УДК 378.1
Использование онлайн-курсов при подготовке учителей физики The use of online courses in training of physics teachers
Шигапова Э.Д., Казанский (Приволжский) федеральный университет, [email protected]
Низамова Э.И., Казанский (Приволжский) федеральный университет, [email protected]
Гарнаева Г.И., Казанский (Приволжский) федеральный университет, [email protected]
Shigapova E., Kazan Federal University, [email protected]
Nizamova E., Kazan Federal University, [email protected]
Garnaeva G., Kazan Federal University, [email protected]
DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.013
Ключевые слова: онлайн-курс, ИКТ-компетентность, ИКТ-технологии, обучение физике, педагогическое образование.
Keywords: online course, ICT competence, ICT technologies, teaching physics, pedagogical education.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена переходом процесса образования к федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения и новому профессиональному стандарту Педагога, согласно которым особое значение приобретает задача подготовки учителей, обладающих широтой знаний по своему предмету, сформированностью умений применять цифровые образовательные технологии в будущей профессиональной деятельности. Цель статьи показать возможности использования онлайн-курса для развития ИКТ-компетентности у будущих учителей физики. В статье авторами раскрыты структура и содержание модулей разработанного онлайн-курса «Методики и инновационные технологии обучения физике», приведены планируемые результаты освоения курса, согласованные с требованиями профессионального стандарта Педагога, представлен фонд оценочных средств, позволяющий определить уровень достижения результатов обучения. Материалы статьи будут полезны различным категориям участников образовательного процесса.
Abstract. The relevance of the article is due to the transition of the educational process to the Federal state educational standards of the third generation and the new professional standard of the Teacher, according to which the task of training teachers with a wide knowledge of their subject, the formation of skills to apply digital educational technologies in future professional activities is of particular importance. The purpose of the article is to show the possibilities of using an online course for the development of ICT competence in future physics teachers. The article reveals the structure and content of the modules of the online course "Methods and innovative technologies of teaching physics", the planned learning outcomes of the course are given , consistent with the requirements of the professional standard of the Teacher, the Fund of assessment tools to determine the level of achievement of learning outcomes is presented. The materials of the article will be useful for various categories ofparticipants in the educational process.
Введение. Изменения, происходящие в системе образования в России [3] в последние десятилетия, затрагивают все уровни образования. В новых образовательных программах основного и среднего общего образования одним из планируемых результатов является формирование метапредметных результатов, включающее в себя ИКТ-компетнтность. В соответствии с этим в профессиональный стандарт «Педагог» в раздел трудовые функции учителя в число необходимых умений включено владение
общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической ИКТ-
компетентностями, адекватными современному уровню развития информационной культуры общества [1].
Проблемам использования средств ИКТ в предметной области посвящены исследования Т.А. Бороненко [4], И.Б. Готской [2;6], И.В. Роберт [12], Е.К. Хеннер [17] и др. Методическим основам использования компьютеров на уроках физики исследуются в работах Г.А. Бордовского, H.H. Гомулина [5], В.В. Лаптева [7], C.B.
Панюковой [11], A.B. Смирнова [13-16] и др. На сегодняшний день имеется ограниченное количество работ, посвященных исследованию проблем подготовки учителя физики, владеющего умениями использовать ИКТ в урочной и внеурочной деятельности учащихся (А.В. Смирнов, С.А. Смирнов, С.В. Лозовенко [8-10]).
Анализ результатов психолого-
педагогических и социологических исследований, а также реальной школьной практики показывает, что учителя не в полной мере готовы к использованию в своей предметно-педагогической деятельности ИКТ-технологий, соответствующих требованиям модернизации общего среднего образования. В частности, это может быть связано с недостаточной сформированностью ИКТ-компетентности
современного учителя. Это позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в определении теоретической базы и поиске практических возможностей формирования и развития информационно-коммуникационной компетентности студентов, обучающихся по направлению «педагогическое образование (физика)».
Целью настоящего исследования являются разработка и апробация онлайн-курса, способствующего развитию ИКТ-компетентности будущего учителя физики.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучение литературы по проблемам формирования ИКТ компетентности учителей физики; разработка и внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс по направлению подготовки «Педагогическое образование».
2. Рассмотрение требований и рекомендаций по разработке онлайн-курсов.
3. Разработка и апробация онлайн-курса, способствующего развитию ИКТ-компетентности будущего учителя физики.
