стран на фоне принимаемых международных политических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потапенкова Ирина Викторовна, Ярмонова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF STATE REGULATION OF LABOR MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The main features of the regulation of labor migration in the Russian Federation are the features of socio-economic relations established in connection with the historical development of our society in the post-Soviet period, as well as the external influence of countries against the background of international political decisions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.749; ББК 67

DOI 10.24412/2687-0185-2021-2-21-25

NIION: 2007-0083-2/21-003 MOSURED: 77/27-005-2021-02-202

© Потапенкова И.В., Ярмонова Е.Н., 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ирина Викторовна Потапенкова,

заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: irina_abuzova@mail.ru Елена Николаевна Ярмонова, доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: yarelenan@yandex.ru

Аннотация. Основные особенности регулирования трудовой миграции в Российской Федерации заключаются в особенностях социально-экономических отношений, устоявшихся в связи с историческим развитием нашего общества в постсоветский период, а также внешнем влиянием стран на фоне принимаемых международных политических решений.

Ключевые слова: трудовая миграция; государственное управление; профилактика незаконной миграции; факторы; влияющие на процесс государственного регулирования миграционными трудовыми процессами.

PROBLEMATIC ASPECTS OF STATE REGULATION OF LABOR MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Irina V. Potapenkova,

Deputy Head of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12 Academika Volgina Str., Moscow, 117997)

E-mail: irina_abuzova@mail.ru Elena N. Yarmonova, Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12 Academika Volgina Str., Moscow, 117997)

E-mail: yarelenan@yandex.ru

Abstract. The main features of the regulation of labor migration in the Russian Federation are the features of socio-economic relations established in connection with the historical development of our society in the post-Soviet period, as well as the external influence of countries against the background of international political decisions.

Keywords: labor migration, public administration, prevention of illegal migration, factors affecting the process of state regulation of migration labor processes.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Потапенкова И.В., Ярмонова Е.Н. Проблемные аспекты государственного регулирования трудовой миграции в Российской Федерации. Криминологический журнал. 2021;(2):21-25.

Одной из целей, нахождения на территории Российской Федерации иностранных граждан, является осуществление трудовой деятельности. Причины, по которым они прибегли к трудовой миграции, могут быть различны. В процессе государственного управления миграционными потоками важно принимать во внимание, что их можно разделить: на объективные, которые не зависят от мер, осуществляемых государ-

ством (например, экономическая обстановка в стране выезда, экологические, климатические факторы, личные амбиции и др.) и регулируемые государством (например, создание миграционной привлекательности региона, установление лояльных условий для получения правового статуса, обеспечение социальной помощи и др.). Именно при помощи воздействия на причины второй группы происходит государственное

регулирование трудовой миграции.

В настоящее время разрешительная система на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами весьма сложна. Вид документов, разрешающих мигрантам осуществлять трудовую деятельность, зависит, прежде всего, от правового статуса лица (временно пребывающего, временно проживающего, постоянно проживающего, ВКС) и от страны гражданства, с которой были достигнуты определенные договоренности по поводу трудовых мигрантов. Это влияет на необходимость получения разрешения на работу (для «визовых» стран и ВКС) или патента («безвизовые» страны) либо освобождает от выполнения этой обязанности. Как и все законодательство в сфере миграции, правила осуществления трудовой миграции очень динамичны.

Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.3 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сняты ограничения по числу переоформлений патента. Иностранным гражданам предоставлена возможность обращения за переоформлением патента на работу неограниченное количество раз без необходимости выезда за пределы Российской Федерации.

