Научная статья на тему 'РАЗВИВАЮЩИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОБЫТИЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИВАЮЩИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОБЫТИЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина А.И., Третьяк С.В., Великанов В.В.

Актуальность изучения событийного подхода в образовании специалистов обосновывается его потенциалом для решения задач персонализации обучения, личностного и профессионального развития студентов. Целью работы является анализ практики внедрения событийного образования в Волгоградском государственном медицинском университете и Волгоградском государственном техническом университете. Проведена классификация образовательных событий в высшей школе и выделены уровни организации событийного образования. Изучены и описаны целевой, содержательный и процессуальный аспекты этого подхода с акцентом на личностно-профессиональное развитие обучающихся. Опыт внедрения технологий событийного подхода позволил выделить и охарактеризовать каждый этап образовательного события и успешно использовать эти технологии в практике подготовки специалистов разных профилей. Обоснованы возможности использования событий образовательного, развивающего и воспитательного характера для развития надпрофессиональных навыков. С целью подготовки преподавательского состава вузов к применению данных технологий, событийный подход реализовывался при подготовке кадров на этапах последипломного образования и повышения педагогической квалификации преподавателей вузов. Сотрудничество студентов и наставников в процессе «проживания» образовательного события, а также обязательный этап рефлексии рассматриваются как средства и цели событийного образования в вузе. Как показал анализ анкет обучаемых (студентов, аспирантов и преподавателей), применение событийного подхода удовлетворяло образовательные потребности всех категорий обучаемых, а также делало учебный процесс личностно и профессионально значимым. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при создании учебных программ, так как позволяют персонализировать образовательный процесс посредством событийного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPING AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF PROFESSIONAL-ORIENTED EVENT EDUCATION

The relevance of the study of event approach is justified by its potential for training personalization, personal and professional development of students. The aim is to analyze the practice of event education at Volgograd State Medical University and Volgograd State Technical University. The classification of educational events is presented and levels of event education are highlighted. The aims, content and procedural aspects of approach are studied and characterized with an emphasis on personal and professional development of students. The experience of implementing event approach helped to distinguish and characterize the stages of educational events and effectively use the technologies for specialists' training. The potential of educational, developmental and educational events for improvement of quasi-professional skills was substantiated. To get the instructors ready for implementation of these technologies, the event- based approach was introduced in educational process at levels of postgraduate education and continuing pedagogical training of university staff. The cooperation of students and instructors in the process of "living" in an educational event, as well as reflection, are considered as the means and goals of event education. The analysis of the trainees' satisfaction showed that the event approach met the educational needs of attendees (students, graduate students and teachers). It also made the educational process personally and professionally significant. The findings can be used in the development of university curricula, as it personalizes the educational process due to event approach.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЮЩИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОБЫТИЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N5 Образовательный вестник "Сознание"' I https://e-pubmed.org

A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ BY * https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by/4.0/

i ШЁ RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Artyukhina A.I., TretyakS.V., VelikanovV.V., 2021

ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-27-33

L ч Принята 15.05.2021 | Accepted 15.05.2021

к УДК 37.018

THE DEVELOPING AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF PROFESSIONAL-ORIENTED EVENT EDUCATION

Artyukhina1 A.I., Tretyak1 S.V., Velikanov2 V.V.

1Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation 2Volgograd state technical University, Volgograd, Russian Federation

РАЗВИВАЮЩИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОБЫТИЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Артюхина1 А.И., Третьяк1 С.В., Великанов2В.В.

1 Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, Российская Федерация

2 Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Abstract. The relevance of the study of event approach is justified by its potential for training personalization, personal and professional development of students. The aim is to analyze the practice of event education at Volgograd State Medical University and Volgograd State Technical University. The classification of educational events is presented and levels of event education are highlighted. The aims, content and procedural aspects of approach are studied and characterized with an emphasis on personal and professional development of students. The experience of implementing event approach helped to distinguish and characterize the stages of educational events and effectively use the technologies for specialists' training. The potential of educational, developmental and educational events for improvement of quasi-professional skills was substantiated. To get the instructors ready for

Аннотация. Актуальность изучения событийного подхода в образовании специалистов обосновывается его потенциалом для решения задач персонализации обучения, личностного и профессионального развития студентов. Целью работы является анализ практики внедрения событийного образования в Волгоградском государственном медицинском университете и Волгоградском

