Научная статья на тему 'Этапы личностного и профессионального роста современного педагога'

Этапы личностного и профессионального роста современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2124
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ЭТАПЫ / МЕХАНИЗМЫ / МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ / TEACHER / PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH / STAGES / MECHANISMS / MULTILEVEL EDUCATIONAL COMPLEX / VARIABLE PROGRAMS OF PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Гущина Татьяна Ивановна

В статье обоснованы этапы и основные механизмы личностно-профессионального роста педагога. Рассмотрены преимущества, которыми обладает многоуровневый образовательный комплекс в контексте формирования непрерывной системы личностного и профессионального роста педагога в современных социально-экономических условиях. Подробно раскрыты возможности каждого уровня образовательного комплекса с позиции их значимости для дальнейшего личностно-профессионального совершенствования педагога. Все реализуемые образовательные программы имеют вариативный характер, содержат блоки предметов по выбору в соответствии с потребностями будущего педагога и направлены на формирование комплекса трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога. Особое внимание уделяется в статье формам и методам обучения, которые в максимальной степени способствуют личностному и профессиональному росту современного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Гущина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH OF THE MODERN TEACHER

In article the authors proved stages and the main mechanisms of personal and professional growth of the teacher, considered advantages which the multilevel educational complex in the context of formation of continuous system of personal and professional growth of the teacher in modern social and economic conditions has and in detail disclosed possibilities of each level of an educational complex from a position of their importance for further personal and professional improvement of the teacher. All realized educational programs have variable character, contain blocks of objects of the choice according to needs of future teacher and direct to formation of a complex of the labor functions specified in the professional standard of the teacher. The authors paid special attention to forms and methods of training which in the maximum degree promote the personal and professional growth of the modern teacher.

Текст научной работы на тему «Этапы личностного и профессионального роста современного педагога»

УДК 373.091.12:005 с^: 10.20310/1810-231X-2016-15-3-74-80

ЭТАПЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Макарова Людмила Николаевна, Гущина Татьяна Ивановна

ий государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-тай: mako20@inbox.ru

В статье обоснованы этапы и основные механизмы личностно-профессионального роста педагога. Рассмотрены преимущества, которыми обладает многоуровневый образовательный комплекс в контексте формирования непрерывной системы личностного и профессионального роста педагога в современных социально-экономических условиях. Подробно раскрыты возможности каждого уровня образовательного комплекса с позиции их значимости для дальнейшего личностно-профессионального совершенствования педагога. Все реализуемые образовательные программы имеют вариативный характер, содержат блоки предметов по выбору в соответствии с потребностями будущего педагога и направлены на формирование комплекса трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога. Особое внимание уделяется в статье формам и методам обучения, которые в максимальной степени способствуют личностному и профессиональному росту современного педагога.

Ключевые слова: педагог, личностный и профессиональный рост, этапы, механизмы, многоуровневый образовательный комплекс, вариативные программы подготовки

ДЕТСКИЙ САД ШКОДА ВУЗ

На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 г.) Президентом РФ была поставлена перспективная задача по формированию национальной системы учительского роста [1]. В качестве основных направлений работы, способствующих решению поставленной задачи, обозначены следующие:

- внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям;

- внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту;

- совершенствование системы оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала.

Следует отметить, что для выстраивания данной системы необходимо опираться на достижения мировой практики в области образования, которые базируются на персонификации систем развития учителя, актуализации систем оценки качества результатов педагогической деятельности, развитии независимого

аудита и системы мотивационных механизмов с учетом существующих вызовов [2].

Разработанная нами концепция развития Педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина [3] содержит этапы-уровни и реально-действующие механизмы, которые способствуют формированию непрерывной системы личностного и профессионального роста педагога в современных социально-экономических условиях. В рамках данной статьи рассмотрим, как в разработанном нами многоуровневом образовательном комплексе, в котором каждый предыдущий уровень обеспечивает функционирование последующих, можно решать поставленную задачу.

В соответствии с первым направлением, выделенным Президентом, в Педагогическом институте ТГУ имени Г. Р. Державина происходит внедрение современных программ подготовки будущих педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям. Подчеркнем еще раз, что основная идея созданного многоуровневого образовательного комплекса - эффективная реализация системы непрерывного педагогического образования в условиях сетевого взаимодействия. Данная система и позволяет выстраивать

карьерный личностно-профессиональный рост педагога, начиная с допрофессиональ-ной подготовки.

Мы исходим из следующих положений:

- «мобилизация в педагоги» наиболее талантливой молодежи и удержание ее в профессии;

- многопрофильная подготовка будущих учителей;

- активное овладение педагогами информационными технологиями;

- создание карьерных перспектив;

- учет актуальных и перспективных потребностей региона в педагогических кадрах.

