Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА'

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина А. И., Третьяк С. В., Великанов В. В.

Статья посвящена проблеме творческого развития преподавателя вуза посредством интеграции формального и неформального образования в рамках Школы педагогического мастерства (ШПМ). Актуальность данной темы подтверждается отсутствием оформленной системы непрерывного педагогического образования преподавателей профильных вузов. Целью работы является изучение потенциала ШПМ и обобщение опыта создания образовательной и развивающей среды для творчества педагогов. Приведен краткий обзор ряда исследований в сфере профессиональной подготовки преподавателей вузов, не имеющих педагогического образования. Представлены подходы к интеграции формального и неформального уровней непрерывного образования. Базой исследования является Волгоградский государственный медицинский университет. На примере Курса педагогики и образовательных технологий вуза показана структура и деятельность ШПМ. Анализ результатов обучения преподавателей убедительно доказал эффективность предлагаемой авторами концепции. Содержание курсов позволяет удовлетворить разносторонние образовательные потребности сотрудников вуза и обеспечить психологическую и андрагогическую поддержку творческого развития преподавателей и распространение их инновационного опыта. ШПМ вуза также предоставляет возможности неформального образования посредством обмена профессиональным опытом, реализации совместных проектов. Совместное творчество представителей гуманитарных, естественных, медицинских и общественных наук позволяет наполнить содержание всех дисциплин профессионально и личностно значимыми ценностями, способствовать совместному развитию педагогов и студентов. Особую ценность имеет возможность оперативного внедрения инновационных педагогических технологий в практику благодаря параллельности процессов дополнительного педагогического образования и собственно профессиональной деятельности преподавателей. Результаты работы могут использоваться для совершенствования системы непрерывного педагогического образования преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхина А. И., Третьяк С. В., Великанов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE DEVELOPMENT OF AN INSTRUCTOR IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article deals with the development of a university instructor through the integration of formal and non-formal education within the framework of the School of Pedagogical Excellence (SPE). The relevance of the topic is confirmed by lack of a system of continuous pedagogical education for instructors of specialized universities. The aim is to study the potential of the SPE and generalize the experience in creating educational and developmental environment for pedagogical creativity. Aт overview of researches in training of teaching doctors is given. Authors present the approaches to the integration of formal and non- formal components of continuing pedagogical education. The empirical base of the research is Volgograd State Medical University. The structure and activities of the SPE are presented. An analysis of the learning outcomes has proved the effectiveness of the concept. The content meets the educational needs of the university staff and provides psychological and andragogical support for the development of specialists and the distribution of innovative experience. The SPE provides opportunities for non-formal education through the exchange of experience and joint projects. The collaboration of instructors in humanitarian, natural, medical and social sciences help to enrich the content of all disciplines with professionally and personally significant values, promoting the joint development of educators and students. The possibility of instant implementation of modern pedagogical technologies due to the parallel additional pedagogical education and the professional activities is valuable. The results can improve the system of continuous pedagogical education for university instructors.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА»

Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N5 Образовательный вестник "Сознание"' I https://e-pubmed.org

A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ BY * https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by/4.0/

i ■mm ^f-dffl RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Artyukhina A.I., TretyakS.V., VelikanovV.V., 2021

ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-4-ll

ч Принята 15.05.2021 | Accepted 15.05.2021

УДК 378.046.4

THE CREATIVE DEVELOPMENT OF AN INSTRUCTOR IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Artyukhina1 A.I., Tretyak1 S.V., Velikanov2 V.V.

1Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation 2Volgograd state technical University, Volgograd, Russian Federation

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

Артюхина1 А.И., Третьяк1 С.В., Великанов2 В.В.

1ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», г. Волгоград, Российская Федерация

2ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоград, Российская Федерация

Abstract. The article deals with the development of a university instructor through the integration of formal and non-formal education within the framework of the School of Pedagogical Excellence (SPE). The relevance of the topic is confirmed by lack of a system of continuous pedagogical education for instructors of specialized universities. The aim is to study the potential of the SPE and generalize the experience in creating educational and developmental environment for pedagogical creativity. Aт overview of researches in training of teaching doctors is given. Authors present the approaches to the integration of formal and nonformal components of continuing pedagogical education. The empirical base of the research is Volgograd State Medical University. The structure and activities of the SPE are presented. An analysis of the learning outcomes has proved the effectiveness of the concept. The content meets the educational needs of the university staff and

