Николаева Н.Б. ©
Студент педагогического факультета, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Аннотация
В статье освещаются особенности реабилитационной работы с подростками в условиях детского дома, через создание адаптационных сред двух видов: психологической и социальной, направленных на решение конкретных проблем подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Ключевые слова: реабилитация, подросток, коррекционно - развивающая программа, детский дом.
Keywords: rehabilitation, teenager, correctional - developmental program, children's home.
В последнее десятилетие в условиях нестабильной социально-экономической ситуации были нарушены важнейшие функции семьи, в том числе - жизнеобеспечение и воспитание детей. Дети оказываются в экстремальных условиях существования, которые не только не обеспечивают их психофизической и социальной защищенности, но и угрожают безопасности. В наиболее сложном положении оказываются маленькие дети - дошкольники, которые в силу своего возраста беззащитны перед жестокостью взрослых [2]. Одной из мер спасения маленького ребенка является его изоляция от социально-опасных условий жизни в семье и помещение в социальные, медицинские или образовательные организации, где проходит их реабилитация с последующей социализацией среди сверстников [4].
Конвенция о правах ребенка, определяет ситуационно положение ребенка в социуме, а именно: «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» (ст. 20, разд. 1) [3]. В последние годы предприняты значительные усилия по изменению положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, сделан акцент на преимущества устройства осиротевших детей в семьи граждан. Несмотря на наметившуюся тенденцию сокращения детей-сирот в учреждениях, их количество продолжает оставаться высоким.
В настоящее время реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется рядом противоречий:
- между признанием уникальности подросткового периода (в связи с его пластичностью, сензитивностью) и отсутствием необходимых условий для реализации возможностей возраста и индивидуального потенциала подростков, воспитывающихся вне семьи;
- между пониманием необходимости осуществления реабилитационной работы с ребенком по преодолению нарушений развития, обусловленных трудной жизненной ситуацией, и отсутствием такой системы в детском доме, недостаточной готовностью педагогов к выполнению данной деятельности.
Нами осуществлено исследование по вопросам реабилитации подростков в условиях детского дома.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу
реабилитационной работы с подростками в условиях детского дома.
© Николаева Н.Б., 2015 г.
Предмет исследования: программа реабилитационной работы с подростками в условиях детского дома.
Основными направлениями деятельности для государственных учреждений, в том числе и детских домов, является воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, среди них:
-осуществление социальной защиты подростков, находящихся в этих учреждениях;
-осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера;
-организация получения детьми общего образования.
Актуальность программы определяется в выявлении и апробации оптимальных педагогических условий для максимальной самореализации каждого воспитанника детского дома с помощью использования инновационных коррекционных технологий в виде программ, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта развития личности [1].
Цель программы: психолого - педагогическое сопровождение естественного развития социально адаптированной личности воспитанника детского дома, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.
Задачи программы:
1. Описание социально - психологических особенностей воспитанников детских
домов;
2. Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения развития подростков-сирот;
3. Разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы,
способствующей реабилитации подростков в условиях детского дома.
Срок реализации программы в среднем составляет 1 - 2 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка. В случае усложненной адаптации и дезадаптации сроки реализации программы могут увеличиваться до 4 и более месяцев.
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа ориентирована на индивидуальную работу с ребенком, хотя по мере необходимости не исключено его включение в групповые формы деятельности.
Содержание программы базируется на основе взаимодействия медицинских работников, социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей и логопедов. Основная нагрузка по созданию условий в период адаптации ребенка к детскому дому ложится на воспитателей группы.
Тематическое планирование включает такие темы: «Беседа о детском доме», «Беседа о нравственном воспитании», «Воспитание уважения к старшим» и др.
Ожидаемые результаты программы:
- улучшение взаимоотношений со сверстниками;
- воспитание уважения к старшим;
- желание учиться;
- развитие эстетических чувств.
