УДК 378
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ Артюхина1 А.И., Иванова2 Н.В.
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», г. Волгоград, Российская Федерация
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Цель исследования заключается в обосновании включения социального проекта в подготовку студентов медиков и архитекторов как компонента, способствующего формированию профессиональных компетенций и личностно-профессиональному развитию. Обобщается опыт обучения студентов социальному проектированию на кафедрах Волгоградского государственного медицинского и Волгоградского государственного технического университетов. Примеры комплексных межвузовских проектов, варианты участия студентов разных курсов в социальном проектировании способствуют распространению передового опыта. Результаты исследования могут служить ориентиром для разработки рабочих программ по дисциплинам разного профиля.
Ключевые слова: социальный проект, проектное обучение, профессиональное образование.
Высшая школа современной России стремится соответствовать вызовам времени, а её модернизация ориентирована на повышение качества подготовки выпускников университетов в практической сфере, повышение их компетентности и конкурентоспособности. Федеральные государственные образовательные стандарты по всем направлениям и специальностям подготовки студентов предусматривают овладение как профессиональными, так и общекультурными компетенциями. Компетент-ностный подход в высшем образовании направлен на развитие умения студентов успешно применять получаемые в вузе знания, умения, навыки на практике. Общеизвестно из дидактики средней и высшей школы, что если новые знания не используются, то они быстро утрачиваются. При этом любое высшее учебное заведение формирует у студентов обязательную предварительную профессиональную готовность, которая не всегда реализуется в конкретной жизненной ситуации. Отсюда возникает потребность поиска и применения таких образовательных технологий, которые позволяли бы развивать у студентов ситуативную профессиональную готовность. Ознакомительные, учебные, производственные практики очень важны для формирования ситуативной профессиональной готов-
ности, но не в полной мере дают студентам возможность проявить освоенные профессиональные умения, прежде всего из-за их дискретности, ибо проводятся лишь в отведённое по учебному плану время. Социальный проект, рассматриваемый как имманентный компонент образовательного процесса кафедр базового и профессионального блоков в медицинском и архитектурном университетах, позволяет, как мы полагаем, преодолеть такую дискретность. Несмотря на наличие работ по проектному обучению студентов и социальному проектированию [1,3] место социального проекта в образовательном пространстве кафедры не определено.
Цель настоящего исследования заключается в обосновании включения социального проекта в подготовку студентов медиков и архитекторов как компонента профессионального образования, способствующего формированию профессиональных компетенций и личностно-профессиональному развитию.
Метод проектов как система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов возник во второй половине 19 века в США, основывается на теоретических концепциях
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
прагматической педагогики Дж. Дьюи, провозгласившей «обучение посредством делания».
Проекты, реализуемые в учебном процессе кафедр современных вузов, можно классифицировать по разным основаниям:
• по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые),
• по направлениям деятельности (исследовательские, практико-ориентированные, творческие),
• по масштабам реализации и т.д.
Основное предназначение учебных проектов
состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. В процессе работы над проектом у студентов формируются метапредметные (ключевые) компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, работы в команде (в сотрудничестве), рефлексивные, презентационные. Среди требований, предъявляемых к учебным проектам, важнейшими являются выполнение самостоятельной работы студентами с использованием исследовательских методов, и получение продукта (статья как результат научной работы; макет, муляж, учебно-методическое пособие в практико-ориентированном проекте; сценарий мероприятия, экскурсии, web-сайт и т.д - в творческом).
Социальный проект отличается от учебного проекта, и рассматривается как социальное нововведение, целью которого, согласно В.А. Лукову, выступает триединство «создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению» [2]. Участие в социальном проекте позволяет студенту выйти за рамки аудитории, осознать социальную значимость выбранной профессии, проявить свою гражданскую позицию, реализовать свой личностный потенциал. Социальное проектирование в качестве учебной дисциплины предусмотрено образовательными программами лишь для некоторых категорий студентов, например, обучающихся по направлению «Социальная работа». Возникает вопрос: «Как без соответствующей подготовки студенты могут участвовать в создании социального проекта?». Обобщив опыт решения данной проблемы в Волгоградском государственном медицин-
ском и Волгоградском государственном техническом университетах, мы предлагаем коллегам такой вариант:
• на кафедрах младших курсов студенты обязательно участвуют в выполнении учебного проекта,
• начиная со второго курса, студенты привлекаются к участию в выполнении социального проекта старшекурсников,
• тогда на старших курсах каждый студент принимает участие в социальном проекте.
