Научная статья на тему 'Образование и инновации: анализ теоретических положении о реализации технологического подхода в организации образовательного процесса и формировании предпринимательских компетенций обучающихся'

Образование и инновации: анализ теоретических положении о реализации технологического подхода в организации образовательного процесса и формировании предпринимательских компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / THE TECHNOLOGY AND THE CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE FORMATION OF ENTERPRISE COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE INTERACTION OF EDUCATION / SCIENCE AND PRODUCTION / TECHNOLOGICAL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гедулянова Н.С., Беляков Н.Б.

В статье авторами проведен анализ теоретических положений о реализации технологического подхода в организации образовательного процесса. Предлагаются пути решения проблем формирования предпринимательских компетенций обучающихся и механизмы взаимодействия образования, науки и производства, позволяющие образовательным и научным организациям трансформировать внутреннюю среду в благоприятную для создания наукоемких бизнес-процессов, обеспечивая при этом систематическое появление бизнеспроектов на базе инициативных исследований. Магистратура, базовые кафедры, совместные лаборатории, научно-образовательные центры, целевая контрактная подготовка рассматриваются в качестве технологии формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гедулянова Н.С., Беляков Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION AND THE INNOVATIONS: ANALYSIS OF THEORETICAL PROVISIONS ON THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGICAL APPROACH IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF THE STUDENTS

The article in the article, the authors analyzed the theoretical provisions on the implementation of the technological approach in the organization of the educational process. The ways of solving the problems of forming entrepreneurial competencies of students and mechanisms of interaction of education, science and production are proposed, which allow educational and scientific organizations to transform the internal environment into a favorable one for creating knowledgeintensive business processes, while ensuring the systematic emergence of business projects based on initiative research. The master structure, basic departments, joint laboratories, scientific and educational centers, the aimed contract training are considered as a technology for forming entrepreneurial competencies of students in the interaction of education, science and production.

Текст научной работы на тему «Образование и инновации: анализ теоретических положении о реализации технологического подхода в организации образовательного процесса и формировании предпринимательских компетенций обучающихся»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 33.331 ГЕДУЛЯНОВА Н.С.

доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, профессор АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет» E-mail: lambrador2@gmail.com БЕЛЯКОВ Н.Б.

научный сотрудник ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии» E-mail:bnv@ugsn.tomsk.ru

UDC 33.331 GEDULYANOVA N. S.

Chief researcher FKU NII FSIN of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor of the Moscow university of

law and management E-mail: lambrador2@gmail.com BELYAKOVN. V.

Researcher, All-Russian Research Institute of Phytopathology

E-mail: bnv@ugsn.tomsk.ru

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ О РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

THE EDUCATION AND THE INNOVATIONS: ANALYSIS OF THEORETICAL PROVISIONS ON THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGICAL APPROACH IN THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF THE STUDENTS

В статье авторами проведен анализ теоретических положений о реализации технологического подхода в организации образовательного процесса. Предлагаются пути решения проблем формирования предпринимательских компетенций обучающихся и механизмы взаимодействия образования, науки и производства, позволяющие образовательным и научным организациям трансформировать внутреннюю среду в благоприятную для создания наукоемких бизнес-процессов, обеспечивая при этом систематическое появление бизнес-проектов на базе инициативных исследований. Магистратура, базовые кафедры, совместные лаборатории, научно-образовательные центры, целевая контрактная подготовка рассматриваются в качестве технологии формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства.

Ключевые слова: технология и условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства, технологическое предпринимательство.

The article in the article, the authors analyzed the theoretical provisions on the implementation of the technological approach in the organization of the educational process. The ways of solving the problems of forming entrepreneurial competencies of students and mechanisms of interaction of education, science and production are proposed, which allow educational and scientific organizations to transform the internal environment into a favorable one for creating knowledgeintensive business processes, while ensuring the systematic emergence of business projects based on initiative research. The master structure, basic departments, joint laboratories, scientific and educational centers, the aimed contract training are considered as a technology for forming entrepreneurial competencies of students in the interaction of education, science and production.