Основные приемы работы педагога - психолога по решению вопросов реабилитации подростков в условиях детского дома:
- Беседа (разговор, обмен мнениями).
- Анкетирование (заполнение опросного листа с целью получения каких - либо сведений о том, кто его заполняет).
- Тренинг (занятие, упражнение служащие для совершенствования умений и навыков).
- Семейные посиделки (семейный вечер, дружеское собрание с чаепитием и играми).
- Экономические уроки (занятия, обучающие как сэкономить собственный бюджет).
- Моделирование проблемных ситуаций (занятия, предполагающие искусственное
создание определённых проблем и пути их решения).
- Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора (предоставление возможности ребёнку самостоятельно принять решение в определённой ситуации).
- Игра (тот или иной способ развлечения).
Основные методы работы педагогов - психологов и воспитанников:
- метод сотворчества (совместная работа над чем-то ребёнка и взрослого), предполагающий, осуществление процессов самовыражения подростка и развитие его способностей;
- метод психологической адаптации, характеризующийся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.
- праздничные массовые мероприятия, по содержанию включающие культурноспортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные представления ко дню района, национальные праздники малочисленных народов севера.
- вечера тихого чтения, основанные на интеллектуальном и гармоничном развитии личности.
- практикумы, практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы, с использованием ситуаций нацеленных на устранение тревожности, озлобленности, недоверия со стороны подростков, а так же стабилизацию эмоционального фона.
- метод творческих возможностей, дающий возможность ребенку раскрыть свои возможности и способности.
- соревнование, является одной из форм деятельности, в которой участники взаимодействия, стремятся превзойти друг друга.
Результативность реализации программы на базе детского дома «Родничок» показала, что на контрольном этапе эксперимента показатели обеих групп оказались одинаковыми так высокий уровень эмоциональной комфортности выявлен у 14 подростков - 70 % потому, что испытуемые стали больше считаться с мнением других, уважать друг друга, стали более добродушными и общительными.
Средний уровень у 6 учеников - 30% потому, что данные подростки на констатирующем этапе показали самые низкие результаты, теперь их отношение изменилось, но с ними еще необходимо проводить работу.
Высокий уровень стремления к доминированию на контрольном этапе, выявлен у 10 подростков - 50 % , в экспериментальной группе у 8 - 40 % .
Данные результаты обусловлены тем, что испытуемые стремятся быть лидерами во всем, у них развито сильное желание доминировать.
Средний уровень в контрольной группе выявлен у 10 подростков - 50%, в экспериментальной у 8 человек - 40 %, потому что у данных подростков стремление к доминированию не полностью выражено.
Все подростки на контрольном этапе показали высокий уровень социализации потому что все подростки обладают достаточным количеством положительных качеств в группе.
По результатам тестирования выявлен в контрольной группе средний уровень социализации у 13 подростков - 65 % , в экспериментальной группе у всех подростков, данные дети обладают способностью группового общения, но не всегда считаются с мнением окружающих. Высокий уровень у 7 детей - 40 % потому, что подростки обладают способностью общения в группе, имеют склонность к лидерству, прислушиваются к мнению других.
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что подростки после проведения реабилитационной работы показали более высокий уровень социализации, чем на констатирующем этапе эксперимента.
Литература
1. Е.А. Буксина, Е.В. Слизкова - К вопросу о профилактике асоциального поведения у подростков в учебно-воспитательном процессе школы// Научный поиск в современном мире, сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - 2015 - С. 193-194.
2. Е.В. Слизкова, М.В. Гутман, Г.В. Шагова - Формирование ценностного отношения школьников к сельскому образу жизни// Высшее образование сегодня. - 2014. - № 12. - С. 87-90.
3. Конвенция о правах ребенка// одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, Конвенция вступила в силу 02.09.1990.
4. Н.П. Безуглова, Е.В. Слизкова - Профилактика конфликтов по средствам деловой игры в условиях реабилитационного центра// Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», Чебоксары. - 2014 - С. 38-39.