Научная статья на тему 'Использование моделей, проектной деятельности и тематического планирования в организации образовательного процесса дошкольной организации на этапе реализации требований ФГОС до'

Использование моделей, проектной деятельности и тематического планирования в организации образовательного процесса дошкольной организации на этапе реализации требований ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1728
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ БЛОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальгинова Любовь Алексеевна, Жерневская Татьяна Васильевна, Грибанова Марина Владиславовна

Современная модернизация системы функционирования ДОУ предполагает сохранение линии инновационных процессов. Цель инновационных процессов может определить стратегия развития образовательной организации, поиск оптимальных моделей организации образовательного процесса, обеспечение требований микросоциума, заказов родителей и пр. Инновационные процессы могут охватывать разнообразные аспекты деятельности ДОО: решать проблемы здоровьесбережения, развития творческости, индивидуальности и личности воспитанников; определение приоритета и создание условий углублённого развития детей в рамках одной или нескольких образовательных областей; изменение стратегии и тактики организации конструктивного сотрудничества с родителями. Актуальными остаются проблемы прогнозирования перспектив развития организации, модернизации тех направлений функционирования ДОО, которые обеспечивают ей конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Особого внимания и внедрения требуют технологии: моделирования и организации целостного образовательного пространства ДОО; проектирования и планирования образовательного процесса развивающего характера; --интеграции содержания приоритетных линий развития детей: коммуникативно-речевого, интеллектуально-познавательного, художественно-творческого, психофизического; формирования компетенций детей в созидательно-продуктивных видах деятельности: игра, изображение, дизайн, конструирование, наглядное моделирование, создание макетов и пр.; содействия становлению конструктивно-гармоничных отношений личности воспитанника с окружающей действительностью. Одним из целевых ориентиров реализации требований ФГОС ДО в практике ДОУ стало управление процессом освоения педагогами вариативных форм проектной деятельности. Выбор инновационных преобразований был опосредован: необходимостью осмысления результатов, концептуальных подходов к решению проблем образования в известных и малоизвестных практикам исследованиях В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.И. Слободчикова, Л.Я. Дорфмана, В.А. Ясвина, А.А. Мелик-Пашаева, Е.Л. Яковлевой, В.Б. Хозиева и др.; -профессиональной ориентацией в технологиях «развивающего образования» и «педагогики развития»; условиях становления личности, развития индивидуальности детей в продуктивных видах деятельности; возможностей развития когнитивных и творческих способностей детей дошкольного возраста; остротой проблем, не имеющих отработанных способов решения: выбора базовой образовательной программы из многообразия рекомендованных; отсутствие технологических характеристик, механизмов их адаптации и внедрения в современных условиях функционирования ДОУ, целесообразность и необходимость создания вариативной части основной образовательной программы и пр.; -необходимостью обновления, осмысления и анализа педагогами современного категориального аппарата педагогической психологии, условий развития детей в вариативных формах содеятельности и самостоятельной деятельности, обеспечения психологопедагогического и методического сопровождения инновационных процессов; целесообразностью освоения проектной деятельности, моделирования, современных форм тематического планирования образовательной содеятельности с детьми в рамках системной технологии, апробированной и адаптированной к условиям её использования в широкой практике ДОУ (технология блочно-тематического планирования образовательного процесса М.В. Грибановой). Проблемно-ориентированный анализ результативности работы коллектива организации позволил определить перечень проблем, нашедших своё отражение в инновационном проекте Мальгиновой Л.А. «Управление процессом освоения проектной деятельности педагогами МАДОУ № 404» (2014-2015 г.): Краткое изложение задач проекта: 1. Обеспечить систему мероприятий по повышению профессиональных компетенций педагогов в области проектной деятельности; исследовать уровень готовности сотрудников ДОУ к освоению инновационных технологий проектирования, перспективного и календарного тематического планирования работы в разных аспектах образовательной деятельности; сформировать устойчивую мотивацию к осуществлению процесса оптимизации и модернизации всех направлений образовательной деятельности. 