Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
ПОДГОТОВКА
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Потемкина Татьяна Валерьевна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, доктор педагогических наук, доцент, [email protected]
НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В результате анализа системы подготовки и повышения квалификации преподавателей и руководителей среднего профессионального образования (СПО) автор статьи приходит к выводу о том, что разрозненность профессиональной подготовки преподавателей колледжей и техникумов, отсутствие системы повышения квалификации, способной удовлетворить запросы всех групп слушателей (руководителей и преподавателей системы СПО), значительно затрудняет решение проблемы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова:
повышение квалификации; среднее профессиональное образование; преподаватель; руководитель.
Одним из приоритетов стратегического развития российского образования является модернизация среднего профессионального образования. Пристальное внимание к среднему профессиональному образованию (СПО) связано с возрастающей потребностью современной экономики в квалифицированных рабочих кадрах, обладающих профессиональной мобильностью, способных работать в меняющихся экономических условиях.
По данным открытых источников (Федеральный портал «Российское образование»), количество образовательных организаций СПО составляет более 3500, в данный перечень не вошли колледжи и техникумы, которые функционируют при вузах в качестве структурных подразделений, то есть можно предположить, что их гораздо больше, чем указано в официальной статистике.
84
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
На данном уровне профессионального образования идет подготовка специалистов более чем по 200 специальностям. Количество студентов, охваченных программами СПО, по прогнозным данным на 2015 год составляет 1863,5 тыс. человек [14].
Реализуемые в данный момент изменения коснулись прежде всего содержания образования, связанного с введением ФГОС СПО.
Программы подготовки специалистов среднего звена в рамках принятых стандартов предполагают наличие педагогического состава, способного реализовывать содержание учебных циклов разного направления (общегуманитарного и социально-экономического, математического, естественнонаучного и профессионального) с учетом новых требований к квалификации выпускников учреждений СПО.
Несмотря на то, что за последнее время несколько изменился педагогический состав колледжей и техникумов за счет привлечения кандидатов и докторов наук, штатный состав преподавателей по-прежнему требует серьезного обновления.
Проводимые исследования в области подготовки педагогических кадров для системы СПО [3; 6; 9 и др.], показывают, что проблемы в системе среднего профессионального образования связаны именно с кадровым обеспечением. Штат учебных заведений почти не пополняется преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства; недостаточно активно ведется профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих работников учебных заведений СПО разного профиля.
В профессиональном стандарте преподавателя СПО [11] сформулированы трудовые функции, которые соответствуют требованиям ФГОС СПО. Данные функции определяют обязательное наличие компетентности преподавателя в области владения новыми педагогическими технологиями, навыками педагогического контроля в условиях кредитномодульной системы обучения, умения создавать рабочие программы учебных курсов с учетом требований ФГОС СПО, наличие способности организовывать исследовательскую и проектную деятельность студентов, совместно с мастерами производственно обучения участвовать в разработке учебно-производственных программ и т.д.
Анализ структуры и содержания образовательной программы подготовки специалистов среднего звена позволяет разделить весь корпус преподавателей на несколько направлений в зависимости от их базовой профессиональной подготовки.
В рамках первого направления подготовка преподавателей общегуманитарного, математического и естественнонаучного циклов осуществляется на базе педагогических вузов, чаще всего без учета специфики педагогической деятельности преподавателя СПО [10].
Подготовка преподавателей второго направления, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих специалистов, осуществляется разными учебными заведениями высшего профессионального образования.
85
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
Преподаватели данных дисциплин оканчивают либо высшее профессиональное учебное заведение, не предполагающее педагогической подготовки (медицинские, технические, финансово-экономические вузы, институты культуры и искусства и т.д.), либо высшее профессиональное учебное заведение индустриально-педагогической направленности (таких вузов в нашей стране единицы).
В результате проведенных опросов преподавателей разных учебных курсов и дисциплин были выявлены трудности, с которыми сталкиваются преподаватели средних профессиональных учебных заведений, что дает возможность определить недостатки в подготовке данной группы специалистов.