Материалы и методы исследования. Для достижения цели исследования и решения выделенных задач авторы использовали следующие методы: изучение материалов диссертационных исследований, дидактической, психологической, методической и специальной литературы по использованию ИКТ в образовании, нормативных документов, определяющих структуру и содержание профессиональной подготовки учителя физики в области ИКТ в педагогическом вузе, изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, проведение педагогического эксперимента.
Результаты. В ходе изучения публикаций по теме исследования, наблюдения, бесед, анкетирования, интервьюирования студентов и педагогических работников было установлено, что проблема сформированное™ навыков использования ИКТ в образовательном процессе остается актуальной и в настоящее время.
Одним из способов формирования ИКТ-компетентности будущих учителей является включение в процесс обучения форм, предполагающих использование
информационных технологий [1;17], в частности элементов онлайн обучения.
Цели включения онлайн-курсов в образовательный процесс:
- повышение качества обучения и обновление содержания образовательных программ за счет использования онлайн-курсов ведущих преподавателей и экспертов по направлению подготовки;
- расширение образовательных возможностей, предлагаемых образовательными учреждениями обучающимся, обеспечение доступности содержания обучения;
- предоставление возможности обучающемуся для конструирования индивидуального образовательного маршрута;
- оптимизация аудиторной нагрузки, повышение гибкости планирования учебного процесса;
- расширение возможностей для освоения образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- оптимизация затрат на организацию и реализацию учебного процесса.
В Казанском федеральном университете (КФУ) подготовка учителей физики осуществляется на двух уровнях: по уровню подготовки бакалавриат образовательную программу реализует Институт физики (направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физика», «Физика и математика», «Физика и информатика»), по уровню подготовки магистратура
образовательную программу реализует Институт психологии и образование (направление подготовки «Педагогическое образование» профиль «Образование в области физики»). ИКТ-компетентность является весьма важным компонентом профессионализма педагога, поэтому сложно представить процесс подготовки будущих учителей физики без включения в него информационно-коммуникационных технологий [18].
Авторами статьи разработан онлайн-курс
«Методики и инновационные технологии обучения физике», целью которого является формирование компетенций, необходимых для проектирования и организации учебного процесса с использованием современных образовательных технологий и компьютерных инструментов при обучении физике.
Общая трудоемкость онлайн-курса составила 3 зачетные единицы, количество недель обучения - 9, средняя нагрузка в неделю - 12 часов.
В результате освоения онлайн-курса обучающийся должен:
- знать: как использовать компьютерные технологии в информационно-теоретической и инструментально-практической деятельности обучающихся;
- уметь: находить и структурировать информацию по физике в нужной для восприятия обучающегося форме с использованием компьютерных технологий;
- владеть: навыками проектирования уроков физики, базирующихся на использовании компьютерного инструментария.
Планируемые результаты освоения онлайн курса соответствуют требованиям к трудовым функциям учителя основного образования, предъявляемым Профессиональным стандартом педагога. В таблице 1 представлено соответствие обобщенных трудовых функций и трудовых действий учителя образовательным результатам освоения онлайн-курса.
Таблица 1. - Соответствие элементов профессионального стандарта и образовательных результатов
Элементы профессионального стандарта Образовательные результаты в части действий
Профессиональный стандарт Педагог [19]
Обобщенная трудовая функция (3.1.) Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
Трудовая функция (3.1.1.) Общепедагогическая функция. Обучение Действие 1 Действие 2 Действие 3
Трудовое действие (трудовые действия) Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) Необходимые умения Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) Самостоятельно находит и структурирует информацию, ассимилированную с ИКТ по физике и умеет презентовать ее обучающимся в эффективной для восприятия форме Рационально подбирает формы, методы, приемы обучения посредством ИКТ по теме урока с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся Составляет урок с учетом психофизической специфики возраста обучающегося и при дифференцированном использовании ИКТ в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями обучающихся
Курс состоит из модулей, каждый из которых состоит из отдельных тем. Каждая тема содержит материалы, обязательные для изучения: видеолекции длительностью 10-25 минут и материалы для самостоятельного изучения (в виде ссылок на материалы и источники для дополнительного изучения, которые прилагаются к каждой части лекций модулей). К каждой теме даются задания практического характера [20]. Представим структуру онлайн-курса: Модуль 1. Инновации в системе школьного физического образования.
Лекция 1. Инновации в школьном физическом образовании.
Часть 1. Учитель физики в современном мире.
Часть 2. Инновационная деятельность учителя физики.
