Научная статья на тему 'Структурирование образовательной информации как условие формирования образа мира детей дошкольного возраста'

Структурирование образовательной информации как условие формирования образа мира детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / БЛОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ МАТРИЦА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибанова Марина Владиславовна, Наумова Маргарита Юрьевна

Несмотря на многообразие моделей познавательного и личностного развития, существующих в современной образовательной практике, проблемы «чему и как учить детей» не ослабевает. Развивающая педагогика с целевой установкой на овладение «способами», выступает как основа поиска инновационных технологий, расширяющих возможности развития личности. Большая часть действий, мыслей и поступков личности часто продиктована не объективными обстоятельствами, а ментальным образом мира, на основе которого оцениваются жизненные ситуации, предполагаемые действия, придаётся определенный смысл реальности. Индивидуальный взгляд на мир, опосредует особенности становления «ментальной модели реальности», которая может носить структурированный, интегрированный, относительно законченный характер, сохраняя при этом возможность её непрерывного обогащения и реструктурирования. Данные изучения когнитивных способностей практиков, студентов и детей свидетельствуют о том, что структурность, упорядоченность знаний о мире коррелирует с природосообразной психологической зрелостью, наличием основ индивидуального стиля, способов и мотивов осуществления познавательной деятельности, социальным благополучием и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибанова Марина Владиславовна, Наумова Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурирование образовательной информации как условие формирования образа мира детей дошкольного возраста»

Структурирование образовательной информации как условие формирования образа

мира детей дошкольного возраста

Грибанова Марина Владиславовна, Наумова Маргарита Юрьевна

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Ключевые слова:

Образ мира, блочно-тематическое планирование, тематическая матрица

Несмотря на многообразие моделей познавательного и личностного развития, существующих в современной образовательной практике, проблемы «чему и как учить детей» не ослабевает.

Развивающая педагогика с целевой установкой на овладение «способами», выступает как основа поиска инновационных технологий, расширяющих возможности развития личности.

Большая часть действий, мыслей и поступков личности часто продиктована не объективными обстоятельствами, а ментальным образом мира, на основе которого оцениваются жизненные ситуации, предполагаемые действия, придаётся определенный смысл реальности. Индивидуальный взгляд на мир, опосредует особенности становления «ментальной модели реальности», которая может носить структурированный, интегрированный, относительно законченный характер, сохраняя при этом возможность её непрерывного обогащения и реструктурирования. Данные изучения когнитивных способностей практиков, студентов и детей свидетельствуют о том, что структурность, упорядоченность знаний о мире коррелирует с природосообразной психологической зрелостью, наличием основ индивидуального стиля, способов и мотивов осуществления познавательной деятельности, социальным благополучием и др.

Образ мира возникает в активном взаимодействии с реальностью, опыт которого субъект успешно преобразует в знание. Стихийно сформированный образ мира становится достаточно устойчивой моделью последующего обогащения его содержанием, опосредуя «качество» и скорость перехода ребенка в зону ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития. С этой точки зрения, не теряет важности проблема отбора и структурирования образовательной информации. Процесс формирования образа мира у детей разного возраста протекает не только на основе получения сведений об отдельных предметах и явлениях действительности, но и за счет трансляции педагогами информации в виде целостных систем (тематически организованных блоков), которые успешнее осваиваются, трансформируются в знание, активно используются в специально организованной содеятельности, позже - самостоятельной практике.

Исследования, проведенные В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным, свидетельствуют о том что, наиболее эффективное влияние на умственное развитие оказывают системы, построенные по иерархическому принципу. Подобные системы характерны для школьного обучения.

В период дошкольного детства закладываются основные структуры познавательных видов деятельности, формируются когнитивные стратегии и мотивационные основы учения. Отсутствие достаточных знаний об особенностях развития и функционирования когнитивной сферы ребенка, приводит практиков к проблеме отбора, структурирования и трансляции детям необходимого («разумного минимума»!) объёма информации. Актуальной проблемой современного образования остаётся построение новых и совершенствование используемых технологий развивающего обучения.

