Научная статья на тему 'Реализация ФГОС дошкольного образования в рамках инновационного проекта МАДОУ «Детский сад № 404» г. Перми'

Реализация ФГОС дошкольного образования в рамках инновационного проекта МАДОУ «Детский сад № 404» г. Перми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЯ БЛОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальгинова Любовь Алексеевна, Жерневская Татьяна Васильевна

В статье изложен опыт применения проектной деятельности в организации инновационного процесса дошкольной образовательной организации на этапе реализации требований ФГОСДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальгинова Любовь Алексеевна, Жерневская Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация ФГОС дошкольного образования в рамках инновационного проекта МАДОУ «Детский сад № 404» г. Перми»

УДК 373.2

Мальгинова Л.А., Жерневская Т.В.

Реализация ФГОС дошкольного образования в рамках

инновационного проекта МАДОУ «Детский сад № 404» г. Перми

В статье изложен опыт применения проектной деятельности в организации инновационного процесса дошкольной образовательной организации на этапе реализации требований ФГОСДО.

Ключевые слова: инновационный процесс, технология блочно-тематического планирования, управление проектной деятельностью педагогов.

На основании приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» педагогическим коллективам ДОО предложено разработать вариативные образовательные программы, открывающие целесообразную свободу образовательной политики организации, в случае если «...утверждённая и реализуемая основная образовательная программа дошкольного образования» соответствует требованиям стандартов к структуре, содержанию и условиям её реализации [10, 11]. Модернизация системы функционирования ДОУ предполагает сохранение линии инновационных процессов. Приоритетные цели инновационных процессов - развитие образовательной организации, поиск индивидуального своеобразия, обеспечение требований микросоциума, заказов родителей и пр. Инновационные процессы могут охватывать самые разнообразные аспекты деятельности ДОО: решать проблемы здоровьес-бережения, развития творческости, индивидуальной неповторимости воспитанников, приоритетного обеспечения одной из линий развития детей, подготовку детей к активной жизненной позиции, обеспечение базовой общекультурной компетентности и пр. Целевой ориентир современного дошкольного

образования - содействие становлению активной, гармонично развитой личности, воспитание социально-востребованных качеств ребёнка: деятельностной компетентности, самостоятельности, субъектности, творческости; эмоциональности, эмпатийности, способности к образному и логическому мышлению, творческому воображению. Таким образом, государство делегирует ответственность за качество и результативность функционирования ДОО на муниципалитеты, на педагогические коллективы и, в большей степени, на родителей (предполагая наличие субъективно-действенного отношения к обеспечению условий раскрытия творческого потенциала своего ребёнка уже на ступени дошкольного детства и его дальнейшего полноценного развития).

В подавляющем большинстве ДОО сегодня сохраняется проблема разработки основной общеобразовательной программы и соразмерной её интеграции с содержанием дополнительных программ. Актуальными остаются и проблемы прогнозирования перспектив развития образовательной организации, создания моделей,локальных программ и проектов модернизации всех направлений функционирования, обеспечивающих конкурентоспособность ДОО на рынке образовательных услуг. Педагогическое сообщество волнуют вопросы о том, какие технологии обеспечат разработку обновлённого, раз-

вивающего содержания образовательного взаимодействия с детьми, посредством каких профессиональных компетенций можно обеспечить повышение качества технологического и творческого аспектов деятельности педагогов? На наш взгляд, особого внимания и активного внедрения требуют технологии:

- организации целостного образовательного процесса развивающего характера;

- интеграции содержания приоритетных линий развития детей (коммуникативно-речевого, интеллектуально-познавательного, художественно-творческого, психофизического и др.);

- формирования компетенций детей в созидательно-продуктивных видах деятельности (игра, изображение, дизайн, конструирование, проектирование, моделирование, макетирование и пр.);

- содействия становлению гармоничных отношений ребёнка с окружающим миром.

Выделение и осмысление совместно с педагогами состояния современного дошкольного образования, конкретных проблем нашего МАДОУ, позволило спрогнозировать возможные пути их решения:

1. Целенаправленное повышение уровня методологической, методической и профессиональной компетенции педагогов (связь с вузами; организациями, предоставляющими услуги повышения квалификации; контакты с учёными края; обобщение положительного инновационного опыта педагогов МАДОУ, участие в конкурсах, методических объединениях и пр.).

