Научная статья на тему 'Система научно-методической работы преподавателей детской художественной школы в современных условиях'

Система научно-методической работы преподавателей детской художественной школы в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / SCIENTIFIC AND METHODICAL WORK / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штанько Ирина Вениаминовна

В статье представлен опыт работы по организации научно-методической работы в детской художественной школе, раскрываются различные формы ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штанько Ирина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SCIENTIFIC-METHODICAL WORK OF TEACHERS OF CHILDREN''S ART SCHOOL IN MODERN CONDITIONS

The article presents the experience of the organization of scientific and methodical work in children's art school, reveals the various forms of its implementation.

Текст научной работы на тему «Система научно-методической работы преподавателей детской художественной школы в современных условиях»

целей, лексического материала и т.п.) и проектирование содержания будущего контакта (планирование общей схемы взаимодействия по существующим лексико-грамматическим и фонетическим нормам).

Выводы. Система технологических средств по предмету «Иностранный язык» имеет инвариантный характер и может быть использована в различных образовательных структурах. Она позволит систематизировать особым способом содержание, методы и средства работы преподавателя. Так как методологическим основанием данной работы явилась посылка: содержанием обучения является окружающий мир, а учащийся, как персонифицированный интегратор содержания обучения, познает этот мир, развивая себя, то построение содержания от человека, уровня его потребностей-способностей-сознания позволяет реально осуществлять принцип гуманизации образования, а также является условием эффективного использования системы технологических средств.

Литература:

1. Вазина К.Я. Комплект методического обеспечения модели саморазвития человека. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. - 321 с.

2. Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта, и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.

3. Игнатович Е.В. Студент вуза как субъект непрерывного обучения: диагностика готовности к дополнительному и дополнительному профессиональному образованию // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 2 (10). С. 31-47.

4. Долматова Л.А. Методика и условия развития проектной культуры педагогов на основе концепции «Управление знаниями» // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2016. №2(31). С. 122-128.

5. Каримова Л.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке и реализации культурно-просветительских проектов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С. 261.

6. Крылов Д.А. Проектно-технологическая культура педагога: факторы актуализации, сущность феномена, концептуальные идеи и возможные модели реализации содержания // Современные наукоемкие технологии. 2016. №2-2. С. 334-341.

7. Миронцева С.С. Оценка эффективности применения электронных образовательных ресурсов при обучении будущих менеджеров иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - вып. 55. - ч. 2. - с. 240 -249.

8. Романова К.А. Проектирование качества личностно-профессионального развития студентов. -Н.Новгород: ВГИПА, 2003 - 66 с.

9. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2004.

10. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).

7. Шкунова А.А. Шкунова В.К. Сетевой аспект программ дополнительного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - вып. 57. - ч. 8. - с. 273 - 281.

8. Yashkova E,V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. - VOL. 11, NO.11. - рр. 4650-4659. http://www.ijese.net/arsiv/137.

Педагогика

УДК 1174

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дополнительного образования и сопровождения детства Штанько Ирина Вениаминовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье представлен опыт работы по организации научно-методической работы в детской художественной школе, раскрываются различные формы ее реализации.

Ключевые слова: дополнительное образование; научно-методическая работа; инновационные технологии; современные образовательные технологии; профессиональные компетенции преподавателя.

Annotation. The article presents the experience of the organization of scientific and methodical work in children's art school, reveals the various forms of its implementation.

Keywords: additional education, scientific and methodical work, innovative technologies, modern educational technologies, professional competence of the teacher.

Введение. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ «дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [1, с. 254].

Для реализации задач, стоящих перед учреждениями дополнительного образования, необходим преподаватель, способный обновлять содержание своей деятельности посредством критического и творческого ее осмысления, применения достижений науки и накопленного педагогического опыта. Таким образом, деятельность учреждений дополнительного образования находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому неуклонно возрастает роль научно-методической службы.

