УДК: 159.9
йО! 10.23951/2307-6127-2019-5-142-149
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Н. К. Грицкевич1, Ю. Н. Решотка2, А. Н. Рождественская2
1 Томский государственный педагогический университет, Томск
2 МАОУ СОШ№ 54 г. Томска
Представлены особенности организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении с использованием цифровых образовательных ресурсов, развития профессионального самоопределения обучающихся с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей в условиях современной образовательной среды. Знание основ психологического и психофизиологического развития обучающихся позволяет выстраивать профориентационную деятельность с учетом возрастных особенностей контингента школьников как на уровне начального и среднего, так и на уровне старшего звена школы. Современное образовательное пространство отличает наличие большого количества информации, передача которой обеспечивается использованием современных гаджетов и информационно-коммуникационных технологий. Грамотное, целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий обеспечивает расширение возможностей для предоставления обучающимся адресной помощи при определении профессиональных интересов и личностных особенностей, углубленном изучении необходимых для выбранной специальности предметов, проведении профессиональных проб, повышении мотивации к выбранной профессии и трудовой деятельности в целом.
Использование цифровых образовательных ресурсов в профориентационной деятельности позволяет вывести эту работу на принципиально новый уровень, учитывающий как тенденции развития современного образования, так и индивидуальные особенности и интересы обучающихся в рамках развития их профессионального самоопределения и личностного потенциала.
Использование индивидуальных цифровых профилей в профориентационной деятельности со школьниками обеспечивает высокую эффективность профессионального самоопределения старшеклассников при условии личностно-смысловой вовлеченности каждого учителя, психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех этапах профориентационной деятельности, ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, цифровые образовательные ресурсы, современная образовательная среда, личностный потенциал, информационно-коммуникационные технологии.
Современное общество предъявляет все новые и новые требования к специалистам в самых разных сферах деятельности, и, как следствие, системе профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях также отводится новая роль - помощь в изучении рынка современных профессий и требований, необходимых для их получения, психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной идентичности, формирование конкурентоспособности и стрессоустойчивости, определение склонностей и профессиональных интересов с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Реформирование российского образования предъявляет новые требования ко всем участникам образовательного процесса, и в первую очередь к педагогам. Современная образовательная среда уже не может функционировать без использования информационно-коммуникационных и цифровых образовательных технологий. Это, в свою очередь, делает необходимым развитие ИКТ-компетентности каждого педагога в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и обязательными трудовыми функциями.
Погружаясь в современную образовательную среду, педагог должен понимать, что «образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Для эффективного выполнения своих трудовых функций педагогу необходимо самому постоянно находиться в процессе непрерывного образования, повышения профессиональной квалификации и компетентности.
Исходя из вышесказанного, целью проводимых исследований является формирование профессионального самоопределения и развитие личностного потенциала обучающихся, повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях современной образовательной среды [2].
Анализируя многолетние психолого-педагогические исследования, можно заключить, что современное поколение обучающихся обладает высокими потенциальными возможностями, раскрытие и реализация которых не всегда возможны в сложившейся системе образования. Образовательная среда как социум играет очень важную роль в развитии формирующейся личности. Для всестороннего, гармоничного, системного развития личностного потенциала каждого обучающегося в современной образовательной среде необходимо комплексное использование имеющихся ресурсов, технологий и средств обучения и воспитания, дающих возможность ребенку попробовать себя в разных видах деятельности и определить ведущий вектор развития [3-8].
Выявление и дальнейшее развитие имеющихся у человека склонностей и способностей к определенному виду деятельности зависит от многих факторов, в частности от индивидуальных психофизиологических особенностей личности. Учет функциональных возможностей организма, уровня адаптивного потенциала, активности нервной системы, особенностей развития процесса физиологического утомления позволяет грамотно выстроить перспективную образовательную траекторию [9].
