YAK 378.147 ББК 74.489.025
A.M. МАТВИЕНКО, H.A. СЫСОЕВА
L.M. MATVIYENKO, N.A. SYSOYEVA
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕАЬНЫЕ ТЕХНОАОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНААЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРО0ЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
Статья посвящена процессу формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза. Рассматриваются современные образовательные технологии, с помощью которых преподаватели иностранного языка формируют профессиональные и общепрофессиональные компетенции студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
The article is devoted to the process of formation of the professional competence of students of pedagogical higher education institution. The paper focuses on the modern educational technologies. Foreign language teachers use modern educational technologies to form the professional competence of students in Volgograd State Social Pedagogical University.
Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция, общекультурная компетенция, процесс изучения иностранного языка, современные образовательные технологии, мультимедиа презентация, метод проектов.
Key words: competence, professional competence, modern educational technologies, multimedia presentation, project method.
Одной из основных задач современной системы высшего образования является подготовка специалиста, способного самостоятельно получать новые знания и их анализировать, быть конкурентоспособным на рынке труда, благодаря самостоятельности и оригинальности мышления. Разработка и применение современных образовательных технологий, направленных на подготовку специалиста подобного уровня, становится важным направлением развития современной системы высшего образования.
В настоящее время проблема модернизации содержания и технологий подготовки педагогических кадров путем приведения их в соответствие с современными потребностями общества и рынка труда становится очевидным фактом и находит свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы.
Одной из важнейших проблем в современной педагогике высшей школы является проблема формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза. Ее актуализация происходит вследствие введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Формирование у студентов педагогического вуза таких умений, как взаимодействовать в коллективе, толерантно воспринимать социальные и культурные различия окружающих его людей, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и поле-
мики и многих других, становится насущной необходимостью. Высокий уровень профессиональных компетенций, сформированных у студентов в педагогическом вузе, становится залогом востребованности и успешности их как будущих специалистов. Очевидно, что высокие требования, предъявляемые к подготовке студентов педагогического вуза, оправданы ввиду реформирования системы высшего образования в России, социально-экономической ситуации в стране, а также особой важности педагогических кадров с точки зрения сохранения и передачи культурно-исторического наследия от поколения к поколению.
В новом ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриат) от 4 декабря 2015 года переосмыслено и уточнено множество общекультурных, общеобразовательных и профессиональных компетенций, формирование которых является приоритетной задачей всего педагогического коллектива вуза, что и обусловливает актуальность нашего исследования.
Работая над учебно-методическими комплексами по дисциплинам (УМКД), преподаваемым в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (далее ВГСПУ), преподаватели всех кафедр, в том числе кафедры иностранных языков, оказались перед выбором определенных компетенций, которые должны быть сформированы в процессе изучения ряда дисциплин.
В результате обсуждений за кафедрой была закреплена общекультурная компетенция ОК-4 - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Однако авторы исследования, соглашаясь с позицией Ю.В. Сидоровой, полагают, что в процессе формирования профессиональных компетенций значительную роль играют предметы как профессионального, так и общепрофессионального циклов [4, с. 131-132], в перечень которых входит дисциплина «Иностранный язык». Таким образом, проблема исследования заключается в обосновании и поиске средств повышения значимости дисциплины в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического вуза.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в нем уточнены представления о сущности понятий «профессиональная компетентность» и «компетенция», а также обоснована значимость современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения иностранному языку.
Обращаясь к сущности понятий «компетентность», «профессиональная компетентность» и «компетенция» и анализируя работы ученых, исследовавших проблему компетентности (Н.И. Алмазова, И.А. Зимняя, Н.П. Симаева, А.В. Хуторской, К.В. Шапошников и другие), приходим к выводу, что очень сложно однозначно определить их смысл, поскольку сущность данных понятий чрезвычайно многогранна и сложна. Соглашаясь с мнением Н.П. Симае-вой, будем рассматривать компетентность как «интегративное, синергетиче-ское качество, имеющее более широкое содержание и выступающее как результат сформированных конкретных знаний, умений и навыков, то есть тем, чем выпускник должен владеть по окончании вуза» [5, с. 50]. А.В. Хуторской считает, что понятие компетенции «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [6, с. 141]. Критерии выполнения каких-либо заданий, действий или деятельности, а также образцы поведения также входят в описания определенных компетенций. Компетенции определяют потенциал личности в социальном контексте определенного вида профессиональной деятельности.
