Научная статья на тему 'Диагностика эффективности научно-методического обеспечения формирования готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС СПО'

Диагностика эффективности научно-методического обеспечения формирования готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / METHODOLOGICAL SUPPORT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / METHODICAL WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / PROFESSIONAL QUALIFICATION / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Лариса Геннадьевна

В данной статье рассмотрен вопрос о ходе и результатах экспериментальной работы по выявлению эффективности организационно-педагогических условий научно-методического обеспечения формирования готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС СПО. Описаны методики по изучению факторов привлекательности педагогической профессии, по изучению мотивационной структуры в области труда. Особое внимание уделяется диагностике профессиональной подготовленности преподавателей к педагогической деятельности, обоснована необходимость совершенствования профессиональных качеств педагогических работников, повышения уровня сформированности их общих и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Лариса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTING OF EFFECTIVENESS OF METHODOLOGICAL SUPPORT FOR FORMATION OF READINESS OF TEACHING STAFF FOR IMPLEMENTATION OF FSES SPE

This article discusses the progress and results of the experimental work to identify effective organizational and pedagogical conditions of methodological support for formation of readiness of teaching staff to implement the FSES SPE. This article describes the technique to study the factors of attractiveness of teaching profession, to study the motivational structure in the field of labor. Particular attention is paid to the testing of professional training of teachers for teaching activity, the necessity of improving professional skills of teachers, increasing the level of formation of general and professional competences are substantiated.

Текст научной работы на тему «Диагностика эффективности научно-методического обеспечения формирования готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС СПО»

УДК 377.112

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

TESTING OF EFFECTIVENESS OF METHODOLOGICAL SUPPORT FOR FORMATION OF READINESS OF TEACHING STAFF FOR IMPLEMENTATION OF FSES SPE

Л. Г. Богданова

L. G. Bogdanova

ФГНУ СПО «Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования», г. Казань

Аннотация. В данной статье рассмотрен вопрос о ходе и результатах экспериментальной работы по выявлению эффективности организационно-педагогических условий научно-методического обеспечения формирования готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС СПО. Описаны методики по изучению факторов привлекательности педагогической профессии, по изучению мотивационной структуры в области труда. Особое внимание уделяется диагностике профессиональной подготовленности преподавателей к педагогической деятельности, обоснована необходимость совершенствования профессиональных качеств педагогических работников, повышения уровня сформированности их общих и профессиональных компетенций.

Abstract. This article discusses the progress and results of the experimental work to identify effective organizational and pedagogical conditions of methodological support for formation of readiness of teaching staff to implement the FSES SPE. This article describes the technique to study the factors of attractiveness of teaching profession, to study the motivational structure in the field of labor. Particular attention is paid to the testing of professional training of teachers for teaching activity, the necessity of improving professional skills of teachers, increasing the level of formation of general and professional competences are substantiated.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, образовательный стандарт, методическая работа, профессиональная компетентность, профессиональная квалификация, эксперимент, мотивация.

Keywords: methodological support, educational standard, methodical work, professional competence, professional qualification, experiment, motivation.

Актуальность исследуемой проблемы. Для эффективной реализации ФГОС в системе среднего профессионального образования необходимо уделять большое внимание комплексному научно-методическому обеспечению образовательного процесса, направленного на удовлетворение потребностей педагогов в конкретной информации, нацелен-

ной на совершенствование учебного и воспитательного процессов и образовательного пространства как на глобальном, так и на локальном уровнях. Целенаправленная система методической работы в образовательной организации обеспечит создание необходимых условий по сопровождению подготовки педагогов к реализации ФГОС СПО. Главным результатом методической работы в колледже будет профессиональный рост каждого педагогического работника, это проявится в освоении и применении им новых профессиональных знаний и умений, в развитии его позитивного, ценностного отношения к изменениям в системе образования, накоплении им полезного опыта для реализации требований ФГОС СПО.

Материал и методика исследований. При проведении экспериментальной работы использовался следующий диагностический инструментарий: методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова; тест Ф. Герцберга по изучению мотива-ционной структуры в области труда; диагностика профессиональной подготовленности педагогических работников к педагогической деятельности по В. И. Зверевой; анкета «Исследование профессиональной компетентности педагогических работников».

