Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N4 Образовательный вестник "Сознание" I https://e-pubmed.org
A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ BY * https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by/4.0/
i mm RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ©Artyukhina A.I., TretyakS.V., VelikanovV.V., 2021
ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-4-17-24
к ч Принята 29.04.2021 | Accepted 29.04.2021
к УДК 378.018
THE EXPERIENCE OF THE PEDAGOGICAL EXCELLENCE SCHOOL: UPBRINGING OF EDUCATORS
Artyukhina1 A.I., Tretyak1 S.V., Velikanov2 V.V.
Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation 2Volgograd state technical University, Volgograd, Russian Federation
ОПЫТ ШКОЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: ВОСПИТАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Артюхина1 А.И, Третьяк1 С.В., Великанов2 В.В.
1ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», г. Волгоград, Российская Федерация
2ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоград, Российская Федерация
Abstract. The article deals with the problem of improving the continuing pedagogical training of medical university instructors in the field of professional upbringing of students. The urgency of the stated problem is due to the country's need for competent specialists, whose level of education should meet the requirements of the profession and the Federal State Educational Standard of Higher Education. The authors set the goal of summarizing the pedagogical experience of the Course of pedagogy and educational technologies of additional professional education of Volgograd state medical University in training the instructors at the Pedagogical Excellence School (additional professional program "Educational work with students as an obligatory component of educational programs implementation"). The current state of medical students' upbringing is considered and the need for medical university instructors training for students' upbringing in contemporary situation is
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы совершенствования повышения педагогической квалификации преподавателей медицинского университета в сфере профессионального воспитания студентов. Актуальность заявленной проблемы обусловлена потребностью страны в компетентных специалистах, уровень воспитания которых должен
соответствовать требованиям профессии и ФГОС ВО. Авторы ставят перед собой цель -обобщить педагогический опыт курса педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального
образования Волгоградского государственного медицинского университета в обучении преподавателей в школе педагогического мастерства по дополнительной
профессиональной программе
«Воспитательная работа с обучающимися как
substantiated. The utilized methods are the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and publications, theoretical cognition, observation, system analysis and evaluation of information. The structure of the Pedagogical Excellence School integrating formal and non-formal education is presented. The content of the additional professional program for improving pedagogical qualification "Upbringing of students as an obligatory component of educational programs implementation" and the organization of pedagogical training for medical university instructors are considered. The content of the experience of value-oriented activity in educational work is formulated. The necessity for joint implementation of humanitarian support of students by the instructors of medical and humanitarian subjects is discussed. The role of tutors developing an active civic position of students is analyzed. The methods of interpretation of the data obtained in the university instructors' survey were used for testing of the proposed program. The conclusion summarizes the experience of Pedagogical Excellence School in upbringing of educators.
Keywords: upbringing, continuing pedagogical training, experience, university instructor.
обязательный компонент реализации образовательных программ». На основе методов теоретического анализа психолого-педагогической литературы и публикаций, теоретического познания, наблюдения, системного анализа и оценки информации, рассматривается современное состояние воспитания студентов-медиков и
обосновывается потребность в подготовке преподавателей медицинского вуза к воспитательной деятельности в современных условиях. Представлена структура школы педагогического мастерства, позволяющая интегрировать формальное и неформальное образование. Рассмотрены содержание дополнительной профессиональной программы повышения педагогической квалификации «Воспитательная работа с обучающимися как обязательный компонент реализации образовательных программ» и организация обучения педагогов как воспитателей. Сформулировано содержание опыта ценностно-ориентировочной деятельности в воспитательной работе. Обсуждена необходимость совместного осуществления гуманитарного сопровождения студентов преподавателями-медиками и гуманитариями. Обсуждается роль преподавателей субъектов, реализующих формирование активной гражданской позиции у студентов. Методы интерпретации полученных в процессе анкетирования преподавателей данных использовались в ходе апробации предлагаемой программы. В выводах обобщается опыт школы педагогического мастерства медицинского вуза по воспитанию воспитателей.
Ключевые слова: воспитание, повышение педагогической квалификации, опыт, преподаватель.