Таким образом, каждый выпускник педагогического вуза должен обладать множеством компетенций, среди которых авторами были отобраны следующие общепрофессиональные и профессиональные компетенции, связанные с осознанием значимости педагогической деятельности, коммуникацией, в том числе и на иностранном языке, речевой культурой, а также информационными технологиями:
- готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);
- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
- готовность использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).
Особое внимание в исследовании уделяется такой важнейшей парадигме современной сферы образования, как использование информационных технологий, из большого количества которых авторы предлагают уделить особое внимание тем, что используют преимущества работы в учебном сотрудничестве, строятся на базе взаимодействия педагога и студентов, а также включают в себя совместную деятельность студентов.
В общепринятом понимании «сотрудничать» - действовать вместе, принимать участие в общем деле. В работах Ш.А. Амонашвили понятие «сотрудничество» определяется как «гармоническое взаимосодействие» в процессе социально-личностного обучения [1, с. 15]. Рут О. Кон и ее коллеги создали «Институт живого обучения - WILL» и разработали методику, позволяющую вовлекать обучающихся в групповой процесс взаимодействия, с использованием личностно ориентированного подхода в качестве основы данного процесса [3]. При организации работы в сотрудничестве важно установить взаимозависимость членов коллектива, учитывая интересы и желания как одного индивидуума, так и других членов сотрудничества. Также следует научиться достигать консенсуса, преодолевать разногласия и создавать ситуацию успеха для всех участников при выполнении коллективного задания.
Учебная дисциплина «Иностранный язык» - это гуманитарная наука, изучающая человека с точки зрения его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Как гуманитарный предмет, «Иностранный язык» имеет огромный потенциал в формировании профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза, хотя и относится к дисциплинам общеобразовательного цикла, исключая такие направления подготовки, как «Педагогическое образование. Иностранный язык».
Одним из методов формирования профессиональных компетентностей студентов педагогического вуза, применяемых преподавателями в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на занятиях дисциплины «Иностранный язык», является метод проектов.
Данный метод основан на принципах гуманистического направления в педагогике и психологии. Метод проектов был разработан в 20-е годы XX века в США в рамках философско-педагогической концепции Джона Дьюи.
Основа метода проектов заключается в практической направленности на результат, который возможно увидеть и применить на практике. Для овладения данным методом студентам необходимо уметь:
- мыслить самостоятельно;
- выявлять и решать проблемы, используя знания из разных областей,
- делать прогнозы;
- рассматривать возможные последствия разных способов решения проблемы.
В педагогической практике применимы как индивидуальные, так и групповые проекты в зависимости от цели, которую ставит педагог, использующий данный метод. Педагогическая технология состоит из совокупности исследовательских, проблемных методов, имеющих творческий характер.
Структура проектов включает в себя постановку целей, определение актуальности, источников информации (научная литература, базы данных, анкетирование и др.), обработку информации, описание результатов, подготовку реферата и доклада и их презентацию.
Функция преподавателя заключается в помощи студентам по следующим направлениям: формулировка общей проблемы исследования, консультирование по вопросам выбора источников информации, организация самостоятельной деятельности студентов и контроль.
Студенты самостоятельно формулируют гипотезу (направление поиска необходимой информации), выявляют наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по проблеме исследования.
Результаты исследования, как правило, представляются студентами в виде доклада или дискуссии на семинаре или практическом занятии, где обсуждается, анализируется и обобщается представленная информация, делаются выводы о способах применения представленных проектов. Таким образом, метод проектов заключается в решении определенной проблемы и ее теоретической и практической реализации.
Реализация метода проектов осуществляется в несколько этапов. В процессе исследовательской работы, проведенной в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, в результате подготовки проектов студентами первого и второго курса на занятиях дисциплины «Иностранный язык» авторами выделяются следующие этапы подготовки проектов:
I. Проблемно-целевой этап. На данном этапе осуществляется выбор проблемной области, происходит постановка задач, определяется конечный вид создаваемого проекта, его назначение и область применения, происходит формирование состава проектной группы и распределение обязанностей. Важно соблюдать педагогический принцип доступности и подбирать посильные задачи, учитывая уровень знания языка студентами и формируя проектные группы на основе данного принципа. Данный этап завершается формулировкой темы проекта, определением вида конечного результата и написанием краткой аннотации проекта. Преподаватель выступает в роли руководителя проекта, а студенты становятся исполнителями проекта.
