Научная статья на тему 'Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: организация коррекционно-развивающего обучения'

Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: организация коррекционно-развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1067
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / СПЕЦИАЛЬНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COHERENT SPEECH / SPECIAL PRESCHOOL EDUCATION / CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS / CHILDREN LACKING DEVELOPMENT OF SPEECH / REMEDIAL AND DEVELOPMENTAL EDUCATION / SENIOR PRESCHOOL AGE / COMPREHENSIVE CARE / PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колычева Галина Юрьевна, Мыльникова Юлия Владимировна

В данной статье исследуется проблема формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Авторами предлагается к рассмотрению ряд аспектов положительно-результативного образовательного процесса коррекционной направленности, определяемых системой основных параметров специальным государственным стандартом дошкольного образования детей с ОВЗ. В рамках настоящей научной статьи представлена модель реализованной коррекционно-развивающей работы с категорией детей, имеющих такое ограничение здоровья, как общее недоразвитие речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колычева Галина Юрьевна, Мыльникова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COHERENT SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES: THE ORGANIZATION OF CORRECTIONAL-DEVELOPMENTAL EDUCATION

This article deals with the problem of formation of coherent speech of preschool children with special needs. The authors propose to consider a number of aspects of positive and effective educational process with a remedial directional component, determined by the system of basic parameters such as state standard of preschool education for children with disabilities. Within the framework of this scientific article, a model of implemented remedial and developmental work with a particular category of children lacking development of speech is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: организация коррекционно-развивающего обучения»

4. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетентности специалистов (NSB - SOVNET National Competence Baseline Version 3.0). М.: ЗАО «ПРОЕКТНАЯ ПРАКТИКА», 2010. - 256 с.

5. Царёва Н.П. Социальное творчество как современная форма реализации идей коммунарской педагогики // Карминские чтения - 2013. - СП-б., 2013. - С. 77-83.

6. Гуревич А.В., Хижнякова Е.В. Социальное проектирование // Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования. - М., 2007. -С. 56-68.

Педагогика

УДК 378 (378.2)

кандидат филологических наук, доцент Колычева Галина Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево); магистрант Мыльникова Юлия Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье исследуется проблема формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Авторами предлагается к рассмотрению ряд аспектов положительно-результативного образовательного процесса коррекционной направленности, определяемых системой основных параметров - специальным государственным стандартом дошкольного образования детей с ОВЗ. В рамках настоящей научной статьи представлена модель реализованной коррекционно-развивающей работы с категорией детей, имеющих такое ограничение здоровья, как общее недоразвитие речи.

Ключевые слова: связная речь, специальноедошкольное образование,дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с общим недоразвитием речи, коррекционно-развивающее обучение, старший дошкольный возраст, комплексная помощь, педагогическое взаимодействие.

Annotation. This article deals with the problem of formation of coherent speech of preschool children with special needs. The authors propose to consider a number of aspects of positive and effective educational process with a remedial directional component, determined by the system of basic parameters such as state standard of preschool education for children with disabilities. Within the framework of this scientific article, a model of implemented remedial and developmental work with a particular category of children lacking development of speech is presented.

Keywords: coherent speech, special preschool education, children with special needs, children lacking development of speech, remedial and developmental education, senior preschool age, comprehensive care, pedagogical interaction.

Введение. Устная речь, являясь важнейшей формой речевого развития ребенка, занимает особое место в системе дошкольного образования. Она связана с высшими эмоциями, интеллектом, мышлением, воображением дошкольника, развитием его артикуляционных и произносительных навыков. Общение ребенка со взрослыми - обязательное условие для его всестороннего развития, что предполагает высокий уровень конгитивного и речевого развития, определенную степень развития коммуникативных умений и владения необходимыми языковыми средствами.

Однако статистические показатели Российской Федерации фиксируют, что в настоящее время 4,5% проживающих в стране детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. В это число входит 63,6% детей, которые находятся в системе инклюзивного образования дошкольных образовательных организаций и отличаются различными формами инфантилизма с характерной задержкой личностной готовности к школьному обучению. У таких детей недостаточно сформированы операционные стороны мышления - анализ, синтез, сравнение, обобщение; обнаруживаются трудности словесно - логических операций, неумение конструировать связные речевые высказывания и, следовательно - ограничиваются социальные контакты.

Поэтому социально значимой проблемой исследования является вопрос: как специально организованный психолого-педагогический коррекционно-развивающий процесс обучения влияет на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ?

Вопрос - весьма актуальный, ведь совокупность перечисленных нарушений детского развития служит серьезным препятствием в усвоении дошкольниками образовательной программы при подготовке к школьному периоду, где письменная речь формируется на основе устной и задержка речевого развития на первых ступенях дошкольного образования впоследствии не может быть компенсирована в полном объеме.