Социальный проект выполняется студентами, работающими в составе малых групп, распределение в которые проходит на добровольной основе. Для участия студентов в социальном проектировании нами выделены организационно-методические и дидактические условия, которые необходимо создать в образовательном процессе кафедры.
Условие первое заключается в понимании студентами значимости социального проектирования вообще и важности выполнения конкретного социального проекта, в частности. Обеспечивает реализацию этого условия общение со студентами не только на учебные темы, но и по вопросам, волнующим общество.
Условие второе состоит в том, что каждая из предлагаемых для решения в социальном проекте проблем позволяет связать профессиональное образование с практической жизнью, а получаемый в ходе участия в проекте учебный и жизненный опыт реализуется в конечном полезном, социально значимом продукте. Темы социальных проектов предлагаются преподавателем, но поощряются инициативные темы, предлагаемые студентами.
Условие третье - это продолжительность изучения дисциплины, методы и технологии которой будут применяться в процессе социального проектирования. Только если дисциплина изучается в течение не менее одного семестра, а лучше года, есть смысл рекомендовать студентам участие в социальном проекте.
Участие студентов в социальном проекте должно открывать перед ними новые горизонты таково условие четвёртое. Студенты, которые участвуют в волонтёрском движении, например, студенты-медики участвуют в помощи детям-сиротам (движение «Дети»), патронаже ветеранов (патриотическое движение «Сталинград»), донорстве (движение «Капля жизни») выступают лидерами. Рассказывая о своей добровольческой деятельности, студенты-лидеры настраивают своих товарищей на то, что участие в социальном проекте, не только важно в профессиональном социальном
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
плане, но и интересно, позволяет понять, почувствовать, узнать больше того, что предусмотрено учебными программами в вузе.
Обязательным пятым условием участия студентов в социальном проектировании является готовность коллектива кафедры (методическая, психологическая) к перестройке образовательного процесса от учебного проектирования к социальному.
Примерами успешных социальных проектов могут служить проекты по обучению детей в детских садах студентов-стоматологов - гигиене полости рта, студентов-педиатров - здоровому образу жизни «Мама, папа, я - здоровая семья». Перспективными представляются социальные проекты, объединяющие студентов разных вузов. Например, проект «Оборудование спортивных площадок в парках рекомендациями о правильном выполнении комплекса ГТО (в печатном и интерактивном режиме)» объединяет студентов-медиков и студентов архитекторов.
Участие студентов в социальном проектировании выводит их на новый уровень осознания общественных проблем, следствием чего становится желание расширить границы социальной активности, получить грант для реализации своих проектов.
Полученные результаты могут служить ориентиром для разработки рабочих программ для обучения студентов дисциплинам разного профиля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхина А.И., Великанов В.В., Великанова О.Ф., Чумаков В.И. Проектное обучение в формировании базовых и профессиональных компетенций студентов//Альманах-2014. Волгоград, 2014. -С.294-299.
2. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.
3. Никонова Е. Р. Социальное проектирование как фактор качественной профессиональной подготовки архитекторов в вузе: дис ... к.п.н .- Тула, 2015.209 с.
SOCIAL PROJECT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE DEPARTMENT
Artyukhina1 A.I., Ivanova2N.V.
1 Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation 2Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation
Annotation. The purpose of the study is to substantiate the implementation of a social project in the training of medical students and architects as a component contributing to the development of professional competences and personal development. The author generalizes the experience of social project teaching for the students of the Volgograd state medical and technical universities. Examples of integrated inter-University projects, involvement of students from different courses in social design contribute to the dissemination of best practices. The results of the study can be considered as a target for the development of syllabus in different subjects. Key words: social project, project training, professional education.
REFERENCES
1. Artyukhina A. I., Velikanov V. V., Velikanova O. F., Chumakov V. I. Project-based learning in the formation of general and professional competences of stu-dents//Almanac-2014. Volgograd, 2014.-p. 294-299.
2. Lukov V. A. Social designing: Manual. — 3rd ed. rev. — M.: Publishing house of Moscow Humanitarian-Social Academy: Flinta, 2003.
3. Nikonova E. R. Social designing as a quality factor of professional training of architects: PhD thesis.- Tula, 2015.- 209 p.
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
~ 72 ~