Научная статья на тему 'РАЗВИВАЮЩАЯ БЕСЕДА КАК МЕТОД РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

РАЗВИВАЮЩАЯ БЕСЕДА КАК МЕТОД РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
развивающая беседа / метод обучения / современные образовательные организации / студенты / эффективность / воспитание / преимущества / практика / developing conversation / teaching method / modern educational organizations / students / efficiency / education / advantages / practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогозина О.П., Олефиренко А.Б., Подоприхин В.Е.

Данная статья посвящена методу работы с обучающимися в современных образовательных организациях развивающей беседе. В ней рассматривается значение этого метода в обучении и воспитании студентов, его преимущества по сравнению с традиционными подходами, а также особенности проведения развивающей беседы. Приводятся примеры использования метода в практике и оценка его эффективности. Статья завершается выводами о значимости развивающей беседы в современном образовании и перспективами ее дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогозина О.П., Олефиренко А.Б., Подоприхин В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING CONVERSATION AS METHOD OF WORKING WITH STUDENTS IN MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This article is devoted to the method of working with students in modern educational organizations developing conversation. It examines the importance of this method in teaching and educating students, its advantages over traditional approaches, as well as the features of conducting an educational conversation. Examples of using the method in practice and evaluating its effectiveness are given. The article concludes with conclusions about the importance of educational conversation in modern education and the prospects for its further development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЮЩАЯ БЕСЕДА КАК МЕТОД РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

УДК 159.09.07 Рогозина О.П., Олефиренко А.Б., Подоприхин В.Е.

Рогозина О.П.

Херсонский технический университет (г. Геническ, Россия)

Олефиренко А.Б.

Херсонский технический университет (г. Геническ, Россия)

Подоприхин В.Е.

Херсонский технический университет (г. Геническ, Россия)

РАЗВИВАЮЩАЯ БЕСЕДА КАК МЕТОД РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация: данная статья посвящена методу работы с обучающимися в современных образовательных организациях - развивающей беседе. В ней рассматривается значение этого метода в обучении и воспитании студентов, его преимущества по сравнению с традиционными подходами, а также особенности проведения развивающей беседы. Приводятся примеры использования метода в практике и оценка его эффективности. Статья завершается выводами о значимости развивающей беседы в современном образовании и перспективами ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: развивающая беседа, метод обучения, современные образовательные организации, студенты, эффективность, воспитание, преимущества, практика.

Цель данной статьи - рассмотреть важность развивающей беседы в современных образовательных организациях и ее влияние на эффективность обучения и воспитания студентов.

Актуальность статьи: В современном мире, где информационные технологии и методы обучения стремительно развиваются, применение развивающей беседы становится все более актуальным. Студенты нуждаются не только в получении знаний, но и в развитии критического мышления, коммуникативных навыков и умения работать в коллективе. Поэтому изучение и практика развивающей беседы играют важную роль в современном образовании.

Развивающая беседа - это метод общения и взаимодействия, направленный на стимулирование мыслительной активности участников, развитие критического мышления, аналитических способностей, умения аргументировать свою точку зрения и высказывать собственные мнения. В рамках развивающей беседы участники задают друг другу вопросы, высказывают свои аргументы, делятся опытом и выводами.

Значение данного метода в обучении и воспитании студентов.

Развивающая беседа играет ключевую роль в современном образовании, поскольку она позволяет студентам не только усваивать новый материал, но и развивать свои интеллектуальные и коммуникативные навыки. Этот метод способствует активизации мыслительной деятельности, повышению интереса к учебному процессу, формированию самостоятельности и ответственности за собственное обучение. Развивающая беседа также способствует развитию толерантности и уважения к мнению других людей, помогает студентам осознать разнообразие точек зрения и научиться аргументировано отстаивать свою позицию.