Например, в педагогических вузах (кроме индустриально-
педагогических) не учитывается специфика преподавания в средних профессиональных учебных заведениях, которая предполагает прежде всего освоение деятельностного подхода в организации аудиторных, практических, лабораторных работ, владение новыми педтехнологиями преподавания профессионально ориентированных дисциплин, ведения учебно-воспитательной работы с разновозрастным коллективом,
особенности профессиональной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.
Преподаватели, не имеющие профессионального педагогического образования, окончившие технические, медицинские, юридические вузы, высшие учебные заведения культуры и искусства и др., испытывают трудности в отношении осуществления процесса обучения, поскольку вообще не имеют необходимых знаний и практических умений, связанных с педагогической работой.
Общей проблемой в работе преподавателей всех направлений является отсутствие специальной профессиональной подготовки в отношении проведения воспитательной работы со студентами средних профессиональных учебных заведений [15], организации учебного процесса с учетом требований ФГОС СПО.
Одним из эффективных путей корректирования подготовки преподавателей является система дополнительного профессионального образования, в частности, институты повышения квалификации, центры профессионального образования и т.п.
Однако практика показывает, что существующая в настоящее время система повышения квалификации и переподготовки специалистов данного профиля пока не способна удовлетворить все запросы. И связано это прежде всего с тем, что взаимодействие методических служб учреждений СПО разных типов и профессиональной направленности с учреждениями дополнительного профессиональнорго образования малоэффективна. Отчасти это связано с системой управления СПО.
Систему управления организациями среднего профессионального образования можно разделить на два вида:
• К первому виду относятся техникумы и колледжи, управление которыми носит ведомственных характер и осуществляется через методические службы
86
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
конкретного министерства (ведомства). Так, например, театральные,
музыкальные колледжи, училища искусств относятся к Министерству культуры, железнодорожные училища - к Министерству путей сообщения и т.д.
• Ко второму виду относят учреждения регионального
(муниципального) подчинения, готовящие специалистов для нужд региона (города). Методическое сопровождение этих учебных заведений
осуществляется через региональные методические службы.
В результате проведенной в начале 2000 регионализации учреждений СПО произошло переподчинение учебных заведений, принадлежащих федеральным министерствам и ведомствам, региональным органам управления [1]. Это повлекло за собой создание в регионах дополнительных структурных подразделений, занимающихся координацией работы
образовательных организаций СПО (методических кабинетов, отделов и т.д.).
Каждое сформированное в регионе структурное подразделение управления средним профессиональным образованием призвано выполнять свою функцию:
• структуры, занимающиеся проблемами управления профессиональным образованием, являясь подразделением региональных органов управления, координируют деятельность учебных заведений, как правило, через взаимодействие с Институтами развития образования, которые сопровождают разработку содержания направлений подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, курируют экспериментальную и научнометодическую работу в организациях СПО региона или города;
• методический центр (если таковой имеется в регионе) сопровождает работу методических служб колледжей и техникумов регионального подчинения;
• институтом повышения квалификации проводится работа по совершенствованию работы преподавателей, разработке программ их профессионального развития.
Централизация в осуществлении взаимодействия между разными структурами и подразделениями управления образованием, безусловно, имеет свои преимущества, при которых:
• реализуется единый подход к осуществлению мер по работе с преподавательским составом;
• сохраняется единое информационное образовательное пространство по взаимодействию структурных подразделений.
Вместе с тем существуют и некоторые сложности, в частности, вследствие централизации образовательной структуры, практически исключается взаимодействие методических служб в области повышения квалификации и методического сопровождения преподавателей, ведущих дисциплины профессионального цикла в учреждениях, имеющих узкую специализацию (финансовый колледж, художественно-технический колледж, электротехнический техникум и т.п.), с вузами ведомственного подчинения, также имеющими узкую специализацию.
87
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
Рассмотрим систему взаимодействия организаций, занимающихся повышением квалификации преподавателей и руководителей средних профессиональных учебных заведений федерального (отраслевого)
подчинения (рис. 1).
Рис. 1.