REFERENCES БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Gareski, I.V. Professional and social culture as ethical principle of doctor's activity / I.V. Gareski / / Personality in a changing world: health, adaptation, development. - 2016. - No 2. - P. 26-31.
URL: https: / / cyberleninka.ru/ article/n
/professionalno-sotsialnaya-kultura-kak-
nravstvennaya-osnova-deyatelnosti-vracha
[2] Zubkova, A.A. Features of educational process in teaching medical students / A.A. Zubkova, E.V.
[1] Гарески, И.В. Профессионально-социальная культура как нравственная основа деятельности врача / И.В. Гарески // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2016. - № 2. - С. 26-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n / professionalno-sotsialnaya-kultura-kak-nravstvennaya-osnova-deyatelnosti-vracha (дата обращения: 30.03.2021)_
[3]
[4]
[5]
[6]
Felker, M.A. Baroyan, A.V. Vinokur // Modern problems of science and education. - 2017. - No 2. URL: http://science-education.ru
/ru/ article/view?id=26271
Kulikov, S.P. Features of Patriotic education of students in domestic universities / S.P. Kulikov, S.V. Novikov // Moscow economical Journal. -2019. - No 11. - P.87 URL: https://cyberleninka.ru/article/n /osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-otechestvennyh-vuzah (дата
обращения: 31.03.2021)
Menzul, E.V. System approach to planning of educational activities in medical university / E.V. Menzul, U.V. Myakisheva, Y.V. Shchukin // Pedagogy of higher education. - 2017. - No 2 (8). -P. 76-79.
URL: https: //moluch.ru/th/3/archive/55/2 089/ Pirogov, N.I. Selected pedagogical works. Moscow: Pedagogy, 1985. - 493p.
Sakharova, L.G. Conceptual foundations of upbringing the culture of inter-confessional relations in students of higher medical education institutes / L.G. Sakharova, E.A. Gvozdetskaya //Medical newsletter of Vyatka. - 2012. - No 2. - P. 62-65
[2] Зубкова, А.А. Особенности воспитательного процесса при обучении студентов-медиков / А.А. Зубкова, Е.В. Фелькер, М.А. Бароян, А.В. Винокур // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.
URL: http://science-education.ru
/ru/article/view?id=26271 (дата обращения: 30.03.2021)
[3] Куликов, С.П. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах / С.П. Куликов, C.B. Новиков // Московский экономический журнал. 2019;
URL: https: / / cyberleninka.ru/article/n /osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya-studentov-v-otechestvennyh-vuzah (дата
обращения: 31.03.2021)
[4] Мензул, Е.В. Системный подход к планированию воспитательной работы в медицинском вузе / Е.В. Мензул, Ю.В. Мякишева, Ю.В. Щукин // Педагогика высшей школы. - 2017. - № 2 (8). - С. 76-79.
[5] Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. - 493с.
[6] Сахарова, Л. Г. Концептуальные основы воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинских вузов / Л. Г. Сахарова, Е. А. Гвоздецкая // Вятский медицинский вестник. 2012. № 2. С. 62-65._
Author Contributions. Artyukhina AI. - concept, writing a text; Tretyak S.V. - literature review, research design;
Velikanov V.V. - collection and processing of materials.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Artyukhina A.I. - SPIN ID: 1733-7173; ORCID ID: 0000-0003-1004-6697
Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education, more than 250 publications, 6 of them in WoS, 56 in the Higher Attestation Commission Journals.
Tretyak S.V. - SPIN ID: 1137-8460; ORCID ID: 0000-0002-4553-3551
Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education, more than 30 publications, 2 of them in WoS, 5 in the Higher Attestation Commission Journals.
Velikanov V.V. - SPIN ID: 9346-5165; ORCID ID: 0000-0003-1939-8787
Research interests, number of main publications: Economics; Pedagogy of higher education publications, 3 of them in WoS, 13 in the Higher Attestation Commission Journals.
more than 75
Вклад авторов. Артюхина А.И.— концепция, написание текста; Третьяк С.В.— обзор литературы и дизайн исследования; Великанов В.В. — сбор и обработка материалов.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Артюхина А.И. — SPIN ID: 1733-7173; ORCID ID: 0000-0003-1004-6697
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, опубликовано более 250 работ, из них 6 - в журналах WoS, 56 в журналах ВАК.
