Научная статья на тему 'Совершенствование межпредметных связей студентов технических колледжей'

Совершенствование межпредметных связей студентов технических колледжей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ФГОС СПО / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / FGOS SPO / INTEGRATED LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорев А.В., Одиноков А.С., Сучкова Е.Е., Корчевая О.Н.

Реализация ФГОС последнего поколения требует изменения подхода к подготовке выпускников СПО. Методика организации учебного процесса в СПО должна соответствовать новым образовательным стандартам. Основной упор в них делается на результат учебной деятельности, получение необходимых профессиональных компетенций. Интегрированные занятия способствуют реализации одного из основных принципов ФГОС нового поколения: принципа метапредметного подхода в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокорев А.В., Одиноков А.С., Сучкова Е.Е., Корчевая О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGES

The implementation of the latest generation of FGOS requires a change in the approach to the training of graduates of SPO. Methods of organization of educational process in the SPO should meet the new educational standards, the main emphasis in which is on the result of educational activities, obtaining the necessary professional competencies. Integrated lessons contribute to the implementation of one of the basic principles of the new generation of FGOS: the principle of metasubject approach to learning.

Текст научной работы на тему «Совершенствование межпредметных связей студентов технических колледжей»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 377.5 КОКОРЕВ А.В.

кандидат физико-математических наук, преподаватель, Филиал «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» в г. Орле. Орловский филиал ПГУПС E-mail: pears911@mail.ru ОДИНОКОВ А.С.

аспирант, преподаватель, Филиал «Петербургский государственный ууниверситет путей сообщения Императора Александра I» в г. Орле. Орловский филиал ПГУПС E-mail: odinokov.a.s@mail.ru СУЧКОВА Е.Е.

кандидат экономических наук, директор, Филиал «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» в г. Орле. Орловский филиал ПГУПС E-mail: suchkova@otjt.ru КОРЧЕВАЯ О.Н.

преподаватель, заместитель директора, Филиал «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» в г. Орле. Орловский филиал ПГУПС E-mail: kon@otjt.ru

UDC 377.5 KOKOREV A.V.

Candidate of physical and mathematical Sciences, teacher, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University in Orel. Orel branch of the University E-mail: pears911@mail.ru ODINOKOVA.S.

Post-graduate student, teacher, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University in Orel. Orel branch of

the University E-mail: odinokov.a.s@mail.ru SUCHKOVA E.E.

Candidate of Economy, Director, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University in Orel. Orel branch of

the University E-mail: suchkova@otjt.ru KORCHEVAYA O.N.

Teacher, deputy Director Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University in Orel. Orel branch of the

University E-mail: kon@otjt.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ IMPROVEMENT OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGES

Реализация ФГОС последнего поколения требует изменения подхода к подготовке выпускников СПО. Методика организации учебного процесса в СПО должна соответствовать новым образовательным стандартам. Основной упор в них делается на результат учебной деятельности, получение необходимых профессиональных компетенций. Интегрированные занятия способствуют реализации одного из основных принципов ФГОС нового поколения: принципа метапредметного подхода в обучении.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, межпредметные связи, ФГОС СПО, интегрированные занятия.

The implementation of the latest generation of FGOS requires a change in the approach to the training of graduates of SPO. Methods of organization of educational process in the SPO should meet the new educational standards, the main emphasis in which is on the result of educational activities, obtaining the necessary professional competencies. Integrated lessons contribute to the implementation of one of the basic principles of the new generation of FGOS: the principle of metasubject approach to learning.

Keywords: professional competence, interdisciplinary communication, FGOS SPO, integrated lessons.

Современный рынок труда предъявляет все большие требования к выпускникам учебных заведений среднего профессионального образования (СПО). Значит, техникум должен не только предоставить достаточный объем академических знаний, но и научить решать профессиональные задачи, развить в студентах личность, научить самостоятельно решать поставленные задачи и гибко реагировать на изменения окружающего мира.

Современная конкурентоспособная экономика предъявляет высокие требования к молодым специалистам и система образования гибко реагирует на изме-

нения в современном обществе. Это способствовало появлению в 2002 году Государственных образовательных стандартов (ГОС), которые в первую очередь были направлены на формирование у студентов готовности к решению профессиональных задач. Появление же стандартов второго поколения стало реакцией на сложившиеся противоречия между наличием знаний у студентов и неумении их применять в профессиональной деятельности.

