Научная статья на тему 'Технологический подход в формировании предпринимательских компетенций обучающихся'

Технологический подход в формировании предпринимательских компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т.

В статье анализируется реализация технологического подхода в организации образовательного процесса студентов вузов и создание платформы знаний как системы коммерциализации разработок и реализации бизнес-идей силами обучающихся и молодых ученых при поддержке состоявшихся ученых и представителей реального сектора экономики. Разработанная технология направлена на обеспечение развития предпринимательских компетенций, создание благоприятной среды для вовлечения молодого поколения в технологическое предпринимательство, генерацию стабильного потока проектов, поиск заказных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Для решения проблемы авторами предлагается реализовать технологический подход. Это позволит образовательным организациям реализовать стратегические ориентиры и создать возможности для выявления талантливой молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологический подход в формировании предпринимательских компетенций обучающихся»

УДК 33.331.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ*

Н.С. Гедулянова, М.Т. Гедулянов

Аннотация. В статье анализируется реализация технологического подхода в организации образовательного процесса студентов вузов и создание платформы знаний как системы коммерциализации разработок и реализации бизнес-идей силами обучающихся и молодых ученых при поддержке состоявшихся ученых и представителей реального сектора экономики. Разработанная технология направлена на обеспечение развития предпринимательских компетенций, создание благоприятной среды для вовлечения молодого поколения в технологическое предпринимательство, генерацию стабильного потока проектов, поиск заказных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Для решения проблемы авторами предлагается реализовать технологический подход. Это позволит образовательным организациям реализовать стратегические ориентиры и создать возможности для выявления талантливой молодежи.

Ключевые слова: технология, предпринимательские компетенции, талантливая молодежь.

TECHNOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF STUDENTS' ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES

N.S. Gedulyanova, M.T. Gedulyanov

Abstract. The article analyzes the implementation of the technological approach to the organization of the educational process of university students and the creation of a knowledge platform as a system of commercialization of development and implementation of business ideas by students and young scientists with the support of established scientists and representatives of the real economy. The developed technology is aimed at ensuring the development of entrepreneurial competencies, creating a favorable environment for engaging the young generation in technological entrepreneurship, generating a stable flow

*Публикация подготовлена в рамках реализации проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства» (далее - Проект), при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса А-Конкурс проектов 2018 года, договор № 18-013-00845\18 о предоставлении гранта победителю конкурса и реализации научного проекта.

cjb

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

of projects, searching for customized research and development. To solve the problem, the authors propose to implement a technological approach. This will allow educational organizations to implement strategic guidelines and create opportunities to identify talented youth.

Key words: technology, entrepreneurial competence, talented youth.

Создание платформы экономических знаний в профессиональной деятельности для молодежи - это закономерный шаг в формировании нового качества образовательной среды, а также новой культуры и психологии ведения предпринимательской деятельности, необходимой для развития технологического предпринимательства студентов и молодых ученых на базе образовательных и научных организаций.

Основной задачей является создание механизмов, обеспечивающих гармонизацию научной, научно-технической, экономической готовности образовательных организаций к большим вызовам Стратегии научно-технологического развития РФ, утвержденной указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N° 642. Уникальность платформы знаний - в непрерывности формирования предпринимательских компетенций обучающихся всех профилей подготовки, в трансформации образовательной среды вуза в среду для обеспечения доступа к наукоемким образовательным программам студентов, аспирантов и их успешной социализации выпускников [1, с. 212-223]. Платформа знаний агрегирует практики от инновационных экспериментальных площадок вуза до реализации научного проекта с привлечением «якорных» компаний. На Платформе знаний обучающиеся получат не просто знания, но и их практическое применение.

Реализация технологического подхода в формировании предпринимательских компетенций обучающихся позволяет формировать модель специалиста, готового к практической деятельности уже на выходе из высшего учебного заведения [2, с. 194-199; 3, с. 158-163; 4, с. 137-140]. Однако для достижения такого результата необходимо обновить как содержание, так и технологии процесса обучения. Обучение должно быть направлено на формирование тесных связей и зависимостей науки от производства и соответствовать запросам производства, тенденциям общественного развития.

Эта статья намерена расширить литературу в двух основных направлениях.

Во-первых, мы вносим вклад в литературу о высших учебных заведениях, которая рассматривает понятие предпринимательских

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

компетенций в различных контекстах. В частности, стремимся концептуализировать различные конфигурации технологий, проводимых образовательными организациями [7, с. 319-323].

