Развитие творческого потенциала детей посредством блочно-тематического планирования процесса художественно-эстетического развития
Грибанова Марина Владиславовна, Сухнёва Светлана Леонидовна, Шевченко Лариса Борисовна
МБДОУ «Добрянский детский сад №21», г.Добрянка
Ключевые слова:
творческий потенциал, блочно-тематическое планирование, творческость, проектирование
На протяжении шестнадцати лет коллектив МДОУ № 21 г. Добрянка работает над решением ряда задач, определяющих своеобразие и стратегию развития организации. Специфика функционирования детского сада на современном этапе обозначила приоритет познавательно-эстетического развития детей в специально конструируемом педагогами, детьми и родителями культурно-образовательном пространстве.
Начало глубоких инновационных преобразований было опосредовано сотрудничеством педагогического коллектива с доцентом ПГГПУ Грибановой М.В. Знакомство с новыми научными исследованиями, подходами к организации художественно-эстетического развития дошкольников опосредовало введение нетрадиционных, форм организации содеятельности и сотворчества с детьми посредством технологий:
- освоения детьми художественно-творческих видов деятельности с учётом индивидуальных различий;
- взаимодействия с изобразительным искусством и эстетического познания мира;
- интеграции изобразительной и познавательных видов деятельности детей (речь, познание окружающего, математические действия);
- блочно-тематического планирования образовательной содеятельности с дошкольниками и др.
На этапе моделирования обновлённого образовательного пространства сотрудничество с учёным позволило выявить проблемы в специальных профессиональных компетенциях педагогов, их ориентации в современных исследованиях методологической и психолого-педагогической направленности (Г.К. Селевко, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина и др.); в многообразии парциальных и вариативных программ, рекомендованных к внедрению; в психотехнических аспектах организации работы (В.А. Ясвин, Е.Л. Яковлева, Л.И. Айдарова, В.Б. Хозиев и др.). Анализ занятий позволил обнаружить общую тенденцию к их традиционному планированию и проведению. Недостаточно внимания уделялось учёту сенситивных периодов развития детей с целью актуализации природосообразных способностей и формирования личностных новообразований. Обсуждение проблем организации целостного педагогического процесса выявило отсутствие целесообразной интеграции его отдельных направлений, значимых эффектов в области личностно-ориентированного взаимодействия, гуманизации и гуманитаризации содержания содеятельности с детьми. Выявленные факты позволили определить стратегию модернизации, обосновать выход ДОУ в режим инновационного функционирования.
Тема первого этапа инновационных преобразований определилась как «Развитие творческого потенциала личности дошкольника средствами художественно-продуктивных видов деятельности». Выбор области инновационных преобразований был опосредован относительно новыми исследованиями в области педагогики развития, психологии индивидуальности, психологии развития специальных способностей (исследования В.И. Слободчикова, В.С. Мерлина, Л.Я. Дорфмана, А.А.Мелик-Пашаева, Е.Л. Яковлевой, В.Б.Хозиева и др.); необходимостью перехода практиков на новый уровень осмысления и анализа категориального
аппарата педагогики и психологии, технологических характеристик реализуемых программ, психолого-педагогических аспектов осуществляемых в ДОУ инновационных процессов. В соответствии с темой проекта была разработана программа ОЭР, определены условия апробации системы научно-обоснованных средств воспитания, опосредующих развитие творческости и индивидуальности детей дошкольного возраста. Системообразующим элементом инновационных преобразований стала модель организации процесса развития творческого потенциала детей, как центрального образования личности.
По мнению Е.Л. Яковлевой характеристики творческости чаще «не предметны, а процессуальны», т.к. творческость необходимо рассматривать и как процесс выявления субъектом собственной индивидуальности. Разделяя мнение автора можно добавить, что творческость, развертываясь в формате субъект-субъектного взаимодействия и будучи в той или иной мере адресованной «другому», предполагает поиск индивидуального стиля (способа решения проблемы «по-своему»); переживание и открытие «субъективного смысла» действия, поступка, деятельности; выражение себя, своей индивидуальности в социально приемлемых формах деятельности, например, - в художественном творчестве.
В рамках темы инновационного проекта были определены приоритетные условия развития творческого потенциала детей дошкольного возраста:
- освоение знаний и совершенствование умений должно протекать в контексте переживания-деятельности, в этом случае возникает объективная ситуация «открытия» ребёнком субъективно
- значимого смысла, оценочного отношения, как к содержанию, так и процессу деятельности;
- безоценочный характер организации творческой деятельности, но с обязательным включением рефлексивной и аналитической практики отношений автора и созданного;
- принятие, поддержка эмоциональных и творческих проявлений ребёнка;
- обеспечение психологической безопасности и эмоционального благополучия как факторов становления позитивной «Я - концепции».
