Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЦЕССУ ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЦЕССУ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL ACTIVITY / TEACHER / PROFESSION / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL QUALITIES / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожнов Андрей Александрович

В предложенной статье раскрывается понятие профессиональная деятельность педагога, и определяются её особенности на современном этапе развития общества. Указаны приоритеты современного образования и выделены основные требования, предъявляемые для их реализации. Сделан акцент на особенностях применения основных педагогических функций в качестве средства реализации профессиональной деятельности педагога. Выделены положительные и отрицательные стороны внедрения современных тенденций в образовательный процесс, в контексте восприятия их педагогом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER IN THE CONTEXT OF MODERN REQUIREMENTS FOR THE EDUCATION PROCESS

In the proposed article, the concept of professional activity of a teacher, and defines its features at the current stage of development of society. The priorities of modern education are indicated and the main requirements for their implementation are highlighted. Emphasis is placed on the peculiarities of using the main pedagogical functions as a means of implementing the professional activity of a teacher. The positive and negative aspects of the introduction of modern trends in the educational process, in the context of their perception by the teacher, are highlighted.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЦЕССУ ОБРАЗОВАНИЯ»

Основным достоинством предметной интеграции научного знания стало увеличение эффективности познавательного процесса. Разработка моделей интегративной образовательной среды осуществляется, в том числе и в рамках развития профессионального туристского образования.

В институтах туристской направленности Красноярского края кроме английского языка преподаются другие иностранные языки: немецкий, испанский, французский и китайский, что обусловлено реальной необходимостью качественной подготовки профессионалов туристской индустрии. Выбор китайского языка, предлагаемого студентам для изучения, обусловлен географическим положением Красноярского края (непосредственной близостью к стране изучаемого языка), постоянно возрастающим интересом к Китаю и его культуре среди российских туристов.

Выводы. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в современной педагогике рассматривается несколько определений термина "интеграция". Все они основываются на утверждении, что целостный образовательный процесс — это новые неделимые циклы фундаментальных курсов, объединенных междисциплинарными связями, а не совокупность традиционных автономных курсов. Интеграция позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения разных учебных дисциплин к их взаимосвязанному, комплексному изучению. Интегративный подход в обучении стимулирует психоэмоциональное развитие личности и развитие творческого мышления. Высшая школа предоставляет человеку условия и возможности для обучения, становления образованным человеком, целостной мыслящей личностью. Высшее учебное заведение обеспечивает формирование у студентов не только узкоспециальных знаний, но и универсальных, обобщенных знаний, формирует общую культуру и развивает системное мышление.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года.

2. Мошняга Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1997.

3. Набокова Л.С, Ноздренко Е.А., Мыльникова Е.В., Ратуева О.Н., Костылев С.В. Consumer consciousness of global society: the intentions of the younger generation. 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. SGEM, Bulgaria, 24 - 30 August 2017: Book 5, Vol 45, pp. 203-210.

4. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 N 516 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219253/ (дата обращения: 15.12.2019)

5. Edward T. Hall. Beyond Culture. Garden City: Anchor/Doubleday, 1976.

6. Ryan P. An integrative approach to English language teacher education. Issues in interdisciplinary studies. 2015. No. 33, pp. 181-209.

Педагогика

УДК: 378.4

старший преподаватель Рожнов Андрей Александрович

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЦЕССУ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В предложенной статье раскрывается понятие профессиональная деятельность педагога, и определяются её особенности на современном этапе развития общества. Указаны приоритеты современного образования и выделены основные требования, предъявляемые для их реализации. Сделан акцент на особенностях применения основных педагогических функций в качестве средства реализации профессиональной деятельности педагога. Выделены положительные и отрицательные стороны внедрения современных тенденций в образовательный процесс, в контексте восприятия их педагогом.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, педагог, профессия, образовательный процесс, профессиональные качества, компетентность, компетенция.

Annotation: In the proposed article, the concept of professional activity of a teacher, and defines its features at the current stage of development of society. The priorities of modern education are indicated and the main requirements for their implementation are highlighted. Emphasis is placed on the peculiarities of using the main pedagogical functions as a means of implementing the professional activity of a teacher. The positive and negative aspects of the introduction of modern trends in the educational process, in the context of their perception by the teacher, are highlighted.

