Научная статья на тему 'Применение современного физического лабораторного оборудования для формирования профессиональных компетенций практико-ориентированных учителей физики'

Применение современного физического лабораторного оборудования для формирования профессиональных компетенций практико-ориентированных учителей физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКИЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низамова Эльмира Ильгамовна, Гарнаева Гузель Ильдаровна, Нефедьев Леонид Анатольевич, Гайнуллин Фиргат Фаритович

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что требования инновационного развития экономики, современные потребности общества привели к модернизации структуры и содержания образовательных программ и внедрению в образовательный процесс современных педагогических технологий с целью повышения качества подготовки специалистов всех направлений. В связи с переходом к новым образовательным стандартам и новому профессиональному стандарту педагога особое значение приобретает задача подготовки практико-ориентированных учителей, владеющих знаниями в своей предметной области и умеющих вовлекать учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Практико-ориентированная направленность педагогического образования означает создание условий для развития профессиональной компетентности будущего учителя. Наиболее важным для учителя физики является развитие познавательного интереса учащихся к предмету, что эффективно достигается с использованием демонстрационного, лабораторного и даже виртуального эксперимента. Для развития профессиональных компетенций будущего учителя физики связанных с практическими умениями в сфере физического эксперимента в институте физики Казанского федерального университета был разработан модуль программы бакалавриата по направлению подготовки: педагогическое образование «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практико-ориентированных учителей физики». Цель статьи заключается в исследовании процесса внедрения в подготовку будущих учителей физики разработанного практико-ориентированного модуля. Ведущими методами исследования данной проблемы стали теоретический анализ педагогической литературы, наблюдение процесса внедрения в учебный процесс студентов бакалавров и магистрантов педагогического направления модуля «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практико-ориентированных учителей физики», метод сбора и накопления данных анкетирование, методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику опытное обучение. Основные результаты исследования состоят в анализе процесса внедрения учебного модуля в образовательный процесс, обобщении результатов исследования и внедрении результатов исследования в педагогическую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Низамова Эльмира Ильгамовна, Гарнаева Гузель Ильдаровна, Нефедьев Леонид Анатольевич, Гайнуллин Фиргат Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение современного физического лабораторного оборудования для формирования профессиональных компетенций практико-ориентированных учителей физики»

Применение современного физического лабораторного оборудования для формирования профессиональных

V V 1

компетенции практико-ориентированных учителем физики

Низамова Эльмира Ильгамовна,

старший преподаватель, кафедра образовательных технологий в физике, Институт физики, ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет» enizamova@yandex.ru

Гарнаева Гузель Ильдаровна,

кандидат физико-математических наук, доцент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет", Институт физики, кафедра образовательных технологий в физике, guzka-1@yandex.ru

Нефедьев Леонид Анатольевич,

доктор физико-математических наук, профессор, кафедра образовательных технологий в физике, Институт физики,ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", nefediev@yandex.ru

ГаИнуллин Фиргат Фаритович,

аспирант, Институт физики, кафедра образовательных технологий в физике, ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", firgat173@gmail.com

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что требования инновационного развития экономики, современные потребности общества привели к модернизации структуры и содержания образовательных программ и внедрению в образовательный процесс современных педагогических технологий с целью повышения качества подготовки специалистов всех направлений. В связи с переходом к новым образовательным стандартам и новому профессиональному стандарту педагога особое значение приобретает задача подготовки практико-ориентированных учителей, владеющих знаниями в своей предметной области и умеющих вовлекать учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Практико-ориентированная направленность педагогического образования означает создание условий для развития профессиональной компетентности будущего учителя. Наиболее важным для учителя физики является развитие познавательного интереса учащихся к предмету, что эффективно достигается с использованием демонстрационного, лабораторного и даже виртуального эксперимента. Для развития профессиональных компетенций будущего учителя физики связанных с практическими умениями в сфере физического эксперимента в институте физики Казанского федерального университета был разработан модуль программы бакалавриата по направлению подготовки: педагогическое образование «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практико-ориентированных учителей физики». Цель статьи заключается в исследовании процесса внедрения в подготовку будущих учителей физики разработанного практико-ориентированного модуля. Ведущими методами исследования данной проблемы стали теоретический анализ педагогической литературы, наблюдение процесса внедрения в учебный процесс студентов бакалавров и магистрантов педагогического направления модуля «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практико-ориентированных учителей физики», метод сбора и накопления данных - анкетирование, методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику - опытное обучение. Основные результаты исследования состоят в анализе процесса внедрения учебного модуля в об-

"<э разовательный процесс, обобщении результатов исследования

Л и внедрении результатов исследования в педагогическую прак-

00 тику.

