Научная статья на тему 'Планирование мероприятий ("Дорожная карта") по реализации Проекта "развитие предпринимательских компетенций студентов" на площадках Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева'

Планирование мероприятий ("Дорожная карта") по реализации Проекта "развитие предпринимательских компетенций студентов" на площадках Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ / ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАНИЯ / OF STUDENTS IN THE INTERACTION OF EDUCATION / НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА / SCIENCE AND PRODUCTION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / TECHNOLOGICAL ENTERPRISE / МОДУЛИ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ / ROAD MAP MODULES / РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ / THE RESULTS OF THE REALIZATION OF ACTIVITIES / PLANNING ACTIVITIES / TO DEVELOP OWNER'S COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т.

В статье анализируется теоретическая и практическая значимость проекта, вытекающая из установленного Президентом и Правительством Российской Федерации курса на формирование стратегических ориентиров и возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и технологий, создания условий для развития наукоемкого бизнеса. Это определило объективную необходимость планирования мероприятий и составления «дорожной карты» по реализации на площадках Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов», отражения в ней наименования, участников и результатов выполнения мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLANNING OF THE ACTIVITIES ("ROAD MAP") ON THE REALIZATION OF THE PROJECT “DEVELOPMENT OF OWNER''S COMPETENCIES OF STUDENTS” ON THE GROUNDS OF OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I.S. TURGENEV

The article analyzes the theoretical and practical significance of the project, resulting from the President’s and the Government of the Russian Federation on the development of strategic landmarks and the possibility of an effective response of Russian society to major challenges, taking into account human interaction and technology, creating conditions for the development of a knowledge-based business. This determined the objective need for planning activities and compiling a «road map» for realization of the project «Development of the owner’s competencies of students», reflecting the name, participants and the results of the activities, on the grounds of Oryol State University named after I.S. Turgenev.

Текст научной работы на тему «Планирование мероприятий ("Дорожная карта") по реализации Проекта "развитие предпринимательских компетенций студентов" на площадках Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева»

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 78. 2018

УДК 33.331 ГЕДУЛЯНОВА Н.С.

советник Федерального агентства научных организаций, доктор педагогических наук, профессор, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: lambrador2@gmail.com ГЕДУЛЯНОВ М.Т.

Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова E-mail: lambrador2@gmail.com

UDC 33.331

GEDULYANOVA N.S.

Adviser of the Federal Agency of Scientific Organizations, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Orel State University E-mail: lambrador2@gmail.com GEDULYANOV M.T.

Moscow State Medical and Dental University behalf A.I. Yevdokimov, the Ministry of Health of the Russian Federation E-mail: lambrador2@gmail.com

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ («ДОРОЖНАЯ КАРТА») ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ» НА ПЛОЩАДКАХ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА

THE PLANNING OF THE ACTIVITIES («ROAD MAP») ON THE REALIZATION OF THE PROJECT "DEVELOPMENT OF OWNER'S COMPETENCIES OF STUDENTS" ON THE GROUNDS OF OREL STATE

UNIVERSITY NAMED AFTER I.S. TURGENEV

В статье анализируется теоретическая и практическая значимость проекта, вытекающая из установленного Президентом и Правительством Российской Федерации курса на формирование стратегических ориентиров и возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и технологий, создания условий для развития наукоемкого бизнеса. Это определило объективную необходимость планирования мероприятий и составления «дорожной карты» по реализации на площадках Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов», отражения в ней наименования, участников и результатов выполнения мероприятий.

Ключевые слова: планирование мероприятий по развитию предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства, технологическое предпринимательство, модули дорожной карты, результаты выполнения мероприятий.

The article analyzes the theoretical and practical significance of the project, resulting from the President's and the Government of the Russian Federation on the development of strategic landmarks and the possibility of an effective response of Russian society to major challenges, taking into account human interaction and technology, creating conditions for the development of a knowledge-based business. This determined the objective need for planning activities and compiling a «road map» for realization of the project «Development of the owner's competencies of students», reflecting the name, participants and the results of the activities, on the grounds of Oryol State University named after I.S. Turgenev.

Keywords: planning activities to develop owner's competencies of students in the interaction of education, science and production, technological enterprise, road map modules, the results of the realization of activities.

Публикация подготовлена в рамках реализации проекта «Механизмы и условия формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства» (далее - Проект), при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по результатам конкурсного отбора научных проектов в качестве победителя конкурса А-Конкурс проектов 2018 года, договор № 18-013-00845\18 о предоставлении гранта победителю конкурса и реализации научного проекта.

Актуальность исследования по теме Проекта обусловлена теоретической и практической значимостью, вытекающей из установленного Президентом и Правительством Российской Федерации курса на формирование стратегических ориентиров и возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, а также на формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечение повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям, создание условий для развития наукоемкого бизнеса. [1, с. 169-175; 2, с. 194-199; 3, с. 158-163; 4, с. 94-97; 5, с. 86-91].

Это определило объективную необходимость планирования мероприятий и составления «дорожной карты» по реализации на площадках Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов» (далее - Дорожная карта), отражения в ней наименования, участников и результатов выполнения мероприятий.

