Научная статья на тему 'Использование возможностей технологии блочно-тематического планирования на этапе введения ФГОС до в практику дошкольных образовательных организаций'

Использование возможностей технологии блочно-тематического планирования на этапе введения ФГОС до в практику дошкольных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛЬ / ФГОС / ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА / ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибанова Марина Владиславовна

В статье представлен вариативный подход к использованию моделирования, проектирования и блочно-тематического планирования образовательного процесса ДОО в рамках требований ФГОС дошкольного образования. «Технология блочно тематического планирования» научно обоснованная, практикоориентированная, системно организованная совокупность локальных и модульных технологий, методов, приёмов и форм трансформации образовательного пространства посредством моделирования, проектирования и вариативных форм планирования образовательного процесса в рамках концепции развивающего образования. Практические материалы, выполненные в рамках принципов и форм технологии, раскрывают возможности оптимизации образовательного пространства ДОО, опосредуя процессы интеграции задач и содержания приоритетных направлений развития детей, процессы профессионального самоопределения и развития творческого потенциала педагогов, непосредственное участие родителей в образовательном процессе. Практико-ориентированные материалы много лет успешно используются с целью обогащения профессиональной компетенции педагогов в области развивающего образования, личностно-ориентированной педагогики, технологий моделирования, проектирования и тематического планирования образовательного процесса. В создании и апробации педагогических продуктов принимали участие методисты, психологи, логопеды и воспитатели ДОО Пермского края, специалисты дополнительного образования под научным руководством автора технологии блочнотематического планирования образовательного процесса Грибановой М.В. Процесс введения ФГОС ДО в практику дошкольного образования носит инновационный характер, опосредующий сложный путь модернизации всего образовательного пространства дошкольной организации с использованием возможностей моделирования, проектирования и тематического планирования образовательного процесса. На этапе инновационных преобразований можно выделить проблемы, возникающие в рамках реализации требований ФГОС ДО: необходимость замены традиционной учебно дидактической модели взаимодействия с детьми на активные методы и технологии развивающей педагогики; сохранение инновационных процессов разного уровня с целью разработки и апробации содержания образования, психолого-педагогического и методического обеспечения образовательного процесса; введение системы мониторинга достижений педагогов и развития детей разного возраста; обеспечение устойчивого прогрессивного развития организации в новых условиях. Использование возможностей технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса создаёт условия для: реализации принципа тематической организации образовательного процесса и системно организованного планирования образовательной работы в течение дня, недели, месяца, года, 4-х лет пребывания ребёнка в ДОО; моделирования и проектирования любого аспекта организации образовательно развивающей среды; создания условий «событийности, содеятельности, сотрудничества» и прочих СО… субъектов педагогического процесса; реализации образовательных модулей интегрированного характера (познавательноэстетического, художественно-эстетического, эколого-валеологического, физкультурнологопедического и пр. характера); личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми; полилогического и диалогического общения; целесообразного и соразмерного использования проблемно-поисковых ситуаций (познавательного, эстетического и этического и др. содержания); интеграции логического, образного и творческого мышления детей, их оптимального, взаимопроникающего развития и др. В рамках технологии, организация содеятельности педагога с детьми подчинена принципу тематической интеграции, как следствие 4\5 всего времени взаимодействия приобретает интегративный характер, что обеспечивает разные линии развития детей на материале конкретного содержания области познания темы. Становление информационной культуры детей опосредовано технологиями формирования культуры естественнонаучного, эстетического и художественного познания; обучением детей основам логического (содержательнообобщающего) и образного (субъективно-эмоционального) способов освоения образовательной информации. Технология блочно тематического планирования требует от педагогов специальных компетенций в осуществлении следующих видов деятельности: 1.Моделирование вариативных аспектов педагогической деятельности. Продукт концептуальные, концептуально-технологические, технологические и содержательные модели организации воспитательно-образовательного процесса. 2.Структурирование образовательной информации в рамках принципа тематической целостности предмета познания. Продукт -тематическая матрица. 3.Определение максимально возможного и ситуативно-целесообразного объёма работы с детьми в рамках темы познания. Продукт -тематический блок. 4.Гибкое планирование последовательности вариативных форм работы по освоению любой темы. Продукт -недельный тематический проект, календарная сетка тематических проектов на год. 5.