*Г Ключевые слова: модернизация образования, педагогическое образование, профессиональные компетенции, физический лабораторный практикум.

01

Введение

Изменения, происходящие с социальной сфере и национальной экономике России в целом и системе образования в частности стали причиной необходимости повышения качества подготовки будущих специалистов к их профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда. Инновационное развитие экономики и социальной сферы определяет требования к подготовке конкурентоспособных специалистов.

Формирование системы управления качеством образовательного процесса внутри вуза предполагает необходимость модернизации и содержания образовательных программ, имплементации информационных технологий в педагогический процесс.

По мнению авторов, без системного пересмотра инструментов передачи знаний невозможно повышение качества образования. При этом необходимо решить две противоположные задачи - повысить практико-ориентированность обучения и сохранить его фундаментальность. Практически направленное образование в самом общем смысле это изучение традиционных для отечественного образования дисциплин фундаментального характера в сочетании с изучением прикладных предметов, при этом приобретение новых знаний студентами происходит посредством решения практических задач в предметной области обучения. При этом в процессе такого обучения активно формируются компетенции, необходимые будущему учителю, усиление практического характера подготовки за счет внедрения системы реализации и закрепления компетенций с помощью совокупности практик, стажировок и других инструментов взаимодействия обучающихся с потенциальными работодателями.

По своему характеру физика относится к экспериментальным наукам, преподавая которую учителю необходимо владеть не только традиционными инструментами организации педагогического процесса, но и иметь возможность эффективно проводить лабораторные эксперименты, владеть компетенциями в области работы с физическим оборудованием. Модуль «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практико-ориентированных учителей физики» позволяет овладеть методиками реализации демонстрационных экспериментов и лабораторных работ. Студенты, прошедшие модуль смогут приобрести компетенции в области работы с различными видами физического оборудования, а также транслировать обучающимся связь между теорией и практикой посредством специальных технологий.

Реализация учебных целей данного учебного модуля основывается на использовании лабораторного оборудования с широкими демонстрационными возможностями, производимого фирмой LDidactic (Германия). Поэтому, обучение на данном модуле позволит реализовывать учебных процесс в условиях углубленного изучения физики. В связи с этим можно выделить основную проблему данного исследования, которая заключается в эффективной организации учебного процесса будущих учителей физики с внедрением вышеуказанного модуля. Цель статьи заключается в исследовании процесса пробного внедрения в учебный процесс будущих учителей физики разработанного практико-ориентированного модуля, сборе и анализе мнений обучающихся освоивших модуль и выработке рекомендаций по внедрению учебного модуля в образовательный процесс бакалавров и магистров педагогического направления института физики КФУ. Отдельно можно выделить работы по общепедагогическим проблемам организации учебного процесса бакалавров (Bolotov V.A., Rubtsov V.V., Froumin I.D., Margolis A.A., Kasprzhak A.G., Safronova M.A., Kalashnikov S.P., 2015), (Riese Josef, Reinhold Peter, 2012). Вопросы модульного обучения в вузах России обсуждались многими учеными (Aganov A.V., Nefediev L.A., Garnaeva G.I., Nizamova E.I., 2015), (Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P., 2014), (Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P., 2015). Особенности реализации практико-ориентированного подхода к подготовке педагогических кадров (Tajurskij D.A., Mingazov R.H., Garnaeva G.I., Nizamova E.I., 2015), (Wang Jingying, Guo Donghui, Jou Min, 2015), (Ploeger Wilfried, Scholl Daniel, 2014).