Кроме того, из числа трудовых мигрантов следует особо выделить трудящихся из стран Международной организации труда (далее — МОТ), Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Правовые статусы их граждан также имеют свою специфику. Например, трудящиеся-мигранты из стран ЕАЭС получили некоторые преференции при осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации:

• во-первых, трудящиеся-мигранты и члены их семей могут находиться в России без регистрации до 30 дней;

• во-вторых, не требуется получения разрешительных документов для работы в России, не нужно сдавать комплексный экзамен;

• в-третьих, при приеме на работу с трудящимся заключается трудовой или гражданско-правовой договор, который позволял до 8 июля 2018 г. регистрироваться по месту нахождения работодателя на срок действия трудового или гражданско-правового договора;

• в-четвертых, при приеме на работу у трудящихся-мигрантов признаются документы об образовании и квалификации, выданные в государствах ЕАЭС, без дополнительной ино-стрификации;

• в-пятых, в соответствии с п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ

«О безопасности дорожного движения» запрещено управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности. Это положение не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального;

• в-шестых, с первого дня работы доходы трудящегося облагаются налогом по ставке 13 %, как и у граждан России (для иностранных граждан — 30 %);

• в-седьмых, без выезда из России в течение 15 дней можно заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор;

• в-восьмых, социальное обеспечение и медицинская помощь трудящемуся-мигранту оказываются в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам России.

Необходимо признать, что Российская Федерация заинтересована в притоке иностранных работников и основная причина этого — неуклонное снижение численности населения, в особенности трудоспособного возраста.

Так как миграция относится к объективно существующим социальным явлениям, что делает задачу по ее снижению трудновыполнимой, следовательно, государственным органам необходимо проводить работу по трем основным направлениям: контроль за законностью осуществления трудовой деятельности; формирование состава миграционных потоков (уровень образования иностранных граждан, их возраст, квалификация и др.) и регулирование сроков нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации (в том числе используя систему адаптации и интеграции).

Трудовая миграция имеет как негативные, так и положительные последствия. В научной литературе они были неоднократно изложены и довольно подробно изучены. Следует лишь добавить, что эти последствия необходимо исследовать в долгосрочной перспективе. Одни и те же факторы и показатели на разных этапах экономического, политического, социального развития нашей страны воспринимаются по-разному. Самое сложное время для общества и интеграции в него иностранных трудовых ресурсов является время преобразований системы государственных органов на фоне экономического кризиса. В развитой, стабильной экономике уже заложены механизмы регулирования трудовой миграции и нивелирования их негативных

последствий. Прослеживается связь — чем сильнее экономика, тем менее ощутимы для нее негативные последствия, вызываемые трудовой миграцией.

В настоящее время назрела потребность совершенствования инструментов регулирования трудовой миграции. Остановимся на некоторых аспектах данной проблемы.

В частности, стала очевидной не результативность системы квотирования. Поставленные перед ней положительные цели перекрываются негативными последствиями — работники и работодатели пытаются с помощью различных ухищрений, зачастую неправомерных, обойти установленные квоты. Как правило, нарушения в самом начале трудоустройства влекут и нарушения в дальнейшем при осуществлении трудовой деятельности.

Регулирование рынка труда с использованием иностранной рабочей силы должно основываться на принципе соблюдения интересов граждан Российской Федерации при реализации своих способностей к труду. Для этого необходим тщательный мониторинг рынка труда, в особенности наличия свободных вакансий, количества безработных, уровня и динамики заработной платы, что косвенным образом может указывать на нездоровую конкуренцию иностранных граждан с местным населением и, как следствие, нарастание социальной напряженности.

Между тем вопрос приоритета создания условий для трудоустройства гражданам Российской Федерации является спорным. Государство не имеет право и не должно каким-либо образом при помощи реализации властных полномочий воздействовать на работодателей с целью убедить принимать на работу граждан Российской Федерации в первоочередном порядке. Конституция Российской Федерации не допускает какую-либо дискриминацию. Отсутствие гражданства Российской Федерации не умаляет прав человека. Однако это не исключает применение государством мер экономического воздействия для стимуляции трудоустройства коренного населения. Критерием наличия дискриминации является незаконное ограничение прав и законных интересов. В данном случае же имеет место админи-стравно-правовое регулирование государством уровня безработицы в регионе, повышения качества жизни населения, создание благоприятных условий для постоянного проживания, что, как следствие, благоприятно влияет на демографическую ситуацию в регионе. Удовлетворенность граждан Российской Федерации уровнем жизни, социального обслуживания, возможностью реализации своих законных интересов является основой для привлечения трудовых мигрантов, основанном

на взаимном уважении и толерантности.