По мере развития техники, в том числе и железнодорожном транспорте, требования к выпускни-

© Кокорев А.В., Одиноков А.С., Сучкова Е.Е., Корчевая О.Н. © Kokorev A.V., Odinokov A.S., Suchkova E.E., Korchevaya O.N.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019

кам техникумов и колледжей меняются. Это повлекло за собой появление в 2014 году новых Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения в взамен ГОС, разработанного в 2002 году. Основной акцент в них делается на создание, развитие и совершенствования общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций студентов. Использование компетентностного подхода при обучении в СПО поставило задачу разработки и внедрения соответствующих рабочих программ. Проектирование самого учебного процесса должно соответствовать новому подходу, согласно ФГОС.

Новый стандарт 2014 года отказывается от традиционных ЗУНов. Основной акцент направлен на результат обучения, который характеризуется наличием практических умений решать поставленные профессиональные задачи. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения лежат в основе требований образовательного стандарта 2014 года.

Укажем основные отличия ФГОС 3 поколения. Важным (принципиальным, основным) отличием ФГОС является его новая структура. ГОС состоял из федерального и регионального компонентов, на которые приходилось 95% и 5% соответственно. Федеральный компонент (инвариативная часть) состоит из перечня учебных дисциплин и его содержания, которые должны быть обязательно выполнены. Региональный же компонент (вариативная часть) определяется образовательным учреждением (ОУ). В ФГОС нового поколения на инвариативную часть отведено 70% от общего времени, а 30% на вариативную (дисциплины и профессиональные модули).

Появляется возможность расширить и (или) углубить профессиональную подготовку студентов техникума, получить дополнительные компетенции, умения и знания, необходимые для повышения конкурентоспособности выпускника. Это позволяет ОУ учитывать в образовательной программе конкретные особенности регионального рынка труда.

Другим отличием является то, что на основании ГОС разрабатывалась ПОП (профессиональная образовательная программа), а в соответствии с ФГОС создается ОПОП (основная профессиональная образовательная программа).

Основной акцент стандартов 2012 года делается на освоение профессиональных компетенций. Поэтому организация всего учебного процесса направлена не столько на усвоение академических знаний, сколько на их самостоятельное получение.

Коренным образом отличаются и требования этих программ. В стандартах ГОС содержатся требования к минимуму содержания, а ФГОС указывает на требования к самим результатам учебной деятельности и условия ее реализации. Это является одним из принципиальных отличий стандартов ФГОС нового поколения от ГОС - их ориентация на результат.

Принципиальным отличием ФГОС является компе-тентностый подход в обучении. Поэтому образователь-

ная программа, в соответствии с новым стандартом, должна ориентироваться не столько на выполнения предметных образовательных результатов, сколько на формирование компетентности учащихся. А это, в свою очередь, подразумевает особую роль студента в образовательном процессе. Выпускник должен не только уметь воспроизводить информацию, но и уметь самостоятельно мыслить, искать новые данные, применять их в новых жизненных ситуациях.

В соответствии с новым стандартом должны меняться учебные программы, появляется понятие «фонд оценочных средств» (ФОС). Современные образовательные программы способствуют освоению студентами новых профессиональных компетенций.

Заметим, что в настоящее время в учебные программы входят кроме целей, объема и порядка изучения дисциплины входит еще и список полученных результатов обучения. Усвоение каждой дисциплины, согласно ФГОС, подразумевает формирование у студентов соответствующих компетенций (результатов образования).

Аналогично, ФОСы должны диагностировать не только объем усвоенных знаний студента, но и степень (уровень) освоенных им компетенций.

Отличительной особенностью новых стандартов и рабочих программ является их направленность на профессиональную деятельность и, как результат, профессиональные компетенции. Но в реальной жизни профессионально-ориентированные задачи проходят формально, отсутствует система методик для реализации ПК. Это также характерно и для учебно-методической литературы в СПО. Часто наблюдается несоответствие разработанных преподавателями рабочих программ требованиям стандартов 3 поколения. Стоит отметить, что в рабочих программах не выделяются общие и профессиональные компетенции или .это носит формальный характер. Следствием этого является несоответствие содержания учебной дисциплины требованиям образовательных стандартов. Это негативно отражается на выборе содержания дисциплины.