Третьяк С.В.— SPIN ID: 1137-8460; ORCID ID: 0000-0002-4553-3551
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, опубликовано более 20 работ, из них 3 - в журналах WoS, 5 в журналах ВАК.
Великанов В.В.— SPIN ID: 9346-5165; ORCID ID: 0000-0003-1939-8787
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Экономика, Педагогика высшей школы, опубликовано более 75 работ, 3 из них - в WoS, 13 - в журналах ВАК.
For citation: Artyukhina A.I., Tretyak S.V., Velikanov V.V. THE EXPERIENCE OF THE PEDAGOGICAL EXCELLENCE SCHOOL: UPBRINGING OF EDUCATORS // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol. 23. - №4 - С. 17-24. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-4-17-24
Для цитирования: Артюхина А.И, Третьяк С.В., Великанов В.В. ОПЫТ ШКОЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: ВОСПИТАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т. 23. - №4. - С. 17-24. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-4-17-24
Введение. Высшее образование в Российской Федерации отвечает на актуальные потребности общества, в частности большое внимание уделяется человеческому капиталу, от качества которого зависит благополучие, как граждан, так и страны в целом. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.) в п1. ст2. подчёркивается, что образование -единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, то есть воспитание поставлено на первое место. Более того, внимание в сфере государственной политике к проблеме воспитания подрастающего поколения законодательно закреплено Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Данный закон
распространяет воспитательную работу с обучающимися на высшую школу. Воспитание обучающихся, согласно закону, необходимо проводить при освоении ими не только основных общеобразовательных программ, но и образовательных программ среднего профессионального образования,
образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета). Подготовка компетентных специалистов
медицинского профиля, которую осуществляют медицинские вузы в соответствии с ФГОС ВО в русле приоритетного проекта "Обеспечение
здравоохранения квалифицированными специалистами" государственной
программы «Развитие здравоохранения», не может ограничиться формированием профессиональных компетенций.
Современное общество
предъявляет повышенные требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам выпускников медицинского вуза. Высшее медицинское образование России продолжает традиции воспитания, сущность которых обозначил ещё замечательный хирург, учёный, педагог Николай Иванович Пирогов в «Вопросах жизни». Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми - полагал великий педагог, а воспитание должно вести к тому, чтобы быть человеком [5].
В XXI веке в университеты пришли студенты-медики нового цифрового поколения, имеющие другой жизненный опыт и возможности для индивидуального обучения в
изменяющемся мире на фоне взрывного развития медицинских и образовательных технологий, призывов к повышению ответственности, новых прав и ожиданий пациентов. Проблема профессионального воспитания в современных условиях может быть решена только при целенаправленной подготовке к воспитательной работе профессорско-преподавательского состава, что актуализирует необходимость в данном исследовании
Цель настоящего исследования -
обобщить педагогический опыт школы педагогического мастерства, реализуемый
курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного
профессионального образования
Волгоградского государственного
медицинского университета по подготовке преподавателей к
воспитательной работе с обучающимися в формировании и реализации
образовательных программ.
Материалы и методы. Эмпирической базой исследования являлся
Волгоградский государственный
медицинский университет. Выборка составила 119 преподавателей, повышающих квалификацию по дополнительной профессиональной
программе «Воспитательная работа с обучающимися как обязательный компонент реализации образовательных программ». В работе использованы методы теоретического познания наблюдения, системного анализа и оценки информации, сравнения, анкетирования, группировки данных, обобщения.
Результаты и обсуждение. Анализ психолого-педагогической литературы и публикаций по тематике воспитания в высшей школе свидетельствует, что внимание исследователей наравне с изучением исторических традиций и современных тенденций привлекают вопросы организации процесса воспитания в целом или по отдельным направлениям, к примеру - воспитание патриотизма, культуры
межконфессиональных отношений [3, 6].