Разработку проектов, опосредующих разностороннее развитие детей разного возраста, интеграцию способов логического и образного познания окружающего мира, совершенствование индивидуально-неповторимых способов освоения предмета познания. Продукт -тематические проекты «Углубление в тему». 6.Разработку конспектов вариативных форм образовательного взаимодействия с детьми интегрированного характера. Продукт -конспекты НОД. Использование моделирования на разных уровнях структурирования современного образовательного пространства ДОО опосредует возможность выбора моделей разного вида. 1.Концептуальная модель. Представляет собой обобщённую модель объекта, процесса, явления и пр., которую требуется изучить (начальное состояние системы), модифицировать (внести инновационные идеи, замысел преобразований), апробировать (исследовать в практике, реализовать) с целью проверки и\или достижения поставленной цели. Основу концептуальной модели определяет совокупность идей (концептуальных положений, понятий) выраженных в форме знакового отображения структурных компонентов (элементов) модели. Концептуальная модель позволяет обозначить системообразующий элемент моделируемого явления; обозначить прогнозируемый результат, выделить своеобразие различных структурных (подструктурных) элементов системы, характер их связей; смоделировать приоритетные направления достижения цели. 2.Концептуально технологическая модель. Представляет собой модель-схему организационной структуры и направление процесса осуществления намеченных изменений. Назначение концептуально технологической модели построение нового варианта стратегии и определение тактических характеристик (задач, направлений реализации) какого либо проектируемого процесса. 3.Технологическая модель. Представляет собой структурно-организованные ключевые характеристики предстоящей проектной деятельности (область изменений, цель, задачи, программное обеспечение, объективно доступные и требуемые дополнительные средства, результат, представленный измеряемыми показателями). Назначение ясная формулировка целей, задач (например, предмета и объекта инновационной деятельности); определение приоритетных направлений предполагаемой деятельности, ресурсного обеспечения, оптимальных средств достижения цели; осмысление их целесообразности и соразмерности по отношению к задачам, конкретизация ожидаемого результата. 4.Содержательная модель. Цель модели определение оптимального варианта содержательного компонента проектируемой системы, его объём, характер структурирования содержания в контексте предполагаемых изменений (например, тематическая матрица образовательной информации, блок схема содержания предмета изучения, схемы анализа содержания образовательной области и др.). 5.Управленческая или функциональная модель. Позволяет установить внешние и внутренние связи (отношения), возникающие между субъектами инновационной деятельности, функциональные характеристики моделируемой системы. Организация педагогического процесса в формате «технологии» допускает возможность оптимального использования совокупности программ, методических рекомендаций, пособий и методических материалов, отвечающих принципам единого концептуального формата развивающего обучения. Успешно, в формате технологии, решаются задачи формирования информационной культуры детей и педагогов. Введение в качестве обязательных составляющих технологии когнитивного моделирования, проектирования разных аспектов работы требует от педагогов освоения приемов отбора, обработки, структурирования и трансляции образовательной информации в соответствии с возможностями, потребностями и реальным психологическим возрастом детей. Формирование информационной культуры детей опосредовано практикой активного применения технологий организации культуры обыденного, естественнонаучного, эстетического и художественного познания; обучением детей элементам логического (понятийного) и образного (субъективного) способов освоения информации. В процессе становления «технологии» явно обозначились её приоритетные аспекты и возможности по отношению к традиционным моделям и технологиям организации образовательного процесса ДОУ. Использование технологии доказало необходимость и целесообразность введения практики моделирования, проектирования образовательного процесса; определило характер и видовое разнообразие используемых моделей. В инновационной практике подтвердилось предположение о приоритетной роли принципов построения целостного образовательного процесса: интеграции формального и образного путей освоения детьми содержания образовательной информации, тематической целостности и структурности информации транслируемой детям, развивающий и личностно-ориентированный характер взаимодействия, интегративный характер организации любой формы содеятельности педагогов с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибанова Марина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей технологии блочно-тематического планирования на этапе введения ФГОС до в практику дошкольных образовательных организаций»

Использование возможностей технологии блочно-тематического планирования на этапе введения ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных организаций

Грибанова Марина Владиславовна

ГОУ ВПО ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, г.Пермь

Ключевые слова:

Технология, модель, ФГОС, планирование, система, организация, метод

В статье представлен вариативный подход к использованию моделирования, проектирования и блочно-тематического планирования образовательного процесса ДОО в рамках требований

ФГОС дошкольного образования.

