Научная статья на тему 'РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ'

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / ADDITIONAL EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Галина Александровна, Штанько Ирина Вениаминовна

В настоящее время имеется достаточно много противоречий в вопросах, связанных с организацией профориентационной работы молодежи, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Особое значение решение этой проблемы приобретает в организациях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Галина Александровна, Штанько Ирина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPING ENVIRONMENT OF ADDITIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS IN THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF TEENAGERS WITH HIA

Currently, there are quite a lot of contradictions in issues related to the organization of career guidance for young people, including those with disabilities. The solution of this problem is particularly important in organizations of additional education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ»

17. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие / Л.В. Шкерина, М.А. Кейв, О.В. Берсенева, Н.А. Журавлева. - Красноярск, 2018. - 188 с.

Педагогика

УДК: 37

кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Штанько Ирина Вениаминовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ

Аннотация. В настоящее время имеется достаточно много противоречий в вопросах, связанных с организацией профориентационной работы молодежи, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Особое значение решение этой проблемы приобретает в организациях дополнительного образования.

Ключевые слова: профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; дополнительное образование; инклюзивная образовательная среда.

Annotation. Currently, there are quite a lot of contradictions in issues related to the Organization of career guidance for young people, including those with disabilities. The solution of this problem is particularly important in organizations of additional education.

Keywords: professional orientation; professional self-determination; students with disabilities; additional education; inclusive educational environment.

Введение. Во многом сегодняшние методы и средства профориентационной работы уже не обеспечивают ее эффективность, поскольку не учитывают реалии нашего времени и индивидуальные запросы обучающихся. Это приводит к необходимости поиска новых форм работы в условиях дополнительного образования, разработки и реализации новых образовательных программ, которые обеспечили бы возможность раскрытия индивидуальной предрасположенности воспитанников к тому или иному виду деятельности, подготовку к осознанному выбору профессии в досуговой, творческой, развивающей образовательной среде.

Изложение основного материала статьи. Проблемы проектирования, организации образовательной среды организаций дополнительного образования, равно как и вопросы ее влияния на личностное развитие молодежи занимают одно из ведущих мест в системе проблем современного образования [5; 61. Взгляды специалистов во многом ориентированы на исследование воспитывающего потенциала образовательной среды, его возможностей в становлении личности [5; 7; 81, немаловажную роль они отводят образовательной среде в профессиональном самоопределении и профессиональной ориентации подростков и молодежи. В настоящее время имеется достаточно много противоречий в вопросах, связанных с организацией профориентационной работы. Так, к сожалению, приходится отметить, что значительная часть педагогов дополнительного образования не обладает профориентационной компетенцией. Важно готовить педагогов к разработке программ дополнительного образования различных уровней, в том числе к разработке индивидуальных образовательных маршрутов освоения данных программ.

Ситуация неготовности подростков с ОВЗ к осознанному профессиональному выбору усугубляется и поведением родительского сообщества, ориентированного зачастую на обязательное поступление ребенка в вуз и нередко для получения тех профессий, которые сегодня в России уже не востребованы. Со стороны обучающихся наблюдается изолированность от реальности, невключенность в современные и перспективные профессиональные практики, их отличает довольно расплывчатое представление о профессиях. Поэтому выбор профессии многими из них оказывается случайным. Решая проблему профессионального самоопределения, каждому важно четко определить, какие качества, способности, умения, личностные характеристики ему надо иметь для овладения той или иной профессией; почему именно этой профессией он хочет овладеть и для чего. Если требования профессии в основном совпадают с Я-концепцией человека, процесс профессионального самоопределения будет весьма успешным, если нет, то следует внести изменения в Я-концепцию или же отказаться от сделанного выбора. Это подтверждает тезис о том, что профессиональная ориентация может быть представлена как система мер, создающих внешние условия для осознанного выбора профессии, а профессиональное самоопределение - как комплекс мер, направленных на преодоление внутренних причин, затрудняющих этот выбор.

