Научная статья на тему 'Интеграция образования, науки и производства как условие формирования предпринимательских компетенций обучающихся: проблемы и решения'

Интеграция образования, науки и производства как условие формирования предпринимательских компетенций обучающихся: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА / ФОРМИ-РОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ / ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ / ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гедулянова Н. С., Гедулянов М. Т.

В статье анализируются теоретико-методологические основания интеграции образования, науки и производства. Выявлены сущность, зако-номерности, принципы, особенности и факторы интеграционных процессов в образовании, создающих единое образовательное пространство для фор-мирования предпринимательских компетенций обучающихся. Вариативные формы инновационной деятельности выполняют роль структурообразующих элементов инновационных систем развития образования (система «кол-ледж вуз»), науки и производства, трансформируют внутреннюю среду образовательной и научной организации в благоприятную для создания наукоемких бизнес-процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гедулянова Н. С., Гедулянов М. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция образования, науки и производства как условие формирования предпринимательских компетенций обучающихся: проблемы и решения»

УДК 33.331.34

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ*

Н.С. Гедулянова, М.Т. Гедулянов

Аннотация. В статье анализируются теоретико-методологические основания интеграции образования, науки и производства. Выявлены сущность, закономерности, принципы, особенности и факторы интеграционных процессов в образовании, создающих единое образовательное пространство для формирования предпринимательских компетенций обучающихся. Вариативные формы инновационной деятельности выполняют роль структурообразующих элементов инновационных систем развития образования (система «колледж - вуз»), науки и производства, трансформируют внутреннюю среду образовательной и научной организации в благоприятную для создания наукоемких бизнес-процессов.

Ключевые слова: интеграция образования, науки и производства, формирование предпринимательских компетенций обучающихся, закономерности и принципы, факторы и особенности интеграции, формы инновационной деятельности.

THE INTEGRATION OF EDUCATION, SCIENCE AND PRODUCTION AS A CONDITION OF THE FORMATION OF THE OWNER'S COMPETENCIES OF THE STUDENTS: PROBLEMS AND DECISION'S

N.S. Gedulyanova, M.T. Gedulyanov

Abstract. The article analyzes theoretical and methodological grounds for integrating education, science and production. The essence, regularities, principles, features and factors of integration processes in education, creating a single educational space for the formation of owner's competencies of students

*Публикация подготовлена в рамках реализации проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства», при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса А-Конкурс проектов 2018 г., договор № 18-013-00845\18 о предоставлении гранта победителю конкурса и реализации научного проекта.

are revealed. Different forms of innovative activity fulfill the role of structure-forming elements of innovative systems of education (college-university), science and production. They transform the internal environment of the educational and scientific organization into a favourable one for creating knowledge-intensive business processes.

Keywords: the integration of education, science and production, the formation of the owner's competencies of the students, regularities, principles, factors and features of integration, forms of innovation.

Выявим теоретико-методологические основания интеграции образования, науки и производства: сущность, закономерности интеграционных процессов в образовании, создающих единое образовательное пространство для формирования предпринимательских компетенций обучающихся.

К закономерностям интеграции образования, науки и производства относятся: эффективность интеграции, которая повышается при условии роста ее структурно-функциональных составляющих; высокий уровень качества подготовки специалистов, который достигается при условии выполнения требований субъектов инте-гративного взаимодействия образования, науки и производства; продуктивность интеграции, которая достигается при условии качества взаимоотношений образовательных, научных учреждений и производства; конкурентоспособность будущих специалистов и ориентированность их на практическую работу в отрасли, которая обеспечивается при условии включения интеграции образования, науки и производства в содержание непрерывной подготовки обучающихся в системе «колледж - вуз» [1, с. 169-175].

Принципами интеграции образования, науки и производства являются [2, с. 194-199]: проблемно-тематическая и целевая интеграция содержания учебных дисциплин, построенная на современных достижениях науки и производства; стандартизация и вариативность, фундаментализация и практическая ориентация содержания образования; личностно-ролевая организация образовательного процесса в системе «колледж - вуз»; непрерывность образования; ориентация системы «колледж - вуз - наука - производство» на формирование ключевых предпринимательских компетенций будущих специалистов.

