Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПО ХИМИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПО ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КЕЙС-МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонарева Е. А., Жукова М. И.

Современное образование в рамках Федерального Государственного Образовательного стандарта должно развивать личность ребенка, его самостоятельность, выявлять творческие возможности, а также сохранять его физическое и психическое здоровье. В связи с этим к качеству обучения предъявляется множество новых требований. Основное внимание уделяется применению современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания постепенно уходят на второй план, уступая место активным методам обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звонарева Е. А., Жукова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ACTIVE LEARNING METHODS IN THE GENERAL EDUCATIONAL SPACE ON CHEMISTRY

Modern education within the framework of the Federal State Educational Standard should develop the personality of the child, his independence, identify creative possibilities, and also preserve his physical and mental health. In this regard, many new requirements are imposed on the quality of education. The main focus is on the application of modern educational technologies. Traditional methods of teaching are gradually fading into the background, being replaced by active teaching methods.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПО ХИМИИ»

УДК 372.854 ЗВОНАРЕВА Е.А.

кандидат химических наук, доцент, кафедра химии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» E-mail: zvolena@yandex.ru ЖУКОВА М.И.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра химии, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» E-mail: marina.zhukova.1961@list.ru

UDC 372.854 ZVONAREVA E.A.

Candidate of Chemistry, Associate Professor, Departments of Chemistry, Voronezh State Pedagogical University E-mail: zvolena@yandex.ru ZHUKOVA M.I.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Departments of ^emistry, Voronezh State Pedagogical University E-mail: marina.zhukova.1961@list.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПО ХИМИИ

IMPLEMENTATION OF ACTIVE LEARNING METHODS IN THE GENERAL EDUCATIONAL SPACE ON CHEMISTRY

Современное образование в рамках Федерального Государственного Образовательного стандарта должно развивать личность ребенка, его самостоятельность, выявлять творческие возможности, а также сохранять его физическое и психическое здоровье. В связи с этим к качеству обучения предъявляется множество новых требований. Основное внимание уделяется применению современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания постепенно уходят на второй план, уступая место активным методам обучения.

Ключевые слова: активные методы обучения, аналитическая деятельность, коммуникативные компетенции, кейс-метод.

Modern education within the framework of the Federal State Educational Standard should develop the personality of the child, his independence, identify creative possibilities, and also preserve his physical and mental health. In this regard, many new requirements are imposed on the quality of education. The main focus is on the application of modern educational technologies. Traditional methods of teaching are gradually fading into the background, being replaced by active teaching methods.

Keywords: active teaching methods, analytical activity, communicative competencies, case-method.

Активное обучение предполагает использование различных видов и форм деятельности, которые направлены на самостоятельное получение учащимися знаний и умений в процессе мыслительной и практической деятельности. В их основе лежит побуждение к активной аналитической деятельности, носящей творческий, продуктивный и поисковый характер, без которых нет движения вперед в овладении новыми знаниями [2].

Активные методы обучения - это форма активного взаимодействия учащихся и педагога-предметника на протяжении всего урока. Традиционное обучение предполагает в качестве основного действующего лица учителя, а активное обучение считает, что оба участника образовательного процесса: и преподаватель, и обучающийся, находятся в равных правах [1].

Активные методы не только развивают коммуникативные компетенции и предоставляют возможность для получения знаний, умений и навыков, но и обеспечивают воспитание, поскольку содействуют развитию способностей работы в команде, помогают учащимся учиться, прислушиваться к мнению своих одноклассников [3].

К активным методам обучения относятся: деловая игра, круглый стол, дискуссия, семинар-дискуссия, моз-

говой штурм, игровое производственное проектирование, игровое моделирование, кейс-метод (метод анализа конкретных ситуаций), рейтинговые методы и проблемное обучение.

Все перечисленные методы обучения основаны на практической направленности, игровом и творческом характере обучения, интерактивности, различных коммуникациях, диалоге, использовании знаний, умений и навыков обучающихся на практике, работе в малых группах, деятельностном подходе к обучению, включении в процесс всех органов чувств, движении, самопознании и самоанализе своих действий.

Включение данных методов в учебный процесс и использование их на уроках химии стимулирует познавательную активность обучающихся, умножает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению, предоставляет возможность в предельно допустимой степени осуществлять обратную связь между учащимися и педагогами-предметниками.