Образовательные стандарты актуализировали задачу обновления качества и содержания образования, идет бурное внедрение инновационных технологий, соответствующих требования времени. Разворачивается практика инклюзивного образования на всех его уровнях. Появляются различные модели интеграции детей, подростков, молодежи с ОВЗ в образовательно-воспитательную среду образовательных учреждений [61.

В русле рассматриваемой проблемы инклюзивная образовательная среда организаций дополнительного образования, несомненно, обладает весомым развивающим потенциалом.

Содержание образования включает не только информационные компоненты, в условиях инклюзии активно реализуются специфические механизмы учебной деятельности, позволяющие осваивать один и тот же образовательный контент каждым обучающимся по-своему, двигаясь в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией.

В Концепции модернизации российского образования обозначен принцип равной доступности полноценного качественного образования для молодых людей в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья [3].

Система отечественного образования сегодня ориентирована на создание таких условий, при которых дети и подростки с ОВЗ могут получить равный доступ к образовательным ресурсам, возможность реализации своих увлечений, а в перспективе - успешный социальный старт. Разработка педагогических условий включения детей и подростков с ОВЗ в развивающую социокультурную образовательную среду является сегодня актуальной педагогической проблемой, которая находит активное обсуждение не только в педагогическом сообществе, но и вовлекает в дискуссию педагогов-практиков, родителей, общественность [7].

В данной статье мы раскроем сущность культурологического подхода, опирающегося на ведущие положения концепции реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью творческих видов социокультурной деятельности, в частности, художественно-творческой [1].

Разнообразная художественная деятельность связана с процессами познания, восприятия, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека. Она реализуется через художественное освоение мира, следовательно, обладает большими возможностями как для социализации, так и для адаптации и коррекции коммуникативных способностей и возможностей детей и подростков с ОВЗ.

Искусство обладает психотерапевтическим и лечебным эффектом, о чем свидетельствуют древние трактаты: еще в третьем веке до нашей эры в Парфянском царстве построили специальный музыкально -медицинский центр, где музыкой лечили от душевных переживаний и тоски. Царь Давид вылечил царя Саула от депрессии своей игрой на арфе. Николай Рерих рассматривал искусство с точки зрения различных отраслей человекознания, писал о силе искусства, его гранях, об энергии настоящего художника и влиянии искусства на человека [9].

В последнее время большую популярность приобретают арт-терапевтические техники, которые эффективны в преодолении кризисных ситуаций, являются естественной формой коррекции эмоционального состояния. Кроме того, искусство и художественная деятельность создает творческое поле и возможности овладеть навыками и мастерством, выбрать будущую профессию в этой области.

Поговорим о возможности искусства в коррекции, адаптации и социализации личности подростков с ОВЗ, а также в профессиональной ориентации. В системе дополнительного образования детей художественная направленность представлена широким выбором общеразвивающих программ разного уровня: стартового, базового и продвинутого. Пять направлений - музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, хореография и театр, варьируются в разных форматах. Тем самым именно дополнительное образование детей имеет огромный арсенал возможностей для решения вышеуказанных проблем детей и подростков с ОВЗ.

Мы сконцентрируем свое внимание на подростках с ОВЗ на этапе их профессиональной ориентации в системе дополнительного образования. Одной из важных задач на этом этапе является включение подростков в совместную творческую деятельность со сверстниками, их социализация, раскрытие возможностей освоения различных видов художественной деятельности для будущей профессии.

Анализ педагогической практики показывает, что для ребят старшего подросткового возраста должны быть созданы условия не только для реализации своих интересов, способностей, но и профессиональной ориентации.

Разрабатывая образовательные и предпрофессиональные программы в учреждениях дополнительного образования для старших школьников с ОВЗ, необходимо закладывать решение следующих задач:

• создание дифференцированных условий (оптимальный режим образовательных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) на основе рекомендаций медико-социальной психологической службы;

• создание психолого-педагогических условий: коррекционная направленность образовательного процесса, учет индивидуальных особенностей школьника, соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

• создание условий для успешной социализации личности через общение со сверстниками, педагогами и специалистами творческих профессий.