На первом уровне образовательного комплекса осуществляется допрофессио-нальная педагогическая подготовка учащихся. Профориентация особо выделяется в выступлении В. В. Путина, который говорит о необходимости сделать ее неформальной, максимально учитывая при этом возможности дополнительного образования. «Вербовка» талантливой молодежи в будущие учителя осуществляется нами уже в выпускных классах школы (профильные классы, элективные курсы, предметы по выбору) и в процессе профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей) [4].

В образовательных учреждениях - участниках сетевого взаимодействия, созданы базовые психолого-педагогические кафедры: «школа-университет», «УДОД-университет», которые ведут активную работу по созданию условий для осознанного самоопределения учащихся в педагогической профессии, выбора ими различных направлений педагогической деятельности. На базе этих кафедр реализуются учебно-исследовательские проекты учащихся совместно с педагогами и преподавателями вуза, объединенные одной темой исследования под руководством консультанта. Регулярно результаты данных исследований учащиеся представляют на ежегодной региональной научно-практической конференции «Грани творчества».

В послании Президента РФ говорится также о необходимости в полной мере использовать преимущества информационных технологий и дистанционного обучения, что особенно актуально в профориентационной работе с современными школьниками. В настоящее время начата активная работа по созданию портала ТГУ «Школьный университет», который направлен на вовлечение способных

старшеклассников в педагогическую профессию, активизацию исследовательской деятельности школьников, их взаимодействия друг с другом и вузовскими преподавателями.

Для учащихся города и области на базе отдыха «Галдым» ТГУ имени Г. Р. Державина организуются тематические лагерные смены психолого-педагогической направленности: «Творческая мастерская педагога», «Вожат-ское братство», «Психология в школе», «Новое поколение: лидеры для лидеров», «Школа педагогического волшебства» и др.

Кроме этого, начиная с сентября 2016 г., преподаватели Педагогического института ТГУ имени Г. Р. Державина принимают активное участие в апробации новых механизмов профориентационной работы, в основе которой лежат профессиональные пробы. Ими были разработаны программы профессиональных проб психолого-педагогической направленности, и каждый девятиклассник г. Тамбова пройдет не менее четырех выбранных им профессиональных проб под руководством опытных наставников. По мнению начальника управления образования и науки Тамбовской области Н. Г. Астафьевой, «такой практико-ориентированный подход позволит старшеклассникам более ответственно подойти к дальнейшему выбору профессии после девятого класса или выбрать профиль в десятом классе» [5].

На втором уровне образовательного комплекса - среднее профессиональное образование - осуществляется разработка и реализация вариативных образовательных программ, которые обеспечивают непрерывность педагогического образования, а, следовательно, дальнейший личностный и профессиональный рост учителя. Педагогический колледж укомплектовывается за счет школ и профильных классов, а вуз - за счет выпускников колледжа. Возникает эффект «безотходной технологии», поскольку обеспечивается наличие обучающихся на всех уровнях комплекса одновременно.

Реализация сопряженных учебных планов позволяет выпускникам СПО двигаться в профессиональном плане различными путями в соответствии с индивидуальными потребностями:

1) получить ускоренное высшего образования в соответствии с имеющимся средним профессиональным: специальное дошкольное образование, преподавание в начальных клас-

сах, дошкольное образование, физическая культура, адаптивная физическая культура и т. д.;

2) расширить свою конкурентоспособность на счет овладения смежной специальностью бакалавриата: например, выпускник СПО, получивший специальность «дошкольное образование», может поступить на 2 курс направления подготовки «Начальное образование» или «Адаптивная физическая культура»;

3) перейти на 2 курс бакалавриата с двумя профилями. Например, выпускник СПО имеет квалификацию «воспитатель детей с отклонениями в развитии» и может расширить свою квалификацию за счет направления подготовки «Начальное образование и логопедия»; специалист по социальной работе может перейти на направление подготовки «Психология и социальная педагогика» и т. д.

Дальнейший личностно-профессиона-льный рост педагога осуществляется на третьем уровне образовательного комплекса -уровне высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Все реализуемые образовательные программы содержат модули, направленные на формирование комплекса трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте педагога [6; 7]. Разработаны кейсы, решение которых направлено на формирование готовности бакалавров и магистрантов к выполнению конкретных трудовых действий и трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте, и овладение необходимыми для этого компетенциями ФГОС ВО.

