Научная статья на тему 'Специфика тестового контроля знании, умении и навыков магистрантов-биологов (направленность Ботаника)'

Специфика тестового контроля знании, умении и навыков магистрантов-биологов (направленность Ботаника) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАНТ-БИОЛОГ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ И ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ / КЕЙС-ЗАДАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / MASTER-BIOLOGIST / TEST TASKS OF THE OPENED AND CLOSED FORM / CASE STUDIES / PRACTICAL TASKS / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Державина Н.М.

Показанопыт использования тестовых заданий для самоподготовки, проведения текущего и рубежного контроля знаний магистрантов по направлению 06.04.01 Биологияпрофиля Ботаника на кафедре ботаники, физиологии и биохимии растений. Приводятся примерызаданий закрытой формы: с одним или несколькими правильными ответами, на соответствие, на последовательность событий, на сравнение; открытой формы: с кратким ответом или эссе, на завершение утверждения, немые рисунки, практические и кейс-задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE TEST CONTROL OF KNOWLEDGE, ABILITIES AND SKILLS OF THE MASTERS IN BIOLOGY (PROFILE BOTANY)

The experience of using test tasks for self-preparation, carrying out the current and boundary control of knowledge of mastersin the direction 06.04.01 Biologyofthe Botany profile at the department of Botany, Physiology and Biochemistryof plants is shown. Examples of tasks of a closed form are given: with one or several correct answers, for correspondence, for a sequence of events, for a comparison; an open form: with a short answer or essay, on the completion of an assertion, dumb drawings, practical and case studies.

Текст научной работы на тему «Специфика тестового контроля знании, умении и навыков магистрантов-биологов (направленность Ботаника)»

УДК 378

ДЕРЖАВИНА Н.М.

доктор биологических наук, профессор, кафедра ботаники, физиологи и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: d-nm@mail.ru

UDC378 DERZHAVINA N.M.

Doctor of Biology, Professor at the Department of Botany, Physiology and Biochemistry of plants, Orel State University

E-mail: d-nm@mail.ru

СПЕЦИФИКА ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МАГИСТРАНТОВ-БИОЛОГОВ

(НАПРАВЛЕННОСТЬ БОТАНИКА)

THE SPECIFICITY OF THE TEST CONTROL OF KNOWLEDGE, ABILITIES AND SKILLS OF THE MASTERS IN BIOLOGY (PROFILE BOTANY)

Показанопыт использования тестовых заданий для самоподготовки, проведения текущего и рубежного контроля знаний магистрантов по направлению 06.04.01 Биологияпрофиля Ботаника на кафедре ботаники, физиологии и биохимии растений. Приводятся примерызаданий закрытой формы: с одним или несколькими правильными ответами, на соответствие, на последовательность событий, на сравнение; открытой формы: с кратким ответом или эссе, на завершение утверждения, немые рисунки, практические и кейс-задания.

Ключевые слова: магистрант-биолог, тестовые задания открытой и закрытой формы, кейс-задания,практические задания,компетентностный подход.

The experience of using test tasks for self-preparation, carrying out the current and boundary control of knowledge of mastersin the direction 06.04.01 Biologyofthe Botany profile at the department ofBotany, Physiology and Biochemistryof plants is shown. Examples of tasks of a closed form are given: with one or several correct answers, for correspondence, for a sequence of events, for a comparison; an open form: with a short answer or essay, on the completion of an assertion, dumb drawings, practical and case studies.

Keywords: master-biologist,test tasks of the opened and closed form, a case studies, practical tasks, competence-based approach.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 2012 года с изменениями 2018 года заставляет преподавателей менять формат подготовки высококвалифицированных магистров нового поколения, конкурентоспособных на рынке интеллектуального труда.

В наши дни просто получить высшее образование недостаточно - необходимо иметь высокий уровень специальной подготовки, разбираться в вопросах организации научных исследований, методах коммерциализации технологий и знаний и др., чтобыпредставлять интерес для потенциальных работодателей .При этом важноформировать у магистров профессиональные и другиекомпетенции, заложенные в учебные планы образовательных программ вуза,добиваться умения выпускников пользоваться полученными знаниями и навыками в своей профессиональной деятельности, учитывать характер среды, в которой будет протекать эта деятельность, имея в виду, в какой мере эта среда поощряет стремление к различным видам инноваций [1].

В решении этих задач немаловажную роль играет не только процесс обучения, но и контроль знаний магистрантов с точки зрения компетентностного подхода. Сочетаемый с модульным принципом организации учебного процесса и новыми образовательными тех-

нологиями, он позволяет обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала.

Посредством грамотно построенного контроля знаний можно проверить не только знания, но и умения, навыки и представления магистрантов.

