Выводы. Успешность формирования высокого уровня социально-коммуникативной компетентности будущих специалистов предполагает овладение профессиональными навыками в трудовой деятельности многих профессий. Социально-коммуникативные навыки обеспечивают возможность адаптации в новых условиях; осуществляют оценивание ситуации; демонстрируют изучение сложных социально-профессиональных проблем.
Обобщая изложенные аспекты развития социально-коммуникативных навыков следуют подтвердить необходимость организационно-педагогических условий: применение инновационных развивающих технологий и методов обучения студентов вуза, структурировать самостоятельную работу студентов, применять коллективно-творческие и групповые формы совместной деятельности студентов, использовать дополнительные формы работы со студентами в виде тренинговой работы индивидуальной консультативной деятельности.
Литература:
1. Арифулина, Р.У. Анализ отечественных и зарубежных трендов индивидуализации образовательного процесса в вузе: аналитический доклад структура / Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко // Вестник Мининского университета. - 2021. -Том 9. - № 4. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-2
2. Гительман, Л.Д. Центры компетенций - прогрессивная форма организации инновационной деятельности / Л.Д. Гительман, М.В. Кожевников // Инновации. - 2013. - №10. - С. 92-98.
3. Петрухина, О.А. Возможности индивидуализации обучения студентов в образовательном процессе педагогического вуза / О.А. Петрухина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. - №3(37). - С. 186-205.
4. Сорокин, А.Н. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура / А.Н. Сорокин, Е.И. Яковлева, И.Ф. Фильченкова, Ю.С. Ширяева, Т.Ф. Краснопевцева // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 9. - № 1. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-4.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Воронина Ирина Романовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Аннотация. Задачей современных высших учебных заведений становится организация эффективного образовательного процесса, в связи с чем актуализируется использование инновационных методов и технологий обучения. Одним из наиболее актуальных методов является эвристическая беседа, основанная на осуществлении диалогичного обучения. Значимостью работы является определение возможностей, особенностей метода эвристической беседы при изучении дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Основными структурными элементами метода выступают вопросы и ответы. В статье сформулирован ряд характеристик эвристической беседы. Рассматривается специфика применения метода эвристической беседы в профессиональном обучении. Основными функциями беседы являются общепедагогические и специфические. Выделены основные типы эвристической беседы. Обозначены две основные формы использования метода: свободная и жесткая вопросно-ответная форма. Обоснована роль преподавания дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» в профессиональном обучении. Уделяется внимание внедрению методов эвристической беседы для результативности обучения. Использование метода диалога наиболее эффективно при организации образовательного процесса. При изучении дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» обучающиеся изучают материал, опирающийся на имеющиеся у них знания и умения. Предназначение эвристической беседы способствует лучшему пониманию изучаемого материала и развитию мышления. Актуальность метода является необходимым условием активизации обучения студентов.
Ключевые слова: эвристическая беседа, инновационные методы, дисциплина «Общая и профессиональная педагогика», развитие критического мышления, самостоятельное обучение, образовательный процесс, вопросно-ответная форма, диалоговое обучение, обратная связь.
Annоtation. The task of modern higher educational institutions is the organization of an effective educational process, in connection with which the use of innovative teaching methods and technologies is being updated. One of the most relevant methods is heuristic conversation based on the implementation of dialogic learning. The significance of the work is to determine the possibilities, features of the method of heuristic conversation in the study of the discipline "General and professional pedagogy". The main structural elements of the method are questions and answers. The article formulates a number of characteristics of a heuristic conversation. The specifics of the application of the heuristic conversation method in vocational training are considered. The main functions of the conversation are general pedagogical and specific. The main types of heuristic conversation are identified. Two main forms of using the method are indicated: free and rigid question-answer form. The role of teaching the discipline "General and professional pedagogy" in vocational training is substantiated. Attention is paid to the introduction of heuristic conversation methods for the effectiveness of training. The use of the dialogue method is most effective in organizing the educational process. When studying the discipline "General and Professional Pedagogy", students study material based on their knowledge and skills. The purpose of the heuristic conversation contributes to a better understanding of the material being studied and the development of thinking. The relevance of the method is a necessary condition for enhancing student learning.