Аннотация. Статья посвящена проблеме творческого развития преподавателя вуза посредством интеграции формального и неформального образования в рамках Школы педагогического мастерства (ШПМ). Актуальность данной темы

подтверждается отсутствием оформленной системы непрерывного педагогического образования преподавателей профильных вузов. Целью работы является изучение потенциала ШПМ и обобщение опыта создания образовательной и развивающей среды для творчества педагогов. Приведен краткий обзор ряда исследований в сфере профессиональной подготовки

преподавателей вузов, не имеющих педагогического образования. Представлены подходы к интеграции формального и неформального уровней непрерывного образования. Базой исследования является

provides psychological and andragogical support for the development of specialists and the distribution of innovative experience. The SPE provides opportunities for non-formal education through the exchange of experience and joint projects. The collaboration of instructors in humanitarian, natural, medical and social sciences help to enrich the content of all disciplines with professionally and personally significant values, promoting the joint development of educators and students. The possibility of instant implementation of modern pedagogical technologies due to the parallel additional pedagogical education and the professional activities is valuable. The results can improve the system of continuous pedagogical education for university instructors.

Keywords: higher education, continuing School of Pedagogical Excellence.

Волгоградский государственный медицинский университет. На примере Курса педагогики и образовательных технологий вуза показана структура и деятельность ШПМ. Анализ результатов обучения преподавателей убедительно доказал эффективность предлагаемой авторами концепции. Содержание курсов позволяет удовлетворить разносторонние образовательные

потребности сотрудников вуза и обеспечить психологическую и андрагогическую поддержку творческого развития преподавателей и распространение их инновационного опыта. ШПМ вуза также предоставляет возможности неформального образования посредством обмена

профессиональным опытом, реализации совместных проектов. Совместное творчество представителей гуманитарных, естественных, медицинских и общественных наук позволяет наполнить содержание всех дисциплин профессионально и личностно значимыми ценностями, способствовать совместному развитию педагогов и студентов. Особую ценность имеет возможность оперативного внедрения инновационных педагогических технологий в практику благодаря параллельности процессов дополнительного педагогического образования и собственно профессиональной деятельности преподавателей. Результаты работы могут использоваться для совершенствования системы непрерывного педагогического образования преподавателей вузов.

Ключевые слова: высшее образование, Школа педагогического мастерства.

REFERENCES БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Active learning strategies in higher education: teaching for leadership, innovation, and creativity // Eds. A. Misseyanni, M.D. Lytras, P. Papadopoulou, C.H. Marouli - Emerald Publishing, 2018.

[2] Artyukhina A.I., Velikanov V.V., Velikanova O.F., Tretyak S.V. Event education in personal and professional development of specialist of the future // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Future Academy. 2018. P. 160-169.

[3] Gaspar D., Mabic M. Creativity in higher education // Universal Journal of Educational Research.

[1] Active learning strategies in higher education: teaching for leadership, innovation, and creativity // Eds. A. Misseyanni, M.D. Lytras, P. Papadopoulou, C.H. Marouli - Emerald Publishing, 2018.

[2] Artyukhina A.I., Velikanov V.V., Velikanova O.F., Tretyak S.V. Event education in personal and professional development of specialist of the future // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Future Academy. 2018. P. 160-169.

[3] Gaspar D., Mabic M. Creativity in higher education // Universal Journal of Educational Research.

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

2015. No 3 (9). P. DOI:10.13189/ujer.2015.030903

598-605.

2015. No 3 (9). P. DOI:10.13189/ujer.2015.030903

598-605.

Author Contributions. Artyukhina A.I. - concept, writing a text; Tretyak S.V. - literature review, research design;

Velikanov V.V. - collection and processing of materials.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Artyukhina A.I. - SPIN ID: 1733-7173; ORCID ID: 0000-0003-1004-6697

Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education, more than 250 publications, 6 of them in WoS, 56 in the Higher Attestation Commission Journals.

Tretyak S.V. - SPIN ID: 1137-8460; ORCID ID: 0000-0002-4553-3551

Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education, more than 30 publications, 2 of them in WoS, 5 in the Higher Attestation Commission Journals.

Velikanov V.V. - SPIN ID: 9346-5165; ORCID ID: 0000-0003-1939-8787

Research interests, number of main publications: Pedagogy of higher education - more than 75 publications, 3 of them in WoS, 13 in the Higher Attestation Commission Journals.

