Научная статья на тему 'Межкультурное взаимодействие врача'

Межкультурное взаимодействие врача Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
701
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА / КОММУНИКАЦИИ ВРАЧА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODELS OF INTERACTION BETWEEN THE DOCTOR AND THE PATIENT / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ВРАЧА В СТАЦИОНАРЕ / THE FEATURES OF THE DOCTOR'S COMMUNICATION IN THE HOSPITAL / COMMUNICATION DENTIST TO SOLVE PROBLEMS IN PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гедулянов М.Т.

В статье анализируется подготовка специалиста медика в вузе, общепрофессиональные компетенции, которые формируются при условиях высокого уровня коммуникативной готовности выпускника. Выявление проблемы межнационального общения врача и пациента и подготовка предложений по общению с пациентами разных национальностей позволяют глубже осмыслить теоретические и методические основы образования обучающихся в вузе, корректировать проводимый образовательный процесс с целью его совершенствования, повышения качества образования и подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гедулянов М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCULTURAL INTERACTION OF THE DOCTOR

The article analyzes in dentistry specialist training in high school, general professional competence, which are formed under the conditions of a high level of communicative readiness to graduate. The identification of the problem of interethnic communication between the doctor and of the patient and the preparation ofproposals for communication with patients of different nationalities make it possible to deeper comprehend the theoretical and methodological foundations for the education of students in the university, adjust the ongoing educational process with the aim of improving it, improving the quality of education and training specialists.

Текст научной работы на тему «Межкультурное взаимодействие врача»

УДК 615.851: [614.253:616-52 ГЕДУЛЯНОВ М.Т.

студент 4 курса ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской федерации E-mail: lambrador2@gmail.com

UDC 615.851: [614.253:616-52

GEDULYANOV M.T.

4rd year student FGBOU IN "Moscow State Medical and Dental University behalf A.I. Yevdokimov, "the Ministry of Health of the Russian Federation E-mail: lambrador2@gmail.com

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВРАЧА INTERCULTURAL INTERACTION OF THE DOCTOR

В статье анализируется подготовка специалиста медика в вузе, общепрофессиональные компетенции, которые формируются при условиях высокого уровня коммуникативной готовности выпускника.

Выявление проблемы межнационального общения врача и пациента и подготовка предложений по общению с пациентами разных национальностей позволяют глубже осмыслить теоретические и методические основы образования обучающихся в вузе, корректировать проводимый образовательный процесс с целью его совершенствования, повышения качества образования и подготовки специалистов.

Ключевые слова: коммуникации врача для решения задач в профессиональной деятельности, компетенции, модели взаимодействия врача и пациента, особенности общения врача в стационаре.

The article analyzes in dentistry specialist training in high school, general professional competence, which are formed under the conditions of a high level of communicative readiness to graduate.

The identification of the problem of interethnic communication between the doctor and of the patient and the preparation ofproposals for communication with patients of different nationalities make it possible to deeper comprehend the theoretical and methodological foundations for the education of students in the university, adjust the ongoing educational process with the aim of improving it, improving the quality of education and training specialists.

Keywords: communication dentist to solve problems in professional activity, competence, models of interaction between the doctor and the patient, the features of the doctor's communication in the hospital.

Многонациональность и многоконфессиональность России закреплены конституционно. После распада СССР во многих районах центральной части страны появилось большое количество мигрантов из бывших союзных республик. Так, в Москве организуются школы, где русский язык изучается как неродной. В российские больницы обращаются пациенты различных национальностей; врачу приходится общаться с больными, принадлежащими к разным культурам, этносам и религиям. В настоящее время проблема межкультурного общения врача и пациента является весьма актуальной [1, с. 9497]. Одним из важных барьеров, который приходится преодолевать при общении людей разных национальностей, является лингвистический, или языковой, барьер.

Для обеспечения эффективности общения между представителями разных культур недостаточно преодоления языкового барьера. Для этого нужно преодолеть культурный барьер, поскольку другой язык отражает другой мир и другую культуру [2, с. 169-175]. При межкультурном взаимодействии врача и пациента, относящихся к разным национальностям, необходимо учитывать особенности национального характера, специфику эмоционального склада, национально-специфические особенности мышления, менталитета. Целью нашей

статьи является выявление проблемы межнационального общения врача и пациента и подготовка предложений по общению с пациентами разных национальностей [3, с. 194-199].