Материалы и методы

Одним из ведущих методов к исследованию данной проблемы стал теоретический анализ педагогической литературы позволивший провести обзор изменений происходящих в сфере высшего образования в Российской Федерации. В последнее время большое внимание уделяется созданию условий для деятельностного практико-ориентированного подхода в подготовке педагогических кадров и переходу на модульный принцип обучения в Вузе с обеспечением различных траекторий подготовки к профессии и входа в профессию. В связи с этим, множество Вузов РФ занимающихся подготовкой педагогических кадров приняли участие в проекте по модернизации педагогического образования. В процессе реализации проекта, которая реализовывалась в совокупности с процессом переосмысления задач педагога в условиях современной школы, должна была на практике подтвердить или опровергнуть ключевую гипотезу: цель трансформации заключается не в реформировании существующих педагогических вузов, а в поиске новой институциональной формы системы подготовки учителей. Данные трансформации в педагогическом образовании должны позволить обеспечение в школьном образовании талантливых, мотивированных на достижение

максимальных образовательных результатов компетентных педагогов. Реализация данных задач осуществима за счет следующих факторов:

а) реализации на практики подхода, основывающегося на вариативности подготовке будущего педагога,

б) расширения практической составляющей подготовки будущих учителей,

в) обеспечения современной российской системы образования специалистами, обладающими высокой квалификацией.

Болонский процесс сместил акценты с формирования содержания образовательных программ, ориентированные на «учения-обучения», и открыл возможности для академической мобильности студентов за счет модульного построения программы обучения и внедрения бальной систему кредитов. Для системы образования России, осуществляющей трансформацию на систему двухуровневой системы профессионального образования (бакалавр-магистр). Все это позволило обозначить переход к системе обучения, позволяющей выбирать собственную траекторию обучения. По мнению участников проекта в вузах-участниках проекта, произошли важнейшие изменения, расширилось понимание моделей академического бакалавриата и программ исследовательской магистратуры, позволяющих реализовать на практике вариативность в системе современного педагогического образования при получения квалификации учителя. Также в процессе реализации проекта сформировалась категория «образовательный модуль», который стал рассматриваться не только как набор реализуемых учебных дисциплин, но и посредством последовательности учебных мероприятий, связанных в систематизированные разделы или блоки, которые имеют «...определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечают за выработку той или иной компетенции или группы компетенций.». Образовательные результаты модуля должны быть проверяемыми и соотноситься с результатами образовательной программы в целом, и квалификационными характеристиками специалиста: обобщенными трудовыми функциями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Модули основной образовательной программы должны иметь практико-ориентированную направленность. Необходимой составляющей практико-ориентированного обучения является формирование эмпирики деятельности, определяющейся инструментами компетентностного подхода. Порядок имплементации практико-ориентированного подхода в обучении базируется не только на освоении необходимого объема знаний, но и на воспитании личности обучающегося, применении способностей и навыков. Спецификой применения практи-ко-ориентированного подхода в системе высшего образования, является то, что он формирует фундаментальную научную базу знаний у студентов одновременно с приобретением практических компетенций.

Итак, изменения в сфере педагогического образования в плане перехода на модульность образовательных программ с проверяемыми результатами освоения модуля и соответствие результатов освоения модуля требованиям профессионального стандарта педагога должны привести к принципиально новой модели подготовки педагогических кадров.

Результаты

Казанский федеральный университет принял участие в программе модернизации педагогического образования, в частности коллектив Института физики активно работал над реализацией программы проекта по направлению подготовки укрупненной образовательной области «Образование и педагогика» профиль физико-математические науки.

Результатом работы рабочей группы исполнителей проекта от Института физики стала разработка модуля «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практико-ориентированных учителей физики» и его пробное внедрение в условиях сетевого взаимодействия с Вузами, осуществляющими подготовку педагогических кадров по направлению физика.