В ОЭР выделенные условия нашли свою реализацию в контексте предлагаемой детям палитры художественно-творческих видов содеятельности с педагогами. Сегодня в ДОУ посредством проектирования и моделирования приоритетных направлений образовательного процесса, осуществляется реализация современных подходов, требований и условий к решению проблемы развития творческого потенциала детей средствами художественно - творческих видов деятельности: аппликации, театрализованной игры, музыкально-пластической импровизации, эстетического познания мира и др.
Технологическая модель организации познавательно-эстетического развития детей МДОУ № 21 г.
Добрянка.
Цель: содействие обогащению познавательно-эстетических и художественных компетенции, становлению эстетического и субъективно-оценочного отношения к окружающему миру детей
3-7 лет.
Задачи
(приоритетные направления образовательной работы с детьми)
Содействовать становлению систе мно-структурных
знаний об окружающем мире.
Содействовать процессу становления субъе ктивно-оценочного, (ценностного) отношения к
Формировать палитру умений, опосредующих
освоение вариативных способов познания мира и отражения
окружающему миру, процессу и продукту художест венно-творческой деятельности
знаний в продуктах изобразительного творчества
Программное обеспечение: федеральная программа «Истоки», технология блочно-тематического планирования обр. процесса Грибановой М.В.,
Приоритетные средства реализации задач проекта
Набл Моде Стру Блоч Любо Прак Худо Музы Театр Проб Обог Театр Прак Вари
юден лиров ктури но-те вание тика жеств кальн альна лемн ащен ализо тика ативн
ия, эк ание рован матич объек изобр енное о-пла я деят о-пои ие ванн овлад ые ху
скурс социа ие со еский тами азите конст стиче ельно сковы видов ые ения дожес
ии, п льны держа прин прир льног руиро ские сть (в е ситу худо игры культ твенн
оход х и пр ния о цип о оды, о тво вание импр конте ации, жеств на ос урой ые те
ы в п ирод бразо ргани искус рчест из пр овиза ксте реали енно- нове обыд хники
риро ных я вател зации ства и ва на ирод ции темы зация проду прио енног и мат
ду; пр влени ьной образ пр. занят ного (в кон позна ктивн бретё о, эст ериал
облем й, пр инфо овате иях и и бро текст ния) право ого нных етиче ы
но-по оцесс рмац льног в сво совог е обр выбо труда знани ского
исков ов, вз ии в р о про бодн о мат азова ра пр й и худ
ые си аимос амках цесса ой де ериал тельн иёма, ожест
туаци вязей темат ятель а ой дейст венно
и, диа ическ ности темы) вия, с го вос
логов их об пособ прият
ое об разов а вып ия
щени атель олнен
е ных б локов ия ра боты, реали зации замыс ла.
Познавательно - эстетический характер развивающей среды
Оснащение
среды в соответствии с требования ми ФГОС ДО и рекомендац иями программы «Истоки»
Центры: живой природы, про дуктивного творчества, п ознавательно-речевого развития и т.п.
«Центр» опы тно-эксперим ентальной и проблемно-поисковой деятельности, практическая «зона»
Уголок фантазии
(макетирован ие, поделки из
природного материала)
«Полочка любования»; дизайн всех помещений и архитектурн ых
пространств помещения
«Центр» теат рализованно й и
музыкально-исполнительс
кой деятельности
«Мини-галлерея», «в ыставочный зал» и т.п.
(место экспон ирования детских работ).
Результат: познавательно-эстетические компетенции детей, активность и самостоятельность в создании художественного продукта в разных видах изобразительной и исполнительской деятельности (знаю, умею, хочу и могу сам получить результат
Список литературы:
1.Грибанова М.В. 2004. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации педагогического процесса ДОУ.//Проблемы поликультурного образования: государство и школа. СПб.
2.Грибанова М.В., Трапезникова Г.А., Шевченко Л.Б. 2004. Изобразительная деятельность как средство интеллектуально-познавательного развития детей (из опыта инновационной деятельности МДОУ № 21 г. Добрянка).//Проблемы поликультурного образования: государство и школа. СПб.
3.Мелик-Пашаев А.А. 1989. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. //Вопросы психологии. №1.
4.Хозиев В. Б. 2002. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М.
5.Яковлева Е.Л. 1997. Психология развития творческого потенциала личности. М.