Характеризуя программы, остановимся на тех, которые предшествуют предпрофессиональным, направлены на «включение» интереса, знакомство с предметной областью, и рассмотрим элективные вводные курсы и пропедевтические.

Элективный курс (е1ейш) в переводе с латинского - «избранный, отобранный». Работа элективных курсов направлена на удовлетворение образовательных потребностей (интересов, склонностей) обучающегося. Это курс - презентация предмета изучения. Обычно такой курс носит краткосрочный характер и строится по принципу погружения в дисциплину. Педагог строит программу так, чтобы обучающийся заинтересовался и попробовал себя в практической деятельности, в перспективе выбрав потом это направление. Они дают возможность подросткам развить интерес к тому или иному предмету и определиться со своим дальнейшим выбором.

Следующий вид спецкурса - пропедевтический. Это вводный курс, системно изложенный в сжатой и элементарной форме. Он предшествует более глубокому изучению той или иной дисциплины, подобный курс существует в каждой сложившейся системе предпрофессионального образования.

Можно сказать, что это второй этап ввода в дисциплину, но уже более детально представленный. Обучающиеся знакомятся с разделами, блоками более глубоко. После обучения по данному курсу учащийся может выбрать более продвинутый курс уже по предпрофессиональному обучению.

На основе программы курса можно выстроить индивидуальный образовательный маршрут для подростка с ОВЗ, поставив акценты на тех разделах и практических занятиях, которые он выбрал.

Разработка индивидуального образовательного маршрута предполагает оформление и фиксацию замыслов обучающегося и педагога, в который войдет индивидуальная учебная программа и индивидуальный учебный план [10].

Модули, темы и разделы могут строиться на основе интеграции искусства с другими предметными областями. Это дает возможность подростку на этапе профессионального становления увидеть

универсальные и широкие возможности изучаемых разделов курса в подготовке к экзаменам в различные ВУЗы (технической, творческой, гуманитарной и др. направленностей).

Одной из форм реализации пропедевтического курса может быть дистанционная. С этой целью педагогу необходимо наполнить разделы дистанционной программы контентом, который вызывал бы познавательный интерес и желание заниматься предметом.

В процессе освоения программы обучающийся будет самостоятельно осваивать материал, выходя по ссылкам на записанные педагогом вебинары, осуществлять виртуальные путешествия в музеи, выставочные залы, посещать спектакли, концерты и мастер-классы, а затем на форуме обсуждать их с педагогом и выполнять самостоятельные практические и творческие задания [4]. Обучая дистанционно, необходимо продумывать взаимодействие подростка со сверстниками через организацию коллективных творческих работ, проектов, деловых игр, совместных конкурсов и выступлений.

С этой целью при проектировании программы необходимо включать в нее методы и формы формирования способов общения подростков в группе, со сверстниками, педагогами и другими людьми. Это обеспечит подросткам с ОВЗ успешность вхождения в социум и самореализацию их личности.

В связи с этим необходимо уделять внимание диагностике уровня индивидуального развития обучающегося, выявить, насколько он способен включиться в совместную деятельность со сверстниками, на каком уровне сформированы способы деятельности и общения, характерные для определенного сообщества и общества в целом [2].

Выводы. Успешная профильная ориентация обуславливается личностно-ориентированным подходом и может быть рассмотрена как особый вид дифференциации и индивидуализации обучения подростков с ОВЗ, в том числе в организациях дополнительного образования детей.

Разработка пропедевтических курсов позволит на ранних этапах мотивировать обучающихся к выбору будущей профессии, сформировать уверенность в будущем, выработать социальные компетенции и «включить» стремление подростков с ОВЗ к реализации своих жизненных планов.

Литература:

1. Егорова, А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / А.М. Егорова // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 173-179.

