Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала детей посредством блочно-тематического планирования процесса художественно-эстетического развития'

Развитие творческого потенциала детей посредством блочно-тематического планирования процесса художественно-эстетического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
808
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / БЛОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибанова Марина Владиславовна, Сухнёва Светлана Леонидовна, Шевченко Лариса Борисовна

На протяжении шестнадцати лет коллектив МДОУ № 21 г. Добрянка работает над решением ряда задач, определяющих своеобразие и стратегию развития организации. Специфика функционирования детского сада на современном этапе обозначила приоритет познавательноэстетического развития детей в специально конструируемом педагогами, детьми и родителями культурно-образовательном пространстве. Начало глубоких инновационных преобразований было опосредовано сотрудничеством педагогического коллектива с доцентом ПГГПУ Грибановой М.В. Знакомство с новыми научными исследованиями, подходами к организации художественно-эстетического развития дошкольников опосредовало введение нетрадиционных, форм организации содеятельности и сотворчества с детьми посредством технологий: освоения детьми художественно-творческих видов деятельности с учётом индивидуальных различий; взаимодействия с изобразительным искусством и эстетического познания мира; интеграции изобразительной и познавательных видов деятельности детей (речь, познание окружающего, математические действия); блочно-тематического планирования образовательной содеятельности с дошкольниками и др. На этапе моделирования обновлённого образовательного пространства сотрудничество с учёным позволило выявить проблемы в специальных профессиональных компетенциях педагогов, их ориентации в современных исследованиях методологической и психологопедагогической направленности (Г.К. Селевко, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина и др.); в многообразии парциальных и вариативных программ, рекомендованных к внедрению; в психотехнических аспектах организации работы (В.А. Ясвин, Е.Л. Яковлева, Л.И. Айдарова, В.Б. Хозиев и др.). Анализ занятий позволил обнаружить общую тенденцию к их традиционному планированию и проведению. Недостаточно внимания уделялось учёту сенситивных периодов развития детей с целью актуализации природосообразных способностей и формирования личностных новообразований. Обсуждение проблем организации целостного педагогического процесса выявило отсутствие целесообразной интеграции его отдельных направлений, значимых эффектов в области личностно-ориентированного взаимодействия, гуманизации и гуманитаризации содержания содеятельности с детьми. Выявленные факты позволили определить стратегию модернизации, обосновать выход ДОУ в режим инновационного функционирования. Тема первого этапа инновационных преобразований определилась как «Развитие творческого потенциала личности дошкольника средствами художественно-продуктивных видов деятельности». Выбор области инновационных преобразований был опосредован относительно новыми исследованиями в области педагогики развития, психологии индивидуальности, психологии развития специальных способностей (исследования В.И. Слободчикова, В.С. Мерлина, Л.Я. Дорфмана, А.А.Мелик-Пашаева, Е.Л. Яковлевой, В.Б.Хозиева и др.); необходимостью перехода практиков на новый уровень осмысления и анализа категориального 536 аппарата педагогики и психологии, технологических характеристик реализуемых программ, психолого-педагогических аспектов осуществляемых в ДОУ инновационных процессов. В соответствии с темой проекта была разработана программа ОЭР, определены условия апробации системы научно-обоснованных средств воспитания, опосредующих развитие творческости и индивидуальности детей дошкольного возраста. Системообразующим элементом инновационных преобразований стала модель организации процесса развития творческого потенциала детей, как центрального образования личности. По мнению Е.Л. Яковлевой характеристики творческости чаще «не предметны, а процессуальны», т.к. творческость необходимо рассматривать и как процесс выявления субъектом собственной индивидуальности. Разделяя мнение автора можно добавить, что творческость, развертываясь в формате субъект-субъектного взаимодействия и будучи в той или иной мере адресованной «другому», предполагает поиск индивидуального стиля (способа решения проблемы «по-своему»); переживание и открытие «субъективного смысла» действия, поступка, деятельности; выражение себя, своей индивидуальности в социально приемлемых формах деятельности, например, в художественном творчестве. В рамках темы инновационного проекта были определены приоритетные условия развития творческого потенциала детей дошкольного возраста: освоение знаний и совершенствование умений должно протекать в контексте переживаниядеятельности, в этом случае возникает объективная ситуация «открытия» ребёнком субъективно значимого смысла, оценочного отношения, как к содержанию, так и процессу деятельности; безоценочный характер организации творческой деятельности, но с обязательным включением рефлексивной и аналитической практики отношений автора и созданного; принятие, поддержка эмоциональных и творческих проявлений ребёнка; обеспечение психологической безопасности и эмоционального благополучия как факторов становления позитивной «Я концепции». В ОЭР выделенные условия нашли свою реализацию в контексте предлагаемой детям палитры художественно-творческих видов содеятельности с педагогами. Сегодня в ДОУ посредством проектирования и моделирования приоритетных направлений образовательного процесса, осуществляется реализация современных подходов, требований и условий к решению проблемы развития творческого потенциала детей средствами художественно творческих видов деятельности: аппликации, театрализованной игры, музыкально-пластической импровизации, эстетического познания мира и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибанова Марина Владиславовна, Сухнёва Светлана Леонидовна, Шевченко Лариса Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала детей посредством блочно-тематического планирования процесса художественно-эстетического развития»