Keywords: the technology and the conditions for the formation of the formation of enterprise competencies of students in the interaction of education, science and production, technological enterprise.

Введение

Публикация подготовлена в рамках реализации проекта «Механизмы

и условия формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства» (далее - Проект), при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса А-Конкурс проектов 2018 года, договор № 18-013-00845\18 о предоставлении гранта победителю конкурса и реализации научного проекта.

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и осуществления прорывного социально-экономического развития Российской Федерации, создания условий и возможностей самореализации и раскрытия таланта обучающихся и молодых ученых, научно-технологического развития Российской Федерации и создания эффективной системы наращивания и реализации больших вызовов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом

© Гедулянова Н.С., Беляков Н.Б. © Gedulyanova N. S., Belyakov N. V.

Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, создания механизмов, обеспечивающих гармонизацию научной, научно-технической, экономической готовности образовательных и научных организаций к ключевым вызовам Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р необходима непрерывная трансформация образовательной среды ВУЗа в научную среду для успешной социализации выпускников и создания наукоемких бизнес-процессов.

Разработанный в рамках Проекта План мероприятий формирования предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых на основе интеграции и взаимодействия университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики (далее - План мероприятий), сформирован с учетом протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 25 мая 2017 г. № 2 и Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию студенческого технологического предпринимательства на 2018-2021 годы, разработанного Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, охватывает комплекс научно-обоснованных предложений по реализации их на площадках образовательных и научных организаций.

План мероприятий состоит из модулей и определяет пути и способы обеспечения формирования предпринимательских компетенций обучающихся и роста успешных коммерциализированных разработок, полученных в процессе научного исследования выпускников ВУЗа в долгосрочной перспективе до 2020 года.

Ключевой особенностью формирования предпринимательских компетенций является сочетание «инициативного» подхода к научным исследованиям, который превалирует в вузовском и академическом секторе науки, и «заказных» задач от предприятий реального сектора экономики (крупных, средних и малых) или рыночных вызовов.

Целью Плана мероприятий является инициирование междисциплинарных прикладных проектов, обучающихся ВУЗа и молодых ученых в академическом секторе науки в соответствии с актуальными рыночными и технологическими тенденциями, формируя команды с участием студентов и молодых ученых, а также привлекая к работе над проектами на ранних стадиях предприятия реального сектора экономики.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

создать комплексную систему коммерциализации разработок и реализации бизнес-идей силами студентов ВУЗа и молодых ученых научных учреждений, обеспечивающих рост предпринимательской культуры и компетенций, а также генерацию потока проектов, используя научно-технический потенциал и инновационную инфраструктуру ВУЗа и научных организаций;

отработать механизмы взаимодействия элементов

системы генерации проектов, включая высшие учебные заведения, научные учреждения, инновационные территориальные кластеры и предприятия реального сектора экономики;

создать нес-сообщества (например, студентов магистрантов) для совместной научной работы в лабораториях.

Для развития системы мотивации ВУЗ и научные организации должны создать платформы и сформировать среду для общения с коллегами-экспертами, с представителями бизнес-сообщества, которые стимулируют рост инновационной активности студентов и молодых ученых.

Реализация сетевых форм исследований позволит работать в поле не отдельных исследований, а «технологических платформ», объединяя кадровые, материальные и интеллектуальные ресурсы различных учреждений.

Таким образом, традиционное инициирование части исследований среди студентов ВУЗа и молодых ученых в академическом секторе науки будет происходить с оценкой потенциальных возможностей коммерциализации проекта.

Оптимальной площадкой для реализации Плана мероприятий предполагается ВУЗ - научная организации или научный центр [4, с.86-91; 5, с. 59-62; 6, с. 76-82; 7, с. 118-126]. План мероприятий отражает поэтапный подход работы со студентами и молодыми учеными, который дает гибкую возможность самоопределения, то есть на каждом этапе у студента есть возможность решить: двигаться дальше по дороге технологического предпринимательства или делать традиционную научную карьеру. Такой тип процесса обучения характерен для традиционных ВУЗов, научных организаций нацеленных на подготовку кадров для фундаментальной науки.