Например, изучение темы «Ряды Фурье» часто сопровождаются достаточно стандартными прикладными задачами, не отражающими в полной мере специфику изучаемых в будущем профессиональных дисциплин.

При разработке и проектировании рабочих программ и ФОС не всегда в строгом соответствии соблюдаются основные требования ФГОС. Часто формируемые компетенции записываются формально. Это отрицательно сказывается на содержании и качестве обучения.

Грамотно сформировать, а далее и оценить формируемые у учащихся компетенции, задача достаточно трудоемкая и сложная не только в теоретическом, но и в практическом плане. Главная сложность в этом процессе является то, что общие и профессиональные компетенции формируются только в процессе деятельности. Преподаватель как раз и должен эту деятельность спланировать и грамотно организовать на занятиях. Это является, на наш взгляд, одной из самых сложных задач для преподавателей, не только на теоретическом, но и

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

на практическом уровне.

Преподаватель должен совмещать как традиционные функции (разработка рабочих программ и фондом оценочных средств), так и новые для себя функции: координировать самостоятельную деятельность студентов, направленную на развитие требуемых образовательным стандартом общих и профессиональных компетенций.

В настоящее время существует множество трактовок понятия «компетентность». Будем понимать компетентность не только как набор традиционных знаний, умений и навыков, но и способности и личные качества учащихся, при решении профессиональных задач с использованием междисциплинарного взаимодействия, которые он может применить в своей будущей профессиональной деятельности. С этой точки зрения, компетентность рассматривают как развитие профессионализма в практической деятельности.

В самом понятии «компетентность» заложен принцип междисциплинарной интеграции (объединение содержания учебных дисциплин естественнонаучного и профессионального учебного циклов создает единую картину мира у студентов, что формирует познавательную деятельность и, следовательно, развивает необходимые компетенции). Интеграционная характеристика учащихся расценивается как его компетентность.

Отметим основные проблемы внедрения компетентностно-ориетированных образовательных задач. Основной проблемой является осознание преподавателями такого объемного и сложного понятия, как профессиональная компетенция. Преподаватель должен сам понять сущность этого многомерного конструкта, освоить методы, цель своей деятельности. А как следствие и студентов будет понимать для чего и чему он учится.

Основные нововведения и важные особенности ФГОС давно сформулированы и изложены достаточно ясно и четко.

В настоящее время, в процессе подготовки студентов в системе СПО, междисциплинарная интеграция не имеет достаточного теоретическо-научного обоснования. Имеются проблемы в практической реализации основных подходов ФГОС: препятствия внутреннего восприятия ПК, специфика ПК в СПО.

Интегрированные уроки могут использоваться для совершенствования межпредметных связей. Это будет способствовать решению поставленных задач в новом стандарте ФГОС для СПО.

Одной из главных задач ФГОС последнего поколения является переход от получения разобщенных знаний к целостной картине мира у учащихся. Для этого требуется систематизация всех ранее полученных знаний студентов. Поэтому основным требованием современного образования является становление общей картины мира, подчинение всего курса обучения единой логике, а также упорядочение ранее полученных знаний.

Возникает противоречие между существующей (традиционной) научно-методическим обеспечением и

требованиями, предъявляемыми к выпускникам средних учебных заведений (реализацией ФГОС нового поколения)

В ходе изучения литературы по данному вопросу, становится ясно, что этой теме уделяется большое количество внимания. Стоит отметить последние работы посвященные совершенствованию методики внедрения интегрированных уроков в педагогической процесс: «Дидактические условия интегрированной естественнонаучной подготовки старшеклассников в профильных классах» Куреневой Татьяны Владимировны (2006 год), «Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах» Люцкане Людмилы Ивановны» (2001 год). Также встречаются научные разработки и исследования по теме выявления и реализации межпредметных связей (И. Д. Зверев, В.Н. Максимова,

A.В. Усова, В.Н. Федорова, П.Р. Атутова, А.И. Бугаева, Н.Н. Бутыринской, И.Д. Зверева). Укажем авторов работ, в которых нашли отражение вопросы посвященные интегрированному обучению: А.Я. Данилюка, Г.К. Селевко, Е.Ю. Сухаревской, Ю.С. Тюнниковой. Вопросами интеграции знаний посредством межпредметных связей занимались многие зарубежные исследователи - Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. В отечественной литературе можно выделить разработки К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерова, И.Д. Зверева,

B.Н. Максимова, В.К. Кириллова, Н.А. Лошкарева, Л.Я. Зорина, Н.М. Сокольникова.