По данным Автоматизированной системы аналитической отчетности1, основными сферами привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на основании разрешения на работу являются строительство (42,1 %), обрабатывающее производство (18,1 %), а также оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (13,4 %). Трудовые мигранты, имеющие патенты, привлекаются в основном в сфере строительства (34,8 %), оптовой и розничной торговле, при ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (15,5 %) и в обрабатывающем производстве (12,4 %). В указанных сферах также привлечено более половины иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без оформления разрешительных документов (трудовые мигранты из государств — участников ЕАЭС).

Как показывает практика, наша страна не обладает в достаточном количестве механизмом для того чтобы привлечь необходимое количество квалифицированных или высококвалифицированных специалистов. И еще меньше рычагов, чтобы данные специалисты остались на длительный период проживания на территории Российской Федерации. Поэтому выход здесь видится в том, чтобы подготовить специалистов при помощи обучения в российских учебных заведениях в большем количестве чем диктуют потребности экономики. Наладить контролируемую государством систему направления российских специалистов для работы на определенный срок в страны СНГ, что будет способствовать не только социальному, культурному сближению, но и поможет наработать опыт в профессии (особенно это актуально для педагогических работников).

Внимание государства должно быть направлено не только на въезжающих специалистов, но и на граждан Российской Федерации, которые покидают пределы России с целью осуществления трудовой деятельности. Подсчитать точное количество трудовых иммигрантов на настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия контроля за этой сферой. Сторонники статистического подсчета данных лиц высказывают необходимость о введении обязательного уведомления государства о цели своего выезда за границу и сроки планируемого пребывания. Вместе с тем вызывает закономерный скепсис информативность данных сведений, поскольку даже наличие рабочей визы с определенным сроком не гарантирует, что гражданин ею воспользуется в течение всего периода ее действия,

1 Сведения не являются официальной статистикой, а отражают состояние базы данных, формируемой в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации.

ф

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

„¿¿¡Мм*»

не продлит ее или не приобретет новый для себя ад-министравно-правовой статус. В противовес мнения о целесообразности статистического подсчета трудовых иммигрантов — проводить подсчет нецелесообразно, поскольку данные сведения не обладают высокой достоверностью. Авторы же данного исследования придерживаются точки зрения о необходимости изучения количества и причин выезда на работу в иностранные государства граждан Российской Федерации, которые являются молодыми специалистами. Необходимо тщательное изучение потребностей рынка труда не только Российской Федерации, но и в целом в мире. Это позволяет прогнозировать влияние внешнегосударствен-ных факторов на потоки трудовой миграции в России. Прогнозирование позволит действовать на опережение и избежать кризиса на рынке труда. По большому счету молодые люди это та категория, которая является наиболее привлекательной и уязвимой со стороны «хэтхан-теров», приглашающих для работы за рубежом. Опасность в том, что выезжая зарубеж, даже на короткий период, высока вероятность молодых людей адаптироваться и интегрироваться в новом для себя обществе и остаться на постоянное жительство. В данном возрасте люди легко налаживают новые социальные связи, у них довольно быстро пропадает языковой барьер. Этому способствует развитая в зарубежных странах (особенно европейских) система адаптации иностранных граждан, которая ориентирована на восполнение численности населения за счет уже обученного, работоспособного, молодого (а значит крепкого и здорового) контингента приезжих, со схожими религиозными и культурными традициями. Кроме того, в большинстве своем молодое поколение, еще не в достаточной степени приобрело социальные, экономические связи с регионом проживания на территории Российской Федерации: не вступили в брак, не родили детей, не приобрели недвижимое имущество и т.д. Наши граждане уезжают в том возрасте, когда эти связи естественным образом приобретаются за пределам России. Поэтому задача государства не только реализовывать программу возвращения соотечественников в Российскую Федерацию, но и прежде всего, создать необходимые возможности, чтобы молодежь не уезжала на работу в другие государства либо по возможности повысить возраст выехавших, чтобы сохранить вероятность того, что гражданин возвратиться на Родину.