2. Разработать систему и план управленческих действий, опосредующих успешность освоения педагогами технологий осуществления и достижения результатов в проектной деятельности (в рамках форм и принципов технологии блочно-тематического проектирования и планирования образовательного процесса). Ожидаемый результат: профессиональные компетенции педагогов в области разработки и внедрения блочно-тематических образовательных проектов для детей разных возрастных групп; умение моделировать вариативные аспекты педагогической деятельности, использовать современные технологии, опосредующие реализацию требований ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО. Намеченные в проекте инновационные преобразования образовательного процесса, выполненные на основе концептуальных, технологических, содержательных моделей; использование проектирования как основного средства конструирования процесса и реализации содержания образовательной программы, подтвердили предположение о том, что образовательная содеятельность педагогов с детьми осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы. На сегодняшний день содержание содеятельности с детьми разного возраста самостоятельно разрабатывается и представляется педагогами в универсальной форме долгосрочных (или краткосрочных) тематических образовательных проектов, осуществляется творческими группами (воспитатель, освобождённые специалисты, психолог, логопед и пр.); разработаны технологические модели преобразования образовательного пространства и оптимизации образовательного процесса, конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников, по сохранению преемственности в содержании, технологиях развития и обучения детей в начальной школе (в рамках принципов и содержания развивающего обучения). Основанием для разработки проектов любого уровня и временной протяжённости становится проблемно-ориентированный анализ области преобразований, создание концептуальных, концептуально-технологических, технологических и пр. моделей, определение плана оптимальной последовательности осуществления предполагаемых изменений. Проектирование и планирование образовательной содеятельности педагогов с детьми включает действия по отбору и структурированию необходимого минимума образовательной информации, разработку недельных образовательных тематических проектов, проектов «углубления в тему» и пр. Анализ результатов реализации проекта «Управление процессом освоения проектной деятельности педагогами МАДОУ № 404»подтвердил выдвинутые предположения и обеспечил возможность распространения инновационного опыта по использованию моделирования и проектирования в рамках технологии блочно-тематического образовательного процесса на этапе реализации требований ФГОС ДО к организации обновлённого образовательного пространства ДОУ. Профессиональные компетенции участников проектной деятельности обогатились опытом использования технологий тематического планирования образовательного процесса, развивающего образования, интеграции содержания образовательных областей, создания образовательного пространства развивающего характера и условий разностороннего развития детей разного дошкольного возраста. В рамках рекомендаций Грибановой М.В. по обогащению профессиональных компетенций педагогов особое внимание было уделено формированию умений применять принципы «гибкого планирования» (целесообразно и соразмерно планировать последовательность вариативных форм содеятельности с детьми по освоению любой образовательной темы); разрабатывать недельные тематические образовательные проекты («углубления в тему») и конспекты образовательной содеятельности интегрированного характера; использовать разнообразные модели обучения детей способам «открытия» новых знаний и формирования образа темы в разных видах деятельности в соответствии с возрастными возможностями [4, 5]. Разработка и реализация проектов (в рамках принципов и форм авторской технологии блочнотематического планирования образовательного процесса) обеспечивает социальновостребованный результат: профессиональное, интеллектуальное, личностное развитие педагогов; формирование природосообразных деятельностных компетенций детей в обогащённой познавательно-интеллектуальной и художественно-творческой практике, игре, продуктивной деятельности. Краткосрочный проект «Управление процессом освоения проектной деятельности педагогами МАДОУ № 404» (2014-2015 г.) позволил обновить имеющийся опыт, открыть новые возможности гибкого управления ДОУ на этапе внедрения ФГОС ДО. Выводы. Освоенный педагогами опыт использования технологий моделирования, проектирования и блочно-тематического планирования содержания образовательной содеятельности педагога с детьми в рамках системной технологии оптимизации и конструирования образовательного процесса развивающего характера успешно транслируется на районном, муниципальном, краевом уровнях организации подготовки педагогов ДОУ к работе в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальгинова Любовь Алексеевна, Жерневская Татьяна Васильевна, Грибанова Марина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование моделей, проектной деятельности и тематического планирования в организации образовательного процесса дошкольной организации на этапе реализации требований ФГОС до»