Key words: heuristic conversation, innovative methods, "General and professional pedagogy", development of critical thinking, independent learning, educational process, question-and-answer form, dialog learning, feedback.
Введение. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования высококвалифицированных специалистов, отличающихся гибкостью мышления, способностью быстро и четко принимать решения. В связи с чем целью высших образовательных учреждений становится организация высокоэффективного образовательного процесса с использованием инновационных средств, методов и технологий обучения.
Использование метода эвристической беседы основано на диалогичном обучении, что способствует активизации познавательной деятельности студентов, развитию критического мышления студентов за счет использования на занятии проблемных вопросов.
Вопросом изучения метода эвристической беседы занимался ряд ученых, среди которых М.Н. Скаткин, Н.М. Плескацевич, В.В. Заботин, П.Ф. Каптерев и др. Ученые дают разные определения метода. Так, М.Н. Скаткин определяет эвристическую беседу как вопросно-ответную форму обучения, где преподаватель, не давая готовых знаний обучающимся, заставляет студентов подходить к новым правилам и выводам на основе уже имеющихся знаний [1, С. 128]. Схожее определение дает Н.М. Плескацевич, который под эвристической беседой понимает систему взаимосвязанных вопросов, создаваемую преподавателем, где каждый из которых является логическим шагом, который направляет обучающихся к самостоятельному нахождению новых знаний, способов добывания информации на основе запаса знаний [2, С. 241]. По мнению И.Я. Лернера, эвристическая беседа представляет собой взаимосвязанную серию вопросов, часть которых является небольшими проблемами, ведущих к решению поставленной педагогом проблемы. Автор считает, что сущность беседы состоит в том, что преподаватель продумывает и планирует определенные шаги поиска, расчленяет тему на подпроблемы, а студенты, осуществляя творческую деятельность, формируют эти шаги [3, С. 132]. Эвристический метод обучения, по мнению Д.А. Кретовой, позволяет педагогу предоставить обучающимся больше творческого поиска и самостоятельности, чем традиционные методы обучения [4, С. 201].
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать анализ возможностей использования эвристической беседы для повышения качества организации образовательной деятельности в вузе.
Изложение основного материала статьи. Задачей педагога дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» становится формирование у студентов новых знаний, умений и навыков по предмету на основе изученного. Студенты получают основу знаний на таких дисциплинах, как «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», «Общая психология», «Основы педагогических измерений», а также «Педагогические технологии». Наиболее эффективными методами организации образовательного процесса при изучении педагогических дисциплин становятся методы обучения, основанные на осуществлении диалога. Одним из актуальных методов обучения становится метод эвристической беседы.
Эвристическая беседа - это инновационный метод обучения, подразумевающий вопросно-ответную форму обучения, постановку преподавателем проблемного вопроса для самостоятельной деятельности студентов. Данная методика отличается проблемным характером за счет того, что предполагает обсуждения проблемных ситуаций [5, С. 84].
Для того, чтобы объяснить важнейшие понятия дисциплины «Общая и профессиональная педагогика», главные концепции, методики, формы обучения и др., преподавателю необходимо научить обучающихся анализировать, доказывать свои предположения, логически рассуждать, обобщать свои наблюдения, знания и замечания, а также структурировать и систематизировать информацию. Будущим педагогам важно уметь работать с информацией, что определяет необходимость грамотной организации образовательного процесса педагогических дисциплин. Метод эвристической беседы становится условием развития важнейших профессиональных компетенций студентов. Использование данного метода направлено на формирование и развитие самостоятельно определять проблемные стороны вопроса, критически подходить к решению того или иного дела, строить пути решения, необходимые для решения проблемы, выделять ключевые этапы работы и выстраивать планирование проверки доказательств [6, С. 105].
Эвристическая беседа направлена на грамотную подготовку вопросов для студентов, что дает возможность обучающимся самостоятельно путем логических рассуждений прийти к правильным умозаключениям. Организация занятия посредством применения данного метода предполагает создание беседы характера постепенного развертывания. Использование коллективной эвристической беседы направлено на активизацию обучения студентов, большему осмыслению изучаемой информации, а также систематизации опыта и знаний обучающихся.