Keywords: professional activity, teacher, profession, educational process, professional qualities, competence.

Введение. Термин «профессиональная деятельность» приобрёл научную основу, в значительной степени, благодаря следующим отечественным ученым В.М. Бехтереву, С.М. Богословскому, Э.Ф. Зееру, С.Г. Гальперину, А.К. Гастееву, Н.Д. Левитову, С.Е. Минцу, В.Н. Мясищеву, А.П. Нечаеву, И.П. Павлову, К.К. Платонову, И.М. Сеченову, К.Д. Ушинскому, И.Н. Шпильрейну, и др.

Особенности ее развития начинаются в детском возрасте задолго до поступления в вуз, они обусловлены познанием окружающего мира и приобретением знаний о различных профессиях, на основе возникающей эмоциональной привлекательности. С некоторыми из них человек, в процессе своего развития, сопоставляет себя, формируя представление о том, каким бы он выглядел, освоив их, тем самым оставляя за собой, во временной перспективе, право выбора. В контексте профессионального развития человека, это время называется периодом выбора профессии [10; 15; 2] отвечающим за формирование готовности человека к профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная деятельность, педагога, представляет собой деятельность субъекта, направленную и ориентированную на воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. «Она основана на овладении исторически накопленным в педагогике научным

практическим опытом человеческого общества, его саморазвитием, где опорой являются познанные законы, закономерности и тенденции» [7].

Следовательно, профессия, в идеале - более сложная категория, чем простая совокупность знаний, умений и навыков (чаще всего фундаментальных), необходимых для выполнения определенного вида деятельности. Профессию следует рассматривать, как систему средств и способов выражения сущности человека в условиях разделения труда. «Относительно современных условий, профессиональная деятельность представляет сферу профессиональной жизнедеятельности человека, внутри которой проявляется степень усвоения личностью норм и ценностей общества, в котором живет человек» [1]. Современная педагогическая деятельность, направленная на достижение и реализацию образовательных и воспитательных целей и задач, носит комплексный характер, включающий в себя учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность, главной целью которых является формирование и развитие разнообразных личностных и профессиональных качеств учащихся. В дополнении к этому, сегодняшний уровень развития общества и государства, находящихся в условиях преобразования экономики, социальных и гражданских отношений, а также трансформации технологической сферы, расширяют эти рамки, повышая уровень требований к профессиональной деятельности педагога, в контексте придания ей статуса оказания образовательных услуг [13].

Одним из важных приоритетов системы современного образования является достижение такого результата, который отвечал бы сложившимся требованиям общества и приводил к формированию, у будущих специалистов, ключевых умений и навыков, являющихся залогом самореализации педагога, и выступающих драйвером его компетентностного роста в сфере современных педагогических технологий, профессионального саморазвития, социальной и коммуникативной компетенций. Именно потребность - быть компетентным, в области относительно новых тенденций в педагогике, таких как: образовательный маршрут, профильное обучение, ступени и уровни образования, удаленное обучение, является залогом успешной профессиональной деятельности современного педагога.

При повышении уровня своей компетентности, педагог сталкивается с необходимостью, во многом, по-новому формулировать задачи, для осуществления своей профессиональной педагогической деятельности [17], которая во многом будет зависеть от учёта следующих требований, предъявляемых современным образованием:

• понимания целей, преследуемых обучаемыми в образовательном процессе и оказание посильной помощи ученику при выборе образовательного маршрута в условиях перехода к профильному обучению;

• умения выстраивать образовательный процесс, направленный на конкретную ступень образования, для которой необходимо ставить соответствующие цели, характерные для требуемого уровня образования (базовая программа, углубленное изучение, профильная подготовка);

• владения технологиями и навыками проектирования и моделирования, позволяющими привлекать к образовательному процессу, непосредственно, носителей специфической информации и умений, которые могут быть включены в учебный процесс удаленно;

• обоснованного применения в образовательном процессе современных педагогических технологий;

• проектирования траектории и осуществления собственного профессионального саморазвития.

