Научная статья на тему 'Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования в области работы с детьми ОВЗ'

Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования в области работы с детьми ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ВОРКШОП / АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHILDREN WITH DISABILITIES / "ACCESSIBLE ENVIRONMENT" / TRAINING PROGRAM / INTERACTIVE PRACTICAL TASKS / WORKSHOP / ADAPTED ADDITIONAL GENERAL DEVELOPMENT PROGRAM / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Галина Александровна, Штанько Ирина Вениаминовна

В статье раскрываются проблемы работы современного педагога дополнительного образования с детьми, имеющими ограниченные особенности здоровья. На основе выявленных профессиональных запросов в этой области представляется программа повышения квалификации и реализация модуля «Работа с детьми ОВЗ в системе дополнительного образования детей». Подробно представлена технология разработки адаптивной дополнительной программы на основе персональных характеристик детей разных возрастов с различными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Галина Александровна, Штанько Ирина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF WORKING WITH CHILDREN DISABILITIES

The article reveals the problems of the modern teacher of additional education with children of ovz. On the basis of the identified professional needs in this area, the program of training and implementation of the module «work with children in the system of additional education of children.» The technology of development of an adaptive additional program based on the personal characteristics of children of different ages with various disabilities is presented in detail.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования в области работы с детьми ОВЗ»

уровня экспериментальной группы наблюдается средний уровень умения составлять предложения по подробному пересказу текста 20% дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы показали уровень ниже среднего.

На контрольном этапе у 95% дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы наблюдается средний уровень умения составить рассказ по сюжетным картинкам, 5% дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы показали уровень ниже среднего.

Выводы. На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована программа логопедической работы по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР с использованием элементов театрализованной деятельности. В ходе формирующего эксперимента строилась коррекционная работа с детьми экспериментальной группы. Для коррекции связной речи у дошкольников с ОНР использовались логопедические занятия. Всего было проведено 14 занятий для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, они проходили в дневное время. Занятия проводились группой. В логопедические занятия были включены элементы театрализованной деятельности, направленные на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. На контрольном этапе исследования по методике «Выявление состояния связной речи» (В.К. Воробьевой), было выявлено, что в экспериментальной группе у большинства детей наблюдается средний уровень развития связной речи.

Таким образом, проведение комплекса логопедических занятий положительно сказалось на успешности выполнения данных заданий: большинство детей экспериментальной группы показали средний уровень. Следовательно, коррекционная работа по развитию связной речи у детей с ОНР оказалась эффективной.

Литература:

1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. М.: МПСИ, 2012. - 248 с.

2. Воробьева, В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. М.: Сфера, 2009. - 324 с.

3. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. — 420 с.

4. Жукова Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.

5. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 624 с.

Педагогика

УДК: 371

кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); кандидат педагогических наук Штанько Ирина Вениаминовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Аннотация. В статье раскрываются проблемы работы современного педагога дополнительного образования с детьми, имеющими ограниченные особенности здоровья. На основе выявленных профессиональных запросов в этой области представляется программа повышения квалификации и реализация модуля «Работа с детьми ОВЗ в системе дополнительного образования детей». Подробно представлена технология разработки адаптивной дополнительной программы на основе персональных характеристик детей разных возрастов с различными нарушениями.

Ключевые слова: дети с ОВЗ; «доступная среда»; программа повышения квалификации; интерактивные практические задания; воркшоп; адаптированная дополнительная общеразвивающая программа; научно-методическая деятельность.

Annotation. The article reveals the problems of the modern teacher of additional education with children of ovz. On the basis of the identified professional needs in this area, the program of training and implementation of the module «work with children in the system of additional education of children.» The technology of development of an adaptive additional program based on the personal characteristics of children of different ages with various disabilities is presented in detail.

Keywords: children with disabilities, «accessible environment; training program; interactive practical tasks; workshop; adapted additional General development program; scientific and methodological activities.

Введение. Проблема интеграции детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в социокультурное пространство современного детства в последнее время является все более актуальной, государственные указы и нормативные документы включают в себя вопросы организации «доступной среды». Изменения, которые стремительно происходят в современной России, касаются всех сфер жизнедеятельности общества, соответственно они напрямую затрагивают и все уровни образования. Важным и приоритетным направлением усовершенствования современного дополнительного образования выступает инклюзивное образование.