Вклад авторов. Артюхина А.И.— концепция, написание текста; Третьяк С.В.— обзор литературы и дизайн исследования; Великанов В.В. — сбор и обработка материалов.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Артюхина А.И. — SPIN ID: 1733-7173; ORCID ID: 0000-0003-1004-6697

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, опубликовано более 250 работ, из них 6 - в журналах WoS, 56 в журналах ВАК.

Третьяк С.В.— SPIN ID: 1137-8460; ORCID ID: 0000-0002-4553-3551

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, опубликовано более 20 работ, из них 3 - в журналах WoS, 5 в журналах ВАК.

Великанов В.В — SPIN ID: 9346-5165; ORCID ID: 0000-0003-1939-8787

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Педагогика высшей школы, опубликовано более 75 работ, 3 из них - в WoS, 13 - в журналах ВАК.

For citation: Artyukhina A.I., Tretyak S.V., Velikanov V.V. THE CREATIVE DEVELOPMENT OF AN INSTRUCTOR IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. -Vol. 23. - №5 - С. 4-11. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-4-11

Для цитирования: Артюхина А.И., Третьяк С.В., Великанов В.В. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т. 23. - №5. - С. 4-11. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-5-4-11

Введение. Лавинообразный рост научных знаний во всех сферах жизни человека, переход от рутинного обучения к креативному развитию интеллекта, ориентация на персонализированное обучение студентов актуализировали потребность преподавателей профильных вузов в постоянном профессиональном и педагогическом развитии, реализации творческого потенциала и

совершенствовании. Высшее образование в России имеет ряд особенностей. Прежде всего, это способность отвечать

требованиям постоянного

совершенствования профессиональных знаний, так и преобразованиям в педагогике высшей школы, что подразумевает сочетание традиций и инноваций. За годы учебы в университете студенты додипломного и

последипломного уровней подготовки осваивают огромный массив

теоретических знаний, приобретают умения, навыки и компетенции, соответствующие ФГОС ВО. Согласно компетентностно-деятельностному

подходу, результатом подготовки выпускников университета является уровень освоения компетенций.

На примере высшего медицинского образования, особенность реализации профессионально-педагогических компетенций преподавателя профильных дисциплин в медицинском университете заключается в том, чтобы научить студентов работать по алгоритму, предписанному медицинскими

технологиями, а также применять комплексное мышление, развивать творческий подход. В стандартах высшего образования предусмотрены

общекультурные компетенции,

отражающие требования к творческой подготовке выпускников медицинских университетов: способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4 для специальностей Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Фармация и ОК-

6 для Клинической психологии); готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5 для специальностей Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Фармация и ОК-

7 для Клинической психологии). Таким образом, перед преподавателем университета стоит триединая задача -обучить студентов (аспирантов) современным технологиям обследования, диагностики, лечения, реабилитации пациентов; приобщить их к профессиональному творчеству; четко понимать и различать ситуации профессиональной деятельности, при которых творчество необходимо или же требуется строгое выполнение деятельности по алгоритму. Для решения этой комплексной задачи преподаватель высшей школы должен уметь развивать креативность студентов, следовательно -быть человеком творческим.

Внимание к креативности в высшем образовании во втором десятилетии 21 века возрастает. В научных исследованиях, педагогическое творчество

рассматривается как готовностью педагога: разрабатывать и реализовывать активные стратегии обучения [1]; подходить к решению повседневных задач творчески, нестандартно [3]; постоянно совершенствовать методы работы, в том числе - посредством обмена опытом через неформальные профессиональные

онлайн-сообщества и сети. В нашем исследовании мы обратились к образовательному и развивающему потенциалу Школы педагогического мастерства как инновационной площадки для интеграции формального и неформального педагогического

образования преподавателей высшей школы, а также как средства диссеминацию инновационного

педагогического опыта.

Цель настоящего исследования -

обоснование роли Школы

педагогического мастерства в творческом развитии преподавателей вуза и обобщение собственного опыта апробации данной концепции. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования: определить возможности Школы педагогического мастерства для интеграции формального и неформального педагогического образования преподавателей высшей школы, смоделировать содержательный и процессуальный аспекты деятельности Школы по развитию творческого потенциала преподавателей,

апробировать данную модель в условиях образовательного процесса в

медицинском вузе.

