Гедулянова Н. С.
д.п.н., профессор, Орловский государственный университет; советник ФАНО
Максимова М.В.
преподаватель Колледжа современных технологий им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова, Москва
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ, ТЕНДЕНЦИЙ И МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖ-ВУЗ1
Ключевые слова: анализ тенденций и механизмов формирования предпринимательских компетенций обучающихся в системе колледж-вуз.
Keywords: analysis of tendencies and mechanisms offormation of the owner's competencies of students in the college-university system.
В современных условиях предпринимательская деятельность является важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы. В связи с этим современному рынку труда, основанного на традиционной рыночной экономике, нужны компетентные специалисты в сфере управления человеческими и природными ресурсами, имеющие глубокие теоретические знания, а также профессиональные компетенции и опыт их применения на практике.
Современная политика в области среднего профессионального образования и высшего образования Российской Федерации ставит важные задачи - развитие системы предпринимательского образования, обеспечивающей развитие компетентных предпринимателей, способных к продуктивной деловой деятельности на практике [1, с. 212-223; 2, с. 194-199; 3, с. 158-163; 4, с. 86-91; 5, с. 32-36].
Проведенный нами анализ существующих концепций в области предпринимательства с середины XVIII века по начало XXI века (М. Питерса, Р. Кантильона, Р. Хизрича, Ф. Хайека, Р. Кантильона, К. Веспера, Г. Пиншота, Ж. Бодо, А. Хоскинга, Жан Батиста Сэя, А. Смита, Й. Шумпетера, А. Каминки, А. Петражицкого, К. Рендола, П. Друкера, А. Мартинелли, Ф. Воппера, А. Маршалла, И. Мангольда и др.), позволяет сделать вывод об инновационной и новаторской функции предпринимательства, которая базируется на поиске новых достижений и наилучших результатах развития производства и экономики, которые в свою очередь благотворно влияют на политическую и социальную обстановку страны.
В отечественной науке изучением проблемы подготовки предпринимателей занимались С. Булгакова, М. Ту-ган-Барановский и другие ученые-экономисты еще в XIX веке.
По мнению учёных-экономистов, предприниматель - это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело (Ж. Бодо); это человек, действующий в условиях риска (Р. Кантильон); это тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием (Ж. Бодо).
В энциклопедии практической психологии «Психологос» под словосочетанием «предпринимательская компетенция» понимается личное или деловое качество, навык, модель поведения, владение которым помогает успешно решать определенную бизнес-задачу и добиваться высоких результатов».
Вполне правомерно возникает вопрос: многие ли обучающиеся, поступившие в образовательное учреждение обладают такими качествами? Как показывает практика, доля обучающихся, обладающих такими личностными качествами, невелика [6, с. 249-253; 7, с. 118-127; 8, с. 59-62; 9, с. 137-140].
Но это не значит, что предпринимательство - это сфера деятельности избранных, их надо учить и воспитывать: как развивать бизнес; как подбирать персонал, партнёров и строить с ними взаимоотношения; знать ситуацию и потребности рынка; позиции конкурентов; уметь управлять производственными процессами; уметь рассчитывать риски и решать нестандартные задачи.
Развитие указанных компетенций имеет свои уровни: лидерский, сильный, базовый, недостаточный, неудовлетворительный. Каждый уровень характеризуется определенными знаниями, умениями, профессиональными предпринимательскими навыками и конкретными способностями.
В этой связи, целесообразно рассматривать уровни развития предпринимательских компетенций через взаимосвязанные компоненты образовательной деятельности: мотивационный компонент; когнитивный компонент; аксиологический компонент; практико-деятельностный компонент; эмоционально-волевой компонент.
1 Публикация подготовлена в рамках реализации проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства» при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), договор № 18-013-00845\18.
Создание мотивационного компонента в предпринимательском образовании означает установление положительного отношения обучающихся колледжа/вуза к значимой деятельности, когда учебный процесс обеспечивает побуждение к достижению поставленной образовательной цели [10, с. 11-21; 11; 12, с. 319-323; 13; 14, с. 21-29].
Когнитивный компонент в образовательной деятельности позволяет развивать у обучающихся знания и умения на основе освоения специальных междисциплинарных курсов, учебных и производственных практик, участия в бизнес-проектах различного уровня.
Аксиологический компонент - это ценности и ценностные ориентации в образовательной деятельности, мотивы профессиональной деятельности, готовность к действиям и самообразованию, развитие мировоззренческих установок, способность к самооценке результатов учебной и профессиональной деятельности.
Практико-деятельностный компонент в образовательной деятельности позволяет оценить уровень и продуктивность предпринимательских компетенций у обучающихся колледжа/вуза: способность обучающегося использовать полученные знания, умения и навыки при выполнении профессиональных действий; правильность, скорость, качество и осознанность их выполнения (составление бизнес-проектов, программ, решение предпринимательских задач; проведение экономических анализов и т.п.).
Эмоционально-волевой компонент в образовательной деятельности включает в себя проявление эмоциональных и волевых качеств личности обучающегося. Воля и эмоции формируются и существуют в человеке относительно независимо друг от друга, однако в регуляции поведения человека они действуют как целостный механизм. Моральными компонентами воли являются ответственность за порученное дело, направленность на задачу, решительность, смелость, терпеливость, упорство, чувство долга, самопожертвование и др., то есть те качества обучающегося, которые характеризуют его нравственную сформированность.