Изложение основного материала статьи. В современном мире нет ни одного образовательного учреждения, где бы вместе с обычными детьми не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (ОВЗ).

Мониторинг соблюдения прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на получение качественного доступного образования обозначен в законодательных документах Российской Федерации и отражен в распоряжении Правительства Российской Федерации по реализации плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Программы Десятилетия детства. Среди них: обеспечение 100-процентного охвата детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью образованием всех уровней [3].

Этап дошкольного детства является периодом вступления ребенка на первую ступень образования -дошкольное обучение и воспитание. Для детей, имеющих проблемы в развитии, это сложная педагогическая и социальная проблема, так какдошкольники с ОВЗ - очень разнохарактерная группа. Среди них имеются

дети, совсем не владеющие речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз и дети с достаточно хорошо развитой речью. Всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации с одной стороны, и оторванность речи от деятельности - с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи информации и знаний. Связная речь развита очень слабо, недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется другими средствами общения (мимико-жестикуляторными). В результате, к школьному возрасту дети с ОВЗ приходят с существенным речевым недоразвитием.

Нарушения речевого развития относятся к числу недостатков, характерных для всех категорий дошкольников с ОВЗ при разных видах отклонений. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании познавательных и речевых возможностях детей. В зависимости от характера нарушения, одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие - коррегироваться, а некоторые - только компенсироваться.

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы, где применительно к различным видам развернутых высказываний, связная речь - исторически сложившаяся форма коммуникации людей посредством языковых конструкций на основе определенных правил и наиболее важная и сложная форма речевой деятельности. Она формируется постепенно,на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения еще в дошкольный период.

Системный анализметодических подходов к развитию связной речи детей показывает, что национальные системы специального дошкольного образования во все исторические периоды развивались в соответствии с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям, имеющим ограничения здоровья, законодательством в сфере образования, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, физиологии, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом.

При этом, все исследователи отмечали сложный характер связной речи и указывали на необходимость формирования специального речевого воспитания детей дошкольного возраста в онтогенезе.

К наиболее перспективным и успешно развивающимся направлениям мировой специальной дошкольной педагогики в обучении связной речи детей дошкольного возрастапо праву могут быть отнесены Штайнеровская педагогика и Вальдорфская школа, целью которых является комплексное воспитание гармоничной личности, сочетающей творческое мышление, любовь к человеку и интерес к окружающему миру.

Система отечественного специального дошкольного образования содержит исследования связной речи дошкольников с ОВЗ в ряде трудов лингвистической, психолингвистической (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, П.Я. Гальперин и др.), психологической (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский) логопедической (В.П. Глухов, А.В. Ястребова, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.К. Воробьева и др.) и дефектологической (В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов и др.) методической литературе.

Содержание воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится ребенок с ОВЗ, а при разработке параметров учитываются как общие для всех категорий детей недостатки развития, так и особенности, характерные только для какой-либо определенной категории воспитанников, что требует от педагогов внедрения эффективных практик оказания коррекционной помощи и обеспечение специальных условий для повышения качества жизни и интеграции в общество.

Рассмотрим практический и методологический аспектыпроцесса исследования формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с таким ограничением здоровья, как общее недоразвитие речи в условиях конкретной дошкольной образовательной организации компенсирующего вида г. Ногинска Московской области.

Следует отметить, что в данном детском саду функционирует группа кратковременного пребывания для детей с ментальными нарушениями и со сложной структурой дефекта и группы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и тяжелыми нарушениями речи. Среди них - 20% дошкольников являются детьми-инвалидами.

Коррекционно - развивающая работа с дошкольникамис ОНР предполагает четкую организацию их пребывания в ДОО, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и тесное взаимодействие со службой психолого-медико-педагогического сопровождения детей в различных видах и формах деятельности: с учителем-логопедом (совместное планирование, обмен информацией, обсуждение достижений детей в речевом развитии), с педагогом-психологом (психологическая диагностика, коррекция высших психических функций, познавательной и эмоционально - волевой сферы), с музыкальным руководителем (музыкально-речевая работа, музыкальные и театрализованные игры), с инструктором по физической культуре (дыхательная гимнастика, речевая нагрузка), с медицинскими работниками (определение нагрузки каждому ребенку, оздоровительный и охранительный режим).

Преемственность воспитателя и специалистов ДОО,осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОНР имеет следующую структуру: формирующие занятия учителя-логопеда являются базовым компонентом обучения, специальные занятия воспитателя, музыкального руководителя и инструктора по физкультуре - закрепляющим компонентом, психологические занятия педагога-психолога -активизирующим компонентом.