Формулировка цели статьи. Определение роли, места и форм организации деятельности методической службы в организации дополнительного образования детей «Детская художественная школа».

Изложение основного материала. Проблему профессионального совершенствования педагога художественного профиля мы будем рассматривать через призму непрерывного художественного образования и исходить из комплексного изучения ее как дидактической и методической системы. Научное обоснование непрерывного художественного образования как целостной образовательной системы разработано в исследованиях известных ученых в области художественного образования Э. Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, В.С. Кузина, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, О.П. Радыновой, Т.В.Челышевой, С.Т. Шацкого, Б.П. Юсова, И.В. Штанько [7].

Раскрывая пути решения профессионального совершенствования и методического сопровождения педагогов в художественной школе, мы будем опираться на материалы научного исследования и научно-методические рекомендации автора статьи, разработанные для реализации в системе дополнительного художественного образования детей, которые проводились на базе муниципальной организации дополнительного образования детей «Детской художественной школы» г. Щелково Московской области [7].

В настоящее время элементом оценки качества процесса педагогической деятельности является компетентность современного педагога. Поэтому компетентность педагога художественного профиля в различных направлениях его деятельности становится ведущим стержнем развития его профессионального уровня.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает в себя систему требований к компетентности педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения. В соответствии с разработанным профессиональным стандартом педагога дополнительного образования, его квалификация может быть описана как совокупность следующих основных компетентностей:

•компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;

•компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;

•компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;

•компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;

•компетентность в организации педагогической деятельности.

Нами были выделены особенности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования художественного профиля и ее основные компоненты:

1. Организация педагогического процесса с детьми на основе психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях и влияния искусства на развитие личностных качеств детей и подростков.

2. Обеспечение педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов организации педагогического процесса на основе технологий и методов педагогики искусства.

3. Создание условий для развития творчества, самореализации, и профессиональной ориентации школьников.

4. Владение организаторскими навыками и коммуникативной культурой.

5. Анализ собственной художественно-педагогической деятельности педагога, а также эффективности обучения и художественно-творческого развития обучающихся.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога рассматривается как целостная интегральная совокупность компетенций, основанных на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и приобретённом опыте, и проявляется в практической деятельности в единстве с личностными качествами.

На основе вышеизложенного, мы разработали перечень компетентностей, на основе которых необходимо не только отслеживать уровень их сформированности, но и строить методическую работу с педагогами художественного профиля [7].

Таблица 1

Сущностные характеристики компетентности педагога художественного профиля

№ Компетентность Характеристика компетентности

1. Психолого-педагогическая компетентность Знание психологических основ воздействия искусства на ребенка в различные возрастные периоды.

2. Искусствоведческая компетентность Иметь представления о видах, жанрах, языке, средствах выразительности и художественных стилях искусства. Владеть навыками анализа художественного произведения.

3. Методическая компетентность Знания основных направлений концепции непрерывного художественного образования. Владение практическими навыками художественно-педагогической деятельности: определять и конкретизировать художественно-педагогические задачи, содержание и методы с учетом программы, условий, конкретным составом детей их интересами и художественным опытом. Умение отбирать художественную информацию и «компоновать» ее в соответствии с определенной целью, логикой и возрастом учащихся. Уметь организовать коллективную, групповую и индивидуальную продуктивную художественно-творческую деятельность с учащимися. Владение умением организации педагогического общения с уч-ся, родителями и навыками ораторского мастерства. Владение методами диагностирования и анализа художественно-педагогической деятельности и выявления уровня художественно-творческого развития учащихся.

4. Художественно-практическая компетентность Владение навыками творческой деятельности в различных видах художественной деятельности.

5. ИКТ -компетентность Владение навыками применения мультимедийной техники в учебно-воспитательном процессе. Умение извлекать и отбирать информацию из Интернет по преподаваемой дисциплине. Владение методиками создания собственного электронного дидактического материала. Создание электронной методической базы по предмету. Использование средств ИКТ для ведения текущей отчетности и своего профессионального развития.