государственном техническом университете. Проведена классификация образовательных событий в высшей школе и выделены уровни организации событийного образования. Изучены и описаны целевой, содержательный и процессуальный аспекты этого подхода с акцентом на личностно-профессиональное развитие обучающихся. Опыт внедрения технологий событийного подхода позволил

implementation of these technologies, the event-based approach was introduced in educational process at levels of postgraduate education and continuing pedagogical training of university staff. The cooperation of students and instructors in the process of "living" in an educational event, as well as reflection, are considered as the means and goals of event education. The analysis of the trainees' satisfaction showed that the event approach met the educational needs of attendees (students, graduate students and teachers). It also made the educational process personally and professionally significant. The findings can be used in the development of university curricula, as it personalizes the educational process due to event approach.

Keywords: upbringing, continuing pedagogical training, experience, university instructor.

REFERENCES

[1] Artyukhina A.I., Chumakov V.I., Knyshova L.P. Personalized pedagogical training of highly qualified personnel in residency course // Educational bulletin "Consiousness". 2020. No 3. P. 15-19.

[2] Artyukhina A.I., Velikanov V.V., Velikanova O.F., Tretyak S.V., Chumakov V.I. Challenge of digital economy - digital transformation of education. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2008. P. 74-84.

выделить и охарактеризовать каждый этап образовательного события и успешно использовать эти технологии в практике подготовки специалистов разных профилей. Обоснованы возможности использования событий образовательного, развивающего и воспитательного характера для развития надпрофессиональных навыков. С целью подготовки преподавательского состава вузов к применению данных технологий, событийный подход реализовывался при подготовке кадров на этапах последипломного образования и повышения педагогической квалификации

преподавателей вузов. Сотрудничество студентов и наставников в процессе «проживания» образовательного события, а также обязательный этап рефлексии рассматриваются как средства и цели событийного образования в вузе. Как показал анализ анкет обучаемых (студентов, аспирантов и преподавателей), применение событийного подхода удовлетворяло образовательные потребности всех категорий обучаемых, а также делало учебный процесс личностно и профессионально значимым. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при создании учебных программ, так как позволяют персонализировать образовательный процесс посредством событийного подхода.

Ключевые слова: событийный подход, высшее образование, персонализация образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Артюхина А.И., Чумаков В.И., Кнышова Л.П. Персонализированная педагогическая подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре // Образовательный вестник «Сознание». 2020. №3. C. 15-19.

[2] Artyukhina A.I., Velikanov V.V., Velikanova O.F., Tretyak S.V., Chumakov V.I. Challenge of digital economy - digital transformation of education. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2008. P. 74-84.

Author Contributions. Artyukhina A.I. - concept, writing a text; Tretyak S.V. - literature review, research design;

Velikanov V.V. - collection and processing of materials.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Artyukhina A.I. - SPIN ID: 1733-7173; ORCID ID: 0000-0003-1004-6697

Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education, more than 250 publications, 6 of them in WoS, 56 in the Higher Attestation Commission Journals.

Tretyak S.V. - SPIN ID: 1137-8460; ORCID ID: 0000-0002-4553-3551

Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education, more than 30 publications, 2 of them in WoS, 5 in the Higher Attestation Commission Journals.

Velikanov V.V. - SPIN ID: 9346-5165; ORCID ID: 0000-0003-1939-8787

Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education - more than 75 publications, 3 of them in WoS, 13 in the Higher Attestation Commission Journals.

Вклад авторов. Артюхина А.И.— концепция, написание текста; Третьяк С.В.— обзор литературы и дизайн исследования; Великанов В.В. — сбор и обработка материалов.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Артюхина А.И. — SPIN ID: 1733-7173; ORCID ID: 0000-0003-1004-6697

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, опубликовано более 250 работ, из них 6 - в журналах WoS, 56 в журналах ВАК.

Третьяк С.В.— SPIN ID: 1137-8460; ORCID ID: 0000-0002-4553-3551

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, опубликовано более 20 работ, из них 3 - в журналах WoS, 5 в журналах ВАК.