Помимо этого, современная образовательная деятельность деятельность характеризуется высокой

социальной ответственностью педагога за результаты своих действий и повышением уровня технологичности выполняемого им труда. Нередко, в школах, вместо фундаментальной подготовки обучающихся и использования дополнительных ресурсов, которые способствуют не только закреплению полученных знаний, но и их углублению, происходит подтягивание знаний учеников на сдачу ЕГЭ [9], а применение современных педагогических технологий, при подготовке специалистов в вузах либо сводится к минимуму, либо из-за недостаточной компетентности преподавателя не даёт эффективного результата, хотя существует много исследований доказывающих их положительное воздействие на обучаемых [14; 8; 16; 6]. К особенностям современной педагогической деятельности необходимо также отнести информационные перегрузки, в сочетании с дефицитом времени на усвоение и переработку непрерывно поступающих сведений, а также большое количество документации, которую надо вести и обрабатывать, включая цифровой вариант.

Выполнение данных требований находится в непосредственной зависимости от умения педагога систематизировать и упорядочивать свою деятельность посредством реализации в современном процессе обучения информирующей, контролирующей и оценочной педагогических функций.

• Информирующая функция призвана помочь обучающему и обучаемому включиться в единый процесс информационного обмена, посредством чёткого разграничения ролей, в котором первый, будет источником информации, а второй будет выступать в роли акцептора. Дальнейшим условием её развития будет снижение доли готовой информации, в результате чего у большинства учеников запускаются процессы самообразования и самоподготовки, а диалог с педагогом приводит к развитию их социальных и коммуникативных компетенций. Их возросший качественный уровень становится условием перехода на следующий этап развития информирующей функции, заключающийся в прямом сотрудничестве учеников и педагога по осуществлению самообразования, поиску и получению новых знаний, приобретению навыков и как следствие к более широкому формированию компетенций.

• Использование контролирующей функции позволяет педагогу осуществлять мониторинг успеваемости ученика либо группы учащихся в течении определенного промежутка времени (урок, четверть, полугодие и т.д.) используя для этого текущие и итоговые формы наблюдения. Основываясь на их результатах появляется возможность сделать вывод о качестве усвоения учебного материала, появлении конкретных навыков и формирования определенных компетенций. Снижение объёма контроля от абсолютного до доверительного, как следующий уровень развития этой функции, обеспечит эффективное протекание учебного процесса и как следствие, создаст условия для возможности применения и апробации, в процессе обучения различных педагогических технологий.

• Грамотное применение оценочной функции поможет получить объективную оценку результатов учебной деятельности ученика, тем самым получить объективную информацию о его способностях и выявить его дальнейший учебный потенциал получения соответствующего уровня образования (базовая программа, углубленное изучение, профильная подготовка). При этом, на начальном этапе, оцениваются исключительно

конкретные задания, а при дальнейшем развитии данной функции оценка применяется к целостным видам деятельности, таким как освоение конкретного объёма информации, либо навыков по конкретному предмету или виду учебной деятельности. Итогом становится оценка подготовки выпускника в целом, как определение качественной характеристики результатов его обучения в школе и готовности обучения по конкретному профилю образования.

Выводы. Таким образом, успешность, как самого современного педагогического процесса в целом, так и педагогической деятельности конкретно взятого педагога в частности, во многом зависит от уровня его профессиональных качеств. В настоящее время о проблеме качества подготовки выпускников системы высшего образования, обусловленной не только отсутствием определенных знаний и профессиональных качеств, написано много трудов различных авторов [11; 12; 3; 4]. К сожалению, без надлежащей сформированности профессиональных педагогических качеств педагога, современные требования, предъявляемые к образовательному процессу, значительно ограничивают его творчество, свободу, профессиональный рост и стремление к самосовершенствованию, что может привести к негативным тенденциям в его личностной сфере, характеризующихся рядом таких деформаций, как стандартность мышления, авторитарный стиль руководства, не умение преподнести материал и т.д. В результате, данные проявления, приводят педагога к закрытости и невосприимчивым к любым новшествам и переменам [5] и как следствие, создаёт препятствия к реализации его главного назначения, выражающегося в следующих формах:

• обеспечения условий, для вовлечения учащихся в познавательную деятельность и приведение её в форму самостоятельности;

• создания положительного эмоционального фона в ходе преподавания учебных предметов и активизация учеников на занятиях;

• осуществления, совместно с учениками, объективной качественной экспертизы полученного результата и соответствующих выводов.