В качестве технологии формирования предпринимательских компетенций обучающихся, в том числе и для развития технологического предпринимательства, использованы традиционные пути взаимодействия (магистратура, базовые кафедры, совместные лаборатории, научно-образовательные центры, целевая контрактная подготовка). План предусматривает проведение обучающих мероприятий: междисциплинарные «хакатоны», деловые игры, мозговые штурмы, форсайты, с участием, с одной стороны - студентов, магистрантов, аспирантов и молодых сотрудников научных организаций, с другой - бизнес-специалистов, представителей предприятий промышленности.

Реализация вышеуказанных механизмов позволит на базе ВУЗа сформировать темы исследований проектов, инициировать междисциплинарные прикладные проекты в соответствии с актуальными рыночными и технологическими трендами, формируя команды с участием студентов и молодых ученых, а также привлекая к работе над проектами на ранних фазах предприятия реального сектора экономики [8, с.51-58; 9, с. 319-323; 10, 11, Москва, 2007].

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Ключевые показатели критериев оценки эффективности проектов, направленных на формирование предпринимательских компетенций обучающих являются следующие:

- количество созданных и реализованных «заказных» проектов от предприятий реального сектора экономики;

- вовлеченность в создание и реализацию проектов (созданные рабочие места, прохождение практик);

- средние инвестиции в один проект;

- количество команд-резидентов на площадках ВУЗа, число прошедших обучение по образовательным программам;

- количество проектных команд.

Результаты

Проведение опроса выпускников бакалавров и магистров по экономическим и техническим направлениям подготовки выявило ряд существующих проблем в реализации научных проектов.

Проблема 1. Одним из ключевых ограничений развития проектного движения обучающихся ВУЗа является «оторванность» учебного и научного процесса от проектно-ориентированной деятельности. Студенческая научная работа, как правило, выполняется в рамках уже существующих и одобренных тематик научных лабораторий, ее результаты становятся частью дипломных и магистерских работ или кандидатских диссертаций и публикаций, которые проводятся по ранее одобренным тематикам, уже реализуемым ВУЗом [12, с. 100; 13, с. 116-120; 14, с. 43]. Таким образом «научная среда» воспроизводит сама себя, с трудом поддается трансформации в «предпринимательскую» модель развития и ограничивает возможности самоопределения молодых специалистов.

Проблема 2. Дефицит доверия между исследователями и предпринимателями, который является результатом диаметрально противоположных подходов к деятельности: наука является процессно-ориентированной, предприниматель - ориентирован на результат. Поэтому предприниматели оценивают предлагаемые результаты или исследования как не актуальные, требующие серьезной доработки («сырые»), дорогие, ненадежные, с реализацией которых связаны высокие риски невозврата вложений. В свою очередь исследователи указывают на отсутствие интереса к имеющимся разработкам (результатам), попытку занизить стоимость работ, введение избыточных требований и ограничений (требования сверх имеющихся компетенций и знаний), упрощение стоящей задачи или постановка нерешаемой (силами научного коллектива) задачи, низкую исследовательскую ответственность.

Проблема 3. Отдельной проблемой является то, что современные технологические проекты являются муль-тидисциплинарными и требуют нахождения многих решений в различных областях наук и дальнейшей их увязки в конкретный продукт или технологию.

Проблема 4. Сложностью реализации проекта является восприятие предпринимательским сообществом

объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет государственных средств, высокорисковыми активами: очень малый объем правоприменительной практики по оценке, отчуждению и вовлечению в хозяйственный оборот, малый объем сделок (укоренившийся шаблон «если есть доля государства, лучше не связываться»).

Таким образом, предприятия, получившие эти активы в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 02 августа 2009 г. № 217-ФЗ и создаваемые для вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, являются, как правило, непривлекательным объектом для частных инвестиций.

Для преодоления барьеров при реализации проектов по теме Проекта, авторы предлагают решения выявленных проблем.

Решение проблемы №1 - программа «Подготовка молодого специалиста».

