Научная статья на тему 'Организация профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью, имеющими потенциальную возможность обучаться по программам вуза'

Организация профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью, имеющими потенциальную возможность обучаться по программам вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / CAREER GUIDANCE / АБИТУРИЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / STUDENTS WITH DISABILITIES / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗА / THE CURRICULUM OF THE UNIVERSITY / ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / THE CENTER FOR PROFESSIONAL ORIENTATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батчаева Зумат Сулеймановна

В статье рассмотрены вопросы организации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью, имеющими потенциальную возможность обучаться по программам вуза. Определены этапы реализации и порядок мероприятий, направленных на организацию профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батчаева Зумат Сулеймановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of professional guidance work with students with disabilities that have the potential to study at a university

The article deals the questions of organization of professional orientation work with students with disabilities that have the potential to study at a university. The stages of implementation and the procedure of measures aimed at organization of vocational guidance work with applicants with disabilities are defined.

Текст научной работы на тему «Организация профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью, имеющими потенциальную возможность обучаться по программам вуза»

Педагогика

УДК: 378

старший преподаватель кафедры живописи и методики

преподавания изобразительного искусства Батчаева Зумат Сулеймановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С АБИТУРИЕНТАМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ИМЕЮЩИМИ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБУЧАТЬСЯ ПО

ПРОГРАММАМ ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью, имеющими потенциальную возможность обучаться по программам вуза. Определены этапы реализации и порядок мероприятий, направленных на организацию профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью.

Ключевые слова: профориентационная работа, абитуриенты с инвалидностью, учебные программы вуза, центр профессиональной ориентации, адаптация.

Annotation. The article deals the questions of organization of professional orientation work with students with disabilities that have the potential to study at a university. The stages of implementation and the procedure of measures aimed at organization of vocational guidance work with applicants with disabilities are defined.

Keywords: career guidance, students with disabilities, the curriculum of the university, the center for professional orientation, adaptation.

Введение. Реализации прав инвалидов на получение полноценного высшего образования является одним из успешных и эффективных способов повышения социального статуса и социального самочувствия для данной категории граждан. Актуальность и необходимость пристального изучения проблемы социального сопровождения людей с инвалидностью в образовательной среде со всей очевидностью диктуется преобразованиями, которые происходят в настоящее время в российской системе образования. Данные преобразования реализуются в виде новой модели отношения общества к людям с инвалидностью и в стремлении проявить их личностный и профессиональный потенциал в максимально полной мере.

При анализе и обобщении регионального опыта осуществления профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования выявлены типичные затруднения, которые возникают в практике образовательных организаций при осуществлении профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования:

- отсутствие системы профориентационной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, ориентирующей на выбор профессий;

- неоднородность групп лиц, выделяемых по принципу ОВЗ, характеризуемых специфическими особенностями развития;

- отсутствие или недостаток специальных условий, необходимых для проведения профориентационной работы и обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- стереотипность выбора профессий и специальностей лицами с ОВЗ и инвалидностью ориентируемого общественным сознанием, культивируемого современными средствами массовой информации;

- разрозненность деятельности ПМПК, БЮРО МСЭК, ПМСС-Центров, образовательных организаций, в том числе реализующих адаптированные образовательные программы в области профессионального консультирования и профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ;

- недостаточное взаимодействие с региональными предприятиями-партнёрами, общественными организациями (родителей, инвалидов, волонтеров и др.) по вопросам выбора профессий и специальностей среднего профессионального образования;

- недостаточная профессиональная компетентность педагогов в сфере профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Описанные затруднения, которые возникают в практике организации и осуществления профориентационной работы с детьми с ОВЗ в системе высшего образования, учтены при разработке проекта профориентационной для работы профессиональных образовательных организаций с детьми с ОВЗ, ориентирующей на выбор профессий и специальностей высшего профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Разработка и реализация модели профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью и ОВЗ, включающей профессиональную ориентацию потенциальных абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, просветительскую работу с семьей, информационную работу с общеобразовательными организациями, информационную работу с профессиональными образовательными организациями субъекта, информационную работу с потенциальными работодателями. Накопление опыта осуществления ресурсной и координирующей деятельности по реализации, развития и распространению инновационной образовательной практики инклюзивного профессионального образования, поддержки региональной системы инклюзивного профессионального образования в направлении профориентационной работы, профессионального сопровождения и консультирования студентов, в том числе лиц с ограниченными возможностью здоровья и (или) инвалидностью.

Нормативно-правовая база:

• Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года;

• Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

• Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

• Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1;

• Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденный приказом Министерства образования и науки [2];

• Методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденные приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 515 (устанавливающие перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности) [2];

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн "Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса"[2];

• Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья вуза.