Выбор активных методов обучения в ходе педагогического эксперимента происходил с учетом уровня подготовки школьников, материально-технической базы учебного заведения, а также темы и характера учебных занятий. В уроки включались такие элементы как: ра-

© Звонарева Е.А., Жукова М.И. © Zvonareva E.A., Zhukova M.I.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

бота с книгой; химические диктанты; химические эстафеты; циклические и линейные обучающие алгоритмы (например, алгоритмическое предписание по составлению формул оксидов; «паспорт» важнейших классов неорганических веществ); анализ конкретных ситуаций (кейс-метод); выступление обучающихся с докладами и презентациями.

Изучение материала по учебной литературе осуществлялось следующим образом: учащиеся составляли краткий конспект по предложенному плану или же составляли опорный конспект, схему или кластер (таблицу).

Преимущества метода: система работы с книгой помогает повысить самостоятельную познавательную активность школьника, овладеть новыми знаниями и умениями, путем осуществления вдумчивого изучения нового материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, сведений, примеров и теорий.

Недостатки метода: работа с книгой использовалась на тех уроках, которые не содержат много нового информационного материала, так как данный метод требует довольно больших затрат времени.

Химический диктант. Методика проведения диктанта была следующей:

1) Каждый вопрос повторялся по два раза для того, чтобы обучающиеся вникли в суть задания. На выполнение других заданий (составление уравнений химических реакций, решение задач, выполнение мысленного эксперимента и т.д.) давалось дополнительное время.

2) Время проведения составляло примерно от пяти до десяти минут.

3) После окончания диктанта несколько учащихся вызывалось к доске, они записывали верные ответы и сразу видели допущенные ошибки, исправляли их и получали необходимый совет.

Так же обучающиеся осуществляли самопроверку и взаимопроверку по контрольному тексту, записанному на доске или отраженному на слайде презентации, который был скрыт во время диктанта, в конце им по определенным критериям выставлялась оценка.

Диктант по теме: «Химическая связь».

Вопросы:

1. Как называется связь, образованная посредством обобществления валентных электронов?

2. Как называется ковалентная связь, образованная междуэлементамисразличнойэлектроотрицательностью?

3. Как называется ковалентная связь, образованная между элементами с одинаковой электроотрицательностью?

4. Определите тип связи в молекуле Н20.

5. Величина, характеризующая способность атома одного химического элемента оттягивать на себя элек-

тронную плотность от атома другого химического элемента, называется...

6. Какой элемент обладает самой высокой электроотрицательностью?

7. Определите тип связи в молекуле С12.

Преимущества метода:

• • при проведении химических диктантов используется несколько методов обучения: словесные, словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические, которые прекрасно сочетают как репродуктивную, так и продуктивную деятельность обучающихся;

• задания диктанта, предусматривающие продуктивную деятельность учащихся, стимулируют их к необходимости самостоятельного сравнения, анализа и синтеза предложенной информации;

• с помощью диктанта можно проверить различные стороны подготовки учащихся с небольшими затратами времени урока;

• кратковременность проведения (от 5 до 15 минут) и рациональное использование времени урока;

• диктант может быть дифференцированным по уровню сложности и многообразию контролируемого материала.

Недостатки метода:

• с помощью данного метода невозможно проверить, например, практические умения обучающихся;

• некоторым школьникам тяжело работать в данном формате, так как приходится решать предложенные задания в быстром темпе и в определенных временных рамках.

Обучающие линейные и циклические алгоритмы. Алгоритмы применялись в процессе изучения химии при составлении учащимися химических формул и уравнений, при решении и самостоятельном составлении экспериментальных и расчетных задач разного типа и уровня сложности, при подготовке и выполнении лабораторного химического эксперимента, практикумов, занимательных опытов.

Также они очень полезны при описании химических элементов, составлении «паспорта» вещества, возможных изомеров веществ и т. п. [4].

Предложенный алгоритм удобен в использовании, так как позволяет охарактеризовать любой элемент на основании его положения в периодической системе химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. Таким образом, действуя по алгоритму, школьники быстро запоминают названия и свойства изучаемого химического элемента.

Примеры некоторых линейных и циклических алгоритмов можно увидеть на рисунках 1 и 2.

Алгоритм 1. Определение типа химических реакций по числу и составу соединений.

Запишите Определите Определите Сделайте

уравнение -► число -► число -1 вывод

(схему) исходных продуктов

реакции веществ и их состав реакции и их состав

Рис. 1. Пример линейного алгоритма.

Алгоритм 2. Установите, является ли выданная вам соль карбонатом или хлоридом.