Обучаясь в ВУЗе молодой, специалист должен иметь возможность выбрать путь самореализации: как специалист - практик, как научный сотрудник или как технологический предприниматель. Мы предлагаем поэтапный подход работы со студентами, который дает гибкую возможность самоопределения, т.е. на каждом этапе у студента есть возможность решить: двигаться дальше по дороге технологического предпринимательства или делать традиционную научную карьеру. Такая «этапность» принципиальна для традиционных ВУЗов, «заточенных» на подготовку кадров для прикладной и фундаментальной науки.

Этап 1. Прединкубационный: подготовка базовых компетенций (на этапе обучения в ВУЗе).

На первых курсах обучения студенты прослушивают спецкурсы, посвященные Дорожным картам. Основной задачей курса должно являться системное видение студентами места отдельных изучаемых дисциплин и научных проблем в структуре развития глобальных технологических трендов. Еще одной важной составляющей образовательных программ будет «Управление научным проектом». В рамках курса даются азы проектного управления, введение в методологию научных проектов, определения научных показателей и рейтингов, планирование и управление ресурсами, работы с источниками информации, привлечения финансирования научных исследований и коммерциализации, и др. К преподаванию данных модулей должны быть привлечены отраслевые эксперты, руководители проектов в указанных сферах.

Таким образом, в рамках первого этапа студентам будет дан необходимый набор компетенций и навыков для планирования и выполнения практико-ориентированных исследований в рамках, определен-

ных государством глобальных вызовов и задач.

Этап 2. Посевной: формирование проекта/команды (магистратура).

На этапе подготовки специалиста в магистратуре традиционно происходит научное определение: выбор студентом кафедры/лаборатории, закрепление за научным руководителем и определение тематики научной работы.

Для тех студентов, которые хотят реализовать карьеру технологического предпринимателя обязательным условием является согласование тематики научной работы экспертным советом. Задачами экспертного сообщества является оценка предлагаемых магистерских работ с точки зрения их соответствия Дорожным картам и их возможного коммерческого потенциала. После одобрения тематики магистерских работ они будут включены в научный план лаборатории/кафедры ВУЗа или научной организации. Менторское сопровождение дипломных работ и их ресурсное обеспечение будет организовано на базе ВУЗа.

Выполнение магистерских работ будет сопровождаться мониторингом: один раз в квартал студент представляет отчет о ходе работы Экспертному Совету, например Центра трансфера технологий для выработки рекомендаций, как по научной, так и по коммерческой составляющей своей работы, возможной коррекции плана выполнения работ. Защита магистерской работы проходит в 2 этапа: научная часть работы оформляется и защищается в соответствии со стандартными требованиями ВУЗа перед государственной экзаменационной комиссией, а его коммерческая составляющая - в рамках акселерационной программы: СТАРТ (этап 3).

Этап 3. Акселерационный: оформление проекта (выпускники университета, молодые ученые).

Одновременно с защитой дипломной работы выпускник, прошедший обучение по формированию предпринимательских компетенций и созданию кампании, должен подать заявку на участие в акселерационной программе «Бизнес-ускоритель А: СТАРТ» - эффективный и практически ориентированный на создание новых бизнес-проектов. В рамках программы бизнес-ускорителя проходит апробация коммерческой части проекта и окончательное формирование бизнес-модели, дорожной карты проекта и команды. Акселерационные программы дают возможность «вышедшим» из стен ВУЗа командам наработать связи с действующей в регионе инновационной инфраструктурой, привлечь потенциальных партнеров и инвесторов, проявить себя в конкурсном соревновании наряду с другими командами.

Как правило, лучшие проекты региональных акселераторов автоматически попадают в федеральную акселерационную программу РВК Generations, - федеральный акселератор технологических стартапов, в ходе которого лучшие проекты, отобранные по результатам многоступенчатой экспертизы, получают интенсивное развитие и широкие возможности по привлечению инвестиций. Таким образом, происходит органическая увязка всех участников от сформированности пред-

принимательских компетенций до поддержки развития технологического предпринимательства. Проекты студентов проходят логичный путь «От формирования предпринимательских компетенций до создания высокотехнологичной кампании».