В сложных планах практически невозможно все запланировать заранее. При этом постоянно важно удерживать внимание на конечной цели и сроках. Так что важнейшим элементом выполнения плана является оценка степени его выполнения и результаты выполнения мероприятий [6, с. 205-210; 7, с. 249253; 8, с. 118-127; 9, с. 32-36; 10, с. 41-44].

Одним из сводных результатов выполнения мероприятий является создание платформы знаний для обучающихся в системе колледж-вуз при взаимодействии образования, науки и производства - это закономерный шаг в формировании нового качества образовательной бизнес-среды, а также новой культуры и психологии ведения предпринимательской деятельности, необходимой в современном обществе выпускникам образовательных организаций.

© Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. © Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

Уникальность платформы знаний - в непрерывности формирования предпринимательских компетенций обучающихся, в трансформации образовательной среды системы колледж-вуз в среду для успешной социализации выпускников и создания наукоемких бизнес-процессов [11, с. 46-49; 12, с. 137-140; 13, с. 337-340; 14, с. 11-21; 15, с. Орел, 2009].

Дорожная карта Проекта, сформированная на основании протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 25 мая 2017 г. № 2 и Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию студенческого технологического предпринимательства на 20182021 годы, разработанного Министерство образования и науки Российской Федерации, охватывает комплекс научно-обоснованных предложений по реализации Проекта на площадках Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева.

Платформа знаний агрегирует практики от инновационных экспериментальных площадок вуза, колледжа до реализации научного проекта на предприятиях. На Платформе знаний обучающиеся получат не просто знания, но и их практическое применение. Платформа знаний - это новый канал обеспечения доступа обучающихся колледжей и вузов к наукоемким образовательным программам и привлечения работодателей.

На сегодняшний день приоритетной задачей вуза является повышение его предпринимательской активности, компетентности, культуры. Основной тенденцией является интенсификация усилий образования, науки и бизнеса в направлении разработки и введения на рынок инновационных проектов и технологий различной направленности, что играет важную роль в развитии реального сектора экономики. В частности необходимо дальнейшее внедрение новых продуктов и услуг, обуславливающих переход уже на более совершенный уровень производства. Поэтому, целесообразно вести речь о дальнейшем развитии инновационной направленности не только России в целом, но и ее регионов (на примере Орловского региона) [16, с. 319-323; 17, с. 21-29; 18, с. 106-108; 19, с. 282284; 20, с. 48-53].

На встрече с молодыми учеными в рамках IV форума молодых ученых под названием «Таланты и перспективные технологии», прошедшего в Томске (май, 2017 г.) Аркадием Дворковичем, заместителем председателя правительства Российской Федерации, была особо подчеркнута важность развития предпринимательства в вузах. По мнению Аркадия Дворковича, предпринимательство должно стать частью профессиональной культуры, как неотъемлемого компонента общего развития любого молодого специалиста, усвоения им знаний, формирования компетенций, овладения навыками предпринимателя.

По мнению исследователей в нашей стране в развитии технологического бизнеса в вузах настал переломный момент [21, с. 116-120]. Указанное связанно с созданием в стенах опорных вузов и развитием инновационных идей обучающихся, молодых ученых.

За последние пять лет интерес к технологическому предпринимательству все более возрастает, о чем свидетельствует повышение уровня исследовательской активности ученых в данном направлении. Потенциал роста отечественной экономики зависит от степени отлаженности механизма технологического предпринимательства, где динамика инновационной активности определяется региональной экономикой. Все это в совокупности свидетельствует о том, на каком уровне конкурентоспособности находится страна, согласно Глобальному инновационному индексу, так как именно он отражает непосредственно сам потенциал инновационной деятельности и ее

конкретные результаты. По данным исследований рейтинга указанного индекса за период 2016 года Россия занимает лишь 43 строчку.

Технологическое предпринимательство направлено на создание нового бизнеса, где основой устойчивого конкурентного преимущества является инновационная высокотехнологичная, т.е. наукоемкая идея. В развитии технологического предпринимательства вузам отведена важная роль в качестве центров для создания инноваций, что подтверждает утвержденный 25 октября 2016 г. приоритетный проект под названием «Вузы как центры пространства создания инноваций. Проект связан с реализацией концепций по созданию в регионах инновационных территориальных центров, кластеров, программой Минэкономразвития России по поддержке инновационных территориальных кластеров, работой центров кластерного развития в регионах, а также с реализацией мероприятий по внедрению профессионального стандарта педагога с последовательной разработкой и реализацией программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, учитывает основные направления программ развития вузов [22].

Очевиден тот факт, что опорные университеты в регионах — это эффективная база для национального и регионального развития инновационного технологического предпринимательства:

- вуз является основой для формирования человеческого капитала, центра подготовки «лидеров следующего поколения», способных обеспечить «технологический прорыв»;

- деятельность опорного университета направлена на создание интеллектуального капитала, получаемого в форме конкретных исследований и генерирования необходимых знаний, в целях обеспечения экономической конкурентоспособности нашего государства;

- опорный вуз - это центр инновационных экосистем в мире, так как глобализационные процессы и всевозрастающая роль знаниевых активов для экономического роста побуждает университеты к их трансформации в особые центры глобальных сетей по распространению знаний. Реализация миссии направлена на развитие технологий и создание инновационных предприятий, способствующих социально-экономическому развитию страны.