Развивающая беседа обладает рядом преимуществ перед традиционными методиками обучения. Основные из них:

- Стимуляция мыслительной активности: участники вынуждены анализировать информацию, строить аргументацию и развивать критическое мышление.

- Самостоятельное поисковое обучение: студенты активно участвуют в процессе обсуждения, что способствует углубленному пониманию материала.

- Развитие коммуникативных навыков: участники учатся высказывать свое мнение, слушать собеседника и находить общий язык.

- Повышенная мотивация к обучению: свобода выражения мнений и участие в диалоге между участниками делают обучение более интересным и целенаправленным.

Развивающая беседа наилучшим образом соответствует современным требованиям в образовании, таким как:

- Активное включение студентов в учебный процесс: метод активизирует усваивание знаний и формирует навыки самостоятельного мышления.

- Интерактивность и коллективность: участники обсуждают темы в группе, обмениваются мнениями и аргументируют свои позиции.

- Развитие критического мышления и аналитических способностей: студенты учатся анализировать информацию, выявлять ключевые моменты и делать выводы.

Развивающая беседа положительно влияет на активность и мотивацию обучающихся благодаря:

- Возможности выбора: студенты имеют возможность высказывать свое мнение и вносить вклад в обсуждение, что стимулирует активность.

- Интерактивности: участие в диалоге и обмен опытом между участниками делает процесс обучения увлекательным.

- Поддержке самореализации: развивающая беседа способствует формированию самостоятельности и ответственности за собственное обучение, что повышает мотивацию студентов.

Этапы и структура развивающей беседы:

1. Подготовительный этап:

- Определение темы и целей беседы.

- Активация предварительных знаний учащихся.

2. Основная часть:

- Интерактивное общение по теме, диалог между участниками, обсуждение вопросов.

- Поддержка свободного высказывания мнений и аргументации со стороны учителя.

3. Заключительный этап:

- Подведение итогов, обобщение информации, формулирование выводов.

- Оценка результатов работы на занятии и выделение ключевых моментов.

Роли учителя и ученика в процессе общения

- Учитель:

- Модератор дискуссии, направляющий обсуждение в нужное русло.

- Поддерживает диалог, задает вопросы, стимулирует участие всех учеников.

- Обеспечивает атмосферу доверия и уважения, где каждый может высказать свое мнение.

- Ученик:

- Активно участвует в обсуждении, высказывает свое мнение, аргументирует позицию.

- Слушает собеседников, уважает мнения других участников.

- Участвует в создании коллективного знания, принимает активное участие в обмене опытом.

Техники и приемы, способствующие эффективной работе на занятии

- Активное слушание: участники внимательно слушают собеседника, проявляют заинтересованность.

- Взаимопонимание и эмпатия: учащиеся стараются поставить себя на место другого, уважают точку зрения.

- Включение всех участников: учитель стимулирует участие каждого студента в обсуждении.

- Использование открытых вопросов: приводит к более глубокому обсуждению и анализу темы.

- Обратная связь и рефлексия: после завершения беседы участники могут обсудить, что им понравилось или что можно было бы изменить для улучшения обучения.

Эти приемы и техники способствуют более эффективной работе на занятии и помогают достичь поставленных целей развивающей беседы.

На уроках литературы учитель может провести развивающую беседу о сюжете произведения, приглашая учеников анализировать персонажей, выявлять глубинные мотивы и темы. Ученики могут задавать друг другу вопросы, делясь своим видением произведения.

В рамках урока по истории учитель может предложить группам учащихся обсудить возможные решения и последствия исторических событий. В ходе такого обсуждения ученики могут критически мыслить, поддерживать свои аргументы и находить общие точки зрения.

На уроке правоведения учитель может предложить ученикам рассмотреть правовой кейс, обсудить его, аргументировать выводы и принять коллективное решение. При использовании игровых ситуаций, например, на уроке экономики, ученики могут сыграть роль предпринимателей и обсудить стратегии развития бизнеса.