Основной целью научно-методической работы современной организации дополнительного образования детей является обеспечение непрерывного роста профессионализма и квалификации педагогов, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности [7].

Задачами реализации данной цели являются:

• обновление содержания и форм организации научно-методической работы педагогов;

• внедрение педагогических технологий, направленных на достижение качества образования;

• повышение ИКТ-компетенции педагогов;

• использование технологий дистанционного обучения;

• реализация инклюзивного и коррекционного образования;

• применение принципиально новых форм оценки достижений, обучающихся в освоении образовательной программы;

• внедрение системы оценки качества образования и методов его измерения.

Мы определили и конкретизировали задачи научно-методической работы в Щелковской детской художественной школе (ДХШ):

• создание механизма гибкого реагирования на актуальные запросы участников образовательного процесса;

• обеспечение повышения психолого-педагогической, коммуникативной, информационной, искусствоведческой и методической компетентности преподавателей;

• внедрение в педагогическую практику дополнительных образовательных модульных программ;

• обеспечение эффективного внедрения технологий и методов педагогики искусства в процесс обучения;

• развитие навыков экспериментальной и научно-исследовательской работы у педагогов.

Научно-методическая работа детской художественной школы строится в трех направлениях: «внешняя

среда», «внутренняя среда» и «фокус на педагога».

«Внешняя среда» характеризуется особенностями работы, направленной на качественное обеспечение социального заказа, требований современного общества, конкретных программно-методических требований как Московской области, так и РФ, внедрение достижений и рекомендаций психолого-педагогических наук и достижений передового педагогического опыта.

«Внутренняя среда» предполагает целенаправленную научно-методическую работу внутри художественной школы, связанную с предупреждением и преодолением недостатков и затруднений в деятельности педагога, выявлением, обобщением и стимулированием передового педагогического опыта, приобщением коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам художественного образования.

Направление, именуемое «Фокус на педагога», предусматривает глубокую разноуровневую работу с каждым педагогом. Акцент ставится на развитие персональных профессиональных компетентностей педагога художественного профиля и его методическое сопровождение.

По-прежнему актуальны слова К.Д. Ушинского о том, что в воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания [6]. Поэтому немаловажной составляющей профессионализма педагога является развитие и саморазвитие его личностных качеств, которые характеризуются следующими позициями:

• увлеченность художественно-педагогической деятельностью;

• готовность к профессиональному самосовершенствованию,

• потребность в педагогической и творческой самореализации;

• коммуникативная культура, владение навыками саморегуляции;

• наличие нравственного стержня и.т.д. [1].

Рассмотрим структуру научно-методической деятельности Детской художественной школы г. Щелково, которая строится на следующих составляющих:

- научно-методический совет школы;

- методические объединения преподавателей;

- проблемные и творческие группы;

- школа молодого педагога;

- мастер-классы.

Деятельность научно-методического совета школы регламентируется локальным актом «Положение о научно-методическом совете», в котором раскрываются его функции. Научно-методический совет призван координировать деятельность методических объединений и других структурных подразделений методической службы; опытно-поисковую, инновационную и проектно-исследовательскую деятельности педагогов и учреждения; участие в аттестации сотрудников; проведение экспертизы дополнительных общеразвивающих и предпрофессиональных программ и учебно-методических пособий; разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам; выдвижение педагогов на профессиональные конкурсы и.т.д.

Методические объединения (МО) педагогов сформированы вокруг преподаваемых дисциплин в художественной школе: «МО педагогов живописи», «МО педагогов МХК и истории искусств», «Районная методическая секция педагогов изобразительного искусства», «Секция педагогов декоративно-прикладного творчества».