На протяжении многих лет авторами проводились исследования по изучению и соотношению психологических и физиологических параметров человека. Выявленные взаимосвязи представлены в виде схемы на рисунке, где схематично представлены взаимосвязи факторов, определяющих поведенческие реакции обучающихся и выступающих факторами, характеризующими их личностный потенциал. Развитие личностного потенциала связано, на наш взгляд, с развитием интересов, склонностей и способностей обучающихся. Знание основ психологического и психофизиологического развития обучающихся позволяет выстраивать профориентационную деятельность с учетом возрастных особенностей контингента школьников как на уровне начального и среднего, так и на уровне старшего звена школы [10]. В связи с этим в развитии личностного потенциала большую роль играет профориентационная работа, осуществляемая в образовательном учреждении.
Соотношение природного и социального компонентов в системообразующих признаках индивидуальности
Одним из направлений развития личностного потенциала обучающихся старших классов является профессиональное самоопределение. Современное образовательное пространство отличает наличие большого количества информации, передача которой обеспечивается с использованием современных гаджетов и информационно-коммуникационных технологий. Количество и качество получаемой обучающимися информации не всегда соответствует их возрастным и психологическим особенностям. Тем не менее уже невозможно представить современное образовательное учреждение без компьютерной техники, различных гаджетов и интернет-ресурсов.
Еще одной особенностью современной образовательной среды является развитие инклюзивных практик. В связи с этим возникает необходимость использования цифровых образовательных технологий, обеспечивающих возможность участия в образовательном процессе детей с разными образовательными потребностями.
Грамотное, целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий обеспечивает расширение возможностей для предоставления обучающимся адресной помощи при определении профессиональных интересов и личностных особенностей, углубленном изучении необходимых для выбранной специальности предметов, проведении профессиональных проб, повышении мотивации к выбранной профессии и трудовой деятельности в целом. Использование цифровых образовательных ресурсов в профориентационной деятельности позволяет вывести эту работу на принципиальной новый уровень, учитывающий как тенденции развития современного образования, так и индивидуальные особенности и интересы обучающихся в рамках развития профессионального самоопределения.
В данном эмпирическом исследовании, которое осуществлялось с сентября 2017 г. по май 2019 г., приняли участие 50 учеников МАОУ СОШ № 54 г. Томска.
В рамках проводимого исследования на базе МАОУ СОШ № 54 была разработана и апробирована программа профессионального самоопределения обучающихся старших
классов, созданы индивидуальные цифровые профили, наполняемость которых обусловлена индивидуальными интересами, с учетом особенностей каждого ученика.
С целью индивидуализации профориентационной работы со старшеклассниками для каждого обучающегося был создан индивидуальный цифровой профиль.
Создание и наполнение индивидуального цифрового профиля позволяет:
- провести онлайн-диагностику (тестирование, анкетирование);
- определить сферу личностных особенностей и профессиональных склонностей обучающихся;
- определить круг профессий;
- определить дальнейшее направление в учебе (для 9-х классов определение с профилем, для 11-х классов выбор высшего учебного заведения, СПО);
- осуществлять консультации по выбранным профессиям (семинары, коуч-сессии);
- организовывать профессиональные пробы;
- определять круг приоритетных профессий для каждого обучающегося и курсы подготовки для поступления, методическое сопровождение обучающихся (вуз, техникум);
- выстраивать индивидуальный образовательный маршрут в системе дополнительного образования.
Как на констатирующем, так и на контрольном этапах эксперимента с помощью психодиагностических методик мы провели онлайн-тестирование для выявления причин выбора профессий старшеклассников, структуру их мотивационной сферы. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели мотивов выбора профессии обучающихся на констатирующем этапе
эксперимента
Мотив выбора профессии Контрольная группа, абс. (%) Экспериментальная группа, абс. (%)
Престижность профессии 9 (36) 10 (40)
Материальное благополучие 10 (40) 12 (48)
Деловой характер 3 (12) 1 (4)
Творческая реализация в труде 2 (8) 2 (8)
В обеих группах подавляющее большинство обучающихся на констатирующем этапе эксперимента в качестве ведущих мотивов профессии отметили ее престижность и материальное обеспечение.