Целью модуля «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практи-ко-ориентированных учителей физики» является достижение следующего: приобретение студентами знаний в области теории и практики лабораторного практикума по физике в современной школе с применением современного экспериментального и лабораторного оборудования, программных комплексов, использования современных информационных технологий, формирования у студентов умений самостоятельной учебной деятельности, профессиональная подготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

Задачи модуля:

• изучить ключевые тенденции развития в рамках современного школьного образования физического эксперимента и лабораторного практикума;

• сформировать к методологически правильной организации и проведения экспериментального и лабораторного практикума по физике в условиях расширения применения новых информационных технологий;

• ознакомить студента с современными применением методов использования новых информационных технологий при проведении разного вида физического эксперимента и лабораторного практикума;

• помочь овладеть методикой и техникой современного школьного физического эксперимента при проведении лабораторных работ с учетом инструкции по технике безопасности;

• сформировать навыки осуществлять методический выбор физических лабораторных работ в образовательном процессе с учетом применяемых инновационных педагогических технологий обучения и нового экспериментального лабораторного оборудования;

В результате изучения дисциплин модуля студент должен достинуть следующих образовательных результатов:

знать: цели постановки лабораторного практикума в средних общеобразовательных школах в классах с углубленным изучением физики; технологию лабораторного практикума в школе, методологию его проведения; особенности применения технических средств обучения для совершенствования лабораторного практикума; содержание основных фронтальных лабораторных работ и лабораторного практикума курса физики средней общеобразовательной школы в классах с углубленным изучением физики; методы оценки погрешности измерения в проводимых экспериментальных исследованиях; профессиональные функции учителя, лаборанта и заведующего кабинетом; правила охраны труда в кабинете физики, противопожарной защиты и техники безопасности.

уметь: использовать физический лабораторный практикум в преподавании физики в соответствии с требованиями ФГОС и выбранной программой обучения; адаптироваться к изменению содержания школьного лабораторного практикума, методики и техники его постановки в результате исследований в области методики обучения физики, модернизации и совершенствования учебного оборудования; выбирать оптимальную методику и технологию проведения учебного лабораторного практикума в соответствии с поставленной целью урока по определенному разделу (курсу) физики; осуществлять подготовку физического лабораторного практикума; раскрывать категории изучаемых понятий, физических явлений, экспериментальных законов и т.п. средствами лабораторного практикума; проводить оценку погрешностей измерений при проведении лабораторного практикума; применять технические средства обучения для усиления результативности лабораторного практикума; выполнять правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты в кабинете, поддерживать необходимый уровень техники безопасности при подготовке и проведении лабораторного практикума по курсу физики средней школы в профильных классах; совершенствовать собственную деятельность с учетом обратной связи.

Приобрести опыт: владения инструментами организации и проведения лабораторного практикума в соответствии с требованиями к современному образованию; работы с современным экспериментально-лабораторным оборудованием; навыков применения программными средствами при обработке результатов; практических навыков в области самостоятельного изучения и анализа специальной научной и методической литературы по проблемам организации и проведения физического экспериментально лабораторного практикума в современных условиях;

Модуль состоит из совокупности следующих учебных дисциплин: «Современный лабораторный практикум в преподавании физики», «Лабораторный практикум по механике и молекулярной физике в классах с углубленным изучением физики»,

«Лабораторный практикум по электричеству, магнетизму и оптике в классах с углубленным изучением физики». Для определения эффективности усвоения учебного материала модуля проведено его пробное внедрение на базе Института физики Казанского федерального университета с использованием современной лабораторной базы, оснащенной специальным лабораторным и демонстрационным оборудованием фирмы LDidactic (Германия)).

В тестировании внедрения модуля принимали участие студенты научно-педагогического отделения Института физики Казанского федерального университета, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Всего в тестировании участвовали 100 студентов. Перед началом освоения модуля обучающиеся применяли входное тестирование.

В результате пробной реализации модуля участвующие в данном процессе преподаватели проводили занятия согласно утвержденного тематического плана, расписания и с учетом посещаемости занятий. Студенты участвовали в проведении экспериментов и лабораторных работ, а также выполняли индивидуальные задания. В рамках работы в микрогруппах студенты разрабатывали проекты план-конспектов уроков и лабораторных работ по физике. Проекты были исследовали комиссией, в состав которой входили преподаватели, ведущие предметы модуля, представителей профильных кафедр и кафедр педагогики, психологии, методики преподавания предмета, а также представителей работодателей. Согласно анализу результатов реализации модуля, студенты получили Академические справки с информацией о полученных результатах обучения, которые получили 100% студентов, а качественная характеристика обучения составила 84%.