Великанов В.В.— SPIN ID: 9346-5165; ORCID ID: 0000-0003-1939-8787

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, опубликовано более 75 работ, 3 из них - в WoS, 13 - в журналах ВАК.

For citation: Artyukhina A.I., Tretyak S.V., Velikanov V.V. THE DEVELOPING AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF PROFESSIONAL-ORIENTED EVENT EDUCATION // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol. 23. - №5 - C. 27-33. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-27-33

Для цитирования: Артюхина А.И., Третьяк С.В., Великанов В.В. РАЗВИВАЮЩИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОБЫТИЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т. 23. - №5. - С. 27-33. 10.26787/пу^а-2686-6846-2021-23-5-27-33

Введение. Качество подготовки выпускников университетов оценивают по уровню сформированности

компетенций. Профессиональные

стандарты соотносят те трудовые функции и компетенции, которые необходимы на современном этапе развития знаний и технологий. Но этот объем постоянно и очень интенсивно возрастает во всех сферах науки и производства. По сути, выпускникам университета придется самостоятельно осваивать новые компетенции, инновационные профессиональные

технологии. Следовательно, они должны быть готовы к вызовам времени. Атлас новых профессий, разработанный

Агентством стратегических инициатив (Сколково), содержит не только наименование профессий будущего, но и надпрофессиональные навыки,

необходимые для специалистов. В медицине и здравоохранении, например, ожидается появление таких направлений как генетический консультант, молекулярный диетолог, оператор медицинских роботов, ИТ-генетик, специалист по киберпротезированию, эксперт персонифицированной

медицины, консультант по здоровой старости, сетевой врач. Возможно, что эти специалисты будут востребованы в ближайшее время, и сегодняшним выпускникам придется проходить

переподготовку, приобретать новые компетенции, что требует готовности к постоянному совершенствованию,

академической самостоятельности.

Подобные навыки формируются путем развития соответствующего опыта. Конкурентоспособность отечественной науки зависит от качества подготовки кадров, от способности осуществить в университете опережающее обучение. Но на данный момент, в научной литературе и в практике высшего образования нет оформленной системы методического обеспечения формирования

надпрофессиональных навыков.

Несмотря на существование ряда психолого-педагогических подходов к решению проблемы личностно-профессионального развития, потенциал технологии событийного образования в контексте непрерывного личностно-профессионального развития остается малоизученным. Этот факт обуславливает актуальность данного исследования, в котором образовательное событие рассматривается как ресурс приобщения студентов к личностно-

профессиональному развитию уже на начальных этапах подготовки, следовательно - как средство персонализации образования.

Цель настоящего исследования - анализ практики внедрения событийного образования на этапах додипломного, последипломного образования и повышения квалификации. Достижение цели предусматривает решение следующих исследовательских задач: уточнить специфику образовательного события в подготовке специалистов в вузе; провести классификацию образовательных событий и технологий их проектирования; оценить возможности событийного подхода с позиции личностно-профессионального развития специалистов будущего;

проанализировать авторский опыт

подготовки преподавателей, способных к проектированию и реализации событийного образования

Материалы и методы. В исследовании использовались методы теоретического познания, обобщения, сравнения, наблюдения, системного анализа, группировки данных. Экспериментальной базой стали Волгоградский

государственный медицинский

университет и Волгоградский

государственный технический

университет. Событийное образование рассматривается авторами исследования как технология, которая базируется на использовании образовательных событий, значимых в жизни отдельной личности и коллектива учащихся. Подобные события реализуются в реальном социуме, с участием реальных людей и характеризуются конкретной

направленностью, локальным характером воздействия на сознание, эмоциональную сферу и поведение. Это завершенный в смысловом плане фрагмент

образовательного континуума, у которого был мотив, цель, спроектированное содержание, но не срежиссированный процесс «проживания» этого события, уникальный для каждого исход и опыт. В нём есть место самостоятельному принятию решения, практике понимания и принятия «другого», сотрудничеству, совместному анализу и переносу полученного опыта в другие сферы.