Основными характеристиками эвристической беседы выступают следующие положения: поиск ответов и решения ориентирован на способы получения знаний или на доказательство их истинности; поиск путей решения осуществляется студентами самостоятельно при частичном руководстве педагога. Роль преподавателя сводится только к коррекции беседы, направлении мыслительной деятельности студентов. Помимо того, что вопросы беседы взаимосвязаны, и каждый выступает логическим шагом поиска, характеристикой метода является прямая зависимость успеха поиска истины и запаса имеющихся знаний.
Такие компоненты, как вопрос и ответ, отражают структурное содержание беседы. Под вопросом понимается совокупность логических, психологических и синтаксических свойств, которые определяют его предметное содержание. Ответы тесно связаны с вопросами определенной логикой, они нацелены на раскрытие тематики исследования. Вопрос выступает в качестве подталкивающего фактора к достижению истины студентами, получению логического решения проблемного вопроса.
Существует ряд особенностей использования метода эвристической беседы в вузе, основными из которых являются следующие: вопросы выступают логическими стадиями и элементами поиска; беседа развивает самостоятельность студентов; метод направлен на доказательство истинности решения, поиск верного знания.
Метод эвристической беседы предполагает активное участие каждого студента в диалоге, где обучающиеся могут высказать свое мнение по данному вопросу, а также открыть спор. Осуществление эвристической беседы на занятии не ограничивается определенными рамками заранее заготовленных педагогом вопросов и их строгой последовательности.
Исследовательская эвристическая беседа дает возможность преподавателю изучить особенности мышления студентов; оценить их умение формулировать свои мысли; узнать впечатления студентов о предмете; определить проблемные области материала для обучающихся, т.е. выявить, что усвоено, а что требует повторения, дополнительного разбора. Применение данного типа эвристической беседы в образовательном процессе вуза наиболее эффективно в качестве введения в тему, подготовки для последующего анализа материла. Данный тип предполагает предварительный обзор информации с целью выявления наиболее сложных моментов, на что стоит обратить особое внимание.
Спонтанный тип эвристической беседы направлен на развитие у студентов навыков критического мышления, анализировать, доказывать и оценивать то, что говорят обучающиеся. Особенностью использования данного типа заключается в его направленности на самоанализ и самоконтроль студентов. В ходе занятия преподаватель направляет студентов к объяснению их точки зрения по тому или иному высказыванию, интересуется, как можно доказать справедливость того или иного предположения.
Примером реализации спонтанного типа эвристической беседы может стать организация занятия в Мининском университете, где на семинарском занятии дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» на этапе контроля знаний темы «Формы организации профессионально-образовательного процесса» педагог может спросить студентов, каким способом можно доказать эффективность той или иной формы организации обучения на различных этапах занятия. Данный вид эвристической беседы наиболее эффективен, когда мотивационная составляющая студентов наиболее развита, обучающиеся осознают важность изучения той или иной темы, а вопросы побуждают интерес к работе. Спонтанные
дискуссии направлены на развитие самостоятельности обучающийся в решении тех или иных вопросов, развитие их критического мышления. При спонтанных дискуссия обучающиеся учатся параллельно анализировать то, что они говорят, критически оценивать все свои высказывания, которые ранее направлялись на оценивание и исправление со стороны педагога.
Следующим типом эвристической беседы является дискуссия центрирования на теме. Данный тип наиболее эффективен на завершающем этапе занятия, т.е. когда студенты уже изучили материал темы и владеют определенными знаниями. Метод направлен на изучение материала более основательно и полно, оценки мнений, обобщения знаний. Центрирование на теме предполагает самостоятельную работу студентов, направленную на поиск решений той или иной проблемы, рассмотрение перспектив дискуссии, выделение проблематичных понятий и последствий. Данный тип может быть реализован в форме использования эвристических вопросов на сравнение и сопоставление.
Существует несколько форм использования того или иного типа эвристической беседы, основными из которых являются следующие: свободная и жесткая вопросно-ответная форма. Так, применение свободной формы беседы в образовательном процессе вуза осуществляется следующим образом: преподаватель задает вопросы, после чего студентам необходимо дать последовательную цепочку ответов, следующие друг за другом без промежуточных вопросов. Компонентами жесткой вопросно-ответной формы выступают только вопрос педагога и ответ студента.