Разработанная модель соответствует следующим требованиям к созданию и функционирования: Конвенции ООН «О правах инвалидов», Государственной политике социальной защиты лиц с ОВЗ и инвалидностью, результатам изучения регионального опыта проведения профориентационной работы, учета социально - экономических условий региона и потребностей регионального рынка труда особым образовательным потребностям лиц с инвалидностью и ОВЗ, системному подходу к социально-трудовой адаптации лиц с инвалидностью и ОВЗ, беспрепятственному доступу к информации о лицах с инвалидностью и ОВЗ и специальным условиям с учетом особых образовательных потребностей лиц данной категории [2];

Этапы реализации и порядок мероприятий:

• создание системы профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью, по инициативе органов исполнительной власти, для привлечения их в вуз;

• разработка дорожной карты мероприятий, направленных на создание и эффективное функционирование системы профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью;

• создание и актуализация регионального банка типовых нормативно-правовых документов и методических рекомендаций по вопросам организации и осуществления профориентационной работы и последующего обучения в вузе лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья;

• создание Центра профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе;

• координация деятельности административной структуры центра профориентации внутри профессиональной образовательной организации;

• разработка и заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнёрами: школы, обучающие детей с ОВЗ и (или) инвалидностью; профессиональные образовательные организации региона; общественные родительские организации; общественные организации лиц с инвалидностью; возможными работодателями и др.;

• разработка механизмов взаимодействия вуза с предприятиями-партнерами, общественными организациями региона в вопросе организации и осуществления профориентационной работы среди лиц с инвалидностью и с ОВЗ;

• создание банка данных о лицах с инвалидностью и с ОВЗ, обучающихся в школах и образовательных организациях СПО, расположенных на территории региона для осуществления с ними профориентационной работы;

• изучение потребности инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья в услугах по профессиональному образованию и обучению в разрезе профессий и специальностей, программ дополнительного профессионального образования с привлечением общественных организаций инвалидов;

• создание специальных условий с учетом особых образовательных потребностей всех типов нозологий: оснащение оборудованием с учетом количества и типов нозологии; кадровое и учебно-методическое обеспечение;

• адаптация официального сайта профессиональной образовательной организации к потребностям различных нозологических групп абитуриентов;

• организация работы «горячей линии» по вопросам профориентации, профдиагностики, профконсультирования и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• прогнозирование текущей и перспективной потребности в кадрах в соответствии с собранными данными о потребностях работодателей и социально-экономическими условиями региона, макроэкономическими тенденциями; позиционирование на образовательном рынке региона новых возможностей профессиональных образовательных организаций и перспектив ее развития. Видами деятельности могут быть участие в выставках, привлечение СМИ, разработка и распространение рекламной продукции и др.

Органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают правоустанавливающий документ, регламентирующий создание Центра профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью на базе вуза. Органы исполнительной власти и учебного заведения создают и актуализируют региональный банк типовых нормативно-правовых документов и методических рекомендаций по вопросам организации и осуществления профориентационной работы и последующего обучения в профессиональных образовательных организациях лиц с инвалидностью и с ОВЗ.

Учебное заведение разрабатывает дорожную карту мероприятий, направленных на создание и эффективное функционирование системы профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.

На основании типовых нормативно-правовых документов и дорожной карты на базе учебного заведения создается Центр профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью. Вуз разрабатывает и заключает договора о сотрудничестве с социальными партнёрами, взаимодействуют с другими профессиональными образовательными организациями субъекта, с предприятиями-партнерами, общественными организациями

региона по вопросам организации и осуществления профориентационной работы среди лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.

Центр профессиональной ориентации создает банк лиц с инвалидностью и с ОВЗ, обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории вуза для осуществления с ними профориентационной работы и изучает их потребности в услугах по профессиональному образованию и обучению в разрезе профессий и специальностей, программ дополнительного профессионального образования с привлечением общественных организаций инвалидов.

Оказание психологической, правовой и просветительской консультативной видов деятельности для родителей (законных представителей) поступающих и обучающихся в вузе, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью, тем самым обеспечивая поддержку региональной системе инклюзивного профессионального образования [1].

Разработка методических основ по профориентации, профессионального сопровождения и консультирования в профессиональной образовательной организации для должностных лиц, педагогических работников системы высшего образования, участвующих в реализации образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью. Центр дополнительного профессионального образования вуза призван решать вопросы повышения квалификации педагогического коллектива, обучающихся, в том числе по вопросам организации и осуществления профориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональная деятельность является важнейшей для подавляющего большинства людей современности. Она совершенно необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом на различных его уровнях, включая мировое сообщество, человечество.

Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.

Основной структурной единицей моделиль профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ориентирующей на выбор профессий и направлений высшего образования является Центр профориентационной работы. Организационная структура профориентационной работы основана на ресурсах образовательной организации и включает следующие компоненты: материально-техническое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение.

Профориентационная работа с лицами с ОВЗ и инвалидностью осуществляется по следующим направлениям:

• профпросвещение,

• профдиагностика,

• профконсультирование,

• профподбор/профотбор,

• профессиональная адаптация.

Выводы. Таким образом, в процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья. Не менее важным для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния оптанта, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа.