За последние годы, благодаря улучшению демографической ситуации в стране, увеличивается количество обучающихся на уровне дошкольного и начального общего образования. Одновременно с этим нарастают процессы дифференциации образовательной среды. Классы российских школ становятся все менее однородными за счет развития инклюзивного образования, миграционных процессов возросшим числом учащихся с теми или иными формами социальной деззадаптации. Эти процессы приводят к прогнозу увеличения потребности не только в педагогах (учителях), но и в специалистах «помогающих» профессий (педагогах-психологах, коррекционных и социальных педагогах, тьюторах и медиаторах).

В соответствии с потребностями региона в профессиональных кадрах в Педагогическом институте ТГУ имени Г. Р. Державина осуществляется расширение номенклатуры программ

направлений подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями. Например:

- дошкольное образование и иностранный язык;

- начальное образование и дополнительное образование (художественное творчество или хореографическое искусство);

- информатика и иностранный язык;

- физическая культура и дополнительное образование (адаптивная физическая культура);

- дошкольное образование и информатика;

- физика и математика и т. д.

Такая многопрофильная подготовка значительно повышает конкурентоспособность будущего педагога, способствует его профессиональному росту в соответствии с индивидуальными запросами. Следует особо отметить, что профили могут варьироваться, изменяться в зависимости от запросов участников сетевого взаимодействия.

В вузе создается вариативная система получения профессионального образования для студентов 3 и 4 курсов непедагогического бакалавриата, мотивированных к педагогической деятельности. Это становится возможным за счет введения программы психолого-педагогической и методической подготовки. Следовательно, студент, получивший хорошую предметную подготовку, может изменить свою профессиональную траекторию, уйти в педагогическую профессию.

На заседании Госсовета шла также речь о создании общедоступной электронной школы, где для учащихся будут размещены учебные материалы, пособия, а для учителей - обучающие программы. Но создание подобной школы возможно только в том случае, если сам учитель на высоком уровне владеет современными образовательными технологиями. Каждый магистрант, обучающийся по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», проходит дистанционное обучение в институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Студенты осваивают различные программы с получением сертификатов: «Открытые образовательные ресурсы», «Основы разработки электронных образовательных ресурсов», «Интерактивное оборудование в образовании», «Управление электронным контентом». Кроме этого, все магистранты разрабатывают в процессе обучения электронные учебные и научные изда-

ния (с регистрацией в Информрегистре), которые апробируются ими в период прохождения педагогической практики.

Для работников образовательных учреждений, не имеющих специального педагогического образования, но желающих выйти на более качественный уровень профессионального роста, разработан и реализуется учебный план прикладной магистратуры. К разработке и реализации образовательных программ привлекаются действующие эксперты-практики, представители общественных объединений работодателей.

Поскольку в магистратуре (особенно в заочной) обучаются взрослые люди, имеющие значительный опыт практической деятельности в избранной сфере, то здесь эффективно реализуется андрагогическая модель обучения, в которой обучающийся активно и реально участвует в деятельности по организации процесса обучения. Данная модель строится на следующих андрагогических принципах: опоры на опыт обучающихся, совместной деятельности, индивидуализации, контекстности, элективности [8].

Следует особо подчеркнуть, что образовательные программы магистратуры носят вариативный характер, готовы к постоянным изменениям, содержат значительный блок предметов по выбору в соответствии с потребностями будущего педагога (подготовка к реализации инклюзивного образования, управлению классом, в котором могут присутствовать учащиеся с девиантным поведением, работе в условиях новой информационной среды и пр.).

Во все программы подготовки активно включается исследовательский компонент, так как современный педагог должен быть и преподавателем-исследователем, способным эффективно руководить учебно-исследовательской деятельностью учащихся.

Необходимо отметить, что рынок труда педагогических кадров, сформировавшийся в Российской Федерации за последнее время, является значительно более широким, чем только рынок труда педагогов, обеспечивающих систему общего образования. Запрос к современным педагогическим кадрам увеличивается со стороны организаций социальной защиты, культуры, органов внутренних дел, т. е., по сути, всей социальной сферы, а также сектора корпоративного бизнес-образования. В связи с этим, кроме знаний и предметных компетенций, следует обратить особое внима-

ние на набор необходимых надпредметных компетенций и метакомпетенций, без которых невозможно будущее педагога. Так, надпред-метные компетенции включают умение ком-муницировать, быть частью творческого коллектива и работать с большими объемами информации. А фундамент любого инновационного педагога-специалиста, его метакомпетен-ции - это системное и алгоритмическое мышление, быстрая обучаемость, навыки саморазвития и саморегуляции. Учебные курсы по педагогическому направлению включают программы для поддержки творчества и инноваций, требующие компетенций в области исследований, проектирования и педагогического дизайна.

