УДК 33.331
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ*
Н.С. Гедулянова
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о том, как использовать исследования для регулирования деятельности кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы. Автором предложен комплекс предложений для рассмотрения интеграционных процессов в образовательной среде. Интеграция, с позиций теории систем, рассматривается как состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также как процесс, ведущий к такому сближению. Большое внимание уделяется организации интегрированного образовательного процесса в системе образования, науки и производства, а также его значению для становления личности будущего компетентностного специалиста. Теоретические выводы иллюстрируются комплексом предложений.
Ключевые слова: интеграционные процессы, подготовка кадров, предпринимательские компетенции.
THE STUDY OF INTEGRATION PROCESSES
IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: CURRENT TRENDS
N.S. Gedulyanova
Abstract. The article discusses the question of how to use research to regulate the activities of the staffing system of the penitentiary system. The author has proposed a set of proposals for considering integration processes in the educational environment. Integration, from the point of view of system theory, is considered as a state of connectedness of separate differentiated parts into a whole, and also as a process leading to such convergence. Much attention is paid to the organization of an integrated educational process in the system of education, science and production, as well as its importance for the development of the personality of the future competence specialist. The theoretical conclusions are illustrated by a set of proposals.
Key words: integration processes, training, entrepreneurial competence.
* Публикация подготовлена в рамках реализации проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства», при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса А-Конкурс проектов 2018 года, договор № 18-013-00845\19 о предоставлении гранта победителю конкурса и реализации научного проекта.
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
С каждым десятилетием темп исследований все возрастает, как и роль междисциплинарных исследований. Перестали вызывать удивление коллаборации в науке, составленные из десятков и даже сотен участников. Даже в теоретических науках все чаще исследования выполняются коллективами авторов. Разработанная модель подготовки специалистов на основе интеграции и взаимодействия образовательных и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики, сформирована с учетом протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 25 мая 2017 г. N° 2. Она охватывает комплекс научно-обоснованных предложений по реализации их на площадках образовательных и научных организаций.
Какие ключевые области для образовательной политики следует рассмотреть? Как использовать исследования для регулирования деятельности кадрового обеспечения?
Исследовательский опрос показал, что интеграция образовательных и научных организаций может сыграть важную роль в формировании и развитии предпринимательских компетенций будущих специалистов. Однако культурный сдвиг, вероятно, займет поколение, если не больше [1, с. 212-223; 2, с. 158-163].
Ключевые области для рассмотрения образовательной политики:
1. Разработка прогрессивного подхода к интеграции образования, науки и производства, которые накапливаются на каждой стадии высшего образования. Усилия по разработке механизмов интеграции образования, науки и производства через высшее образование будут наиболее эффективными, если прогрессивным образом организован образовательный процесс, который охватывает все уровни образования, начиная с раннего с изложением основ мышления [3, с. 137-140; 4, с. 319-323].
2. Карьерные пути молодых специалистов и ученых. Молодые специалисты и ученые должны быть поддержаны в вопросах продвижения формирования предпринимательских компетенций. Постоянное профессиональное развитие, программы временной мобильности в системе дополнительного образования для получения опыта работы, привлечение специалистов к разработке новых учебных
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
программ, обмен опытом, мониторинг и оценка информации об успехах исследований и производства в данной области.
3. Устранение пробелов в поддержке проектов молодежи. Деятельность по формированию и развитию механизмов интеграции образования, науки и производства должна сочетаться с поддержкой молодых специалистов, которые мотивированы и способны начать проектную деятельность в ближайшем будущем.
4. В образовательных и научных организациях важно развивать систему наставничества. С помощью наставничества обучающиеся высших учебных заведений посредством планомерной работы получают передачу знаний, навыков и установок от более опытного научного сотрудника научной организации [5, с. 116-120; 6, с. 76-82]; координация образовательной политики. Обеспечение устойчивого ответа на вопрос о том, как эффективно развивать механизмы интеграции образования, науки и производства.
Цель координация образовательной политики состоит в том, чтобы тщательно сбалансировать различные направления - образование, науку, возможность трудоустройства молодых специалистов. Необходим кросс-портфельный подход, предусматривающий сотрудничество в разных министерствах и ведомствах на федеральном и региональном уровне, в образовательных и научных организациях, а также на предприятиях реального сектора экономики, который облегчит координацию и адаптацию деятельности специалистов [7, с. 311-315].
Таким образом, весь процесс ведется одной командой исследователей, которые являются авторами как изначальной, так и итоговой разработки.
Ожидаемые результаты:
- найти точку пересечения спроса на технологии (со стороны инвесторов, реального сектора экономики) и предложения со стороны научных организаций;
- иметь в распоряжении перечень доступных человеческих ресурсов с высоким уровнем сформированности предпринимательских компетенций со стороны образовательных и научных организаций; инфраструктурных - со стороны научных организаций (инжиниринговых центров, технопарков); финансовых со стороны инвесторов и фондов.
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аккумулируя данную информацию, считаем необходимым создание механизма генерации большого числа проектов с учетом интеграции образования, науки и производства, возникших из академической среды [8, с. 278-281].
Моделирование предпринимательских компетенций обучающихся и молодых ученых при взаимодействии образования, науки и производства необходимо для понимания системного управления использованием интеллектуальной собственности и запуска наукоемкого бизнеса.
Условиями формирования предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и организаций, действующих в реальном секторе экономики, являются:
- синергетический, компетентностный, ресурсный подходы в организации образовательной и научной деятельности;
- профессиональное самоопределение и самореализации обучающихся и молодых ученых.
Прогнозируемым результатом создания и реализации модели является ориентир на базисные и системные инновации. Инновации становятся фактором поступательной динамики создания и реализации проектов. Это обуславливает специфичность знаний, умений и навыков, наличие целевых активов, профилей рынка.
Таким образом, технологический вызов определяется как процесс трансформации знаний в продукты, процессы, стратегии или бизнес-модели, характеризующиеся наличием экономической, социальной полезности. Источником прибыли инновационных структур выступает качественно новое использование результатов произведенных ранее инвестиций.
Создание и реализация интеграционных процессов в образовательной среде связано с фундаментальным реинжинирингом и пересмотром существующих ограничений.
Библиографический список
1. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Планирование мероприятий («Дорожная карта») по реализации проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов» на площадках Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (78).
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
2. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. № 1 (17).
3. Гедулянова Н.С. Регулирование отношений в образовательной организации в части вопросов подготовки практик // Эко-потенциал. 2015. № 3 (11).
4. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3.
5. Мурадова Н.С. Совершенствование навыков делового общения у студентов высших учебных заведений как условие модернизации российского образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2003. Т. 1 № 3.
6. ОбразцовП.И. Сущность и содержание понятия «технология обучения»: современная интерпретация // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 3.
7. Образцов П.И. Технология обучения: современная интерпретация в профессиональной педагогике // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4 (73).
8. Исаев И.Ф., Исаева Н.И., Маматова С.И. Проектно-ориентированное управление профессиональным развитием личности студента // Технологии системы современного образования: стратегия, концепция, практика «Современные научно-практические конференции». М., 2017.
Н.С. Гедулянова
доктор педагогических наук, профессор
главный научный сотрудник
ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва
Московский финансово-юридический университет МФЮА
E-mail: [email protected]