Основной целью создания цифровых профилей являлась индивидуализация профори-ентацонной работы с обучающимися средствами цифровых образовательных ресурсов, учитывающая личностные потребности, интересы и особенности каждого. При этом мы опирались на различные подходы, принципы и этапы: аналитико-проектировочный, обра-зовательно-деятельностный и оценочно-рефлексивный, отражающие процесс перехода от решения профессиональных задач в совместной деятельности к индивидуальной траектории профориентационной работы для каждого ученика. При этом реализовывались соответствующие формы индивидуализации профориентационной работы: первичная диагностика профессиональных способностей, анкетирование, деловые игры, круглые столы, работа с цифровыми образовательными порталами, психолого-педагогическое сопровождение, образовательные события, взаимодействие с высшими и среднепрофессиональными учебными заведениями, консультирование с представителями организаций, отражающее как индивидуальное, так и групповое взаимодействие консультанта с учениками. Работа с
консультантом была направлена на оказание старшеклассникам помощи в профессиональном самоопределении, формировании собственных представлений о будущей профессии.
Все виды деятельности были простроены с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающихся, которые имели возможность подробно ознакомиться с рынком современных профессий, узнать и уточнить интересующие подробности, требования и дополнительные условия.
Для оценки эффективности использования индивидуальных цифровых профилей на контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика обучающихся (табл. 2).
Таблица 2
Показатели мотивов выбора профессии на контрольном этапе эксперимента
Мотив выбора профессии Контрольная группа, абс., % Экспериментальная группа, абс., %
Престижность профессии 10 (40) 7 (28)
Материальное благополучие 9 (36) 8 (32)
Деловой характер 2 (8 ) 5 (20)
Творческая реализация в труде 3 (12) 5 (20)
Мы видим, что в мотивах выбора профессий обучающихся экспериментальной группы увеличилось количество школьников, интересы которых направлены на творческую реализацию в труде и деловой характер профессии.
Эффективность проделанной работы была также проверена с использованием созданной онлайн-анкеты «Твой профессиональный выбор». Результаты проведенного анкетирования представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнительные результаты анкетирования обучающихся на констатирующем
и контрольном этапах эксперимента, %
Вопрос Констатирующий этап Контрольный этап
Положительные ответы Отрицательные ответы Положительные ответы Отрицательные ответы
Выбрал ли ты профессию? 60 40 96 4
Что знаешь о будущей профессии? 48 52 100 0
Что повлияло на выбор: 60 40 96 4
- друзья 38 4
- родители 32 20
- самостоятельное решение 12 22
- профконсультант 0 46
- другое 18 8
Профессиональная мечта 80 20 96 4
Профессиональные намерения 62 38 78 22
Совпадение проф. мечты и проф. намерений 44 36 64 26
Результаты анкетирования показывают, что подавляющее большинство учащихся выбрали на контрольном этапе эксперимента свою будущую профессию, абсолютно все участники эксперимента знают предмет, содержание и условия труда в выбранной профессии, а также образовательные учреждения, которые осуществляют подготовку по выбран-
ным специальностям. Полученные данные говорят об эффективности использования индивидуальных цифровых профилей в осуществлении профориентационной работы с обучающимися старших классов и их всестороннем развитии.
Результатом использования индивидуального цифрового профиля в соответствии с критериями эффективности являются индивидуальное цифровое портфолио обучающегося, сформированная готовность к профессиональному самоопределению и индивидуальная профориентационная траектория.
Таким образом, формированию профессионального самоопределения способствует учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, активизация когнитивной деятельности обучающихся с различными типами нервной системы, активное использование цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий для индивидуализации образовательного процесса.