II. Проектировочный этап. На данном этапе отбирается содержание и определяется приблизительный объем проекта, производится его максимальная детализация, определяются конкретные виды работы для каждого исполнителя проекта и сроки исполнения ими каждого вида работы. Этап завершается составлением подробного плана подготовки проекта.
III. Практическо-технологический этап. Этот этап связан с работой над проектом, поставленные задачи реализуются в ходе практической работы. Исполнителям проекта необходимо действовать согласованно с другими исполнителями проекта. Педагог как руководитель проекта координирует деятельность исполнителей проекта и постоянно контролирует процесс подготовки проекта и сроки выполнения каждого вида работы. Для этого назначаются консультации, индивидуальные и групповые.
IV. Контрольно-коррекционный этап. На данном этапе осуществляется проверка подготовленного студентами проекта, выявляются недоработки, намечаются способы устранения выявленных недостатков. Педагог организовывает процесс выявления недоработок. Для этого осуществляется проверка проектов, даются рекомендации по устранению недостатков.
V. Презентационный этап. а этом этапе проводится представление результатов проекта в виде презентации перед всей студенческой группой. После презентации проекта проводится обсуждение результатов проекта, соот-
ветствия требованиям, предъявляемым к проекту. При оценивании проекта педагог учитывает мнение других студентов (не исполнителей проекта) о качестве подготовленного проекта.
Организация образовательного процесса с применением таких форм, как педагогическое сотрудничество, метод проектов, разноуровневое обучение, основана на следующих принципах:
- непрерывности деятельности;
- доступности информации;
- возможности проводить наблюдение;
- ответственности за свои решения и их выполнение;
- возможности проверки достоверности своих идей на практике.
Как показывает практика, метод проектов имеет большие возможности
в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического вуза. Его применение в образовательном пространстве педагогического вуза соответствует положению о том, что «важнейшей функцией профессионального образования учителя является формирование его направленности на непрерывное профессионально-педагогическое самосовершенствование, преобразование себя для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности» [2, с. 41], поскольку метод проектов также имеет большой потенциал в развитии творческих способностей студентов педагогического вуза.
Результаты работы над проектом (индивидуальным или групповым) на занятиях в вузе, в том числе и на занятиях дисциплины «Иностранный язык», как правило, оформляются студентами в виде мультимедийной презентации.
Мультимедиа презентация - это специализированная программа, использующая современные средства мультимедиа персональных компьютеров и нацеленная на передачу информации.
Подготовка мультимедиа презентации на иностранном языке может быть как самостоятельной формой работы, так и выступать в качестве представления результатов работы студентов над проектом.
Работая над созданием своей презентации на иностранном языке, студенты совершенствуют свою иноязычную коммуникативную компетенцию в единстве всех ее составляющих - речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную, - а также получают возможность достижения высокого уровня владения иностранным языком, необходимого и достаточного для осуществления речевой и информационной деятельности в соответствии с личными профессионально ориентированными интересами и потребностями.
Наряду с приобретением иноязычной компетенции обучающиеся получают представление о том, как выглядят со стороны и какое впечатление производят на слушателей; учатся улучшать свои сильные стороны и корректировать слабые; обретают умение определять цели своего выступления и формировать соответствующие стратегии; получают опыт «считывать» обратную связь от слушателей и правильно на нее реагировать, учатся вести себя спокойно и уверенно во время проведения презентации, а также поддерживать себя в нужном эмоциональном и физическом состоянии, правильно используя свое тело, мимику, жесты и т. д.
Следует отметить, что в проведении презентации задействован процесс коммуникации. Если он отсутствует или развивается в одном направлении (говорят выступающие, а слушатели не принимают участия в процессе), едва ли можно считать презентацию эффективной.