Существенные различия опорных университетов и иных вузов в плане приоритетов в области технологического предпринимательства не позволяют сформировать универсальную модель развития предпринимательских компетенций. Однако имеющиеся технологические инициативы можно встраивать во внутреннюю инфраструктуру вуза с целью создания особой предпринимательской культуры вуза. Создание в России подхода к технологическому предпринимательству на базе вузов позволит подготовить «платформу знаний» для запуска инновационных процессов.

Таким образом, цепочка вывода продукта на рынок выглядит следующим образом: вуз совместно с научной организацией, передает патенты обучающихся, а созданные малые инновационные предприятия - малые инновационные предприятия проводят дополнительные исследования в результате чего создается новый интеллектуальный продукт - малые инновационные предприятия создают старта-пы.Развитие предпринимательских компетенций студентов и в целом технологического предпринимательства в системе колледж-вуз, научная организация, подведомственная ФАНО России позволит образовательным организациям продолжать заниматься уставной деятельностью, обеспечивая при этом систематическое появление бизнес-проектов на базе инициативных исследований.

ю

№п/п Наименование и содержание мероприятия Участники реализации мероприятия Результаты выполнения мероприятия

Модуль I Декларация предпринимательской мотивации обучающегося в системе колледж - вуз

1 Принятие решения администрацией вуза, ответственной за реализацию научной и инновационной деятельности о реализации Проекта «Развитие предпринимательских компетенций студентов при взаимодействии образования, науки и производства» (далее - Проект). Колледж в составе вуза, высшее учебное заведение, научные организации, подведомственные ФАНО России и лаборатории в их составе Выделение необходимой инфраструктуры, материально-ресурсной базы для реализации Проекта.

2 Разработка проекта положений Вуза о способах реализации системы управления, мотивации и принятия решений по вопросам создания и развития Проекта на базе вуза и его согласование со всеми заинтересованными сторонами. Колледж в составе вуза, высшее учебное заведение, научные организации, подведомственные ФАНО России и лаборатории в их составе Утвержденные положения в Вузе о способах реализации системы управления, мотивации и принятия решений по вопросам создания и развития Проекта на базе Вуза.

3 Создание совместной комиссии с участием представителей ВУЗ, научная организация, «Якорный» инвестор, социальный партнер (далее - Комиссия) по отбору тематик и претендентов, представляющих потенциальный интерес для их последующего включения в реализацию концепции Проекта. Колледж в составе вуза, высшее учебное заведение, научные организации, подведомственные ФАНО России и лаборатории в их составе, фонды, «Якорные» инвесторы, социальные партнеры Проведение Комиссией конкурсного отбора перспективных тематик (в том числе тематик предложенных претендентами) для их последующего включения в направления развития Проекта на базе Вуза. Проведение Комиссией конкурсного отбора претендентов из числа студентов ВУЗов (включая лиц из числа победителей международных и всероссийских студенческих олимпиад по программированию, информатике, компьютерным технологиям, математике, физике, химии, биологии, инновациям) для их участия в бизнес-командах Проекта.

4 Разработка механизмов мотивации обучающихся к повышению предпринимательских компетенций для успешной социализации. Колледж в составе вуза, высшее учебное заведение Предложения о реализации механизмов мотивации обучающихся к повышению предпринимательских компетенций для успешной социализации.

5 Применение в образовательном процессе колледжа (структурного подразделения Вуза) пракгико-ориентированного подхода к обучению студентов, способствующего поэтапному развитию учебной мотивации и формированию предпринимательских компетенций. Разработка и реализация системы оценки и контроля образовательных достижений обучающимися колледжа, оценивающая уровень мотивации обучающихся. Создание системы сквозного мониторинга качества подготовки кадров и сформированных предпринимательских компетенций, включая создание специализированной образовательной среды. Реализация и оценка инновационных методов оценки качества профессиональных компетенций (включающихся предпринимательских компетенций) выпускников колледжа, участие в итоговом демонстрационном экзамене по международным стандартам \¥ог!(18кШ$. Колледж в составе вуза, высшее учебное заведение Утвержденные администрацией колледжа План работы колледжа, договора с предприятиями, План совместной работы с ресурсным центром, отражающий пункты реализации системы управления, мотивации и принятия решений по вопросам создания и развития Проекта на базе колледжа.

ч

л

ф

X

ф

ш вз

«л я С. 8

ф о в x

о. я

£ °

О

3 ь 2. ° я ■

£ * о о

ф о

^

вз ш Я1 "о п о С

в и

я. ф

< я

ф я

3 о °

■ <<

< 55

0 я г- и

1 о

в я

О Я ф

н

со Р5

n3

10

00 '

со

n3

о

ю

№ п/п Наименование и содержание мероприятия Участники реализации мероприятия Результаты выполнения мероприятия

Модуль П. Комплексные мероприятия для реализации ключевых направлений деятельности вуза по Проекту

6 Включение в учебный план образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки Модуля по профориентации и по технологическому предпринимательству (или назвать модуль по теме проекта). Курсы по основам предпринимательства (с участием НИР). Колледж, высшее учебное заведение, технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза) Включение в учебные планы специальностей колледжа, бакалаврских и магистерских программ.