Развитие творческого потенциала детей посредством блочно-тематического планирования процесса художественно-эстетического развития

Грибанова Марина Владиславовна, Сухнёва Светлана Леонидовна, Шевченко Лариса Борисовна

МБДОУ «Добрянский детский сад №21», г.Добрянка

Ключевые слова:

творческий потенциал, блочно-тематическое планирование, творческость, проектирование

На протяжении шестнадцати лет коллектив МДОУ № 21 г. Добрянка работает над решением ряда задач, определяющих своеобразие и стратегию развития организации. Специфика функционирования детского сада на современном этапе обозначила приоритет познавательно-эстетического развития детей в специально конструируемом педагогами, детьми и родителями культурно-образовательном пространстве.

Начало глубоких инновационных преобразований было опосредовано сотрудничеством педагогического коллектива с доцентом ПГГПУ Грибановой М.В. Знакомство с новыми научными исследованиями, подходами к организации художественно-эстетического развития дошкольников опосредовало введение нетрадиционных, форм организации содеятельности и сотворчества с детьми посредством технологий:

- освоения детьми художественно-творческих видов деятельности с учётом индивидуальных различий;

- взаимодействия с изобразительным искусством и эстетического познания мира;

- интеграции изобразительной и познавательных видов деятельности детей (речь, познание окружающего, математические действия);

- блочно-тематического планирования образовательной содеятельности с дошкольниками и др.

На этапе моделирования обновлённого образовательного пространства сотрудничество с учёным позволило выявить проблемы в специальных профессиональных компетенциях педагогов, их ориентации в современных исследованиях методологической и психолого-педагогической направленности (Г.К. Селевко, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина и др.); в многообразии парциальных и вариативных программ, рекомендованных к внедрению; в психотехнических аспектах организации работы (В.А. Ясвин, Е.Л. Яковлева, Л.И. Айдарова, В.Б. Хозиев и др.). Анализ занятий позволил обнаружить общую тенденцию к их традиционному планированию и проведению. Недостаточно внимания уделялось учёту сенситивных периодов развития детей с целью актуализации природосообразных способностей и формирования личностных новообразований. Обсуждение проблем организации целостного педагогического процесса выявило отсутствие целесообразной интеграции его отдельных направлений, значимых эффектов в области личностно-ориентированного взаимодействия, гуманизации и гуманитаризации содержания содеятельности с детьми. Выявленные факты позволили определить стратегию модернизации, обосновать выход ДОУ в режим инновационного функционирования.

Тема первого этапа инновационных преобразований определилась как «Развитие творческого потенциала личности дошкольника средствами художественно-продуктивных видов деятельности». Выбор области инновационных преобразований был опосредован относительно новыми исследованиями в области педагогики развития, психологии индивидуальности, психологии развития специальных способностей (исследования В.И. Слободчикова, В.С. Мерлина, Л.Я. Дорфмана, А.А.Мелик-Пашаева, Е.Л. Яковлевой, В.Б.Хозиева и др.); необходимостью перехода практиков на новый уровень осмысления и анализа категориального

аппарата педагогики и психологии, технологических характеристик реализуемых программ, психолого-педагогических аспектов осуществляемых в ДОУ инновационных процессов. В соответствии с темой проекта была разработана программа ОЭР, определены условия апробации системы научно-обоснованных средств воспитания, опосредующих развитие творческости и индивидуальности детей дошкольного возраста. Системообразующим элементом инновационных преобразований стала модель организации процесса развития творческого потенциала детей, как центрального образования личности.

По мнению Е.Л. Яковлевой характеристики творческости чаще «не предметны, а процессуальны», т.к. творческость необходимо рассматривать и как процесс выявления субъектом собственной индивидуальности. Разделяя мнение автора можно добавить, что творческость, развертываясь в формате субъект-субъектного взаимодействия и будучи в той или иной мере адресованной «другому», предполагает поиск индивидуального стиля (способа решения проблемы «по-своему»); переживание и открытие «субъективного смысла» действия, поступка, деятельности; выражение себя, своей индивидуальности в социально приемлемых формах деятельности, например, - в художественном творчестве.