Для качественной реализации профессиональной деятельности педагога в современной школе необходимо учитывать, как положительные, так и отрицательные стороны педагогической деятельности, опираясь на опыт ученых и собственный.

Литература:

1. Балакиреева Э.В. Ценности и смыслы профессионального подхода к современному образованию // Человек и образование. - 2018. - №1. - С. 27-32

2. Бугославская А.В. Проблема определения критериев выявления уровня профессионально-личностного становления будущих психологов // Проблемы современного образования. - 2019. - № 62-1. -С. 63-66.

3. Васильев Д.В. Модернизация последипломного образования в медицине: дистанционный подход обучения в резидентуре / Д.В. Васильев, Н.Н. Васильева // Вопросы педагогики. - 2020. - №1-1. - С. 58-62.

4. Йулдошева З.Х. Исторический аспект проблемы совершенствования школьной картографической подготовки // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №1. - С. 156-158.

5. Калел Д.Е., Дарымбекова Т.Д., Ахметжанова Ж.Б. К вопросу о профессиональном выгорании педагогов общеобразовательных школ в системе инклюзивного образования // Актуальные вопросы в науке и практике: сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. (Самара, 04 февраля 2019 г.). - Уфа, С. 97-103.

6. Могилевская Т.Е. Мониторинг заболеваемости курсантов при различных условиях и характере обучения / Т.Е. Могилевская, Б.М. Сапаров, И.М. Джолиев, А.С. Мишин // Глобальный научный потенциал. -2019. - №11. - С. 82-86.

7. Немчинова Л.С. Профессиональная деятельность как педагогическая категория // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы 6 Международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 2-4 апреля 2019 г.) Новосибирск, 2019. - С. 84-86.

8. Носова М.Б. Результаты разработки методической системы, направленной на формирование дискурсивной компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе // Научно-методический электронный журнал концепт. - 2020. - №1. - С. 51-64.

9. Петрович М.П., Оленев А.А. Использование СКА MAXIMA на уроках алгебры при подготовке к ЕГЭ // Студенческая наука для развития информационного общества: сборник материалов IX Всероссийской науч. -техн. конференции. Ч.2. (г. Ставрополь, 19-21 декабря 2018 года). - Ставрополь, 2019. - С. 331-337.

10. Пудова Е.А. Особенности выбора профессии учениками с разной гендерной ориентации // Ключевые проблемы и передовые разработки в современной науке. Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции (г. Смоленск, 5 ноября 2019 года). - Смоленск, 2019. -С. 172-174.

11. Рожнов А.А. Особенности применения концентрации заимствований в процессе формирования коммуникативности наблюдательности у студентов вузов / А.А. Рожнов, М.А. Соломченко, Л.В. Жилина // Успехи гуманитарных наук. 2019. - №6. - с. 171-175.

12. Семёнова Л.А. Проблемы преемственности в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста в области горного дела // Научно-методический электронный журнал концепт. - 2020. - №1. -С. 79-88.

13. Сергеева М.Г. Методический подход к проблеме трансформации педагогической деятельности преподавателя в условиях цифровизации образования / М.Г. Сергеева, Л.Ж. Караванова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №4. - С. 149-153.

14. Соломченко М.А. Совершенствование процесса обучения волейболу студентов вузов с помощью игровых технологий / М.А. Соломченко, А.А. Рожнов, В.В. Бойко // Учёные записки Орловского государственного университета. - 2019. - №4. - С. 281-284.

15. Францева М.В. Психологическая устойчивость профессионального выбора подростков в условиях современной школы // Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции (г. Смоленск, 5 ноября 2019 года). - Смоленск, 2019. - С. 37-41.

16. Чигина Н.В. Диалог культур как фундаментальная идея технологии формирования культорогической компетентности студентов сельскохозяйственного вуза / Н.В. Чигина, С.В. Сырескина, В.В. Камуз // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1В. С. 758-764.

17. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие / Л.В. Шкерина, М.А. Кейв, О.В. Берсенева, Н.А. Журавлева. - Красноярск, 2018. - 188 с.

Педагогика

УДК: 37

кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Штанько Ирина Вениаминовна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ

Аннотация. В настоящее время имеется достаточно много противоречий в вопросах, связанных с организацией профориентационной работы молодежи, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Особое значение решение этой проблемы приобретает в организациях дополнительного образования.

Ключевые слова: профессиональная ориентация; профессиональное самоопределение; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; дополнительное образование; инклюзивная образовательная среда.

Annotation. Currently, there are quite a lot of contradictions in issues related to the Organization of career guidance for young people, including those with disabilities. The solution of this problem is particularly important in organizations of additional education.

Keywords: professional orientation; professional self-determination; students with disabilities; additional education; inclusive educational environment.

Введение. Во многом сегодняшние методы и средства профориентационной работы уже не обеспечивают ее эффективность, поскольку не учитывают реалии нашего времени и индивидуальные запросы обучающихся. Это приводит к необходимости поиска новых форм работы в условиях дополнительного образования, разработки и реализации новых образовательных программ, которые обеспечили бы возможность раскрытия индивидуальной предрасположенности воспитанников к тому или иному виду деятельности, подготовку к осознанному выбору профессии в досуговой, творческой, развивающей образовательной среде.

Изложение основного материала статьи. Проблемы проектирования, организации образовательной среды организаций дополнительного образования, равно как и вопросы ее влияния на личностное развитие молодежи занимают одно из ведущих мест в системе проблем современного образования [5; 61. Взгляды специалистов во многом ориентированы на исследование воспитывающего потенциала образовательной среды, его возможностей в становлении личности [5; 7; 81, немаловажную роль они отводят образовательной среде в профессиональном самоопределении и профессиональной ориентации подростков и молодежи. В настоящее время имеется достаточно много противоречий в вопросах, связанных с организацией профориентационной работы. Так, к сожалению, приходится отметить, что значительная часть педагогов дополнительного образования не обладает профориентационной компетенцией. Важно готовить педагогов к разработке программ дополнительного образования различных уровней, в том числе к разработке индивидуальных образовательных маршрутов освоения данных программ.

Ситуация неготовности подростков с ОВЗ к осознанному профессиональному выбору усугубляется и поведением родительского сообщества, ориентированного зачастую на обязательное поступление ребенка в вуз и нередко для получения тех профессий, которые сегодня в России уже не востребованы. Со стороны обучающихся наблюдается изолированность от реальности, невключенность в современные и перспективные профессиональные практики, их отличает довольно расплывчатое представление о профессиях. Поэтому выбор профессии многими из них оказывается случайным. Решая проблему профессионального самоопределения, каждому важно четко определить, какие качества, способности, умения, личностные характеристики ему надо иметь для овладения той или иной профессией; почему именно этой профессией он хочет овладеть и для чего. Если требования профессии в основном совпадают с Я-концепцией человека, процесс профессионального самоопределения будет весьма успешным, если нет, то следует внести изменения в Я-концепцию или же отказаться от сделанного выбора. Это подтверждает тезис о том, что профессиональная ориентация может быть представлена как система мер, создающих внешние условия для осознанного выбора профессии, а профессиональное самоопределение - как комплекс мер, направленных на преодоление внутренних причин, затрудняющих этот выбор.

Образовательные стандарты актуализировали задачу обновления качества и содержания образования, идет бурное внедрение инновационных технологий, соответствующих требования времени. Разворачивается практика инклюзивного образования на всех его уровнях. Появляются различные модели интеграции детей, подростков, молодежи с ОВЗ в образовательно-воспитательную среду образовательных учреждений [61.

В русле рассматриваемой проблемы инклюзивная образовательная среда организаций дополнительного образования, несомненно, обладает весомым развивающим потенциалом.

Содержание образования включает не только информационные компоненты, в условиях инклюзии активно реализуются специфические механизмы учебной деятельности, позволяющие осваивать один и тот же образовательный контент каждым обучающимся по-своему, двигаясь в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.