Модуль 2. Современные образовательные технологии обучения физике.
Лекция 2. Основные классификации и подходы.
Лекция 3. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Часть 1. Технология проблемного обучения.
Часть 2. Игровые технологии.
Часть 3. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Лекция 4. Использование компьютерных технологий в обучении физике.
Часть 1. ИКТ как средство наглядности.
Часть 2. ИКТ как средство проведения лабораторных работ и контроля результатов обучения.
Лекция 5. Метод проектов.
Лекция 6. Кейс-технология.
Лекция 7. Технология развития критического мышления.
Модуль 3. Итоговое событие онлайн-курса.
Презентация портфолио.
Нумерация первых двух модулей онлайн-курса условна. Освоение этих модулей может быть в произвольном порядке. В модуле два возможно нелинейное движение по модулю, что предполагает изучение тем лекций в произвольном порядке.
Прохождение онлайн курса сопровождается выполнением практических заданий,
способствующих закреплению пройденного материала и формированию умений по реализации ИКТ-технологий в профессиональной педагогической деятельности. В частности, это такие задания как создание:
- проекта дидактической игры по физике с
применением электронных средств обучения;
- задания для учащихся по использованию
ИКТ в лабораторных работах по физике;
- мультимедиа кейса по физике.
Онлайн обучение, как и любое обучение, должно включать в себя систему оценивания результатов обучения, позволяющую определить уровень сформированности компетенций, осваиваемых в ходе изучения курса. Система оценивания результатов освоения онлайн-курса «Методики и инновационные технологии обучения физике» предусматривает различные формы текущего и итогового контроля, практико-ориентированного характера. В качестве примера приведем критерии оценивания одного из творческих заданий текущего контроля «Проектирование технологической карты урока физики, предусматривающего использование современных технологий обучения, в том числе ИКТ»:
- диагностируемость поставленных целей урока;
- соответствие содержания технологической карты урока сформулированной цели и задачам урока;
- соответствие выбранных приемов организации учебной деятельности учащихся поставленной цели и задачам урока и используемой на уроке технологии обучения;
- соответствие выбранных форм организации учебной деятельности учащихся поставленной
цели и задачам урока и используемой на уроке технологии обучения;
- раскрытие мотивации учебной деятельности учащихся к данной теме урока;
- полнота раскрытия учебной деятельности учащихся на этапе актуализации данной темы урока;
- организация познавательной деятельности учащихся на уроке;
- организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке;
- использование дидактических материалов;
- использование ИКТ и наглядных средств обучения;
- эффективность используемых элементов современных образовательных технологий;
- реализации межпредметных связей на уроке;
- средства контроля подобраны эффективно и определяются результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций;
- эффективность выбранных приемов рефлексии.
Формой проведения итогового контроля обучающихся онлайн-курса является презентация е-портфолио, включающего в себя:
1. Лист целеполагания по приему «Фишбоун».
2. Подборка проблемных ситуаций различного типа к уроку физики.
3. Проект дидактической игры по физике с применением электронных средств обучения.
4. Опорный конспект по одной из тем школьного курса физики.
5. Задание для учащихся по использованию ИКТ в лабораторных работах по физике.
6. Анализ сетевых информационных ресурсов, предоставляющих возможность выполнения виртуальных лабораторных работ школьного курса физики.
7. Паспорт проекта по физике и презентация для его представления.
8. Мультимедиа кейс.
9. Интеллект-карта по одной из тем школьного курса физики 9 класса.
10. Материал, отражающий размышления слушателя об освоении онлайн-курса.
Презентация портфолио может проходить:
- очно (при непосредственном присутствии обучающегося на рабочем месте организации, осуществляющей обучение);
- удаленно (с использованием камер и средств трансляции экрана устройства, на котором работает обучающийся (система видеоконференции, система интернет-телефонии)).
Авторы предлагают критерии оценивания портфолио (максимальное количество баллов 50):
1. Наличие зачетных материалов, входящих в портфолио (максимально 10 баллов).
2. Подобранные проблемные ситуации представлены с использованием электронных средств обучения и соответствуют теме урока (максимально 6 баллов).
3. Созданная дидактическая игра по физике использует электронные средства обучения и соответствует программе курса физики 8 класса (максимально 6 баллов).
4. Опорный конспект составлен с использованием компьютерного инструментария и соответствует выбранной теме. Элементы, входящие в опорный конспект, отображают суть темы (максимально 4 балла).