Дискуссии

После проведения текущего и итогового контроля освоения модуля преподаватели прошли анкетирование. Свое мнение в анкете выразили и студенты - участники пробного внедрения. Авторами статьи был проведен учет и анализ мнений участников пробного внедрения модуля. Результаты опроса представлены в процентном соотношении к общему числу опрошенных.

Разработанные опросные листы - анкеты были анонимные полуоткрытого типа. Ниже приводятся анкеты и обработка результатов анкетирования студентов и преподавателей.

Студентам освоившим модуль были предложены следующие вопросы для выявления отношения к учебному модулю и процессу его изучения:

1. Достигнута ли вами образовательная цель, при прохождении данного модуля?

да 90%, нет 0%, не знаю 10%

2. Были ли созданы преподавателями и руководством ВУЗа условия для достижения ваших образовательных целей?

да 85%, нет 6%, не знаю 9%

3.Испытываете ли Вы чувство удовлетворенности качеством проведенного обучения?

да 91%, нет 2%, не знаю 7%

4. По вашему мнению, будут ли полезны в Вашей дальнейшей деятельности полученные умения и знания?

да 86%, нет 0%, не знаю 14%

5. Занятия для выполнения в аудитории были:

интересны 91%, не интересны, но полезны 9%,

неинтересны и бесполезны 0%

6. Задания для самостоятельной работы были:

интересны 73%, не очень интересный, но полезны 20%, неинтересны 7%

7. Изменился ли интерес в будущей профессии после изучения модуля

возрос 89%, остался на прежнем уровне 11%

8. Время для освоения курса было достаточно?

да 82%, нет 7%, не знаю 11%

9.В процессе освоения учебного модуля было:

а) самым важным: освоение новых знаний

б) самым интересным: выполнение лабораторных работ

в) самым трудным: сдача теоретической части лабораторных работ

Проводя анализ опроса студентов необходимо отметить, что освоение модуля было для обучающихся значимым образовательным опытом, особенно в части приобретения навыков работы с современным экспериментальным оборудованием, позволяющим осуществлять обработку результатов эксперимента. По мнению студентов, реализация модуля позволяет достигнуть им их образовательных целей. Освоение модуля позволил студентам в полностью продемонстрировать уровень сформированности компетенций на примере проведения занятий в формате групповой игры, по этой причине анкетируемые указали на достаточное погружение в профессиональную среду.

Приведем анкету для обучающихся, по оценке эффективности обучения по учебному модулю.

№ п/п Критерии эффективности Оценочная шкала высокая - 3 балла; средняя - 2 балла; низкая - 1 балл; отсутствует - 0 баллов.

1 Организация обучения 3 балла - 72 % 2 балла - 26 % 1 балл - 2 % 0 баллов - 0 %

1.1 Обеспеченность учебной литературой 3 балла - 23 % 2 балла - 46 % 1 балл - 31 % 0 баллов - 0 %

1.2 Возможность пользоваться межбиблиотечными фондами 3 балла - 45 % 2 балла - 39 % 1 балл - 14 % 0 баллов - 2 %

1.3 Наличие и возможность пользования автоматизированными системами хранения и поиска информации 3 балла - 48 % 2 балла - 18 % 1 балл - 23 % 0 баллов - 11 %

1.4 Возможность использования 3 балла - 36 %

информационных ресурсов Интернета 2 балла - 37 % 1 балл - 18 % 0 баллов - 7 %

1.5 Использование в процессе обучения электронных учебных пособий, тренажеров, тестов 3 балла - 43 % 2 балла - 46 % 1 балл - 9 % 0 баллов - 2 %

1.6 Использование учебно-материальной базы образовательных учреждений в процессе обучения 3 балла - 88 % 2 балла - 8 % 1 балл - 4 % 0 баллов - 0 %