2. Разработка программы развития ДОУ и обновлённого варианта основной образовательной программы, «соответствующей принципам развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости; отвечающей критериям полноты, необходимости и достаточности; решающей образовательные цели и задачи на материале, максимально приближённом к «разумному минимуму»; обеспечивающей знания, уме-

ния и навыки, имеющее непосредственное отношение к развитию детей. Программы, построенной с учётом принципа интеграции образовательных областей; основанной на блочно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

3.Использование инновационных процессов любого уровня (локальных, модульных, системных).

4. Изменение экономической политики МАДОУ, организация управления на основе современной законодательной и нормативно-правовой документации, организация условий для бюджетного и внебюджетного предоставления образовательных услуг и др.

5.Освоение технологий моделирования, проектирования и тематического планирования образовательного процесса.

Модернизация российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. Мы разделяем мнение учёных о том, что на смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОО пришли «технологии организации целостного образовательного пространства, личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразного наполнения и оптимального использования развивающего эффекта предметно-развивающей среды, реализации проектно-деятельностного и компетент-ностного подходов в организации педагогической работы. Проектирование, моделирование и планирование образовательно-развивающей среды в рамках требований ФГОС ДО остаются одним из актуальных направлений оптимизации деятельности ДОО. Задачи образовательного процесса, организованного в развивающей среде, должны обеспечивать оптимальные условия становления личности ребёнка, личности педагога и стабильно-прогрессивное развитие организации. Цель современных инновационных преобразований - смоделировать, спроектировать и построить образователь-

ный процесс так, чтобы каждый ребёнок оказался в эмоционально благоприятных условиях, чувствовал психический и физический комфорт, имел богатую палитру возможностей для разностороннего развития и саморазвития» [4].

МАДОУ «Детский сад № 404» г. Перми с 2001 по 2004 год функционировал в рамках ОЭР по теме «Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей» [9]. В формате инновационной практики технология блочно-тематического планирования была успешно использована как средство оптимизации педагогического процесса в целом. В результате экспериментальной деятельности были разработаны и апробированы вариативные модели организации образовательного пространства процессуального, когнитивного и содержательного характера, методические материалы, обеспечившие очевидную оптимизацию педагогического процесса ДОУ. Сегодня детский сад имеет базу материально-технических, методических и кадровых резервов для успешной организации процесса внедрения ФГОС ДО. Многолетний опыт использования технологии блочно-тематического планирования позволяет отнести её к группе современных технологий, обеспечивающих: развивающий характер образовательной системы; оптимизацию образовательного процесса средствами моделирования и проектирования; возможность определения концептуальных основ для разработки вариативной программы в рамках требований ФГОС ДО.

Анализ технологий организации образовательного процесса в разных возрастных группах позволил обнаружить общую тенденцию в работе педагогического коллектива -привязанность к традиционным формам планирования образовательной содеятель-ности с детьми. Недостаточно внимания уделяется проектированию и моделированию вариативных форм образовательного взаи-

модействия, процессу индивидуализации, учёту сенситивных периодов развития детей с целью развития природосообразных способностей, творческого потенциала и формирования личностных новообразований. Обсуждение проблем организации целостного педагогического процесса выявило недостаточное использование целесообразной интеграции содержания образовательных областей, неэффективную реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации как ведущих направлений в обеспечении личностно-ориентированной педагогики. Обновления требуют такие направления функционирования ДОУ, как конструктивное сотрудничество и просветительская работа с родителями, обеспечение преемственности содержания и технологий реализации образовательных областей при переходе дошкольников в школу, создание оптимальных условий развития творческой индивидуальности как детей, так и педагогов.

Выявленные факты позволили наметить основные направления модернизации деятельности МАДОУ и обосновать целесообразность выхода в режим инновационного функционирования и развития. Стратегия предполагаемых преобразований деятельности организации нашла отражение в дорожной карте «Управления процессом реализации ФГОС дошкольного образования в условиях дошкольной образовательной организации». Очевиден факт, что инновационная деятельность в рамках обозначенного направления требует поэтапной реализации. Реализация требований стандартов в условиях нашего детского сада потребовала систематизации приоритетных и второстепенных целей, задач, прогнозирования результатов оптимизации образовательной деятельности. К наиболее актуальным и востребованным педагогами направлениям инновационного процесса были отнесены задачи овладения технологиями тематического проектирования, моделирования и блочно-тематического

планирования содержания образовательной работы с детьми.