При этом, важным элементом успешной организации коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР является социальное партнерство с родителями (законными представителями), направленное на консультативную помощь в вопросах выполнения предлагаемых заданий по преодолению нарушений развития связной речи детей. Активное привлечение внимания к речевому развитию ребенка близких ему взрослых очень значимо, так как родители создают поддерживающую предметно-развивающую речевую среду в семье, что позволяет оказывать эффективную коррекционно-логопедическую помощь детям в образовательном процессе детского сада.

Усвоение программного материала и преодоление речевых нарушений достигается посредствомсоздания специальных условий;подбора диагностических методик, игровых методов, форм и средств обучения, обеспечивающих механизм компенсации дефектов развития связной речи старших дошкольников;

реализацию следующих педагогических принципов: систематичности и комплексности, непрерывности, дифференцированного подхода, наглядности, тематичности, концентричности и доступности с опорой на индивидуальные возможности каждого ребенка.

Задачи повышения уровня развития связной речи со старшими дошкольниками с ОНР реализуются на коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятиях в соответствии с методикой обучения данного возрастного периода основным видам рассказывания, предусмотренной адаптированной программой детского сада.

Для процесса формирования связной речи старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, необходимым условием является непосредственное руководство педагога, организующего языковую и материальную среду, участвующего в совместной деятельности, выступающего образцом для ребенка и корригирующего речевые нарушения преимущественно на индивидуальных занятиях. Групповая форма организации обучения используется в качестве продолжения индивидуальной после достижения коррекционно-педагогического эффекта.

Таким образом, можно утверждать, что комплексный, специально организованный психолого-педагогический коррекционно-развивающий процесс обучения является эффективным средством формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, и следовательно - положительно-результативным.

Выводы. Изложенный выше теоретический и практический материал исследования позволяет сделать вывод о том, что для современной образовательной практики проблема нарушений речевой деятельности в дошкольный период является весьма актуальной и социально значимой, учитывая большую распространенность и тенденцию к увеличению количества детей, имеющих проблемы в развитии.

Она обусловлена тем фактом, что выраженные отклонения в речевом развитии отрицательно влияют на умственное и психическое развитие детей, ограничивают их социальные контакты, так как становление связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется замедленными темпами. Поэтому формирование связной речи очень важно в сфере специальной коррекционно-педагогической помощи, особенно для детей старшего дошкольного возраста, являющегося сензитивным периодом коррекции речевых нарушений и периодом подготовки к школьному обучению.

Отметим, что для современной образовательной практики опыт данного исследования может иметь определенную теоретическую и практическую значимость.Системный анализ научно-теоретических исследований по изучаемой проблемепозволяют судить о том, что нарушения речи детей, вызванные проблемами здоровья, рассматриваются в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогических подходов, и преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-развивающей работы ДОО; методические подходы к развитию связной речи старших дошкольников с ОВЗ, имеющими общее недоразвитие речи, подчинены определенным закономерностям и протекают в определенных временных периодах.

Для практики дошкольного воспитания в системе специального образования очень важно коррекционно-развивающее взаимодействие педагогов разного профиля, планирующих свою работу не обособленно, а дополняя друг друга, и мотивационной заинтересованностью родителей, тесно сотрудничающих с воспитателями и специалистами детского сада.

Таким образом, формирование связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья возможно на основе специально разработанной системы коррекционно-развивающего обучения, которая включает в себя содержание, специальные приемы и средства развития связной речи. Комплексный подход к развитию связной речи с учетом возрастных, компенсаторных и индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ позволит повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса в условиях специального дошкольного учреждения.

Литература:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев [и др.] // Дефектология. -2010. - № 1. - с. 6-22. - (Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.).

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04. 2008г. №АФ 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/902122269

3. Распоряжение Президента Российской Федерации от 06.07.2018г. №1375-р. План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Программы Десятилетия детства. МОСКВА [Электронный ресурс]. - Режим доступа:шройа1.ш

4. Андреева, Л.В., Бойков Д.И., Войлокова Е.Ф., Елизарова Ю.Г., Кантор В.З., Кудрина С.В., Лопатина Л.В., Матвеева Л.В., Нефедова Ю.В., Никулина Г.В, Пенин Г.Н. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор / Под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 81 с. [Электронный ресурс: - http://unesdoc.unesco.org/images/0016/001611/161154r.pdf]

5. Гаврилушкина, О.И. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий / О.П. Гаврилушкина, Л.А. Головчиц, М.А. Егорова // Психологическая наука и образование. 2001. - № 1. с. 79-88.

6. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: монография. - Москва: В. Секачев, 2013. - 548 с.

7. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. - М., 2015

8. Кукушкин, И.И. Классификации нарушений развития детей в структуре виртуального каталога исследований [Текст] / И.И. Кукушкин // Дефектология. - 2015. - №1. - С. 32-41.

9. Малофеев, H.H. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст) / H.H. Малофеев // Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: 2001. с. 87-120.

10. Никитина, А.Ю. Приемы и методы, используемые для развития связной речи детей / А.Ю. Никитина // Логопедия. - 2003 - № 1-2. - с. 69-72. [Электронный ресурс: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-riechievykh-umienii-sviaznogho-ustno.html]. - (Дата обращения: 15.07.2019 г.).

11. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с.

12. Сафронова, Е.М. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и в норме: общее и различное [Текст] / Е.М. Сафронова // Коррекционная педагогика. - 2015. - №1. - с. 6-11.

13. Материалы ежегодной международной научной конференции. 23-26 марта 2016, Санкт-Петербург / РГПУ им. А.И. Герцена, Кафедра языкового и литературного образования ребенка, Лаборатория детской речи; редкол.: Т.А. Круглякова, М.А. Еливанова. - Иваново: ЛИСТОС, 2016. - с. 6-12.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Наталья Александровна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Вологда) ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье приводится описание авторской технологии организации самостоятельной работы обучающихся в вузе (студентов, курсантов и слушателей), сформированной на основе опыта преподавания дисциплин социально-психологической направленности. Представленная технология позволяет направить и упорядочить самостоятельную работу обучающихся, поставить их в активную позицию в ходе изучения дисциплин. В статье раскрыты системы действий преподавателя и обучающегося в ходе реализации технологии, предлагаются варианты ее методического обеспечения.

Ключевые слова: компетенции, модульно-рейтинговая система, образовательная технология, портфолио, самостоятельная работа, технологический подход.

Annotation. The description of author's technology of the organization of the independent work of students in higher education institution (students, cadets and listeners) created on the basis of experience of teaching disciplines of social and psychological orientation is provided in article. The presented technology allows to direct and order independent work of students, to put them in an active position during studying of disciplines. In article the systems of actions of the teacher and the student are opened during implementation of technology, options of its methodical providing are offered.

Keywords: competences, modular and rating system, educational technology, portfolio, independent work, technological approach.

Введение. Современное общество ставит перед вузами задачу подготовки кадров, способных не только эффективно исполнять должностные обязанности, но и самостоятельно регулировать свою профессиональную деятельность и самообразование в этой сфере. Эта установка ориентирует на необходимость поиска таких образовательных технологий, которые бы позволяли обучаемым не только включаться в изучаемую ситуацию, прибегать к активным преобразующим действиям, но и сознательно брать на себя и нести ответственность за собственное обучение.

В связи с этим, не утрачивает своей важности деятельность вузовского преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности обучаемого в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике [2].

По нашему мнению, в этом контексте имеет значение предоставление лицам, обучающимся в вузе (вне зависимости от образовательных программ и форм обучения), максимально широких возможностей обучаться, самостоятельно строить и регулировать линию освоения профессиональных компетенций [1].

Изложение основного материала статьи. Нами была предпринята попытка осмыслить особенности организации самостоятельной работы обучающихся в вузе с точки зрения технологического подхода, который ориентирует на идею управляемости образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. На протяжении нескольких лет (с 1999 г. по настоящее время) при преподавании дисциплин социально-психологической в различных вузах нами разрабатывалась и корректировалась технология организации самостоятельной работы обучающихся в вузе. Она, как и любая другая образовательная технология, включает в себя: «целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий студента и преподавателя; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании» [3, с. 247]. Следует отметить, что оболочка и структура технологии, накладываясь на содержание различных дисциплин, не менялась.

Целевая направленность технологии организации самостоятельной работы обучающихся в вузе заключается в том, чтобы упорядочить и организовать самостоятельную работу обучающихся, направленную на освоение знаний, умений и навыков по определенной дисциплине (элементов компетенций).

Самостоятельная работа - это форма организации учебной деятельности, в процессе которой обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного рода задания, с целью достижения профессиональной компетентности. В рамках каждой дисциплины имеется целевая ориентация на освоение элементов тех или иных общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных, профессионально специализированных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, а также квалификационными требованиями, установленными работодателем.

Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью обучения, она включает изучение и обобщение теоретического материала и опыта работы в различных профессиональных областях; самостоятельный поиск, отбор, анализ информации по поднимаемым проблемам и выполнение по результатам проделанной работы различных заданий; подготовку ко всем видам аудиторных занятий; подготовку к зачетам, экзаменам по дисциплинам; исследовательскую работу (индивидуальную и групповую) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.