В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса в образовательных организациях рекомендуется создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Образование сегодня должно быть доступно каждому независимо от состояния физического или умственного здоровья.

Изложение основного материала статьи. Бесспорно, создание безбарьерной среды жизнедеятельности для проживания, транспортировки, образования, медицинского обслуживания является архиважной для вхождения детей с ОВЗ в общество.

Несмотря на активное рассмотрение этих вопросов в СМИ, на телевидении, постоянное освещение вопросов организации медицинского обслуживания, реабилитации, обучения детей с ОВЗ, не менее важной проблемой является разработка образовательно-воспитательных технологий работы с такими детьми и обучение педагогов в их использовании [3].

Работая в системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования, мы все чаще встречаемся с запросами о специальной подготовке педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Из запросов мы выделили следующие, наиболее часто встречающиеся:

• с какими нарушениями детей с ОВЗ педагог дополнительного образования имеет право работать?

• сколько детей с ОВЗ может находиться в одной группе с другими обучающимися?

• как выявить интересы и потребности детей с ОВЗ в той или иной деятельности с учетом различных нарушений здоровья?

• как разработать адаптированную программу той или иной направленности для обучающихся с ОВЗ?

• как технологически строить процесс обучения и воспитания с детьми с ОВЗ различного возраста?

• как взаимодействовать с родителями таких детей и на какие темы педагог дополнительного образования имеет право давать им консультации?

• кто из узких специалистов должен помогать педагогу в работе с такими детьми?

С учетом этих запросов кафедра дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО Академии социального управления разработала программу повышения квалификации «Деятельность педагога дополнительного образования в условиях стандартизации», в которую был включен модуль «Особенности работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ», реализуемый совместно с профессионалами кафедры коррекционной педагогики.

Обучение по данному модулю помогает педагогам дополнительного образования расширить представления о создании педагогических условий для обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ, получить рекомендации по составлению адаптированных дополнительных общеразвивающих программ, о специфике составления индивидуальных планов и индивидуальных образовательных маршрутов обучения и развития, особенностям изучения личности и педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования, а также освоить технологии социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в коллективе и включение их в социокультурную среду образовательной организации; способствует в целом развитию социокультурной компетентности обучающихся в условиях инклюзивной образовательной среды [4].

Особое место в программе занимает освещение педагогических технологий, специфических методов и способов подачи информации, форм выполнения заданий (в том числе творческих), способов представления результатов в обучения детей с ОВЗ.

Интерактивные практические задания для педагогов в программе повышения квалификации связаны с разработкой индивидуальных маршрутов сопровождения обучающихся с учетом различных направленностей дополнительного образования детей на основе предпочтений и приоритетов детей с ОВЗ.

Необходимо отметить, что такие темы, как изучение особенностей, предпочтений и мотиваций детей с ОВЗ в области дополнительного образования, вызывают живой интерес у педагогов, т.к. они напрямую связаны с ранней профилизацией обучающихся [1; 2]. И это объяснимо, т.к. дети данной категории достаточно рано начинают осознавать свои особенности и ищут место, которое они будут занимать в социокультурном пространстве в будущем. В связи с этим разработка адаптированных программ должна иметь предпрофессиональную направленность и давать возможность учащимся увидеть широкий спектр профессий, в которых могут быть использованы знания и полученные навыки в будущем.

Следовательно, разрабатываемая адаптированная программа должна не только развивать, корректировать и реабилитировать детей с ОВЗ, но и закладывать информацию и изначальные навыки, спроецированные на будущую профессию.

На курсах повышения квалификации мы используем интерактивные технологии по моделированию таких программ. Работа в малых группах с разной направленностью дополнительных общеразвивающих программ, а также с учетом различных нарушений детей с ОВЗ, дает возможность более глубоко обсудить специфику составления индивидуальных планов, подбора тем, практических технических и творческих упражнений и заданий для обучающихся, а также отбору конкретных приемов и методов подачи учебного материала.

С этой целью мы не только погружаем слушателей в лекционный материал, связанный с решением вышеуказанных задач, но и даем им аналитические и проблемные задания, основанные на изучении собственного опыта и имеющегося собственного методического материала.