С момента присоединения России к Болонскому процессу тестирование обучающихся остается одной из объективных и эффективных форм оценивания знаний.

Тестирование обеспечивает индивидуальный темп обучения, устраняет субъективизм в оценке уровня учебных достижений обучающихся, становится средством установления обратной связи, превращая обучение в дифференцированный, личностно ориентированный процесс [2].

При обучении магистрантов по направлению 06.04.01 Биологияпрофиля Ботаника на кафедре ботаники, физиологии и биохимии растений широко используются возможности тестового контроля знаний. Причем значительное внимание при создании заданий уделяется технологии их разработки, с соблюдением ряда принципов [3]: конгруентности, значимости, научной достоверности, соответствия содержания теста уровню современного состояния научного знания, репрезентативности, возрастающей трудности, системно-

© Державина Н.М. © Derzhavina N.M.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

сти, комплексности и сбалансированности.

В соответствии с представлениями ряда российских тестологов [4, 5, 6 и др.], задания делятся на две группы: в открытой и в закрытой форме.

Во время текущего и рубежного контроля и для самоподготовки магистрантов к занятиям по разным дисциплинам направленности Ботаника чаще всего используются такие задания закрытой формы: с одним или несколькими правильными ответами, на соответствие, на последовательность событий, на сравнение. Причем основа задания часто бывает представлена в виде иллюстрации или схемы и нескольких вариантов ответов, один или несколько из которых являются правильными.

Примеры заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных (дисциплина «Размножение сосудистых растений»:

Задание 1

Пространственное разобщение пыльников и рыльца, как у растений семейства губоцветных, называется

а) протерогинией

б)гиномоноэцией

в) херкогамией

г) женской стерильностью

Пример задания с рисунком (дисциплина «Модусы адаптациогенезарастений на организменном и популя-ционном уровнях»)

Задание 2

Высокогорное растение на фото, существующее в условиях минимума суммарных температур, называют

а) эвритермом

б) гекистотермом

в) ксеротермом

г) стеномегатермом

Пример задания на установление соответствия (дисциплина «Размножение сосудистых растений»

Задание 3

Установите соответствие:

А. Эмбрион

Б. Эмбриоид

1. отсутствие васкулярной связи с материнским организмом

2. гетерофазная репродукция

3. гомофазная репродукция

4. отсутствие новой осипо отношению к материнскому организму

Пример задания на установление последовательности (дисциплина «Актуальные проблемы анатомии растений»)

Задание 4

Составьте эволюционный ряд члеников сосудов от примитивных до эволюционно продвинутых:

1. Короткий бочонковидный с простой перфорацией на поперечной конечной стенке и очередной поровостью.

2. Веретеновидной формы с сетчатой перфорацией и лестничной поровостью.

3. Короткий бочонковидный с простой перфорацией на поперечной конечной стенке и очередной поровостью.

4. Короткий с косой конечной стенкой, с простой перфорацией и супротивной поровостью.

5. Веретеновидной формы с лестничной перфорацией и лестничной поровостью.

Среди заданий открытой формы для самоподготовки магистрантов к занятиям, проведения текущего и рубежного контроля используются задания с кратким ответом или эссе, задания на завершение утверждения, немые рисунки, кейс-задания.

Примеры заданий на завершение утверждения (дисциплина «Экология растений»)

Задание 1

Вставьте пропущенное слово

1............... подразумевает невмешательство (или

минимально возможные возмущения, вызываемые процессом наблюдения) исследователя в природную систему.

2............- это упрощенный образ оригинала, при

котором сознательно огрублены отдельные черты изучаемого объекта или процесса.

3. Совокупность всех факторов, действующих на растения в данном месте, объединяют в понятие

4............. - это первичный комплекс факторов

физико-географической среды.

5. Расстояние между критическими точками показывает степень выносливости организмов по отношению к изменениям данного фактора, или его...................

6....................... эторастения, способные регулиро-

ватьсвой водный режим.

7. Растения с широким диапазоном между оптимальным и максимальным осмотическим давлением клеточного сока получили название..................

8................- это средние формы рельефа (долины,

ущелья, холмы, гряды, овраги, склоны, ложбины, увалы и пр.).

Пример задания с немым рисунком (дисциплина «Учение о биосфере»)

Задание 2

Круговорот какого вещества показан на схеме?

■ Схема круговорота кислорода в природе

Пример кейс-задания (дисциплина «Биология и экология споровых растений»)

Ситуация 1.

Известно, что размножение при помощи спор -самый экономически важный метод в производстве посадочного материала папоротников. Исключение составляют виды, содержащие в спорах хлорофилл - Osmunda, Osmundastrumили виды, прорастание спор которых, проходит в отсутствии света, под землей - Ophioglossum, Во^сЫит, Angiopteris, МагаШа (которые развиваются под землей в течение 7-9 лет). Выращенные из спор растения, в отличиеот полученных при вегетативном размножении, имеют мощные кусты, хорошо развитую корневую систему и более устойчивы.