Во-вторых, мы исследуем факторы, которые влияют на актуальность и выбор данной технологии формирования предпринимательских компетенций. Мы исследуем, в какой степени горизонтальная и вертикальная дифференциация имеет значение в технологии и предлагаем теоретическую и эмпирическую оценку стратегического выбора по данному вопросу [8, с. 116-120; 9,].

На сегодняшний день основной тенденцией является интенсификация усилий образования, науки и бизнеса в направлении разработки и введения на рынок инновационных проектов и технологий различной направленности, что играет важную роль в развитии реального сектора экономики. В частности, необходимо дальнейшее внедрение новых продуктов и услуг, обуславливающих переход уже на более совершенный уровень производства. Поэтому, целесообразно вести речь о дальнейшем развитии инновационной направленности не только России в целом, но и ее регионов [10, с. 76-82; 11, с. 311-315].

Министр науки и высшего образования РФ на встрече с молодыми учеными на площадке IV форума молодых ученых под названием «Таланты и перспективные технологии», прошедшего в Томске (2017 г.) подчеркнул важность развития предпринимательства в вузах. По мнению М.М. Котюкова, предпринимательство должно стать частью профессиональной культуры специалистов разных профилей, как неотъемлемого компонента общего развития любого молодого специалиста, усвоения им знаний, формирования компетенций и способности использовать основы экономических знаний в профессиональной деятельности.

При реализации технологического подхода будет реализована комплексная система коммерциализации разработок и реализации бизнес-идей силами молодых специалистов, аспирантов при поддержке состоявшихся ученых и представителей реального сектора экономики, обеспечивающая рост предпринимательской культуры и компетенций, создание благоприятной среды для вовлечения молодого поколения в технологическое предпринимательство, генерацию стабильного потока проектов, поиск заказных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Повышение интереса к выбору профильных направлений обучения среди молодых ученых,

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

студентов и школьников старших классов, привьет навыки командной и проектной работы, создаст условия и мотивацию для развития предпринимательских компетенций.

Слово «метод» почти исчезло из работ ученых, его место больше занимает понятие «технология». По мнению И.Ф. Исаева, «технология (от греческих «еЛпе» - искусство, мастерство, умение; «loqos» - слово, понятие, учение) является совокупностью процессов, методов, правил, средств приемов, применяемых при изготовлении какого-либо продукта в сфере производственной деятельности». Педагогическая технология синонимична педагогической системе, она включает в себя совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса [12, с. 76-82; 5, с. 278-281; 6, с. 151-156].

В настоящее время реализация технологического подхода в организации образовательного процесса рассматривается как один из видов человековедческих технологий и базируется на теориях социальной психологии, управления и менеджмента. В процессе исследования моделей трансфера технологий выявлены традиционные и экспериментальные модели. Традиционные модели ориентированы на основные задачи образовательных организаций, включая услуги обеспечения, получения доходов и поддержку экономического развития организации. Экспериментальные модели включают технологию, подчеркивают исследовательские интересы, важность создания альянсов с крупными исследовательскими компаниями и научными организациями, возможность развивать сотрудничество с иными структурами и радикальные предложения для увеличения конкуренции предлагаемых услуг и продукции.

В ходе исследования выявлено, что образовательные организации могут рассматривать три модели реализации технологии предпринимательских компетенций обучающихся: «внутреннюю», «внешнюю», «смешанную» в зависимости от организационного позиционирования организации. Внутренняя модель - модель, в которой все действия управляются внутренним офисом и направлены на предоставление услуг для исследователей, максимизацию общественного преимущества новых технологий, выступая в качестве генератора доходов для организации. Внешняя модель реализации технологии демонстрирует сильную ориентацию на создание патентованных изобретений, принадлежащих организации и их коммер-

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ческой эксплуатации для получения финансового вознаграждения. Эта модель основана на потоках доходов от продажи патентов; доходов, полученных от спонсируемых исследовательских контрактов. Смешанная модель ориентирована на развитие долгосрочного потенциала на различных уровнях от отдельного ученого до команды творческой молодежи, создания социальных и профессиональных сетей или технологических сообществ. Эти сети создают возможности для научного сотрудничества в рамках инновационных инфраструктур, выявления возможных приложений для научных и технических результатов. Смешанная модель способствует разработки технологий для предприятий с участием молодых ученых и обучающихся.