Во второй половина 20-го столетия вопросы, связанные с межпредметными связями были одними из ведущих в работах известных педагогов-дидактов: М.Т. Баранова, Г.И. Беленький, Г.Б. Вершинина, Ф.Д. Дейкина, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова, Т.М. Пахнова, Н.Н. Ушаков, Л. А. Ходякова и других.

В педагогике межпредметные связи служат средством для решения, как методических, так и общепедагогических задач: обеспечение практической направленности обучения, формирование прочных знаний, развитие познавательного интереса учащихся, создание целостной картины мира у учащихся и расширения их кругозора.

Тематика интегрированных уроков в классической педагогике давно исследуется. Известные отечественные ученые-дидакты (И.Д. Зверев, Л.Я. Зорина, М.М. Скаткин и др.) отмечали, что важно придерживаться принцип единства природы при включении таких уроков учебный процесс.

В настоящее время интегрированный урок характеризуется как достаточно сложная форма учебно-воспитательного процесса студентов. Для использования данной формы работы от педагогов требуется длительная и тщательная подготовка к проведению занятия. Основной идеей данного урока является объединение двух или более различных учебных дисциплин, модулей, междисциплинарных курсов, которые объединяются одной общей темой, понятием, проблемой.

Анализ психолого-педагогической литературы из-

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (83), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 83. 2019

вестных педагогов-практиков и многолетняя личная педагогическая практика показала, что применение таких форм занятий способствует не только более глубокому усвоению материала, но и развитию познавательной активности учащихся. В процессе проведения таких уроков, учащиеся широко применяют полученные знания из различных учебных дисциплин, то есть имеет место развитие межпредметных связей.

Принимая во внимание вышесказанное, получим, что посредством применения интегрируемых уроков реализуется один из основных принципов современной образовательной стратегии, которая отражена в ФГОС нового поколения: метапредметный подход при обучении (приведение образовательного процесса в естественную органическую связь с жизнью).

В итоге, преподаватель получает новые инструменты для повышения у учащихся интереса к предмету. Межпредметные связи развивают у студентов навыки применения теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплин естественнонаучного учебного цикла в профессиональную деятельность. В ходе этого процесса у студентов развивается такая важная мыслительная деятельность, как синтез знаний из нескольких областей. В следствии этого, у студентов развивается интерес к системному подходу к обучению. Заметим, что такой подход в обучении способствует развитию важного качества современной личности: самостоятельность.

Раздробленность учебных дисциплин естественнонаучного, общеучебного и общепрофессионального циклов является серьезным недостатком в подготовке студентов. Как раз внедрение в образовательный процесс интегрированных занятий помогает минимизировать данное слабое место профессиональной подготовки. Студенты могут наглядно проследить связи между естественнонаучными и прикладными дисциплинами, понять прикладную направленность изучаемых дисциплин.

Характерной особенностью подготовки к интегрированным занятиям является то обстоятельство, что преподаватель использует материал (определение, тема, явление) из разных дисциплин. Вспомогательные дисциплины способствуют повышению и развитию интереса учащихся, углубляют и расширяют знания в основной дисциплине.

Анализируя современную учебно-методическую литературу, а также собственный опыт работы в техникуме, авторы пришли к выводу, что интегрированные занятия целесообразно проводить на этапе обобщения

и систематизации знаний. Проведение же занятий несколькими преподавателями с использованием интерактивных образовательных технологий способствует повышения объема и уровня индивидуальной работы учащихся.

Большинство современных рабочих программ, методических разработок и сама практическая реализация во многом дублирует или полностью повторяет содержание старых стандартов, как и сама методика организации всего учебного процесса в техникумах.