В рамках темы инновационного проекта были определены приоритетные условия развития творческого потенциала детей дошкольного возраста:

- освоение знаний и совершенствование умений должно протекать в контексте переживания-деятельности, в этом случае возникает объективная ситуация «открытия» ребёнком субъективно

- значимого смысла, оценочного отношения, как к содержанию, так и процессу деятельности;

- безоценочный характер организации творческой деятельности, но с обязательным включением рефлексивной и аналитической практики отношений автора и созданного;

- принятие, поддержка эмоциональных и творческих проявлений ребёнка;

- обеспечение психологической безопасности и эмоционального благополучия как факторов становления позитивной «Я - концепции».

В ОЭР выделенные условия нашли свою реализацию в контексте предлагаемой детям палитры художественно-творческих видов содеятельности с педагогами. Сегодня в ДОУ посредством проектирования и моделирования приоритетных направлений образовательного процесса, осуществляется реализация современных подходов, требований и условий к решению проблемы развития творческого потенциала детей средствами художественно - творческих видов деятельности: аппликации, театрализованной игры, музыкально-пластической импровизации, эстетического познания мира и др.

Технологическая модель организации познавательно-эстетического развития детей МДОУ № 21 г.

Добрянка.

Цель: содействие обогащению познавательно-эстетических и художественных компетенции, становлению эстетического и субъективно-оценочного отношения к окружающему миру детей

3-7 лет.

Задачи

(приоритетные направления образовательной работы с детьми)

Содействовать становлению систе мно-структурных

знаний об окружающем мире.

Содействовать процессу становления субъе ктивно-оценочного, (ценностного) отношения к

Формировать палитру умений, опосредующих

освоение вариативных способов познания мира и отражения

окружающему миру, процессу и продукту художест венно-творческой деятельности

знаний в продуктах изобразительного творчества

Программное обеспечение: федеральная программа «Истоки», технология блочно-тематического планирования обр. процесса Грибановой М.В.,

Приоритетные средства реализации задач проекта

Набл Моде Стру Блоч Любо Прак Худо Музы Театр Проб Обог Театр Прак Вари

юден лиров ктури но-те вание тика жеств кальн альна лемн ащен ализо тика ативн

ия, эк ание рован матич объек изобр енное о-пла я деят о-пои ие ванн овлад ые ху

скурс социа ие со еский тами азите конст стиче ельно сковы видов ые ения дожес

ии, п льны держа прин прир льног руиро ские сть (в е ситу худо игры культ твенн

оход х и пр ния о цип о оды, о тво вание импр конте ации, жеств на ос урой ые те

ы в п ирод бразо ргани искус рчест из пр овиза ксте реали енно- нове обыд хники

риро ных я вател зации ства и ва на ирод ции темы зация проду прио енног и мат

ду; пр влени ьной образ пр. занят ного (в кон позна ктивн бретё о, эст ериал

облем й, пр инфо овате иях и и бро текст ния) право ого нных етиче ы

но-по оцесс рмац льног в сво совог е обр выбо труда знани ского

исков ов, вз ии в р о про бодн о мат азова ра пр й и худ

ые си аимос амках цесса ой де ериал тельн иёма, ожест

туаци вязей темат ятель а ой дейст венно

и, диа ическ ности темы) вия, с го вос

логов их об пособ прият

ое об разов а вып ия

щени атель олнен

е ных б локов ия ра боты, реали зации замыс ла.

Познавательно - эстетический характер развивающей среды

Оснащение

среды в соответствии с требования ми ФГОС ДО и рекомендац иями программы «Истоки»

Центры: живой природы, про дуктивного творчества, п ознавательно-речевого развития и т.п.

«Центр» опы тно-эксперим ентальной и проблемно-поисковой деятельности, практическая «зона»

Уголок фантазии

(макетирован ие, поделки из

природного материала)

«Полочка любования»; дизайн всех помещений и архитектурн ых

пространств помещения

«Центр» теат рализованно й и

музыкально-исполнительс

кой деятельности

«Мини-галлерея», «в ыставочный зал» и т.п.

(место экспон ирования детских работ).

Результат: познавательно-эстетические компетенции детей, активность и самостоятельность в создании художественного продукта в разных видах изобразительной и исполнительской деятельности (знаю, умею, хочу и могу сам получить результат

Список литературы:

1.Грибанова М.В. 2004. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации педагогического процесса ДОУ.//Проблемы поликультурного образования: государство и школа. СПб.

2.Грибанова М.В., Трапезникова Г.А., Шевченко Л.Б. 2004. Изобразительная деятельность как средство интеллектуально-познавательного развития детей (из опыта инновационной деятельности МДОУ № 21 г. Добрянка).//Проблемы поликультурного образования: государство и школа. СПб.

3.Мелик-Пашаев А.А. 1989. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. //Вопросы психологии. №1.

4.Хозиев В. Б. 2002. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М.

5.Яковлева Е.Л. 1997. Психология развития творческого потенциала личности. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.