Научная статья на тему 'Использование активных форм обучения биологии в системе среднего профессионального образования, на примере «Орловского музыкального коллежда»'

Использование активных форм обучения биологии в системе среднего профессионального образования, на примере «Орловского музыкального коллежда» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЯ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BIOLOGY / ACTIVE FORMS OF EDUCATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Объедкова С. И., Тяпкина А. П., Силаева Ж. Г.

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации компетентностного подхода по биологиив системе среднего профессионального образования. Для формирования общих ипрофессиональных компетенций обучающихся, в образовательном процессе по биологии предусмотрено использование различных активныхформ проведения занятий. Среди них широкое применение нашли кейс технологии, эссе и экскурсии. Показано, что применениетаких формв образовательном процессе по биологии содействует формированию у обучающихся познавательных способностей, активизируют их мотивацию, развивает мышление и восприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Объедкова С. И., Тяпкина А. П., Силаева Ж. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ACTIVE FORMS OF TEACHING BIOLOGY IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION, FOR EXAMPLE «ORЕL MUSIC COLLEGE»

The article discusses some aspects of the implementation of the competence approach in biology in the system of secondary vocational education. For the formation of general and professional competencies of students, the use of various active forms of conducting classes is provided for in the educational process in biology. Among them are widely used case technology, essays and excursions. It is shown that the use of such forms in the educational process in biology contributes to the development of thinking, perception in students, increases motivation, activates cognitive interest.

Текст научной работы на тему «Использование активных форм обучения биологии в системе среднего профессионального образования, на примере «Орловского музыкального коллежда»»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378

UDC 378

ОБЪЕДКОВА С.И.

старший преподаватель, кафедра ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева E-mail: lunina59@list.ru ТЯПКИНА А.П.

кандидат биологических наук, доцент, кафедра зоологии, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева E-mail: angelikpt@mail.ru СИЛАЕВА Ж.Г.

кандидат биологических наук, доцент, кафедра ландшафтной архитектуры, Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина E-mail: silaevazhanna@rambler.ru

OBEDKOVA S.I.

Senior lecturer, Department of botany, physiology and biochemistry of plants, Orel State University E-mail:lunina59@list.ru TYAPKINA A.P.

Candidate of Biology, associate professor, Department of

zoology, Orel State University E-mail:angelikpt@mail.ru SILAEVA Z.G.

Candidate of Biology, associate professor, Department of landscape architecture, Orel State Agrarian University

named after N.V. Parakhin E-mail: silaevazhanna@rambler.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НА ПРИМЕРЕ «ОРЛОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕЖДА»

THE USE OF ACTIVE FORMS OF TEACHING BIOLOGY IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION,

FOR EXAMPLE «ORЕL MUSIC COLLEGE»

В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации компетентностного подхода по биологиив системе среднего профессионального образования. Для формирования общих ипрофессиональных компетенций обучающихся, в образовательном процессе по биологии предусмотрено использование различных активныхформ проведения занятий. Среди них широкое применение нашли кейс - технологии, эссе и экскурсии. Показано, что применениетаких формв образовательном процессе по биологии содействует формированию у обучающихся познавательных способностей, активизируют их мотивацию, развивает мышление и восприятие.

Ключевые слова: биология, активные формы обучения, компетентностный подход, среднее профессиональное образование.

The article discusses some aspects of the implementation of the competence approach in biology in the system of secondary vocational education. For the formation of general and professional competencies of students, the use of various active forms of conducting classes is provided for in the educational process in biology. Among them are widely used case - technology, essays and excursions. It is shown that the use of such forms in the educational process in biology contributes to the development of thinking, perception in students, increases motivation, activates cognitive interest.

Keywords: biology, active forms of education, competence-based approach, secondary vocational education.

Согласно проекту Министерства образования и науки отечественное среднее профессиональное образование (СПО) должно перейти на новый уровень уже к 2020 году. В системе среднего профессионального образования естественнонаучное образование, в частности биологическое, являясь независимым элементом, призвано формировать у обучающихся представление о неразрывной связи природы и человека, рассматривать природу как целостную систему, как можно более наглядно показать роль естественных наук в развитии цивилизации, формировании основ современной естественнонаучной картины мира. В настоящее время важнейшей задачами биологического образования являются развитие приобретенных знаний в области биологии, интегрирование способностей, ориентированных

на производительность. Обучение должно быть реинвестировано не только в контексты образовательного учреждения (то есть из одной ситуации в другую или из одного дисциплинарного контекста в другой), но и в контексты вне образовательного учреждения.

В связи с переходом на новые государственные стандарты в процессе обучения преподавателям необходимо реализовывать компетентностный подход. Обучающемуся необходимо осознать полезность ресурсов, которые он развивает в отношении проблем, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Компетентностный подход позволяет увязать развитие личностных ресурсов с теми значимыми ситуациями, которые требуют таких ресурсов.

Компетентность - это система концептуальных и

© Объедкова С.И., Тяпкина А.П., Силаева Ж.Г. © Obedkova S.I., Tyapkina A.P., Silaeva Z.G.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019

процедурных частей знаний, организованных в операционные схемы, которые помогают идентифицировать проблемную задачу и ее решение посредством эффективного действия в рамках набора ситуаций. Компетентность включает в себя необходимые знания и возможности, необходимые для данного решения. Поскольку компетентность можно оценить через результативность, то компетентность является завершающим этапом цикла, периодом и определяет среднесрочные и долгосрочные перспективы развития обучающегося.

Имеющийся опыт подготовки студентов Орловского музыкального колледжа показывает, что дисциплина «Естествознание» нацелена, прежде всего, на формирование общей культуры обучаемых, а также социализацию студента в рамках системы среднего профессионального образования.