Сложная структура взаимодействия методических служб средних специальных учебных заведений отраслевого (ведомственного) подчинения, значительная удаленность структурных подразделений системы управления учреждениями ведет к ослаблению связей между отраслевыми центрами повышения квалификации специалистов и конкретным колледжем или техникумом по вопросам повышения квалификации преподавателей дисциплин профессионального цикла. Это же приводит и к ограничению взаимодействия учреждений повышения квалификации работников образования с учреждениями СПО.
Не лучше обстоят дела с профессиональной поддержкой руководителей образовательных организаций СПО. Изучение проблем подготовки руководителей колледжей и техникумов [2] показывает недостаточную включенность системы ДПО и методических служб в процесс профессионального развития данной группы руководителей.
Деятельность директора образовательной организации СПО в настоящее время сопровождается постоянным изменением требований к его подготовке. Отмечается усиление внимания к способности руководителя разрабатывать и реализовывать образовательные стратегии, происходит включение социума в деятельность организаций СПО, увеличивается нагрузка на образовательную организацию с точки зрения управления финансовыми ресурсами, возникают общественные формы оценки деятельности как руководителя, педагогов, так и образовательных организаций в целом и т.д. [13].
88
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
К сожалению, анализ содержания программ повышения квалификации региональных организаций ДПО показывает, что в предлагаемых для руководителей СПО курсах недостаточно отражена специфика их деятельности. Чаще всего их обучение проходит совместно с директорами дошкольного и общего среднего образования.
Следует отметить, что во многих Институтах повышения квалификации отсутствуют также целевые программы, адресованные данной категории работников среднего профессионального образования, в содержании которых отражены современные тенденции в развитии педагогики, современные технологии обучения студентов средних профессиональных учреждений, позволяющие решать вопросы подготовки конкурентоспособных, эрудированных специалистов, способных к самосовершенствованию.
Содержание работы отраслевых структур повышения квалификации специалистов при отсутствии тесной связи с учреждениями педагогического образования приводит к тому, что при повышении квалификации преподавателей профессиональных дисциплин недостаточное внимание уделяется педагогической подготовке, включающей самые разные аспекты деятельности преподавателя техникума или колледжа (воспитательный, методический и др.).
Таким образом, существующая разрозненность профессиональной подготовки преподавателей, отсутствие системы повышения квалификации, способной удовлетворить запросы всех групп преподавателей, значительно затрудняет решение проблемы реализации ФГОС СПО.
Отдельно следует сказать о динамике исследовательской практики, обеспечивающей сохранения принципа научности в разработке и внедрении концепций, законов, направленных на поддержку изменений, влияющих на устойчивое развитие системы образования в целом и среднего профессионального образования в частности.
Проведенный статистический анализ количества психологопедагогических исследований в области образования в 2014 году (количество защищенных диссертационных работ) показал следующее:
Значительная часть исследований проведена в области поддержки высшего профессионального образования - около 49% от общего числа диссертаций, защищенных в 2014 году. Диссертационные работы в области изучения и поддержки среднего профессионального образования составляют около 6%.
Выявленные недостатки определяют пути совершенствования структуры и содержания взаимодействия учреждений разного уровня по вопросам повышения квалификации преподавателей и руководителей СПО, а именно:
• проводить координационную работу между учреждениями
повышения квалификации педагогических работников и институтами повышения квалификации специалистов отрасли, что даст возможность реализовывать программы, интегрирующие содержание профессиональных дисциплины с учетом требования ФГОС СПО;
89
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
• осуществлять работу по использованию методов дистанционного обучения при повышении квалификации преподавателей колледжей и техникумов;
• разработать целевые программы повышения квалификации и переподготовки для молодых преподавателей и руководителей средних профессиональных учебных заведений;
• разработать содержание и структуру ДПО, которые были бы нацелены на формирование новой генерации кадрового потенциала в системе среднего профессионального образования;
• разработать эффективные программы по подготовке и переподготовке разных категорий педагогических кадров системы средних профессиональных учебных заведений (руководителей, методистов, преподавателей-организаторов, преподавателей разных учебных дисциплин);
• осуществлять централизованную методическую поддержку работы преподавателей с разным базовым образованием (как педагогическим, так и не педагогическим);
• вести научно-исследовательскую работу по актуальным проблемам среднего профессионального образования;
• осуществлять целенаправленную работу по развитию психологопедагогической компетентности преподавателей, направленной на
формирование умений грамотно проводить диагностику и коррекцию учебно-воспитательного процесса при сопровождении разновозрастных групп; разработать эффективные методы по управлению качеством среднего профессионального образования;
• активизировать работу по созданию учебно-методических материалов для обеспечения непрерывного профессионального образования преподавателей и руководителей СПО с использованием современных технологий обучения.