Работа в методических объединениях и творческих проблемных группах реализуется через вовлечение преподавателей художественной школы в методическую, творческую, экспериментальную и исследовательскую деятельность. Очень важно обеспечить адресность оказания образовательных услуг, опираясь на творческий профессиональный потенциал каждого педагога, учитывать его потребности, интересы, профессиональные затруднения. В связи с этим становится необходимостью разработка новой инновационной модели организации методической службы [3]. На методических мероприятиях рассматриваются вопросы использования частнопредметных методик и технологий преподавания изобразительного искусства, психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ, использования в преподавании мультимедиа технологий, обобщение передового педагогического опыта. Кроме того, используются современные интерактивные методы и формы организации методической работы и проведения семинаров, заседаний методических объединений, педагогических советов, такие как методический ринг, педагогический КВН, панельная дискуссия и.т.д. Представим некоторые из них и раскроем методику их проведения.

Методический диалог. Данная форма предполагает обсуждение определенной методической темы или проблемы выработку плана совместных действий на будущее. Методический диалог можно проводить между ведущим и участниками или между группами участников. Педагоги заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание и вопросы для обсуждения. Движущей силой диалога являются информационная осведомленность по вопросу, постановка проблемных вопросов, культура общения и активность участников. Большое значение имеет умение вести конструктивный диалог, выстраивание доказательной базы. В заключении делается вывод по теме, ставятся задачи на дальнейших изменениях в работе педагогов.

Панельная дискуссия. Данную форму методического мероприятия можно проводить в многочисленной группе, например, при проведении проблемного семинара. Участники семинара разделяются на несколько микрогрупп. Каждая группа выбирает представителя, который в процессе дискуссии будет отстаивать их позицию. Обсуждение по проблеме семинара в микрогруппе ведется 15-20 минут. После окончания обсуждения представители групп собираются в центре круга и высказывают мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники могут слушать и собственное мнение передавать в записках. Заканчивается панельная дискуссия по истечении назначенного времени или после принятия решения. После окончания дискуссии представители групп проводят критический анализ обсуждения и выносят решение. Система «дискуссия» - спор - диалог», дает возможность актуализировать проблему, найти пути ее решения и прийти к коллективному выводу [2].

Актуальной формой распространения педагогического опыта преподавателей является мастер-класс. Данная форма дает возможность пошагово с методическим комментарием представить организацию, специфику, формы, методы и технологии работы педагога по тому или иному направлению, дисциплине, разделу. В методической копилке детской художественной школы собраны видео «мастер -классы» по таким темам, как: «Волшебство графики», «Стилизация цветочных мотивов», «Народные традиции ткачества», «Глиняная игрушка», «Акварельные этюды», «Шерстяная акварель», «Технология проведения пленэров» и другие. Важно, чтобы обучающийся выступал не только объектом организуемой и управляемой деятельности, но и субъектом творческой самодеятельности [4].

Существенная роль в персональном развитии преподавателей художественной школы принадлежит конкурсам профессионального мастерства, участие в которых способствует рефлексии собственного опыта, его ценности на уровне современного развития дисциплины (предмета, направленности), осознанию

педагогических затруднений и проблем, создает условия для инновационного поиска и решения этих проблем. По мнению ученых, профессиональная рефлексия педагога рассматривается как основа повышения его педагогического мастерства [5].

Индивидуальная исследовательская работа преподавателя, как известно, отражает уровень его педагогического творчества. Результаты исследовательской работы и обобщение ценного педагогического опыта под руководством методической службы оформляются преподавателями ДХШ в виде публикаций. В рамках распространения педагогического опыта в сборниках художественной школы «Педагог-художник» публикуются методические рекомендации, методические разработки, учебные программы, тезисы докладов.

Традиционной формой профессиональной самореализации является индивидуальная выставочная деятельность преподавателей Детской художественной школы, которая дает возможность показать личность педагога художника в его творческой деятельности.