Событийный подход был внедрен в практику подготовки специалистов на уровнях додипломного, последипломного образования и повышения квалификации. Курс педагогики и образовательных технологий дополнительного

профессионального образования в сотрудничестве со Школой

педагогического мастерства на протяжении 10 лет являются площадкой для апробации инновационных педагогических идей и распространения

прогрессивного опыта среди сотрудников вузов города. Идеи событийного подхода были интегрированы в подготовку специалистов не только для формирования профессиональных

компетенций, но и развития надпрофессиональных навыков. Среди них - системное мышление, межотраслевая конкуренция, управление проектами, бережливое производство, программирование, клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, работа с людьми, работа в условиях неопределенности и навыки

художественного творчества.

Сотрудничество кафедр гуманитарного, естественнонаучного, социального,

медицинского, экономического,

технического и фармацевтического профилей позволили разработать систему событий, внедренных в образовательный контекст разных дисциплин. Благодаря этому взаимодействию развитие столь разнонаправленных навыков стало возможным.

Образовательные события

проектировались для студентов, аспирантов и слушателей курсов повышения квалификации в соответствии с их профессиональной направленностью и с учётом круга проблем, актуальных для текущего момента. По форме проведения, это были формальные и неформальные события, взаимодополняющие друг друга и создающие впечатление непрерывного процесса, в котором каждый компонент был связан с другими целью и содержанием. Особенную

образовательную ценность имеет именно последовательность взаимосвязанных и взаимообусловленных событий, а не разрозненных мероприятий. Так, например, работа над проектами «Здоровье сберегающие технологии» и «Волонтёры - городу» позволила объединить студентов, аспирантов и

преподавателей разных факультетов двух вузов в достижении общих целей, дала им возможность познакомиться, совместно создавать и проживать значимые для них события.

Результаты и обсуждение. Опыт внедрения событийного образования в практику высшего образования специалистов показал, что технологии данного подхода могут успешно применяться на всех этапах подготовки специалистов разного профиля. В исследовании были рассмотрены различные уровни проектирования и реализации образовательных событий -на уровне кафедр, факультетов, вуза в целом, на клинических и производственных базах медицинского и технического университетов, в общественных организациях (Союз архитекторов, Ассоциация врачей Волгограда).

Вовлеченность студентов,

аспирантов и преподавателей также различалась по уровням - участие в проектировании и организации события, самом мероприятии (проекте), в обсуждении результатов. В

образовательном событии «Медики и промышленность Сталинграда в годы Великой Отечественной войны» все группы обучаемых могли стать создателями этого проекта - рассказать о вкладе врачей и тружеников промышленных предприятий, помочь в создании передвижной экспозиции, подготовить видеоролик, стать экскурсоводом экспозиции или посетить выставку. Вне зависимости от степени участия, само событие не могло оставить никого равнодушным, т.к. каждый экспонат был подготовлен и «прочувствован» его создателями, отражал их эмоции и передавал их зрителям.

В исследовании были выделены несколько типов образовательных

событий по ведущим целям -образовательные, воспитательные,

развивающие. Вектор образовательного события может быть направлен в сторону обучения (например, лекция или мастер-класс выдающегося ученого, практика) или преимущественно в сторону воспитания (общественная, досуговая деятельность) или в сторону личностно-профессионального развития личности обучающегося (опыт организации интеллектуальных игр и культурно-познавательный туризм очень развиты в наших вузах). Эта направленность обуславливала развитие определенных видов компетенций и личностного опыта. Строгая классификация, отражающая зависимость вида (типа) события и формируемых компетенций, не представляется возможной, т.к. исследование показало, что события, организуемые с целью профессионального развития специалистов, могут

имплицитно обладать потенциалом для развития общекультурных компетенций и надпрофессиональных навыков. Однако, были охарактеризованы и сгруппированы ведущие типы образовательных событий, способствующие развитию различных компетенций: научно-исследовательских компетенций (научно-практическая

конференция, вебинар, лекция выдающегося учёного, мастер-класс, олимпиада); коммуникативных

компетенций (образовательный форум, фестиваль, праздник, квест);

профессиональных компетенций (беседа о профилактике заболеваний или обучение граждан оздоровительной гимнастике на свежем воздухе, просветительская беседа или тренинг с родителями, представление жителям вариантов проектов

благоустройства двора). Образовательные события также отличались по содержательному наполнению - это был материал, включенный в

образовательную программу подготовки

специалиста (обязательный компонент), выходящий за эти рамки (опережающее обучение), материалы проблемно-познавательные, информационно -ресурсные, профессионально-

прикладные.