Материалы и методы. Эмпирической базой исследования стал Волгоградский государственный медицинский

университет. Использовались методы

системного анализа, группировки данных и теоретического познания, обобщения, сравнения и наблюдения. Формальная составляющая непрерывного

педагогического образования была актуализирована посредством Курса педагогики и образовательных технологий, предоставляющего обучение по 11 направлениям повышения квалификации и дополнительного образования. Выпускникам присваивается квалификация «Педагог

профессионального образования».

Программа помогает удовлетворить разнонаправленные образовательные потребности слушателей. Педагогический состав медицинского вуза отличается неоднородностью базового

профессионального образования со значительным преобладанием

медицинского или естественнонаучного профилей подготовки. Практические занятия и тренинги для слушателей курса проводятся отдельно в группах для преподавателей клинических и теоретических (в том числе, гуманитарных) дисциплин. На занятиях используются активные и интерактивные методы и подходы к обучению -проблемный подход, проектное и диалогическое обучение, обучающие игры, тематические исследования, дидактические задания, технологии развития критического и клинического мышления, мозговой штурм, дискуссии и т. д.

Теоретическая и практическая исследовательская деятельность

проводилась на основе компетентностно-деятельностного подхода. Согласно ему, преподаватели вуза должны

актуализировать и реализовать свои профессиональные и педагогические компетенции, чтобы научить студентов следовать алгоритму протоколов лечения, а также применять комплексное мышление, развивать творческий подход

и овладевать профессиональным общением. При разработке

компетентностно-ориентированных задач мы создали условия для стимулирования когнитивной и профессиональной мотивации, интереса, интеллектуальных и практических навыков, а также развития навыков актуализации знаний, работы в команде, формулирования

индивидуальной точки зрения и применения творческого подхода. Говоря о компетентностно-ориентированных заданиях, мы имеем в виду организацию деятельности студентов (как аудиторной, так и внеучебной), включающую систему конкретных педагогических

(квазипрофессиональных) ситуаций и заданий, направленных на освоение различных видов учебной деятельности и развитие опыта. Специфика

компетентностно-ориентированных задач состоит в том, что они должны быть междисциплинарными, с одной стороны, и быть связаны с профессиональной деятельностью, с другой.

В качестве примера подобных ситуаций, мы использовали кейсы разного уровня сложности для обучения и контроля. Слушателям курса предлагалось обсудить кейс по изучаемым темам, будучи ограниченными во времени. Для развития профессиональной готовности использовались монотематические,

сложные и междисциплинарные кейсы, которые требовали актуализации знаний, усвоенных в процессе высшего и послевузовского образования.

Существенным требованием было добавить в портфолио информацию о способах решения каждого кейса и анализ вероятности различных решений. Содержанием кейса выступали различные проблемы педагогического процесса кафедры и вуза, что позволяло слушателям обмениваться практическим опытом преподавания, разрабатывать совместные образовательные проекты и

другие педагогические продукты. На этапах актуализации знаний и контроля широко использовались творческие задания. Слушатели курса

продемонстрировали креативность при разработке проекта урока с использованием инновационных

образовательных технологий и создании электронных образовательных ресурсов (веб-квест, ментальные карты, видеоролики).

Преподаватели Школы

педагогического мастерства также оказывают помощь сотрудникам клинических кафедр в организации и проведении педагогических

экспериментов. В ходе непрерывного педагогического образования в перечень тем выпускных квалификационных работ включены наиболее актуальные педагогические проблемы, с которыми сталкивается большинство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преподавателей. Слушателям курса был предложен ряд педагогических проектов. Эти проекты касались внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий и создания электронных образовательных ресурсов.

Результаты и обсуждение. Как

выяснилось при опросе 200 преподавателей ВолгГМУ (группа сравнения) в 2011 году, сфера научных интересов подготовки врачей чаще находилась в рамках их основной медицинской специальности, а не в области педагогики высшего образования. У преподавателей университета была более сильная мотивация

профессионального развития, чем совершенствования педагогического мастерства. Мероприятия, проводимые в рамках Курса педагогики и образовательных технологий совместно со Школой педагогического мастерства, актуализировали различные

мотивационные ресурсы и дали возможность преподавателям вуза

проявить свои творческие способности и педагогическое мастерство. Одним из наиболее эффективных подходов явилось событийное образование. Разработка сценария образовательных мероприятий (экскурсии, конференции, вебинары, мастер-классы) также требовала педагогического творчества [2].

