Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования'

Профессиональная ориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / STUDENTS WITH DISABILITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравчук Андрей Александрович, Романова Галина Александровна

В статье обоснованы потенциальные возможности учреждений дополнительного образования детей в осуществлении профориентационной работы; рассмотрены проблемы профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравчук Андрей Александрович, Романова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional orientation of students with disabilities in institutions of additional education

The article substantiates the potential of institutions of additional education of children in the implementation of career guidance work; the problems of vocational guidance of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования»

Педагогика

УДК 37

педагог дополнительного образования Кравчук Андрей Александрович

ГБОУ Школа «Содружество» (г. Москва);

доцент кафедры педагогики Романова Галина Александровна

ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обоснованы потенциальные возможности учреждений дополнительного образования детей в осуществлении профориентационной работы; рассмотрены проблемы профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дополнительное образование детей; социокультурная компетентность; профессиональная ориентация обучающихся; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; профессиональное самоопределение; общение.

Annotation. The article substantiates the potential of institutions of additional education of children in the implementation of career guidance work; the problems of vocational guidance of children with disabilities.

Keywords: additional education of children; sociocultural competence; professional orientation of students; students with disabilities; professional self-determination; communication.

Введение. Одним из основных этапом в жизни каждого человека является выбор профессии. Зачастую этот выбор определяет судьбу человека. В связи с этим профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация - крайне важный и сложный процесс, особенно для обучающихся, имеющих ОВЗ и /или инвалидность.

Формулировка цели статьи. Обоснование ресурсов системы дополнительного образования в профессиональном самоопределении и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования сегодня является создание безбарьерной среды для получения образования любого уровня и направленности всех категорий обучающихся, в том числе и обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, в соответствии с их способностями и возможностями. Такой подход к организации образовательной деятельности обязателен и для системы дополнительного образования.

Качество современного дополнительного образования во многом определяется его соответствием потребностям и интересам растущей личности, ориентацией не только на развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование индивидуальности, но и обеспечение успешной адаптации и самореализации каждого человека в условиях социального многообразия.

Отклонения в развитии ребенка почти всегда провоцируют его выпадение из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, нарушают процесс самоанализа и самооценки, вызывают деформацию социальных связей. В соответствии с этим фактором успешной социализации и гармоничного развития личностных характеристик, обеспечивающих устойчивость к девиациям, на наш взгляд, является именно инклюзивное образование обучающихся. В данном контексте возможно говорить не только о девиациях поведения детей с ОВЗ, но и вероятности нарушений поведения представителями социальной группы, в которую они включаются.

Адаптация предполагает готовность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей, сформированное чувство собственной ценности.

Профессиональная деятельность, работа играет важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, оказывая большое влияние на их эмоциональное состояние и физическое самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление о себе, усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все сферы человеческой жизнедеятельности, на общее качество жизни. Поэтому так важно для подростка с ОВЗ сделать правильный выбор.

Выбор будущей профессии есть результат учета достаточно большого числа факторов, в том числе и способности к эффективному общению со всеми субъектами деятельности. Успешное профессиональное самоопределение для людей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, так как неправильные установки в данной области для молодых людей с инвалидностью могут привести к депривации, социальной дезадаптации, усилению влияния физических нарушений, ухудшению здоровья. Педагогу дополнительного образования важно знать особенности личности, её предрасположенность к реагированию на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей и создавать ситуации успешности для каждого ребенка. Большое значение имеет обобщение опыта образовательных организаций, а также отдельных педагогов, успешно реализующих программы инклюзивного образования и социализации детей и подростков [3].

Очень важное значение для обучающегося с ОВЗ имеет осведомленность о реальной ситуации трудовой деятельности в выбранной профессии, критериях пригодности и заработной плате. Такая осведомленность может помочь заранее подготовить подростков с ОВЗ, поскольку зачастую в момент обучения (в высшем или среднем профессиональном учебном заведении) он не всегда имеет адекватное представление о современном рынке труда, что в дальнейшем может помешать ему реализоваться в выбранной специальности. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать свое развитие (профессиональное, жизненное и личностное).