Презентацию следует начинать с подготовки, и от качества ее проведения зависит успешность самой презентации. Прежде чем приступать к подготовке самой презентации, следует правильно и четко обозначить ее цели, среди которых:
- приобретение студентами коммуникативной компетенции;
- повышение мотивации к изучению иностранного языка в контексте будущей профессии студентов;
- обеспечение более глубокого усвоения содержания дисциплины;
- формирование условий для повышения уровня культуры мышления, общения и речи студентов;
- расширение кругозора и общей эрудиции студентов, расширение их творческих и аналитических способностей;
- развитие познавательных интересов студентов в социокультурной области знаний, навыков исследовательской работы с источниками информации;
- разрушение психологического барьера, мешающего свободной коммуникации.
Если студенты затрудняются поставить корректные цели, преподавателю следует помочь студентам их правильно обозначить, что послужит мотивацией для эффективного выполнения учебной работы и впоследствии поможет им проводить любые презентации в дальнейшей профессиональной деятельности.
После постановки целей следует учесть технические моменты для выполнения работы (специфика работы с программой PowerPoint, вид презентации, особенности аудитории).
Приступая к составлению текстового материала, студентам следует учитывать уровень владения иностранным языком каждого слушателя, их осведомленность и заинтересованность предметом обсуждения и другие особенности. Таким образом, найденную информацию по теме презентации следует адаптировать и корректировать, представляя реакцию слушателей во время выступления. При наличии студентов с низким уровнем владения иностранным языком выступающему следует прибегнуть к объяснению сложных слов и понятий, используя при этом визуальные материалы, жесты, мимику и другие подсказки.
Преподавателю следует довести до сведения обучающихся требования к проведению презентаций:
1. Точно рассчитывать длительность выступления. В процессе изучения иностранного языка презентации носят учебный характер, поэтому время следует ограничить до 10 минут, во время которых выступающие должны успеть сделать выступления и ответить на вопросы (презентации в реальной жизни длятся от 5 до 20 минут).
2. Не перегружать выступление большим количеством слайдов (не более 10-15 слайдов), избегать «лишних» или дублирующих слайдов. Последовательность слайдов должна четко соответствовать структуре устного выступления.
3. Не перегружать презентацию текстом; текстовой информации должно быть столько, сколько нужно для понимания изображения на слайде, вся дополнительная информация произносится выступающим в сопровождении слайда. Однако следует обратить внимание студентов на то, что и количество всего материала должно быть предельным, в противном случае внимание аудитории неизбежно ослабевает. Чтобы избежать этого, можно использовать короткий видеоряд либо чередовать их со статичными изображениями. Также хорошо использовать звуковые эффекты, смешные сюжеты, что оживит презентацию, сделает ее более запоминающейся и создаст эмоциональный настрой. Не стоит недооценивать эстетическое оформление выступления, его музыкальное сопровождение, а также оптимальный темп смены слайдов.
После составления текстового материала студенты должны проверить его на соответствие орфографическим, грамматическим и синтаксическим нормам, убедиться в правильности произношения слов при помощи словаря, электронного переводчика или обратиться за помощью к преподавателю.
Когда студенты будут готовы с тестовым и графическим материалом, наступает следующий этап - подготовка тезисов выступления на карточках для его представления.
Готовя заключительный этап презентации, студентам можно порекомендовать добавить яркие высказывания по теме презентации, повторить основные ее идеи и подвести итоги. Заключительные, как и вступительные фразы лучше заучить. Также выступающим следует продумать возможные вопросы и ответы на них, в связи с этим студенты должны владеть материалом по обсуждаемому вопросу шире, чем он изложен в презентации. В противном случае, если выступающий не может ответить на вопрос, лучше признать это и сохранить свою репутацию.
Также можно предложить студентам прорепетировать презентацию перед кем-либо (друг, сокурсник, преподаватель или, в идеале, носитель языка). Это поможет получить опыт выступления перед аудиторией и, проанализировав замечания слушателя (выступающего в роли рецензента), исправить ошибки.