2. Лопачева К.М., Романова Г.А., Штанько И.В. Индивидуальная траектория развития как фактор социализации личности в условиях инклюзивного дополнительного образования, К.М. Лопачева, Г.А. Романова, И.В. Штанько // Проблемы современного педагогического образования: Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 54. Ч. VI. С. 146-152.

3. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71284932/.

4. Нечаев, М.П. Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования / М.П. Нечаев, Г.А. Романова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 3. С. 109-114.

5. Нечаев, М.П., Фролова, С.Л., Куницына, С.М. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности: монография / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, С.М. Куницына. - М.: АСОУ, 2017. - 100 с.

6. Романова, Г.А. О модели развития социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивной образовательной среды / Г.А. Романова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 53. Ч. 4. С. 180-187.

7. Романова, Г.А. Проблемы развития социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивного образования / Г.А. Романова // Вестник РМАТ: Российская международная академия туризма. 2016. № 1. С. 98-102.

8. Фролова, С.Л. Реализация средового подхода к воспитанию: история и современность / С.Л. Фролова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4(53). - С. 107-110.

9. Штанько, И.В. Методы арт-терапии в преодолении эмоционального выгорания педагогов / И.В. Штанько // Справочник классного руководителя. 2015. № 10. С. 63-58

10. Штанько, И.В. Индивидуальная траектория художественного развития ребенка в организации инклюзивного дополнительного образования / И.В. Штанько // Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. С. 284-292.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Романцова Наталья Федоровна

Лесосибирский педагогический институт - филиал

Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск);

кандидат педагогических наук, доцент Кочеткова Татьяна Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)

CАМООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме преодоления формализма в знаниях студентов педагогического вуза. Выявлены условия, при которых самообразование выступает как одно из средств преодоления формализма в знаниях студентов педагогических вузов в современных условиях.

Ключевые слова: знания, самообразование, самоорганизация, формализм, творческая деятельность, задача.

Annotation. The article is devoted to the problem of overcoming formalism in the knowledge of students of pedagogical University. The conditions under which self-education acts as one of the means of overcoming formalism in the knowledge of students of pedagogical universities in modern conditions are revealed.

Keywords: knowledge, self-education, self-organization, formalism, creative activity, task.

Введение. Современный этап развития высшего образования России в настоящее время характеризуется глобальными изменениями. Но проблема формализма в знаниях студентов по-прежнему остается актуальной. Одним из средств преодоления формализма в знаниях студентов педагогических вузов может выступать самообразование. В статье авторы выявили условия, при которых самообразование будет выступать средством преодоления формализма в знаниях студентов педагогических вузов.

Изложение основного материала статьи. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностью к самоорганизации и самообразованию, способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.

Обучаясь в вузе, студенты должны научиться планировать и отрабатывать умения и навыки созидательной умственной деятельности. Ведь по окончании вуза, будучи молодыми специалистами, им предстоит преодолевать трудности в решении насущно актуальных задач педагогической профессии. В связи с этим студент должен уметь их не только обозначить, но и своими силами изложить суть дела, преобразовать и таким образом найти решение, наиболее подходящее для данных обстоятельств. Период овладения профессией наиболее благоприятный для того, чтобы сформировать умения решать подобные задачи, так как творческая деятельность в виде изобретений и открытий имеет большую ценность в виде опыта, который студенты приобретут, овладевая секретами изобретательского труда и проявляя при этом элементы собственного творчества. Исходя из этого, преподаватели вузов должны поддерживать малейшие ростки самостоятельной активности в студентах. Как воспитать интерес к такой работе у студентов? Необходимо формировать у них систему знаний и поисково-исследовательский активный стиль работы. Для этого нужно стимулировать совершенствование познавательных психологических процессов, которые проявляются в виде восприятия, ощущения, воображения, представления и мышления. Если студент не добился понимания в каком-либо вопросе или в недостаточной степени выработал у себя положительное отношение к изучаемому материалу, такое изучение будет формальным. При обучении в педагогических вузах необходимо обратить внимание на недостаточную степень проявления таких познавательных действий, как мышление, воображение и фантазия. Творческие задачи предполагают активное осмысление проблемы, нацеленной на получение результата, при этом недостаточная интенсивность умственной деятельности приводит к механическому заучиванию, и как следствие, к формальным знаниям.