7 Разработка и реализации Программы НИР по обучению коммерциализации и трансферу технологий для бакалавров и магистров. Внедрение проектного обучения в рамках отдельных магистерских образовательных программ, с участием молодых наставников. Колледж, высшее учебное заведение, технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза Включение в учебные планы бакалаврских и магистерских программ. Приложение к основному диплому бакалавра и магистра вуза.

8 Проведение ежегодной форсайт-сессии по определению списка дипломных проектов и тематик дипломных проектов выпускников колледжа и Вуза с привлечением бизнес-сообщества, молодых наставников, ученых, научных учреждений, социальных партнеров, работодателей основных региональных кампаний, включающую «Менторский зачет» (отчетная сессия менторов, разбор типичных кейсов и выработка рекомендаций). Колледж, высшее учебное заведение, научные организации, подведомственные ФАНО России; технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза) Ежегодная форсайт-сессия по определению списка дипломных проектов и тематик дипломных проектов выпускников колледжа и Вуза. «Менторский зачет», представленный в виде отчетной сессии менторов, выработки комплекса предложений и рекомендаций.

9 Организация совместно с Вузом базовой кафедры в научных учреждениях Российской академии наук, подведомственные ФАНО России. Организация магистратуры с участием научных учреждений Российской академии наук, подведомственных ФАНО России. Разработка и реализация механизма целевой контрактной подготовки обучающихся колледжа, магистров Вуза. Колледж, высшее учебное заведение, научные организации, подведомственные ФАНО России; технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза) Действующая совместно с Вузом базовая кафедра в научных учреждениях Российской академии наук, подведомственных ФАНО России. Заключенные Договора о совместной научно-исследовательской работе бакалавров и магистров Вуза с представителями научных учреждений Российской академии наук, подведомственных ФАНО России. Договора о целевой контрактной подготовки обучающихся колледжа, магистров Вуза.

.

" о

о о

Р о

0 о

о I

1 я ■о и

и Ъ

5 >

> 3

п о

° 3

и

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> п

^ §

□ и

м д

п >

м 2

сл

5

№ п/п Наименование и содержание мероприятия Участники реализации мероприятия Результаты выполнения мероприятия

10 Организация системы сервисов и продуктов для студентов. Создание через информационно-коммуникацинную сеть «Интернет» доступа к единой образовательной онлайн-платформе для стартапов. Создание интернет-ресурсов на площадке Вуза - «реестр изобретений» - формирование каталога с описанием разработок, прогнозов, размещением ссылок на проекты (если достижения освещались в СМИ). Колледж, высшее учебное заведение, технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза) Формирование базы данных.

11 Разработка проекта медиа-плана по проведению информационной кампании для привлечения студентов и популяризации технологического предпринимательства и формирования предпринимательских компетенций. Высшее учебное заведение, научные организации, подведомственные ФАНО России; технопарки; (или иные формы инновационной деятельности вуза) Формирование и утверждение медиа-плана.

12 Формирование личного портфолио предпринимательских компетенций бакалавров и магистров в технопредпринимательстве, (как приложение к основному диплому). Реализация Проекта на обеспечение кадрами кампаний территориального и регионального инновационного кластера. Основной принцип магистратуры - участие студентов в реальных проектах на предприятии, участие в проектировании, исследовании и разработках. Колледж, высшее учебное заведение, технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза) Приложение к основному диплому бакалавра и магистра вуза. Трудоустроенность по профилю выпускников колледжа и Вуза.

13 Создание структурного подразделения в Вузе или в научном учреждении, подведомственном ФАНО России, по разработке, доработке научных результатов (инжиниринговый центр) в рамках осуществления ведения и развития технологического предпринимательства или иного Проекта, направленного на развитие предпринимательских компетенций. Высшее учебное заведение, научные организации, подведомственные ФАНО России В организационной структуре не менее 3 научных организаций, подведомственных ФАНО России и участвующих в реализации проекта «Технологическое предпринимательство» или иного Проекта, направленного на развитие предпринимательских компетенций, сформированы структурные подразделения выполняющие функции инжинирингового центра и центра трансфера технологий.

14 Создание и согласование механизма экспертизы и менторского сопровождения дипломных работ выпускников колледжа, магистерских научных работ и проектов на стадии бизнес-инкубатора или инжинирингового центра. Колледж, высшее учебное заведение, научные организаций, подведомственные ФАНО России; фонды поддержки инноваций; технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза) Протокольное решение по взаимодействию с внешними структурами и фондами при формировании инновационной инфраструктуры сектора исследований и разработок.

ч

л

ф

X

ф

ш ш

«л я С. я

ф о в x

о. я

£ °

О

3 ь 2. ° я ■

о о

ф о

^

ш ш Я1 "о п о С

в и

я. ф

< я

ф я

3 о °

■ <<

< 55

0 я г- и

1 о

в я

О Я ф

н

со Р5

n3

10

00 '

со

n3

о

to

№ п/п Наименование и содержание мероприятия Участники реализации мероприятия Результаты выполнения мероприятия

15 Проработка вопроса по привлечению бизнес-сообщества для дальнейшего сотрудничества. Формирование медиа-плана посещения площадок студентами, организация круглых столов (практика ведения бизнеса) совместно с представителями бизнес-сообществ и т.п. Высшие учебные заведения, научные организации, подведомственные ФАНО России; технопарки; тизнес-сообщества, социальные партнеры Формирование и согласование медиа-плана.