В образовательном процессе активно используются формы обучения и технологии, способствующие формированию трудовых действий, указанных в профессиональных стандартах педагога: деловые и ролевые игры, метод проектов, анализ конкретных ситуаций, технология коллективного взаимообучения, мозговой штурм и т. д.

Особое внимание в процессе обучения уделяется рефлексивной деятельности педагога. Неразвитая рефлексия, технологическая неготовность к ее осуществлению могут породить у молодого педагога неприемлемые стили деятельности: от враждебности или ложного самоутверждения за счет других до заискивания или безразличия к процессу обучения и его результатам. Следовательно, необходимо целенаправленно обучать студентов - будущих педагогов развитию собственного творческого потенциала, рефлексивным умениям, навыкам саморегуляции, профессионального взаимодействия, то есть способам и средствам развития базовых метакомпетенций, составляющих основу профессионально-творческого саморазвития, чтобы предотвратить возможные профессиональные деформации, усложняющие вступление в профессию.

В учебном плане магистрантов присутствует инновационно-рефлексивный практикум, в процессе которого используются рефлепрак-тические методы (методы социально-психологического тренинга: рефлексивная инверсия, полилог, позиционная дискуссия, метод инверсий, рефлексии контрастов и др.) [9], которые позволяют создавать атмосферу как самоисследования, так и сотворчества студентов между собой. В процессе обучения магистрантов активно используются авторские техноло-

гии, разработанные преподавателями Педагогического института: технология профессионально-творческого саморазвития (И. А. Шар-шов), технология развития индивидуального стиля педагогической деятельности (Л. Н. Макарова), технология развития критического мышления студентов (А. В. Королева). На занятиях максимально используются индивидуальные творческие задания, разработанные на основе положений нейропедагогики [10; 11].

Еще одну возможность для личностного и профессионального роста, увеличения конкурентоспособности будущих педагогов, обучающихся в магистратуре и аспирантуре, представляют курсы по выбору, на которых осуществляется их подготовка для проведения занятий и исследований на иностранных языках.

При определении механизмов личностного и профессионального роста педагога мы исходим из того, что студентам Педагогического института необходимо шире использовать возможности педагогической практики во время учебы, что позволит начинающим учителям сформировать собственный педагогический стиль. В магистратуре, начиная со 2 курса, мы используем элементы сэндвич-подготовки (модицифированный опыт сэндвич-курсов Великобритании): половина семестра у студентов осуществляется аудиторная подготовка, половина - работа в вузе (стажировка - т. к. профиль образовательной программы - высшее образование) в качестве помощника преподавателя (новичок по классификации Великобритании): совместное наблюдение, планирование и анализ лекций и практических занятий, обсуждение актуальной педагогической литературы, совместное проектирование магистерского исследования, работа по профессиональному воспитанию студентов.

Стажировка предоставляет магистрантам возможность поработать вместе с профессионалами своего дела. По ее окончанию студенты получат не только лучшее представление о рабочей атмосфере конкретной образовательной организации, но и рекомендации от руководителя, необходимые для их дальнейшего карьерного профессионального роста.

В качестве еще одного механизма профессионального роста мы предлагаем внедрение программ постдипломного сопровождения выпускников педагогического профиля на рабочем месте («Педагогическая интернатура») и развитие независимой оценки качества подготовки будущих педагогов. Но для этого в шко-

лах, в первую очередь, необходимо ввести должности супервайзеров (наставников), что требует изменения нормативной базы (Е. Ям-бург) [12].

Рост количества и вариативности маршрутов, с помощью которых можно войти в учительскую профессию и развивать свое профессиональное мастерство, позволят создать систему непрерывного личностного развития педагога от вуза до завершения карьеры. Перенос программ профессионального развития на базу школы и повышение роли профессионального сообщества позволит сделать систему профессионального роста более эффективной и гибкой по отношению к запросам самого учителя. А ужесточение правил отбора на педагогические специальности создаст условия для привлечения в профессию лучших выпускников.

На наш взгляд, представленные этапы и комплекс механизмов личностно-профессиона-льного роста позволит получить новое поколение будущих педагогов с личностно-про-фессиональными компетенциями, необходимыми не только для их самосовершенствования в выбранной сфере деятельности, но и для достижения обучающимися высоких образовательных результатов (предметных, метапред-метных и личностных).

Литература

1. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. URL: http ://kremlin.ru/events/president/news/51001

2. Зеер Э. Ф. Стратегические ориентиры модернизации профессионально-педагогического образования: дискуссионный аспект // Научный диалог. 2015. № 10(46). С. 59-75.

3. Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Шар-шов И. А., Курин А. Ю. Концепция развития Педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5-6(157-158). С. 7-18.