С учетом происходящих в обществе процессов в рамках сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации миграционное законодательство подверглось корректировке. В частности, особенности организации

контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции в условиях ограниченных возможностей по ее реализации обуславливают необходимость правовой регламентации ряда вопросов, возникающих в практической деятельности. Например: Указание МВД России от 6 июня 2020 г. № 1/6070 «Об особенностях осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции в условиях проведения мероприятий по предотвращению распространения новой коронави-русной инфекции, вызванной COVID-19» (далее — рекомендации) не заменяет и не отменяет действующую нормативную правовую базу, регламентирующую вопросы организации проведения проверочных мероприятий в сфере миграции, в том числе в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В рекомендациях отмечено, что в условиях ограниченных возможностей по реализации контрольно-надзорных функций в сфере миграции, в том числе издания постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438, существенно ограничивающего проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а при сохраняющейся угрозе распространения нелегальной миграции, необходимо активнее использовать предоставленные Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полномочия, в частности по осуществлению контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников и сосредоточить усилия на проведении проверок мест компактного пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства.

С другой стороны начавшийся с пандемии отток рабочей силы существенным образом отразился на таких сферах экономики как: строительство, производство, услуги. По данным МВД, в 2020 году на миграционный учет было поставлено практически в два раза меньше иностранных граждан: 7,5 млн человек, когда в 2019 году 14,9 млн Сложившаяся ситуация требует изменения механизма государственного регулирования и поддержки экономически пострадавших сфер производства, дабы избежать экономического кризиса. В этой связи следует отметить, что изменения отдельных элементов механизма трудовой миграции может оказы-

вать существенное влияние и на благосостояние российских граждан и на необходимость принятия гибких и эффективных управленческих решений.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СПС «КонсультантПлюс» // иИ!: http://www. consultant.ru/.

2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СПС «КонсультантПлюс» // иИ!: http://www. consultant.ru/.

3. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СПС «КонсультантПлюс» // иИ!: http://www.consultant.ru/.

4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» // иИ!: http://www.consultant.ru/.

5. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 — 2025 годы» // СПС «КонсульантПлюс»;

6. Марсакова В.Д. Трудовая миграция в России как фактор повышения дисбаланса в социальной и культурной сфере. Научно-практические исследования. 2017. № 3 (3). С. 102-105.

7. Павлюк А.В. Административно-правовое регули-

рование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации // Социально-политические науки. — 2017. — №5. — С. 135-143.

Bibliographic list

1. The Constitution of the Russian Federation: (adopted by popular vote on December 12, 1993) // SPS "ConsultantPlus" // URL: http://www. consultant.ru/.

2. Federal Law of August 15, 1996 No. 114-FZ "On the procedure for leaving the Russian Federation and entering the Russian Federation" // ATP "ConsultantPlus" // URL: http://www.consultant.ru/.

3. Federal Law of May 24, 1999 No. 99-FZ "On the state policy of the Russian Federation in relation to compatriots abroad" // SPS "ConsultantPlus" // URL: http://www.consultant.ru/.

4. Federal Law of July 25, 2002 No. 115-FZ "On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation" // ATP "ConsultantPlus" // URL: http://www.consultant.ru/.

5. Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 No. 622 "On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019 — 2025" // SPS "ConsultantPlus";

6. Marsakova V.D. Labor migration in Russia as a factor in increasing the imbalance in the social and cultural sphere. Scientific and practical research. 2017. No. 3 (3). P. 102-105.

7. Pavlyuk A.V. Administrative and legal regulation of external labor migration flows in the Russian Federation // Socio-political sciences. — 2017. — No. 5. — P. 135-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.