Интеграционные процессы в образовании способствуют формированию единого образовательного пространства колледжа

и вуза с наукой и производством [3, с. 158-163]. На практике формирование образовательного пространства колледжа и вуза с наукой и производством может осуществляться на основе объединения информационных пространств колледжа - вуза - науки - производства; формирования новых форм инновационной деятельности; переноса (трансфера) и продуктивного использования представлений, идей, принципов, знаний, методов и технологий из одних областей в другие. Интеграция системы «образование - наука - производство» определяет развитие различных форм взаимодействий [4, с. 86-91]. Управление развитием интеграционных процессов достигается посредством продуктивного взаимодействия всех заинтересованных структур: колледжа, вуза, научного учреждения, социальных партнеров, федеральных и региональных органов исполнительной власти. Развитие интеграционных процессов предполагает: организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями работодателей к квалификации выпускников; сертификацию квалификационных характеристик выпускников с участием социальных партнеров от производства; оценку качества подготовки специалистов независимыми экспертными комиссиями по тестам, составленным совместно с работодателями; внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий на основе компетентностного подхода; организацию практики студентов на современном оборудовании в условиях производства; вариативные формы инновационной деятельности [5, с. 205-210].

Широко распространенными организационными формами инновационной деятельности являются технопарки; технополисы; ассоциации; индустриальные парки; стратегические альянсы; инкубаторы новых технологий; инновационно-технологические центры; ресурсные центры; инновационно-промышленные комплексы, созданные при участии вузов, центров лицензирования и сертификации, лизинга и маркетинга; научно-образовательные комплексы; многоуровневые модели информационных комплексов с учетом особенностей взаимодействия образования, науки и производства; опорные университеты.

Технопарки и бизнес-инкубаторы - это одни из возможных форм поддержки предпринимательства и платформа для развития предпринимательских компетенций будущих специалистов и мо-

лодых ученых [6, с. 249-253]. В состав технопарков обычно входят бизнес-инкубаторы - места, где размещаются инновационные компании, также в технопарках обычно присутствует производственная зона / производственные мощности, лаборатории, станочные парки.

Индустриальный парк - это более крупная площадка, в которой уже имеются все необходимые инженерные коммуникации, поэтому не требуется отдельно платить за подключение, к примеру, электроэнергии. Индустриальные парки обычно не специализируются на стартапах, сюда приходят люди, которые знают, что и как делать, но им нужна производственная площадка [7, с. 118-127]. Индустриальный парк - это производство. Его особенностью является то, что индустриальный парк должен находиться в черте города, - это позволяет экономить время сотрудников.

Технополис включает в себя все вышеописанные структуры: бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные парки, а также иную необходимую социальную инфраструктуру.

Вышеуказанные вариативные формы инновационной деятельности играют роль структурообразующих элементов инновационных систем развития образования «колледж - вуз - научные учреждения - производства» [8, с. 32-36]. Характерным феноменом высшего образования является создание и развитие опорных университетов, включающих колледж - как структурное подразделение. В основе опорных вузов лежит инновационное ассоциативное многомерное взаимодействие субъектов образования, науки и производства единой отраслевой направленности, ориентированное на поддержку развития субъекта РФ [9, с. 41-44].

Реализация интеграции образования, науки и производства в рамках опорных вузов обеспечивается: масштабностью современных технологических и экономических возможностей России, достижением стратегических ориентиров, национальными достижениями в сфере академической и отраслевой образования, науки, промышленности и бизнеса [10, с. 46-49]. По оценкам ЮНЕСКО, активное развитие корпоративного образования связано с возрастанием роли интеллектуального капитала в современных компаниях, поэтому современный опорный вуз - это вуз, окруженный учебно-научными кластерами, создаваемыми совместно с ведущими региональными и российскими кампаниями.

В целом необходимо отметить, что развитие интеграции образования, науки, производства и вариативные формы инновационной деятельности способствуют формированию предпринимательских компетенций обучающихся и обеспечивают [11, с. 137-140]: во-первых, развитие системы постоянного взаимодействия между работодателями и образовательным сообществом с целью организации мониторинга регионального рынка труда и образовательных услуг, рационального заполнения профессиональных ниш на рынке труда; во-вторых, формирование обобщенного интеллектуально-творческого пространства жизнедеятельности системы «колледж - вуз»; в-третьих, функционирование механизмов, стимулирующих работодателей инвестировать в образовательные и научные учреждения, обеспечивающих интеграцию образования, науки и производства, распространяющих позитивный опыт участия работодателей в финансировании и управлении научными учреждениями, учреждениями профессионального и высшего образования [12, с. 337-340].

Изучение данной проблемы в рамках проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства» показывает, что тесные контакты системы образования и действующего производства, реального бизнеса гарантируют выпускникам учреждений профессионального и высшего образования трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста; стимулируют профессиональный рост преподавательского состава образовательных учреждений; обеспечивают учреждениям профессионального и высшего образования гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов, возможность развития учебно-производственной базы, повышения уровня и диверсификации предоставляемого образования, уровня материальной поддержки преподавательского состава и стимулирования его профессионального роста; способствуют формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности, включающей предпринимательские компетенции специалиста; а заказчику - возможность на базе научных учреждений, учреждений профессионального и высшего образования готовить высококвалифицированные и конкурентоспособные кадры [13, с. 11-21].