Литература:

1. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 8.04.2017

2. Федеральный Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

3. Шафранов-Куцев Г.Ф., Толстогузов С.Н. Профариентационные практики вуза. - М., 2014

Педагогика

УДК 164.1:130.22 - 057.875

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии Белкин Алексей Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» (г. Саранск);

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Чашина Жанна Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» (г. Саранск)

РОЛЬ ЛОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТА

Аннотация. Статья посвящена актуальной в условиях современной системы образования проблеме применения новых технологий обучения. Предметом исследования выступает использование логического моделирования, в частности при изучении такой междисциплинарной области как биоэтика. Целью является анализ методики двухканальной передачи информации с помощью логического моделирования, способствующей формированию познавательных способностей в связи с формированием информационной образовательной среды, увеличением и усложнением информации, которую необходимо освоить студенту вуза.

Ключевые слова: образовательные технологии, логическое моделирование, логико-смысловая модель, междисциплинарное знание, познание, познавательные способности, эксперимент.

Annotation. The article considers application of new teaching technologies that are relevant in the current system of higher education. The subject of the study is the use of logical modeling in studying such an interdisciplinary field as bioethics, in particular. The goal is to analyze a technique for two-channel information transfer with the help of logical modeling. It will contribute to the formation of cognitive abilities in connection with information educational environment development, information increasing and complicating that university students need to master.

Keywords: educational technologie, logical modeling, logical-semantic model, interdisciplinary knowledge, cognition, cognitive abilities, experiment.

Введение. В условиях формирования информационной образовательной среды, развития дистанционных методов обучения студенту современного вуза приходится сталкиваться с постоянно увеличивающимся объёмом информации, который ему необходимо освоить. В этих условиях и для преподавателя, и для студента важной проблемой становится систематизация знания. Под понятием «систематизация знания» мы имеем в виду поиск наиболее нужных в процессе обучения и отсев нерелевантных данных. Особенно серьезно эта проблема ощущается при изучении тех предметов, в рамках которых пересекаются и взаимодействуют различные дисциплинарные поля.

Ярким примером такой области знаний является биоэтика, которая оперирует большими массивами информации из сферы как естественных, так и социогуманитарных наук. Эффективное усвоение студентами такого рода знаний как раз и предполагает умение систематизировать их, выявляя при этом совместимость и потенциальные конфликты (противоречия). А систематизация, в свою очередь, формирует навыки отбора релевантного знания и умения определять логико-смысловые связи между его различными элементами.

Нельзя, конечно, сказать, что эта проблема не привлекала внимания философов и учёных. Различные подходы к её решению сформировались еще на этапе классической философии. В частности, И. Кант обосновал идею ограниченности человеческого разума. По мнению философа, при попытке выйти за пределы теоретического разума наш рассудок неминуемо впадает в антиномии. В XX в. неопозитивизм попытался решить проблему логических противоречий при помощи всестороннего осмысления знаково-символических средств процесса мышления. В центре его внимания находились исследования, обусловленные проблематикой изучения индуктивно-логических методов познания. Структурализм, герменевтика, постструктурализм также пытались выявить и осмыслить противоречия, возникающие в процессе познания.

Разрешение вопроса о противоречивости знания в педагогике неизбежно выводит исследователей на общегносеологическую проблему об уяснении природы и возможности познания объективного мира. Знание (особенно в рамках педагогического процесса) есть раскрытие для сознания обучающего содержания предмета. Проблема предмета, следовательно, есть не что иное, как проблема отношения между знанием и реальностью, что отображено в логической природе умозаключения.

Формулировка цели статьи. В данной работе для решения гносеологических проблем в контексте процесса обучения предлагается применение методики двухканальной передачи информации с помощью логического моделирования способствующего, на наш взгляд, более эффективному усвоению объективного знания на рациональном уровне.

Изложение основного материала статьи. Анализ одной из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем образования - усвоение и применение знания на практике с помощью новых технологий обучения, проведен на работах Нагиевой Е.Б.[7], Сайтбагиной Л.А. [11]. Такие авторы, как Габитова Э.М. [1], Кулак Д.В., Неудахина Н.А. [6], Остапенко А.А., Гузеев В.В., Гавриленко С.А. [9, 10], Сергина С.А. [12], Штейнберг В.Э., Мустаев А.Ф. [14, 15] рассматривают использование логико-смыслового анализа (далее - ЛСМ) в качестве дидактического инструмента, обладающего высокой степенью универсальности и теоретической наглядностью. Проблеме формирования визуального канала в освоении знания посвящены работы Горлицына С.В. [2], Кондратенко О.А. [4], Колмаковой Л.А., Лаврентьева Г.В. [3], Кузьмича В.В. [5], M. Овчинникова Ю.Д. [8] . Однако в работах указанных авторов акцент сделан на исследовании синтетически-аналитической функции, доступности, наглядности, экономичности усвоения материала. При этом неисследованной остаётся модель двухканальной передачи информации, которая способствует не только усвоению учебного материала, но, главным образом, направлена на осознание-реализацию возможности поиска нового знания в исходном, усвоенном материале. Недостаточно исследовано использование метода обратной связи в процессе логического моделирования, а следовательно и умение студентов строить ЛСМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.