Практическая ценность использования метода эвристической беседы обусловлена тем, что по характеру вопросов преподаватель может определять степень познавательной активности студентов, уровень развитости его теоретических знаний, судить о мотивации обучающихся, глубине их знаний и развитости в том или ином вопросе. Так, в процессе эвристической беседы студенты выступают в качестве своеобразного средством «обратной связи».
Эвристические вопросы дают возможность вспомнить и воспроизвести уже имеющиеся знания по теме, а также позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения в зависимости от формулировки вопроса. Задачей педагога становится путем грамотно поставленных вопросов активизировать творческую составляющую студентов, продуктивную самостоятельную работу.
Преимуществом использования метода эвристической беседы в вузе становится возможность развития и оценки студентами своих знаний, логики, мышления; формирования умений самостоятельной работы. Использование данного инновационного метода в образовательном процессе вуза позволяет студентам создавать свои идеи, возникающие на основе услышанного или спонтанно; размышлять о предмете беседы, разбираться в нем; а также объединять имеющиеся убеждения и знания с новой изучаемой информацией, разбирая и запоминая материал. Применение эвристической беседы настраивает обучающихся на ясность, релевантность и точность своих предположений.
Выводы. Посредством использования метода эвристической беседы в образовательном процессе вуза осуществляется имитация самостоятельного исследования студентами в пределах грамотного руководства преподавателя.
Применение данного метода при изучении дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» дает возможность развития у студентов познавательных способностей, способствует усилению интеллектуальной активности, умению реализовывать и применять на практике полученных в ходе занятия теоретические знания и имеющийся опыт для решения практических задач.
Эвристическая беседа является одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации обучающихся, стимуляции познавательной деятельности студентов. Эвристическая беседа побуждает обучающихся к самостоятельной продуктивной деятельности путем искусно сформулированных последовательных наводящих примеров и вопросов.
Литература:
1. Ваганова, О.И. Методы реализации технологии дискуссионного обучения / О.И. Ваганова, М.А. Карпова, Ж.В. Смирнова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 7. - Т.1 (33). -С. 91-95.
2. Гладкова, М.Н. Реализация дискуссионных образовательных технологий в учебном процессе вуза / М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова, М.П. Прохорова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т.8. - № 1 (26). -С. 66-68.
3. Кретова, Д.А. Использование эвристического метода в творческом развитии личности обучающегося / Д.А. Кретова // Научные исследования в образовании. - 2010. - № 4. - С. 24-27.
4. Кутепова Л.И. Особенности реализации технологии дискуссионного обучения при изучении педагогических дисциплин / Л.И. Кутепова, О.И. Ваганова, М.А. Толчина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 1 (35). - С. 34-39.
5. Папуткова, Г.А. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов / Г.А. Папуткова, Р.А. Саберов, И.Ф. Фильченкова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - № 4. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-1.
6. Смирнова, Ж.В. Роль технологии дискуссионного обучения в формировании коммуникативных компетенций, обучающихся / Ж.В. Смирнова, О.И. Ваганова, М.А. Карпова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал. - 2018. - Т. 9. - № 9-2. - С. 113-116.
Педагогика
УДК 37.013 аспирантка Ли Хуэй
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ИНОСТРАННОГО
Аннотация. Включение аутентичных культурных материалов в процесс освоения русского как иностранного подразумевает в большинстве случаев использование фрагментов фольклорного дискурса. Вопросы же применения советской мультипликации в лингводидактических целях - крайне неисследованный вопрос отечественной педагогики. Работа с советскими мультфильмами в обучении русскому языку как иностранному способствует достижению следующих учебных целей: формирование навыка аудирования; обогащение лексического запаса и активизация изученной ранее лексики; расширение компетенции языковой личности за счет усвоения средств и коммуникативных шаблонов языковой образности (стилистики); освоение лингвокультурных реалий. Советские мультфильмы позволяют понять сущность множества культурных реалий. Многие из продуктов мультипликационного творчества основаны на фольклоре, и по этой