2 Содержание обучения

2.1 По каким дисциплинам модуля Вы получили наиболее полные для Вашей профессиональной деятельности знания и умения? По всем трем дисциплинам модуля - 100%

2.2 Оцените качество преподавания модуля по 4 - балльной шкале:

Соответствие содержания дисциплин модуля заявленным целям 3 балла - 81 % 2 балла - 19% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

Связь содержания дисциплин модуля с современными запросами общества 3 балла - 77% 2 балла - 20% 1 балл - 3% 0 баллов - 0%

Использование преподавателями активных методов обучения: деловые игры, кейс-метод, обучение на тренажерах 3 балла - 52 % 2 балла - 33 % 1 балл - 11 % 0 баллов - 4 %

Обеспечение методическими указаниями при выполнении работ 3 балла - 88 % 2 балла - 9 % 1 балл - 3 % 0 баллов - 0 %

Сочетание теоретических и практических занятий 3 балла -79 % 2 балла - 14 % 1 балл - 5 % 0 баллов - 2 %

Оцените важность дисциплин модуля для профессиональной деятельности 3 балла - 76 % 2 балла - 19 % 1 балл - 5 % 0 баллов - 0 %

2.3 Испытывали ли Вы трудности при обучении? Да - 15 %, Нет - 85 %,

2.4 Как Вы считаете, в какой степени освоенные компетенции окажутся достаточными для практики?

Профессиональные знания Более чем достаточно - 39 % Соответствует - 57 % Явно не хватает - 4 %

Практические навыки Более чем достаточно - 52 % Соответствует - 48 % Явно не хватает - 0 %

Уровень освоения техники Более чем достаточно - 48 % Соответствует - 52 % Явно не хватает - 0 %

Погружение в профессиональную среду Более чем достаточно - 42 % Соответствует - 42 % Явно не хватает - 16 %

но ответить на вопросы анкеты и преподавателям реализующим модуль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со ^

о

сч

Опрошенные студенты высоко оценили содержание модуля, особенно выделили возможность работы на современном лабораторном оборудовании с компьютерной обработкой результатов эксперимента. Однако, в организации обучения низкие показатели в плане обеспеченности необходимой литературой. Это можно объяснить тем, что материалы модуля являются новыми разработками и не представлены широко в общедоступной учебно-методической литературе. Однако, авторы статьи ведут работу по полному оснащению учебного модуля необходимой литературой.

Для анализа и оценки мнения всех сторон образовательного процесса модуля было предложе-

№ п/п Критерии Показатели Оценочная шкала высокая - 3 балла; средняя - 2 балла; низкая - 1 балл; отсутствует - 0 баллов.

1 Оценка содержания программ Наличие в программе УД структурных компонентов: паспорт программы, учебный план, учебно-тематический план, содержание изучаемых тем, ресурсное обеспечение, требования к результатам обучения 3 балла - 100% 2 балла - 0% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

Целевые показатели программы соответствуют требованиям работодателей и ориентированы на компетентностный подход 3 балла - 25 % 2 балла - 75 % 1 балл - 0 % 0 баллов - 0 %

2 Использование современных технологий и методов обучения Сбалансированность традиционных (лекций, семинаров) и интерактивных (деловых игр, тренингов, разборов конкретных ситуаций и т. д.) форм обучения 3 балла - 25% 2 балла - 75% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

Используемые методы обучения соответствуют рекомендациям по применению современных образовательных технологий, необходимых для развития общих и профессиональных компетенций обучаемых 3 балла - 25% 2 балла - 75% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

Использование современных информационно-коммуникационных технологий 3 балла - 50% 2 балла - 50% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

3 Наличие и эффективность механизмов оценки качества обучения специалистов Связь тематики рефератов и проектов с вопросами стоящими перед современным образованием, возможность практического использования материалов дисциплин в своей практической деятельности 3 балла - 100% 2 балла - 0% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

4 Кадровое обеспечение Повышение квалификации преподавателей как результат участия в сетевом образовательном взаимодействии 3 балла - 75% 2 балла - 25% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