Такие методы помогают развить критическое мышление, способствуют социальной адаптации и развитию коммуникативных навыков учащихся. Они позволяют углубить понимание материала, активизировать участие всех студентов и создать благоприятную обучающую атмосферу.

Критерии успешной реализации метода:

1. Глубина понимания: Ученики демонстрируют глубокое понимание темы и способны аргументировать свои мысли.

2. Активное участие: Все студенты принимают активное участие в обсуждении, выражая свои мнения и задавая вопросы.

3. Развитие навыков: Метод способствует развитию критического мышления, коммуникативных и аналитических навыков учащихся.

Показатели активности и вовлеченности студентов:

1. Количество высказываний: Количество высказываний от каждого ученика может свидетельствовать о его активном участии.

2. Эмоциональная реакция: Эмоциональные проявления, такие как интерес, волнение или увлечение, указывают на вовлеченность студентов.

3. Способность к сотрудничеству: Умение студентов слушать друг друга, поддерживать диалог и приходить к общему мнению также является показателем вовлеченности.

Подходы к оценке достижения образовательных результатов через метод развивающей беседы:

1. Анализ аргументации: Оценка способности студентов формулировать аргументированные выводы и опираться на факты.

2. Развитие мыслительных навыков: Сравнение уровня мыслительных навыков до и после использования метода развивающей беседы.

3. Обратная связь: Обзор от учеников и преподавателя оценит эффективность метода и выявит возможные области для улучшения.

Использование вышеперечисленных подходов поможет не только оценить эффективность развивающей беседы, но и сделать корректировки для повышения качества образовательного процесса.

Использование метода развивающей беседы представляет собой эффективный и значимый инструмент в современном образовании. Он способствует не только передаче знаний, но и развитию критического мышления, коммуникативных навыков и аналитической способности студентов. Развивающая беседа позволяет учащимся активно участвовать в процессе обучения, выражать свои мысли и аргументировать свои взгляды, что способствует глубокому усвоению материала.

В будущем перспективы развития данного метода включают в себя более широкое применение в различных дисциплинах и возможные

технологические инновации для улучшения процесса обучения. Дальнейшее исследование эффективности развивающей беседы и поиск новых подходов к оценке результативности помогут сделать этот метод еще более ценным и популярным инструментом образования.

Итак, развивающая беседа является неотъемлемой частью современного образования, обеспечивая не только передачу знаний, но и развитие ключевых компетенций учащихся. Ее эффективность и значимость подтверждают необходимость внедрения и развития данного метода в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Развивающее обучение: теория и практика / Под ред. Е.Е. Журавской. -Москва: Просвещение, 2009;

2. Методы активного обучения: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Сапрыкина. - Санкт-Петербург: Питер, 2015;

3. Педагогика: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.И. Ананьев. - Москва: Просвещение, 2020;

4. Искусство общения в образовательном процессе / А.Г. Щуклин. - Москва: Академия, 2018;

5. Психологические основы образования: Учебное пособие / Н.А. Крылова. -Москва: Юрайт, 2017

Rogozin O.P., Olefirenko A.B., Podoprikhin V.E.

Rogozin O.P.

Kherson Technical University (Genichesk, Russia)

Olefirenko A.B.

Kherson Technical University (Genichesk, Russia)

Podoprikhin V.E.

Kherson Technical University (Genichesk, Russia)

DEVELOPING CONVERSATION AS METHOD OF WORKING WITH STUDENTS IN MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Abstract: this article is devoted to the method of working with students in modern educational organizations - developing conversation. It examines the importance of this method in teaching and educating students, its advantages over traditional approaches, as well as the features of conducting an educational conversation. Examples of using the method in practice and evaluating its effectiveness are given. The article concludes with conclusions about the importance of educational conversation in modern education and the prospects for its further development.

Keywords: developing conversation, teaching method, modern educational organizations, students, efficiency, education, advantages, practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.