Неформальное образование -второй вариант обучения,

предоставляемый Школой

педагогического мастерства. Слушателям курса была предоставлена возможность посещать мастер-классы профессоров университета в удобное время, участвовать во внеучебных мероприятиях. Одним из вариантов был обмен личным педагогическим опытом (или советами по решению наиболее распространенных педагогических задач) в социальных сетях университета. Распространение

инновационного педагогического опыта происходит в постоянном взаимодействии с профессорами вуза. Погружаясь в творческие мероприятия в Школе педагогического мастерства,

преподаватели легче вовлекают студентов в профессиональное творчество.

Результаты деятельности Школы педагогического мастерства

анализировались по данным опросов, проведенных в 2011 году (исходные данные, год основания школы, 200 респондентов) и в 2020 году (650 респондентов) по следующим критериям:

1) спрос на курс повышения квалификации по педагогике высшего образования (количество слушателей);

2) участие преподавателей в педагогических исследованиях (по публикационной активности);

3) удовлетворенность слушателей содержанием курса.

Рост числа слушателей более заметен среди преподавателей клинических дисциплин (400% по

сравнению с 300% роста числа преподавателей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин),

поскольку у них была недостаточная педагогическая подготовка на этапе додипломного образования. Интерес к педагогической проблематике возрос на 15% у преподавателей клинических дисциплин и на 25% у преподавателей теоретического блока дисциплин. Удовлетворенность слушателей

содержанием курса была выше среди преподавателей клинических дисциплин, поскольку это был первый опыт педагогической подготовки для большинства из них, поэтому их педагогическая осведомленность

значительно улучшилась и получила высокую оценку.

Такие результаты, как

совершенствование личного

педагогического опыта, невозможно измерить, но наставники Школы педагогического мастерства отметили, что слушатели курса выступают в качестве субъектов собственного развития, могут реализовать свой творческий потенциал и активно участвовать в событийном обучении. Так, например, они приняли участие в региональных семинарах «Педагогика высшей школы: проблемы и перспективы», «Теоретические основы педагогического эксперимента»,

«Практические основы педагогического эксперимента» и других.

Выводы. Как показал наш опыт, Школа педагогического мастерства выполняет функцию психологической и

андрагогической поддержки

профессионального развития

преподавателей вуза, но и позволяет решить ряд задач: способствует научному поиску и изучению наиболее актуальных проблем высшего профессионального образования; способствует

распространению педагогического опыта преподавателей; знакомит

преподавателей вуза с инновационным опытом подготовки специалистов, способствует расширению обмена и сотрудничества с ведущими

университетами и исследовательскими центрами региона, России и зарубежья; оказывает консультативную помощь сотрудникам университета по

возникающим вопросам внедрения новых образовательных технологий;

способствуют развитию творческого потенциала преподавателей вуза. Курс повышения педагогической

квалификации преподавателей

медицинских вузов совместно со Школой педагогического мастерства позволили слушателям курсов развить ситуационную педагогическую готовность и приобрести новый опыт. Полученные знания и опыт были внедрены в учебный процесс с последующей рефлексивно-оценочной деятельностью.

Школа педагогического мастерства — это система непрерывной педагогической подготовки

преподавателей медицинских вузов. Она объединяет формальное и неформальное образование, развивает творческие способности и позволяет накапливать и распространять опыт педагогических инноваций. Школа предоставляет педагогам возможность планировать собственную траекторию педагогического развития и способствует персонализации образовательного процесса. Будучи субъектом педагогического саморазвития, врачи-педагоги определяют стратегию и темп своего обучения и развития. Следует отметить, что концепция Школы педагогического мастерства больше соответствует идее непрерывного педагогического образования

преподавателей вузов, чем традиционное формальное образование в процессе непрерывного обучения. Творчество преподавателей вдохновлено и поддерживается специалистами Центра

педагогических инноваций университета. Результатом совместных усилий является разработка и внедрение инновационных технологий, проектов и других педагогических продуктов. Поскольку в педагогическом сообществе до сих пор

отсутствует сформированная система непрерывной педагогической подготовки преподавателей вузов, представленные результаты исследования могут быть использованы для решения данной проблемы.

Corresponding Author: Artyukhina Alexandra Ivanovna — Ph.D, Department of pedagogy and educational technologies, Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation

E-mail: alexan draiart2591 @ gm ail. com

Ответственный за переписку: Артюхина Александра Ивановна — доктор педагогических наук, руководитель курса педагогики и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», Волгоград, Российская Федерация

E-mail: alexan drai art2591 @ gm ail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.