16 Популяризация, привлечение и обучение предпринимательской деятельности выпускников колледжа, магистров Вуза. Колледж, высшее учебное заведение, научные организаций, подведомственные ФАНО России; технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза) Проведение комплекса открытых мероприятий (мастер-классы, лекции, форумов, коммуникативных площадок) по формированию и развитию предпринимательских навыков и компетенций и soft skills среди студентов колледжа и Вуза, молодых ученых; направленных на решение научно-технологических задач, обеспечивающих реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации; на генерацию совместных мультидисциплинарных проектов, менторского сопровождения молодежных проектов.

17 Разработка и апробирование модели и технологии формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства, способствующей генерации потока проектов; оценки эффективности внедрения образовательных технологий с учетом взаимодействия образования, науки и производства. Колледж, высшее учебное заведение, технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза) Модель и технология, формирования предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства. Инструментарий по оценки эффективности внедрения образовательных технологий с учетом взаимодействия образования, науки и производства.

18 Разработка Методического инструментария по созданию механизмов и условий формирования предпринимательских компетенций при взаимодействии образования, науки и реального сектора экономики, позволяющего подготовить компетентностных специалистов среднего и высшего звена с развитым уровнем предпринимательских компетенций. Колледж, высшее учебное заведение, технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза) Методический инструментарий по созданию механизмов и условий формирования предпринимательских компетенций при взаимодействии образования, науки и реального сектора экономики, позволяющего подготовить компетентностных специалистов среднего и высшего звена с развитым уровнем предпринимательских компетенций.

19 Разработка системы критериев оценки эффективности сформированное™ предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и предприятий реального сектора экономики. Колледж, высшее учебное заведение, технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза Разработанные критерии оценки эффективности сформированности предпринимательских компетенций, обучающихся при взаимодействии образования, науки и предприятий реального сектора экономики.

Модуль Ш. Коммуникации: взаимодействие студентов колледжа и магистров вуза, выполняющих работы по тематики Проекта с предпринимателями, работодателями, учеными, наставниками, экспертами, преподавателями

20 Развитие коммуникативной площадки для выпускников колледжа и вуза, молодых ученых и предпринимателей на базе Вуза и научных организаций; развитие менторской поддержки выпускников колледжа и вуза. Колледж, высшее учебное заведение, технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза Создание регулярно действующей коммуникативной площадки (Стартап-выходные, Зиепсевкт, Клуб предпринимательства, участие в форумах для тиражирования лучших практик) для общения выпускников колледжа и вуза, молодых ученых и предпринимателей, ученых наставников.

. OJ

" о

о о

P о

0 о

о I

1 я ■о и

и Ъ

5 >

> 3

п о

П S

и

п

> п

s □ и

м д

п > м 2 сл 2 S

№ п/п Наименование и содержание мероприятия Участники реализации мероприятия Результаты выполнения мероприятия

21 Реализация механизма экспертизы и менторского сопровождения выпускных работ студентов колледжа и магистерских научных работ и проектов на стадии бизнес-инкубатора. Колледж, высшее учебное заведение, научные организаций, подведомственные ФАНО России; технопарки (или иные формы инновационной деятельности вуза) Взаимодействие Вуза с бизнес-ангелами, научными учреждениями, венчурными фондами с целью определения взаимовыгодных направлений сотрудничества, способов их реализации, а также механизмов повышения эффективности и результативности технологического предпринимательства выпускников с сформированными предпринимательскими навыками и компетенциями.

22 Вуз в рамках проводимых исследований за счет собственных внебюджетных средств из различных фондов обеспечивает подготовку и сопровождение роста команд магистров, молодых ученых и формирование малых инновационных предприятий. Высшее учебное заведение, научные организаций, подведомственные ФАНО России, лаборатории в их составе, фонды, «Якорные» инвесторы Создано малых инновационных предприятий на базе Вуза совместно с научными организациями, подведомственными ФАНО России.

23 Финансирование проектов по заданной тематике выпускников колледжа и вуза, в том числе по технологическому предпринимательству с развитием финансовой мотивации обучающихся. Высшее учебное заведение, научные организаций, подведомственные ФАНО России, лаборатории в их составе, фонды, «Якорные» инвесторы Привлечение финансирования проектов выпускников колледжа и Вуза посредством следующих структур: фонды, гранты и субсидии, ассоциации бизнес-ангелов, краудинвестинг. Внедрение хакатонов с призовым фондом, фандрайзинга, создание МИПов, связь с федеральными акселератом технологических стартапов Generations и другими конкурсами НИР.

24 Взаимодействие Вуза с МипромторгомРоссии, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, субъектами Российской Федерации, фондами, научными учреждениями. Высшее учебное заведение, научные организаций, подведомственные ФАНО России, заинтересованные органы исполнительной власти, фонды Заключение меморандумов о взаимопонимании между Вузом и иными внешними структурами с целью определения способов финансовой поддержки проектов выпускников Вуза.