5. Задание для учащихся по предоставлению отчета о выполненной лабораторной работе, оформленного с использованием компьютерных инструментов, сформулировано на доступном учащимся языке и является посильным для выполнения данной возрастной категории учащихся (максимально 4 балла).
6. Информ-ресурсы, подобранные для получения информации по теоретической части лабораторной работы, соответствуют уровню обученности данной возрастной категории учащихся (максимально 3 балла).
7. Рекомендации по использованию подобранных сетевых информационных ресурсов по выполнению виртуальных лабораторных работ школьного курса физики позволяют организовать деятельность учащегося по получению навыков работы в виртуальных лабораториях (максимально 3 балла).
8. Формулировка темы проекта включающего условие обязательного проведения измерений, обработку числовых данных и их визуализацию с помощью программных средств изучаемых в школе на данной ступени обучения (максимально 6 баллов).
9. Соответствие материалов мультимедиа кейса уровню познавательной активности учащихся 7 класса (максимально 5 баллов).
10. Эстетичность оформления материалов портфолио (максимально 3 балла).
При успешном освоении онлайн-курса слушателю предусматривается возможность выдачи сертификата с указанием: названия курса, трудоемкости в зачетных единицах и академических часах, карты формируемых компетенций с указанием перечня результатов обучения, количеством набранных баллов по текущему и итоговому контролю знаний.
Разработанный онлайн-курс «Методики и инновационные технологии обучения физике» прошел апробацию со студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование». Количество участников апробации составило 50 человек. Для выявления отношения к онлайн-курсу и процессу его изучения участникам апробации было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как Вы считаете, достигнута ли цель изучения онлайн-курса?
Да - 90%; Нет - 0%; Не знаю - 10%.
2. Как Вы считаете, являются ли созданные условия оптимальными для успешного обучения?
Да - 84%; Нет - 6%; Не знаю - 10%.
3. Соответствует ли уровень и качество обучения Вашим потребностям?
Да - 90%; Нет - 2%; Не знаю - 8%.
4. Как Вы считаете, в Вашей дальнейшей деятельности пригодятся полученные умения и знания?
Да - 86%; Нет - 0%; Не знаю - 14%.
5. Материал видеолекций по онлайн-курсу был:
интересны - 90%; не очень интересный, но полезны - 10%; не интересны - 0%.
6. Задания для самостоятельной работы были:
интересны - 72%; не очень интересный, но
полезны - 20%; не интересны - 8%.
7. После изучения курса интерес к профессии:
возрос - 88%; остался на прежнем уровне -
12%.
8. Устроили ли Вас временные рамки освоения курса?
Да - 58%; нет - 30%; не знаю - 12%.
9. Как вы думаете, способствует ли данный онлайн-курс формированию ИКТ-компетентности будущих учителей физики?
Да - 82%; нет - 8%; не знаю - 10%
В ходе апробации онлайн-курса, проведения бесед, интервьюирования, анкетирования участников апробации разработчиками были получены результаты, характеризующие онлайн-курс как одно из средств способствующих формированию ИКТ-компетентности.
Заключение. Онлайн-курс «Методики и инновационные технологии обучения физике» в основном отвечает целям и задачам информатизации педагогического образования, образовательным результатам, соответствующим профессиональному стандарту педагога. Теоретические и практические компоненты онлайн-курса сбалансированы;
последовательность элементов курса носит системный характер, а их взаимосвязь устойчива.
В настоящее время на научно-педагогическом отделении Института физики Казанского федерального университета идет внедрение результатов исследования, представленных в
статье, в процесс обучения студентов-бакалавров и студентов-магистрантов, обучающихся по направлению: «Педагогическое образование».
1. Garnaeva G.I., Nizamova E.I., Shigapova E.D. Information and communication technologies competence formation of the future teacher of physics // The European proceedings of social & Behavioural Sciences EpSBS, № 26, 221-227.
2. Gotskay I., Zhuchkov V., Pustylnik P. The development of teaching methodologies based on a system-active approach: the use of 3d-technology // Moral potential of the society: reproduction preservation and intensification issues research articles / science editor: A. Burkov. - San Francisco, 2013. - С. 120-123.
3. Аганов А.В. Педагогическая технология и модульное обучение как факторы развития высшего педагогического образования / А.В. Аганов, Г.И. Гарнаева, Л.А. Нефедьев, Э.И. Низамова // Казанский Педагогический журнал. - 2015. - № 3(110). - С. 10-23.