Результаты исследований и их обсуждение. Современная модернизация профессионального образования основана прежде всего на инновационных процессах в области организации объединенных образовательных структур, реализующих задачи многопро-фильности и непрерывности, что предполагает поиск интенсивных путей систематизации содержания обучения в различных системах его научно-методического обеспечения. Под научно-методическим обеспечением образовательного процесса в исследовании понимается, во-первых, обеспечение проектирования всех его компонентов: целей, содержания, форм, методов, средств обучения; во-вторых, обеспечение реализации данных компонентов в педагогической практике [1], [2], [4], [6], [7], [9]. В состав научно-методического обеспечения входят структурные компоненты, необходимые для проектирования и реализации образовательного процесса, составляющие его целостность [7, 216].

Основной целью методической работы в период внедрения и реализации ФГОС СПО является обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации образовательных стандартов через создание системы непрерывного профессионального развития. Главным результатом методической работы будет формирование профессиональной компетентности каждого педагогического работника, это проявится в освоении и применении им новых профессиональных знаний и умений, в развитии его позитивного, ценностного отношения к изменениям в системе образования, накоплении им полезного опыта для реализации требований ФГОС СПО [5, 18]. Для достижения положительного результата необходимо выделить организационно-педагогические условия научно-методического обеспечения формирования готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС СПО в образовательных организациях: реализация модели научно-методического обеспечения, апробация авторской модульной программы «Теоретические и научно-методические аспекты реализации ФГОС СПО», повышение квалификации педагогических работников в процессе реализации ФГОС СПО на основе принципа непрерывного образования, предполагающего обучение в течение всей жизни [3, 89].

Экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогических условий научно-методического обеспечения формирования готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС СПО проводилась в государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Бугульминский строительно-технический колледж» с 2011 по 2015 гг. Эксперимент проводился среди

педагогических работников колледжа в течение трех лет, на этапе внедрения и реализации ФГОС СПО третьего поколения, т. е. в период, когда была фактически закончена теоретическая подготовка и начала осуществляться практическая подготовка специалистов среднего звена.

Для проведения педагогического эксперимента нами была разработана программа, состоящая из двух основных этапов.

I этап - констатирующий эксперимент, в процессе которого путем диагностики мы изучили исходные данные по нескольким показателям, в совокупности составляющим целостное значение понятия «профессиональная компетентность»:

- изучение мотивационной структуры в области профессиональной деятельности;

- оценка факторов привлекательности профессии у педагогических работников колледжа;

- диагностика профессиональной подготовленности педагогических работников к педагогической деятельности.

II этап - формирующий эксперимент, включающий в себя:

- апробирование нового содержания методической подготовки педагогов, разработанного на основе внедрения модели научно-методического обеспечения формирования готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС СПО;

- внедрение в образовательный процесс специальной модульной программы «Теоретические и научно-методические аспекты реализации ФГОС СПО» [2, 116];

- проведение повторной диагностики с педагогическими работниками колледжа;

- обобщение результатов педагогического эксперимента и определение эффективности научно-методического обеспечения формирования готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС СПО.

В ходе констатирующего этапа эксперимента нами было изучена мотивационная структура деятельности педагогов в профессиональной области, выполнена оценка факторов привлекательности собственной профессии у педагогических работников образовательной организации; проведена диагностика профессиональной подготовленности педагогических работников к профессиональной деятельности; исследована профессиональная компетентность педагогов образовательной организации с целью выявления у них затруднений на этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Диагностический инструментарий был представлен следующими методиками:

1) методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова;

2) тест Ф. Герцберга по изучению мотивационной структуры в области труда [10, 87];

3) диагностика профессиональной подготовленности педагогических работников к педагогической деятельности В. И. Зверевой [8, 56];

4) анкета «Исследование профессиональной компетентности педагогических работников» [7, 202].

Результаты изучения факторов привлекательности профессии у педагогических работников колледжа показали средний уровень удовлетворенности профессией: у преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин К3=+0,37, у мастеров производственного обучения КЗ=+0,44.

Наибольшее позитивное значение в группе преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин имели такие факторы, как достойный заработок (КЗ=+1), работа

требует постоянного творчества (КЗ=+0,89), соответствие работы способностям педагога (КЗ=+0,87), профессия является одной из важнейших в обществе (КЗ=+0,85), общение с людьми, возможность достичь социального признания, уважения и соответствие работы характеру преподавателя (КЗ=+0,78), возможность самосовершенствования (КЗ=+0,72).

Негативное влияние на преподавателей оказали следующие факторы: частый контакт с людьми (КЗ=-1), длительный рабочий день (К3=-0,03).