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника [4, с. 158-163]. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Врачи на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента [5, с. 86-91]. Задача медперсонала - максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления [6, с. 205-210].

© Гедулянов М.Т. © Gedulyanov M.T.

Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

- предварительной информации о медработнике;

- репутации медицинского учреждения;

- «дороги» в медицинское учреждение.

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность [7, с. 249-253].

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения [8, с. 118-127]. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуации межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.

Характеристики врача, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:

- эмпатия;

- акцептация (безусловное принятие больного);

- аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между врачом и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empathy - чувствование) -это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника [9, с. 32-36]. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразумевает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмоциональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (переживания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоциональным состоянием пациента, то врач теряет способность профессионально работать и ему требуется психологическая помощь [10, с. 41-44].

Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно [11, с. 46-49]. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и

от социального статуса пациентов, их возрастной однородности [12, с. 137-140].

Модели взаимодействия врача и пациента.

Руководство - авторитарная модель, при пассивной роли больного в лечебном процессе, когда врач исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимости лечебных мероприятий.

Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между врачом и пациентом.

Контрактная - сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении врача и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:

1. Ориентация - больной и врач знакомятся друг с другом;

2. Развернутый этап - может иметь место сотрудничество друг с другом;

3. Завершающий этап - этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общение врача с пациентами разных

возрастных групп, пациентами в стационаре

Основными условиями эффективности профессионального общения врача являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения [13, с. 337-340].

Для детей дошкольного возраста характерно:

- отсутствие осознания болезни в целом;

- неумение формулировать жалобы;

- сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;

- восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;

- усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

- чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отношение, отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с уговорами, профессиональное обращение с родственниками больного ребенка [14, с. 11-21].

Для подростков характерно:

- преобладание психологической доминанты возраста - «притязание на взрослость»;

- бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости;

- пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста.

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. [15, Орел, 2009]. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика -ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнительных пациентов.

Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно:

- психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти»;

- чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

- возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение возможности самообслуживания;

- интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на вы-здоровление[16, с.3219-323].

Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпитализация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расставание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от которого он к тому же становится зависим [17, с. 21-29]. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строгого постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют медицинские работники, сама жизнь пациента в стационаре оказывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы отношения, которые складываются у него со средними медицинскими работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, профессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания [18, с.106-108]. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними следует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их

человеческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное пациентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощностью и зависимостью.

Врач должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать [19, с. 282-284]. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.

Необходимо помнить, что при многих заболеваниях у пациентов возникают те или иные особенности психической деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабодушие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм [20, с. 48-53]. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раздражительность, язвительность, озлобленность. При острых инфекционных заболеваниях, подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внутреннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе [21, с. 116-120]. Определенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологическим и другим болезням, различным формам эндогенной интоксикации, отравлений.

В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходимое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллективе медработников. Доброжелательность в отношениях с коллегами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплинированность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

Общение в сложных конфликтных ситуациях

Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между врачами и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Человеческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотношения людей, зависит от их психологической грамотности.

Столкновение интересов (потребностей) является

истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характерологические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчинить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликто-генного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

- несовместимости характеров и психологических типов;

- наличии темперамента холерика;

- отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Нередко причиной конфликта является неправильное поведение участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

- критически оценивать партнера;

- приписывать ему плохие намерения;

- демонстрировать знаки превосходства;

- обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

- игнорировать его интересы;

- видеть все только со своей позиции;

- преувеличивать свои заслуги;

- раздражать, кричать, нападать;

- задевать «болевые» точки партнера;

- обрушивать на партнера множество претензий.

Конфликты между врачом и пациентом могут быть

разделены на реалистические и нереалистические.

Реалистические (предметные) - вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

Нереалистические (беспредметные) - имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например, предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки,столкновения и кризисы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Например, пациент после сделанного замечания вновь опоздал на процедуру.

Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расшире-

ние круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появление сомнений в правильности своего представления об этих отношениях. Например, ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не реагирует и воспринимает их как результат придирчивости.

Кризис - такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опасения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмоционального срыва, если они будут продолжаться; опасение физического насилия.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

Средства общения и использование их в психотер-певтических целях.

Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык, однако параллельно с ним широко используются и неречевые средства общения.