4. Бороненко Т.А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Научный диалог. - 2017. - № 1. - С. 227-243.
5. Гомулина Н.Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Гомулина Наталия Николаевна. -Москва. - 2003. - 332 c.
6. Готская И.Б., Котова С.А. Подходы к разработке электронно-образовательных ресурсов для учащихся основной школы / И.Б. Готская, С.А. Котова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2014. - № 2(24). - С. 121-127.
7. Лаптев В.В. Информационная методическая система обучения физике в школе: монография / В.В. Лаптев. - СПб.: Издательство РГПУ, 2003. - 408 с.
8. Лозовенко С.В. Использование смартфонов и планшетных компьютеров в учебном физическом эксперименте / С.В. Лозовенко // Научно-методический журнал «Школа будущего». - 2014. - № 3. - С. 92-97.
9. Лозовенко С.В. Применение цифровых лабораторий AFSTM на уроке физики в основной школе. Развитие инновационной деятельности детей и молодежи в сфере науки, техники и технологии / С.В. Лозовенко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (20 марта 2013 г.) / Главное управление образования Курганской области, ГАОУ ДПО ИРОСТ. - Курган. - 2013. - 174 с. - С. 121-125.
10. Лозовенко С.В. Цифровые лаборатории в школьном физическом практикуме / С.В. Лозовенко // Материалы Международной научно-методической конференции «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития». Часть 2. - М.: Mill У, "Onebook.ru", 2015. - 248 с. - С. 99-103.
11. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Панюкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 224 с.
12. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) / И.В. Роберт. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.: ил. - (Информатизация образования).
13. Смирнов А.В. О курсе "Информационные и коммуникационные технологии в физическом образовании и физической науке" / А.В. Смирнов // Школа Будущего. - 2014. - № 4. - С. 112-117.
14. Смирнов А.В., Восканян А.Г. Оценка образовательной среды кабинета физики / А.В. Смирнов, А.Г. Восканян, Ю.А. Пушкарева, С.А. Смирнов // Физика в школе. - 2013. - № 3. - С. 63-70.
15. Смирнов А.В., Калачев Н.В., Смирнов С.А. Новый курс «Информационные и коммуникационные технологии в физическом образовании» в системе подготовки бакалавров в педвузах / А.В. Смирнов, Н.В. Калачев, С.А. Смирнов // Физическое образование в вузах. - 2014. - Т. 20. - № 3. - С. 20-27.
16. Смирнов А.В., Смирнов С.А. Дидактические основы комплексного применения электронных образовательных ресурсов в обучении физике / А.В. Смирнов, С.А. Смирнов // Школа будущего. - 2012. - № 2. - С. 115-119.
17. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / Е.К. Хеннер. - 3-е изд. (эл.). - Электрон. текстовые дан. (1 файл рй: 191 с.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
18. Шигапова Э.Д. Организация учебного процесса бакалавров-физиков педагогического направления с применением интерактивных форм обучения / Э.Д. Шигапова, Г.З. Хабибуллина, Г.И. Гарнаева, Э.И. Низамова, А.М. Ахмедова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 1(126). - С. 46-52.
19. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).
20. Шигапова Э.Д., Гарнаева Г.И., Низамова Э.И. Онлайн-курс как средство формирования ИКТ-компетентности будущего учителя физики: сборник научных трудов / Э.Д. Шигапова, Г.И. Гарнаева, Э.И. Низамова // Профессионализм учителя как условие качества образования: IV Международного форума по
педагогическому образованию и региональной 2018. - 316 с. - Казань. - 2018. - С. 125-130.
конференции ISSAT: Часть 1. - Казань: Отечество,
References:
1. Garnaeva G.I., Nizamova E.I., Shigapova E.D. Information and communication technologies competence formation of the future teacher of physics // The European proceedings of social & Behavioural Sciences EpSBS, № 26, 221-227.
2. Gotskay I., Zhuchkov V., Pustylnik P. The development of teaching methodologies based on a system-active approach: the use of 3d-technology // Moral potential of the society: reproduction preservation and intensification issues research articles / science editor: A. Burkov. - San Francisco, 2013. - P. 120-123.
3. Aganov A.V. Pedagogical technology and modular training as factors in the development of higher pedagogical education / A.V. Aganov, G.I. Garnayeva, L.A. Nefediev, E.I. Nizamova // Kazan Pedagogical Journal. - 2015. - № 3(110). - S. 10-23.