Многие перечисленные качества обучающегося даны ему от природы, однако, большинство из них формируются и развиваются по мере обучения и приобретения предпринимательского опыта в образовательной деятельности. Для достижения высоких результатов в подготовке предпринимателя, образовательная организация, обучающая бизнесу, должна обладать необходимыми образовательными условиями: преподавательским составом, ресурсами, средствами, опытом, технологиями и традициями предпринимательского образования.
Рисунок 1.
Механизмы формирования профессиональных компетенций специалистов
предпринимательской сферы
Система предпринимательского образования включает в себя сеть образовательных средних профессиональных образовательных учреждений и организаций высшего образования - систему колледж-вуз, региональные учебные, деловые и консультативные центры, способные вести не только обучение кадров, но консультирование предпринимателей; Федеральные государственные образовательные стандарты в области менеджмента, экономики, финансов; профессиональные образовательные программы, учебные планы; различные образовательные структуры, разрабатывающие и реализующие программы подготовки предпринимателей [15, с. 106-108; 16, с. 282-284; 17, с. 48-53; 18, с. 100].
Учитывая, что предпринимательская деятельность является сложным видом жизнедеятельности человека, она нуждается в профессиональной подготовке, которая должна дополняться маркетинговым, коммуникативным, информационным, консультационным обучением на производственных практиках.
На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована разветвленная сеть образовательных организаций, осуществляющих профессиональное обучение предпринимателей (система колледж-вуз): СПбПУ Петра Великого города Санкт-Петербург, Хабаровский ГУЭП, Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, Барнаульский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, Тульский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы, Колледж предпринимательства № 11 - учебное заведение города Москвы, Финансовый колледж № 35 города Москвы и др. - система делового образования, которая является «кузницей» кадров для малого, среднего и крупного бизнеса [19, с. 116-120; 20, с. 43].
Можно выделить основные задачи, которые реализуются в системе колледж-вуз при подготовке предпринимателей для малого, среднего и крупного бизнеса: создание в образовательном процессе эффективных организационно-педагогических условий, применение нового содержания образования, современных методов, форм, технологий - механизмов формирования профессиональных компетенций специалистов предпринимательской сферы (рис. 1).
Список литературы
1. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Планирование мероприятий («Дорожная карта») по реализации проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов» на площадках Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. - № 1(78). - С. 212-223.
2. Гедулянов М. Т. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и качество жизни // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. - № 3 (76). - С. 194-199.
3. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. - № 1 (17). - С. 158-163.
4. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Создание института наставничества в медицинских организациях // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 86-91.
5. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016. - Т. 3, № 98. - С. 32-36.
6. Гедулянов М.Т. Готовность врача стоматолога к коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. - № 4 (73). - С. 249-253.
7. Гедулянова Н.С., Митяева А.М., Гедулянов М.Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза // Эко-потенциал. 2016. - № 3 (15). - С. 118-127.
8. Гедулянова Н.С. Проблемы правового регулирования проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении практик в вузе // Педагогическое образование и наука. 2015. - № 4. - С. 59-62.
9. Гедулянова Н.С. Регулирование отношений в образовательной организации в части вопросов подготовки практик // Эко-потенциал. 2015. - № 3 (11). - С. 137-140.
10. Гедулянова Н.С., Горовая Л.В., Богданович Е.В. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в российской организации // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. - № 2 (3). - С. 11-21.
11. Мурадова Н.С. Экономика образовательного учреждения - инвестиции в будущее: монография / Орловский гос. ун-т. - Орел, 2009.
12. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. - № 3. - С. 319-323.
13. Мурадова Н.С. Формирование социально-экономической культуры педагога в системе непрерывного педагогического образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. - М., 2007.
14. Мурадова Н.С. Совершенствование социально-экономической подготовки педагога в системе повышения квалификации педагогических кадров // Инновации в образовании. 2007. - № 3. - С. 21-29.
15. Мурадова Н.С. Социально-экономическая подготовка обучающихся в процессе производственного обучения // Научные исследования в образовании. 2007. - № 2. - С. 106-108.
16. Мурадова Н.С. Непрерывное педагогическое образование как условие формирования социально-экономической культуры педагога // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. - № 2. - С. 282-284.
17. Мурадова Н.С. Правовое регулирование социально-экономической подготовки педагога в системе непрерывного педагогического образования // Право и образование. 2006. - № 5. - С. 48-53.
18. Мурадова Н.С. Семья и школа как факторы, способствующие формированию социально-экономической активности сельских школьников // Образование и общество. 2005. - № 2. - С.100.
19. Мурадова Н.С. Совершенствование навыков делового общения у студентов высших учебных заведений как условие модернизации российского образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2003. - Т. 1, № 3. - С. 116-120.
20. Мурадова Н.С. Предпринимателями не рождаются (проблемы совершенствования экономического образования учащихся общеобразовательных школ) // Педагогика. 2001. - № 2. - С. 43.