Специфика воспитательной работы со студентами в высшей медицинской школе России заключается в неразрывной связи вовлечения обучающихся в сферу профессиональной медицинской
деятельности и учётом контекста культурного развития личности [1]. Воспитание студентов-медиков
исследовали с разных позиций: в аспекте новых подходов к организации высшего профессионального образования в период
модернизации; в русле формирования чувства и идеалов патриотизма и гражданственности; рассматривали как совокупность педагогических условий, обеспечивающих духовный,
нравственный, интеллектуальный,
культурный и профессиональный рост и становление личности будущего врача [2,4]. Однако вопросы подготовки преподавателей к воспитательной работе со студентами-медиками в современных условиях оказались не исследованы. Эта проблема чрезвычайно актуально, свидетельством чему стало выступление профессора Волгоградского
государственного медицинского
университета Н.Н. Седовой на заседании Координационного совета Министерства науки и высшего образования по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и
межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактике экстремизма. Особое внимание в выступлении Наталья Николаевна уделила именно задачам «воспитания воспитателей».
ВолгГМУ - целостный комплекс непрерывного профессионального
образования, где ведется подготовка около 15 тысяч
высококвалифицированных специалистов XXI века младшего и среднего медицинского звена, врачей различных специальностей, провизоров и
фармацевтов, социальных работников, клинических психологов, инженерных кадров по биотехническим системам и технологиям, менеджеров для системы здравоохранения, генетиков, биохимиков.
Повышение педагогической
квалификации преподаватели
университета осуществляют в рамках школы педагогического мастерства ВолгГМУ. Согласно разработанной, утверждённой Центральным
методическим советом и апробированной концепции, школа педагогического мастерства проводит в жизнь стратегию непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза, интегрирует формальное и неформальное педагогическое образование
преподавателей медицинского
университета.
Формальное обучение не реже раза в три года на курсе педагогики и образовательных технологий
дополнительного профессионального образования позволяет преподавателям совершенствовать профессионально-педагогические компетенции, создаёт условия для личностного развития, поскольку удовлетворяет
образовательные потребности педагогов за счёт выбора дополнительной профессиональной программы из большого числа постоянно обновляемых. Например, в 2020-2021 учебном году преподаватели университета могли выбирать из 12 программ повышения педагогической квалификации и программы профессиональной
переподготовки «Преподаватель
профессионального образования,
дополнительного профессионального образования». Повышение
педагогической квалификации
преподавателей университета
реализуется по андрагогической модели с использованием технологий
интерактивного, проблемного,
проектного, исследовательского
обучения, ориентированных на действие, развитие критического мышления, а также предусмотрена персонификация процесса обучения не только по образовательным потребностям
обучающихся, но и по опыту. Созданные на занятиях комфортные условия и проблемно-ориентированная среда
учитывают специфику преподавания дисциплин кафедр клинического и
неклинического профилей, способствуют актуализации личностного и
профессионального опыта обучающихся преподавателей, предоставляют свободу для научного поиска и педагогического творчества преподавателей.
Неформальное педагогическое
образование в школе педагогического мастерства представлено деятельностью центра педагогических инноваций, который в отличие от дискретно проводимых курсов повышения квалификации работает постоянно.
Воспитание студентов всегда рассматривалось при обучении преподавателей в качестве одной из тем в дополнительных профессиональных программах повышения педагогической квалификации. Теперь же, в ответ на вызовы времени, реализуется программа «Воспитательная работа с обучающимися как обязательный компонент реализации образовательных программ»,
включающая два модуля. Материал первого модуля «Методологические основы воспитательной работы с обучающимися» посвящен теоретическим аспектам воспитания в высшей медицинской школе. При его освоении обучающиеся преподаватели
рассматривают требования к
воспитательной деятельности в университете с позиций ФГОС ВО 3 ++, нормативные регуляторы воспитательной деятельности преподавателя,
закономерности, принципы,
педагогическое целеполагание в воспитании специалиста, универсальные компетенции - их формирование и результат профессионального воспитания студентов в структуре основной профессиональной образовательной программе. Выяснилось, что 46 преподавателей (38,6%), хотя и занимались воспитательной работой со студентами, но не знали о приказе Минобнауки РФ от 22 декабря 2014 г. №
1601, согласно которому воспитательная работа включена в рабочее время педагогических работников. Второй модуль «Профессиональное воспитание как гуманитарная образовательная практика» рассматривает
технологические основы и методы профессионального воспитания,
добровольчество (волонтерство),
обсуждают лучшие практики
профессионального воспитания. В процессе обучения преподаватели выполняют индивидуальный или, по желанию, коллективный проект -разработку календарного плана воспитательной деятельности на год в рамках основной профессиональной образовательной программы с указанием цели и ожидаемого результата. При выполнении проекта преподаватели решают задачу перевода мероприятия на уровень образовательного события. Завершается обучение преподавателей подведением итогов - участием в межрегиональном круглом столе «Проблемы и перспективы
воспитательной работы с обучающимися в формировании и реализации
образовательных программ», когда у каждого преподавателя есть возможность познакомиться с воспитательной работой коллег из других вузов и поделиться своим опытом.