В группе мастеров производственного обучения наибольшее позитивное значение имели такие факторы: возможность самосовершенствования (К3=+0,83), постоянное общение с людьми и возможность достичь признания, уважения (К3=+0,73), соответствие работы способностям педагога (КЗ =+0,69). Негативное влияние на мастеров производственного обучения оказали такие же факторы, как и в группе преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин: длительный рабочий день (КЗ=-0,02), частый контакт с людьми (КЗ=-0,92).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что уровни удовлетворенности профессией у педагогических работников ГАОУ СПО «Бугульминский строительно-технический колледж» в группах различаются не существенно.

Результаты исходного уровня структуры трудовой мотивации, полученные в констатирующем эксперименте, показали, что характерным в группах преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин и мастеров производственного обучения было сочетание внешних (гигиенических) и внутренних (мотивационных) факторов. В обеих группах на первом месте отмечены финансовые мотивы (внешние), но из 8 факторов преобладают внутренние факторы: карьера, продвижение по службе и д о-стижение личного успеха при ответственном отношении к работе. Данный факт означает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.

По результатам диагностики профессиональной подготовленности преподавателей к педагогической деятельности по трем блокам было выявлено, что лучшие результаты имеют преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин. Это связано с тем, что, во-первых, все преподаватели данной группы имеют высшее образование (100 %): 42 человека (75 %) - высшее педагогическое, остальные (25 %) - высшее профессиональное по профилю деятельности; шестеро преподавателей прошли дополнительную профессиональную переподготовку, что также отразилось на результатах диагностики. Во-вторых, количественный состав по наличию квалификационных категорий у преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин выше, чем у мастеров производственного обучения. Также стоит отметить, что среди мастеров производственного обучения 14 человек (33,3 %) имеют высшее образование, 28 человек (66,7 %) - среднее профессиональное. Многие мастера производственного обучения пришли в образовательную организацию с производства, имеют небольшой стаж педагогической деятельности, а соответственно, недостаточно высокий уровень профессиональной подготовленности.

С целью выявления типичных затруднений у педагогических работников колледжа на этапе внедрения ФГОС СПО было проведено анкетирование «Исследование профессиональной компетентности педагогов» [7, 202]. Анкетирование выявило, что из 98 респондентов 30,2 % не испытывают затруднений в педагогической деятельности; 29,4 % часто затрудняются при осуществлении дифференцированного подхода в обучении, а также при использовании межпредметных связей, современных информационных тех-

нологий; 23,7 % периодически затрудняются при разработке ОПОП по учебной дисциплине, контрольно-оценочных материалов, проведении практических работ; 16,3 % указали, что иногда затрудняются при работе с неуспевающими и одаренными студентами.

В процессе выявления затруднений у педагогических работников на этапе внедрения ФГОС СПО возникла необходимость провести еще одно анкетирование, направленное на выявление различных проблем, связанных с осуществлением педагогической деятельности. Анализируя результаты диагностики, мы пришли к выводу, что педагогические работники испытывают различные затруднения, поэтому очевидна необходимость специальной подготовки и четкого научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Результаты констатирующего этапа эксперимента явились основанием для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности педагогических работников колледжа. На формирующем этапе эксперимента была проведена проверка эффективности модели научно-методического обеспечения формирования готовности педагогического коллектива к реализации ФГОС СПО. Для проведения формирующего этапа экспериментального исследования нами была разработана и внедрена в ГАОУ СПО «Бугульминский строительно-технический колледж» модульная программа «Теоретические и научно-методические аспекты реализации ФГОС СПО» [2, 127].

Цель программы - создание научно-методического обеспечения формирования готовности педагогического коллектива на этапе внедрения ФГОС СПО в образовательный процесс.

Задачи программы:

осмысление педагогами концептуальной, идеологической и методологической основы ФГОС третьего поколения в системе профессионального образования России;

- оказание помощи в разработке основных профессиональных образовательных программ на основе компетентностного подхода, а также комплексного методического обеспечения учебного процесса;

- формирование у слушателей профессиональных компетенций по созданию инновационной образовательной среды в образовательной организации.