Для практической деятельности врача характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к врачу влияют - отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности. Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один - «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в стационаре крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

Врач в основном контактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общаться с помощью слов, т. е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных

сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обусловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической поддержке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушивании сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторону пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также активное использование прикосновений, выражающих поддержку (держать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процесса общения с пациентом и использование ободряющих междометий.

Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами. Удовлетворенность клиента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.

Взаимоотношения между врачом и пациентом -одна из важных проблем медицины. Сложности в коммуникации врач-пациент влияют на качество врачебной помощи и сказываются на течении лечебного процесса. Речь идет не только о крайних проявлениях нарушенных взаимоотношений в виде жалоб пациента на нечуткое обращение и т.д. Даже стертые проявления конфликтных взаимоотношений, невербализированные, вполне ощутимо влияют на настроение. В коммуникации участвуют обе стороны.

Влияние врача на самосознание больного

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.

Врач, обладающий профессиональными компетенциями, как педагог при общении с пациентом наиболее полно реализует принцип «исцеление через осознание» и то известное многим клиницистам положение, что

больного часто надо не только лечить, но ещё и учить и воспитывать. Учить - означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха. Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых дольные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, тенденциозности, предубеждений и суеверий.

Роль и значение педагогической психотерапии были отмечены ещё В.М. Бехтеревым. В.Н. Мясищев, его ученики и последователи успешно применяли и применяют этот метод на практике.

Педагогическая психотерапия является естественным продолжением рациональной психотерапии, отвечая полностью современным задачам психоневрологической и соматической клиник. Она стимулирует гибкость и оперативность клинического мышления врачей, обогащает принципы комплексной психотерапии, позволяя в форме индивидуальной или коллективной психотерапии решать самые актуальные вопросы интенсивного лечения и профилактики.

С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:

- избавление больных от неведения и ошибок суждения;

- коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха;

- обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы;

- обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы;

- социальное активирование заболевшей личности.

Во время сеансов педагогической психотерапии практикуются взаимное ободрение и поощрение к выздоровлению, использование так называемого «психотерапевтического зеркала», анонимное обсуждение рисунка поведения переживаний больных, соучастие, сопереживание и доброжелательное стимулирование.

Соблюдая вышерассмотренные условия общения врача с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре можно говорить о готовности врача, на примере специалиста в области стоматологии к коммуникациям, направленных на формирование общепрофессиональных компетенций в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

На наш взгляд, позволяют не только глубже осмыслить теоретические и методические основы образования будущих выпускников вуза, но и корректировать проводимый образовательный процесс с целью его совершенствования и повышения качества образования и подготовки выпускников.

Библиографический список

1. ГедуляновМ. Т. Применение фототерапии в стоматологии // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. 2017. № 3. С. 94-97.

2. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Правовое аспекты в профессиональной деятельности врача стоматолога // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2017. № 1. С. 169-175.

3. Гедулянов М.Т. Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и качество жизни // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3(76). С. 194-199.

4. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Формирование профессиональных компетенций в профилактической деятельности будущего специалиста // Эко-потенциал. 2017. № 1 (17). С. 158-163.

5. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Создание института наставничества в медицинских организациях / В сборнике: современные образовательные ценности и обновление содержания образования, сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 86-91.

6. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2(71). С. 205-210.

7. Гедулянов М.Т. Готовность врача стоматолога к коммуникации для решения задач в профессиональной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4(73). С. 249-253.

8. ГедуляноваН.С., МитяеваА.М., ГедуляновМ.Т. Развитие творческих способностей и качество подготовки выпускника вуза // Эко-потенциал. 2016. № 3(15). С.118-127.

9. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Экономическая подготовка обучающихся: теории и технологии // Образование и общество. 2016. № 3(98). С. 32-36.

10. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям // Эко-потенциал. 2015. № 4(12). С.41-44.

11. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Качество образования - цель и результат инноваций // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С.46-49.

12. Гедулянова Н.С. Регулирование отношений в образовательной организации в части вопросов подготовки практик // Эко-потенциал. 2015. № 3(11). С. 137-140.

13. Гедулянова Н.С., Гедулянов М.Т. Компетентностный подход в подготовке инженеров педагогов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4. С. 337-340.

14. ГедуляноваН.С., Горовая Л.В., БогдановичЕ.В. Рациональная модель системы наставничества как условие эффективного управления персоналом в российской организации // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2(3). С.11-21.