Важным показателем открытости организованной методической работы в ДХШ является ее презентация на сайте учреждения. Раздел «Методическая служба» содержит не только методические рекомендации, публикации по разным направлениям деятельности, но и дает возможность педагогам демонстрировать собственный опыт через помещение на сайт видео уроков, видео «мастер - классов», собственных мультимедиа пособий.

Таким образом, в детской художественной школе создана и успешно функционирует научно-методическая служба, которая дает возможность педагогам совершенствовать свой уровень профессионализма через активное участие в системе непрерывного педагогического образования: на уровне ДХШ - начинающий педагог, педагог-профессионал, педагог-исследователь.

С 2014 г. детская художественная школа является областным ресурсным центром для педагогов художественного профиля Московской области. Ведущей научно-методической темой, которая разрабатывается под руководством кафедры дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО Академии социального управления «Научно-образовательный потенциал педагогики искусства в развитии дополнительного художественного образования Московской области». На базе ДХШ ежегодно организуется постояннодействующий региональный семинар «Воспитание искусством» и мастер-классы для педагогов учреждений дополнительного образования детей Московской области. Площадка школы стала стажировочным полигоном для педагогов дополнительного образования художественного профиля, на котором апробируются инновационные технологии, отрабатываются авторские методики, проводится консультирование «педагогами- профессионалами».

Выводы. Организация методической службы и методическое сопровождение педагогов художественного профиля в современном учреждении дополнительного образования (ХЭП) является актуальной научно-методической проблемой и требует ее дальнейшей разработки в условиях модернизирующейся системы дополнительного образования детей.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: «АСТ», 2009. - 672 с.

2. Исаенко В.П., Штанько И.В. Особенности организации процесса обучения педагогов дополнительного образования художественного профиля на основе индивидуальных траекторий // Человеческий капитал. - 2012. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Романова Г.А. Об организации системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - № 2. - с. 404-411.

4. Романова Г.А. Проблемы социализации детей и подростков в каникулярный период. - LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken, Germany, 2014. - 113 с.

5. Романова Г.А. Развитие профессиональной рефлексии учителя как основа повышения его педагогического мастерства: Дисс. на соиск.учен. степени канд. пед. наук, Институт повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области. - Москва, 2002. - 183 с.

6. Ушинский К.Д. Собр. соч., т.2. - М. - Л., 1948. - С 63-64.

7. Штанько И.В. Индивидуальная образовательная траектория как средство непрерывного повышения квалификации педагога дополнительного образования художественно-эстетического профиля: Диссертация ... кандидата педагогических наук. - Москва, 2012. - 228 с.

Педагогика

УДК 011

кандидат педагогических наук, доцент Штратникова Алина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТАБИБЛИОГРАФИИ КАК ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

Аннотация. В настоящей статье охарактеризованы основные проблемы и перспективы развития электронной библиографии библиографии - метабиблиографии, не только как информационно-библиографической отрасли деятельности, но и как перспективной учебной дисциплины способной совершенствовать информационно-коммуникативную культуру студента. По мнению автора, накопленный к данному моменту теоретический и методический опыт дает возможность данной области библиографического знания выразиться в самостоятельную учебную дисциплину - метабиблиографию. Сформированный богатый инструментарий метабиблиографии как практической деятельности, будет способствовать введению в педагогический процесс эффективного «знания» и «умения» организации и осуществления информационно-справочной работы, моделированию информационного пространства и разысканию информации. Данная дисциплина будет способна подготовить конкурентоспособных библиографов для современного информационного рынка.

Ключевые слова: библиография библиографии, метабиблиография, библиографоведение, библиографические указатели, электронные каталоги, базы данных.

Annotation. In this article, the main problems and perspectives of the development of the electronic bibliography of bibliography - the metabibliography, are described, not only as an information and bibliographic branch of activity, but also as a promising academic discipline. In the author's opinion, the theoretical and methodological experience accumulated to this moment makes it possible for this area of bibliographic knowledge to be expressed in an independent educational discipline - the metabibliography. Formed a rich tool for the metabibliography as a practical activity, it will facilitate the introduction into the pedagogical process of effective "knowledge" and "skill" of organizing and implementing information and reference work, modeling the information space and finding information. This discipline will be able to prepare competitive bibliographers for the modern information market.