4. Макарова Л. Н., Шаршов И. А., Прокудин Ю. П. Особенности организации профильного обучения в условиях учреждений дополнительного образования детей // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 1. № 15. С. 51-62.

5. Астафьева Н. Г. Гость на линии: интервью. URL: http://www.onlinetambov.ru/guest-on-the-line/index.php?ELEMENT_ID=963903

6. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_155553/

7. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессиона-

льного образования и дополнительного профессионального образования. URL: http://askitt.ru/ im-ages/Documents/Relevant_Documents/ DOC_ 65. PDF

8. Василькова Т. А. Основы андрагогики. М., 2009.

9. Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект. М., 2012.

10. Москвин В. А., Москвина Н. В. Основы нейропедагогики. Оренбург, 2000.

11. Москвин В. А., Москвина Н. В. Межпо-лушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М., 2011.

12. Всероссийское августовское совещание педагогических работников. URL: http:// govern-ment.ru/news/24230/

References

1. Zasedaniye Gossoveta po voprosam sover-shenstvovaniya sistemy obshchego obrazovaniya [Meeting of the State Council concerning improvement of system of the general education] URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/51001

2. Zeer E. F. Strategicheskiye orientiry moder-nizatsii professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: diskussionnyj aspect [Strategic reference points of modernization of professional pedagogical education: debatable aspect] // Nauchnyj dialog. 2015. № 10(46). S. 59-75.

3. Gushchina T. I., Makarova L. N., Sharshov I. А., Kurin А. Yu. Kontseptsiya razvitiya Pedagogi-cheskogo instituta Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G. R. Derzhavina [Concept of development of Teacher training college of Tambov state university named after G. R. Derzhavin] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumani-tarnye nauki. 2016. T. 21. № 5-6(157-158). S. 7-18.

4. Makarova L. N., Sharshov I. А., Pro-kudin Yu. P. Osobennosti organizatsii profil'nogo

obucheniya v usloviyakh uchrezhdenij dopolnitel'no-go obrazovaniya detej [Features of the organization of profile training in the conditions of institutions of additional education of children] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2010. T. 1. № 15. S. 51-62.

5. Astafeva N. G. Gost' na linii: interv'yu [The guest on-line: interview] URL: http:// www.online tambov.ru/guest-on-the-line/index.php? ELEMENT_ ID=963903

6. Professional'nyj standart pedagoga [Professional standard of the teacher] URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/

7. Professional'nyj standart pedagoga profes-sional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazova-niya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazova-niya [Professional standard of the teacher of vocational education, professional education and additional professional education] URL: http:// askitt.ru/images/Docu-ments/Relevant_Documents/ DOC_65.PDF

8. Vasil'kova T. A. Osnovy andragogiki [An-dragogics bases]. M., 2009.

9. Podymova L. S. Psikhologo-pedago-gicheskaya innovatika. Lichnostnyj aspect [Psychology and pedagogical innovatics. Personal aspect]. M., 2012.

10. Moskvin V. A., Moskvina N. V. Osnovy ne-jropedagogiki [Fundamentals of neuropedagogics]. Orenburg, 2000.

11. Moskvin V. A., Moskvina N. V. Mezhpolu-sharnye asimmetrii i individual'nye razlichiya chelo-veka [Interhemispheric asymmetries and individual distinctions of the person]. M., 2011.

12. Vserossijskoye avgustovskoye soveshcha-niye pedagogicheskikh rabotnikov [All-Russian August meeting of pedagogical workers] URL: http:// government.ru/news/24230/

* * *

STAGES OF PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH OF THE MODERN TEACHER

Makarova Lyudmila Nikolaevna, Gushchina Tatyana Ivanovna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: mako20@inbox.ru

In article the authors proved stages and the main mechanisms of personal and professional growth of the teacher, considered advantages which the multilevel educational complex in the context of formation of continuous system of personal and professional growth of the teacher in modern social and economic conditions has and in detail disclosed possibilities of each level of an educational complex from a position of their importance for further personal and professional improvement of the teacher. All realized educational programs have variable character, contain blocks of objects of the choice according to needs of future teacher and direct to formation of a complex of the labor functions specified in the professional standard of the teacher. The authors paid special attention to forms and methods of training which in the maximum degree promote the personal and professional growth of the modern teacher.

Key words: teacher, personal and professional growth, stages, mechanisms, multilevel educational complex, variable programs of preparation

Об авторах:

Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гущина Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the authors:

Makarova Lyudmila Nikolaevna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Pedagogics and Educational Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Gushchina Tatyana Ivanovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Director of Teacher Training College, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.