Молодой человек, принимающий решение о выборе профессии, должен обладать способностью управлять определенными процессами, в том числе эмоциональной, интеллектуальной сферами, уметь оценивать имеющиеся варианты выбора с учетом их трудностей для себя, ожидаемых результатов и т.д. Для людей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих в связи с этим некоторые ограничения своих

профессиональных возможностей, это решение является наиболее трудным. Данное обстоятельство сужает, усложняет выбор профессии для лиц с ОВЗ и вносит в него элементы драматизма, которые часто проявляются в противоречии между собственными интересами, притязаниями субъекта выбора профессии и теми ограничениями, которые налагает на него медицинский диагноз. Выбор профессии для детей с ОВЗ становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, что сопровождается рядом вызовов и рисков [2].

В связи с этим для реализации проблемы принятия решения от человека требуется ряд качеств, умений и знаний. К наиболее важным следует отнести умение ставить цель выбора профессии, адекватно оценивать себя в будущей профессии, способность логически мыслить, регулировать волевую, эмоциональную сферы, знать свои индивидуальные особенности, черты характера, уметь составлять жизненный и профессиональный планы, обладать качествами самоактуализирующейся личности. Следовательно, важную роль в профессиональном самоопределении как сложном диалектическом процессе формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде и себе в ней, развития и самореализации личностных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных планов и намерений, формирования образа себя как профессионала, будет играть социокультурная компетентность. Социокультурная компетентность обеспечивает человеку активную позицию в социально значимой индивидуальной и совместной деятельности; проявляется в способности, готовности и мотивированности субъектов к эффективному взаимодействию с другими людьми и группами в условиях инклюзивной социально-образовательной среды, в условиях постоянного изменения данной социокультурной среды инициирует адаптационные механизмы ее субъектов. Способность эффективно взаимодействовать с другими людьми и группами в поликультурном пространстве социально значимой деятельности, то есть быть полезным, значимым, успешным в реализации задач группы и своих собственных потребностей и интересов.

Необходимо учитывать, что количество людей с ограниченными возможностями здоровья от года к году увеличивается, а потребности рынка, формирующего образовательный заказ, быстро меняются. Данный факт придает проблеме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашего времени особую актуальность и требует поиска ее решения в концептуальном и методическом планах.

Мы считаем, что для людей с ОВЗ востребованными и посильными могут быть профессии таких отраслей как агропромышленное^, предпринимательство, жилищно-коммунальное хозяйство, социокультурный комплекс, сфера обслуживания, наука, образование и педагогика.

В структуре нашего общества число лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, по оценкам экспертов ООН составляет 10 % от общей численности населения. Во всем мире наблюдается неуклонный рост числа лиц, ставших инвалидами в силу целого ряда экономических, социальных, демографических причин. В России ежегодно инвалидами признаются около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.

В настоящее время в Российской Федерации проживает 1,6 миллиона детей-инвалидов. Этим детям необходимо создание специальных условий для получения образования, осуществления трудовой деятельности и социализации в целом. Специальные условия - это необходимые условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг, приспособлений, технологий, способов, методов, программ, учебников, пособий и других средств, обеспечивающих реализацию их конституционных прав и свобод, помогающих осуществить профессиональную самоориентацию.

Профессиональная ориентация представляет собой систему различных форм индивидуальной и групповой работы, включая мероприятия, организационно-деятельностные игры, тренинги, консультации, направленные в конечном итоге на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда.

Профориентация - это сложный, противоречивый и длительный процесс, который начинается в дошкольном возрасте и продолжается до момента сознательного выбора профессии в юности, что подчеркивает значимость учреждений дополнительного образования как одного из ресурсов успешного профессионального самоопределения.

Для начала рассмотрим этапы профориентации в общем виде.

На первом этапе:

-формируются установки на труд и позитивное отношение к труду;

- развиваются общетрудовые и предпрофессиональные качества и навыки;

- формируются базовые ценности, нормы и правила профессионального поведения;

- формируется адекватная самоидентификация, адекватный уровень притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору.

Данный этап начинается, по мнению большинства ученых, в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть, когда у ребенка завершается процесс развития рефлексии.

Второй этап является диагностическим, включающим в себя задачу по выявлению индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и профессиональной деятельности с учетом характера его заболевания.

Третий этап - формирующий, на котором происходит:

- развитие установок и мотиваций к рекомендуемым с медицинской точки зрения видам трудовой деятельности;

- развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности;

- смягчение и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей (что требует совместных усилий родителей, воспитателей, психологов и других специалистов; проявление особого такта в беседах, затрагивающих эту, порой болезненную для ребенка, тему);

- содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.