15. Мурадова Н.С. Экономика образовательного учреждения - инвестиции в будущее / монография / Н.С. Мурадова; Российская Федерация, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Орловский гос. ун-т». Орел, 2009.

16. Мурадова Н.С. НИРС - инвестиции в будущее // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 3. С. 319-323.

17. Мурадова Н.С. Совершенствование социально-экономической подготовки педагога в системе повышения квалификации педагогических кадров // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 21-29.

18. Мурадова Н.С. Социально-экономическая подготовка обучающихся в процессе производственного обучения // Научные исследования в образовании. 2007. № 2. С. 106-108.

19. Мурадова Н.С. Непрерывное педагогическое образование как условие формирования социально-экономической культуры педагога // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2006. № 2. С. 282 - 284.

20. Мурадова Н.С. Правовое регулирование социально-экономической подготовки педагога в системе непрерывного педагогического образования // Право и образование. 2006. № 5. С. 48-53.

21. Мурадова Н.С. Совершенствование навыков делового общения у студентов высших учебных заведений как условие модернизации российского образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2003. Т.1 № 3. С. 116-120.

References

1. Gedulyanov M.T. Application of phototherapy in dentistry // Issues of regulatory legal regulation in veterinary medicine. 2017. № 3. P. 94-97.

2. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Legal aspects in the professional activity of a dentist / / Bulletin of the Moscow University of Finance and Law. 2017. № 1. P. 169-175.

3. Gedulyanov M.T. Study of the influence of environmental factors on human health and quality of life / / Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and social sciences. 2017. No. 3 (76). P. 194-199.

4. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Formation of professional competencies in the preventive activity of a future specialist // Eco-potential. 2017. No. 1 (17). P. 158-163.

5. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Establishment of an institute of mentoring in medical organizations / In the collection: modern educational values and updating the content of education, a collection of scientific papers on the materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2016. P. 86-91.

6. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Mentoring as a condition for effective management of medical organizations in the field of dentistry // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. № 2 (71). P. 205-210.

7. Gedulyanov M.T. Readiness of the dentist for communication to solve problems in professional activity // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. No. 4 (73). P. 249-253.

8. Gedulyanova N.S., Mityaeva A.M., Gedulyanov M.T. Development of creative abilities and quality of preparation of the graduate of high school // Eco-potential. 2016. No 3 (15). P. 118-127.

9. Gedulyanova N.S., GedulyanovM.T. The economic preparation of students: theory and technology / / Education and society. 2016. No. 3 (98). P. 32-36.

10. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Key concepts of training personnel in demanded professions and specialties // Eco-potential. 2015. No 4 (12). P.41- 44.

11. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. The quality of education is the goal and result of innovation // Eco-potential. 2015. No 3 (11). P. 46-49.

12. Gedulyanova N.S. Regulation of relations in the educational organization regarding the preparation of practices // Eco-potential. 2015. No 3 (11). P. 137-140.

13. Gedulyanova N.S., Gedulyanov M.T. Competence approach in the training of engineers of teachers // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. No 4. P. 337-340.

14. GedulyanovaN.S., GorovayaL.V., BogdanovichE.V. Rational model of the mentoring system as a condition for effective personnel management in the Russian organization // Educational resources and technologies. 2013. No. 2 (3). C.11-21.

15. MuradovaN.S. Economics of an educational institution - investing in the future / monograph / N.S. Muradova; Russian Federation, Federal Agency for Education, GOU VPO «Orlovsky state. un-t. « The Eagle, 2009.

16. Muradova N.S. NIRS - Investing in the Future // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2009. No 3. P. 319-323.

17. Muradova N.S. Perfection of social and economic training of the teacher in the system of professional development of pedagogical personnel // Innovations in Education. 2007. No 3. P. 21-29.

18. Muradova N.S. Socio-economic training of students in the process of industrial training / / Scientific research in education. 2007. No 2. P. 106-108.

19. Muradova N.S. Continuing pedagogical education as a condition for the formation of the socio-economic culture of the teacher // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2006. No 2. P. 282-284.

20. Muradova N.S. Legal regulation of social and economic training of the teacher in the system of continuous pedagogical education // Right and Education. 2006. No 5. P. 48-53.

21. Muradova N.S. Improvement of the skills of business communication among students of higher educational institutions as a condition for the modernization of Russian education // Psihologo-pedagogical journal Gaudeamus. 2003. T.1 No. 3. P. 116-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.