Дисциплина «Естествознание» представляет интегрированный курс, объединяющий предметы: физику, химию, биологию.

Согласно стандарту [1,2], обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями:

ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности;

профессиональными компетенциями:

ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии,гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные науки о природе, их общность и отличия;

- естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной;

- взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий;

- вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира.

уметь:

- ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;

- работать с естественнонаучной информацией: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

- использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.

владеть:

- владеть понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам;

- основными методами наблюдения за биологическими объектами.

Для изучения дисциплины «Естествознание» на I курсе (1-11 семестр) установлено:

объем аудиторной нагрузки студента - 72 часа (из них биология - 40 часов);

самостоятельная работа - 36 часов (из них биология - 20 часов);

максимальная учебная нагрузка студента - 108 часов.

Центральное место в курсе «Естествознание» занимает раздел «Биология».Он предусматривает два блока: современное естествознание о живой природе (теории возникновения жизни на Земле; клеточная теория строения организмов; размножение живых организмов; индивидуальное развитие организмов; основы генетики; эволюционные учения; эволюция человека; биосфера - глобальная экосистема) и экологические проблемы и их решения (загрязнение окружающей среды и его последствия;современные проблемы охраны природы и рациональное природопользование; сохранение видового разнообразия).

В целях реализации компетентностного подхода, для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся, в образовательном процессе по биологии предусмотрено использование различных ак-тивныхформ проведения занятий. Среди них нами широко используются кейс - технологии.

Как известно, кейс-технологияориентирована на создание проблемных заданий, которые нацелены на практическую ситуацию. На проблемный познавательный вопрос нет однозначного ответа. Решение предполагает вариативность ответов, которые соперничают по степени истинности. Примеры таких заданий приведены ниже.

Многие упражнения йогов связаны со статическими нагрузками, а современный спорт - в основном с динамическими.

Задания:

В чем эффективность статических упражнений, а в чем суть динамических? Дайте объяснение, почему статические упражнения находят ограниченное применение в современном спорте? Каким группам людей рекомендуются динамические упражнения / статические упражнения?

В 1953 г. на берегу морского залива, в одном из промышленных поселков, «где располагался химический завод, люди начали болеть. Симптомы: у больных нарушалась координация движений, они теряли слух, зрение, рассудок. Врачи поставили диагноз: отравление ртутью. Но содержание ртути в морской воде было ничтожным.

Задания:

Назовите причины этого происшествия?Дайте определение пищевой цепи, назовите основные их типы. Какая пищевая цепь включает в себя большее число звеньев: водная или наземная? Каким образом происходит круговорот веществ в экосистеме, какие типы организмов играют основную роль в его поддержании?»[1].

Опыт показывает, что применение кейс-технологиив учебном процессе дает возможность развить у обучающихся самостоятельность мышления, умение слушать, а

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

в дальнейшем учитывать альтернативную точку зрения и обоснованно озвучивать собственную. Через кейсы обучающиеся имеют возможность, как продемонстрировать, так и улучшить свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться работать в команде и находить рациональные решения существующих проблем.

Кроме того, среди многообразия активных методов, в обучении биологии мы широко используем написание эссе. Эссе имеет своей целью написание сочинения небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные отношение или соображение по конкретному вопросу и не претендующее на абсолютную правильность суждений. Студенты музыкального колледжа с удовольствием принимают участие в работах такого формата и успешно их выполняют. Тематика эссе приведена ниже.

1. Человек в биосфере.

2. Глобальные экологические проблемы и человек.

3. Биология и музыка.

4. Область применение биологических знаний.

5. Биология в моей жизни.

6. Здоровый образ жизни и биология.

Эссе формирует в первую очередь коммуникативные навыки, навыки критического чтения и академического письма.

Безусловно, одной из распространенных активных форм обучения в биологии остается экскурсия.

Главная цель экскурсий заключается в том, чтобы систематизировать представления о биологических процессах в целом, показать, что отдельные живые организмы в природе находятся в глубокой взаимосвязи, образуя единую систему; научить видеть и анализировать жизнь природы. Биологические экскурсии являются благоприятной базой для воспитания экологической культуры у обучающихся, развивают эстетическое восприятие окружающей действительности, формируют материалистское мировоззрение, дают представление о целостности мира, взаимосвязях в разных природных комплексах.

Проводимые нами экскурсии не предполагают долгих выездных маршрутов, а проводятся в историко-культурных парках и скверах г. Орла («Дворянское Гнездо», «Литературный квартал», «Городской Парк культуры и отдыха», «Сквер Ермолова»). Тематика экскурсий может быть различной: сезонные явления в жизни растений и животных, экология города, природа и городская среда и т.д.

Таким образом, наряду с традиционными методами обучения биологии, активные формы обучения способны оптимизировать совместную деятельность преподавателя и учащегося, сформировать базу знаний, умений и навыков, позволяющих успешно реализоваться выпускникам в профессиональной сфере.

Библиографический список

1. Моргачева Н.В. Использование кейс-технологии в практике профессиональногоестественнонаучного обучения//Успехи современной науки и образования. 2016, №7, Том 1. С. 185 - 187.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1379).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности по специальности 53.02.03. Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2017 №1390).

References

1. MorgachevaN.V. The use of case-technology in the practice of professional science education // Successes of modern science and education. 2016, №7, Volume 1. P. 185 - 187.

2. Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 53.02.02 Musical art of variety (by types) (app. order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of October 27, 2014 № 1379).

3. Federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 53.02.03. Instrumental performance (by types of instruments) (app.By order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 27.10.2017 No. 1390).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.