Целевым ориентиром первого этапа процесса внедрения ФГОС ДО стало создание условий и управление процессом освоения проектной деятельности педагогами детского сада. Выбор направления первого этапа инновационных преобразований был опосредован:

- новыми теоретическими и практическими исследованиями (подходами) в области педагогики развития, психологии индивидуальности, психологии развития специальных способностей (исследования В.П. Зин-ченко, В.И. Слободчикова, Л.Я. Дорфмана, В.А. Ясвина, А.А. Мелик-Пашаева, Е.Л. Яковлевой, В.Б. Хозиева и др.);

- остротой проблем, не имеющих отработанных способов решения (многообразие образовательных программ; отсутствие технологических характеристик, механизмов их адаптации и внедрения в современных, реальных условиях функционирования ДОУ, целесообразность и необходимость создания основной образовательной программы в рамках организации и пр.);

- необходимостью перевода практиков на новый уровень осмысления и анализа современного категориального аппарата, технологий педагогики и психологии развития детей дошкольного возраста, выявления и анализа технологических характеристик реализуемых программ, разработки психолого-педагогического сопровождения осуществляемых инновационных процессов;

- необходимостью освоения проектной деятельности и моделирования в контексте технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса.

Анализ состояния отдельных аспектов организации педагогического процесса в детском саду подтвердил необходимость разработки вариативных проектов и оптимизации условий освоения детьми продуктивных и художественно-творческих видов

деятельности с учётом индивидуальных различий (ТВНД, темперамента, репрезентативной структуры - «модальности» и др.); целесообразность обновления подходов и технологий организации вариативных видов познавательной деятельности, ознакомления детей, педагогов и родителей с искусством и его значением в процессе становления личности, обогащения практики эстетического освоения мира. Также в изменениях нуждается система связей и содержание со-деятельности МАДОУ с социальными учреждениями ближнего окружения, организация конструктивного продуктивного сотрудничества с администрацией и педагогическими коллективами школ микрорайона; создание условий успешного освоения педагогами личностно-ориентированной модели взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; совершенствование проектной культуры сотрудников и родителей. В новых условиях для педагогов стали актуальными технологии моделирования и проектирования разных аспектов педагогической деятельности.

Анализ и изучение литературы в области управления инновационными процессами и образовательными системами, проблемно-ориентированный анализ состояния и результативности работы коллектива организации позволили определить перечень проблем, нашедших своё отражение в проекте Л.А. Мальгиновой «Управление процессом освоения проектной деятельности педагогами МАДОУ № 404»:

- отсутствие у педагогов гибкого механизма управления инновационными проектами, их направленности на востребованный результат;

- недостаточный уровень компетентности сотрудников в осуществлении разных направлений проектной деятельности;

- востребованность проектирования, моделирования и календарного планирования в качестве условий и средств организации

образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Цель проекта: обогащённые профессиональные компетенции сотрудников в области проектной деятельности; модернизация системы управления образовательной деятельностью МАДОУ в рамках требований ФГОС ДО. Совместно с педагогами было выдвинуто предположение о том, что оптимизация процесса проектирования образовательной деятельности в нашем детском саду будет протекать успешно, если:

- содержание образовательной деятельности будет представлено в форме долгосрочных (краткосрочных) проектов и осуществляться творческими группами (командами) сотрудников-единомышленников (организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников; обеспечение процесса здоровьесбережения детей; реализация вариативных форм сохранения преемственности с начальной школой в области содержания и технологий школьного обучения и т.п.);

- проектированию будет предшествовать проблемно-ориентированный анализ любого направления функционирования МАДОУ, разработка оптимальной модели осуществления предполагаемых изменений;

- проектирование будет направлено на преодоление актуальных проблем развития ДОУ и модернизацию приоритетных направлений организации образовательной содеятельности педагогов с детьми (например, освоение технологии разработки недельных тематических проектов);

- реализация проекта будет обеспечивать социально-востребованный результат (продукт) и возможность гибкого управления ДОУ на этапе внедрения ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1.Обеспечить систему мероприятий по повышению профессиональных компетенций педагогов в области проектной деятельности, информированность об исходном состоянии проектной деятельности

в МАДОУ, результатах достижений отдельных педагогов-новаторов.

2. Провести исследование уровня готовности коллектива сотрудников ДОУ к освоению инновационных технологий проектирования, перспективного и календарного планирования работы по приоритетным аспектам образовательной деятельности.