Большинство внимания ученых, педагогов и практиков уделяется новым стандартам в школьном образовании или вузовском. Проведено научное и практическое обоснование большого количества новых педагогических идей, посвященных реализации межпредметных связей. Ранее предпринимались определенные попытки реализации этих идей в среднем образовании. Однако широкого распространения эта тема в настоящее время не получила. Соответственно методическая реализация новых стандартов на уровне СПО остается мало осве-щённой темой.

Основной идеи настоящей работы является внедрение интегрированных уроков в СПО, объединяющие в себе естественнонаучные дисциплины. Такие уроки должны быть систематическими. Их внедрение помогает установить связь между фундаментальными знаниями студентов и прикладными профильными дисциплинами.

Данные занятия целесообразно проводить, в качестве обобщающего занятия по различным модулям, разделам и темам.

Рассмотрим примеры занятий, которые могут быть реализованы в форме интегрированных уроков естественнонаучной дисциплины «Прикладная математика» и общепрофессиональной «Радиотехнические цепи и сигналы» для студентов 2 курса технического колледжа (техникума) по специальности 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)».

При анализе ФГОС по данной специальности выявлено, что дисциплины «Прикладная математика» и «Радиотехнические цепи и сигналы» формируют общую компетенцию: ПК 1.3 Мы выбрали следующий тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Ряды Фурье».

Далее приведем таблицу 1, где указывается взаимосвязь приведенных выше дисциплин.

При выявлении межпредметных связей при форми-

Таблица 1.

Коды и содержание формируемых компетенций согласно ФГОС Совокупность действий студентов на интегрированном уроке

Прикладная математика Радиотехнические цепи и сигналы

ПК 1.3. Производить пусконаладочные работы по вводу в действие транспортного радиоэлектронного оборудования различных видов связи и систем передачи данных Обучающимся было предложено произвести разложение в ряд Фурье периодической последовательности импульсов и построить спектральные диаграммы. Обучающиеся экспериметально с помощью приборов определяют спектр сигнала. Сравнивают полученные значения. Преподаватель разъясняет физическую сущность спектра и его применение в связи

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ровании других ПК можно аналогично составить уроки по другим темам.

Такие занятия могут проводиться как одним преподавателем предметником, так и несколькими (с привлечением преподавателей профильных дисциплин). Это способствует тому, что вначале изучения специальных дисциплин преподавателю не приходится давать заново старые знания по-новому (что отрицательно сказывается на студентах), а достаточно вспомнить уже имеющие

знания, полученные на занятиях по естественнонаучным дисциплинам.

В итоге, внедрение интегрирующих занятий, связывающих естественно научные и профильные дисциплины, способствуют не только формированию и реализации ПК, подчинению дисциплин учебного курса в единую логическую цепочку, но и является важным мотивирующим фактором дальнейшего развития студента, как личности.

Библиографический список

1. Багачук А.В., Фоменко Е.В., Кизелевич И.Е. Интегрированные уроки как средство формирования метапредметных результатов обучения в процессе математической подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (часть 1).

2. Яфизова Р. А. Реализация междисциплинарных связей математики и информатики в системе среднего профессионального образования \\ Сибирский педагогический журнал. 2011. №12. С.160-166.

3. Дмитриева Ф. В. Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО через внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных задач // Вестник СВФУ. 2012. №3. С.131-135.

4. Валеев Х. М. Формирование профессиональных компетенций студентов технического колледжа при изучении интегрированных курсов : диссертация ... канд. Пед. наук. Троицк, 2009. 180 с.

References

1. Bogachuk A. V, Fomenko E. V. Kiselevich I. E. Integrated lessons, as a form of interdisciplinary learning outcomes in the mathematics education // Modern problems of science and education. 2015. № 1 (part 1).

2. HafizovaR. A. the Implementation of interdisciplinary connections of mathematics and computer science in secondary vocational education \\ Siberian pedagogical journal. 2011. №12. Pp. 160-166.

3. F. V. Dmitrieva The formation of professional competences of students of SPO through the introduction of practice-oriented tasks in the educational process. 2012. No. 3. Pp. 131-135.

4. ValeevH. M. Formation of professional competences of students of technical College in the study of integrated courses: Candidate thesis in pedagogics. Troitsk, 2009. 180 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.