Следующий этап - это проведение самой презентации, во время которого следует четко придерживаться плана выступления, не отклоняясь от темы, строго регламентируя время. Не следует читать свое выступление, это делает даже самую интересную презентацию скучной. Также необходимо избегать извинений, не строить слишком длинных предложений, не делать отступлений, не относящихся к предмету выступления. Выступающим следует вести себя естественно, не концентрировать свое внимание на карточках или экране, а умело распределять его, учитывая реакцию слушающих. К другим рекомендациям студентам можно отнести:
- не использовать слова-паразиты; движения-паразиты (щелканье ручкой, поправление очков и др.), что часто ведет к раздражению аудитории;
- не использовать излишнего количества жестов;
- избегать вызывающей или неуместной одежды, что отвлекает внимание слушателей;
- тщательно проверять текстовый материал и его правильное произношение, так как безграмотность свидетельствует о небрежности и несерьезности;
- не поворачиваться спиной к слушателям, что ведет к потере контакта с аудиторией;
- не использовать пальцы вместо указки, что свидетельствует о низком уровне культуры;
- не читать текст на слайдах, что указывает на отсутствие профессионализма;
- использовать заранее подготовленные логические переходы и сделать запоминающееся заключение;
- улыбаться во время выступления, что снимает напряжение аудитории и выступающего;
- не забыть поблагодарить слушателей за внимание.
Следование вышеперечисленным рекомендациям поможет сделать презентацию студентов профессиональной и успешной.
Наше исследование проводилось на базе ВГСПУ на занятиях дисциплины «Иностранный язык» у студентов первого и второго курса специальностей: «Изобразительное искусство», «Математика и информатика», «Информатика», «Физика и информатика», «История», «Биология и география», «География».
На аналитическом этапе (сентябрь - декабрь 2013 года) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы, осуществлялось изучение передового педагогического опыта и компетенций ФГОС, наблюдение за использованием современных информационных технологий в процессе формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза на занятиях дисциплины «Иностранный язык». В это время проводилось уточнение категориально-понятийного аппарата исследования.
На теоретическом этапе (январь - август 2014 года) осуществлялся поиск концептуальных подходов к исследуемой проблеме, разрабатывалась
методика формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза на занятиях дисциплины «Иностранный язык», выявлялись стадии формирования профессиональных компетенций, определялись содержание и структура формирующего эксперимента.
На экспериментальном этапе (сентябрь - декабрь 2015 года) проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций студентов педагогического вуза на занятиях дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, систематизация и обработка результатов, проверка и корректировка созданной концепции, оформление результатов исследования в виде научной статьи и учебно-методического пособия.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с сентября 2014 г. по декабрь 2015 г. Экспериментальную группу составили 147 студентов по направлению: «Педагогическое образование». Параллельно процесс формирования профессиональных компетенций отслеживался на 56 студентах непедагогических специальностей.
Основными этапами в нашей опытно-экспериментальной исследовательской деятельности стали ориентировочный, теоретический и исследовательский.
На первом, ориентировочном, этапе происходило ознакомление студентов с презентациями и проектами, выполненными на иностранном языке. Данный этап проходил в первом семестре первого курса и имел мотивацион-ную направленность в отношении педагогической деятельности. Студенты готовили мультимедиа презентации под руководством преподавателя на следующие темы: «Волгоград», «Мой родной город», «Мой университет», - опираясь на знания и умения по подготовке мультимедиа презентаций, полученные в школе.
На втором, теоретическом, этапе происходило освоение теоретических и технологических методов подготовки мультимедиа презентаций. Студенты, получив необходимые знания в данной области, самостоятельно готовили мультимедиа презентации на следующие темы: «Страна изучаемого языка», «Столица страны изучаемого языка» и другие. Данный этап проходил во втором семестре первого курса и содержательно имел общекультурную направленность.
На третьем, исследовательском, этапе студенты вовлекались в исследовательскую проектную деятельность. Это происходило в третьем семестре второго курса, имеющем профессиональную педагогическую направленность. В рамках изучения следующих тем: «Система образования страны изучаемого языка», «Система образования в России», «Будущая профессия», «Устройство на работу» - студенты готовили групповые и индивидуальные проекты. В частности, групповой проект «Болонский процесс и его влияние на российскую систему образования» и индивидуальный проект «Известная личность (ученый) в моей профессиональной области знаний. Значение этого человека в науке. Почему я восхищаюсь им». Индивидуальный и групповой проекты стали своеобразной формой проверки результатов изучения дисциплины «Иностранный язык» в вузе. Кроме того, проверялся не только уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетентности, но и стадии сформированности профессиональных компетенций студентов педагогического вуза.
В результате эксперимента было выявлено, что процесс формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза на основе применения современных информационных технологий на занятиях дисциплины «Иностранный язык» проходит несколько стадий: эмпирическую, теоретическую, мировоззренческую и профессиональную.