«Технология блочно - тематического планирования» - научно обоснованная, практико-ориентированная, системно организованная совокупность локальных и модульных технологий, методов, приёмов и форм трансформации образовательного пространства посредством моделирования, проектирования и вариативных форм планирования образовательного процесса в рамках концепции развивающего образования.

Практические материалы, выполненные в рамках принципов и форм технологии, раскрывают возможности оптимизации образовательного пространства ДОО, опосредуя процессы интеграции задач и содержания приоритетных направлений развития детей, процессы профессионального самоопределения и развития творческого потенциала педагогов, непосредственное участие родителей в образовательном процессе. Практико-ориентированные материалы много лет успешно используются с целью обогащения профессиональной компетенции педагогов в области развивающего образования, личностно-ориентированной педагогики, технологий моделирования, проектирования и тематического планирования образовательного процесса. В создании и апробации педагогических продуктов принимали участие методисты, психологи, логопеды и воспитатели ДОО Пермского края, специалисты дополнительного образования под научным руководством автора технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса Грибановой М.В.

Процесс введения ФГОС ДО в практику дошкольного образования носит инновационный характер, опосредующий сложный путь модернизации всего образовательного пространства дошкольной организации с использованием возможностей моделирования, проектирования и тематического планирования образовательного процесса.

На этапе инновационных преобразований можно выделить проблемы, возникающие в рамках реализации требований ФГОС ДО: необходимость замены традиционной учебно -дидактической модели взаимодействия с детьми на активные методы и технологии развивающей педагогики; сохранение инновационных процессов разного уровня с целью разработки и апробации содержания образования, психолого-педагогического и методического обеспечения образовательного процесса; введение системы мониторинга достижений педагогов и развития детей разного возраста; обеспечение устойчивого прогрессивного развития организации в новых условиях.

Использование возможностей технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса создаёт условия для:

- реализации принципа тематической организации образовательного процесса и системно организованного планирования образовательной работы в течение дня, недели, месяца, года, 4-х лет пребывания ребёнка в ДОО;

- моделирования и проектирования любого аспекта организации образовательно -развивающей среды;

- создания условий «событийности, содеятельности, сотрудничества» и прочих СО... субъектов педагогического процесса;

- реализации образовательных модулей интегрированного характера (познавательно-эстетического, художественно-эстетического, эколого-валеологического, физкультурно-логопедического и пр. характера);

- личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми; полилогического и диалогического общения;

- целесообразного и соразмерного использования проблемно-поисковых ситуаций (познавательного, эстетического и этического и др. содержания);

- интеграции логического, образного и творческого мышления детей, их оптимального, взаимопроникающего развития и др.

В рамках технологии, организация содеятельности педагога с детьми подчинена принципу тематической интеграции, как следствие 4\5 всего времени взаимодействия приобретает интегративный характер, что обеспечивает разные линии развития детей на материале конкретного содержания области познания - темы. Становление информационной культуры детей опосредовано технологиями формирования культуры естественнонаучного, эстетического и художественного познания; обучением детей основам логического (содержательно-обобщающего) и образного (субъективно-эмоционального) способов освоения образовательной информации.

Технология блочно тематического планирования требует от педагогов специальных компетенций в осуществлении следующих видов деятельности:

1.Моделирование вариативных аспектов педагогической деятельности. Продукт -концептуальные, концептуально-технологические, технологические и содержательные модели организации воспитательно-образовательного процесса.

2.Структурирование образовательной информации в рамках принципа тематической целостности предмета познания. Продукт - тематическая матрица.

З.Определение максимально возможного и ситуативно-целесообразного объёма работы с детьми в рамках темы познания. Продукт - тематический блок.