Использование моделей, проектной деятельности и тематического планирования в организации образовательного процесса дошкольной организации на этапе реализации

требований ФГОС ДО

Мальгинова Любовь Алексеевна, Жерневская Татьяна Васильевна, Грибанова Марина Владиславовна

МАДОУ "Детский сад № 404" г.

Перми

Ключевые слова:

технология блочно-тематического планирования, управление проектной деятельностью

Современная модернизация системы функционирования ДОУ предполагает сохранение линии инновационных процессов. Цель инновационных процессов может определить стратегия развития образовательной организации, поиск оптимальных моделей организации образовательного процесса, обеспечение требований микросоциума, заказов родителей и пр. Инновационные процессы могут охватывать разнообразные аспекты деятельности ДОО: решать проблемы здоровьесбережения, развития творческости, индивидуальности и личности воспитанников; определение приоритета и создание условий углублённого развития детей в рамках одной или нескольких образовательных областей; изменение стратегии и тактики организации конструктивного сотрудничества с родителями.

Актуальными остаются проблемы прогнозирования перспектив развития организации, модернизации тех направлений функционирования ДОО, которые обеспечивают ей конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Особого внимания и внедрения требуют технологии:

- моделирования и организации целостного образовательного пространства ДОО; проектирования и планирования образовательного процесса развивающего характера; -

--интеграции содержания приоритетных линий развития детей: коммуникативно-речевого, интеллектуально-познавательного, художественно-творческого, психофизического; -формирования компетенций детей в созидательно-продуктивных видах деятельности: игра, изображение, дизайн, конструирование, наглядное моделирование, создание макетов и пр.;

- содействия становлению конструктивно-гармоничных отношений личности воспитанника с окружающей действительностью.

Одним из целевых ориентиров реализации требований ФГОС ДО в практике ДОУ стало управление процессом освоения педагогами вариативных форм проектной деятельности. Выбор инновационных преобразований был опосредован:

- необходимостью осмысления результатов, концептуальных подходов к решению проблем образования в известных и малоизвестных практикам исследованиях В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.И. Слободчикова, Л.Я. Дорфмана, В.А. Ясвина, А.А. Мелик-Пашаева, Е.Л. Яковлевой, В.Б. Хозиева и др.;

-профессиональной ориентацией в технологиях «развивающего образования» и «педагогики развития»; условиях становления личности, развития индивидуальности детей в продуктивных видах деятельности; возможностей развития когнитивных и творческих способностей детей дошкольного возраста;

- остротой проблем, не имеющих отработанных способов решения: выбора базовой образовательной программы из многообразия рекомендованных; отсутствие технологических характеристик, механизмов их адаптации и внедрения в современных условиях функционирования ДОУ, целесообразность и необходимость создания вариативной части основной образовательной программы и пр.;

-необходимостью обновления, осмысления и анализа педагогами современного категориального аппарата педагогической психологии, условий развития детей в вариативных формах содеятельности и самостоятельной деятельности, обеспечения психолого-педагогического и методического сопровождения инновационных процессов; -целесообразностью освоения проектной деятельности, моделирования, современных форм тематического планирования образовательной содеятельности с детьми в рамках системной технологии, апробированной и адаптированной к условиям её использования в широкой практике ДОУ (технология блочно-тематического планирования образовательного процесса М.В. Грибановой).

Проблемно-ориентированный анализ результативности работы коллектива организации позволил определить перечень проблем, нашедших своё отражение в инновационном проекте Мальгиновой Л.А. «Управление процессом освоения проектной деятельности педагогами МАДОУ № 404» (2014-2015 г.):

Краткое изложение задач проекта: 1. Обеспечить систему мероприятий по повышению профессиональных компетенций педагогов в области проектной деятельности; исследовать уровень готовности сотрудников ДОУ к освоению инновационных технологий проектирования, перспективного и календарного тематического планирования работы в разных аспектах образовательной деятельности; сформировать устойчивую мотивацию к осуществлению процесса оптимизации и модернизации всех направлений образовательной деятельности.

2. Разработать систему и план управленческих действий, опосредующих успешность освоения педагогами технологий осуществления и достижения результатов в проектной деятельности (в рамках форм и принципов технологии блочно-тематического проектирования и планирования образовательного процесса).

Ожидаемый результат: профессиональные компетенции педагогов в области разработки и внедрения блочно-тематических образовательных проектов для детей разных возрастных групп; умение моделировать вариативные аспекты педагогической деятельности, использовать современные технологии, опосредующие реализацию требований ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО.

Намеченные в проекте инновационные преобразования образовательного процесса, выполненные на основе концептуальных, технологических, содержательных моделей; использование проектирования как основного средства конструирования процесса и реализации содержания образовательной программы, подтвердили предположение о том, что образовательная содеятельность педагогов с детьми осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы.

На сегодняшний день содержание содеятельности с детьми разного возраста самостоятельно разрабатывается и представляется педагогами в универсальной форме долгосрочных (или краткосрочных) тематических образовательных проектов, осуществляется творческими группами (воспитатель, освобождённые специалисты, психолог, логопед и пр.);

- разработаны технологические модели преобразования образовательного пространства и оптимизации образовательного процесса, конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников, по сохранению преемственности в содержании, технологиях развития и обучения детей в начальной школе (в рамках принципов и содержания развивающего обучения).

Основанием для разработки проектов любого уровня и временной протяжённости становится проблемно-ориентированный анализ области преобразований, создание концептуальных, концептуально-технологических, технологических и пр. моделей, определение плана оптимальной последовательности осуществления предполагаемых изменений.