Решение проблемы № 2 - Инжиниринговый центр или технопарк при ВУЗе.

Ключевая задача центра, созданного в ВУЗе - стать квалифицированным посредником между образовательным, научным и бизнес-соообществом. К участию в работе центра привлекаются частные технологические компании, имеющие успешный опыт реализации прикладных исследовательских проектов. Основными задачи центра являются:

- развитие «точек входа» для работы со средним и крупным бизнесом, отраслевыми объединениями и ассоциациями;

- подготовка инфраструктуры для реализации прикладных научно-исследовательских проектов;

- реализация краткосрочных научно-инженерных исследований - «заказные НИОКР»;

- создание коммуникативной площадки для проведения мероприятий, обсуждение перспективных научно-технологических направлений и рынков, генерация совместных мультидисциплинарных проектов, менторское сопровождение молодежных проектов.

В соответствии с Планом мероприятий предлагаемого проекта выпускники завершают фазу формирования проекта в Инжиниринговом центре или технопарке: завершение исследований, создание опытного образца, формирование качественного пакета интеллектуальной собственности, поиск и заключение договоров с бизнес-партнерами и инвесторами.

Развитие прикладных НИР, молодежных проектов и долгосрочных исследовательских программ будет реализовываться путем создания совместных лабораторий с научными учреждениями и бизнес-партнерами. Ключевой особенностью инновационных форм станет адаптивный подход к организации совместных лабораторий, реализуемый на принципах «бизнес-инкубирования»: есть ограниченный период времени, в течение которого совместная лаборатория должна развить прикладные научно-инженерные проекты, заключить соглашения с бизнес-сообществом и достигнуть запланированных ключевых показателей эффективности [15, Махачкала, 2000].

Решение проблемы № 3 - трансфер результатов научной деятельности в реальный сектор экономики.

Согласно описанному выше функционалу Инжиниринговый центр или технопарк ВУЗ, научной организации или научного центра, берет на себя роль высококвалифицированного посредника, в том числе по «доупаковке» сырых результатов научных исследований в коммерциализуемые технологии или продуктовые линейки. Инициаторы проекта «доводят» до окончательной фазы научные исследования обучающихся, включая:

получение опытного образца продукта;

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

испытания опытного образца продукта в соответствии со стандартами отрасли;

разработка соответствующей технической документации.

Обсуждение и заключение

Прохождение этих шагов требует в первую очередь исследовательской, лабораторной и опытно-промышленной инфраструктуры, которая будет обеспечена в рамках инновационных форм ВУЗа, научной организации или научного центра. Таким образом, исходные результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках научных исследований выпускников ВУЗа, передаются в Инжиниринговый центр или технопарк на условиях лицензионного соглашения и там происходит формирование качественного коммер-циализуемого пакета в том виде, который необходим для бизнес-партнера или дальнейшей коммерциализации. Проекты, прошедшие тщательную подготовку будут

иметь коммерческие перспективы, в них уже будут привлечены ресурсы, предоставляемые акселерационными программами. Своевременный мониторинг и тщательное оформление интеллектуальной собственности даст шанс компаниям капитализироваться, в том числе по пути лицензирования интеллектуальной собственности на мировой арене.

Таким образом, формирование предпринимательских компетенций обучающихся ВУЗа и молодых ученых научных организаций при взаимодействии образования, науки и предприятий, действующих в реальном секторе экономики позволит трансформировать внутреннюю среду образовательных и научных организаций в благоприятную среду для создания наукоемких бизнес-процессов, обеспечивая при этом систематическое появление бизнес-проектов на базе инициативных исследований.

Библиографический список

1. ГедуляноваН.С., Гедулянов М.Т. Планирование мероприятий («Дорожная карта») по реализации проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов» на площадках Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1(78). С. 212-223.

2. Гедулянов М.Т. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и качество жизни // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3(76). С. 194-199.

3. ГедуляноваН.С., Гедулянов М.Т. Правовые аспекты в профессиональной деятельности врача стоматолога // Вестник московского финансово-юридического университета. 2017. № 1. С. 169 - 175.

4. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Создание института наставничества в медицинских организациях / в сборнике: современные образовательные ценности и обновление содержания образования, сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 86-91.

5. ГедуляноваН.С. Проблемы правового регулирования проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении практик в вузе // Педагогическое образование и наука. 2015. № 4. С. 59-62.

6. Образцов П.И. Сущность и содержание понятия «технология обучения»: современная интерпретация // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 3. С. 76-82.

7. Печерская Э.П. Компетентностно-ориентированный подход как основа трансформации образовательной модели // Интеграция образования. 2002. № 4. С.118-126.

8. Ревин И.А., Цыбулевская Д.Л. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. С. 51-58.

9. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее // // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3(33). С. 319-323.

10. Мурадова Н.С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования / диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007.

11. Мурадова Н. С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования / автореферат диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007.

12. Мурадова Н. С. Семья и школа как факторы, способствующие формированию социально-экономической активности сельских школьников // Образование и общество. 2005. № 2. С. 100.

13. Мурадова Н. С. Совершенствование навыков делового общения у студентов высших учебных заведений как условие модернизации российского образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2003. Т.1 № 3. С. 116-120.

14. Мурадова Н. С. Предпринимателями не рождаются (проблемы совершенствования экономического образования учащихся общеобразовательных школ) // Педагогика. 2001. № 2. С. 43.

15. Мурадова Н. С. Семейный бизнес как фактор формирования предпринимательской активности детей (на материале Республики Дагестан). Махачкала, 2000.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gedulyanova N.S., GedulyanovM.T. Planning activities ("Road Map") for the implementation of the project "Development of students' entrepreneurial competencies" at the sites of Oryol State University named after I.S. Turgenev // Uchenye zapiski Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2018. No. 1 (78). Pp. 212-223.

2. Gedulyanov M.T. Study of the influence of environmental factors on human health and quality of life // Scientific Notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2017. No. 3 (76). Pp. 194-199.

3. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Legal aspects of the professional activity of the dentist // Bulletin of the Moscow Financial and Law University. 2017. No 1. Pp. 169 - 175.

4. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Creation of the institute of mentoring in medical organizations / in the collection: modern educational values and updating the content of education, a collection of scientific papers based on the materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2016. Pp. 86-91.

5. 5. Gedulyanova N.S. Problems of legal regulation of the control (supervisory) activities in relation to practices in high school // Pedagogical

education and science. 2015. No. 4. Pp. 59-62.

6. Specimens PI The essence and content of the concept of «technology of learning»: a modern interpretation // News of Tula State University. Pedagogy. 2016. No. 3. P. 76-82.

7. Pecher.skE.P. Competence-oriented approach as a basis for the transformation of the educational model. Integration of Education. 2002. No. 4. P. 118-126.

8. Revin I.A., TsybulevskayaD.L. Development of entrepreneurial competencies students of a technical college // Modern problems of science and education. 2015. No 2-1. P. 51-58.

9. Muradova N.S. NIRS - an investment in the future // Uchenye zapiski Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2009. No 3 (33). P. 319-323.

10. Muradova N.S. Formation of the socio-economic culture of the teacher in the system of continuous pedagogical education / dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2007.

11. Muradova N.S. Formation of the socio-economic culture of the teacher in the system of continuous pedagogical education / dissertation dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 2007.

12. Muradova N.S. Family and school as factors contributing to the formation of socio-economic activity of rural schoolchildren // Education and society. 2005. No. 2. Pp. 100.

13. Muradova N.S. Improving business communication skills students of higher educational institutions as a condition for the modernization of Russian education // Psycho-pedagogical journal Gaudeamus. 2003. T.1/ No 3. Pp. 116-120.

14. Muradova N.S. Entrepreneurs are not born (problems of improving the economic education of students of secondary schools) // Pedagogy. 2001. No. 2. Pp. 43.

15. Muradova N.S. Family business as a factor in the formation of children's entrepreneurial activity (on the basis of the Republic of Dagestan). Makhachkala. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.