Для успешности крупномасштабного тиражирования папоротников закрытого грунта вегетативное размножение не может дать большой выход продукции. При споровом размножении с одного экземпляра можно получить до 3200 растений. Как правило, до выхода в продажу проходит от 1-2 до 2-5 лет в зависимости от видоспецифичности.

Причинами, затрудняющими выращивание папоротников из спор, являются следующие: трудность проращивания спор, необходимость поддержания влажной среды, поражаемость плесневыми грибами, узкая экологическая и биологическая приспособленность гаметофитов, сложный уход за ними и молодыми спорофитами.

Задание 1

Предложите разнообразные методы выращивания папоротников из спор с учетом:

а) способов сбора спор и сохранения

б) способов дезинфекции спор

в) разнообразных субстратов для высевания спор

г) экологических условий выращивания гаметофи-тов и спорофитов

Задание 2

Какую информацию о растении (папоротнике) и с помощью какого лабораторного оборудования можно получить, выяснив следующие данные:

А) число спор в спорангии

Б) число спорангиев в сорусе

В) число сорусов на одну вайю

Г) число вай на одном растении

Для проверки сформированности умений и навыков используются разнообразные практические задания.

Примеры практических заданий (дисциплина «Актуальные проблемы анатомии растений»)

Задание 1

Предложите методики изучения проводящих элементов ксилемы у представителей разных систематических групп растений.Составьте морфогенетический ряд этих элементов, проанализировав степень их эволюционной продвинутости.

Задание 2

На «немых» препаратах, воспользовавшись световым микроскопом, установите принадлежность типа стелы определенной таксономической группе растений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 3

Решите ситуационную задачу:

При выращивании цитрусовых растений из семян в одном семени может оказаться до 40 зародышей. Какие два клона проростков могут образоваться в этом случае за счет эмбриогенеза и эмбриоидогении?

Задание 4

На гербарных образцах растений разных жизненных форм продемонстрируйте модели побегообразования и их модификации:

а) полурозеточная симподиальная модель с дици-клическими и полициклическими монокарпическими побегами

б) длиннопобеговаясимподиальная модель с моноциклическими монокарпическими побегами

в) розеточная симподиальная модель с полициклическимимонокарпическимипобегами

г) розеточная моноподиальная модель с боковыми моноциклическими монокарпическими побегами

д) длиннопобеговая моноподиальная модель с моноциклическими монокарпическими побегами

е) полурозеточная моноподиальная модель

ж) «безрозеточная» моноподиальная модель с моноциклическими монокарпическими побегами.

Таким образом, в рамках модернизации отечественного образования в соответствии с ФГОС ВО можно использовать с позиций компетентностного подхода широкий спектр комплексных измерителей качества знаний, умений и навыков магистрантов-биологов профиля Ботаника. В качестве таких измерителей заслуженную роль играют тестовые задания. Они позволяют добиться улучшения учебного процесса не только за счет активизации его контролирующей функции, но и усиления организующей, мотивирующей и диагностирующей функций.

Однако следует понимать, что тестовые задания никогда не заменят живую беседу преподавателя со студентом и недолжны быть единственной формой проверки знаний, умений и навыков магистрантов.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Мотовилов О.В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 38-45.

2. ЕфремоваН.Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие / Н.Ф. Ефремова. М.: Университетская книга; Логос, 2007. 386 с.

3. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний / В.С. Аванесов. М.: 1994. 135 с.

4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов / П. Клайн. Киев, 1994. 238 с.

5. ЧелышковаМ.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова. Логос, 2002. 431 с.

6. ДятловаК.Д. Тестовые задания по биологии: составление, атрибутирование, анализ качества: монография. Н. Новгород: НГСХА, 2006. 196 с.

References

1. Motovilov O.V. Problems of training in the magistracy // Higher education in Russia. 2016. № 2 (198). Pp. 38-45.

2. EfremovaN.F. Test control in education: textbook / N.F. Efremova.M .: University book; Logos, 2007. 386 p.

3. Avanesov VS. Scientific problems of test control of knowledge / V.S. Avanesov.M .: 1994. 135 p.

4. Kline P. Test Design Guide / P. Kline. Kiev, 1994.238 p.

5. ChelyshkovaM.B. Theory and practice of constructing pedagogical tests / M.B. Chelyshkova.Logos, 2002.431 p.

6. DyatlovaK.D. Biology tests: compilation, attribution, quality analysis: monograph / K.D. Dyatlova. N. Novgorod: NSHA, 2006. 196 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.