При этом современному учителю необходимо соответствовать запросам общества, уметь хорошо ориентироваться в современных информационных трендах и непрерывно повышать уровень своей профессиональной квалификации, владеть необходимыми инновационными технологиями, активно используя их в своей работе, чтобы иметь должный авторитет и идти «в ногу со временем» и современными детьми.
Использование цифровых образовательных ресурсов в профориентационной деятельности со школьниками обеспечивает высокую эффективность профессионального самоопределения школьников при условии личностно-смысловой вовлеченности каждого учителя, психолого-педагогическом сопровождении обучающихся на всех этапах профориен-тационной деятельности, ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса. Результаты проведенного исследования подтверждают эффективность работы по развитию профессионального самоопределения обучающихся через создание индивидуальных цифровых профилей.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Грицкевич Н. К., Решотка Ю. Н., Рождественская А. Н. Развитие личности обучающихся в рамках реализации концепции природосообразного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 11 (164). С. 110-114.
3. Горбачева С. М., Проскурина Е. Н., Станкевич А. В. Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одаренных детей // Молодой ученый. 2016. № 20. С. 673-675.
4. Щупленков О. В., Щупленков Н. О. Проблема трансформации ценности образования молодым поколением // Современное образование. 2013. № 1. С. 44-105.
5. Соколова И. Ю., Грицкевич Н. К. Развитие личностного потенциала, сохранение здоровья школьников, студентов в природосообразной и культуросообразной образовательной среде // Наука и инновации - современные концепции: сб. науч. ст. Междунар. науч. форума. М.: Инфинити, 2019. С. 97-110.
6. Шепель Э. В. Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее // Научно-метод. электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 615-619.
7. Федорова О. А. Образовательная среда развития личностного потенциала подрастающего поколения // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 9. С. 151-155.
8. Васильева А. В. К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли // Человек и образование. 2016. Вып. 2 (47). С. 128-133.
9. Финченко С. Н., Рождественская А. Н. Утомление человека и его профилактика в образовательном процессе // Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Томск: 2016. С. 26-30.
10. Грицкевич Н. К., Решотка Ю. Н., Рождественская А. Н. Особенности профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста: материалы III Междунар. научно-практ. конф. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. С. 52-56.
Грицкевич Наталья Константиновна, кандидат психологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Решотка Юлия Николаевна, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ СОШ № 54 г. Томска (ул. Ферганская, 25, Томск, Россия, 634026). E-mail: [email protected]
Рождественская Алина Николаевна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 54 г. Томска (ул. Ферганская, 25, Томск, Россия, 634026). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.08.2019.
DOI 10.23951/2307-6127-2019-5-142-149
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS IN MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT
N. K. Gritskevich1, Yu. N. Reshotka2, A. N. Rozhdestvenskaya2
1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
2 School no. 54 of Tomsk, Russian Federation
The article presents the features of the organization of career guidance in a General educational institution with the use of digital educational resources, the development of professional self-determination of students taking into account individual psycho-physiological characteristics in the modern educational environment. The knowledge of psychological and psychophysiological development allows students to build career-oriented activities with age-appropriate contingent of students at the level of primary and secondary schools, and senior school modern educational space is distinguished by the presence of large amounts of information, transmission of which is ensured with the use of modern gadgets and ICT. Competent, purposeful use of digital educational resources and information and communication technologies provides opportunities for providing students with targeted assistance in determining professional interests and personal characteristics, in-depth study of the subjects necessary for the chosen specialty, conducting professional tests, increasing motivation for the chosen profession and work in General.
The use of digital educational resources in career guidance allows us to bring this work to a fundamentally new level, taking into account both trends in the development of modern education and the individual characteristics and interests of students in the development of their professional self-determination and personal potential.
The use of individual digital profiles in career guidance with students provides high efficiency of professional self-determination of high school students on the condition of personal and semantic involvement of each teacher, psychological and pedagogical support of students at all stages of career guidance, ICT competence of all participants of the educational process.