Открытие межполушарной церебральной асимметрии и когнитивных типов мышления позволило психологам выдвинуть гипотезу двойного кодирования информации. «Самой

известной моделью двойной репрезентации является модель А. Пайвио [Clark, Pavio, 1987]. Автор предположил, что существуют две независимых системы репрезентации - образная и вербальная. Каждая форма репрезентации специализируется для переработки информации определённого типа, но между ними нет отношений соподчинения. Автор вводит две независимые системы кодирования информации - невербальную и вербальную. В качестве единиц вербальной репрезентации автор вводит термин «логоген» - похожие на слова сущности, включающие визуальные и фонематические признаки». А единицами невербальной репрезентации являются «имагены», которые «кодируют модально-специфическую информацию о невербальном, перцептивном и сенсорно-моторном опыте». Между обеими системами существуют связи, так что для каждого имагена имеется несколько логогенов и наоборот. Автор показал, что разные задачи адресуются либо одной из систем, либо обеим. «В том случае, если работают обе системы, процесс когнитивной переработки осуществляется эффективней» [1].

В исследованиях, выполненных в рамках авторской «технологии блочно-тематического планирования образовательного процесса» (М.В. Грибанова, 1987-1998; 2000-2010) «теория двойного кодирования» информации была использована в качестве главного основания для отбора, структурирования образовательной информации и реализации вариативных моделей организации содеятельности педагога с детьми. Когнитивная модель А. Пайвио подтвердила правомерность интуитивных «находок» и подходов (использованных на начальных этапах создания технологии 1987-1998 г.) к отбору и конструированию образовательной информации в форме содержательных моделей - «тематических матриц», организации вариативных моделей трансляции образовательной информации детям разного дошкольного возраста, организации мониторинга развития и достижений детей в разных видах деятельности.

Технология блочно-тематического планирования образовательного взаимодействия педагога с детьми позволяет оптимально использовать принцип интеграции целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов образовательной системы; учитывать возрастные, психологические особенности процесса формирования образа мира; обеспечить построение системы обучения по принципу «увидел - назвал - сам воспроизвёл (нарисовал, станцевал, рассказал и пр.)»; предоставить ребёнку возможность в течение определённого отрезка времени «погрузиться в тему» (оптимально - на неделю), в процессе чего «формирующаяся личность, творческая индивидуальность» получает возможность в содеятельности с педагогом и самостоятельной деятельности «обогащать и формировать образ темы» (с учётом уровня способностей и пр. индивидуальных особенностей).

В формате опытно-экспериментальных исследований, выполненных Грибановой М.В. и Максимовой М.Ю. (на базе более 15 ДОУ Пермского края) отбор и структурирование «целесообразного минимума» содержания образовательной информации для детей дошкольного возраста осуществлялось в форме содержательных моделей области (темы) познания.

«Тематическая матрица - содержательная модель, вариант (форма) структурирования содержания образовательной информации. Интерпретация содержания любой темы с целью выделения способа (модели) познания в соответствии с природосообразными возможностями детей. Благодаря целенаправленному структурированию содержания минимума знаний и определению способов умственных действий необходимых для его усвоения, педагог вправе самостоятельно варьировать их объём, решая при этом задачу формирования у детей умений использовать освоенные способы в самостоятельной познавательно - поисковой деятельности» (Грибанова М.В., 1990 г.).

Фрагмент тематической матрицы для детей шестого года жизни: «Цветок»

старшая

Цветущих растений много, они разные. Человек

их любит, ухаживает, получает пользу,

наслаждается красотой цветков.

(многообразие, сообщества по месту и

условиямпроизрастания ) ЦВЕТЫ

Дикие

Полевые, луговые, лесные

Трава

ромашк а, коло кольчи к, тимо феевка, мышин ый горо шек

Кусты

орешни к, шипо вник, че рника,

брусни ка, земл яника

Деревья яблоня,

ель, сосна, берёза

Культурные

Декоративн ые

На клумбе: астры, георгины, бархатцы.

На газоне: петуньи, маки, флоксы

В комнате:

фиалки,

кактусы.

Плодоносны

е

Огоро дные

огуре ц, по

мидо р,

тыква и пр

Садов ые

яблон

я,

мали на, кр ыжов ник, с моро дина, и пр.

(«Где нет услады, там и пользы нет!» У. Шекспир)

Углубления в тему: «Аленький цветочек», «Цветы и ягоды» (по мотивам Хохломской росписи).

Список литературы:

1.Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

2.Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет. Пермь, 2003.

3.Грибанова М.В. Максимова М.Ю. К проблеме отбора и систематизации знаний для детей дошкольного возраста/ Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования. Сборник материалов конференции Пермь, 21-22 апреля 2009 г. С. 73.

4.Когнитивная психология: учебник для вузов /под. ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. -М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 122-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.