Необходимо отметить, что для выполнения группового задания по моделированию программ слушателям дается предварительная самостоятельная работа по составлению характеристики обучающегося или обучающихся по определенной схеме, рекомендованной специалистами с кафедры коррекционной педагогики. В данной характеристике делаются акценты на следующем:

• уровень общего развития;

• краткая характеристика нарушений;

• уровень социально-бытовых знаний и представлений об окружающем мире;

• сформированность навыков самообслуживания;

• словарный запас;

• умение поддерживать речевой контакт;

• общая осведомленность ребенка о себе;

• взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников;

• отношение сверстников к данному ребенку;

• интересы и увлечения в области выбранного направления;

• возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе.

Еще одно предварительное задание ставит перед слушателями задачи по анализу собственной существующей дополнительной общеразвивающей программы с целью выделения тематики, содержания и методов, которые будут наиболее адекватными для работы с обучающимся детьми, и отразить это в таблице:

№ Разделы, темы программы Методы и приемы подачи материала Методы и приемы сопровождения в выполнении практических (творческих) заданий Результаты (творческие продукты) деятельности обучающихся

Приведем пример плана проведения воркшопа (интерактивной мастерской) для работы подгруппы, разрабатывающей адаптированную программу художественной направленности по изобразительному искусству.

1. Презентация примерной характеристики обучающихся детей с ОВЗ в детском творческом объединении. Анализ собственной программы (презентация составленной таблицы).

2. Обсуждение презентаций и дифференциация по мини-подгруппам в соответствии с возрастной категорией и особенностями нарушений детей с ОВЗ.

3. Составление и моделирование адаптированной дополнительной общеразвивающей программы на основе индивидуальных планов.

4. Презентация разработанных программ по дифференцированным направлениям (возрастная категория, особенность нарушений).

Анализ применения данной интерактивной формы позволяет построить нам учебный процесс как на личном опыте педагогов, так и на знаниях и мнениях самих членов воркшопа и достичь результатов каждому участнику. А результатом в данном случае будет разработанная мини-подгруппой универсальная дополнительная адаптированная программа. Особую ценность имеют методические разработки педагогов на следующие темы:

1. Технология разработки индивидуального образовательного маршрута [5].

2. Разработка адаптивных и адаптированных программ дополнительного образования различных направленностей.

3. Использование методов арт-терапии в педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.

4. Формы и методы организации работы с родителя в области сопровождения развития детей с ОВЗ.

5. Технология разработки индивидуального творческого (технического, научного и.т.д.) проекта с детьми с ОВЗ.

6. Профориентация подростков с ОВЗ.

Данные проблемы находят свои решения в исследовательской деятельности слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки, становятся научно-методическими темами академических площадок кафедры дополнительного образования и сопровождения детства, кафедры воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» и не раз освещались в научных публикациях [4; 5].

Выводы. Необходимо отметить, что эмпирический опыт педагогов дополнительного образования в области технологий работы с детьми с ОВЗ достаточно широк, но требует коррекции, специального научно-методического сопровождения. Сегодня особую актуальность приобретает проблема формирования готовности педагога дополнительного образования к образовательной деятельности в условиях инклюзии, что обусловлено острой необходимостью развития умения решать новые типы задач, умения адекватно действовать в ситуации неопределенности и новизны, проявляя инициативу и творчество.

Таким образом, проблема включения детей и подростков с ОВЗ в пространство дополнительного образования на современном этапе продолжает оставаться серьезной психолого-педагогической проблемой, что требует дальнейшей научно-методической разработки содержания специальных программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования, работающих в условиях инклюзии.

Литература:

1. Кравчук, А.А. Профессиональная ориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования / А.А.Кравчук, Г.А.Романова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. Ч. II. С. 111-114.

2. Лопачева К.М., Романова Г.А., Штанько И.В. Индивидуальная траектория развития как фактор социализации личности в условиях инклюзивного дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 54 Ч. VI. С. 146- 152.

3. Романова Г.А., Немова Ю.Ю. О готовности педагога к работе в условиях инклюзии // Обучение истории и обществознанию детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево, 2017. С. 77-85.

4. Романова Г.А. О модели развития социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивной образовательной // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 53. Ч. 4. С. 180-187.