Рис. 2. Пример циклического алгоритма.

Данные алгоритмы был использованы на уроках при объяснении нового материала и закреплении изученного материала.

Вследствие применения обучающих алгоритмов можно сделать вывод: алгоритмы способствуют повышению интереса учащихся к изучению химии, развитию логического мышления, активному усвоению учебного материала, совершенствованию видов творческих письменных работ (составление плана-конспекта, характеристики химического элемента, вещества и т.д.) и метапредметных навыков, развитию основных процессов мыслительной деятельности у школьников (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), усвоению переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую.

Недостатки метода: алгоритмы не способны в полной мере заменить классические методы обучения.

Суть кейс-метода заключается в обучении путем решения конкретных ситуаций (кейсов), имеющих практическое значение. Характерной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации из

практики, а сама проблема при этом не имеет однозначного решения. Кейс-задания, как правило, невозможно решить логически рассуждая. При поиске альтернативных решений очень важны творческие способности обучающихся.

Кейс-метод применялся на уроке химии в 9 классе при объяснении темы «Азотная кислота».

Например, в истории известен следующий интересный факт: после того, как в апреле 1940 года немецкие войска оккупировали столицу Дании - Копенгаген, венгерский химик Георг Карл фон Хевеши решил спрятать хранившиеся в Институте Нильса Бора золотые медали нобелевских лауреатов физиков Макса фон Лауэ и Джеймса Франка от оккупантов и растворил их в царской водке.

Поскольку немцам было запрещено носить данные медали из-за того, что противник национал-социализма Карл фон Осецкий еще в 1935 году получил Нобелевскую премию мира.

После окончания войны Хевеши решил вернуть утраченные медали и осуществил процесс экстракции золота, спрятанного в царской водке, и передал его ко-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ролевской академии наук Швеции, которая впоследствии изготовила новые медали для этих Нобелевских лауреатов.

Как вы думаете: какой состав у царской водки? Почему же именно водка? И к тому же царская? Как правильно было бы называть данный кислотный «коктейль» [5]?

В ходе применения метода получили следующие результаты:

- кейс-метод активизирует теоретические знания, практический опыт обучающихся, их способность выражать свои мысли, идеи, предположения, умение прислушиваться к противоположной точке зрения товарищей, и отстаивать свою;

- с помощью этого метода обучающиеся получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, учатся работать в группе, применять теоретический материал на практике.

Преимущества метода: режим кейс-метода предполагает работу в группе. Коллективными усилиями каждая команда обучающихся анализирует ситуацию и в конце вырабатывает практическое решение.

Недостатки: 1) по сравнению с классическими методами обсуждение требует затрат по времени; 2) неспособность в полной мере заменить классические методы обучения; 3) возможно формирование предвзятого подхода к решению аналогичных проблем.

Таким образом, при применении всех вышеперечисленных активных методов, обучающиеся активно работают как самостоятельно, так и в группах, анализируют, решают поставленные перед ними конкретные задачи-ситуации, планируют свою деятельность, вследствие чего приобретают новые знания. Данный фактор, несомненно, важен, поскольку в современных условиях вопрос эффективности и качества уроков является актуальным.

Библиографический список

1. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие / Е.В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 56 с.

2. АнциборМ.М. Активные формы и методы обучения. Тула: ТГУ, 2009. 127 с.

3. Дендебер С.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / С. В. Дендебер, О. В. Ключникова. М.: 5 за знания, 2007. 109 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

5. Чечет В.В. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учебно-методическое пособие / В.В. Чечет, С.Н. Захарова. Минск: БГУ, 2015. 127 с.

References

1. ZarukinaE.V. Active teaching methods: recommendations for the development and application: a teaching manual / E.V. Zarukina, N.A. Loginova, M. M. Novik. SPb.: SPbSU of E, 2010. 56 p.

2. Antsibor M.M. Active forms and teaching methods. Tula: TSU, 2009. 127 p.

3. Dendeber S.V. Modern technologies in the process of teaching chemistry: developmental learning, problem learning, project learning, cooperation in learning, computer technologies / S. V. Dendeber, O. V. Klyuchnikova. M.: 5 for knowledge, 2007. 109 p.

4. Federal state educational standard of basic general education (Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 № 1897)

5. Chechet V.V. Active teaching methods in pedagogical education: teaching aid / V. V. Chechet, S. N. Zakharova. Minsk: BSU, 2015. 127 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.