При педагогическом проектировании и организации событийного образования важно не количество событий, а их значимость для каждого участника. Многообразие видов образовательных событий обуславливают и особенности их проектирования с учётом направления подготовки и специфики преподаваемой дисциплины. Анализ педагогического опыта позволил нам выявить общие черты, присущие проектированию образовательного события независимо от его вида и уровня.

Для трансформации образования в ответ на вызовы времени важны как понимание современного состояния профессионального образования для подготовки студентов и специалистов и роль событийного образования, так и подготовка кадров преподавателей, которые будут реализовывать инновационные

преобразования в обучении.

Образовательные события формальные и неформальные

Проектирование образовательного события требует тщательного целеполагания с учётом организационного, методического и воспитательного компонентов. Определяется тематика и уровень организации (факультетский, межфакультетский,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

межвузовский, городской и т.д.). На этапе целеполагания определяются не только тематические цели, но и типы совершенствуемых компетенций

(надпрофессиональные навыки), интересы, потребности и ожидания обучаемых. Индивидуальное целеполагание со стороны учащихся способствует успешности обучения, усиливает мотивацию и выводит её на уровень самомотивации, помогает самоконтролю достижения целей. Для этого студенты должны быть осведомлены не только о тематике, сути и своей роли в проведении образовательного события, но и о возможных личностно и профессионально значимых

результатах, об опыте, который можно будет приобрести. Причём подготовка студентов к событию носит не только дидактический характер (прочитать нужный материал, найти новую информацию, разработать план действий), но и творческий (разработать сценарий интеллектуальной игры, тренинга или обосновать выбор места для проведения события и т.д.). Как показывает наш опыт, чем большее число студентов включается в разные виды коммуникации и проявляет инициативу и активность на этапе подготовки, тем интереснее проходит само событие.

Событийное образование даёт возможность реализовать ещё один принцип обучения будущего - метаучёбу. Данный принцип предполагает саморефлексию студента по поводу его учебы - он учится учйться, рационально организовывать свой образовательный маршрут, ставить адекватные цели и успешно достигать их. Любое образовательное событие завершается этапом рефлексии в виде свободной дискуссии по его окончании или в виде домашнего задания - эссе, но с обязательными элементами - обсуждением вопросов: оправдались ли мои ожидания, что понравилось и не понравилось, что можно было сделать лучше, что нового узнал, чему научился, достиг ли поставленных целей личностного роста. Студенты отмечают достоинства событийного образования -открытость, свободу выбора, добровольность, уход от обыденности, возможность проявить инициативу, показать свои творческие способности, приобщиться к традициям и ценностям профессионального сообщества,

почувствовать себя членом команды.

При подготовке кадров высшей квалификации (аспирантура) и повышении психолого-педагогической квалификации событийное образование были организовано как участие в мастер-классах, круглых столах, совместных педагогических проектах. Обязательным компонентом педагогической практики являлось проектирование образовательного события и его проведение.

Помимо образовательных событий, предусмотренных содержанием курсов, в вузе действует целый ряд проектов, являющихся постоянным источником событий в профессиональном и личностном развитии студентов, а именно - Волонтёрский центр ВолгГМУ, Фармацевтический клуб, Хирургический клуб, Школа тьюторов, Студенческая стоматологическая клиника, школы мастерства большинства кафедр вуза.

Выводы. Событийное образование, как показала практика, является перспективным ресурсом в личностно-профессиональном развитии специалистов не только настоящего, но и будущего. Необходимыми условиями являются умение преподавателей

проектировать образовательное событие и готовность студентов использовать новый опыт для собственного совершенствования. Полученные в исследовании данные могут быть реализованы при разработке учебных программ, так как позволяют акцентировать внимание на вопросах личностно-профессионального развития обучающихся и персонализировать образовательный процесс посредством событийного подхода.

Corresponding Author: Artyukhina Alexandra Ivanovna — Ph.D, The Head of the Department of pedagogy and educational technologies, Volgograd state medical University, Volgograd,

Russian Federation

E-mail: alexandraiart2591@gmail.com

Ответственный за переписку: Артюхина Александра Ивановна — доктор педагогических наук, руководитель курса педагогики и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», Волгоград, Российская Федерация

E-mail: alexandraiart2591@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.