5. Штанько И.В. Индивидуальная траектория художественного развития ребенка в организации инклюзивного дополнительного образования // Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. С. 284 - 292.

Педагогика

УДК:378.14

кандидат педагогических наук, доцент Романова Мария Никифоровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студентка Потапова Ирина Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье раскрываются результаты исследования по проблеме формирования профессиональных компетенций у будущих учителей технологии. Одной из эффективных форм подготовки учителей является педагогическая практика, в рамках которой студенты могут организовать кружковую работу по декоративно-прикладному искусству. Студенты во время практики выполняют все функции, присущие учителю технологии, среди которых организация внеурочной деятельности учащихся является одной из ведущих.

Ключевые слова: педагогическая практика, учитель технологии, кружковая работа, профессиональная компетентность.

An^tatton. The article reveals the results of research on the problem of formation of professional competences of future teachers of technology. One of the most effective forms of teacher training is pedagogical practice, in which students can organize a circle work on arts and crafts. Students during the practice perform all the functions inherent in the teacher technology, among which the organization of extracurricular activities of students is one of the leading.

Keywords: pedagogical practice, technology teacher, group work, professional competence.

Введение. Повышение уровня профессиональной подготовленности будущих учителей, в том числе будущих учителей технологии, формирование их как субъектов профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем педагогической науки и практики.

Для будущего учителя элементы профессиональной деятельности должны проявляться в реальной практике уже в стенах ВУЗа, хотя бы на элементарном уровне. И чем раньше будущий специалист начнет применять получаемые знания, тем больше у него возможностей для совершенствования, повышения уровня своей профессиональной готовности, квалификации, для овладения педагогическим мастерством [3].

Важным условием формирования профессиональных компетенций у будущих учителей является педагогическая практика, главная цель которой заключается в овладении студентами основными функциями педагогической деятельности учителя и формирование у них профессиональных черт личности учителя [2].

Изложение основного материала статьи. Т. И. Петрухина рассматривает профессиональные качества учителя технологии в соответствии с профессиональными требованиями и стандартами, предъявляемыми к этой профессии: наличие увлеченности своим трудом, стремление к самосовершенствованию, деликатность, наличие такта, наличие наблюдательности, воображения, аккуратности, наличие профессиональной направленности внимания, профессиональная компетентность, работоспособность [4].

В соответствии с ФГОС по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование профиль -технология раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся. Содержание всех видов практики, порядок их прохождения и формы отчетности определяются программами практики, которые разрабатываются вузом на основе примерной программы практики, рекомендуемой УМО по специальностям педагогического образования.

Срок освоения практики по образовательной программе 44.03.01. Педагогическое образование профиль «Технология» при очной форме обучения составляет на третьем курсе - 8 недель, четвертом - 12 недель. В процессе организации педагогической практики студенты определяются со школой, в которой они будут проходить практику. У них есть возможность практиковаться в районных и городских школах. В базовые школы направляется группа практикантов, где их распределяют по учителям технологии.

Производственная (педагогическая) практика проводится на следующих базах:

- средние общеобразовательные школы г. Якутска и улусов РС (Я);

- центры дополнительного образования г. Якутска и улусов РС (Я);

- средние специальные учебные заведения - Намский педагогический колледж технологии и предпринимательства им. И.Е. Винокурова;

- МОБУ дополнительное образование детей «Центр технического творчества» городского округа «г. Якутск»;

- учебно-научная лаборатория прогрессивных технологий дизайна и декоративно-прикладного искусства при кафедре технологии ПИ СВФУ на базе в с. Бердигестях Горного улуса.

Практика обеспечивает практическое закрепление теоретических знаний, знаний и навыков студентов, способствует приобретению практического опыта в сфере будущей профессиональной деятельности.

Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:

углубление и закрепление теоретических знаний и их применение в учебно-воспитательной работе;

формирование навыков самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подготовка к осуществлению текущего и перспективного планирования во всех видах учебной работы, анализу процессе и результатов учебно-воспитательной работы;

самостоятельная подготовка и проведение различного типа уроков, использование разнообразных педагогических приемов и методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся;

овладения методиками наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта, проведения исследовательской работы в области педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.