Keywords: bibliography of bibliography, metabibliography, bibliography, bibliographic indexes, electronic catalogs, databases.

Введение. В настоящее время наблюдается спад научного и практического интереса к библиографии библиографии, не смотря на то, что она уже вышла за пределы библиотечного дела. Одной из причин выступает стремительно растущая компьютеризация информационных процессов, обусловившая новые технологии сбора, обработки, поиска и распространения библиографической информации, следствием чего явилось значительное сокращение числа издаваемых в стране библиографических пособий второй степени. Тем не менее, в нынешних условиях роль и значение библиографической продукции в удовлетворении общественных потребностей в информации не исчерпана. В связи с чем, мы считаем важным продолжать исследовать роль и значение библиографии библиографии в новой, современной информационной ситуации, когда особенно востребована информационно-коммуникативная культура, в целях выявления перспектив ее дальнейшего развития и совершенствования не только в практике, науке, но и в педагогике высшей школы.

Изложение основного материала статьи. Как отмечают современники, сегодня вузовское преподавание библиографических дисциплин, несмотря на «перерождение» достигло больших успехов. Усилия первых советских преподавателей библиографоведения, таких, как: Боднарский Б.С., Брискман М.А., Гастфер М.П., Здобнов Н.В., Левин Л.А., Рыскин Е.И., Симон К.Р., Троповский Л.Н., Шамурин Е.И., Эйхенгольц А.Д., приемниками которых стали: Беспалов М.Н., Беспалова Э.К., Зубов Ю.С., Коршунов О.П., Лауфер Ю.М., Моргенштерн И.Г., Николаев В.А., Новоженова Т.А., Сляднева Н.А., Трубников С.А., Фокеев В.А., были разработаны азы и основы библиографии и библиографоведческих дисциплин. Перечисленные авторы не просто смогли отразить развитие содержания и методики вузовского преподавания библиографии, а сформировали методологию науки, вывели ее совершенно на иной уровень развития, однако сегодня данная отрасль знания испытывает определенный кризис (1, 5).

В современных условиях, всеобщей переориентации системы вузовского библиотечно -информационного образования библиографоведческие дисциплины также переживают трансформацию, что в первую очередь зависит от развития и переориентации самой библиографии как отрасли деятельности. Нас в данном вопросе интересует проблема преподавания отраслевой библиографии в вузе, в частности, передача опыта в области метабиблиографии или как традиционно ее принято называть - библиографии библиографии в целях формирования информационно-коммуникативной культуры студента.

Значимость данного знания в образовательной практике сегодня неоднозначна, библиография библиографии фрагментарно изучается в системе высшей школы, в рамках дисциплины - «Библиография». Поверхностный анализ терминосистемы самой библиографии библиографии показывает, что только один раз ее главный термин - «библиография библиографии» был закреплен в государственном стандарте на библиографическую терминологию, тем не менее в практике составления пособий библиографии библиографии, даже, во многих их названиях, он соблюдался достаточно редко, чаще ее называют «библиографией второй степени», а совсем недавно - метабиблиографией (4). Однако хотелось бы отметить, что к настоящему моменту уже сформирована ее целостная теория, что также может являться фундаментом для исследования современного развития всей библиографической практики. В частности, теоретические взгляды ученых, например Т.А. Новоженовой и А.В. Кухтиной, на функционально-типологическую и содержательную структуру библиографии библиографии, систему ее пособий, методические приемы их подготовки, сферы их применения могут послужить основой оптимальных моделей структуры системы пособий библиографии библиографии и их оптимальных методик как эффективного средства информационного обеспечения потребностей современного общества и справочно-библиографического обслуживания пользователей (6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.