5 Учебно-методический комплект учеб- Полнота учебно-методического комплекта программы 3 балла - 100% 2 балла - 0 % 1 балл - 0 % 0 баллов - 0 %

ной дисциплины Наличие методических рекомендаций по подготовке к занятиям 3 балла - 25% 2 балла - 75% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

6 Информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса Наличие и возможность пользования автоматизированными системами хранения и поиска информации 3 балла - 25% 2 балла - 75% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

Возможность пользоваться межбиблиотечными фондами 3 балла - 25% 2 балла - 75% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

Возможность использования информационных ресурсов сети Интернет 3 балла - 25% 2 балла - 50% 1 балл - 25% 0 баллов - 0%

7 Оценка результативности программы Успешность освоения программы обучающимися (результаты экзаменов, зачетов) 3 балла - 100% 2 балла - 0% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

Соответствие уровня овладения обучающимися компетенциями, заявленными как результат обучения по программе (результаты экзаменов, зачетов) 3 балла - 25% 2 балла - 75% 1 балл - 0% 0 баллов - 0%

Анализ результатов опроса преподавателя, реализующих данный модуль показало, что его дидактические составляющие высоко оценены преподавателями - экспериментально реализующим модуль, при этом отмечается необходимость расширить применение инструментов активного обучения.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что разработанный и реализованный модуль «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практико-ориентированных учителей физики» в своем содержании в реализации соответствует стратегических задачам модернизации педагогического образования. Получаемые в результате его реализации компетенции полностью профессиональному стандарту педагогической профессии, позволяют повысить возможности готовить специалистов, обладающих возможностями реализовывать деятельностный подход. Компоненты предметов модуля теоретической и практической подготовки птимально скомпонованы с целью реализации образовательных целей. Структура элементов модулей представляет собой совокупность устойчивых взаимосвязей и носит системный характер. Последовательность элементов модулей носит системный характер, а взаимосвязь устойчива, отсутствуют логические противоречия и несоответствия целям модернизации системы образования. Материалы модуля прошли экспертизу у ведущих экспертов в области образования и науки. Учитывая мнение разработчиков учебного модуля, экспертов, участников пробного внедрения материалы модуля подверглись доработке и дополнениям необходимыми учебно-методическими материалами. В настоящее время на научно-педагогическом отделении Института физики Казанского федерального университета идет внедрение результатов исследования представленных в статье в педагогическую практику - опытное обучение студентов-бакалавров и студентов-магистрантов, обучающихся по направлению: педагогическое образование с включением в учебные планы модуля «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практи-ко-ориентированных учителей физики». С 2015 года проектирование учебных планов указанных направлений подготовки осуществляется исходя из модульной системы обучения.

Литература

1. Aganov A.V., Nefediev L.A., Garnaeva G.I., Ni-zamova E.I. Pedagogical technology and modular training in the development of education // Kazan pedagogical journal. - 2015. - Vol. 3 (110). - P. 10-23.

2. Bolotov V.A., Rubtsov V.V., Froumin I.D., Mar-golis A.A., Kasprzhak A.G., Safronova M.A., Kalash-nikov S.P. Information analysis data on the first phase results of the project modernization of pedagogical education // Psychological science and education. -2015. - V. 20. - № 5. - P. 13-28.

3. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P. First results of developing the academic bachelor and research master program models under the modernization program of teacher education // Psychological science and education. - 2015. - V. 20. - № 5. - P. 29-44.

4. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P. The priority of educational outcomes as a tool for modernization of teachers training programs // Psychological science & education. - 2014. - V. 19. - № 3. - Р. 87-104.

5. Ploeger Wilfried, Scholl Daniel Analytical competence of teaching staff: modelling and measurement // Zeitschrift fur erziehungswissenschaft. - 2014. - V. 17. - № 1. - Р. 85-112.

6. Riese Josef Reinhold Peter The professional competencies of trainee teachers in physics in different educational programs // Zeitschrift fur erziehungswissenschaft. - 2012. - V.15. - № 1. - Р. 111143.