На эмпирической стадии студент не осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает слабой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; не владеет основами профессиональной
этики и речевой культуры; не обладает способностью использовать современные методы и технологии обучения в учебно-воспитательном процессе; не готов к взаимодействию с участниками образовательного процесса; не готов использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
На теоретической стадии студент осознает социальную значимость своей будущей профессии не в достаточной для осуществления педагогической деятельности степени, обладает средней мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; владеет основами профессиональной этики и речевой культуры на начальном уровне; не обладает достаточной способностью использовать современные методы и технологии обучения на практике в учебно-воспитательном процессе; готов к взаимодействию с участниками образовательного процесса, однако коммуникативные способности можно оценить как слабые; готовность использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования находится на начальном уровне.
На мировоззренческой стадии студент в полной мере осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает сильной мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; владеет основами профессиональной этики и речевой культуры на среднем уровне; обладает достаточной способностью использовать современные методы и технологии обучения на практике в учебно-воспитательном процессе; готов к взаимодействию с участниками образовательного процесса, а его коммуникативные способности можно оценить как средние; готовность использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования находится на среднем уровне.
На профессиональной стадии студент в полной мере осознает социальную значимость своей будущей профессии и обладает очень сильной мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; владеет основами профессиональной этики и речевой культуры на высоком уровне; владеет мастерством использования современных методов и технологий обучения на практике в учебно-воспитательном процессе; готов к взаимодействию с участниками образовательного процесса, его коммуникативные способности можно оценить как высокие; готовность использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования находится на высоком уровне.
В таблице 1 показано, что динамика изменения стадий сформирован-ности профессиональных компетенций в экспериментальной группе гораздо выше, чем в контрольной. Контрольные срезы проводились в начале первого семестра первого курса, в конце второго семестра первого курса и в конце первого семестра на третьем курсе. Проведенный нами эксперимент показал устойчивую тенденцию ускоренного формирования профессиональных компетенций в процессе применения современных информационных технологий по разработанной в исследовании методике.
Таблица 1
Результаты итоговой диагностики
Стадия становления профессиональных компетенций Количество участников эксперимента, %
начало эксперимента конец эксперимента
эксп. группа контр. группа эксп. группа контр. группа
Эмпирическая 9 26 3 17
Теоретическая 76 77 28 72
Мировоззренческая 14 7 61 9
Профессиональная 1 0 8 2
Констатирующий эксперимент показал, что большинство студентов экспериментальной группы перешли с теоретической на мировоззренческую стадию, что, по нашему мнению, можно считать достаточно хорошим показателем, доказывающем эффективность методики, поскольку профессиональной стадии студенты могут достичь (за редким исключением) только на старших курсах вуза либо только после многолетней профессиональной практики в роли учителя. Студенты контрольной группы преимущественно остались на теоретической стадии, как и в начале эксперимента.
Таким образом, такие современные образовательные технологии, как мультимедиа презентации и проекты, являются эффективными средствами формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза. Данные образовательные технологии успешно применяются преподавателями Волгоградского государственного социально-педагогического университета на занятиях дисциплины «Иностранный язык».
Литература
1. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! [Текст] : пособие для учителя / Ш.А. Амонашвили. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1983. - 208 с.
2. Борытко, Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога-воспитателя в системе непрерывного образования [Текст] / Н.М. Борытко // Известия ВГПУ. - № 11. - 2012. - С. 41-45.
3. Кон, Р. Интеракция (взаимодействие), сконцентрированное на темах [Электронный ресурс] / Р. Кон. - Режим доступа: http://www.tempus-rf.net/ materials/teachmg/Hofimann/m-11k-cohn.pdf (дата обращения: 19.08.2015).
4. Сидорова, Ю.В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования [Текст] / Ю.В. Сидорова // Педагогическое образование в России. - 2012. -№ 6. - С. 131-135.
5. Симаева, Н.П. Профессиональные компетенции студентов экономических и юридических специальностей: общее и особенное в содержании и условиях формирования [Текст] / Н.П. Симаева // Вестник ВолГУ. - 2010. - Серия 6. - Вып. 12. - С. 50-58.
6. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст] / А.В. Хуторской. - СПб. : Питер, 2004. - 541 с.