Процесс усвоения знаний будет обеспечивать высоко эффективную умственную деятельность, если при этом студент будет получать зрительную или слуховую информацию. Кроме этого, будут преодолеваться трудности интеллектуального характера, что возможно при решении творческих заданий разного типа.

Вместе с тем анализ ряда литературных источников показывает, что на сегодняшний день практически отсутствует целостное теоретическое обоснование потенциальных возможностей самообразовательной деятельности студентов высшей школы как одного из средств преодоления формализма в знаниях студентов, который (формализм) является наиболее серьезным препятствием на пути практического использования знаний как в дальнейшем обучении, так и в трудовой деятельности.

Центральным звеном самообразования всегда остается самостоятельное усвоение знаний. Одним из условий для самостоятельного усвоения знаний является вооружение студентов приемами понимания учебных текстов и самопроверке. Но понимание текстов и самопроверки связано с преодолением формализма в знаниях студентов. Для того чтобы преодолевать формализм в знаниях, необходимо понимать его сущность.

Общеизвестно, что суть формализма проявляется в механическом заучивании материала, когда в решении вопросов воспитания и обучения форма становится определяющей над содержанием. За действительность выдается видимость в решении поставленных задач.

По-настоящему осознанные и прочные знания приобретаются с творческой деятельностью студентов, когда они имеют возможность применять свои знания в конкретных ситуациях на практике и в измененных условиях. В связи с этим навык в решении так называемых творческих задач, условие которых составлено таким образом, что оно не наталкивает студентов на то, какие конкретные знания надо использовать для ее решения, свидетельствует о том, что они достаточно глубоко разобрались в материале, что их знания не формальны.

Приведем пример творческих лабораторных работ по физике и биологии.

К лабораторным работам физического практикума, которые студенты выполняют на занятиях по

методике обучения физике, предлагают в качестве дополнительного, задания творческого характера. Например, в лабораторной работе физического практикума в 10 классе по теме «Свойства газов» студенты получают следующее задание: «Установите эмпирически зависимость между объемом, давлением и температурой газа». В качестве дополнительного задания можно порекомендовать следующее: подумайте, как можно было бы еще определить объемV3 той же массы воздуха при комнатной температуре Т3 и атмосферном давлении p1. Выполните это задание и определите значение выражения p1V3/T3.

При изучении темы «Свойства электрического поля» предлагают следующее задание: определите энергию электрического поля заряженного конденсатора путем измерения работы электрического тока при разрядке конденсатора, предложите способ сравнить электроемкости данных проводников, определите электроемкость неизвестного конденсатора.

При изучении темы «Измерение элементарного электрического заряда» студенты получают следующее задание: пропусканием электрического тока через раствор хлорида натрия получите газообразный водород. По объему водорода при атмосферном давлении, силе тока и времени пропускания определите заряд одного иона водорода. Творческое задание: откройте пробку трубки с катодом и выпустите полученный водород. Опустите трубку в раствор и закройте ее пробкой. Замкните электрическую цепь, получите 10 см3 водорода и повторите вычисление заряда иона водорода. Найдите среднее значение по результатам двух измерений. Оцените границы погрешностей измерений.

По теме «Свойства магнитного поля» задание: «Исследуйте явление самоиндукции. Используя это явление, сравните индуктивности двух катушек». Творческое задание: придумайте и осуществите эксперимент для проверки зависимости энергии магнитного поля от силы тока в катушке.