Наряду с этапами целесообразно выделить также и подходы к профориентации, в рамках которых предполагается поэтапное решение ее задач. Эти методы выбираются в зависимости от условий и особенностей контингента.

Выделяют следующие подходы к профориентации: социализирующий, личностно-ориентированный, справочно-просветительский, текстологический, «глубинный» психологический или психоаналитический, гуманистический, организационно-управленческий, рационалистический, воспитательный, подход «частичных услуг», активизирующий [1].

Для эффективной профориентационной работы необходимо учитывать не только возраст ребенка и особенности его здоровья, но и форму отношений с родителями и их мнение относительно выбора профессии их детьми. Надо признать, что в России на данный момент система профориентационной работы с инвалидами находится на стадии формирования.

Модель реализации профориентацией работы с детьми с ОВЗ должна представлять, по-нашему мнению, тесное взаимодействие следующих структур: «Школа - Учреждение дополнительного образования - ВУЗ (СУЗ) - Предприятие».

Каждый из партнеров должен быть заинтересован в участии в подобном проекте, потому что в этом случае вузы получат мотивированных абитуриентов, а профильные организации - квалифицированных специалистов. Еще одна важная особенность подобного проекта - учет умений, которые будут востребованы работодателями через 6-8 лет, когда выпускники завершат обучение в вузах и придут в выбранные ими секторы экономики.

В современной социокультурной ситуации дополнительное образование рассматривается как система, реализующая возможность адаптировать детей, в том числе с ОВЗ, к различным отношениям, предлагать многообразие образовательных услуг, которые позволят создать условия для личностного, профессионального и творческого развития подростков, развить способность, готовность и мотивированность к эффективному взаимодействию с другими людьми и группами в условиях инклюзивной социально-образовательной среды [4].

Отметим, что в последние 10 лет система дополнительного образования приобрела ряд качественных характеристик, которые определяют ее социальную значимость. В числе основных можно назвать личностную ориентацию образовательного процесса, профильность, практическую направленность, профессиональную ориентацию, а также разнообразие содержания, форм и методов обучения.

Отечественная педагогика дополнительного образования уделяла и уделяет огромное внимание профессиональной ориентации в плане организации трудового воспитания, самодеятельности, сознательности и активности молодых людей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Профориентация в центрах детского технического творчества связана не только с развитием творческого мышления, она обеспечивает осознанность выбора будущей профессии, социализацию и социальную адаптацию развивающейся личности в условиях поликультурного социума группы; здесь развивается социокультурная компетентность как способность личности принимать групповые нормы, следовать им и при этом сохранять свою индивидуальность, адаптироваться к реалиям современного мультимира [5].

Одним из направлений деятельности учреждений дополнительного образования является техническое. В работе со своими учениками, в том числе с ОВЗ, активно применяются аддитивные технологии, станки лазерной и фрезерной резки с числовым программным управлением, используется формат Fab Lab.

Fab Lab - это небольшой мастерская, где можно сделать прототип собственного проекта. В основу нашей мастерской заложена модель лабораторий, созданных впервые в Массачусетском Техническом Институте, и затем распространившихся по всему миру.

Суть проекта заключается в создании материально технической базы коллективного пользования. Основная цель проекта - предоставить детям возможность творить, применяя современные технологии цифрового производства, а также сделать техническое творчество доступным для каждого.

Мы считаем, что давая возможность детям и подросткам работать на современном оборудовании, в том числе, использующемся на производственных предприятиях нашей страны, можно помочь им грамотно выбрать свой дальнейший профессиональный путь, что особенно важно для ребят с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы. Профориентация позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в современное общество, найти в нем применение для себя. Основная задача профориентационной работы - подобрать для людей с особыми потребностями такую работу, которая будет совпадать с их способностями и умениями, а также будет востребована на рынке труда.

В связи с этим, не только развитие интересов и способностей, реализация потребностей растущей личности, но и подготовка к сознательному выбору профессии обучающимися составляет суть функционирования учреждений системы дополнительного образования детей.

Литература:

1. Панина С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — M.: Издательство Юрайт, 2014. — 312 с.

2. Петренко А.И., Романова Г.А. Инклюзивное образование: анализ рисков и путей их преодоления // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Выпуск 54, Часть 3. - с. 174-180.