4.Гибкое планирование последовательности вариативных форм работы по освоению любой темы. Продукт - недельный тематический проект, календарная сетка тематических проектов на год.

5.Разработку проектов, опосредующих разностороннее развитие детей разного возраста, интеграцию способов логического и образного познания окружающего мира, совершенствование индивидуально-неповторимых способов освоения предмета познания. Продукт - тематические проекты «Углубление в тему».

6.Разработку конспектов вариативных форм образовательного взаимодействия с детьми интегрированного характера. Продукт - конспекты НОД.

Использование моделирования на разных уровнях структурирования современного образовательного пространства ДОО опосредует возможность выбора моделей разного вида.

1.Концептуальная модель. Представляет собой обобщённую модель объекта, процесса, явления и пр., которую требуется изучить (начальное состояние системы), модифицировать (внести инновационные идеи, замысел преобразований), апробировать (исследовать в практике, реализовать) с целью проверки и\или достижения поставленной цели. Основу концептуальной модели определяет совокупность идей (концептуальных положений, понятий) выраженных в форме знакового отображения структурных компонентов (элементов) модели. Концептуальная модель позволяет обозначить системообразующий элемент моделируемого явления; обозначить прогнозируемый результат, выделить своеобразие различных структурных (подструктурных) элементов

системы, характер их связей; смоделировать приоритетные направления достижения цели.

2.Концептуально - технологическая модель. Представляет собой модель-схему организационной структуры и направление процесса осуществления намеченных изменений. Назначение концептуально - технологической модели - построение нового варианта стратегии и определение тактических характеристик (задач, направлений реализации) какого - либо проектируемого процесса.

3.Технологическая модель. Представляет собой структурно-организованные ключевые характеристики предстоящей проектной деятельности (область изменений, цель, задачи, программное обеспечение, объективно доступные и требуемые дополнительные средства, результат, представленный измеряемыми показателями). Назначение - ясная формулировка целей, задач (например, предмета и объекта инновационной деятельности); определение приоритетных направлений предполагаемой деятельности, ресурсного обеспечения, оптимальных средств достижения цели; осмысление их целесообразности и соразмерности по отношению к задачам, конкретизация ожидаемого результата.

4.Содержательная модель. Цель модели - определение оптимального варианта содержательного компонента проектируемой системы, его объём, характер структурирования содержания в контексте предполагаемых изменений (например, тематическая матрица образовательной информации, блок - схема содержания предмета изучения, схемы анализа содержания образовательной области и др.).

5.Управленческая или функциональная модель. Позволяет установить внешние и внутренние связи (отношения), возникающие между субъектами инновационной деятельности, функциональные характеристики моделируемой системы.

Организация педагогического процесса в формате «технологии» допускает возможность оптимального использования совокупности программ, методических рекомендаций, пособий и методических материалов, отвечающих принципам единого концептуального формата -развивающего обучения. Успешно, в формате технологии, решаются задачи формирования информационной культуры детей и педагогов. Введение в качестве обязательных составляющих технологии когнитивного моделирования, проектирования разных аспектов работы требует от педагогов освоения приемов отбора, обработки, структурирования и трансляции образовательной информации в соответствии с возможностями, потребностями и реальным психологическим возрастом детей. Формирование информационной культуры детей опосредовано практикой активного применения технологий организации культуры обыденного, естественнонаучного, эстетического и художественного познания; обучением детей элементам логического (понятийного) и образного (субъективного) способов освоения информации.

В процессе становления «технологии» явно обозначились её приоритетные аспекты и возможности по отношению к традиционным моделям и технологиям организации образовательного процесса ДОУ. Использование технологии доказало необходимость и целесообразность введения практики моделирования, проектирования образовательного процесса; определило характер и видовое разнообразие используемых моделей. В инновационной практике подтвердилось предположение о приоритетной роли принципов построения целостного образовательного процесса: интеграции формального и образного путей освоения детьми содержания образовательной информации, тематической целостности и структурности информации транслируемой детям, развивающий и личностно-ориентированный характер взаимодействия, интегративный характер организации любой формы содеятельности педагогов с детьми.

Список литературы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.