Модульная программа состоит из 5 модулей и рассчитана на 126 часов: 58 часов аудиторной работы, 24 часа практических/семинарских занятий и 44 часа самостоятельной работы. Аудиторная работа включает лекционные и практические занятия. Данная модульная программа ориентирована на формирование у слушателей профессиональной компетентности по организации и управлению образовательной деятельностью в учреждениях среднего профессионального образования. В ходе эксперимента нами ставились следующие задачи: подчеркнуть профессиональную направленность и значимость модульной программы; обозначить практическую полезность получаемых знаний, умений и навыков путем формирования профессиональной компетентности; обеспечить положительную мотивацию педагогических работников при изучении материала программы.

Материал по модульной программе изучался по два часа два раза в неделю. Результаты обучения по данной программе, степень освоения материала, качество выполнения семинарских и практических занятий фиксировались в зачетном листе каждого преподавателя по окончании изучения каждого модуля.

Результаты анкетирования и проведенного нами наблюдения в ходе экспериментальных занятий по окончании изучения модульной программы, включающей теоретиче-

ские и практические занятия, показали рост уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Динамика изменений следующая: не испытывают затруднений 53,3 % (до изучения программы - 30,2 %), часто затрудняются 18 % (до изучения программы - 29,4 %), периодически затрудняются 16,4 % (до изучения программы - 23,7 %), иногда затрудняются 16,3 % (после изучения программы - 12,3 %). На рис. 1 представлена динамика изменений и рост профессиональной компетентности у педагогических работников колледжа.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов анкетирования «Исследование профессиональной компетентности педагогов»

По результатам диагностики прослеживается следующая положительная динамика:

- совершенствуются профессиональные качества педагогических работников и повышается уровень сформированности их общих и профессиональных компетенций;

- повышается эффективность профессиональной деятельности в образовательной организации;

- педагогический коллектив адаптируется к работе над успешной реализацией ФГОС СПО;

- создается инновационная среда в образовательном процессе; осуществляется подготовка специалистов с высоким уровнем информационной

культуры и углубленной технической подготовкой, удовлетворяющих запросу работодателей.

В то же время:

появляется необходимость активного использования как традиционных знаний, так и знаний, связанных с новыми технологиями в образовательной деятельности;

- повышаются требования ко всем участникам образовательного процесса;

- наблюдается незаинтересованность педагогических работников дополнительными интеллектуальными затратами.

На формирующем этапе эксперимента нами апробировались различные варианты экспериментальных материалов: анкетирование, наблюдение, практические задания, способствующие формированию профессиональной компетентности, задания для лекций, тематические презентации и др. Все методики отвечали целям и конкретным задачам исследования. В процессе эксперимента мы наблюдали возрастающую активность педагогических работников, повышение их познавательной активности, стремление к саморазвитию, что позволяет сделать вывод об эффективности реализации комплекса разработанных нами педагогических условий.

Резюме. Достоверность полученных результатов обеспечивалась целостным подходом к решению проблемы исследования - выявления педагогических условий успешного формирования готовности педагогического коллектива в образовательных организациях к реализации ФГОС СПО, - а также применением различных методов исследования, корректной организацией опытно-экспериментальной работы.

Материалы данного исследования способствуют совершенствованию содержательного, организационно-деятельностного и методического обеспечения образовательного процесса в ходе реализации ФГОС СПО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов П. Ф., Мухаметзянова Г. В. Научно-методическое обеспечение инновационного развития системы среднего профессионального образования. - М. : Изд-во РАО, 2005. - 101 с.

2. Богданова Л. Г. Научно-методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта в системе среднего профессионального образования : методическое пособие. - Казань : Б. и., 2013. - 227 с.

3. Герасимова Е. Б., Герасимов Б. И., Сизикин А. Ю. Управление качеством / под ред. Б. И. Герасимова. - М. : Форум ; Инфра-М, 2007. - 256 с.

4. Глотов М. Б. Общая социология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2010. - 400 с.

5. Дубова М. В. Компетентность и компетенция как педагогические категории: определение, структура, классификация // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 2. - С. 17-22.

6. Мухаметзянова Г. В. Основные тенденции развития системы профессионального образования // Специалист. - 2009. - № 12. - С. 2-10.

7. Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд. - М. : Изд. центр «Академия», 2006. - 368 с.

8. Суворов В. С., Осипов П. Н. Как формировать конкурентоспособного специалиста : пособие для руководителей и педагогов учебных заведений профессионального образования. - Казань : ИСПО РАО, 2000. -100 с.

9. Филиппов А. В. Производственная социология, психология и педагогика : учебное пособие. - М. : Высшая школа, 1989. - 255 с.

10. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. - М. : ГроссМедиа, 2008. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.