3. Романова Г.А. О проблемах социализации детей с особыми потребностями в условиях оздоровительного лагеря // Наука и образование в XXI веке: теория, практика, инновации: Сборник науч. трудов по мат. Межд. научно-практ. конф.2 июня 2014 г. В 4 частях. Ч. IV.M.: АР-Консалт, 2014. - с. 38-40.

4. Романова Г.А. Развитие социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивного образования как социально-педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. XI-c. 175-181.

5. Романова, Г.А. Развитие социокультурной компетентности студентов в условиях интеракции // Инициативы XXI века. - № 4. - 2015. - с. 102-105.

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук Крайнева Екатерина Анатольевна

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора

H. Е. Жуковского и Ю. А.Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (г. Сызрань); кандидат педагогических наук Тараканов Алексей Валерьевич

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Сызрань); начальник расчета-инструктор Савин Алексей Сергеевич

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора

H. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (г. Воронеж)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и роль информационно-коммуникационных технологий в системе современной подготовки будущих специалистов. В работе использовались такие методы исследования как системный анализ, обобщение, моделирование. В статье выявлены проблемы информатизации российской высшей школы, такие как отсутствие единой методологии внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, недостаточный уровень скоординированное™ в работе образовательных учреждений по формированию единой базы программного обеспечения, недостаточная подготовка профессорско-педагогического состава. Определены основные направления интенсификации информатизации высшего образования. Показана роль использования электронных мультимедийных образовательных комплексов.

Материалы статьи могут быть использованы для оптимизации учебного процесса образовательных учреждений высшего образования и в исследованиях, посвященных информатизации образования.

Ключевые слова: информатизация, информационно-коммуникационные технологии, система подготовки, электронный учебник, мультимедиа, дистанционное обучение, электронное обучение.

Annotation. The article discusses the possibilities and role of information and communication technologies in the system of modern training of future professionals. The work uses such research methods as system analysis, generalization, modeling. The article reveals the problems of informatization the Russian higher school, such as the lack of a unified methodology for the introduction of new information and communication technologies in the educational process, the insufficient level of coordination in the work of educational institutions to form a unified database of software, insufficient training of the teaching staff. The main directions of intensification of informatization of higher education are defined. The role of using electronic multimedia educational complexes is shown.

The materials of the article can be used to optimize the educational process of higher education institutions and in studies on informatization of education.

Keywords: informatization, information and communication technologies, training system, electronic textbook, multimedia, distance learning, e-learning.

Введение. В современном информационном обществе стремительный процесс информатизации затронул все сферы его деятельности без исключения, результатом чего стала значительная модернизация техники и технологий, и как следствие, потребность в кадрах, обладающих не только знаниями и умениями в обрасти информационных технологий, не только владением конкретным видом компьютеризированных технических средств, но и обладающих высоким уровнем готовности использования новых информационных технологий в реализации своих профессиональных функций. Поэтому актуальность реструктуризации системы подготовки будущих высококвалифицированных специалистов как в содержательном, так и в технологическом плане очевидна.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 г. №149-ФЗ (от 13.07.2015г.) информатизация трактуется как организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, позволяющий создать благоприятные условия для удовлетворения информационной потребности личности и социальных институтов на основе формирования и использования информационных ресурсов [10]. Иными словами, под процессом информатизации следует понимать внедрение в практическую деятельность методов и средств получения, хранения, обработки и передачи информации с использованием средств компьютерной техники и телекоммуникации, в котором предполагается комплексное использование приобретенных знаний для формирования баз данных и знаний в интересах дальнейшего развития общества.

Последствием информатизации является нарастающее применение информационных ресурсов в различных сферах профессиональной деятельности, что влечет за собой изменения в ее организации и технологии. Поэтому важной задачей системы образования является поиск путей и средств для достижения достаточного уровня информационного оснащения обучаемого при решении профессиональных задач.

Информационная ориентация системы образования актуальна в связи с тем, что у современного специалиста необходимо сформировать готовность к самостоятельной профессиональной деятельности и ее организации, которая происходит в информационном обществе.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования информатизация должна рассматриваться как изменение методов и содержания профессиональной подготовки будущих специалистов, согласно инновационным маршрутам.

Информатизация может быть реализована за счет собственных ресурсов, и построена на основе выработанной концепции, так называемая - управляемая информатизация, или осуществляться по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.