Целевой компонент технологии включает стратегическую цель - формирование инновационного мышления у специалиста, который может эффективно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями российский и международных стандартов. Стратегическая цель - определить пути и обеспечить условия эффективного формирования предпринимательских компетенций в поле интегрированной профессиональной деятельности, специальное назначение - определять и внедрять контент, формы, методы образования на всех этапах непрерывного образования.

Процедурный компонент - внедряет в практику заранее разработанные модели образовательного процесса. Организационный компонент модели включает в себя шаги обучения от специалистов, магистрантов и аспирантов, включая молодых ученых. Оценочный компонент - включают возможность переноса технологического подхода к различным специальностям и используется в различных нестандартных ситуациях. Оценочный компонент технологии на основе современных образовательных междисциплинарных связей обеспечивают успешную работу и развитие человека в профессиональной сфере, а также способность адаптироваться к новой профессиональной, быстро меняющейся коммерческой среде.

В плане приоритетов в области технологического предпринимательства не позволяют сформировать универсальную модель развития предпринимательских компетенций. Однако имеющиеся технологические инициативы можно встраивать во внутреннюю инфраструктуру вуза с целью создания особой предпринимательской культуры вуза.

Ключевая задача вуза - стать квалифицированным посредником между профессиональным, вузовским и бизнес-сообществом. К уча-

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

стию могут быть привлечены частные технологические кампании, имеющие успешный опыт реализации прикладных исследовательских проектов. Дополнительной мерой на пути к решению данной задачи в вузах может выступить создание школ по востребованным направлениям (например, школы проектирования); образовательных программ на всех курсах специалитета; создание лабораторий, базовых кафедр, научно-образовательных центров; целевая контрактная подготовка; поддержка информационных ресурсов с «историями успеха». Основной целью выступает не попытка создать из студентов вузов бизнесменов, а привлечь представителей бизнес-сообщества к совместной работе в научных лабораториях и на предприятиях.

Помимо вышеуказанных методов, целесообразно проводить также обучающие мероприятия, такие, как междисциплинарные «хакатоны», деловые игры, мозговые штурмы, форсайты, с участием, с одной стороны - студентов, аспирантов и молодых ученых образовательных и научных организаций, с другой - работодателей, предприятий реального сектора экономики.

Таким образом, реализация технологического подхода в формировании предпринимательских компетенций обучающихся позволит образовательным организациям реализовать стратегические ориентиры и создать возможности для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны.

Библиографический список

1. ГедуляноваН.С., ГедуляновМ.Т. Планирование мероприятий («Дорожная карта») по реализации проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов» на площадках Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (78).

2. Гедулянов М.Т. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и качество жизни // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3 (76).

3. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. № 1 (17).

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

4. ГедуляноваН.С. Регулирование отношений в образовательной организации в части вопросов подготовки практик // Эко-потенциал. 2015. № 3 (11).

5. Исаев И.Ф., Исаева Н.И., Маматова С.И. Проектно-ориентированное управление профессиональным развитием личности студента // Технологии системы современного образования: стратегия, концепция, практика: материалы II Международной научно-практической конференции. Старый Оскол, 2017.

6. Исаев И.Ф., Исаева Н.И., Маматова С.И. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессионального развития и саморазвития // Педагогическое образование: вызов XXI в: материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика РАО В.А. Сластёнина: в 2 ч. Рязань, 2017.

7. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3.

8. Мурадова Н.С. Совершенствование навыков делового общения у студентов высших учебных заведений как условие модернизации российского образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2003. Т. 1 № 3.

9. Мурадова Н.С. Семейный бизнес как фактор формирования предпринимательской активности детей (на материале Республики Дагестан): дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2000.

10. ОбразцовП.И. Сущность и содержание понятия «технология обучения»: современная интерпретация // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 3.

11. Образцов П.И. Технология обучения: современная интерпретация в профессиональной педагогике // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4 (73).

12. Образцов П.И. Сущность и содержание понятия «технология обучения»: современная интерпретация // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 3.

Н.С. Гедулянова

доктор педагогических наук, профессор

главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России

Московский финансово-юридический университет МФЮА

E-mail: lambrador2@gmail.com

М.Т. Гедулянов

студент

Московский государственный медико-стоматологический

университет им. А.И. Евдокимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.