Факторы, наиболее значимые для решения проблем качества подготовки обучающихся в системе «колледж - вуз» и формирования предпринимательских компетенций [14]: развитие у выпускников предпринимательской и проектной культуры; формирование предпринимательских компетенций и профессиональной компетентности выпускников колледжей и вузов; организация непрерывной подготовки и самоподготовки обучающихся в системе «колледж - вуз» к инновационной деятельности, общекультурной подготовки; знаний, умений и навыков инновационной, творческой деятельности; продуктивный учет зарубежного и отечественного опыта подготовки современных специалистов разного профиля; креативный характер профессионального и высшего образования, направленный на развитие предпринимательского мышления; участие вузов и научных учреждений в формировании единого европейского образовательного пространства; научно-методическое обеспечение технологий; организация образования на основе компетентностного подхода; учет достижений национальных систем образования; применение инновационных форм и методов обучения; оптимизация системы управления самостоятельной учебной работы студентов [15, с. 319-323].

Выявленные факторы качества подготовки обучающихся в системе «колледж - вуз» влияют на формирование предпринимательских компетенций и профессиональной деятельности, могут быть предметом исследований многих ученых разных отраслей наук [16, с. 21-29].

Особенностями подготовки будущих специалистов, ориентированных на работу в отрасли, в условиях встроенности, интеграции образования, науки и производства в непрерывный процесс профессиональной подготовки [17, с. 106-108]: синтетическое описание диагностируемых целей и содержания профессиональной подготовки на языке задач, которые должен уметь решать студент колледжа и вуза, прошедший полный цикл обучения; единство традиций и инноваций; преемственность целей разных уровней, обеспечивающих их синтез в целостную систему [18, с. 282-284]; обеспечение деятельности всех субъектов педагогического процесса единой компьютерной поддержкой; учет системогенетических закономерностей, при которых учебно-научно-производственная информация, получаемая по окончании цикла обучения, преобразуется

в управляющую для последующего цикла обучения более высокого уровня; организация регламентированной системы производственной деятельности и обучения студентов знаниям производства, умениям и навыкам предпринимательской и профессиональной деятельности по избранной специальности на базовых предприятиях [19, с. 48-58]; активное использование электронных учебных материалов; проведение «квазинепрерывного» мониторинга эффективности самоподготовки, самообучения и саморазвития будущих специалистов [20, с. 116-120].

Рассмотренные выше теоретико-методологические основания интеграции образования, науки и производства для формирования предпринимательских компетенций обучающихся в системе «колледж - вуз» позволят образовательным и научным организациям трансформировать внутреннюю среды образовательной и научной организации в благоприятную для создания наукоемких бизнес-процессов, обеспечивая при этом систематическое появление бизнес-проектов на базе инициативных исследований.

Библиографический список

1. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Правовое аспекты в профессиональной деятельности врача стоматолога // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2017. № 1.

2. Гедулянов М.Т. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и качество жизни // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3(76).

3. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. № 1 (17).

4. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Создание института наставничества в медицинских организациях // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования, сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. 2016.

5. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2 (71).

6. Гедулянов М.Т. Готовность врача стоматолога к коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4 (73).

7. Гедулянова Н.С., Митяева А.М., Гедулянов М.Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза // Эко-потенциал. 2016. № 3 (15).

8. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016. № 3 (98).

9. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям // Эко-потенциал. 2015. № 4 (12).

10. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3 (11).

11. Гедулянова Н.С. Регулирование отношений в образовательной организации в части вопросов подготовки практик // Эко-потенциал. 2015. № 3 (11).

12. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4.

13. Гедулянова Н.С., Горовая Л.В., Богданович Е.В. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в российской организации // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2 (3).

14. МурадоваН.С. Экономика образовательного учреждения - инвестиции в будущее: монография. Орел, 2009.

15. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3.

16. Мурадова Н.С. Совершенствование социально-экономической подготовки педагога в системе повышения квалификации педагогических кадров // Инновации в образовании. 2007. № 3.

17. Мурадова Н.С. Социально-экономическая подготовка обучающихся в процессе производственного обучения // Научные исследования в образовании. 2007. № 2.

18. Мурадова Н.С. Непрерывное педагогическое образование как условие формирования социально-экономической культуры педагога // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 2.

19. Мурадова Н.С. Правовое регулирование социально-экономической подготовки педагога в системе непрерывного педагогического образования // Право и образование. 2006. № 5.

20. Мурадова Н.С. Совершенствование навыков делового общения у студентов высших учебных заведений как условие модернизации российского образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2003. Т. 1. № 3.

Н.С. Гедулянова

доктор педагогических наук, профессор, советник Федерального агентства научных организаций, профессор Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]

М.Т. Гедулянов

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.