По теме «Электромагнитные колебания» задание: «Возбуждая вынужденные электромагнитные колебания в электрической цепи, состоящей из катушки и батареи конденсаторов, исследуйте явление электрического резонанса. Используя его, определите индуктивность катушки». Творческое задание: включите катушку в цепь выводами от 1200 витков. Повторите измерения и найдите значение индуктивности катушки. Сделайте вывод о зависимости индуктивности катушки от числа витков.

По теме «Механические волны» задание: «Используя источник звука известной частоты и трубу, определите скорость распространения звуковых волн в воздухе». Творческое задание: придумайте и выполните опыты по наблюдению интерференции звуковых волн в трубе, закрытой с одного конца. Дайте объяснение полученным результатам.

По теме «Оптические системы» задание: «Используя две собирающие линзы, соберите модель телескопа. Найдите увеличение телескопа опытным путем и сопоставьте эту величину со значениями, полученными теоретическим путем». Творческое задание: соберите и испытайте модель микроскопа.

По теме «Волновые свойства света» задание: «Используя дифракционную решетку с известным периодом, определите длину световой волны». Творческое задание: произведите измерения длины световой волны для фиолетового края спектра. Оцените границы погрешностей измерений.

Предмет биология.

1. Задание: установите, чем определяется приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Оборудование: картинки животных всевозможных мест обитания.

Цель задания: приобрести некоторый опыт в выявлении общих черт адаптированности организмов к окружающей среде обитания и выяснить ее условный характер.

2. Произвести расчет энергозатрат человека с учетом его массы, двигательной активности, возраста и пола.

3. Составить сезонное рациональное меню с учетом затраченной энергии и основного обмена.

Деятельность по созданию задач с физическим содержанием студентами играют большую роль для

достижения определенных учебно-воспитательных целей: они способствуют развитию физического мышления студентов, возникновению мастерства в использовании ими знаний к решению задач на практике, устанавливают наклонности и увлечения студентов, а также качество усвоения ими учебного материала, относящегося к разным разделам.

Возможны различные методические приемы организации работы со студентами по составлению физических задач. Остановимся подробнее на некоторых из них, наиболее часто применяемых нами в учебном процессе.

1. После решения задачи всей аудиторией мы предлагаем отдельным студентам одно из подобных заданий: 1) придумать подобную задачу, но с другим сюжетом и иными численными значениями входящих в ее условие физических величин; 2) изложить задачу так, чтобы в ней нужно было определить другую физическую величину, которая раньше была известной; составить задачу, обратную данной, используя этот же сюжет и другие значения величин, входящих в задачу; 4) придумать задачу, обратную решенной, используя другие числовые значения физических величин и сюжет.

Приведем пример такой работы. Требуемые варианты студенты составляли, например, для такой задачи, решенной в аудитории: горизонтально с крутого берега высотой 8 м брошен камень со скоростью 10 м/с. Определить наибольшую дальность его полета. Заметим, что по каждому варианту студенты могут предложить несколько, если не множество, задач. Приводим несколько составленных студентами условий задач:

A) Мальчик прыгает в воду с крутого берега высотой 4 м, имея после разбега горизонтально направленную скорость 5 м/с. Какова дальность полета мальчика?

Б) Камень брошен горизонтально со скоростью 20 м/с с высоты 6 м. Определить величину и направление скорости камня в момент падения.

B) Камень брошен горизонтально с некоторой высоты со скоростью 20 м/с и пролетел в этом направлении 22,5 м. Найти высоту, с которой бросили камень.

Г) Мяч, брошенный горизонтально с высоты 1,5 над землей, упал на расстоянии 6 м по горизонтали от места бросания. Определить скорость бросания мяча.

2. В аудитории на доске решаем задачу в буквенном виде, а студентам предлагаем самостоятельно составить и решить конкретизированную задачу с любым сюжетом и соответствующими числовыми данными физических величин. Например: «Тело массой т за время t перемещается подъемником равноускоренно на высоту к Определить мощность, развиваемую подъемником при выполнении этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.