7. Tajurskij D.A., Mingazov R.H., Garnaeva G.I., Nizamova E.I. The use of modern physical laboratory equipment in the formation of professional competencies of practice-oriented physics teachers // Kazan pedagogical journal. - 2015. - Vol. 3 (110). - ^ 44-49.

8. Wang Jingying, Guo Donghui, Jou Min A study on the effects of model-based inquiry pedagogy on students' inquiry skills in a virtual physics lab // Computers in human behavior. - 2015. - V. 49. - Р. 658669.

Application of modern physical laboratory equipment for forming professional competencies of the practical-oriented teachers of physics

Nizamova E.I., Garnaeva G.I., Nefediev L.A., Gainullin F.F. Kazan Federal University

The urgency of problem specified in the article stems from the fact, that requirements to innovative development of economy and present day public demands have resulted in structural and contextual modernization of educational programs, as well as introduction of modern pedagogical techniques into educational process, aimed at the improvement of special education in all fields of knowledge. The idea of practice-oriented teachers training for knowledge in special subject area and the ability to involve pupils into active educational activity assumes a particular significance in view of transition to new educational standards and a new Unit Standard of a Teacher. Practice-oriented tendency of pedagogical education involves creation of conditions for successful professional competence of a future teacher. Development of a pupil's cognition interest to the subject of study is of utmost importance for a teacher in Physics. It is successfully reached through application of demonstrative, laboratory as well as virtual experiment. A Bachelor degree program module "Modern laboratory practicum application for training of practice-oriented teachers in Physics" has been developed at the Institute of Physics under Kazan Federal University for those specializing in pedagogical education. It is aimed at professional competences of a future teacher in Physics development related to practical skills in the area of physical experiments.

The purpose of the article is investigation of the developed practice-oriented module introduction process into training of future teachers in Physics. Theoretical analysis of pedagogical literature and introduction process survey of the module "Modern laboratory practicum application for training of practice-oriented teachers in Physics" into educational process of Bachelors and Masters specializing in Pedagogy became key methods of the problem research. Here also belong the data collection and accumulation method - questioning, method of survey results introduction into pedagogical practice - practice oriented education. The main results of the research consist in the analysis of education module introduction into educational process, as well

as the research results generalization and their introduction into pedagogical practice. Keywords: modernization of education, pedagogical education,

professional competences, Physical laboratory practicum. References

1. AganovA.V., NefedievL.A., Garnaeva G.I., Nizamova E.I. Peda-

gogical technology and modular training in the development of education // Kazan pedagogical journal. - 2015. - Vol. 3 (110). -P. 10-23.

2. Bolotov V.A., Rubtsov V.V., Froumin I.D., Margolis A.A., Kasprz-

hak A.G., Safronova M.A., Kalashnikov S.P. Information analysis data on the first phase results of the project modernization of pedagogical education // Psychological science and education. - 2015. - V. 20. - № 5. - P. 13-28.

3. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P. First results of developing the

academic bachelor and research master program models under the modernization program of teacher education // Psychological science and education. - 2015. - V. 20. - № 5. - P. 29-44.

4. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P. The priority of educational

outcomes as a tool for modernization of teachers training programs // Psychological science & education. - 2014. - V. 19. -№ 3. - Р. 87-104.

5. Ploeger Wilfried, Scholl Daniel Analytical competence of teaching

staff: modelling and measurement // Zeitschrift fur erziehungswissenschaft. - 2014. - V. 17. - № 1. - Р. 85-112.

6. Riese Josef Reinhold Peter The professional competencies of

trainee teachers in physics in different educational programs // Zeitschrift fur erziehungswissenschaft. - 2012. - V.15. - № 1. -Р. 111-143.

7. Tajurskij D.A., Mingazov R.H., Garnaeva G.I., Nizamova E.I. The

use of modern physical laboratory equipment in the formation of professional competencies of practice-oriented physics teachers // Kazan pedagogical journal. - 2015. - Vol. 3 (110). - ^ 4449.

8. Wang Jingying, Guo Donghui, Jou Min A study on the effects of

model-based inquiry pedagogy on students' inquiry skills in a virtual physics lab // Computers in human behavior. - 2015. - V. 49. - Р. 658-669.

CO

o

C4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.