25 «Рекрутинг» студентов, выпускников ВУЗов в исследовательские лаборатории научных учреждений, подведомственные ФАНО России. Высшее учебное заведение, научные организации, подведомственные ФАНО России, заинтересованные органы исполнительной власти Привлечение студентов с определенной экономической и предпринимательской подготовкой, с навыками и компетенциями посредством образовательных программ и беспрепятственным зачислением на программу в научных учреждений, подведомственные ФАНО России.

26 Участие Вуза совместно с научными учреждениями, подведомственными ФАНО России в карьерных мероприятиях естественнонаучных, инженерно-технических, финансово-экономических, юридических (ярмарках вакансий, форумах карьеры, презентациях и иных аналогичных материалов). Высшее учебное заведение, научные организации, подведомственные ФАНО России, заинтересованные органы исполнительной власти Создание базы данных претендентов (из числа аспирантов, магистров естественнонаучных, инженерно-технических, финансово-экономических, юридических), заинтересованных в участии в Проекте на базе Вуза.

ч

л

ф

X

ф

W

вз

«л я 2. я

ф о в x

о. я

£ ° О >q

3 ь £ °

£ * о о

ф о

вз ш Cf "О

л о С

в и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я. ф

< я

ф я

3 о

$ о

■ <<

< £

0 я

г- s3

1 о

в я

О Я ф

-J н со р5

n3

10

00 '

со

n3

о

ю

чО

№ п/п Наименование и содержание мероприятия Участники реализации мероприятия Результаты выполнения мероприятия

Модуль IV. Формирование технологического предпринимательства («стартапинга»)

27 Малое инновационное предприятие на базе созданного в Вузе, подразделения, выполняющего функции инжинирингового центра, проводит предварительную технико-экономическую оценку инновационного продукта. Высшее учебное заведение, научные организации, подведомственные ФАНО России, малые инновационные предприятия Сформирована аналитическая записка, включающая сведения о: - реальности изготовления всех необходимых комплектующих элементов и наличия сырья; - достаточности собственных исследовательских ресурсов; - возможности сертификации; - существовании аналогичных запатентованных технологий; - перспективах появления товаров-заменителей.

28 Малое инновационное предприятие проводит анализ рынка (маркетинговые исследования, оценка емкости рынка). Высшее учебное заведение, научные организации, подведомственные ФАНО России, малые инновационные предприятия Сформирована стратегия развития инновационного продукта, включающая сведения о потребностях рынка, конкурентах, способах продвижения.

29 Малое инновационное предприятие проводит бизнес-анализ и финансовый анализ проекта. Высшее учебное заведение, малые инновационные предприятия Сформирован бизнес-план внедрения инновационного продукта в производство, который включает расчет показателей финансовой устойчивости, прогнозный отчет о прибылях и убытках, оценку рисков.

30 Разработка (тестирование, апробирование) опытных образцов инновационного продукта. Малые инновационные предприятия Получены сведения об издержках производства инновационного продукта с учетом масштабирования.

31 Привлечение инвестора в проект - стартап. Высшее учебное заведение, малые инновационные предприятия Соглашение о сотрудничестве (меморандум взаимопонимания) вуза с потенциальным инвестором.

32 В результате привлечения средств из внешних источников финансирования из малых инновационных предприятий формируются стартапы. Минобрнауки России, высшее учебное заведение, малые инновационные предприятия, фонды поддержки инноваций Не менее одного стартапа (из числа 3 созданных ранее малых инновационных предприятий).

33 Продажа стартапа. Минобрнауки России, высшее учебное заведение Отчисления от продажи стартапов.

34 Создание венчурного фонда при Минобрнауки России для поддержки инновационных проектов. Минобрнауки России; фонды поддержки инноваций Положение о создании венчурного фонда при ФАНО России.

35 Конкретизация направления работы, тематики и выделение инфраструктуры Вуза, необходимой для формирования бизнес-команды проекта. Высшее учебное заведение, научные организации, лаборатории в их составе Издание ректором вуза, ответственным за реализацию концепции проекта, соответствующих правовых актов Вуза.

36 Привлечение Вузом сторонних организаций (аутсорсингового центра) для проведения маркетингового исследования рынка совместно с участниками бизнес-команды. Высшее учебное заведение научные организации, лаборатории в их составе Определение перспективных направлений для коммерциализации результатов проводимых исследований, понимания поведения, желаний и предпочтений потребителей.

.

" о

о о

Р о

0 о

о I

1 я ■о и

и Ъ

5 >

> 3

п о

° 3

и

п

> п

^ §

□ и

м д

п >

м 2

сл

5

ю ю о

№ п/п Наименование и содержание мероприятия Участники реализации мероприятия Результаты выполнения мероприятия

37 Обеспечение подготовки и сопровождение роста бизнес-команд как академических стар-тапов (в соответствии с программами МВА, дополнительного образования в сфере управления, стартап-акселераторов, программ обучения субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ) за счет средств, получаемых от институтов развития и иных внебюджетных средств. Минобрнауки России, высшее учебное заведение, научные организации, лаборатории в их составе Рост бизнес-команд как вузовских стартапов.