3. Сформировать устойчивую мотивацию к осуществлению процесса оптимизации и модернизации всех направлений образовательной деятельности.

4. Разработать систему управленческих действий, опосредующих успешность освоения педагогами МАДОУ вариативных технологий осуществления проектной деятельности, достижение результатов проектной деятельности (в т.ч. тематического проектирования образовательного процесса).

Ожидаемый результат: способность, потребность членов педагогического коллектива к разработке и реализации тематических проектов воспитательно-образовательной работы с детьми; проектирование и моделирование вариативных аспектов профессиональной педагогической деятельности; повышение уровня профессиональных компетенций в области современных технологий, опосредующих реализацию требований ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО.

Опыт инновационной деятельности МАДОУ «Детский сад № 404», в рамках авторской технологии М.В. Грибановой, доказал, что проектирование, как прогностический вид педагогической деятельности, позволяет точно и конкретно сформулировать цели, задачи, ожидаемые результаты по любому направлению педагогической деятельности. Технологическая модель и проект позволяют сгруппировать, систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, опосредующих оптимальные пути достижения желаемого результата; подобрать оптимальные формы и содержание педагогического мониторинга достижений детей и педагогов.

Реализация проекта «Управление процессом освоения проектной деятельности педагогами МАДОУ №404» подтвердила выдвинутые предположения и обеспечила возможность распространения инновационного опыта по использованию технологий моделирования и проектирования образовательного процесса на этапе реализации требований ФГОС ДО к организации обновлённого образовательного пространства ДОУ. Профессиональные компетенции участников проектной деятельности обогатились практическим опытом в области использования «технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса, развивающего образования, моделирования и интеграции содержания образовательных областей, создания образовательного пространства развивающего характера и условий разностороннего развития детей разного дошкольного возраста» [5].

В рамках рекомендаций М.В. Грибановой процесс обогащения профессиональных компетенций педагогов в области проектной

деятельности потребовал особого внимания формированию умений применять принципы «гибкого планирования». Моделировать последовательность вариативных форм содеятельности с детьми по освоению любой образовательной темы; разрабатывать недельный тематический проект («Углубление в тему») и конспекты вариативных форм образовательной содеятельности интегрированного характера; использовать вариативные способы обучения детей «открытию» новых знаний об окружающей действительности и формирования образа темы в рамках возрастных возможностей [3, 4, 5, 9].

Осваиваемые педагогами МАДОУ технологии проектирования содержания образовательной содеятельности педагога с детьми могут использоваться не только в работе нашей образовательной организации, но и успешно транслироваться в условиях «кустовых» МО на муниципальном, краевом уровнях организации подготовки педагогов к работе в новых условиях.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бэгьюли Ф. Управление проектом / пер. с англ. В. Петрашек. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

2. Грибанова М.В. Моделирование и проектирование воспитательно-образовательной работы в контексте принципов и форм технологии блочно-тематического планирования // Матер. регион. юбилейной науч.-практ. конф. Чайковский, 2005.

3. Грибанова М.В. Проектирование в образовательных системах. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Матер. науч.-практ. конф. (г. Краснокамск, 25 марта 2011 г.).

4. Грибанова М.В. Технология блочно-тематического планирования как формат оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях // Совершенствование общеобразовательного и коррекционного развивающего процессов в дошкольных учреждениях: матер. V Междунар. науч.-практ, конф. (г. Томск, 15 марта 2012 г.).

5. Грибанова М.В. Интеграция содержания приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста средствами технологии блочно-тематического планирования целостного образовательного процесса ДОО // Методическое сопровождение подготовки к введению ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях: сб. матер. I Открытой конф. пед. работников дошкольного образования Пермского муниципального района (г. Пермь, 2014).

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

7. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, 1981.

8. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3, 4.

9. Мальгинова Л.А. Жерневская Т.В. Содействие познавательно-эстетическому развитию детей в контексте технологии блочно-тематического планирования (из опыта инновационной работы МАДОУ «Детский сад № 404» г. Перми) // Актуальные проблемы совершенствования педагогического процесса ДОУ в реализации задач личностного развития дошкольника: межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 2005.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

11. «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» (любое издание).

12. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994.

13. Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования // Материалы региональной научно-практической конференции (г. Добрянка, 24 февраля 2010 г.).

14. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М.:ДСД0ЕМ1Д, 2002.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (любое издание).

16. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2002.

17. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.,1997.

18. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. С.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.