Keywords: professional self-determination; digital educational resources; modern educational environment; personal potential; information and communication technologies.
References
1. Federal'nyyzakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii"ot29.12.2012 N 273-FZ [Federal law "On education in the Russian Federation" from December 29, 2012 N 273-FZ] (in Russian).
2. Gritskevich N. K., Reshotka Yu. N., Rozhdestvenskaya A. N. Razvitiye lichnosti obuchayushchikhsya v ramkakh realizatsii kontseptsii prirodosoobraznogo obrazovaniya [The personal development of students in the framework of the concept of nature-oriented education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol. 11 (164), pp. 110-114 (in Russian).
3. Gorbacheva S. M., Proskurina E. N., Stankevich A. V. Vyyavleniye, podderzhka i razvitiye tvorcheskogo potentsiala odaryonnykh detey [Identification, support and development of creative potential of gifted children]. Molodoy uchenyy, 2016, no. 20, pp. 673-675 (in Russian).
4. Shchuplenkov O. V., Shchuplenkov N. O. Problema transformatsii tsennosti obrazovaniya molodym pokoleniyem [The problem of changing value of education in young generation]. Sovremennoye obrazovaniye - Modern Education, 2013, no. 1, pp. 44105 (in Russian).
5. Sokolova I. Yu., Gritskevich N. K. Razvitiye lichnostnogo potentsiala, sokhraneniye zdorov'ya shkol'nikov, studentov v prirodosoobraznoy i kul'turosoobraznoy obrazovatel'noy srede [Development of personal potential, preservation of health of pupils, students in the natural and cultural educational environment]. Nauka i innovatsii - sovremennye kontseptsii: sbornik nauchnykh statey Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma [Science and innovation - modern concepts: a collection of scientific articles of the International Scientific Forum]. Moscow, Infiniti Publ., 2019. Pp. 97-110 (in Russian).
6. Shepel' E. V. Sovremennaya sistema obrazovaniya: opyt proshlogo, vzglyad v budushcheye [The modern education system: the experience of the past, a look into the future]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept", 2016, vol. 17, pp. 615-619 (in Russian).
7. Fedorova O. A. Obrazovatel'naya sreda razvitiya lichnostnogo potentsiala podrastayushchego pokoleniya [Educational environment for the development of personal potential of the younger generation]. Sovremennye naukoemkiye tekhnologii -Modern High Technologies, 2017, no. 9, pp. 151-155(in Russian).
8. Vasil'yeva A. V. K voprosu izucheniya lichnostnogo potentsiala, ego struktury i roli [To the question of studying personal potential, its structure and role]. Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2016, issue 2 (47), pp. 128-133 (in Russian).
9. Finchenko S. N., Rozhdestvenskaya A. N. Utomleniye cheloveka i ego profilaktika v obrazovatel'nom protsesse [Human fatigue and its prevention in the educational process]. Innovatsii v obrazovanii: kontseptsii, problemy, perspektivy: materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovations in education: concepts, problems, prospects: materials of the II International scientific-practical conference]. Tomsk, 2016. Pp. 26-30 (in Russian).
10. Gritskevich N. K., Reshotka Yu. N., Rozhdestvenskaya A. N. Osobennosti proforiyentatsionnoy raboty s det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta [Features of career guidance work with children of primary school age]. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Materials of the III International scientific and practical conference]. Tomsk, TSPU Publ., 2018. Pp. 52-56 (in Russian).
Gritskevich N. K., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]
Reshotka Yu. N., School no. 54 of Tomsk (ul. Ferganskaya, 25, Tomsk, Russian Federation, 634026). E-mail: [email protected]
Rozhdestvenskaya A. N., School no. 54 of Tomsk (ul. Ferganskaya, 25, Tomsk, Russian Federation, 634026). E-mail: [email protected]