Литература
1. Анисимов П.Ф. Инновационные процессы в системе среднего профессионального образования // Инновации в российском образовании: среднее профессиональное образование. М: МПГУ, 2001. С. 3-11.
2. Грабницкая Т.А. Развитие лидерского потенциала руководителей учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2010. 24 с.
3. Денисова Л.Н. Методическая служба колледжа: цели, задачи, формы работы // Среднее профессиональное образование. 2004. №3. С. 68-82
4. Довгань В.В. Создание и использование электронного образовательного ресурса в составе информационно-методического обеспечения учебного процесса (на примере подготовки преподавателей среднего профессионального образования строительных специальностей): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2012. 23 с.
90
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
5. Ерошенко Т.Л. Формирование педагогической компетентности преподавателей среднего профессионального образования на рабочем месте: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2012. 24 с.
6. Ерошина В.И. Организация методической службы в учреждениях профессионального образования // Инновации в образовании. 2003. №5. С. 19-33.
7. Игнатенко Ж.В. Модернизация методической службы о
образовательные учреждения на основе информационных технологий // Среднее профессиональное образование. 2004. №3. С. 11-14.
8. Ломакина Т.Ю. Реализация федеральных государственных
стандартов среднего профессионального образования в учебном процессе колледжа [Электронный ресурс] // Научные исследования в образовании: [сайт]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-federalnyh-
gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-uchebnom-protsesse.htm (дата обращения: 18.05.2015).
9. Моштаков А. А. Кластерный подход к формированию профессиональной компетентности преподавателей учреждения среднего профессионального образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Великий Новгород, 2014. 26 с.
10. Потемкина Т.В. Гуманитарные дисциплины в среднем профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2006. №2. С .29-31.
11. Проект профессионального стандарта «Преподаватель
(педагогическая деятельность в профессиональном образовании,
дополнительном профессиональном образовании, дополнительном
образовании)» [Электронный ресурс] // ФГАУ ФИРО: [портал].
URL: http://www.firo/professional-standard.htm. (дата обращения: 14.05.2015).
12. Саханский Н.Б. Основные виды консультационной деятельности в сфере образования // Управление образованием: теория и практика. 2014. №3(15). С. 108-130.
13. Чечель И.Д., Потемкина И.Д. Формы и методы профессионального становления и развития директора общеобразовательной организации // Управление образованием: теория и практика. 2014. №3(15). С. 91-107.
14. Численность учащихся и персонала образовательных учреждений Российской Федерации (прогноз до 2030 года) / Ф.Э. Шереги [и др.]. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2013. 164 с.
15. Шайхутдинова Г.А. Профессиональная подготовка преподавателей ссуз к воспитательной деятельности (в системе повышения квалификации): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2004. 18 с.
91
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
Potemkina Tat'yana Valer'evna,
The Federal State Budgetary Scientific Institution
«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education», the Head of the Laboratory, Doctor of Pedagogics, Assistant professor, [email protected]
SHORTCOMINGS OF SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HEADS AND TEACHERS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
Annotation
As a result of the analysis of system of preparation and professional development of teachers and heads of the secondary professional education (SPE) the author of article comes to a conclusion that separation of vocational training of teachers of colleges and technical schools, lack of the system of professional development capable to satisfy inquiries of all groups of listeners (heads and teachers of system of SPE), considerably complicates a solution of the problem of implementation of the Federal state educational standards.
Keywords:
professional development; secondary professional education; teacher; head.
92