4. Boronenko T.A. Active and interactive methods of pedagogical interaction in the distance learning system / T.A. Boronenko, A.V. Kaysina, V.S. Fedotova // Scientific dialogue. - 2017. - № 1. - S. 227-243.
5. Gomulina N.N. Application of new information and telecommunication technologies in school physical and astronomical education: diss. ... cand. ped sciences: 13.00.02 / Gomulina Nataliya Nikolaevna. - Moscow. -2003. - 332 p.
6. Gotskaya I. B., Kotova S. A. Approaches to the development of electronic educational resources for primary school students / I. B. Gothic, S.A. Kotova // Historical and socio-educational thought. - 2014. - № 2(24). - S. 121-127.
7. Laptev V.V. Information methodological system for teaching physics at school: monograph / V.V. Laptev. - St. Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University, 2003. - 408 p.
8. Lozovenko S.V. The use of smartphones and tablet computers in an educational physics experiment / S.V. Lozovenko // Scientific-methodical journal "School of the Future". - 2014. - № 3. - S. 92-97.
9. Lozovenko S.V. Using AFSTM Digital Labs in a physics lesson in a primary school. Development of innovative activities of children and youth in the field of science, engineering and technology / S.V. Lozovenko // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (March 20, 2013) / General Directorate of Education of the Kurgan Region, GAOU DPO IROST. -Mound. - 2013. - 174 p. - S. 121-125.
10. Lozovenko S.V. Digital laboratories in a school physics workshop / S.V. Lozovenko // Materials of the International scientific-methodological conference 'Physics, mathematics and technology education: problems and development prospects". Part 2. - M.: Moscow State Pedagogical University, "Onebook.ru", 2015. - 248 p. - S. 99-103.
11. Panyukova S.V. The use of information and communication technologies in education: textbook.
allowance for students. higher textbook. institutions / S.V. Panyukova. - M.: Publishing Center "Academy", 2010. -224 p.
12. Robert I.V. Theory and methods of informatization of education (psychological, pedagogical and technological aspects) / I.V. Robert. - M.: BINOM. Laboratory of Knowledge, 2014. - 398 pp. - (Informatization of education).
13. Smirnov A.V. About the course "Information and communication technologies in physical education and physical science" / A.V. Smirnov // School of the Future. -2014. - № 4. - S. 112-117.
14. Smirnov A.V., Voskanyan A.G. Assessment of the educational environment of the physics cabinet / A.V. Smirnov, A.G. Voskanyan, Yu.A. Pushkareva, S.A. Smirnov // Physics at school. - 2013. - № 3. - S. 63-70.
15. Smirnov A.V., Kalachev N.V., Smirnov S.A. A new course "Information and communication technologies in physical education" in the system of training bachelors in pedagogical universities / A.V. Smirnov, N.V. Kalachev, S.A. Smirnov // Physical education in universities. - 2014. -T. 20. - № 3. - S. 20-27.
16. Smirnov A.V., Smirnov S.A. The didactic foundations of the integrated use of electronic educational resources in teaching physics / A.V. Smirnov, S.A. Smirnov // School of the future. - 2012. - № 2. - S. 115119.
17. Henner E.K. Formation of ICT competence of students and teachers in the system of continuing education [Electronic resource] / E.K. Henner. - 3rd ed. (email). - The electron. text data (1 pdf file: 191 p.). - M.: BINOM. Knowledge Laboratory, 2015.
18. Shigapova E.D. Organization of the educational process of bachelors-physicists of the pedagogical direction using interactive forms of training / E.D Shigapova, G.Z. Khabibullina, G.I. Garnayev, E.I. Nizamova, A.M. Akhmedova // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 1(126). - S. 46-52.
19. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 10/18/2013 N 544h (as amended on 08/05/2016) "On approval of the professional standard" Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) (Registered in the Ministry of Justice of Russia 06.12.2013 N 30550).
20. Shigapova E.D., Garnaeva G.I., Nizamova E.I. Online course as a means of forming the ICT competence of a future physics teacher: a collection of scientific papers / E.D. Shigapova, G.I. Garnayev, E.I. Nizamova // Teacher professionalism as a condition for the quality of education: IV International Forum on Pedagogical Education and the ISSAT Regional Conference: Part 1. - Kazan: Fatherland, 2018. - 316 p. - Kazan. - 2018. - S. 125-130.
13.00.08 Теория и методика профессионального образования