38 Создание Вузом бизнес-команды вузовского стартапинга, состоящей из участников различного уровня: выпускников колледжа, бакалавров и магистров, аспирантов, студентов Вуза, ученых, наставников. Высшее учебное заведение, малые инновационные предприятия, научные организации, лаборатории в их составе Формирование бизнес-команд(ы) по результатам конкурсного отбора тематик и претендентов (студентов) при взаимодействии образования, науки и производства.

39 Устранение юридических сложностей, связанных с прикреплением отобранных претендентов из числа выпускников колледжа, бакалавров и магистров, аспирантов, студентов к лабораториям научных организаций. Высшее учебное заведение, малые инновационные предприятия, научные организации, лаборатории в их составе Заключение трудовых договоров, оформление гражданско-правовых договоров с участниками команды «стартапа».

Модуль V. Трансфер результатов научной деятельности в реальный сектор экономики

40 Капитализация стартап-проекта. Высшее учебное заведение, малые инновационные предприятия, научные организации, лаборатории в их составе Обеспечение роста дохода и образования прибыли вузовского стартапа. Привлечением участия бизнес-ангелов, венчурных фондов.

41 Обеспечение устойчивого роста доходности. Поиск инвестора для вузовского стартапа. Высшее учебное заведение, малые инновационные предприятия, научные организации, лаборатории в их составе Осуществление стабилизации доходности вузовского стартапа, расширение географии рынка сбыта вузовского стартапа. Заключение договора купли-продажи стартапа между стартапом и инвестором.

42 Ожидаемый эффект от реализации Проекта на площадках Вуза в долгосрочной перспективе до 2025 г. (показатель масштаб Проекта): - количество выпускников колледжа и вуза, аспирантов со сформированными предпринимательскими навыками и компетенциями; - плотность образовательных и акселерацион-ных программ и проектов на 100 обучающихся колледжа и вуза; - количество команд-резидентов бизнес-инкубаторов и обучение по образовательным программам; - количество проектных команд. Высшее учебное заведение, малые инновационные предприятия, научные организации Количество выпускников колледжа и вуза, аспирантов со сформированными предпринимательскими навыками и компетенциями; плотность образовательных и акселерационных программ и проектов на 100 обучающихся колледжа и вуза; количество команд-резидентов бизнес-инкубаторов и обучение по образовательным программам; количество проектных команд.

4

л

ф

X

ф

W

вз а s

Г! X

5

о

43

Ьа о о:

Г!

X о

ф о

is

Cf 43 л о С

и М

n3

ф

X X о

4

а

"<

X

5 о: ф 43 О S

н

ф

н

вз

00 '

со

n3 о

ю ю

№ п/п Наименование и содержание мероприятия Участники реализации мероприятия Результаты выполнения мероприятия

43 Ожидаемый эффект от реализации Проекта на площадках Вуза в долгосрочной перспективе до 2025 г. (показатель результат Проекта): - количество трудоустроенных выпускников колледжа и вуза, аспирантов со сформированными предпринимательскими навыками и компетенциями; - количество созданных проектов по технологическому предпринимательству (целевое значение рассчитывается с учетом их целевой плотности). Высшее учебное заведение, малые инновационные предприятия, научные организации Количество трудоустроенных выпускников колледжа и вуза, аспирантов со сформированными предпринимательскими навыками и компетенциями; количество созданных проектов по технологическому предпринимательству (целевое значение рассчитывается с учетом их целевой плотности); вовлеченность выпускников колледжа и вуза, аспирантов в создание проектов по технологическому предпринимательству; средние инвестиции в один проект по технологическому предпринимательству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Ожидаемый эффект от реализации Проекта на площадках Вуза в долгосрочной перспективе до 2025 г. (показатель эффективность Проекта): - база лучших практик управления и реализации действующих площадок по развитию технологического предпринимательства и формированию предпринимательских компетенций обучающихся в системе колледж-вуз-научное учреждение при взаимодействии образования, науки и производства в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации; - относительные показатели результата к показателям масштаба и объемов вложенных средств. Высшее учебное заведение, малые инновационные предприятия, научные организации Сформированная база лучших практик управления и реализации действующих площадок по развитию технологического предпринимательства и формированию предпринимательских компетенций обучающихся в системе колледж-вуз-научное учреждение при взаимодействии образования, науки и производства; показатели результата к показателям масштаба и объемов вложенных средств.

. 00

" о

о о

Р о

0 о

о i

1 я ■о м

и Ъ

5 >

> 3

п о

° 3

м

п

> п

^ §

□ и

м д

п >

м 2

сл

5

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 78. 2018

Библиографический список

1. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Правовое аспекты в профессиональной деятельности врача стоматолога // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2017. № 1. С. 169-175.

2. Гедулянов М.Т. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и качество жизни // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3(76). С. 194-199.

3. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. № 1 (17). С. 158-163.

4. ГедуляновМ.Т. Применение фототерапии в стоматологии // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. 2017. № 3. С. 94-97.

5. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Создание института наставничества в медицинских организациях / В сборнике: современные образовательные ценности и обновление содержания образования, сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 86-91.

6. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2(71). С. 205-210.

7. Гедулянов М.Т. Готовность врача стоматолога к коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4(73). С. 249-253.

8. ГедуляноваН.С., МитяеваА.М., ГедуляновМ.Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза // Эко-потенциал. 2016. № 3(15). С.118-127.

9. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016. № 3(98). С. 32-36.

10. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям // Эко-потенциал. 2015. № 4(12). С.41-44.

11. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.

12. Гедулянова Н.С. Регулирование отношений в образовательной организации в части вопросов подготовки практик // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С. 137-140.

13. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 337-340.

14. ГедуляноваН.С., Горовая Л.В., БогдановичЕ.В. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в российской организации // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2(3). С.11-21.

15. Мурадова Н.С. Экономика образовательного учреждения - инвестиции в будущее / монография / Н.С. Мурадова; Российская Федерация, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Орловский гос. ун-т». Орел, 2009.

16. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 319-323.

17. Мурадова Н.С. Совершенствование социально-экономической подготовки педагога в системе повышения квалификации педагогических кадров // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 21-29.

18. Мурадова Н.С. Социально-экономическая подготовка обучающихся в процессе производственного обучения // Научные исследования в образовании. 2007. № 2. С. 106-108.

19. Мурадова Н.С. Непрерывное педагогическое образование как условие формирования социально-экономической культуры педагога // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 2. С. 282 - 284.

20. Мурадова Н.С. Правовое регулирование социально-экономической подготовки педагога в системе непрерывного педагогического образования // Право и образование. 2006. № 5. С. 48-53.

21. Мурадова Н.С. Совершенствование навыков делового общения у студентов высших учебных заведений как условие модернизации российского образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2003. Т.1 № 3. С. 116-120.

22. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». - URL: http://government.ru/ media/files/OnTUmegFLNj5Uqtac57y1WG1EtMG9ABe.pdf

References

1. Gedulyanova N.S., GedulyanovM.T. Legal aspects in the professional activity of a dentist // Bulletin of the Moscow University of Finance and Law. 2017. № 1. Pp. 169-175.

2. Gedulyanov M.T. Study of the influence of environmental factors on human health and quality of the life // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and social sciences. 2017. No. 3 (76). Pp. 194-199.

3. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Formation of professional competencies in the preventive activity of a future specialist // Eco-potential. 2017. No. 1 (17). Pp. 158-163.

4. Gedulyanov M.T. Application of phototherapy in dentistry // Issues of regulatory legal regulation in veterinary medicine. 2017. No. 3. Pp. 94-97.

5. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Establishment of an institute of mentoring in medical organizations / In the collection: modern educational values and updating the content of education, a collection of scientific papers on the materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2016. Pp. 86-91.

6. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Mentoring as a condition for effective management of the medical organizations in the field of dentistry // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. № 2 (71). Pp. 205-210.

7. Gedulyanov M.T. Readiness of the dentist for communication to solve problems in the professional activity // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. No. 4 (73). Pp. 249-253.

8. Gedulyanova N.S., Mityaeva A.M., Gedulyanov M.T. Development of creative abilities and quality of preparation of the graduate of high school // Eco-potential. 2016. No 3 (15). Pp. 118-127.

9. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. The economic preparation of students: theory and technology // Education and society. 2016. No. 3 (98). Pp. 32-36.

10. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Key concepts of training personnel in the demanded professions and specialties // Eco-potential. 2015. No 4 (12). Pp. 41- 44.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

11. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. The quality of education is the goal and result of innovation // Eco-potential. 2015. No 3 (11). Pp. 46-49.

12. Gedulyanova N.S. Regulation of relations in the educational organization regarding the preparation of practices // Eco-potential. 2015. No 3 (11). Pp. 137-140.

13. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Competence approach in the training of engineers of teachers // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. No 4. Pp. 337-340.

14. GedulyanovaN.S., GorovayaL.V., BogdanovichE.V. Rational model of the mentoring system as a condition for effective personnel management in the Russian organization // Educational resources and technologies. 2013. No. 2 (3). Pp. 11-21.

15. MuradovaN.S. Economics of an educational institution - investing in the future/monograph/ N.S. Muradova; Russian Federation, Federal Agency for the Education, GOU VPO «Orlovsky state. un-t.» The Orel, 2009.

16. Muradova N.S. NIRS - Investing in the Future // Scientific notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2009. No 3. Pp. 319-323.

17. Muradova N.S. Perfection of social and economic training of the teacher in the system of professional development of pedagogical personnel // Innovations in Education. 2007. No 3. P. 21-29.

18. Muradova N.S. Socio-economic training of the students in the process of the industrial training // Scientific research in education. 2007. No 2. Pp. 106-108.

19. Muradova N.S. Continuing pedagogical education as a condition for the formation of the socio-economic culture of the teacher // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2006. No 2. Pp. 282 - 284.

20. Muradova N.S. Legal regulation of social and economic training of the teacher in the system of continuous pedagogical education // Right and Education. 2006. No 5. Pp. 48-53.

21. Muradova N.S. Improvement of the skills of business communication among students of higher educational institutions as a condition for the modernization of the Russian education // Psihologo-pedagogical journal Gaudeamus. 2003. T.1 No. 3. Pp. 116-120.

22. The passport of the priority project «Universities as centers of innovation creation space». - URL: http://government.ru/media/ files/OnTUmegFLNj5Uqtac57y1WG1EtMG9ABe.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.