В школе педагогического мастерства учим преподавателей реализовать общий принцип
профессионального воспитания -воспитание студентов через профессию.
Огромный прогресс, которого достигла медицина в последние десятилетия, требует от специалиста-медика не только постоянного пополнения и обновления знаний, но и развития ценностно-смысловой сферы. Грань между стремлением
усовершенствовать человеческую
природу (здоровье, генетические
характеристики) и пренебрежением нормами морали иногда слишком тонка. В погоне за достижениями в науке велика опасность нарушить главный принцип биоэтики «Не навреди». Именно поэтому одной из задач высшего образования является воспитание личности врача, руководствующегося постулатами
морали, нравственности, медицинской этики. Необходимо выработать у будущих представителей одной из самых гуманных профессий готовность к системному рассмотрению реалий профессиональной деятельности, освоению духовно-нравственного опыта, накопленного цивилизацией. Достижение этой задачи возможно при условии создании особой образовательно-воспитательной среды вуза, практики наставничества. Следовательно, педагоги высшей школы должны быть готовы поделиться своим личностным опытом ценностно-ориентировочной деятельности, опытом ценностного осмысления целей профессиональной деятельности и средств достижения этих целей.
В содержание опыта ценностно-ориентировочной деятельности, который необходимо освоить в сотрудничестве с педагогами, мы включаем:
1. приемы ценностно-ориентировочной деятельности (фактический и оценочный анализов гуманитарных ценностей);
2. соотнесение содержания данных ценностей и собственной системы ценностей, эталонов, их критический анализ;
3. осознание спектра гуманитарных проблем профессиональной сферы, которые не могут быть решены методами естественнонаучной парадигмы;
4. анализ и, при необходимости, трансформация мотивов и смыслов деятельности, общения, освоения содержания гуманитарных наук.
Преподаватели предстают как субъекты, реализующие формирование активной гражданской позиции у студентов. Но здесь встречаются определённые трудности, поскольку специалисты-медики не имеют соответствующей подготовки, кроме того, у них достаточно сложные задачи в преподавании своих предметов. Поэтому решающую роль в реализации поставленной задачи должны играть преподаватели кафедр гуманитарных дисциплин. Гуманитарное сопровождение специальных дисциплин обязательно для медицинского вуза. На занятиях проходит обсуждение совместного осуществления такого сопровождения преподавателями-медиками и гуманитариями.
Анкетирование преподавателей в ходе выходного контроля показало полную удовлетворенность (100%) респондентов
обучением, 96% считают себя готовыми к воспитательной деятельности в новых условиях, а 4% - частично готовыми.
Выводы. Представлена структура школы педагогического мастерства,
позволяющая интегрировать формальное и неформальное образование.
Рассмотрены проблемы содержания программы повышения педагогической квалификации «Воспитательная работа с обучающимися как обязательный компонент реализации образовательных программ» и организации обучения педагогов как воспитателей.
Сформулировано содержание опыта ценностно-ориентировочной деятельности в воспитательной работе. Проведено обобщение опыта школы педагогического мастерства по воспитанию воспитателей.
Corresponding Author: Artyukhina Alexandra Ivanovna — Ph.D, Department of pedagogy and educational technologies of additional professional education, Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation
E-mail: alexan draiart2591 @ gm ail. com
Ответственный за переписку: Артюхина Александра Ивановна — доктор педагогических наук, руководитель курса педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», Волгоград, Российская Федерация
E-mail: [email protected]