Проектирование и планирование образовательной содеятельности педагогов с детьми включает действия по отбору и структурированию необходимого минимума образовательной информации, разработку недельных образовательных тематических проектов, проектов «углубления в тему» и пр.

Анализ результатов реализации проекта «Управление процессом освоения проектной деятельности педагогами МАДОУ № 404»подтвердил выдвинутые предположения и обеспечил возможность распространения инновационного опыта по использованию моделирования и проектирования в рамках технологии блочно-тематического образовательного процесса на этапе реализации требований ФГОС ДО к организации обновлённого образовательного пространства ДОУ. Профессиональные компетенции участников проектной деятельности обогатились опытом использования технологий тематического планирования образовательного процесса, развивающего образования, интеграции содержания образовательных областей, создания образовательного пространства развивающего характера и условий разностороннего развития детей разного дошкольного возраста.

В рамках рекомендаций Грибановой М.В. по обогащению профессиональных компетенций педагогов особое внимание было уделено формированию умений применять принципы «гибкого планирования» (целесообразно и соразмерно планировать последовательность вариативных форм содеятельности с детьми по освоению любой образовательной темы); разрабатывать недельные тематические образовательные проекты («углубления в тему») и конспекты образовательной содеятельности интегрированного характера; использовать разнообразные модели обучения детей способам «открытия» новых знаний и формирования образа темы в разных видах деятельности в соответствии с возрастными возможностями [4, 5]. Разработка и реализация проектов (в рамках принципов и форм авторской технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса) обеспечивает социально-востребованный результат: профессиональное, интеллектуальное, личностное развитие педагогов; формирование природосообразных деятельностных компетенций детей в обогащённой познавательно-интеллектуальной и художественно-творческой практике, игре, продуктивной деятельности. Краткосрочный проект «Управление процессом освоения проектной деятельности педагогами МАДОУ № 404» (2014-2015 г.) позволил обновить имеющийся опыт, открыть новые возможности гибкого управления ДОУ на этапе внедрения ФГОС ДО.

Выводы. Освоенный педагогами опыт использования технологий моделирования, проектирования и блочно-тематического планирования содержания образовательной содеятельности педагога с детьми в рамках системной технологии оптимизации и конструирования образовательного процесса развивающего характера успешно транслируется на районном, муниципальном, краевом уровнях организации подготовки педагогов ДОУ к работе в новых условиях.

Список литературы:

1. Бэгьюли Ф. 2002. Управление проектом/ Фил Бэгьюли. - Пер. с англ. В. Петрашек. - М.: ФАИР-ПРЕСС

2. Грибанова М.В. 2003. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет. Учебно-методическое пособие. Пермь

3. Грибанова М.В. 2004. Моделирование в образовании. Ребёнок в современном мире. Государство и дети. Материалы XI международной конференции СПб.

4. Грибанова М.В. 2005. Моделирование и проектирование воспитательно-образовательной работы в контексте принципов и форм технологии блочно-тематического планирования /М.В. Грибанова//Материалы региональной юбилейной науч.-практ. конф. - Чайковский

5. Грибанова М.В. 2012. Технология блочно-тематического планирования как формат оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях//Материалы V Международной научно-практической конференции «Совершенствование общеобразовательного и коррекционного развивающего процессов в дошкольных учреждениях», Томск.

6. Грибанова М.В. 2014. Интеграция содержания приоритетных направлений развития детей

дошкольного возраста средствами технологии блочно-тематического планирования целостного образовательного процесса ДОО. //Сборник материалов 1 Открытой конференции педагогических работников дошкольного образования Пермского муниципального района «Методическое сопровождение подготовки к введению ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях». Пермь.

7. Давыдов В.В. 1986. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.

8. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. 1992. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии № 3,4

9. Мальгинова Л.А. Жерневская Т.В. 2005. Содействие познавательно-эстетическому развитию детей в контексте технологии блочно-тематического планирования (из опыта инновационной работы МАДОУ «Детский сад № 404» г. Перми). Актуальные проблемы совершенствования педагогического процесса ДОУ в реализации задач личностного развития дошкольника. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь.

10. Слободчиков В.И. 1994. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. дис ....док.псих.наук. /В.И. Слободчиков. - М.

11. Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования // Материалы региональной научно-практической конференции (Добрянка, 24 февраля 2010 г.).

12. Хозиев В. Б. 2002. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников, М.

13. Яковлева Е.Л. 1997. Психология развития творческого потенциала личности. М.

14. Ясвин В.А. 2001. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В.А. Ясвин. -М.: Смысл, С.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.